Советские мозаики: Двадцать лучших советских мозаик Москвы

Советские фрески, мозаики и барельефы на домах в Перми — 24 июля 2020

Парящий космонавт на фасаде ДК Гагарина

Поделиться

Уличное монументальное искусство СССР — наследие, с которым мы настолько свыклись, что порой не замечаем. И только недавно, когда его начали уничтожать, осознали его ценность и уникальность. Это произведения искусства, выполненные профессионалами, сложные по технологии и воплощению, интересные, отражающие свое время, имеющие иконографию и своих героев. В Перми — целое собрание. Мы собрали факты о самых интересных.

Уличные фрески, рельефы, горельефы, металлические панно в советскую эпоху называли не стрит-арт, как сейчас, а МДИ — монументально-декоративное искусство. Художников по этой специальности учили в главных художественных вузах страны. Как и все искусство, монументальное подчинялось идеологии компартии, поэтому его супергероями становились комсомольцы, ученые, космонавты и шахтеры.

Характерная черта — имена авторов многих панно неизвестны. Но в отличие от столицы, где монументальное искусство вовсю процветало еще в 1930-е годы и имена авторов затерялись, в Перми оно появилось только в 1960-е. Поэтому имена многих художников мы узнали.

Автор многих панно в Перми — художник Рудольф Пономарёв. Он учился при студии Пермской художественной галереи и продолжил обучение в Ленинградском Высшем художественно-промышленном училище имени Веры Мухиной. Занимался монументальной живописью, оформлением интерьеров и книжной иллюстрацией.

Художник работал над возрождением уникальных технологий монументально-декоративной живописи — энкаустикой, сграффито, мозаикой, в которой смело объединял смальту, гипс, бетон и темперу (со всеми объяснениями названий техник вы можете познакомиться в нашем словарике). Их мягкий приглушенный колорит выдержан в традициях античных фресок и работ Микеланджело. А стиль напоминает плакаты того времени.

Рудольф Пономарев (1942–2011)

Поделиться

Первая роспись «Превращение энергии воды в энергию электричества» была выполнена автором еще в 1967 году. Студента второго курса пригласили на Камскую ГЭС выполнить заказ. По воспоминаниям сотрудников станции, картина находилась в одном из внутренних помещений и была закрашена во время ремонта в постсоветское время. Ниже — несколько монументальных произведений этого автора. Наверняка, многие их видели.

«Горный хрусталь», Уральская, 85

Композиция «Урал в прошлом и настоящем» появилась на здании бывшего ресторана «Горный хрусталь» в 1971 году. Площадь изображения — 120 квадратов, оно выполнено в одной из любимых автором техник — сграффито (см. словарик). Ресторан был открыт здесь только в 1972 году, до этого времени с 1930-х здесь находилась фабрика-кухня. Используя разные масштабы, автор крупным планом выделяет женское лицо, в котором воплощает образ Камы, а рядом размещает небольшие фигуры рабочих и служащих.

Сграффито на бывшем «Горном хрустале» — персонификация Камы. Обратите внимание — рядом с лицом изображен дом с башенкой, который появится в Перми только спустя 20 лет на углу Сибирской и Луначарского. Пророчество?

Поделиться

Лица героев черные и напоминают лики древних икон. Рабочий в центре совсем не уралец и скорее похож на мулата

Поделиться

Общий вид композиции на фасаде «Горного хрусталя»

Поделиться

Пермский финансово-экономический колледж, бульвар Гагарина, 54а

Два панно появились в 1983 году на фасадах техникума. На них изображены специалисты с ЭВМ и большой значок ВЛКСМ. Предполагается, что автор композиции также Рудольф Пономарев.

По цветовой гамме мозаика напоминает византийские и античные мозаики 

Поделиться

Кажется, что фреска не завершена, или такова задумка художника?

Поделиться

Рассмотрим смальту вблизи

Поделиться

Холодные синий и зеленый рядом — как у Гауди

Поделиться


Спортивный центр «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез»,
улица Мира, 21

Примерно в тот же период, что и предыдущее панно, появляются изображения на здании на улице Мира. Они прославляют труд рабочих, художников, учителей и ученых. Сейчас в здании размещаются оздоровительно-спортивный центр «Лукойл-Пермнефтеоргсинтеза», учебный центр «Нефтепереработчик» и другие организации.

На спортивном центре рисунок сделан в технике сграффито всего из трех цветов

Поделиться

В центре — вертикальная стилизованная женская фигура

Поделиться

Герои того времени — ученые

Поделиться

Необычный ракурс — один из персонажей-геофизиков изображен сверху

Поделиться

Жилой дом на Крупской, 37

На торце хрущевки рядом с площадью Дружбы можно увидеть фреску «Мир» Рудольфа Пономарёва в технике сграффито. Дом был построен в 1961 году, а панно появилось в 1982 году. На нем изображены молодая женщина — солдат, мать с ребенком, шахтер и космонавт. Панно неудачно размещено в тени от соседнего дома, и его мало кто замечает. Если бы оно заняло противоположный торец, обращенный в сторону площади, рисунок был бы более заметным.

Панно начало рушиться

Поделиться

Вид со стороны Крупской

Поделиться

Выставочный зал, Комсомольский проспект, 10

Декоративный рельеф с атрибутами искусства легко узнают читатели. Он находится на здании Центрального выставочного зала с 1982 года. До 1980-х годов здесь находился магазин обуви со стеклянной длинной стеной-витриной. После размещения здесь выставочного зала прозрачную стену закрыли глухой стеной, на которой и разместили панно, которое также выполнил Рудольф Пономарев.

Узнаете барельеф в начале Компроса?  

Поделиться

В композицию включены названия искусств

Поделиться

Морфологический корпус Мединститута, улица Луначарского, 72

Панно «Медицина» Пономарев выполнил в 1986 году в технике энкаустики (загляните в словарик), расплавив для этого восковые краски. Художник работал не только кистью, но и электрическим паяльником и стальными пластинками типа лезвий. Спустя время краски засыхали и твердели. Эту технику использовали в античные времена в Египте для создания знаменитых погребальных Фаюмских портретов.

Изображение сейчас закрыто его же репродукцией. Оригинал требует реставрации

Поделиться

Пономарёв расположил над входом в корпус обнаженную фигуру человека в виде анатомического пособия для медиков — экорше. А в композицию включил изречение Гиппократа «Жизнь коротка, искусство врачевания вечно».

Вид издалека

Поделиться

Рельефы на жилых домах на Парковом и в Закамске

Из автор — тот же Рудольф Пономарев, но технология уникальна — аналогов в России нет. Рельефы создавались сразу во время заводского процесса изготовления панелей для стен высоток. Они есть на домах в микрорайоне Парковый, в Закамске по улице Маршала Рыбалко, на улице Мира и в других районах Перми.

Рельефы на фасадах домов на Парковом и в Закамске сделаны во время отливки стен на заводе

Поделиться

Эти буквы не имеют отношения к произведениям искусства, но сделаны по тому же принципу. Они расшифровываются так: Молодежный жилой комплекс Завода имени Дзержинского. Это тоже высотка на Парковом 

Поделиться

Известно, что мозаику «Комсомол» на Комсомольском проспекте, 67, выполнил некий художник Вадим Голубев в 1978 году к 60-летию ВЛКСМ. Но больше сведений об авторе нет. На ней изображены красноармеец, космонавт и солдат периода Великой Отечественной войны. Кстати, многие пермяки уверены, что это Павка Корчагин, Юрий Гагарин и Александр Матросов. Полное название панно: «Комсомол в решающие моменты истории».

Многие узнают монументальную мозаику на площади Компроса

Поделиться

А так она выглядит вблизи

Поделиться

Один из ярких художников, изменивших облик города, — Рифкат Багаутдинов. Он был эвакуирован в Пермь в годы войны — сюда, в тыл, направили военный завод его отца. Еще мальчиком он проявил незаурядный талант художника и уже в 17 лет участвовал в детской выставке во Франции. И это в советское время! Закончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной по специальности «монументально-декоративная живопись». Его дипломная работа — панно «Революция» — до сих пор находится на площади Стачек в Петербурге. Разносторонний мастер занимался монументальной росписью, мозаикой, станковой живописью, скульптурой, рельефом и книжной графикой. Он один из первых иллюстрировал книги Льва Давыдычева «Иван Семенов», «Лелишна из третьего подъезда» и «Руки вверх, или Враг номер 1».

Рифкат Шайфутдинович Багаутдинов (1938–2014)

Поделиться

ДК имени Гагарина, улица Мира, 39

Самая известная монументальная работа Багаутдинова — декоративные горельефы «Космос» и «Парящий Икар» на Дворце культуры имени Гагарина. Они создавались на протяжении 1971–1975 годов с группой мастеров и были выполнены из титана — хромоникелевой стали. Она отличается особой твердостью, электроизоляцией и не ржавеет.

В образе парящего Икара изображен космонавт

Поделиться

Скульптуру сваривали из частей металла

Поделиться

Во время работы Рифкат и его команда расположились в спортзале дворца, было сделано множество инженерных расчетов и чертежей, использовали технологию точечной сварки. Сварочные швы идут по форме тела космонавта, подчеркивают, делают ее более изящной. Работа, посвященная освоению космоса, была номинирована на Государственную премию РСФСР.

Архивное фото: художник и сварщик во время работы

В спортзале ДК Гагарина

Поделиться

Многие уверены, что в образе Икара изображен Гагарин, но в интервью искусствоведам Рифкат Багаутдинов говорил, что хоть в скульптуру он и ввел черты Юрия Гагарина, но образ — обобщающий и посвящен всем первым космонавтам.

Образ космонавта

Поделиться

Панно на фасаде

Поделиться

Рифкат Багаутдинов также являлся автором композиций на фасаде издательско-полиграфического комплекса «Звезда» на улице Дружбы, 34, которая появилась там в 1982 году, и рельефа «История СССР», созданного в 1974–75 годах для фасада ДК Гознака на Советской Армии, 4. Ныне в нем размещается Дом народного творчества «Губерния».

Знак на фасаде «Звезды»

Поделиться

В центре «Губернии» — еще одна работа Багаутдинова 

Поделиться

В медальонах — моменты, связанные с историей СССР 

Поделиться

На одном из них — работа кузнеца

Поделиться

Известный художник Константин Собакин, живущий в Суксуне, является автором герба на Доме Советов. Об его создании нам рассказал сам 90-летний художник.

Художник Константин Мильевич Собакин

Поделиться

— Специально для герба на заводе Свердлова сделали огромную раму из нержавейки — шесть на шесть метров — и привезли частями к месту сборки, — рассказывает художник. — Мастерскую я устроил прямо на козырьке Дома советов. Герб заварили, потом подняли на кране. Прошло время, и вот приходит как-то работник обкома партии, смотрит на герб и спрашивает: «Почему крест?» Мы пригляделись — место стыков осей действительно выглядело как крест, но никто на это даже внимания не обратил, кроме этого начальника. Как ни пытались ему объяснить, что это сделано не специально и это вовсе не крест, он и слушать не захотел. Последовала команда: «Заварить!» Я хотел аккуратно убрать металл, но пригласили сварщика, и он прямо сверху герба приварил блямбу. Так это до сих пор и висит. Креста тогда очень боялись.

Герб на Доме Советов

Поделиться

Мозаика на ДК имени Кирова, Кировоградская, 26

Здание построено около 50 лет назад, мозаика была создана в 1970-е годы, но об авторе ничего не известно.

Мозаика на ДК посвящена теме отдыха

Поделиться

И теме труда

Поделиться

Часть панно в Перми не сохранились. Не решившись на реставрацию или сэкономив деньги, владельцы зданий просто закрасили их краской, заложили плиткой. Хотя могли законсервировать до лучших времен — есть такие реставрационные технологии. И это был бы более экономичный вариант.

Так, фасады Дома культуры «Металлист» на Гашкова, 10 (Вышка II), закрыли дешевой плиткой, под которой замурована фреска с изображением матери и ребенка. Здание стало похоже на типовую сельскую подсобку и утратило свою индивидуальность.

30-метровое сграффито «Архитектор Андрей Воронихин», созданное Рудольфом Пономаревым в 1980 году, также закрасили. Оно находилось на торце Пермгражданпроекта на Героев Хасана, 7а.

Панно «Архитектор Андрей Воронихин» уничтожили

Поделиться

Несколько лет назад общественность пыталась отстоять композицию «Наука» на Ленина, 66 на здании НИИУМСа, но ее все равно сломали, пообещав позже восстановить. Она была сделана в редкой для фасадного панно технике эмали супругами Степаном и Еленой Калюпановыми в 1982 году.

Эмаль на НИИУМСе в 1980-е

Поделиться

Композицию разрушили три года назад

Поделиться

Некоторые плитки сохранились

Поделиться

После этой работы мастеров пригласили в Москву, чтобы они смогли украсить эмалью станции метро и улицы столицы. Единственное монументальное произведение этих художников в Перми погибло. Кстати, когда рушили плитки, рабочие удивлялись их прочности. Прошло три года с того времени, как убрали эмаль, мы сделали запрос в администрацию Перми, восстановят ли ее. Нам ответили, что панно хранится на складе, контроль за его сохранностью несет Департамент культуры города Перми. Также в ведомстве пообещали изучить его историю, определить собственника и принять решение об его дальнейшей судьбе.


  • Сграффи́то или граффи́то — техника процарапывания. Художник наносит на основу, например кирпичную стену или керамику, два или больше различных по цвету слоёв материала — цемент, штукатурку, краску и процарапывает рисунок. Техника появилась еще в античные времена. Слово происходит от итальянских слов sgraffito и graffito— «процарапанный»;
  • энкаустика — техника живописи восковыми красками. Название техники происходит от греческого слова, означающего «выжигание». Художник работает с красками в расплавленном виде;
  • рельеф — выпуклое изображение на плоскости, горельеф — сильно выступающее над плоскостью скульптурное изображение;
  • смальта цветное непрозрачное стекло, которое используют для мозаики.

Ранее мы публиковали тест по пермским граффити и дворам-колодцам, рассказывали о конструктивизме в нашем городе и домах с башенками.

Исчезающее наследие: советские мозаики Уфы

Искусство – неотъемлемая часть нашей жизни, и если даже вы с трудом называете себя поклонником какого-либо его проявления – оно везде. И если сейчас Уфу вовсю захватило граффити, то всего каких-то пятьдесят лет назад культура всего советского пространства переживала настоящий мозаичный бум.

Многие историки отзываются об этом периоде как о времени, когда Советскому Союзу ещё было что сказать и миру, и собственным гражданам. Информацию о мозаиках было найти сложнее, чем философский камень – наши краеведы лишь разводят руками, уповая на затерянные и исчезающие факты создания не только мозаик, но даже и уфимских памятников. В специальном обзоре мы вспоминаем сохранившиеся мозаики Уфы.

Уфимская детская филармония на просп. Октября, 33

Панно на ДК РТИ, ныне уфимской детской филармонии, было выполнено к 50-летию образования СССР. По словам краеведа Янины Свице , мозаика выполнена не из смальты (кусочков цветного стекла), а из маленьких цветных керамических плиточек «ирисок». Работа сделана известным уфимским художником и писателем Петром Алексеевичем Храмовым.

Мозаика на южном фасаде ДК УМПО (авторы Сергей Литвинов, Леонид Круль, Тамара Нечаева)

Самые распространённые «мозаичные» темы – человек, наука, спорт, покорение космоса, фольклор, исторические сюжеты, труд и индустриализация. Фасад монументальной постройки под названием Дворец культуры УМПО украшает мозаика, выполненная из смальты. Три грандиозные фигуры демонстрируют популярный сюжет настенного искусства: промышленность, космос. 

Мозаика в интерьерах ДК УМПО

В данной мозаике можно найти множество сюжетов: главное – вовремя подключить воображение. Мы увидели день и ночь, воплощённые в образе женщин разных, но таких дружественных национальностей, калейдоскоп народностей, объединившийся в хоровод вокруг символа нашей республики – курая. Мужественную стену мужчин, гордо держащих в могучих руках орудия труда. Инстаграмщиков предупреждаем — для проведения фотосъёмки требуется специальное согласование с руководством.

Инженерный факультет Башкирского Государственного Университета на Мингажева, 100

Ежедневно студенты инженерного факультета БашГУ могут любоваться прекрасным панно с изображением юной миловидной девушки, одетой в традиционный башкирский костюм. Гармонично сложенные плитки со временем не потеряли цвет, а вот кто автор, к сожалению, загадка.

Городской дворец культуры на пр. Октября, 137

Автор панно на Городском дворце культуры – заслуженный художник Лябиб Мугтобаров, первый среди художников Башкирии, опробовавший технику «маркетри». Его работы также можно встретить в интерьерах гостиниц и вокзалов. 

Панно на здании Академии наук на ул. Кирова, 15

Авторами панно, создаваемого в 1973 году, являются Александр Пантелеев и Александр Юдин. Смальту (кубики или пластинки из цветного непрозрачного стекла для мозаичных работ) для мозаики привезли из Москвы и Киева, а мрамор и яшму – с Урала. 

Объёмная мозаика на здании цветочного магазина «Роза дизайн» на пр. Октября, 182/1

Никто уже не помнит, что было раньше на месте цветочного магазина «Роза дизайн», так удачно вписавшегося в строение с объёмным цветочным панно.  Кто-то говорит, что это был дом культуры, где обычно художниками и воплощались подобные прикладные работы. Мозаика в хорошем состоянии, а текущие владельцы здания поддерживают концепцию постройки. Мы только рады. 

Фрагмент мозаики на здании бывшего завода «Геофизприбор» на Комсомольская, 2

И снова популярные мотивы. Наука, устремлённые в светлое будущее ясные глаза, огромные руки, держащие дары земли. Огромные ели закрыли монументальное панно, и теперь для того, чтобы мало-мальски увидеть сюжетный коллаж, нужно продемонстрировать чудеса сноровки и немного помять газон. А жаль, ведь там даже имеется тематический для того времени слоган.

Мозаики украшали многие объекты, но сейчас зачастую на их фасадах красуются рекламные баннеры и вывески. Так, совсем недавно этот вид искусства можно было наблюдать на здании бывшего Агрегатного завода (ул. Аксакова, 97), Уфимской чаеразвесочной фабрики и многих других. Советские модернистские мозаики срочно нуждаются в реставрации, защите – зачастую или они разрушаются, или их не видно за рекламными щитами или деревьями (как с панно на ул.   Комсомольская, 2). Ну и конечно, их необходимо исследовать и показывать людям – если, конечно, государство начнёт воспринимать их всерьёз.

Мозаики Восточной Европы советской эпохи

В бывшем Советском Союзе и за его пределами огромные мозаики остаются одними из самых устойчивых реликвий коммунистической эпохи.

Практически в каждом городе между Минском и Душанбе огромные красочные изображения светлого социалистического будущего украшают общественные здания, многоквартирные дома и транспортные узлы, каждое из которых выполнено с мельчайшими деталями.

Впервые введенные в эксплуатацию в 1930-х годах, они уходят своими корнями в древнегреческое и римское искусство, первоначально принесенное на территорию Советского Союза Византийской империей, которая наладила связи с Киевской Русью через православие.

В сталинскую эпоху мозаики лишили своего первоначального религиозного контекста и превратили в санкционированный государством стиль социалистического реализма. Они добавляли красок серым советским городам и продвигали достижения эпохи.

На них изображены мускулистые крестьяне, трудящиеся на полях, инженеры и ученые, указывающие путь к славному будущему, и добродетельные солдаты с каменными лицами, защищающие женщин и детей от фашизма.

Или – как в случае с мозаикой выше, расположенной на Военно-российской дороге недалеко от горнолыжного курорта Гудаури в Грузии – дружба между различными народами Советского Союза.


 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация #SOCIALISTMOSAICS (@socialistmosaics)

Большая фреска 1979 года с изображением дежурных пожарных украшает фасад бывшего здания ЦК Коммунистической партии в Тбилиси, Грузия.


Хотя распространение мозаики было остановлено в 1950-х годах после смерти Сталина, они получили новый импульс, когда Леонид Брежнев сверг Никиту Хрущева в середине 19-го60-е годы.

Большинство мозаик, которые можно увидеть сегодня, были созданы во время советского строительного бума 1970-х и 1980-х годов.

Многие из этих мозаик сегодня находятся под угрозой исчезновения. После разорения государственного сектора в 1990-х годах многие из них просто пришли в негодность и десятилетиями находились в плохом состоянии. В некоторых странах ревностные администрации фактически предприняли преднамеренные усилия по их уничтожению в рамках усилий по «декоммунизации». Этот процесс был особенно распространен в Украине, где их часто заменяли безвкусными росписями.

Однако во всем постсоветском мире новое поколение энтузиастов искусства прилагает усилия для сохранения этого важного памятника культурного наследия.

Аккаунты Instagram, такие как «Социалистическая мозаика» и «Украинская мозаика», каталогизируют и документируют те, которые остались, указывая художников, которые их создали, и предлагая подписчикам предысторию каждой из них.


instagram.com/p/CF9H0SKnrqh/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading» data-instgrm-version=»14″>

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Ukrainian Soviet Mosaics (@ukrainianmosaics)

Футболист на внешней стене стадиона в Гребинке, Украина.


Посмотреть этот пост в Instagram

Пост, опубликованный Украинской советской мозаикой (@ukrainianmosaics)

В Харькове, Украина, мозаика 1972 года, посвященная «эволюции общественного транспорта».


Мозаика не ограничивалась бывшим Советским Союзом. В Румынии диктатор Николае Чаушеску имел особую склонность к произведениям искусства, вдохновленным героическим промышленным трудом, особенно в горнодобывающей промышленности.

Поскольку угольная промышленность страны истощается, многие мозаики коммунистической эпохи истощаются. Но некоторые остаются, особенно в долине Жиу, сердце отрасли, известном своими воинственными рабочими и родине нескольких оставшихся румынских угольных шахт.


Посмотреть этот пост в Instagram

Пост, опубликованный #SOCIALISTMOSAICS (@socialistmosaics)

Одна из многих мозаик в румынской долине Жиу, посвященная добыче угля.


В отличие от многих новостных и информационных платформ, Emerging Europe можно читать бесплатно, и так будет всегда. Здесь нет платного доступа. Мы независимы, не связаны и не представляем какую-либо политическую партию или бизнес-организацию. Мы хотим самого лучшего для развивающейся Европы, ни больше, ни меньше. Ваша поддержка поможет нам продолжать распространять информацию об этом удивительном регионе.

Вы можете внести свой вклад здесь. Спасибо.

ТегиРумыния Украина Грузия Советский Союз Тбилиси Культура Советское искусство Соцреализм

Советская мозаика Тбилиси. Что они отражают и почему исчезают

Советские мозаики как произведения искусства могут многое рассказать о новейшей истории Грузии и ее социокультурных преобразованиях. Сведение их к коммунистической пропаганде с целью стереть их художественную ценность — деструктивная попытка стереть наследие советского прошлого из культурной памяти.

30 апреля 2021 г. — Наталья Мосашвили — Истории и идеи

Мозаика на станции метро «Технический университет» в Тбилиси. Источник: Наталья Мосашвили

Советские мозаики создавались и строились, когда Грузия была частью Советского Союза в 1970-х и 80-х годах. Монументальное искусство который был заказан государством, включал в себя фрески, рельефы, скульптуры, фонтаны, бассейны и автовокзалы, украшающие такие здания, как фабрики, школы и другие учреждения. Их можно найти во многих областях по всему миру. страна.

Искусство мозаики имеет долгую историю, берущую начало в Месопотамии в третьем тысячелетии до нашей эры. Мозаика с узорами и рисунками была широко распространена в классические времена, как в Древней Греции, так и в Древнем Риме. Это искусство процветало в Византийской империи с шестого по пятнадцатый век в основном для украшения храмов. Затем эта традиция была принята Королевством Сицилия, Венецианской республикой и во многих других местах, поскольку они стали очень популярными, интенсивно создаваемыми художниками и ремесленниками по всему миру. Мозаичные узоры и изображения были выполнены из различных материалов, таких как цветные камни, керамика, витражи, ракушки, бусы и многое другое.

Мозаика может быть изготовлена ​​с использованием различных техник, но в В советское время чаще всего изготавливались из «Смальты» (кусочки тонированные стекла), которые производились в других советских республиках, а затем экспортировались в Грузия. Благодаря своей долговечности, независимо от времени и погоды, мозаика из смальты считаются одними из самых дорогих и ценных. Мозаики как часть декоративное и монументальное искусство, созданное в советское время, часто редуцировано к строго идеологической — пропаганде, изображавшей «великую индустриализацию». и «счастье коммунистического общества». Но так ли это просто?

Фасад мясокомбината.
Источник: Наталья Мосашвили

Советское искусство действительно во многом характеризовалось Социалистический реализм, произведение, отображающее определенное политическое содержание в героических стиль, который создавал чрезвычайно оптимистичные изображения жизни в Советском Союзе. Он проявился в архитектуре и во многих различных областях искусства, особенно в пропагандистские плакаты, а также картины, картины и фотографии, выставленные в Советские музеи и галереи. Излишне говорить, что мозаики этого периода были не освободились от подавления идеологии режимом и не были свободны от цензуры. При создании мозаик грузинских художников также просили, чтобы их работа отражает «новый общественный порядок и счастье». Тем не менее, многие из этих мозаик также изображать различные предметы и национальные темы, такие как виноделие, гостеприимство, традиции, герои из грузинской истории, персонажи из грузинских легенд и сказки и так далее. Некоторые также выполнены в чистом абстракционистском стиле.

Таким образом, эти мозаики часто несут очень важное художественное значение. ценность, представляя ключевой период в грузинском модернизме и представляя более просто «советская пропаганда». Грузия стала независимым государством в 1991 году после 190 годы сначала были присоединены к Российской империи, а затем насильственно включена в состав Советского Союза. После распада СССР Грузия пережила резкий экономический спад и прошла трудные процессы социальные, культурные и политические преобразования. Переходный период был очень жесткая, войны и экономический застой вызвали огромный хаос в стране.

Бывший дом политпросвещения.
Источник: Наталья Мосашвили

В результате большая часть культурного наследия и наследия не находился на радаре сохранения и охраны со стороны государства. приватизация многих предприятий вызвало бессистемную и произвольную трансформацию городское пространство. Никаких ограничений для новых частных собственников в отношении любые изменения по своему желанию или вкусу, часто непроизвольные вмешательства вызвали повреждение или разрушение этих мозаик.

Недавно в Тбилиси произошел зверский акт вандализма. Один мозаик советских времен, которые сохранились в хорошем состоянии и для многих представляли уникальное произведение грузинского искусства второй половины 20-го века было уничтожена местная мясная фабрика. Владельцы мясокомбината и другие ответственный уничтожил мозаику (половина ее была вырезана) и заменил ее уродливая дверь для будки охраны завода. Почему владельцы фабрики и другие ответственный не видел серьезности такого ущерба и почему в стране как у правительства и общества по-прежнему было противоречивое и безответственное отношение к ней? Кто несет ответственность за это преступление? Эти вопросы до сих пор без ответа.

Акт был полностью проигнорирован муниципалитетом г. Тбилиси и проверкой мэрии. Советские мозаики не охраняются государством как часть культурного наследия, они официально не оформлены и нанесены на карту, хотя во многих странах они числятся материалистическими культурное наследие и охраняются государством.

К сожалению, это не единственный случай, когда мозаика уничтожаются или подвергаются жестокому обращению. Даже в общественных местах, которые не приватизированы, они часто повреждаются. Помимо всей этой исторической подоплеки, местные зрители или иностранные гости часто наслаждаются и впечатляются художественный масштаб и техническое исполнение этих мозаик. Это впечатляющее художественное наследие, которое очаровывает многих местных жителей или иностранных посетители. Каждый год в Грузию приезжает множество туристов, чтобы познакомиться с Советским Союзом. архитектура и искусство советского периода. Много здания, построенные в стиле советского модерна в Грузии, получили мировое признание. признание и признание, монументальные, декоративные мозаики как произведения искусства и как неотъемлемая часть архитектуры этого периода, также являются большим предметом интерес на международном уровне, хотя на государственном уровне это наследие не ценится и лелеял.

Мозаика на автовокзале. Источник: Наталья Мосашвили

Советская мозаика как произведение искусства может многое рассказать о Новейшая история Грузии и ее социокультурная трансформация. Уменьшение их коммунистической пропаганде стереть их художественную ценность является деструктивной попыткой стереть наследие советского прошлого из культурной памяти. Что может спасти их от полного исчез? Сегодня только наличие новой культурной политики, которая инициировала бы прежде всего исследование и картографирование мозаик, а затем распознавание их как материалистическое культурное наследие может в конечном итоге привести к их защита со стороны государства. Но для этого требуется новая политическая воля и более широкое общественное осознания, чтобы помочь спасти их от полного уничтожения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *