Советский модерн – Архитектура советского модернизма: vladimirtan — LiveJournal

Содержание

Архитектура советского модернизма: vladimirtan — LiveJournal

Во многом этот стиль перенял черты брутализма, еще одного популярного архитектурного течения двадцатого века. Зданиям были присущи функциональность, подчеркнутая массивность форм и конструкций, смелость и сложность композиционных решений. По замыслу архитекторов, это подчеркивало «сложность жизни». Для создания построек использовался железобетон.

Однако у советского модернизма существовали и особенности стиля. Проявлялись они, в частности, в оформлении. Архитекторы использовали такие облицовочные материалы, как мрамор, песчаник и ракушечник. Мрамор иногда заменялся на искусственный или более дешевые аналоги по экономическим причинам. Для ранних работ в стиле советского модернизма характерны мозаичные панно. Пожалуй, самое заметное отличие от брутализма — массовое остекление поверхностей.

Перейдем непосредственно к примерам. Множество зданий, считающихся знаковыми для России, построены в стиле советского модернизма. К ним можно отнести здание Информационного агенства ТАСС, Останкинскую телебашню и здание Академии Наук РАН.

Так, самой необычной деталью здания ТАСС стали множество скругленных окон. Под ними подразумевались телевизионные экраны, «окна», из которых советские люди смотрят на мир. Идея была по-настоящему футуристичной и предвосхитила наш информационный век.

Останкинская телебашня давала особый повод для гордости, как и освоение космоса. В течение 9 лет после ее запуска в эксплуатацию башня сохраняла титул самой высокой в мире при высоте 533 метра.

Создание дома Академии Наук курировал Мстислав Келдыш. Его исследования в области космических полетов и вычислительной техники отразились во внешнем облике здания. Он же нарисовал и эскиз навершия дома, конструкцию, которую прозвали «золотыми мозгами».

Значимым проектом архитектуры советского модернизма стал целый город. Зеленоград видели советским аналогом Кремниевой Долины. Один из важных для облика города элементов — жилой «Дом-флейта», построенный в 1969 году. Здание спроектировано по заветам архитектора Ле Корбюзье: дом на бетонных «ногах», плоские кровли и ленты-окна.

Впечатляющий дом на тысячу квартир, расположенный на улице Тульской в Москве, это еще один пример масштабности построек того времени.

Напоследок хочется отметить культурные здания, чей облик позволял архитекторам развернуться. Историко-этнографический музей в Киргизии расположился прямо в теле горы. Дворец торжественных обрядов в Тбилиси напоминает шедевры Гауди своими плавными, текучими формами. Ялтинский санаторий дружба также находится на краю холма. Его отличительная особенность — многоуровневое остекление.

На улицах множества городов России встречаются очень необычные памятники архитектуры разных эпох. Часто мы проходим мимо, не обращая внимания на красоту здания и сложность архитектурной мысли. Смотрите по сторонам -и архитектурные шедевры найдут, чем вас удивить!

vladimirtan.livejournal.com

12 самых невероятных послевоенных построек СССС по версии группы «Советский модернизм»

«Афиша Daily» продолжает углубляться в тему грубой, фантастической и недооцененной советской архитектуры. Мы попросили Юрия Грошева — автора фейсбук-группы «Советский модернизм» — выбрать десять любимых построек за пределами Москвы, которые лучше всего выражают идеи и стиль.

5 фактов о советском модернизме

01

Это совершенно неизученное направление

Советскую послесталинскую архитектуру долгое время считали неполноценной, хотя к ней существовал интерес на Западе. Последняя волна связана с выставкой «Soviet Modernism 1955–1991. Unknown Stories» в Вене в 2012 году (см. видео). Мы ходим мимо этих зданий каждый день, пользуемся ими, но почему-то ездим восхищаться архитектурой в другие страны. Стыдно, что это наследие до сих пор не признано — вплоть до того, что многие фамилии забыты, включая замечательного Шульгина из Баку.

02

Это утопия, у которой был конец

Советский модернизм оказался воплощением тех же послевоенных экспериментов, что шли в Европе и Америке: города были разрушены, людям необходимо было дать жилье и работу. Как только послевоенная эйфория прошла, а вместе с ней стремление построить дивный мир, то угасла и тяга к экспериментам. Символом крушения надежд стал модернистский квартал «Пруитт-Айгоу» в Сент-Луисе, который через десять лет после постройки превратился в гетто и 16 марта 1972 года был эффектно взорван.

03

Это продолжение авангарда 1920-х

Это продолжение авангарда 1920-х

Весь мир в 1960-е вернулся к этим идеям — интернациональному стилю, над которым Корбюзье работал и в 1920-е, и 1930-е, и в 1960-е. СССР отставал из-за плановой экономики, поэтому в нашей стране модернизм прожил дольше, оставив помимо масштабных объектов архитектуру малых форм — павильоны летних кафе, танцплощадки, автобусные остановки, бензозаправки и даже вертолетные станции (на фотографии — Вертолетная станция на Приморском бульваре в Баку, проект архитектора Али Гюль-Ахмедова, 1962 год).

