Советский брутализм: мощь городской архитектуры
Болонка королевы Автор:Болонка королевы
14 июля 2021 08:30Метки: архитектура архитектурный стиль брутализм здания интересно искусство стиль
18725
25
Брутализм — архитектурный стиль, зародившийся в 1950-хгодах в Британии и вскоре обретший популярность в самых разных странах мира: США, Канаде, Японии, Бразилии и, как ни странно, СССР. При этом новый стиль архитектуры вкупе с советской эстетикой смотрелся настолько ярко и необычно, что многие ошибочно полагали, будто СССР — родина брутализма.
Источник:
Брутализм — стиль, который привнес в архитектуру впечатляющую мощь конструкций и объёмов, смелые крупномасштабные композиционные решения.Источник:
Брутализм — архитектурный стиль, в середине века отделившийся от модернизма. Архитекторы, работающие в этом стиле, уделяют много внимания бетону. Бытует мнение, что брутализм появился в СССР. На самом деле,он пришел из Великобритании и прижился во многих странах. Но в Советском Союзе этот стиль ценился больше других, потому что он был дешевым, функциональным и монументальным. И в то же время — этнически безликим, а значит, интернациональным.Источник:
Отношение к брутализму в России неоднозначно. Одни считают его символом силы и мощи, другие — символом тоталитарной власти. Лишь немногие замечают художественную задачу бруталистов — показать публике, какую красоту можно сотворить из унылого серого бетона.Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник: — переведено специально для fishki.
Ссылки по теме:
- 40+ случаев, когда архитекторы превзошли самих себя
- 25 зданий из архитектурной эпохи брутализма
- Архитектурные сооружения, которые оказались вовсе не тем, чем кажутся на вид
- 8 архитектурных шедевров, которые непонятно на чем держатся
- Здоровенные рукотворные сооружения из прошлого, которые не дожили до сегодняшних дней
Метки: архитектура архитектурный стиль брутализм здания интересно искусство стиль
Новости партнёров
реклама
Что за странную жидкость выделяет божья коровка, когда берёшь её в руки.
Мужчина устроил взрыв в помещении с банкоматами в Петербурге.
Вот так выглядит содержимое сигареты под микроскопом.
40 случаев, когда реальность превзошла ожидания.
«Хочется чего-то попроще»: Зверев рассказал о любви к деревне и дояркам.
Парень, ты попал.
«Мы ведём себя абсолютно корректно»: российские части бизнеса Carlsberg и Danone перешли….
Машина охранной фирмы сбила мальчика на пешеходном переходе.
«Пусть в её честь называют спортзал в Испании»: глава Дагестана хочет переименовать стадион….
В Иркутской области водитель легковушки попал в страшное ДТП, но не получил ни одной травмы.
Новости СМИ2
iPhone и прочие смартфоны обяжут иметь съёмный аккумулятор уже в 2027 году.
Озорной хаски устроил беспорядок на кухне.
Каршеринг влетел в витрину алкомаркета.
Забавная игра для всей семьи.
В столичном парке группа подростков избила незнакомого мужчину.
Весельчаки играют в пельмень.
Викисклад: лучшие снимки 2006–2022 годов.
Китайцы восхитились принтом «Спасскцемент» и теперь носят сумки с изображением мешка цемента.
13 людей, которые наговорили всякого, пока отходили от наркоза.
15 до боли знакомых примеров посуды из СССР, дизайн которой вызывает ностальгию.
Российский учёный исследовал на себе имплант для контроля сновидений.
«Наполеон» 2023 года и другие фильмы, сцены из которых были вдохновлены знаменитыми картинами.
«Что-то ты разжирела»: родители-монстры, которые любят показывать повзрослевшим детям их место.
Тест: угадайте десерт по его описанию.
Иногда для шедевра достаточно всего пары линий.
В Калифорнии огромный медведь забрался прямо в дом.
Водный скутер «Амфибия».
Группа художников превратила наивные детские рисунки в милых монстриков.
Банк России выпустил памятную монету, посвященную Виктору Цою.
40 поразительных фотографий со всего мира.
