Соборы в стиле готика: 8 впечатляющих готических соборов Европы

8 впечатляющих готических соборов Европы

Skip to main content

Архитектура

Познакомьтесь с достижениями архитектуры средневековой Европы.

Во время путешествия по Европе вы непременно увидите хотя бы один готический собор, построенный в XII–XVI веках. Готика выросла из романского стиля, для которого характерны толстые стены, круглые арки и большие башни. Интерьеры готических храмов светлые и высокие, несмотря на то что здания построены из массивного камня. Увеличивать высоту соборов получалось за счет использования стрельчатых арок, аркбутанов и нервюрных сводов. AD предлагает вашему вниманию подборку восьми лучших готических соборов Европы.

Амьенский собор, Франция

Этот собор считается самым высоким во Франции: высота его свода составляет 42,3 м. Также Амьенский собор среди всех готических церквей во Франции имеет самый большой внутренний объем — 200 000 м³.

Фото: Natalia Bratslavsky

Реймсский собор, Франция

Этот собор был местом коронации почти всех французских монархов. Он был построен в XIII веке на месте церкви, возведенной в 400 году.

Фото: Julian Elliott — Ethereal Light

Базилика Сен-Дени, Франция

Считается, что базилика Сен-Дени — первый готический собор в мире (его строительство было завершено в 1144 году). Там захоронены почти все монархи Франции.

Шартрский собор, Франция

Этот объект Всемирного наследия ЮНЕСКО очень хорошо сохранился: почти все оригинальные витражи находятся в отличном состоянии. С XIII века в соборе почти ничего не изменилось.

Фото: Getty Images. Radu Razvan Gheorghe

Санта-Мария-дель-Фьоре, Италия

Собор Флоренции, также известный как Дуомо, знаменит своим невероятным куполом, построенным Филиппо Брунеллески. Строительство готического собора началось в 1296 году, а работы над куполом продолжались до 1436 года. Многоцветный фасад в неоготическом стиле, который мы видим сегодня, был построен в 1887 году.

Фото: Luciano Mortula

Вестминстерское аббатство, Англия

Генрих III приказал построить аббатство в 1245 году как место для своего захоронения в будущем. Сейчас в Вестминстерском аббатстве проводятся коронации и свадьбы членов королевской семьи. В 2011 году здесь венчались принц Уильям и Кейт Миддлтон.

Фото: Getty Images

Кентерберийский собор, Англия

Этот собор многим известен по сборнику “Кентерберийских рассказов” Джефри Чосера. В 1170 году в соборе был убит архиепископ Томас Бекет — одна из ключевых фигур английской истории XII века.

Фото: Getty Images

Миланский собор

Строительство самой большой церкви Италии заняло почти 600 лет. В отличие от большинства готических церквей, у которых на переднем фасаде располагаются две башни, Миланский собор имеет необычный силуэт: на здании находится множество мраморных остроконечных башенок.

Фото: Simone Simone

ТегиГотикаАрхитектураЕвропа

Читайте также

Интерьер

Черный дом в Пермской области, 240 м²

Четыре года назад дизайнер Ксения Федосеева приехала на замеры в поселок под названием Freedom и увидела недостроенный дом, восхитивший ее своей красотой и монументальностью. Через месяц дом выставили на продажу, и Ксения поняла, что должна сделать его своим.

Новый год

Как разные города мира украсили к Рождеству и Новому году 2022

AD прогулялся по разным городам Европы и посмотрел, как их украсили к праздникам.

Путешествия

Солнечные каникулы: 8 дизайн-отелей со всего света

В нашей подборке — новые и исторические отели по всему миру, в которых будет приятно провести зимний отпуск.

Подарки

Новый год 2022: 23 подарка для любителей дизайна и архитектуры

От карандашей для скетчей до дизайнерских скульптур — мы нашли 23 подарка, которые определенно понравятся ценителям архитектуры и дизайна.  

Невероятно красивые готические соборы Германии ( + ФОТО )

Родиной готического архитектурного стиля по праву считается Франция, ведь именно здесь, во французском Сен-Дени, 11 июля 1144 года освятили первую готическую базилику. Но и зодчие Германии внесли свой весомый вклад в развитие и совершенствование стиля архитектуры, и многие готические соборы Германии стали настоящими шедеврами архитектуры. Готическая архитектура Германии многое переняла у французов, но, наравне с этим, имела свои отличительные черты и направления развития.

1

Страсбургский собор

Город Страсбург, название которого в переводе с немецкого языка звучит как «крепость у дороги», находится на границе Франции и Германии.

Выстроенный здесь лютеранский собор объединил в себе французские и немецкие культурные традиции, став крупнейшим храмом в истории мировой архитектуры. К тому же это самый высокий и крупный собор в мире, возведённый из песчаника.

Начало строительства началось в конце XII столетия, а сегодня сотни тысяч туристов приезжают посмотреть на великолепие готического храма.

Интересный факт: Германская готика появилась в результате того, что к романским храмам стали пристраивать новые элементы в готическом стиле. Так в истории архитектуры появился переходный, романо-готический стиль.

2

Кёльнский собор

Одно из самых известных и высоких культовых сооружений Европы Кёльнский собор возводили в два этапа. Первый камень в фундамент заложили в далёком 1248 году, а вот завершилось строительство в конце XIX столетия.

Готический собор в Кёльне особо почитаемых в Германии Святых Петра и Марии поражает своим великолепием и монументальностью. Уже долгие годы эта городская жемчужина и шедевр архитектуры является гордостью горожан, а специалисты и просто туристы отмечают ажурность его форм, устремлённых ввысь шпилями башен.

По конструкции это огромная пятинефная базилика, общей площадью 8,5 тыс. м² и высотой шпиля 157 м.

По мнению многих людей, как архитекторов, так и простых туристов, этот собор является одним из самых красивых готических зданий в мире.

А вы знаете, что: Из-за дефицита местного камня многие храмы Германии строились из песчаника или кирпича. Именно поэтому Германия стала родоначальницей кирпичной готики.

3

Фрайбургский собор

Большая часть этого кафедрального собора выстроена в готическом стиле, который великолепно сочетается в уникальном памятнике архитектуры с элементами романского стиля.

В XIII веке оформился главный фасад храма и выстроена готическая башня. На сегодня это единственное культовое сооружение Германии такого типа, строительство которого завершилось в период средневековья, в 1330 году.

Святые будто охраняли церковь во время бомбардировок, и она осталась цела, хотя все здания вокруг были полностью разрушены.

Интересные факты: В России готический стиль не прижился, но при строительстве некоторых зданий в стиле барокко использовали готические элементы. Потому и получился такой псевдоготический стиль.

4

Церковь Святой Марии в Любеке

Самая знаменитая церковь в немецком городке Любек является ярким образцом кирпичной готики и настоящим шедевром средневековой архитектуры.

Начали строить её в 1250 году на месте старой деревянной церкви и романской церкви. Решение строить новый символ процветания был принят купечеством Ганзы, чтобы она стала воплощением власти и благосостояния ганзейского города.

В годы Второй мировой войны здание было практически разрушено во время авиационного налёта. Утрачены были и главные святыни церкви. К началу 50-х годов ХХ века усилиями строителей и зодчих храм был полностью восстановлен.

Факт: Многое в германской готике взято из Франции, родоначальницы изысканного архитектурного стиля.

5

Церковь Елизаветы в Марбурге

Возведение церкви над могилой Святой Елизаветы закончилось в начале XIII столетия, и она стала первым сооружением Германии, выстроенном в чисто готическом стиле.

Заложили храм на берегу реки Ланн, а сегодня это одна из главных достопримечательностей города Марбурга, к которой ежегодно приезжают сотни тысяч туристов. Внутри сохранились уникальные готические фрески.

