Современные архитектурные стили: Стили современной архитектуры + Фото

Содержание

Нетривиальное зодчество. Пять необычных стилей, популярных в современной архитектуре

Музей Гуггенхайма в Бильбао — яркий образчик стиля деконструктивизм / Фото: pixabay.com

В Москомархитектуре сообщили, что разработка градостроительной документации для строительства Бирюлевской линии московского метро начнется в конце 2019 года. Многие новые станции подземки возводят современные архитекторы, используя оригинальные и новые стили. Корреспондент «Вечерней Москвы» разобралась, что это за современные стили, популярные и в столице, и в мире.

Деконструктивизм

Правила, рамки, рациональность — все эти слова, кажется, ни разу не слышали архитекторы, работающие в этом стиле. Деконструктивизм появился как вызов обществу, протест против привычных устоев. В конце ХХ века классицизм, барокко, рококо и прочие традиционные стили теряли свою актуальность — зодчие стремились переосмыслить их, разобрать и собрать заново, только уже в другом, непривычном виде. Основой деконструктивизма стало одноименное направление в философии, начало которому положил французский философ Жак Деррида — он считал, что наш мир нуждается не в порядке, а в новых интерпретациях: разломай все старое на части и придай новый смысл этим осколкам. А может, смысла и вовсе нет…

— Деконструктивизм — это реакция на сложность современного мира. Стиль отражает эту самую сложность, — отмечает директор архитектурной школы МАРШ Никита Токарев.

Основные черты деконструктивизма — изломанные и нарочито деструктивные формы, визуальная усложненность. Здания будто намеренно не вписываются в окружающую среду, агрессивно вторгаются в нее. Это вызов, пощечина скучной классике, который вытесняет все старое и требует больше пространства для себя.

— Каждый архитектор по-разному интерпретирует идеи деконструктивизма. Ранние труды Фрэнка Гери (канадский архитектор, самые известные проекты — Танцующий дом в Праге и Музей Гуггенхайма в Бильбао — прим. «ВМ») — это истый манифест деконструкции. Однажды на него пожаловались соседи, которые подумали, что Гери устроил свалку металлолома в собственном дворе. А это оказался дом, где счастливо жила его мать, для которой он и построил его, — говорит архитектор.

Непривычный, непонятный стиль вскоре овладел умами общества — таких зданий стало больше. Наибольшую популярность деконструктивизм завоевал за рубежом. В качестве примера эксперт приводит здание Еврейского музея в Берлине, который спроектировал Даниэль Лебескинд, а также работы Захи Хадид, которые известны по всему миру.

Некоторые московские здания тоже спроектировала Хадид.

— Увидеть одну из ее работ можно на Шарикоподшипниковской улице — это бизнес-центр «Пересвет-Плаза», — говорит Никита Токарев. Каждый этаж здания смещен относительно предыдущего и последующего, напоминая тектонические плиты. Заха Хадид проектировала здание так, чтобы создать открытые трехмерные пространства, не противопоставлять горизонтали и вертикали, пол и стены. С торцов можно увидеть бизнес-центр насквозь.

Еще одним примером деконструктивизма в архитектуре Москвы Токарев считает комплекс башен «Город столиц», который является частью «Москвы-Сити». Эти небоскребы тоже состоят из блоков, смещенных друг от друга, что придает им динамизм и движение.

Но хоть деконструктивизм и занял свою нишу в мировой культуре, он постепенно теряет актуальность, уверен эксперт. Стиль интересен лишь визуальными решениями, но лишен функционализма — архитекторы, проектирующие здания в столь замысловатом виде, не особо задумываются, удобно ли будет людям в них жить. Поэтому на смену деконструктивизму приходят новые веяния, направленные не столько на форму, сколько на содержание.

— Эпоха деконструктивизма заканчивается. Архитектура все больше ориентируется на реальные потребности людей, — считает Никита Токарев.