В московском метро мужчина набросился на девушку из-за того, что она закинула ноги на сиденье.
Трейлер фильма «Кукла. Реинкарнация зла» (2023).
16 сказочных фотографий от девушки, которая создаёт завораживающие образы известных персонажей.
Трейлер фильма «Патхан. Схватка со смертью» (2023).
В Сальвадоре автомобиль на большой скорости сбил переходящего через дорогу мужчину.
Мужчина оставил на пляже коробку с мячиками, с которыми любил играть его пёс.
Болезни, вредные привычки, покушения: как уходили из жизни императоры династии Романовых?.
В Казани трое мужчин напали на сотрудника супермаркета.
Провалы на работе, которые трудно не заметить.
У самого богатого депутата Братска украли колёса люксового Bentley Bentayga.
Гениальность или проклятье: кто такие люди-саванты.
«Я не Марио, я — Магомед»: Киркоров хотел познакомить сына с Фернандесом, но перепутал….
Розовый какаду и краснохвостый жако чуть не стали жертвами контрабанды.
«Wildberries хуже, чем ставки на спорт!»: девушка просит признать маркетплейс игровой….
Застрявшие в текстурах — одна из моих самых любимых подборок.
Штрасс, страз и алмаз – что их объединяет?.
Косатки: кровожадные дельфины, которых воспитывают бабушки.
Европе пришёл Харон. Антициклон из Сахары несёт вторую волну экстремального зноя.
Мать и дочь сбивают всех с толку, потому что выглядят как сёстрёнки.
Неудачный день водителя бетономешалки.
Камера сняла, как собака кусает ребёнка за лицо. Взрослые не спешили мешать их знакомству.
Крылатые хранители британской монархии.
время разбрасывать последние камни » Информационное агентство «Строительство»
Конец одного периода всегда является и началом нового. Самое интересное время, когда одновременно сталкиваются две эпохи: уходящая и грядущая.
Мы заканчиваем цикл статей об отечественной архитектуре ХХ века. Символично, что ее завершение по временным рамкам почти совпало с крахом СССР. Два больших эксперимента, которые во многом питали друг друга, закончились почти одновременно, открыв дверь для других попыток внести свой вклад в мировое общественно-политическое и архитектурное наследие. Можно с уверенностью сказать, что это будут не менее интересные страницы.
Лебедь с четырьмя крыльями
Стоит рассказать еще о нескольких поздних советских жилищных проектах. Это Лебедь на Ленинградском проспекте в районе Химкинского водохранилища. Работа еще одного крупного мастера советского модернизма Андрея Меерсона. Меерсон также известен по дому Авиаторов на Беговой – это знаменитое строение на ножках в районе пересечения 3-го транспортного кольца с Ленинградским проспектом.
Архитектор ставит дом на ножки, точнее, 4 корпуса. Под ними находится один общий стилобат. В нем предполагалось разместить очень обширную инфраструктуру. Кстати, Меерсон здесь тоже применяет принцип архитектуры соучастия, то есть опрашивались будущие жильцы здания на предмет того, чтобы им хотелось здесь иметь. Вообще в Советском Союзе с 50-х годов применяются принципы архитектуры соучастия.
В Лебеде архитекторы и жильцы попытались сделать подземный паркинг на 300 машин. Это уже не гараж в подвале, как это было еще в сталинские времена, а самая настоящая подземная парковка на колоссальное количество автомобилей. По тем временам 300 машиномест – огромная величина.
В стилобате должны были быть ясли, зал для собраний, где в том числе можно кино показывать, прокат сезонных вещей, что для того времени было редкостью. То есть, не выходя на улицу, можно взять в прокат лыжи, роликовые коньки, санки и все, что необходимо. Бюро заказов – тоже для той эпохи редкое заведение. Это можно перевести на сегодняшний язык как что-то вроде интернет-магазина.
То есть вы спускаетесь в бюро, говорите, что вам нужно и к какому часу. Вам это покупают и доставляют в квартиру. Помимо вышеперечисленного, предполагалось иметь в доме стирку и химчистку, торговые автоматы, медицинскую комнату, библиотеку, фотолабораторию, холодные кладовые. А на кровле стилобата должны были разместиться игровые спортивные площадки.
И опять далеко не все из задуманного воплотилось. Были сделаны холодные кладовые, машиноместа – и все. Во многом это было вызвано необходимостью дополнительных расходов. Например, если в доме есть библиотека, кто ее должен содержать, за чей счет покупать книги, платить персоналу? Поэтому от таких идей, как правило, отказывались либо на этапе строительства, либо уже затем жильцы решали, что без этого вполне можно обойтись. Вот и кровля, как это часто бывает в России, осталась не эксплуатируемой.
Брутализм: грубо, но полезно
Еще один из последних советских проектов, начатый в начале 70-х, реализованный уже к середине 80-х – опытно перспективный жилой район Северное Чертаново. Его архитектора воспроизводит построенные в 50-60-е годы в Англии дома в стиле брутализма.
В Советском Союзе очень много было брутализма, его еще часто называют советским модернизмом. Это архитектура очень грубых, мощных форм с большим количеством бетона. Многие дома на ножках, с большими поверхностями стен. В качестве примеров можно привести тот же дом авиаторов на Береговой, дом атомщиков на Тульской или РИА «Россия сегодня», бывшая РИА «Новости» на Зубовском бульваре.
Бруталисты очень увлекались проектированием жилых комплексов, у них были свои теории на этот счет. Образцом этого стиля в Москве стало Северное Чертаново. Здесь тоже запланирована развитая инфраструктура, только на этот раз она не совмещена в одном доме, а разнесена в разные корпуса в рамках целого жилого комплекса.
Бруталисты очень любили так называемое функциональное зонирование. То есть они считали, что все зоны должны быть последовательно спланированы в виде такой ленточной застройки: идет лента жилья, далее вслед за жильем лента общественных функций: магазин, спортзал и бассейн, детский сад, школа, больница. И все это было реализовано. А дальше идет лента рекреационная, парковая. Это первая бруталисткая фишка, которая стала новаторской по тем временам.
Вторая новаторская фишка – это дворы, закрытые для проезда. Их еще проектировали британские бруталисты. Дворы полностью зеленые, представляют собой гигантскую лужайку. То же самое в Северном Чертаново. То есть автомобильные проезды есть, но они предназначены для экстренных служб. Предполагается, что жильцы будут заезжать с тыльной стороны дома в подземные парковки и на лифте подниматься к себе в квартиру.
Если мы посмотрим на комплекс Северное Чертаново, то здесь везде есть зеленые участки. Парадные в подъездах полностью остеклены, в итоге на первом этаже получается небольшой зимний сад. То есть парадная трактуется как общественная зона. Понятно, что каждый подъезд отличается от другого, тут все зависит от его жителей. Одни обустраивают эту территорию лучше, другие – хуже. В некоторых подъездах даже организуют кинопоказы, ведь там можно вполне 30-40 человек разместить.
Северное Чертаново – это, пожалуй, первый в Советском Союзе комплекс, который имел квартиры с практически бесшумными перегородками, где можно было по-разному объединять пространство коридора, кухни гостиной. Понятно, что спальни были отделены от других помещений.
Для иностранцев все лучшее
Еще один объект – это комплекс, который был построен уже в переходную эпоху, он завершен в 1992. Речь идет о Парк Плейсе на Ленинском проспекте. Он был возведен по заказу главного управления по дипломатическому корпусу при министерстве иностранных дел России. Архитектором стал Яков Белопольский.
Яков Белопольский застроил почти весь юго-запад столицы. Он знаком по таким знаковым объектам, как цирк на проспекте Вернадского. Стояла задача создать жилье премиум класса, для той поры совершенно нового уровня. Оно предназначалось для дипломатов, для иностранных граждан, которые привыкли к определенным стандартам. Вот наш МИД и решил, что и в Москве нужно иметь такой класс недвижимости.
Что же в итоге получилось? Во-первых, это, наверное, первый жилой дом в Москве, который получил атриум. Первый атриум был в Центре международной торговли на Красной Пресне. Хотя Парк Плейс все же не совсем жилой дом, а все-таки многофункциональный комплекс.
Здесь два жилых корпуса, справа и слева, а пространство между ними – крытый многоуровневый двор в стиле атриума. Архитектурный образ очень интересный. Он напоминает постройки эпохи авангарда: мы видим ленточные балконы, лестничные клетки выведены в виде полуцилиндрических объемов, которые любили в эпоху авангарда или конструктивизма.
В то же самое время есть уже черты постмодернистской архитектуры, которая приходит на смену модернизму, особенно с падением Советского Союза. Так, в частности, оформлен вход в виде арки. Ведь арка – это старинное сооружение, поэтому она вызывает ассоциации респектабельности.
С помощью таких приемов архитекторы сумели найти компромисс между современным обликом здания и в то же время есть отсылка к традициям. В доме развитая инфраструктура: детский сад, центр бытового обслуживания, фитнес клуб, кроме того, есть и офисные помещения. Некоторые его жильцы при желании могли еще и офис там себе снять, то есть жить и работать в одном месте, никуда не выходя, потому что есть и ресторан, и фитнес, и детский сад, и магазины тоже.
Есть, конечно, уже ставший обязательной деталью советских домов высокого класса – двухэтажный подземный паркинг с невероятным соотношением машиномест к машинам даже по современным меркам. На 330 квартир приходилось 370 машиномест, это даже больше, чем количество жилищ.
Вот такой дом получился на самом закате Советского Союза. Многие тогда даже не знали, что в Москве есть такой комплекс. В каком-то смысле он по-своему логично завершил архитектурные поиски дореволюционной и советской эпохи. Ну а дальше начались иные времена с другими подходами к архитектуре и строительству.
Новое, как возвращение к старому
Однако было бы ошибкой полагать, что все уж так кардинально переменилось. Архитектура, как и все остальное в мире, развивается по спирали. Она постоянно возвращаемся к тому, что уже было когда-то, ведь все новое, согласно поговорке, это хорошо забытое старое. Но при этом мы не топчемся на месте; спираль отличается от кругового движения тем, что мы постоянно движемся еще и вверх, и вперед. При этом каждый раз переосмысляя, совершенствуя, учитывая опыт, в том числе и ошибок, который был накоплен до этого.
Так идея, пришедшая из бруталистских комплексов, что заезд осуществляется с тыльной стороны домов и сразу в подземный паркинг, реализуется во многих современных проектах. Как и то, что еще, начиная с 60-70 годов прошлого века в архитектуре начинают использоваться идеи гибких планировочных решений, которые сегодня очень популярны. Ведь еще в 60-е годы британские бруталисты задумывались о том, что можно делать квартиру с максимально гибкой планировкой, чтобы человек сам эту планировку выбирал.
В современной архитектуре учитываются, используются наилучшие открытия в области жилищного строительства ХХ века. А это означает, что шедший все это время поиск новых форм и возможностей был не напрасен.
Материал подготовлен редакцией на основе публичной лекции Айрата Багаутдинова
Брутализм в Средней Азии: восточные влияния, сформировавшие советскую архитектуру
Брутализм в Центральной Азии: восточные влияния, сформировавшие советскую архитектуру
Аульный жилой комплекс (1986). Алматы, Казахстан. Изображение © Roberto Conte- Автор: Andreea Cutieru
очень разнообразная среда, являясь неотъемлемой частью продвижения тоталитарной идеологии, которая игнорировала местные культуры, предполагая единое, однородное общество. Тем не менее на практике архитектура оказалась восприимчивой к адаптации и местным влияниям, пожалуй, нигде больше, чем в Средней Азии. В статье рассматривается архитектурное наследие географической области, в значительной степени исключенной из западноцентристских нарративов о советском модернизме, поощряя перечитывание многослойного и детализированного городского ландшафта с помощью изображений Роберто Конте и Стефано Перего.
+ 14
Гостиница Авесто (1984). Душанбе, Таджикистан. Image © Stefano PeregoЗародившись в послевоенной Великобритании, брутализм достиг советской архитектуры в 1970-х годах, заменив сталинскую классику построенной формой, определяемой функциональностью и массовым производством. То, что обычно называют советским модернизмом, представляет собой архитектуру, характеризующуюся массивными объемами и необработанными текстурами. Однако этот термин включает не только эстетику, но и определенную идеологию, связанную с получившейся архитектурой. Советское государство стремилось создать во всех советских республиках единый архитектурный облик и уровень жизни. Однако режим был открыт для компромиссов и реконтекстуализации местной истории, как в случае с советской архитектурой Средней Азии.
Выставочный зал Союза художников Узбекистана (1974). Ташкент, Узбекистан. Image © Stefano PeregoВ новом фотоэссе под названием Советская Азия , опубликованном FUEL, Роберто Конте и Стефано Перего исследуют наследие брутализма в бывших советских республиках Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, подробно описывая региональные вариации советского модернизма в Центральной Азии. Фотографы запечатлели это архитектурное наследие, построенное между 1950 и 19 годами. 91 год распада СССР. Большая часть этой архитектуры в основном неизвестна широкой аудитории, а несколько зданий впервые включены в фотодокументальный фильм о советской архитектуре.
— Завод бурового инструмента (1980-е гг.). Самарканд, Узбекистан. Изображение © Stefano PeregoГородское развитие в советской Средней Азии приняло специфическую форму, основанную на персидском и исламском влиянии, которые сформировали самобытность и архитектуру региона задолго до ассимиляции в СССР. Архитекторы из Киева, Москвы и Ленинграда были привезены в столицы советской Средней Азии, чтобы раскрыть архитектуру и градостроительство в духе Советского Союза. Однако местные архитекторы позволили себе вольности с установленным государством стилем. Советская архитектура этих азиатских республик пронизана восточными архитектурными особенностями, видимыми в узорах и мозаиках, в использовании цвета и орнаментов, создавая бруталистическую эстетику, характерную для этого контекста, где переплетаются европейские и азиатские влияния.
Цирк (1976). Ташкент, Узбекистан. Image © Roberto ConteКуполообразная бетонная конструкция базара Чорсу в узбекской столице Ташкенте типична для торговых площадок по всему Советскому Союзу. Тем не менее, что отличает его, так это красочный кафельный фасад здания, демонстрирующий восточное влияние. В том же духе здание цирка в Бишкеке, Кыргызстан, имеет орнаментированный фасад, мотивы которого задают общий тип здания в его местном архитектурном контексте.
Мозаика Авиценны (1988). Душанбе, Таджикистан. Изображение © Roberto ConteПримером реконтекстуализации местной истории является мозаика в Душанбе, Таджикистан, на которой персидский философ Авиценна изображен рядом с советскими космонавтами. Во всем европейском восточном блоке и бывших советских республиках космические путешествия были важной темой в искусстве и архитектуре времен холодной войны, часто включаемой в сомнительный контекст. Однако он был разработан, чтобы выразить идеал прогрессивного общества, которое строится на своей истории, но превосходит прошлое.
Казахский национальный университет им. аль-Фараби (1970-е годы). Алматы, Казахстан. Image © Roberto ConteЗа последние два десятилетия многие из этих советских зданий были снесены в Душанбе, Ташкенте и Алматы в попытке порвать с тоталитарным прошлым и восстановить восстановленный суверенитет. Тем не менее, во многих случаях нечем было заменить эти постройки, в которых размещались общественные функции, и вместо этого участки пока остаются незастроенными. Однако, как и в некоторых других бывших советских республиках, здесь наблюдается если не новая признательность за строения, то признание их роли в недавней истории. Таким образом, граждане начали выступать за их сохранение. В Душанбе местная инициатива направлена на сохранение фресок и мозаик советской архитектуры. В Ташкенте и Алматы предпринимаются усилия по каталогизации и документированию этого архитектурного наследия.
Здание телерадиокомпании (1983 г.). Алматы, Казахстан. Image © Stefano PeregoФоторепортаж о советской архитектуре в Центральной Азии ставит под сомнение идею однородного советского модернизма и выдвигает на первый план нюансы этого хорошо узнаваемого архитектурного наследия. То, что осталось от этого наследия, иллюстрирует преобладание местной культуры в, казалось бы, общем архитектурном стиле.
Жилой дом (1985 г.). Бишкек, Кыргызстан. Изображение © Роберто КонтеРоберто Конте (1980 г.р.) — фотограф из Милана, чьи работы посвящены архитектуре ХХ века, документированию рационалистических, конструктивистских и авангардистских проектов, брутализму и советскому модернизму.
Стефано Перего (1984 г.р.) — архитектурный фотограф, также проживающий в Милане, Италия. Он часто сотрудничает с архитектурными мастерскими, а также с художниками. Его интерес к архитектуре второй половины 20-го века был в центре внимания его фотографий, запечатлевших модернистские, бруталистские и постмодернистские работы.
Предоставлено Роберто Конте и Стефано Перего Ссылка: Андреа Кутьеру. «Брутализм в Центральной Азии: влияние Востока, сформировавшее советскую архитектуру» 19 мая 2021 г. ArchDaily. Доступ .Советские бруталистские постройки середины 20-го века
Советские бруталистские постройки середины 20-го векаПерейти к
- Основное содержание
- Поиск
- Счет
Рынки США Загрузка… ЧАС М С В новостях
Значок шеврона указывает на расширяемый раздел или меню, а иногда и на предыдущие/следующие варианты навигации. ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА Политика Значок «Сохранить статью» Значок «Закладка» Значок «Поделиться» Изогнутая стрелка, указывающая вправо. Читать в приложении Мэтт Бейтман, FlickrАрхитектура середины 20-го века не вызывает у большинства людей особой симпатии.
Особенно это касается бывших коммунистических стран Европы и Средней Азии, где архитекторы того времени спроектировали поразительные и откровенно абсурдные сооружения еще до того, как к концу ХХ века советская эпоха подошла к концу.
Многие из этих сооружений пережили падение Берлинской стены и стоят до сих пор. Вот подборка самых удивительных зданий, оставленных советскими архитекторами.
«Памятник Революции», построенный в Хорватии (тогда Югославия), представляет собой абстрактную скульптуру, посвященную жителям Мославины во время Второй мировой войны.
ВикипедияВ этом здании в Джорджии первоначально располагалось Министерство автомобильных дорог, и оно выглядит так, будто оно было отфотошоплено. Сейчас его занимает коммерческий банк.
Мэтт Бейтман, FlickrОгромный НЛО-подобный духовный дом Болгарской коммунистической партии стоит на пике в Бузлудже, гористой части страны.
КамренБ Фотография, FlickrВнутри похожее на собор здание заброшено, крыша обваливается, а стены покрыты граффити.
REUTERS/Стоян НеновОтель «Форум» в Кракове, Польша, — еще один пример того, как коммунистические архитекторы 1970-х просто не могли удержаться от того, чтобы поднять уродливые здания с земли.
Блажей Пиндор, ВикипедияМакедоний — мемориал, построенный в 1970-х годах в память о восстании против османского владычества в начале 1900-х, и он довольно странный.
Веснамаркоска, FlickrВ Кишиневе, Молдова, этот уродливый цирк 1981 года сейчас полностью заброшен.
ВикипедияШуменский монумент в Болгарии, построенный в 1981 году, представляет собой странную и огромную бетонную скульптуру, посвященную истории страны, вокруг которой разбросаны кубистические фигуры высотой в сотни футов.
Леон Харт, FlickrЭтот курорт в Украине сочетает в себе две позднесоветские архитектурные тенденции: строительство вещей над землей и здания, которые немного напоминают НЛО.
ВикипедияЭто здание радиостанции в Братиславе, Словакия, строилось 16 лет — главным образом потому, что оно в основном перевернуто.
ВикипедияК сожалению, некоторые из наиболее впечатляющих зданий, которые представлялись воображению, так и не были построены — строительство 500-метрового Дворца Советов было остановлено во время Второй мировой войны и больше никогда не возобновлялось.
Википедия Прочтите оригинальную статью на Business Insider UK. Авторское право 2015. Следите за новостями Business Insider UK в Твиттере.Читать далее
LoadingЧто-то загружается.