04

Это в том числе и хрущевки

9-й квартал Новых Черемушек

© John William Reps

Это в том числе и хрущевки

Малогабаритное массовое жилье времен Хрущева стало результатом серьезного исследования, где каждый элемент неслучаен. Архитекторы работали в проектных институтах в белых халатах как лабораторные ученые, анализируя, как человек использует пространство: как идет в уборную, вешает полотенце, включает газ на плите. В массовом варианте проект сильно упростился, но пилотные — в Черемушках — были просто великолепны: там все детали были унифицированы и, как в пазле, вставлялись одна в другую.

05

Это и предшественник лужковского стиля

Аптека Евгения Асса

© pastvu.com

Это и предшественник лужковского стиля

Чистого модернизма к концу 1970-х уже не было. Ему на смену пришел брутализм — основательный стиль, взявший решения и материал из 1960-х, но с другими идеями. Это тяжелая архитектура без динамики (пример — здание ЦДХ). Он перерос в постмодернизм, и лучший тут пример — аптека Асса в Орехово-Борисово: стремление к будущему ушло, возникает какой-то сарказм по отношению к прошлому. Здание стало символом самого себя. А из советского постмодернизма выполз уже лужковский стиль. Однако с периодикой и трактовкой термина «советский модернизм» — не все ясно; упомянутая выше венская выставка объединила в нем все, что было построено с 1955 по 1991 гг.

Ресторан «Жемчужина» в Баку

Архитекторы В.Шульгин и Р.Шарифов, конструкторы Н.Никонов и А.Гельфат, 1962 год

1979 год

© Павел Балабанов/РИА «Новости»

Конструкция знаковой формы — похожие вещи есть и в Бишкеке, и в Мексике. Конечно, первым с ней выступил испанский архитектор и инженер Феликс Кандела

LʼOceanogràficВот, скажем, его поздний проект в Валенсии, но, как говорится, идеи витают в воздухе, Калатрава тоже вырос из этого стиля. Бакинский ресторан построил Шульгин с использованием тонкостенных железобетонных оболочек сложной конфигурации.

Кафе «Васара» в Паланге

Архитектор А.Эйгирдас, 1967 год

1973 год

© Т.Жибраускас/Фотохроника ТАСС

Этот ресторан я увидел в свои студенческие годы и именно с него начал проникаться модернистской архитектурой. Кругом на курорте был праздник и музыка, а за забором — всеми забытое кафе 1960-х. Так мне удивительным образом пришлось поехать за сотни километров, чтобы открыть для себя историю советской архитектуры 1960–1980-х. Здесь все формы динамичные, по краю — стекло, и его замыкает прозрачная банка ресторана с крышей на одной опоре. Этот ресторан в Прибалтике сохранился, но его покрыли непрозрачным стеклом и полностью убили динамику. Подобная конструкция была в Сочи — билетные кассы

Здание 1972 года железнодорожного вокзала, — но их, к сожалению, совершенно бездумно и бессмысленно снесли. Если конструктивизм еще как-то пытаются спасти, то первый модернизм почти полностью погиб.

Подробности по теме

Советский модернизм: 10 зданий, которые вы считаете уродством, а мы — красотой

Советский модернизм: 10 зданий, которые вы считаете уродством, а мы — красотой

Пункт таможенного и пограничного управления на финской границе, Выборг

Архитектор С.Б.Сперанский, 1967 год

© ru-sovarch.livejournal.com

Вот это одно из интереснейших зданий: бетонная фактура складчатой кровли парит над прозрачным фасадом. В композицию входит наблюдательная вышка из того же бетона. Все архитекторы знают и Сперанского, они видели это здание на фотографиях, но никто не знает ни где оно было, ни в какой момент пропало.

Кинотеатр «Аврора» в Краснодаре

Архитектор Е.А.Сердюков, проектный институт Гипрокоммунстрой, 1967 год

1984 год

© А.Зотов/РИА «Новости»

Его тоже хотели сносить в 2000-е, но местные жители отстояли. У здания статус регионального памятника, что редкость для модернизма (у Дворца пионеров на Воробъевых — статус объекта культурного наследия). Монолит, как и полагается; на крыше было написано «Миру — мир»; чистый стиль и чистый функционал. Глядя на архитектуру, все ищут деталь, чтобы зацепился глаз, именно поэтому модернизм не понимают: здесь нет ничего лишнего, здание само по себе деталь. А вот другой, не менее интересный, сочинский кинотеатр «Спутник» — его строил тот же Сердюков — зачем-то снесли.

Город Зеленоград

Главный архитектор И.Покровский, архитекторы Ф.Новиков, Г.Саевич, 1958–1975 годы

Это отдельная большая тема: те же люди, что построили Дом пионеров на Воробьевых, — Полянский, Новиков и другие — получили задание на разработку советской Силиконовой долины. Зеленоград должен был стать тем же, что сегодня делают в Сколково — только к 1980-м годам. Сначала была задумка развивать текстильную промышленность, но потом Хрущев переориентировал город на электронику. Не все из запланированного было реализовано, но самое классное здание — наверное, длиннющий «Дом-флейта» (1969). Это важный элемент для всего города. В Зеленограде есть озеро, с одной стороны новые корпуса заводов, среди хайвеев институт, а с другой стороны — жилье, парк, ДК, мэрия, высотная гостиница. Флейта стоит как фон гостиницы, мэрии и ДК возле водоема. Вместе выходит очень красивая композиция — все по заветам Корбюзье и Гинзбурга с Николаевым: дом на ножках, плоские кровли, ленты-окна.