Необрутализм

Это один из архитектурных стилей, пришедших на смену деконструктивизму, уверен архитектор и градостроитель Илья Заливухин.

— Характерная его особенность — функциональное проектирование, отсутствие излишнего декора, достижение выразительности за счет простых форм. Сильное влияние на этот стиль еще до начала Второй мировой войны оказал Ле Корбюзье, пионер модернизма и функционализма, один из самых известных архитекторов мира, — утверждает Заливухин.

Смысл необрутализма кроется в самом названии стиля — «необработанный бетон». С помощью этого выражения Ле Корбюзье объяснял технологию обработки наружных поверхностей здания.

В советскую эпоху, отмечает Заливухин, тоже были архитекторы, которые работали в этом стиле — к примеру, Игорь Виноградов. Его здания известны любому москвичу — это павильон «Цветоводство и озеленение» в парке ВДНХ, а также депозитарий Третьяковской галереи.

Чем необрутализм и брутализм отличаются друг от друга? По словам Ильи Заливухина, ничем. Оба архитектурных направления отвечают единой цели. Это ответвление послевоенного модернизма, которое обрело самостоятельность и заняло определенное место в мировой культуре.

— Основная цель необрутализма — не концентрироваться на декоративных аспектах, а уделять внимание эргономичности здания: как сделать здание удобным для людей, как эффективнее вложить средства в строительство, — объясняет эксперт.

Офисное здание «Танцующий дом» на углу Рессловой улицы и набережной в Праге. Построено в стиле деконструктивизма / Фото: pixabay.com

По его словам, зодчие, работавшие в традиционных стилях, украшают фасады разнообразной лепниной, а здания бруталистов выполнены в основном лишь из бетона, который прослужит многие годы. При этом дома должны быть не только надежными, но и визуально интересными.

Многие зодчие считают необрутализм стилем грубым, не признающим эстетические ценности традиционной архитектуры. Но это вовсе не так — брутализм, набирая популярность в современной архитектуре, превращался в целый стилистический язык, сводился к работе над поверхностями здания и к созданию новых эстетических ценностей.

— Необруталисты особое внимание уделяют планировочной структуре зданий. Они считают, что все проекты нужно рассматривать комплексно, исходить из функциональности использования пространства. Придумывая, как будет выглядеть будущий дом, архитекторы также создавали сценарии жизни людей в этих зданиях, — продолжает Илья Заливухин.

На Беговой улице в Москве высится Дом авиаторов, известный как «дом на курьих ножках» или «сороконожка». Это один из образцов советского брутализма.

Здесь 40 железобетонных опор поднимают первый этаж на уровень четвертого. На первый взгляд кажется, что дом вот-вот обрушится. Но опоры выполнены из монолитного железобетона, который прочно удерживает этажи, поэтому бояться нечего.

Сегодня в Москве также часто строят здания в стиле необрутализма — торговые и бизнес-центры, спортивные комплексы и даже станции метро. Но и этот стиль начинает терять актуальность, добавляет свое слово Никита Токарев. Архитектура, отвечая на запросы общества, становится более экологичной, все больше уходит к природным формам.

— Дома все чаще возводят по принципу «зеленого строительства» с использованием экологических материалов для здоровья и благополучия жителей, уменьшения количества отходов, звукового и светового влияния объекта на окружающую среду, — говорит Токарев.

Органика

Здания, похожие на грибы, цветы, овощи и фрукты, — все это органика. Сооружения должны напоминать живой организм, а не бездушную коробку из стекла и бетона. В органике отсутствует какая-либо геометрия — динамические, неправильные формы возникают как результат контакта с реальностью. Такие здания в противовес деконструктивизму легко вписываются в окружающую среду — они стоят на тех местах, где и должны, как будто были здесь всегда.

В то же время органическая архитектура расходится с потребностями современного урбанизма, из-за чего большинство зданий в этом стиле можно встретить не в центре города, а за пределами. Создателем органической архитектуры стал американец Фрэнк Ллойд Райт — его работы называют «домами прерий», которые служат естественным продолжением окружающей природной среды.

В России органика еще не обрела большой популярности — отечественные зодчие пока еще не готовы работать в таком стиле, считает историк архитектуры Денис Ромодин.

— Но все же попытки работать в органическом стиле были, причем успешные. Так, парк «Зарядье» в центре Москвы отвечает именно этому направлению, — утверждает эксперт.

Противоположная часть фасада концертного зала «Зарядье» со стороны парка будто встроена в холм, который стал частью открытого Большого амфитеатра, а плавные архитектурные формы зала хорошо сочетаются с четырьмя природными ландшафтами, которые воссоздали в парке, — тундрой, степью, лесом и болотом.

Они спускаются террасами с верхнего уровня участка к его нижней части, с северо-востока на юго-запад, пересекаются и наслаиваются друг на друга.

Биотек

В мировом зодчестве биотек не редкость. Во многих крупных мегаполисах можно увидеть здания, похожие на пещеры и горные склоны, морские волны или капли, а также птичьи крылья и яйца. Но в то же время в биотеке не только формы природные, но и материалы.

— Первая попытка работать в этом стиле отмечалась еще в СССР. Архитектор Александр Зеленко, создавая дачу Пфеффер в Сокольниках, проектировал ее именно в этом стиле. Он считал, что природа — сама по себе творец, поэтому в сооружении использовались очень интересные решения, например крупные окна, изогнутая крыша. А в интерьере были ветки и корни деревьев в качестве архитектурных элементов. Но, к сожалению, до наших времен дача Пфеффер не дожила: она сгорела в конце 80-х — начале 90-х годов, — говорит Денис Ромодин.

Панорама Москвы из высоток Москва-Сити. / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

По его словам, в биотек-зданиях часто применяются энергоэффективные технологии: это «умные» дома, которые могут использовать внутренне накопившееся тепло в качестве обогрева, придуманы экологические формулы для охлаждения здания и другое. Это не только красивая, но и высокотехнологичная архитектура.

— Создание таких домов — очень сложная инженерная работа. Требуется качественное и грамотное проектирование, правильное применение экологических материалов, тщательная разработка энергоэффективных систем. Основную роль здесь играют не столько архитекторы, сколько инженеры, — подчеркнул историк.

Примером биотека в столице вновь служит одна из башен «Москвы-Сити». Небоскреб «Эволюция» по форме напоминает молекулу ДНК.

Фасад подчеркивает легкость и динамику формы, струящейся наперекор гравитации. Башня символизирует идею развития по спирали как итога эволюционного пути, отражает силу человеческого интеллекта, который смог подчинить себе законы физики.

Метаболизм

Наконец, прямым продолжением органической архитектуры становится метаболизм. Он появился в ХХ веке в Японии, а в его основу лег принцип индивидуального развития живого организма.

При этом метаболизм и биотек — не одно и то же. Архитекторы-метаболисты не стремятся открыто подражать природным формам. Незавершенность, недосказанность, деструктивность и открытость структуры зданий — основные черты метаболизма. Недолговечные заменяемые элементы нередко сочетаются с прочными структурами.

— Метаболисты считают, что элементы городского организма могут переживать те же процессы, что и в живой природе, — рождение, созревание, старение, смерть и перерождение, — уверен Денис Ромодин.

По его словам, пока в Москве еще не появились здания в этом стиле, но в Советском Союзе архитектор Илья Чернявский уже делал некоторые «метаболические эксперименты». Примером тому служит его дом отдыха «Красная Пахра», который находится в Новой Москве. Это пластичная постройка из кирпича, которая тонко дополняет природное окружение. Сам Чернявский считал, что архитектура говорит языком единства.

— Это функциональная скульптура или пластическая конструкция; это мир объемов — света, цвета и материалов; это иерархия пространств во времени и вне времени. Здесь действуют контрасты и нюансы, сочетаются движение и покой, мощь и легкость, — уверял он.

Столичные зодчие, считают эксперты, сегодня готовы к смелым экспериментам, но стиль метаболизм все еще остается для них новым и несколько непривычным. Нужно время, чтобы в Москве появились здания, отвечающие этому направлению.

— Все же главной целью современного столичного зодчества является не столько необычность зданий, сколько их эргономичность и удобство, — заключает Илья Заливухин.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:

— Деконструктивизм — очень яркий архитектурный стиль. Для него характерны асимметричные формы, ломаные линии, острые углы, обилие оригинальных элементов. Такие здания нередко отличаются оригинальным декором.

КСТАТИ 

В стиле необрутализм построят будущую станцию метро «Печатники» Большой кольцевой линии. В ее оформлении используют три цвета — черный, серый и белый. Как ранее сообщили в пресс-службе Москомархитектуры, стены выполнят из нержавеющей стали, пол — из натурального камня, потолок — из алюминия. Все детали станции будут лаконичными и сдержанными.  

Читайте также: Проект планировки нового участка Коммунарской линии метро утвердят до конца года 

Архитектурные стили в хронологической последовательности: краткое описание с историей

История архитектурных стилей включает десятки направлений — одни из них развивались в хронологическом порядке, в то время как становление других происходило параллельно во времени. Хотя некоторые из них перенимали особенности своих “предшественников”, у каждого стиля до сих отмечаются уникальные формы и детали, несущие историческую ценность. Развитие и постепенная смена происходили по мере того, как архитекторы воспринимали дух времени, адаптировались к новым условиям. Предлагаем рассмотреть базовые архитектурные стили в порядке их хронологического становления в обществе.

Романский стиль

Зародился в Западной Европе в XI-XII веках, также был известен, как нормандский стиль. В те времени были широко распространены замки-цитадели, основными чертами которых были неброские силуэты, массивность. Такие здания представляли собой защитные крепости, поэтому отличались лаконичным экстерьером без декора, окнами-бойницами, апсидами, арками, башнями с куполами. Романский стиль вобрал в себя многие элементы таких замков, хотя современные романские особняки уже не напоминают подобные тривиальные крепости. Окна стали шире, дикий камень сменили современные материалы, придающие нарядную стилизацию экстерьеру. Но основными принципами в возведении таких домов все так же осталось использование массивных блоков, громоздких ворот, создающих ощущение защищенности и неприступности.

Интерьер в романском стиле подразумевает наличие массивной мебели, зачастую из дерева, а также колонн, широких лестниц.

Готика

Легендарный готический стиль, напоминающий о временах рыцарства и поединков, впервые появился во Франции в середине XII века. Формировался он под сильным влиянием церкви, что отчетливо сказалось на архитектуре домов. Их основной особенностью стало следование вертикали. Зданиям в стиле готика присуща некая “вытянутость” со стрельчатыми сводами, арками, высокими башенными шпилями. В качестве декора стен использовалась резьба, окна были высокими, чаще всего витражными. К современным памятникам готики в России можно отнести храм Александра Невского в Санкт-Петербурге и Римско-католический Кафедральный собор в Москве. В современной архитектуре все так же встречаются веерные своды, арки, кессонные потолки, использование в интерьере витражей, сочетания камня с деревом, желтых, коричневых цветов.

Ренессанс или возрождение, маньеризм

Эпоха Возрождения (Ренессанса) началась в Италии в XV веке, чему предшествовал период проторенессанса или треченто. Ее развитию способствовало повышение внимания людей к человеческой деятельности, а также возрождение интереса к античности. Композиционными основами архитектуры Ренессанса стала симметрия, пропорции, уход от резких углов к более мягким, полуовальным конструктивным решениям, появились эдикулы, сферические купола. По сути, вновь стали использоваться античные формы, но и без влияния романского и готического стиля не обошлось.

Кризис новых идей в начале XVI способствовал снижению популярности архитектуры Возрождения, на смену которой пришел маньеризм. Неустойчивость в обществе позднего Возрождения, выражающаяся в спорах по вопросам морали, социума и религии, нашла свое отражение в этом архитектурном стиле. Маньеризм выражал себя через “тревожные” концептуальные решения, резкие нарушения ренессансной симметрии, гротескные элементы. Те, кто немного разбираются в искусстве этого времени, обычно причисляют маньеризм к раннему барокко. Но историки высоко ценят роль маньеризма и всегда выделяют его, как стиль в архитектуре, ставший отражением периода трансформации средневекового искусства Нового времени.

Барокко

Декоративный стиль барокко развился на основе элементов архитектуры Ренессанса, включая обилие величественных колоннад, грушевидных куполов того периода. Особенностью барочных домов стала живопись Тромплей. Известность ей придала, так называемая, иллюзорность — изображения на стенах и потолке были выполнены настолько реалистично, что стирали грань между живописью и реальностью. Обязательными элементами дворцов также стали парадные лестницы, изобилие декора, витые колонны. Современная архитектура барокко взяла многое из тех времен — частные дома, выполненные в этом стиле, отличают:

  • многократные повторения в фасаде одинаковых элементов;
  • внимание к деталям;
  • яркие цвета, позолоченные элементы в декоре;
  • игра со светотенью;
  • 3D-живопись, эффект объема возникает за счет росписи стен, потолков;
  • витые колонны, фрески.

Рококо

Хронология архитектурных стилей обычно отмечает последовательность возникновения стилей барокко и рококо. Хотя на самом деле, последний возник больше под влиянием симметрии и величия классицизма, которым был брошен “вызов”. Рококо — это плавные линии и детализация, витиеватые, абсолютно асимметричные узоры, пастельные тона. Пышные анфиладные помещения сменились рациональным подходом к расположению внутренних комнат. Внимание больше уделялось не столько габаритности помещений, сколько их декорированию и особым орнаментам. Одним из таких стал “рокайль” — орнамент, который напоминает раковину моллюска, окаймленную камнями и растениями. В домах рококо часто использовались картуши (лепные украшения со “свернутыми” углами), большие зеркала.

Классицизм

Мировую культуру XVII-XVIII веков нельзя представить без архитектурного направления, вобравшего в себя эстетические идеалы античности и архитектуру Римской империи. Классицизм отличается на фоне других стилей простотой, и, в то же время, помпезностью форм. Симметрия — еще один важный момент в строительстве домов эпохи классицизма.

Колонны, расположение окон, куполообразных крыш — все создавалось со строгим, фиксированным учетом пропорций, орнаментов. Эстетика классицизма вдохновляла на масштабные градостроительные проекты, поэтому подавляющее большинство современных архитектурных памятников — это творения классики. Что интересно, каноничность и четкость форм этого направления нашли себя во многих других. Классицизм ярко выражается в таких стилях, как:

  • георгианская архитектура;
  • бидермейер;
  • федеральная архитектура;
  • ампир;
  • палладианизм;
  • ампир.

Последний получил особенное распространение, как в странах Западной Европы, так и в России.

Ампир

Расцвет ампира пришелся на время правления Наполеона — в то время стиль активно продвигали его придворные архитекторы Пьер Фонтен и Шарль Персье. Хоть это направление перекликалось с классикой, но со временем оно обрело уникальные черты. Так, особенностью ампира стало сочетание контрастных цветов, четкие линии, большое количество позолоты. На стенах часто встречались орнаменты с военной символикой — щитами, мечами и копьями. В декоре отмечалось присутствие мотивов Древнего Рима и Египта, что было выражено в облицовке разноцветным камнем, обилии декора, монументальности. Вместо привычных портиков в домах появились более просторные лоджии.

Романтизм

Эпоха Просвещения оказала сильное влияние на формирование нового архитектурного направления — романтизма. Именно в это время началась переоценка наследия архитектуры прошлого, стали возвращаться элементы из романского стиля и готики, появились первые конструкции из металла. Среди металлов, использующийся для создания декора, чаще всего использовались сталь, железо, чугун. Все так же актуальными оставались мотивы восточных культур, вновь вернулись узкие окна-бойницы, апсиды, ассиметричные куполообразные башни. Провозглашалась самосознание и полная свобода выражения частной жизни, что явно отражается на архитектуре романтизма. Во дворах особняков все чаще можно было встретить китайские, японские сады, которые стали ярким дополнением к декорированию здания по восточным мотивам.

Архитектурные стили модерна

В 60-е годы XIX века зародился новый стиль в западной архитектуре — модерн. Утонченное направление, на развитие которого сильно повлияли художники этого времени, принесло новые краски в архитектурные решения. При этом в список архитектурных стилей модерна входят сразу три его ярко выраженных разновидности — Ар Нуво, Ар Деко и рациональный модерн.

Ар Нуво (Арт-Нуво)

Основателями стиля Ар Нуво считается лидер “Артс энд Крафт” Уильям Моррис, а также художники-прерафаэлиты. Вдохновение это направление черпало из окружающей среды — так, здание Арт-Нуво всегда можно было узнать за счет цветочных орнаментов, изображений птиц, рыб, насекомых. В приоритете — мягкие, изготные линии и формы. Нередко на орнаментах присутствовали силуэты женщин и декор, вдохновленный периодом неоклассицизма.

Ар Деко (Арт-Деко)

В отличие от своего предшественника, пришедший на его смену в начале XX века Ар Деко резко отвергал мягкость и легкость неоклассицизма. Стали использоваться более резкие линии, угловатые орнаменты, этнографические узоры. Главный акцент — визуальная роскошь, чего добивались не только строгой закономерностью и использованием пастельных тонов, но и дорогими материалами. В строительстве Арт-Деко домов предпочтение отдавалось редким древесным породам, серебру, алюминию, слоновой кости.

Модерн рациональный

Стремление к более рациональному подходу к строительству зданий привело в 30-х годах XX века к развитию одноименного направления модерна. Экзотические, дорогие стройматериалы уступили место цементу и стеклу, острые, резкие углы сменились на более плавные, а чистота линии была достигнута за счет отказа от орнамента. К особенностям рационального модерна архитекторы относят элементы корабельной архитектуры, ранее не так часто встречающейся в строительстве домов.

Конструктивизм

За время развития модерна произошел целый скачок от стремление к роскоши и визуальное красоте к функциональности и удобству. В результате этого возник новый стиль в архитектуре. Зародившийся конструктивизм отличило использование примитивных материалов (бетона, стекла и т.п.), скромных, лаконичных линий и форм. При этом большой акцент делался на расположение помещений — в них обязательно должно быть много естественного света, достаточно пространства. При этом огромные помещения стали встречаться все реже — простор комнат, в рамках конструктивизма, должен был соотноситься с их назначением. Декора в таких домах стало намного меньше — художественная выразительность теперь достигалась за счет форм и материалов, а не пышного декорирования.

Архитектурный стиль модернизма

Ближе к середине XX века идеи модерна и конструктивизма были объединены на базе инноваций в сфере строительства. Такой стиль получил название “модернизм”, его характерными чертами стало:

  • обновление подхода к формам, конструкциям;
  • аналитическая оценка функций зданий;
  • строгое, рациональное использование стройматериалов;
  • уход от декора и орнаментов к минимализму в архитектуре;
  • открытость к новым веяниям в области строительства.

В домах, выполненных в направлении модернизма, стали чаще встречаться цилиндрические формы, асимметрия, плоские крыши, железобетонные конструкции, просторные окна. Культурных признаков становилось все меньше, с учетом того, что декор отсутствовал, а поверхности были выполнены из стекла и металла. Основы модернизма в дальнейшем прослеживались во многих стилях этого времени — брутализме, функционализме, неопластике, баухаузе и пр.

Архитектурные стили постмодернизма

Расцвет постмодернизма пришелся на 80-е годы. Из-за резкого отхода от классического зодчества, что и происходило на всем протяжении XX века, появилась нужда в создании новых форм, идей гармонизации архитектуры. Свое воплощение это стремление нашло в работах постмодернистов. Вновь дома обрели декор — им стали росписи стен и барельефы, поддерживающие классические мотивы. Активно использовались новые структуры, материалы, формы, яркие цвета. В конце 90-х годов постмодернизм разделился на несколько отдельных направлений: хай-тек и деконструктивизм. Кратко рассмотрим описание архитектурных стилей этого направления.

Хай-тек в архитектуре

Хай-тек (от английского high tech — “высокие технологии”) начал зарождаться еще в 70-х годах на фоне развития промышленности. Пика же своей популярности он достиг во время продвижения в обществе идей постмодернизма. В концепции архитектурного веяния хай-тек — предпочтение тяжелым материалам более легких и чистых, использование стали, непроницаемых поверхностей, чаще всего стеклянных. Стиль очень гибкий, дает большой простор для современных дизайнерских решений, поэтому он не теряет актуальности по сей день.

Деконструктивизм

Гиперболизация свободы формы нашла свое отражение в специфическом подходе архитекторов-деконструктивистов. Здания, вдохновленные идеями деконструктивизма, завораживающие с одной стороны, и пугающе искаженные, словно “надломанные” с другой. Это броский вызов модернизму и смелый шаг к инновационным открытиям в архитектуре. Большого распространения в строительстве деконструктивизм не нашел, но фрагментация и манипулирование поверхностью структуры домов стали ярко выделять его. Не случайно практически каждое здание, выполненное в этом стиле, признается произведением искусства.

Органическая архитектура

Органическое строительство, или как его еще называют, “зеленое”, за основу берет необходимость минимального воздействия на окружающую среду. Для этого используются самые безопасные, экологически чистые материалы, технологии. Проект каждого дома просчитывается на много лет вперед. В учет берется не только само планирование здания и его эксплуатации, но даже особенности его разрушения, для минимизации вреда природе. Термин “органическая архитектура” впервые был использован архитектором Фрэнк Ллойд Райтом. И те, кто сегодня следует заложенным им принципам, стараются тщательно совмещать желания заказчиков с особенностями окружающей среды.

Параметризм

Дома, которые одинаково футуристично выглядят как на фото, так и в реальности — так можно было бы описать шедевры параметризма. Его еще называют алгоритмическая архитектура, так как возможности сложного проектирования появились с развитием мощных компьютеров, специальных программ. Стиль относительно новый — свое определение он получил в 2008 году, название которому дал архитектор Патрик Шумахер. В своей статье о параметризме он отметил основные моменты, присущие стилю. Это отход от классической геометрии к принципам тесселяции (“пчелиные соты”) и сплайна (моделирование 3D-объектов). К середине второго десятилетия XXI века, параметризм прочло вошел в общество и стал одним из ведущих архитектурных направлений эпохи. Из конкурирующих стилей можно, разве что, назвать направление BLOB.

Современный стиль BLOB

Блоб-архитектура (или блобитектура) еще до конца не сформировалась, но сегодня ее смело можно причислять к архитектурным направлениям, создающим историю. Происхождение названия складывается из двух английских понятий — аббревиатуры b.l.o.b (электронное блоб-проектирование) и слова blob, “капля”. Дома, выполненные в этом стиле, очень похожи на каплю, кляксу. Конструкции “текучие”, имеют невыраженные границы, плывущие формы, которые в целом создают единый, уникальный вид. Блобитектура продолжает идти по пути цифрового моделирования, заложенного параметризмом — многие из объектов сегодня даже признаны превосходящими конструктивные возможности своего времени.

Различные архитектурные стили для домов