Красивые готические башни вот уже более 800 лет возвышаются над городом и поражают своим великолепием. Строили церковь на средства Тевтонского ордена, и освятили в честь Святой Марии, но в историю храм вошёл под другим наименованием.

Интересный факт: В отличие от французов, немецкие зодчие избегали большого наличия внешних украшений, отдавая предпочтение строгим линиям. Западный фасад средневековых готических храмов Германии полностью лишён элементов украшения.

6

Ульмский собор

Красивое готическое здание в самом сердце города Ульм по своей сути не является собором, так как епископ избрал местом своей резиденции город Штутгарт.

Заложили собор в 1377, а через 15 лет началось его строительство под личным контролем епископа Ульриха фон Энзингена. Здание неоднократно перестраивалось и свой окончательный вид приобрело уже во времена правления Бисмарка, во второй половине XIX столетия, став символом объединённой Германии.

Сегодня этот собор самый высокий в мире, так как шпиль величественного сооружения возвышается над землёй на высоте 161,7 м.

7

Регенсбургский собор

Гордость земли Баварской, готический собор в городе Регенсбурге строили почти 4 века, с 1275 по 1634 год. Только вот башни закончили уже в 1869 году.

За свою историю собор дважды горел, но быстро был восстановлен, сохранив свой чудный первоначальный облик и архитектурные элементы. Кроме внешнего убранства, поражает великолепием и внутренний интерьер лютеранской церкви.

Это единственная церковь в Германии, которую возвели полностью по французскому образцу. Потому она отличается изысканностью форм и великолепно украшенными фасадами.

8

Мейсенский собор

Храм в немецком городке Мейсен является чистым примером германской залоговой готики с красивым фасадом и роскошным внутренним убранством.

Построен он был в период с 1260 по 1410 год, и освящён в честь Святого Иоанна и Святого Донатуса. Долгое время был резиденцией епископа. Сам невысокий. Всего чуть более 17 м, а вот башня возвышается над городской площадью на высоту в 81 м.

В архитектурном плане чистейший собор в готическом архитектурном стиле без примесей и конструктивных элементов других стилей.

А Вы знали, что: В готических зданиях Германии в большинстве случаев отсутствует вход на главном фасаде, а сделан боковой вход, что, по мнению архитекторов, помогает насладиться целостностью красивых зданий.

9

Альтенбургский собор

Посреди красивого зелёного поля стоит величественный собор, который за долгие годы своего существования сумел сохранить все элементы своего великолепного убранства.

Из-за больших витражных окон церковь кажется прозрачной, а в народе такая архитектурная композиция получила наименование «Kirchenschiff», что означает «церковь корабль». Уникальный классический памятник готической архитектуры имеет и ряд конструктивных особенностей.

К примеру, его витражное окно на западной стороне, возвышающееся над главным входом, является самым большим в Европе. На закате создаётся впечатление, что оно состоит из драгоценных камней, а не из простого цветного стекла.

Интересный факт: Московские высотки чем-то отдалённо напоминают готический стиль. Такие же, устремлённые ввысь здания с высоким шпилем, по праву можно охарактеризовать как сталинская готика.

10

Церковь Богородицы в Нюрнберге

За десять лет, в период с 1352 по 1362 год, в старинном городе Нюрнберге, недалеко от рыночной площади возвели красивую готическую церковь.

Долгое время выполняла функции придворной императорской капеллы, в которой был установлен орган знаменитого мастера Генриха Траксдорфа. После бомбардировок церковь долго восстанавливали, а в 2003 году провели капитальную реставрацию.

Удивительно, но на церкви в 1509 году были установлены часы, которые и по сей день показывают точное время.

11

Монастырь Ленина

Цистерцианский монастырь на юго-западе Потсдама, основанный в 1180 году, монахи строили из кирпича, и он стал традиционным примером немецкой кирпичной готики.

Суровый образ монахов-цистерцианцев отобразился и в архитектуре. Строгие линии, минимум внешних украшений являются отличительной чертой данного памятника архитектуры.

Большие окна на западном фасаде были бесцветными, без крестов и изображения сцен библейских сюжетов. Во всём была строгость, и даже готическая башенка стала символом аскетизма средневекового аббатства.

12

Аббатство Святого Михаила

На одном из склонов горы Михельсберг, что находится в Верхней Франконии, в 1015 году был основан бенедиктинский монастырь. В начале XIX столетия стал собственностью государства, и сейчас в нём размещён центр для пожилых людей.

Главные сооружения и храм монастыря были выстроены в романском стиле, но с течением времени к ним стали пристраивать элементы в готическом стиле. Так в Германии появился особый архитектурный стиль.

Именно это аббатство Святого Михаила и стало образцом начала зарождения германской готики, как гармоничного синтеза романских сооружений с готическими элементами.

В завершение

Вот мы и представили фото самых красивых готических соборов средневековой Германии и других сооружений, рассказав кратко их истории, и указав на главные конструктивные архитектурные особенности. Можно сказать, что немецкая готика является ярким образцом этого удивительного архитектурного стиля, который и сегодня активно используется современными архитекторами при проектировании и возведении новых зданий.

Непреходящие готические соборы Франции. Рик Стивс

Несмотря на многолетнее путешествие по Франции, я до сих пор не могу не восхищаться возвышающимися готическими церквями, которые отмечают сердце многих французских городов.

Готический стиль в архитектуре, в основном используемый в церквях, возник в средневековой Франции как способ придать внутренним помещениям более освещенный и устремленный вверх вид, чем предшествовавшая ему темная, тяжелая романская архитектура. По мере того, как французская городская жизнь становилась более стабильной, церквям не нужно было быть такими крепоподобными, а инженерные инновации позволили архитекторам строить более воздушные, вертикальные церкви, которые, казалось, простирались к небесам, а их стены были отданы под окна, чтобы обеспечить максимальное освещение. Новые стрельчатые арки позволили церквям стать выше и эффектнее снаружи, освободив место для красочных витражей внутри. Противовесные «парящие контрфорсы» — каменные арки, которые возвышаются над землей и отталкиваются внутрь относительно слабых внешних стен, тем самым поддерживая крышу, — делают интерьер гигантских каменных зданий почти невесомым.

Хотя пройдет некоторое время, прежде чем посетители снова смогут осмотреть самое известное готическое чудо Франции, парижский собор Нотр-Дам, множество других великолепных готических соборов разбросаны по всей стране, как булавки с драгоценными камнями на карте.

Мне нравится представлять, каково было быть пилигримом 600 лет назад, идти в течение нескольких дней в определенную церковь в определенный святой день — и испытывать благоговение, когда парящий шпиль собора наконец появился на горизонте.

В настоящее время вы можете сесть на поезд в Париже и, например, всего за час прибыть в Шартр, где находится собор, который, возможно, является лучшим образцом чистой готики в Европе. Официально известная как собор Нотр-Дам де Шартр, это одна из более чем сотни церквей, посвященных «Богоматери» («Нотр-Дам»), разбросанных по Франции. огонь.

Большинство готических церквей сделаны из камня, но многие готические церкви имеют деревянную крышу и/или шпиль, что делает их уязвимыми для пожаров. Удивительно, но после того, как Шартрский собор сгорел дотла в 1194 году, его восстановление заняло всего 30 лет — удивительно, если учесть, что на строительство таких соборов, как парижский Нотр-Дам, ушли столетия. То, что посетители видят сейчас, — это единство архитектуры, скульптуры и витража, которое, как никакая другая церковь, отражает дух «Эпохи веры» 13-го века.

Во время пожара в Шартре церковь владела покрывалом, которое предположительно носила Мария, когда она родила Иисуса, что сделало этот маленький городок важным игроком в кругу паломников. Хотя опасались, что завеса потеряется в огне, через несколько дней она была «найдена» невредимой в склепе. Это чудо (или маркетинговый ход) стало толчком к быстрому восстановлению. Вы все еще можете увидеть завесу вместе со многими статуями, посвященными Марии, но для меня изюминкой церкви является центральное окно за алтарем: окно «Голубая Богородица». На нем изображена Мэри, одетая в знаменитый «Шартрский синий», роскошный цвет, полученный путем смешивания оксида кобальта со стеклом.

Два моих любимых готических собора находятся к северу от Шартра, в соседней Нормандии.

В отличие от маленького городка Шартр, Руан в средние века был вторым по величине городом Франции. Его собор, также посвященный Марии, прежде всего известен как памятник истории искусства. Посетив сегодня, вы можете увидеть, по сути, то, что видел Клод Моне, когда он нарисовал 30 различных этюдов этого фасада в яркой готике (середина 14 века) в разное время года и в разное время дня, запечатлев свои «впечатления», когда свет играл на его изысканно детализированной кладке. .

Руанский собор был построен между 12-м и 14-м веками, хотя удары молнии, войны (собор был случайно разбомблен во время Второй мировой войны) и другие разрушительные силы вынуждали его постоянно восстанавливать. Внутри находится часовня, посвященная Жанне д’Арк (она была осуждена за ересь в Руане и сожжена там на костре в 1431 году) и несколько каменных гробниц, датируемых временем, когда Руан был столицей герцогов Нормандии (в том числе одна с сердцем английского короля Ричарда Львиное Сердце).

В двух часах езды к западу от Руана собор Байё — такой же большой, как парижский Нотр-Дам, — возвышается над маленьким городком. Его две башни и западный фасад изначально были романскими, но позже башни были увенчаны высокими готическими шпилями, а фасад украшен декоративным готическим «занавесом» из архитектурных деталей. Его интерьер также представляет собой смесь стилей: сплошные круглые арки на уровне земли нефа поддерживают изящные готические верхние этажи, которые парят высоко над головой. Историки считают, что гобелен из Байё, вышивка длиной 70 ярдов, рассказывающая историю победы Вильгельма Завоевателя в битве при Гастингсе, изначально был предназначен для того, чтобы окружать неф.

Самая впечатляющая готическая церковь на востоке Франции находится в Страсбурге, где ее почтенный собор — еще один «Нотр-Дам» — просто потрясающий.

Этот готический спектакль каким-то образом пережил Французскую революцию, франко-прусскую войну и обе мировые войны. Внутреннее убранство с его широким нефом, изысканным органом из сусального золота и искусно вырезанной каменной кафедрой стоит того, чтобы насладиться им не спеша. Великолепные витражи, 80 процентов из которых являются оригинальными, датируются XII веком. Внешний вид церкви с пронзающим облака шпилем (466 футов, он был самым высоким в мире до середины 1800-х годов) и красным песчаником (с 13-го по 14-е века) выделяется среди других великих готических церквей во Франции.

Готические церкви доказали свою устойчивость как физически, так и как мощные произведения архитектурного искусства. Несмотря на войны, пожары и Мать-природу, великие соборы Франции выжили благодаря изобретательности их дизайна и любящей заботе о людях, которым они служат.

Готические соборы — почему тогда, почему там?

Как и многие американцы, которые путешествовали и/или жили во Франции, за эти годы я посетил ряд готических соборов в Париже, Шартре, Руане, Сен-Дени, Реймсе, Бурже и Бове. Я восхищался их высокими нефами и высокими остроконечными арками и пытался читать истории в их витражах. Я был впечатлен большими окнами-розетками, узнал о необходимости аркбутанов и оценил сохранившиеся готические скульптуры и живопись. Они стали для меня частью французского городского пейзажа, яркими памятниками средневековой религии, искусства и архитектуры. Они, и в частности Нотр-Дам-де-Пари до наводнения туристов, также служили временными убежищами, местами, где можно было спокойно посидеть вдали от городской суеты.

С годами они практически исчезли с моего радара, мир памятников в стране, где люди и повседневная жизнь интересуют меня больше, чем впечатляющие груды камней, в которых хранятся произведения искусства многовековой давности.

В этом контексте я с интересом прослушал доклад AFLCR Pause Midi о готических соборах, сделанный Робертом Хайду в ноябре прошлого года. В своем выступлении он упомянул, среди прочего, последовательность дат наиболее известных готических соборов, все из которых сгруппированы в 12 и 13 веках. Что не менее важно, он отметил, что соборы в основном ограничивались районом вокруг Парижа. Из этой схемы возникли два вопроса: почему тогда и почему там? Ответы на эти вопросы, по-видимому, связаны со сложной смесью феодальной и религиозной политики, ремесленничества, геологии, сельского хозяйства, климата и эпидемиологии.

Как отмечает Хайду, подавляющее большинство готических соборов находится на севере Франции. Там сохранилось не менее 25 крупных готических церквей, из которых две (Сен-Дени и Понтиньи) были аббатствами, одна реликварием (Сент-Шапель), а остальные соборами (резиденциями епископов или архиепископов). Они простираются через Bassin Parisien, область от плоских до холмистых полей, которая ограничена Амориканским массивом на западе, Центральным массивом на юге, массивом Вогезов на востоке, Арденнами на северо-востоке и побережье.

север и запад. Они присутствуют в ряде провинций региона, включая Иль-де-Франс, Бургундию, Шампань, Пикардию, Нормандию, Турень и Пуату. Некоторые из них находятся в крупных городах, например, в Руане, Туре, Париже, Реймсе, Амьене и Дижоне, но другие находятся в небольших городах, которые были важными центрами в более позднем средневековье.

Геологическая карта Франции с изображением парижского бассейна (выделены желтым, оранжевым, зеленым и синим цветом) и прилегающих массивов. Цвета Bassin Parisien указывают на залежи известняка, лежащие в основе лёссовых почв, известняка, который послужил материалом для готического строительного бума.

Первый из готических соборов, Сент-Этьен-де-Сенс (в Бургундии), начал строиться около 1130 г., за ним последовала готическая реконструкция базилики Сен-Дени (я не упомянул соборы Отен и Нуайон 1120 и 1130 гг. соответственно, поскольку они считаются переходными от романского к готическому.) Строительство или капитальная перестройка романских церквей (как в Сен-Дени, Руане и Анже), затем продолжалась в течение 12-го века и первой половины 13-го века

  век; только те, что в Мо, Орлеане и Дижоне, были начаты позже, в 13 веке. Со временем они, как правило, становились выше и особенно более сложными, раздвигая границы готического дизайна, например, в Амьене и Бове. Учитывая, что на строительство большинства из них ушли десятилетия (по крайней мере, на их основные части), во многих из этих городов на протяжении большей части XII и / или XIII веков продолжалось строительство готических церквей. В других местах во Франции основное готическое строительство ограничивалось соборами в Лионе (с 1180 г.) и Тулузе (с 1210 г.). Почему именно в Bassin Parisien за эти полтора века было построено так много готических церквей?

Растущая власть королей Капетингов в Париже, возможно, привела к этому буму церковного строительства, поскольку они утверждали свою феодальную власть над дворянством окружающих провинций. Однако ряд готических церквей был построен не королями, а аббатами, епископами или архиепископами, финансируемыми за счет местных налогов, в разной степени поддерживаемыми папой и в значительной степени независимыми от светской власти. Более того, в тот же период происходили частые военные столкновения между французскими королями и этой знатью, что ставило под сомнение степень контроля Парижа за пределами Иль-де-Франс. Тем не менее, 11-13 века были временем относительного мира; угроза викингов исчезла к 10 веку, а воинственные наклонности королевской семьи и знати частично были направлены на крестовые походы.

В те века также наблюдался беспрецедентный экономический рост, особенно к северу от Альп, сопровождаемый значительным ростом населения и урбанизацией. Этот демографический всплеск объясняется значительными достижениями в области технологий и сельского хозяйства, а также теплым климатом (средневековый теплый период) перед последующим глобальным похолоданием (малый ледниковый период).

Ряд технологических достижений, которые собирались воедино на протяжении предыдущих столетий, созрели и распространились в течение 10-13 веков. Водяные мельницы с горизонтальной осью появились в 10 веке, и их все чаще применяли для других задач, помимо измельчения зерна.

За ними последовали эффективные ветряные мельницы в 10 веке. Ручная рукоятка (впервые задокументированная для шарманки) увеличила мощность ремесленного производства на протяжении 12 и 13 веков. Пружины для обеспечения механической отдачи применялись в 13 веке. Эти и другие средства использования силы объединились с достижениями в готическом архитектурном дизайне, перечисленными Хайду. Эти строительные элементы включали стрельчатые арки, ребристые своды, контрфорсы и многочисленные окна, которые облегчали стены и крыши и позволяли соборам быть высокими и светлыми.

Амьенский собор

В сельском хозяйстве северной Европы, и в частности парижского бассейна, главным достижением стало развитие и распространение тяжелого плуга. В плейстоцене этот регион был покрыт толстым слоем богатой, но тяжелой глинистой почвы (лёсса), отложений, которые сопротивлялись более ранним скребковым (или рыхлым) плугам и ограничивали сельскохозяйственное расширение. Тяжелый плуг — с лемехом для разрезания глинистой почвы по горизонтали, сошником для разрезания по вертикали и отвалом для переворачивания почвы — позволил фермерам создавать поля с высокими гребнями, которые функционировали как в засуху, так и в дожди.

Тяжелые плуги впервые появились (задокументировано по частям плуга и грядовым полям) около 1000 г., и свидетельства их существования получили широкое распространение в последующие века. Хотя эти тяжелые плуги часто тянули быки, эти тяжелые плуги все чаще и эффективнее тянули лошади, когда эффективные конские хомуты распространились по Европе в 12 веке. Эти тяжелые плуги связаны с демографическим расширением региона, и сельскохозяйственное производство, которое они позволили, должно было стать основой богатства, которое сделало возможным готический строительный бум. Они также позволили Людовику IX потратить 275 000 ливров (или около 30 миллионов дневной заработной платы квалифицированных рабочих) на терновый венец, реликварий и Святую Шапель в Париже.

Хотя большинство этих готических церквей продолжали достраиваться в течение 13 века, и все они были изменены в последующие века, их основное строительство в основном закончилось к 1300 году. Из тех, что были начаты до 1250 года, только Нотр-Дам-де-Реймс значительно расширился в 14 век. На этот упадок готики, по-видимому, повлияло несколько факторов.

Климатически глобальное похолодание (Малый ледниковый период) началось в середине 13 века, возможно, связано с вулканической зимой после извержения Самаласа в Индонезии в 1257 году. К 1300 году теплое лето стало менее регулярным в Северной Европе, что привело к локальным голодом во Франции в 1304, 1305 и 1310 годах. За ними последовали в 1315–1317 годах, когда проливные дожди и низкие температуры вызвали наводнения и неоднократные неурожаи, в результате чего возникла нехватка урожая. до 1322 или 1325 года (Великий голод). Только Северная Франция потеряла около 10 процентов своего населения и до 80 процентов поголовья скота. За этим Великим Голодом последовало начало в 1337 году Столетней войны между Францией и Англией с последующими экономическими потрясениями и военными грабежами в сельской местности. Затем бубонная чума распространилась по Средиземноморью и Европе, поразив парижский бассейн с 1348 по 1352 год; смертность от Черной смерти составляла от 30 до 60 процентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *