Сосланбек дафаевич тавасиев: Тавасиев Сосланбек Дафаевич — Российский Скульптор

Тавасиев Сосланбек Дафаевич — Российский Скульптор

Российский скульптор. Народный художник Северной Осетии и Башкортостана.
Лауреат Государственной премии СССР.


Сосланбек Тавасиев родился 25 декабря 1984 года в аул Фаснал, Северная Осетия. Мальчик вырос в семье осетин-дигорцев. Сосланбека и четверых его братьев отец отправил учиться в школу в Алагире, а затем в подготовительный класс Владикавказской гимназии.

В 1915 году парень окончил Баталпашинскую гимназию. В том же году призван на действительную военную службу, которую проходил в  Армавире, откуда послан в Елизаветградское кавалерийское училище. Во время Октябрьской революции, оставив училище, выехал на родину в селение Синдзикау, где в начале 1919 года вступил в партию Кермен, которая вошла в коммунистическую партию города Владикавказа.

Сосланбек Дафаевич являлся революционером, боевым командиром, человеком абсолютного бесстрашия. Воевал на стороне большевиков в Гражданской войне. В Пятигорске Революционным военным советом 1-й армии и краевым комитетом партии большевиков организована Шариатская колонна для разгрома терской контрреволюции.

В этой шариатской колонне Тавасиев стал командиром Шариатского полка. Полк участвовал в боях с контрреволюционными отрядами генерала Шкуро под Кисловодском, Суворовской и Бургустанской станицами. В боях полк особо отличился под станицей Прохладной. Тавасиев являлся одним из первых в Осетии из награжденных Орденом Боевого Красного знамени.

С детства в нем проявился талант будущего скульптора. На фронте во время затиший вырезал ножом скульптуры из дерева. С 1921 по 1923 год самостоятельно работал как художник-любитель.

В 1923  году принял участие в выставке местных художников во Владикавказе. Вскоре после этого группа молодых осетинских живописцев и скульпторов откомандирована в Санкт-Петербург, учиться в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина.

В учебном заведении Тавасиев прослыл человеком, не терпящим фальши и несправедливости. Окончил с отличием факультет скульптуры в 1927 году. Будучи студентом, организовал студенческую секцию Центрального Бюро Краеведения при Академии Наук.

Избран вначале председателем данной секции, а затем стал действительным членом Центрального Бюро Краеведения вплоть до 1930 года.

Во время Великой Отечественной войны семья Тавасиева эвакуирована в село Стерлибашево, Республика Башкортостан. Сосланбек Дафаевич в начале 1940-ых годов назначен ответственным секретарем Уфимского городского отделения Союза художников.

Во  время пятилетнего проживания в Башкортостане у Тавасиева возник замысел скульптуры, памятника Салавату Юлаеву. Созданию этого памятника он отдал многие годы жизни. Макет памятника, а затем и саму скульптуру Тавасиев создавал в своей мастерской в поселке художников Ново-Абрамцеве и в бывшей усадьбе Ахтырка.

Именно там, под сводами недействующей в то время и отданной под мастерские объединения «Ново-Абрамцево» Ахтырской церкви, Сосланбеком Дафаевичем создана монументальная конная композиция героя башкирского народа батыра Салавата Юлаева.

Величественный памятник установлен в 1967 году в Уфе, при  въезде в город. За этот произведение искусства скульптор получил звание Народного Художника Башкирии, награжден золотой медалью Академии Художеств и премирован Государственной премией СССР. 

Во Владикавказе находится еще одна монументальная скульптура работы Сасланбека Тавасиева, памятник Коста Хетагурову. Там же установлен бюст дважды Героя Советского Союза, генерала Плиева работы мастера. За создание памятника Косте Хетагурову скульптору присвоено звание Народного Художника Северной Осетии.

Наряду с творческой работой, участвуя почти во всех всесоюзных выставках, скульптор  принимал активное участие в общественной жизни художников: являлся Председателем скульптурной секции, членом Правления Ассоциация художников революционной России, председателем скульптурной секции АХРР, заместителем Председателя Союза Скульпторов, членом бюро секции скульпторов многих созывов, членом Правления Московского Отделения Художественного фонда.

Как скульптор, Тавасиев внес свой вклад в развитие новых технологий в создании монументальной скульптуры. Так, впервые им применена металлизация в монументальной скульптуре, например аллея Ударников в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького.

При сооружении скульптурной композиции праздничного оформления площади Савеловского вокзала Тавасиев впервые применил метод горизонтальных и вертикальных сечений по осям для увеличения скульптуры. Затем практически применил металлизацию формы изнутри.

За это изобретение художником получено авторское свидетельство Комитета по делам Изобретений. Еще сделал объемно-копировальный станок, за что также выдано свидетельство.

Скульптором сделано техническое приспособление, примененное на практике, позволявшее с любой объемной скульптуры получать рабочие чертежи, используя которые, можно сооружать скульптуру любого масштаба. Впервые в истории скульптурного жанра Тавасиевым проделана большая работа по анатомированию лошади в любой заданной композиции.

Художником разработан механизированный каркас человека и лошади, дающий возможность в любой стадии работы вносить поправки и изменения в композицию, не нарушая всей проделанной работы. Тогда же им сконструирован вращающийся мост с движущейся кареткой, рабочее место скульптора-монументалиста, позволяющее работать без громоздких лесов.

Большую часть своей жизни художник прожил в Москве. Умер Сосланбек Тавасиев 10 апреля 1974 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Работы Сосланбека Дафаевича находятся в коллекциях Третьяковской галереи, Русского музея. Во Владикавказе одна из детских художественных школ носит имя Тавасиева.

Награды и Признание Сосланбека Тавасиева

Народный художник Северо-Осетинской АССР (1955)
Народный художник Башкирской АССР (1967)
Государственная премия СССР (1970) — за памятник Салавату Юлаеву в Уфе
Орден Красного Знамени (1919)
Орден Трудового Красного Знамени (1958)
Орден Трудового Красного Знамени (1968)
Золотая медаль АХ СССР (1967)

Семья Сосланбека Тавасиева

Первая жена — Шубина Галина Константиновна (9 сентября 1902, Воронеж — 20 декабря 1980, Москва), художник, член Московского и Российского союза художников. Окончила Академию художеств в Санкт- Петербурге. Работы находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее, в музее им. А.С. Пушкина, в музее Маяковского, частных собраниях Италии, Германии, Англии. Развод

Дочь — Дмитриева, Галина Сосланбековна (10 сентября 1929, Москва — 18 декабря 2014, там же), художник-график, живописец, книжный иллюстратор, член Московского, Российского и Международного союзов художников. Окончила МГХИ им. В. И. Сурикова.
Внучка — Дмитриева Анастасия Дмитриевна (14 марта 1959, Москва), художник-график, живописец, дизайнер. Член Московского, Российского и Международного союзов художников. Окончила МГХИ им. В. И. Сурикова.

Вторая жена — Тавасиева (Воскресенская) Марина Федоровна (1916-1989, Москва), художник-прикладник
Сын — Тавасиев Ростан Сосланбекович (1938-2006, Москва), художник-прикладник, график. Член СХ СССР. Произведения находятся в Музее «Абрамцево», Государственном Бородинском военно-историческом музее-заповеднике, Государственном военно-историческом и природном музее-заповеднике «Куликово поле», в частных собраниях России и за рубежом.


Внук — Тавасиев Ростан Ростанович (19 марта 1976, Москва), художник. Его произведения хранятся в Третьяковской галерее, Мультимедиа Арт музее.

30.12.2018

Скульптор, который восславил Салавата (К 120-летию со дня рождения Сосланбека Тавасиева)

УФА, 25 дек 2014. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/. Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося скульптора-монументалиста Сосланбека Тавасиева, осетина по национальности, который жил и творил на башкирской земле.

Сосланбек Тавасиев родился 25 декабря 1894 года в горном селении Фаснал в Дигорском ущелье Терской области Российской империи, ныне Республика Северная Осетия — Алания. Отец стремился всем детям дать хорошее образование, Сосланбек вначале посещал школу в Алагире, затем подготовительный класс Владикавказской гимназии. Потом учился в гимназии, пока в 1914 году не был призван в царскую армию, в осетинский батальон. После Октябрьской революции Сосланбек поддержал Советскую власть, сформировал отряд и активно воевал против белоказачьих отрядов Шкуро и Бичерахова. Был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

После Гражданской войны Сосланбек Тавасиев начал рисовать, работал в скульптуре, принимал участие в выставках местных художников. В 1924 году состоялась его первая персональная выставка во Владикавказе. Был направлен на учебу в Ленинградский высший художественно-технический институт, бывшую Российскую Академию художеств, окончил факультет скульптуры. В 1927 году Сосланбек Дафаевич стал работать там ассистентом кафедры истории материальной культуры. В 1928 году переехал в Москву. Много работал. Участвовал в выставках АХРР (Ассоциации художников революционной России), в выставке к 10-летию Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В 1939 году стал членом Союза художников СССР.

С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, семья Сосланбека Тавасиева была эвакуирована в башкирское село Стерлибашево. Затем они переехали в Уфу, жили в Доме специалистов, позже проживали там, где сегодня располагается дом №74 по улице Ленина. В 1941-1942 годах Сосланбек Дафаевич был ответственным секретарем Уфимского городского отделения Союза художников. В Башкирии Тавасиев прожил с 1941 по 1946 год.

Дальнейшая его судьба связана с Москвой.

За большой вклад в развитие советского искусства Сосланбеку Тавасиеву были присвоены звания «Народный художник Северо-Осетинской АССР» и «Народный художник Башкирской АССР». Награждался двумя орденами Трудового Красного Знамени и золотой медалью Академии художеств СССР.

Имя Тавасиева связано с формированием и развитием осетинского изобразительного искусства и художественной культуры Башкортостана. В своем творчестве он пытался отразить темы революции, Гражданской и Великой Отечественной войн. Его произведениям присущи пластическая выразительность и цельность формы, динамизм, монументальная обобщенность и героическое звучание образов.

Работы Тавасиева находятся в фондах Русского музея и Третьяковской галереи. Широкую известность получили его скульптурные работы поэта Косты Хетагурова и дважды Героя Советского Союза Иссы Плиева, установленные во Владикавказе.

Наиболее известной работой Сосланбека Тавасиева является памятник Салавату Юлаеву в Уфе — самая крупная конная статуя в нашей стране и Европе. Над ним скульптор работал более 30 лет.

Впервые о Салавате Сосланбек Дафаевич услышал в Стерлибашево, куда приехал летом 1941 года. Однажды на проводах новобранцев на фронт он услышал, как один пожилой башкир сказал, что для победы надо быть таким батыром, как Салават. Так началось открытие образа Салавата Юлаева для Сосланбека Тавасиева. Он начал собирать имеющуюся о герое литературу, изучать архивные материалы и башкирский фольклор.

Постепенно в воображении художника создавался цельный образ. Тавасиев решил изобразить Салавата верхом на коне, в самый ответственный период в жизни народного героя. Известно, что Салават со своим отрядом осенью 1773 года был послан на подкрепление правительственных войск, идущих на разгром восставших. Но Салават принял решение примкнуть к Пугачеву и поддержать народное восстание. Момент принятия этого решения и запечатлен Тавасиевым.

Привстав на стременах, могучей рукой натянув поводья, всадник на высоком утесе осадил разгоряченного коня. Смелое, волевое лицо, энергичный, поднятый в призывном движении жест правой руки с плетью-камчой. Салават как бы обращается к своим товарищам с призывом идти к Пугачеву.

Модель памятника в натуральную величину из гипса была закончена в 1963 году. Работа была обсуждена специалистами в Москве и официально принята коллегией Министерства культуры СССР. Ее установили в фойе Башкирского государственного театра оперы и балета, там она и стоит до сих пор. По свидетельству самого автора, все одобряли и хвалили его работу. Но одна женщина-башкирка заметила, что для батыра фигура «тавасиевского» Салавата является слишком по-юношески хрупкой. Это замечание заставило Сосланбека Дафаевича поработать над совершенствованием памятника.

Скульптура отливалась на Ленинградском заводе «Монументскульптура», в качестве материала был использован бронзированный чугун. Инженеры и рабочие завода работали с любовью, отливая памятник в течение полутора месяцев. Крупная и сложная конная скульптура, опирающаяся на три точки со значительным смещением центра тяжести, наличие большой парусности потребовали специального расчета. Вопрос был решен путем устройства уникальной стальной рамы, соединенной с железобетонным постаментом и пропущенной через ноги, пустотелый корпус коня и фигуру всадника.

Одновременно скульптор отстаивал свое решение поставить памятник на самое возвышенное место на правом, крутом берегу реки Белой. На страницах республиканской печати тогда развернулась настоящая дискуссия. Обком партии предлагал поставить памятник напротив Горсовета или на Советской площади. Тавасиев благодаря своей принципиальности и жесткости победил в этом споре. Архитектором монумента стал Исмагил Гайнутдинов.

17 ноября 1967 года памятник Салавату Юлаеву был торжественно открыт, а через три года Сосланбеку Дафаевичу присудили Государственную премию СССР за эту выдающуюся работу. Ныне изображение памятника национальному герою стало самым узнаваемым брендом Башкортостана, визитной карточкой Уфы, вошло в состав государственного герба республики.

Умер Сосланбек Тавасиев 10 апреля 1974 года и похоронен на Новодевичьем кладбище. Известными художниками являются его дети и внуки.

Памятник герою Башкортостана Салавату Юлаеву. Скульптор Сосланбек Дафаевич Тавасиев. — Лицензия, загрузка или печать за 11,16 фунтов стерлингов | Фотографии

Наши лицензии на изображения

×

Редакционная и персональная лицензия
Редакционные и личные