Подробности по теме

Внутренний туризм: здание МИЭТ — подзабытый шедевр советского модернизма

Внутренний туризм: здание МИЭТ — подзабытый шедевр советского модернизма

Автовокзал в Сочи

Архитектор В.М.Морозов, 1972 год

Год съемки неизвестен

Он, кстати, очень сильно напоминает мэрию Буэнос-АйресаCiudad Casa de Gobierno Здание, где размещаются городские власти, занимает целый квартал Нормана Фостера 2010 года. Они похожи чистотой линий, динамикой лестниц, волнистой кровлей. Автовокзал, кстати, цел. Он сильно завешан рекламой, стекла где-то заделаны, но существует.

Гостиница «Турист» в Баку

Архитекторы В.Шульгин и Э.Мельхиседеков, конструкторы К.Керимов и Г.Шамилов, 1974 год

1979 год

© Павел Балабанов/РИА «Новости»

В советское время это здание получило очень приличную французскую премию имени Корбюзье. Фасад с одной стороны был открытым, с другой стороны — декоративные теневые решетки. Во дворе размещался интересный фонтан с керамическими кувшинами и мозаикой. Вроде бы и интернациональный модернизм, но есть в нем и что-то национальное. Архитектура получилась в плане с изломом, потому что здание стояло на горе в сейсмической зоне, и этот излом надо было как-то подчеркнуть. Сносили его долго (в 2004 году гостиница была упразднена и демонтирована до первого этажа. — 

Прим. ред.) и никак не могли снести. Сегодня на горе устроена парковка.

Подробности по теме

Железный фонтан, дом шахмат и другие чудесные памятники армянского модернизма

Железный фонтан, дом шахмат и другие чудесные памятники армянского модернизма

Историко-этнографический музей на горе Сулайман-Тоо в Киргизии

Архитектор К.Назаров, 1978 год

2010 год

© Radist/iStock

Сначала комплекс проектировался под ресторан. Он напоминает огромную дыру в горе, внутри которой — зал с вертикальными пилонами, как будто это ухо или глаз. В пещерах должны были размещаться столики, а через портал открываться вид на равнину. Но потом его отдали музею.

Дворец торжественных обрядов в Тбилиси

Архитекторы В.Джорбенадзе и В.Орбеладзе, 1985 год

1985 год

© Сергей Эдишерашвили/Фотохроника ТАСС

Тут есть что-то от Гауди, бруталистское романтическое здание, которое совершенно неожиданно появилось в советское время; но где бы ему появиться, как не в Грузии, с другой стороны. Его построили в 1980-е как загс, когда в стране началась революция, здание стало особняком политического деятеля Бадри Патаркацишвили, здесь же он и был похоронен. Сейчас за постройку идет тяжба, в том числе и в Великобритании между регулярно появляющимися «наследниками» Бадри и его семьей.

Санаторий «Дружба» в Ялте

Архитекторы И.Василевский, Ю.Стефанчук, В.Дивнов, Л.Кеслер. Конструкторы Н.Канчели, Б.Гуревич, Е.Владимиров, E.Рузяков, Е.Ким, 1985 год

1985 год

© Валерий Шустов/РИА «Новости»

Бесспорно, это шедевр — и архитектуры, и конструктивной мысли. Тут все элементы друг за друга отвечают, друг друга держат, ничего оторвать невозможно. И именно в этом заключается причина, по которой погибает советский модернизм: его надо понимать, обслуживать, за ним надо следить. Это архитектура механизма. Без правил ухода, без инструкций она существовать не может.

Музей-заповедник «Сталинградская битва»

Архитектор В.Масляев, 1985 год

1985 год

© РИА «Новости»

Как и в сомовском театре в Новгороде — в этом выдающаяся скульптурная композиция. В сочетании форм — парафраз башни Леонидова. Удивительно, что рядом стоят кирпичные руины — мельница Гергардта, которая выступает очень контрастно; намного проще и логичнее в то время было бы поставить здесь дворец или стеклянный корпус, а не набор таких сложных объемов. Непонятно, как и почему архитектор вышел именно на такое сопоставление.

Новгородский академический театр драмы имени Ф.М.Достоевского

Архитектор В.Сомов, проектный институт Гипротеатр, 1987 год

2011 год

© Grigory Gusev/flickr.com

В ансамбль здания также входила так называемая «колонна Макаревича»: музыкант принимал участие в проектировании окон здания и вообще закончил МАРХИ. Колонну демонтировали десять лет назад, потому что с ее помощью было удобно сводить счеты с жизнью. Еще года два назад вокруг здания были плиты с такими дырами, треугольниками, а сейчас их закатали асфальтом — не стали их беречь, хотя они выглядели оригинально. Многим новгородский театр кажется спорным: говорят, мол, как такой урод мог появиться среди замечательных церквей, но, мне кажется, оно не случайно там и было построено.

Подобнее группа «Советский модернизм» в фейсбуке Максимально образно о конкретном — в инстаграме «Афиши Daily».

daily.afisha.ru

10 впечатляющих зданий советского модернизма, которые стоит увидеть :: Дизайн :: РБК Недвижимость

Советская архитектура — это не только однотипные безликие здания, но и необычные новаторские проекты, которые интересны и профессионалам, и любителям

Фото: p2beep.livejournal.com

Музеи, кафе, театры и даже жилые дома в эпоху советского модернизма были манифестом времени. Изучить архитектурное наследие этого периода можно не только в книжных каталогах, но и в поездках по России и СНГ.

В каждом крупном городе бывшего СССР можно увидеть постройки, которые ярко выделяются на фоне других.

Историко-этнографический музей на горе Сулайман-Тоо (Киргизия, Ош)

Фото: expo05.ru

До решения об открытии музея здание в природной скале планировали отдать под ресторан. Вход в него оформили в виде металлической арки, напоминающей ухо. На стенах пещеры, которая стала выставочным пространством для 35 тыс. этнографических экспонатов, можно увидеть древние наскальные рисунки — петроглифы. С 2009 года пещера включена в список наследия ЮНЕСКО.

Ресторан «Жемчужина» (Азербайджан, Баку)

Фото: wikimedia.org

В момент постройки в 1962 году кафе в форме жемчужной раковины находилось у берега Каспийского моря, которое позже стало отступать. Форму конструкции советские архитекторы В. Шульгин и Р. Шарифов заимствовали у испанского коллеги Феликса Канделы. Четырьмя годами ранее он построил в пригороде Мехико ресторан похожей конфигурации. По обтекаемости формы с «Жемчужиной» перекликается современное здание Центра Гейдара Алиева, которое спроектировали по проекту Захи Хадид.

Пансионат «Дружба» (Россия, Ялта)

Фото: wikimedia.org

Пансионат в 1985 году открыли для отдыхающих из СССР и Чехословакии. Место под проект на Золотом пляже оказалось неудобным для строительства из-за оползней и постоянной сейсмической активности. Здание спроектировано по принципу табурета на трех ногах. Фасад в форме шестеренки придуман таким образом, что из каждого номера открывается вид на море и при этом не видно соседей. Благодаря своей необычной форме пансионат привлек внимание американских кинематографистов: его можно увидеть в фильме «Обитель зла: Возмездие» в роли бывшей советской военной базы на Камчатке.

Министерство автомобильных дорог Грузинской ССР (Грузия, Тбилиси)

Фото: wikimedia.org

Это одно из самых известных модернистских зданий в Грузии. Архитектор Георгий Чахава на момент проектирования занимал должность министра автодорог, поэтому был и заказчиком, и исполнителем работ. Конструкция в форме балок, которые перпендикулярно лежат друг на друге, придумана так, чтобы компенсировать 30-метровый перепад между двумя улицами Тбилиси. Форма здания отдаленно напоминает проекты горизонтальных небоскребов Эля Лисицкого.

Новгородский академический театр драмы имени Ф. М. Достоевского (Великий Новгород, Россия)

Фото: wikimedia.org

В проектировании этого здания участвовал Андрей Макаревич, в честь которого негласно назвали пристройку в виде колонны. В 2009 году ее демонтировали из-за аварийного состояния. Создавая футуристическое здание, напоминающее космический корабль, архитектор Владимир Сомов вдохновлялся древними новгородскими храмами и церквями. Изначально по проекту здание должно было быть красного цвета, но из-за отсутствия специального материала стены оставили белыми.

Кинотеатр «Россия» (Армения, Ереван)

Фото: arm-portal.ru

В 1980-е годы кинотеатр был самым вместительным в Армении. Кроме того, здесь работали выставочные залы, танцплощадки и кафе. Изогнутая форма двух частей здания выполняла функцию естественного усиления звука. На месте стыка двух корпусов кинотеатра архитекторы спроектировали прозрачный потолок, сквозь который зрители могли наблюдать звездное небо после вечерних сеансов. Во время распада Союза кинотеатр пришел в запустение: в 1990-х здесь работали торговые палатки, а в середине нулевых «Россию» планировали снести. К началу 2010-х часть здания реконструировали, приспособив под торговый центр.

Высотный жилой дом (Молдова, Кишинев)

Фото: wikimedia.org

Главный архитектор проекта Олег Вронский построил высотку, прозванную в народе «Ромашкой», вдохновившись жилищным комплексом «Марина-Сити» в Чикаго. 73-метровое сооружение — самый высокий жилой дом Кишинева с 16 жилыми этажами и четырьмя этажами технических помещений: прачечные, комнаты для сушки, чистки и глажения одежды. На крыше круглого комплекса находится пристройка, напоминающая летающую тарелку. Это смотровая площадка, с которой открываются вид на парк «Долина роз» и панорама города.

Здание ТАСС (Россия, Москва)

Фото: wikimedia.org

Здание информационного агентства задумывалось в 25 этажей, но позже от такой высотности отказались из-за подвижности грунтов. Главная особенность девятиэтажной постройки — скругленные окна. По одной из версий, так архитекторы хотели обозначить преемственность по отношению к соседнему с ТАСС доходному дому Коробковой. Другая версия объясняет необычную форму аллюзией на экраны телевизоров, которые в 1970-е были не у всех и символизировали прорыв в новое информационное пространство.

ЦНИИ робототехники и технической кибернетики (Россия, Санкт-Петербург)

Фото: wikimedia.org

Так же как и Останкинская телебашня в Москве, высотное здание комплекса исследовательского института в Ленинграде символизировало амбиции СССР по освоению космоса. 77-метровая башня в виде бетонного тюльпана в 1980-х служила лабораторией для испытания космической техники. Здесь разработали системы мягкой посадки и жизнеобеспечения космических кораблей, мобильные робототехнические комплексы и роботы-манипуляторы. Примечательно, что в плане высотка вместе с четырехэтажным длинным зданием комплекса имеет форму креста, немного искривленного в западной части.

Государственный музей истории космонавтики им. К. Э. Циолковского (Россия, Калуга)

Фото: wikimedia.org

Музей задумывался как архитектурный памятник достижениям советских космонавтов, а в закладке фундамента поучаствовал Юрий Гагарин. Место выбрано не случайно: в Калуге прожил свои последние годы пионер космонавтики — Константин Циолковский. Архитектурный облик здания — это оммаж первым космическим конструктам 1920-х. Вытянутое по горизонтали здание «прорезает» купол планетария, который напоминает одновременно и космический корабль, и дирижабль. 

realty.rbc.ru

что такое советский модернизм :: Впечатления :: РБК.Стиль

Последняя архитектурная утопия: что такое советский модернизм

© Итар-тасс; wikipedia; globallookpress

Автор Текст: Мария Комарова

15 июля 2015

Несмотря на огромное количество советских модернистских построек, образцами стиля стали все-таки не жилые массивы, а здания, выполненные по единичным авторским проектам. Какими были собой они и их типовые собратья, разбирался «РБК Стиль».

 

СССР породил три больших архитектурных проекта: конструктивизм, быстро сменивший его сталинский ампир и советский модернизм, или просто совмод. К последнему отношение сейчас довольно прохладное, но это и понятно — именно с его именем связано появление невыразительных и угрюмых хрущевок.

 

 

 



 

7 декабря 1954 года Никита Хрущев выступил
с речью «О широком внедрении индустриальных
методов, улучшении качества и снижении
стоимости строительства». Этим он начал эпоху
советского модернизма, которая
продолжалась до 1985 года.

 


 

Начало

 

Все началось в декабре 1954 года, когда Хрущев выступил с заявлением о том, что вся архитектура последних 20 лет — это преступная растрата средств и неоправданные излишества. Враз отменив таким образом сталинский ампир, генсек провозгласил архитектурную перестройку и поставил две цели: решить жилищный вопрос, предоставив отдельную квартиру каждой семье, и сделать это максимально дешево. Обозначил Никита Сергеевич и средства — типовое проектирование и индустриализации производства.


Новые здания должны были четко отвечать функции, а эстетическая составляющая интересовала Никиту Сергеевича меньше: он уклончиво замечал, что архитектура должна иметь привлекательный внешний вид, и как пример приводил современные постройки Запада. Хрущев призвал к простоте, лаконичности, правильным пропорциям, связи формы и назначения здания. История архитектуры при этом отменялась, и все декоративные элементы запрещались раз и навсегда, как в свое время у конструктивистов.

 

 

 

▂▂ ▃ ▄ ▅ ▆ ▇ █

 

Основные признаки
советского модернизма
 

➊   Функциональность 

➋  Отсутствие архитектурного декора

➌   Отказ от исторических реминисценций

➍  Чистые геометрические формы 

➎  Сложность композиции

 

 

Зодчие, которые привыкли строить в сталинском стиле, такого удара не ожидали и выступлением Хрущева были удивлены. Более того, опыт современной мировой архитектуры был в СССР неизвестен. Чтобы задать новый курс, пришлось организовывать массовые ознакомительные поездки.

 

 

 


 

Социальные и политические задачи
советского модернизма

1) скорейшее решение
жилищного вопроса       

2) обеспечение доступности
социальных услуг  

3) выражение нового курса
советской идеологии и       
отрицание сталинского наследия    

 


 

Идеология
совмода

 

Гагарин полетел в космос, культ личности Сталина был развенчан, а впереди ждал социализм с человеческим лицом — появившийся во время оттепели совмод воплощал веру в то, что все еще будет хорошо. Частью мечты стали и привезенные из заграничных поездок новые архитектурные формы, а с ними и ценности свободного мира. Демократичность проявлялась в открытости, прозрачности и легкости вскоре появившихся в СССР сооружений. Но вслух о новой идеологии все-таки не говорили, поэтому главным признавалось решение с помощью архитектуры социальных задач, а формальные вопросы отходили на второй план.

 

 

Типовое
строительство

 

Строительство началось с конкурсов на типовые объекты: жилые дома, больницы, поликлиники, школы, кинотеатры и магазины. Все они делались из набора стандартных деталей, за счет этого можно было сэкономить время производства. Побеждать в соревнованиях стали молодые архитекторы, а ветераны недоумевали, как можно собирать здания как конструктор. Руководство на это замечало, что поэты обходятся и 32 буквами для создания своих произведений и проектировать нужно по такому же принципу. Пример оказался заразителен, и зодчие иногда оказывались даже экономнее литераторов — некоторые жилые здания строились всего из двух дюжин элементов.

Тотальные ограничения и спешка породили новые эстетические идеалы, которыми стали скромность и простота строений. Особо приветствовалась правдивость зданий: Никита Сергеевич говорил, что швы на фасадах жилых домов нельзя считать некрасивыми, потому что они лишь свидетельствуют о честности архитектуры.

 

 

 

Микрорайоны

 

Если раньше проектировщики могли хотя бы расставить постройки по собственному желанию, то теперь и это было строго регламентировано. Основным элементом города стал микрорайон, а главным при его планировании объявлялась доступность социальных услуг. Четкие формулы определяли взаимное расположение жилых зданий и общественных объектов в зависимости от времени перемещения между ними. Визуальная целостность больше не играла роли.

 

 

Индивидуальные
проекты

 

Совмод проявился во всей красе в зданиях, построенных по индивидуальным проектам — тут архитекторы могли проявить свои творческие амбиции и обратиться к эстетике. Она проявила себя через пластичность, прозрачность, воздушность сооружений, их пространственную сложность, утонченность деталей, новизну и абстрактность образов.

Первым проектом, который полно представил эти ценности, стал Дворец пионеров на Ленинских горах.

 

 

Во Дворце пионеров соединились гармоничные
пропорции, лаконичность форм, далеко вынесенные
навесы, диагонали лестничных маршей и протяженное
остекление, стирающее грань между ландшафтом
и интерьером.

 

 

Архитекторы совмода часто работали с образами. Это видно на примере здания велотрека в Крылатском — формой оно напоминает парящую бабочку. Природные аллюзии есть и у Останкинской башни, которая походит одновременно и на перевернутую лилию, и на ракету на старте.

 

 

Самым спорным начинанием эпохи стал Новый Арбат. Все в нем, от зданий до мельчайших деталей и рекламы, было подчинено идее воплощения духа нового времени. Проект примечателен четким ритмом построек, широкими плоскостями остекления и мозаикой, украшающей кинотеатр «Октябрь». 50–80-е годы вообще стали золотыми для монументального искусства, которое заменило запрещенный архитектурный декор.

 

 

Совмод развивался по всему Союзу. Выдающимся примером стало здание Министерства автомобильных дорог в Тбилиси, его архитектор обыграл сложный рельеф и создал много полезной площади на крошечных опорах. Другой образец — здание санатория «Дружба» в Ялте, которое как будто составлено из огромных зубчатых шестерен.

 

 

Ценность

 

Совмод породил несколько шедевров мирового уровня. Достоинства остальных его зданий открываются, если рассматривать их в контексте времени и учитывать путь, проделанный их создателями — от бесконечных обращений к античности во время сталинского ампира они пришли к чистой форме и функциональности. Архитекторы-модернисты были, как и все шестидесятники, идеалистами. Они боролись со стереотипами, неповоротливой бюрократической машиной и осознавали свою социальную миссию и политическую позицию, которая была для них превыше всего. Ведь, как заметил критик Владимир Белоголовский: «Архитектура начинается не с формы, а с гражданской позиции. Формой архитектура заканчивается».

  

style.rbc.ru

Советский модернизм (15 ФОТО) | ☭ CCCP Ностальгия

Советский модернизм наиболее противоречивое — и в то же время наиболее недооцененное явление в истории отечественной архитектуры. Будучи одним из трех основных советских стилей наряду с конструктивизмом и советской неоклассикой, советский модернизм является наименее изученным, а потому и наименее понятым. Само понятие «советский архитектурный модернизм» введено в массовую культуру лишь в 2000-х годах западными искусствоведами, что само по себе является удручающим фактом. Зачастую СовМод ассоциируется с серыми невзрачными коробками индустриальной жилой массовой застройки периода 1950-х – 1990-х годов. Однако непозволительным упущением было бы не оценить весь масштаб и всю многогранность архитектуры нашего модернизма.

Резкая смена руководства страны на рубеже 1950-ых – 1960-ых годов привела и к радикальной переоценке ценностей, в том числе и в культуре. На смену величественной и монументальной архитектуре сталинского периода пришло индустриальное строительство, в котором архитектор по сути становился винтиком строительно-промышленного комплекса, а не дирижёром процесса проектирования, а следом — и возведения архитектурного творения. Постановлением «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» от 4 ноября 1955 года архитектура растворилась в индустрии строительства и по сей день остается ее придатком. Без всякого сомнения, перемены требовались, ведь, учитывая рост городов и все еще ощутимые последствия ВОВ, насущным стал вопрос о значительной потребности в массовом жилье. Однако отрицание достижений предыдущей эпохи, репрессии в отношении архитекторов, проекты которых положительно оценивал товарищ Сталин, нанесли значительный вред и, лишь оправившись от шока полной индустриализации архитектуры, советский модернизм расцвел в своем лучшем свете. Советские архитекторы в тех жестких условиях смогли найти способы и методы композиционных решений, которые сформировали полноценный и самобытный новый советский стиль.

Подход к формированию жилой и общественной среды при главенствующей роли в партии Никиты Хрущева был особо контрастным. С одной стороны, масштабы возведения новых зданий стали фантастическими. Они были значительными даже в сравнении с безусловными успехами строительства сталинского периода. Миллионы советских граждан получили свои долгожданные квадратные метры жилой площади. Однако применение дешевых отделочных материалов (ведь все должно быть максимально дешево, никаких излишеств) в том числе и для значимых зданий, таких как дома-книжки на Новом Арбате в Москве вызывало эстетический ужас у населения СССР, привыкшего к строгому отношению в формировании городской среды прошлой эпохи. И это при том, что сама композиционная форма комплекса является одним из лучших примеров мирового модернизма.

Следуя мировым веяниям, советские архитекторы начинают проектировать вместо масштабных человеку социалистических кварталов огромные микрорайоны, которые конечно решают общие проблемы доступности благ цивилизации для значительных человеческих масс, однако, как показала история развития архитектуры, не способны создавать комфортную среду обитания для человека.

Но, не смотря на безусловные просчеты, в этот период были созданы и настоящие шедевры, такие как Дворец пионеров на Ленинских Горах по проекту архитекторов В. С. Егерева, В. С. Кубасова. Уникальный мир детства, полный новых впечатлений и открытий, формирующий настоящего человека.

Вообще тема общедоступного досуга, образования и воспитания детей и молодежи была одной из основных в СССР. Ведь практически в каждом, даже самом небольшом городке были построены Дворцы пионеров, учреждения научно-технического развития ребенка, кукольные театры и театры юного зрителя, спортивные комплексы. Это все наследие советской эпохи, которое мы очень часто упускаем из виду, порой ругаем, но которое по сегодняшний день верно служит нам.


Дворец пионеров, Украина, г. Львов, архитекторы А. Ващак, М. Сметана (1984 г.)


Дворец творчества детей и молодёжи, Россия, г. Воронеж, архитектор В.А. Быховский (1988 г.)

Помимо всего прочего массово строятся театры, кинотеатры, музеи, библиотеки, дома отдыха и рекреационные комплексы, доступные каждому гражданину советского общества. Да, многие постройки являются типовыми, а некоторые даже практически идентичными, но не будем забывать, что и многие даже гораздо более старые постройки докапиталистического периода являются копиями друг друга.


Библиотека Тбилисского Государственного Университета, Грузия, г. Тбилиси, архитекторы Б. Маминашвили, О. Сабашвили (1971)


Российская национальная библиотека . Новое здание. Россия, СПб, архитекторы Щербин В. Н., Варшавский Л. К. (1986-1998 гг.)


Драматический театр «Угала». Эстония, г. Вилянди, архитекторы И. Рауд, И. Леон, К. Лутс (1981 г.)

Одним из наиболее символичных архитектурных творений эпохи советского модернизма без всякого сомнения является павильон СССР на выставке в Монреале «Экспо-67». Архитектору Михаилу Посохину удалось передать образными методами архитектуры то, что его страна — великая космическая сверхдержава. Основным экспонатом советского павильона был первый в мире сверхзвуковой пассажирский авиалайнер Ту-144. Стране было что показать миру, Союз был все еще нерушим.

Эпоха главенствующей роли в партии Леонида Брежнева положительно повлияла на развитие советской архитектуры. Модернизм поражал всем буйством присущих ему форм. Все чаще появлялись здания и сооружения, сметы которых значительно превышали социалистическую целесообразность, однако приходит понимание, что не все в мире возможно измерить сухим бухгалтерским подсчетом. Одним из таких объектов был пансионат «Дружба» под Ялтой, признанный одним из лучших в мировой истории архитектуры. Архитектору Игорю Василевскому удалось создать неповторимый образ, который и сегодня будоражит сознание вопросом: «неужели это возможно, неужели наша страна, наши люди могли возводить такое?»

Значимой вехой в истории нашего модернизма явились Игры XXII Олимпиады 1980 года. Объекты, построенные для ее проведения, и сегодня являют собой всю уникальную самобытность советского модернизма.

Отличительной чертой советского модернизма являются, в числе прочего, уникальные мозаичные панно и скульптуры, демонстрирующие различные мотивы социалистической жизни и абстракции, в которых угадываются космические мотивы, вера в будущее, убежденность в правильности коммунистического пути развития человечества.

Однако, этой противоречивой и в то же время бесспорно лучшей для каждого нормального, ментально советского человека эпохе пришел конец. Больше нет стремления человека в космос, желания построить справедливый мир. Нет беззаветной тяги к познанию, в мире стало меньше простой человеческой любви, ее пространство вытесняет рынок с его невидимыми руками. Мир с каждым днем становится опаснее и злее, но мы верим: наступит день, человек скинет с себя такие вязкие и до фальши приятные оковы обывательского благополучия, и вновь не сможет жить без космоса…Источник

sovdepia.ru

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.

Хорошая статья

«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.

В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.

Изображение дня

Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия

ru.wikipedia.green

Советский архитектурный модернизм — Википедия. Что такое Советский архитектурный модернизм

Советский архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — один из трех оригинальных советских архитектурных стилей. Выведен критиками в отдельное направление совсем недавно, поэтому в сравнении с конструктивизмом и сталинским классицизмом изучен мало. Охватывает период с 1955 по 1991 гг.

Общая характеристика

Истоки

Архитектурный модернизм пришел в СССР с Запада и трансформировался в советский. Во время так называемой хрущевской оттепели в СССР стали появляться в открытом доступе для архитекторов специализированные профессиональные журналы, также начал происходить обмен опытом с архитекторами стран Польши, Кубы и Венгрии. Интернациональность модернизма, по сути, является одной из главных его отличительных черт. Если конкретизировать, то истоки советского модернизма лежат непосредственно в произведениях Ле Корбюзье, который к пятидесятым годам XX столетия переработал основы советского конструктивизма в новый, собственный архитектурный стиль.

История термина

Термин «советский архитектурный модернизм» был введен в начале 2010-ых годов, до этого момента его фактически не существовало. Важно, что до сих пор не определено точных критериев советского архитектурного модернизма, кроме сравнительно четко определенного периода. Большую роль в выявлении данного стиля сыграл французский фотограф Фредерик Шубин [1], который в начале двухтысячных годов объездил территорию бывшего советского союза и запечатлел ряд зданий, на тот момент относившихся исключительно к брутализму.

Схожесть с брутализмом

По мнению большинства исследователей, брутализм и лег в основу советского модернизма, следовательно – ему характерны соответствующие черты, а именно: функциональность массивных форм и конструкций; урбанистичный облик зданий. Смелые и затейливые композиционные решения отражают, по мнению создателей, сложность советской жизни. Так же как и в брутализме, основным используемым строительным материалом является железобетон, а подход выполнения архитектурного заказа является комплексным.

Особенности стиля

Однако было бы неправильным целиком и полностью отождествлять данный архитектурный стиль с брутализмом, поскольку существуют некоторые различия. Так, особенностью советского модернизма является, к примеру, использование облицовочных материалов (мрамор, песчаник, ракушечник или более дешевые аналоги). Также характерна для этого архитектурного стиля (в основном – на стадии развития) декоративность – например, наличие мозаичных панно и прочих модернистских элементов украшения, а кроме того – массовое остекление поверхностей зданий, отчасти напоминающая о конструктивизме.

Исследования

Важную роль в определении стиля сыграло исследование (точнее – альбом) французского фотографа Фредерика Шубина, а также серия фотографий «Споменики» нидерландского фотографа Яна Кемпенаэрса [2]. В этом же контексте заслуживает внимания исследование московского издательства Tatlin под названием «Советский модернизм: 1955–1985» [3] и его же работа о творчестве армянских архитекторов «Архитектура советского модернизма» [4].

Основные примеры стиля

Главными образцами советского модернизма можно считать следующие постройки: Кремлевский дворец Съездов [5], ансамбль Парка Победы на Поклонной горе [6], Телевизионная башня в Останкино [7] и др.

Критика стиля

Основная критика данного архитектурного стиля заключается в том, что после сталинской «декоративности» сугубо функциональная аскетичность модернизма (начиная с хрущевских времен) лишила архитекторов простора для творчества. Что же касается взглядов обывателей, а не деятелей данного вида искусства, многих рядовых граждан СССР не устраивали так называемые «дома-коробки», они их считали лишенными культурной и художественной ценности. Кроме того, искусство данного периода в целом и архитектуру — в частности, отличал формальный подход и следование идеологическим установкам.

Так, в открытом письме Михаилу Суслову группа художников Э. М. Белютина раскритиковала формальный подход к искусству и практику создания произведений искусства в рамках государственного заказа.

Литература

  • Рыков А.В. Искусство модернизма и идея прогресса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. 2014. Выпуск 3. С. 73–82.
  • Феликс Новиков, Владимир Белоголовский. СОВЕТСКИЙ МОДЕРНИЗМ: 1955-1985 // Tatlin, ISBN 978-5-903433-43-8
  • Карен Бальян. АРХИТЕКТУРА СОВЕТСКОГО МОДЕРНИЗМА. МАСТЕР | АРТУР ТАРХАНЯН, СПАРТАК ХАЧИКЯН, ГРАЧЬЯ ПОГОСЯН. // Tatlin, ISBN 978-5-903433-77-3

Примечания

Ссылки

wiki.sc

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *