Старинная русская усадьба: Середниково, Абрамцево, Остафьево, Ясная Поляна, Поленово и другие.

Середниково, Абрамцево, Остафьево, Ясная Поляна, Поленово и другие.

Публикации раздела Музеи

Усадьбы — это удивительные по атмосфере места, где сохранился дух старины. Именитые владельцы, архитектурные шедевры, старинные парки, аллеи с многовековыми деревьями, тайны прошлого — все это неизменно влечет туристов. И даже руины могут быть интересными, ведь в этих каменных останках прежних дней сохранилась энергетика и история. Сегодня мы расскажем о 10 усадьбах. Возможно, в детстве вы проводили рядом с этими местами свои школьные каникулы, но даже и не подозревали, какие люди оставили здесь свой след. Перемещаемся в Поленово, Вороново, Середниково, Виноградово, Ясную Поляну, Абрамцево, Остафьево, Марфино, Горки и Ольгово.

Усадьба создана в 1890-х годах художником Василием Поленовым по собственному проекту и чертежам и до 1939 года принадлежала его семье, затем была принесена в дар государству и переименована в Поленово.

Здесь можно увидеть деревянный трехэтажный дом 1890–1892 годов в стиле модерн, мастерскую художника, многочисленные жилые и хозяйственные деревянные здания, каменную ограду с воротами, парк из смешанных пород деревьев.

В двух километрах от музея находится Троицкая церковь 1906 года в неорусском стиле, построенная по проекту Поленова вместо прежней деревянной. Рядом с церковью — могилы художника и его жены Натальи. В соседнем селе Страхово расположено здание сельской школы 1911 года, выстроенной на средства Поленовых.


В 1775 году в усадьбе гостила Екатерина II. До наших дней сохранились двухэтажный с пониженными боковыми крыльями главный дом, построенный в конце XVIII века по проекту архитектора Николая Львова в стиле классицизм и отреставрированный во второй половине XIX века в стилистике неоренессанса. Здесь высится Спасская церковь с отдельно стоящей колокольней и парковый павильон «Голландский домик», созданные в середине XVIII века архитектором Карлом Бланком; раскинулись липовый парк середины XVIII века и пейзажный парк рубежа XVIII—XIX веков из смешанных пород деревьев с прудом. Парки обустроены в конце XIX века паркостроителем Арнольдом Регелем.


В усадьбе неоднократно бывал Михаил Лермонтов, здесь провел первые годы жизни Петр Столыпин, гостил Федор Шаляпин. Усадебный ансамбль создан в конце XVIII века в стиле французского раннего классицизма, возможно, по проекту архитектора Ивана Старова. Сохранились двухэтажные с бельведером главный дом и четыре флигеля, соединенные колонными галереями; ограда парадного двора с металлическими решеткой и воротами; пейзажный парк из смешанных пород деревьев с лиственничной аллеей, прудами, мостами и белокаменной лестницей. О пребывании в усадьбе Лермонтова напоминают монументы и плафон овального зала на втором этаже, расписанный по мотивам лермонтовской поэмы «Демон». В километре от центральной части усадьбы в деревне Середниково, на месте прежней усадьбы, расположена церковь Алексея Митрополита 1693 года. На кладбище около церкви есть старые надгробия.


В усадьбе бывали Гавриил Державин, Иван Крылов, Николай Карамзин.

Здесь сохранились деревянный оштукатуренный двухэтажный дом, сооруженный в 1911–1912 годах архитектором Карстом по проекту Ивана Рыльского и соединенный остекленным переходом с кухонным флигелем; переделанный и надстроенный конный двор, скотный двор из трех двухэтажных корпусов. По другую сторону Дмитровского шоссе находится церковный комплекс. В него входят Владимирская церковь 1772–1777 годов (предполагаемые архитекторы храма — Василий Баженов или Матвей Казаков), современные колокольня и часовая башня — все в стиле классицизм; остатки кладбища с надгробиями XVIII–XIX веков.


В Ясной Поляне и по сей день существует двухэтажный дом Льва Толстого 1800–1810 годов с пристройкой 1871 года (автор — тульский архитектор Гурьев). Природа тоже сохранена: березовая аллея, начинающаяся от двух въездных башен; липовый парк конца XVIII века; пейзажный «Нижний парк» из смешанных пород деревьев с каскадными прудами; яблоневые сады. К усадьбе прилегают входившие в имение старая дубово-липовая роща, еловые и березовые посадки, высаженные Львом и Софьей Толстыми.

Читайте также:

  • Себе любимому: дома архитекторов и художников по собственным проектам
  • Самые старые здания России
  • Абрамцево-кудринская резьба

Здесь же находится могила писателя. Недалеко от усадьбы, в селе Кочаки, около Никольской церкви, основанной в конце XVII века и капитально перестроенной во второй половине XIX века, находится некрополь — семейное кладбище Толстых.


В Остафьево сохранились построенные в 1801–1807 годах в стиле классицизм, предположительно, по проекту архитектора Ивана Старова, а возможно, и самого князя Андрея Вяземского, двухэтажные главный дом и соединенные с ним колоннадами боковые флигели. Здесь же находится Троицкая церковь 1778–1781 годов, возведенная в стиле классицизм; пейзажный липовый парк с главной аллеей и прудом, образованным запрудой реки Любучи. В парке установлены гранитные памятники — Николаю Карамзину, Василию Жуковскому, Александру Пушкину, все монументы созданы по проекту художника Николая Панова. Поблизости находится комплекс зданий суконной фабрики середины XVIII века, перестроенный в 1820-х годах архитектором Федором Шестаковым.


В усадьбе в разные годы бывали Николай Гоголь, Иван Тургенев, Илья Репин, Валентин Серов. Сохранились деревянный одноэтажный с мезонином главный дом последней трети XVIII века в стиле классицизм с пристройками 1870-х годов; деревянная мастерская 1873 года (архитектор Виктор Гартман), теремок 1878 года (архитектор Иван Ропет), одноэтажный дом управляющего, деревянная одноэтажная дача Василия Поленова; Спасская церковь 1881–1882 годов в неорусском стиле, возведенная архитектором Павлом Самариным по эскизу Виктора Васнецова при участии Поленова; прилегающая к церкви часовня, созданная по проекту Васнецова; парк из смешанных пород деревьев с прудами на берегу реки Вори.


В усадьбе бывал писатель Николай Карамзин, пьесы которого ставились в марфинском театре. В 1763–1780 годах при фельдмаршале графе Петре Салтыкове и его сыне — генерал-губернаторе Москвы графе Иване Салтыкове усадьба была перепланирована и перестроена; после разорения в 1812 году восстановлена крепостным архитектором Федором Тугаровым; центральная часть в 1832–1846 годах реконструирована архитектором Михаилом Быковским, придавшим усадьбе вид целостного ансамбля в стиле английской готики. До нас дошли главный дом и два флигеля; въездные ворота 1837–1839 годов; два двухэтажных здания псарен второй половины XVIII века в стиле классицизм; двухэтажный дом управляющего начала XIX века в стиле ампир; заброшенные конный двор и каретный сарай XVIII века; церковь Рождества Богородицы 1701–1707 годов в стиле барокко. Здесь же раскинулся липовый парк, благоустроенный в конце XIX века паркостроителем Арнольдом Регелем, — с беседками, прудами и «готическим» мостом через пруд.


В Горках можно увидеть двухэтажный главный дом и парные флигели; оранжерею; сооруженный на рубеже XIX–XX веков архитектором Федором Кольбе хозяйственный корпус, состоящий из конюшни, каретника и прачечной с водонапорной башней; липовый парк конца XVIII века; пейзажный парк XIX–XX веков на склоне к реке Туровке из смешанных пород деревьев с Малым и Большим прудами, гротом, мостиками и двумя беседками-ротондами. Несколько в стороне находится двухэтажный деревянный оштукатуренный флигель. В 1920–30-х годах он использовался как школа.


Когда-то здесь бывал Лев Толстой. Это очень красивое место, особенно осенью, когда подъезд к храму украшает упавшая листва. Сохранились руинированный главный дом, в основе которого лежит здание начала XVIII века, расширенное в 1786 году архитектором Франческо Кампорези. Невероятно величественна Введенская церковь 1751 года с колокольней и приделами 1828 года, увеличенными в 1892 году архитектором Иваном Мейснером. Сохранились некоторые липовые деревья, посаженные во второй половине XVIII века.

Теги:

Виртуальный турИнтересные фактыХудожникиВыставкиПубликации раздела Музеи

Русская усадьба как явление национальной культуры — Информио

На протяжении многих веков русская усадьба являлась одним из важных компонентов культуры. Она представляла собой социально-административный, хозяйственно-экономический, архитектурно-парковый и культурный центр.

С русской усадьбой связаны имена большинства выдающихся людей, определивших культурное и историческое развитие нашей страны.

Она во многом определила облик дворянства, так как именно этот правящий слой населения в них проживал. Усадьба — это, прежде всего символ отечественной культуры в таких ее проявлениях как: архитектура, живопись, литература, музыка и особое место в ней занимает домашнее обучение. Она представляла собой тот мир, который соответствовал вкусам и возможностями ее владельцев. Огромное количество имеющихся в стране дворянских усадеб представляли европейскую культуру в российской глубинке. В провинциальных усадьбах можно было увидеть постройки известных зодчих, сады с экзотическими растениями, предметы мебели, изобразительного и прикладного искусства, работы знаменитых столичных и зарубежных мастеров. А рядом с ними существовали творения местных архитекторов, столяров, живописцев, резчиков по дереву. Чаще всего это были крестьяне, одаренные от природы не только сметливостью, но и особым, совсем бессознательным, но неизменно верным пониманием красоты. [2,С. 68]

Дворянские усадьбы являлись местом, где росли, мужали, набирались опыта отечественные таланты. Столичное университетское образование, постоянное общение с лучшими умами Европы не дали бы того поразительного эффекта, если бы не атмосфера особой духовности, в которой нерасторжимо слилась музыка, живопись и поэзия с народным искусством, самобытная архитектура поместий — с их старинными библиотеками и домашними театрами. Усадьба конца XVIII — начала XIX века — это украшение блестящего периода отечественной культуры, получившего название «Русское Просвещение».[1]

История русской дворянской усадьбы насчитывает около шести столетий. Еще с XIV века русские дворяне стали получать от великих князей, а затем царей в уплату за службу землю. Усадебное строительство получило развитие при Петре I, который дарил земли своим сподвижникам. Усадьбой считается не все землевладение, а лишь помещичий дом, строения, примыкающие к нему, двор и сад. Расцвет дворянских усадеб пришелся на середину XVIII — начало XIX века. Усадьбы строились вокруг Москвы, Санкт Петербурга и в губерниях. У состоятельных дворян, кроме городских домов, во владении находилось по нескольку «ближних» и «дальних» усадеб. Во многих поместьях господского дома не было, но была церковь, построенная на средства владельца.

Усадьба была многофункциональна. Это было место проживания, центр хозяйственной деятельности, место досуга, культурный центр. Различные направления уравновешивали друг друга.

Одной из характерных черт усадебного мира называют замкнутость. Но это не означает полную изоляцию от окружающего мира. Были обязательны поездки в город, в имения родных и друзей. Эти небольшие путешествия являлись одной из составляющих усадебной жизни. Были выезды из усадьбы, связанные с искусством.

Усадебная культура была тесно связана с «крестьянской культурой». Именно крепостные своим трудом обеспечивали благосостояние усадьбы. Поэтому владелец был заинтересован в них и проявлял заботу.

Образ заботливого помещика был частью идеальной модели усадебного бытия. Помещики занимались благотворительностью и просветительством: строили в деревнях школы, больницы, профессиональные мастерские. В среде крепостных были талантливые художники, актеры, архитекторы, кустари. Их обучением занимались иностранные живописцы и архитекторы, живущие в поместьях и создающие школы подмастерьев. Многие из них стали в будущем настоящими художниками. Наряду с этим существовала и неприглядная сторона усадебной жизни, связанная с крепостничеством: бесправие крепостных, жестокость и даже самодурство помещиков.

Эпоха Екатерины II является «золотым веком» русской усадьбы и отмечена ярким многообразием и различием форм усадебной жизни, эволюция которых привела к созданию традиционной усадебной культуры.

Во второй половине XVIII — первой половине XIX веков вся европейская часть России была занята усадьбами. Эта форма собственности являлась преобладающей.

Примером для подражания в создании дворянских усадеб служили царские загородные резиденции под Петербургом. Их пример послужил образцом для подражания провинциальным усадьбам. Культура дворянской усадьбы создала прекрасные образцы архитектурных и садово-парковых ансамблей, изобразительного искусства, музыки и театра, ставших источником творческого вдохновения, запечатленных в поэзии и литературе.

Культура дворянской усадьбы — это особый мир. Она предстает перед нами в том виде, который создали владельцы усадеб, являющиеся сами частью этой культуры. Все, что мы видим, мы рассматриваем их глазами, оцениваем через их восприятие. Она оказала решающее влияние на весь уклад жизни проживающих в усадьбах. Эти отличительные признаки усадебной дворянской культуры стали синонимами, адекватными определениям «усадебный быт», «бытовая культура», связанная с семейными традициями. [3]

Культура отечественной усадьбы – это не только взаимодействие различных видов искусства, художественной, литературной и общественной жизни, но и повседневного быта, основанного на традициях российского общества.

Во многих дворянских усадьбах на рубеже XIX и XX веков были созданы огромные библиотеки, которые являлись непременным атрибутом культуры. Для хранения книг помещик отводил не только свой рабочий кабинет. Шкафы с книгами располагались в гостиной и даже в детской. Иногда библиотеки занимали отдельное здание, как, например, в усадьбе рода Бакуниных в Премухине.

Некоторые книжные собрания усадеб сохранились, правда, в усеченном виде и до наших дней. Такова библиотека И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, насчитывающая еще и сейчас 4,5 тысячи книг, большая библиотека Л.Н. Толстого в Ясной Поляне и некоторые другие.

Художественная культура дворянской усадьбы тесно связана с искусством театра. Увлечение театром в последней трети XVIII века затронуло всю Европу. И в России в это время появились любительские и частные крепостные театры. На рубеже ХVIII-ХIX веков в России насчитывалось 173 крепостных театра. Домашними труппами владели князь П.М. Волконский, князь Н.И. Одоевский и многие другие. Лучшие театры были у графа Н.П. Шереметева, князя Н.Б. Юсупова, графа А.Р. Воронцова.

Усадебный быт богатых помещиков мало чем отличался от городского. Они вели «городскую жизнь в деревне». Лето у них проходило в праздниках, приемах гостей, выездах на охоту, в занятиях «художествами», чтением книг, «научными занятиями». Математикой и естественными науками занимался в своей усадьбе М. И. Глинки под Москвой известный деятель петровского времени Я.В. Брюс. Там он собрал математические и механические инструменты, открыл музей, где были представлены натуральные минералы, редкие монеты и т.д. В.Г. Орлов в подмосковной Отраде имел физический и рудный кабинеты. А.К. Разумовский в подмосковной усадьбе Горенки создал в 1777г. огромный ботанический сад с оранжереями, теплицами. В них выращивалось до 10 тысяч различных растений.

К развлекательным формам досуговой деятельности обитателей усадеб можно отнести балы. Бал — это развлекательное мероприятие, которое отражало новую европейскую культуру. Это и направления моды, музыкальные тенденции, светский этикет и стиль общения. Бал занимал значительную нишу в системе дворянского досуга. Начало русским балам было положено при Петре I.

Еще одной формой досуга являются уроки танца. Танцмейстер учил не только хореографии. Он давал уроки хороших манер, учил умению свободно держаться в обществе, легко и непринужденно двигаться. Он помогал молодежи выработать красивую осанку, грациозное непринужденное положение рук, ног, головы и корпуса и согласованность их движений.

Большой интерес и сегодня вызывает не только сама русская усадьба как памятник культуры, но и повседневный быт его владельца.

К парадным помещениям дворянской усадьбы относились зал, гостиная и столовая.

Зал – это большая комната для танцев, карточной игры, которую использовали и как столовую. Это наиболее представительная комната в доме. Стены этого помещения были увешаны портретами.

Особое место в русских столовых принадлежало фарфору. Его наличие говорило о богатстве и вкусе хозяина.

Гостиная комната менее строгая и официальная. Она была обставлена диваном, столом, креслами, большими зеркалами. Мебель в гостиных покрывали чехлами. На стенах висели многочисленные портреты домочадцев.

Интеллектуальным и хозяйственным центром жизни усадьбы был мужской кабинет. Обставлен он был всегда очень скромно: дубовая мебель со скромной обивкой, настольные часы, секретер, конторка. Обязательным было наличие графина с анисовой наливкой, рюмка и курительная трубка. Особую роль в интерьере кабинета играли книги, телескопы, глобусы.

Женский кабинет оформлялся иначе, т.к. выполнял двойную функцию. Это было и рабочее место и салон. В кабинете находился столик для рукоделия, письма и чаепития. Между окон были большие зеркала, в которых отражались портреты, акварели, вышивки. Мебель была в основном из карельской березы. Был и сентиментальный набор: цветы, венки, амуры, голубки, подушки-сердца, расписной фарфор и бисерные рисунки. Большую роль в женском кабинете играли ткани — шторы, драпировки, напольные ковры.

Таким образом, культура дворянской усадьбы – это особый мир. Она оказала решающее влияние на весь жизненный уклад обитателей усадеб, чей быт воспринимался через призму этой культуры. Здесь мы видим переплетение народной и дворянской культур, русской и европейской, городской и сельской.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Русская усадьба как явление национальной культуры

Проект MUSE — Старый особняк: новый взгляд на историю русской усадьбы

Старый особняк:

Новый взгляд на историю русской усадьбы

Отзыв

Джон Рэндольф

Введение в программу гуманитарных наук
Дом 250 , комната 251J
Стэнфордский университет
Стэнфорд, Калифорния 94305-2020 США
jwr@stanford. edu

Питер Мэндлер, Падение и возвышение величественного дома . Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, 19.97. viii + 523 стр. ISBN 0-300-07869-2. 19,95 долларов США.

Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы . Вып. 1 (17) – 5 (21) (1994–99).

Присцилла Рузвельт, Жизнь в русской усадьбе: социальная и культурная история . Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, 1995. xvi + 361 стр. ISBN 0-300-05595-1. 45 долларов.

Смилянская Елена Борисовна, Дворянское гнездо середины XVIII века: Тимофей Текутьев и его «Инструкция о домашних порядках». Москва: Наука, 1998. 204 с. ISBN 5-02-009562-1.

«Великолепные дома Англии» долгое время господствовали над загородными поместьями российской элиты. Богатейший из русских богачей когда-то претендовал на явно восточную роскошь: чем можно превзойти крепостной оркестр? А что же возмутительнее и несправедливее крепостного оркестра? И в любом случае с этого полузабытого «золотого века» прошло довольно много времени. Русская усадьба теперь русская развалина, ее владельцы казнены революцией, ее сокровища грубо конфискованы, а ее святыни осквернены. Между тем английские загородные дома процветают как никогда. Их владельцы по-прежнему богаты и имеют много друзей в трудную минуту. Два миллиона членов пополняют ряды армии защиты английского загородного дома, могучего Национального фонда мест, представляющих исторический интерес или природной красоты. Благоговейно поддерживаемые аристократические бастионы, такие как Чатсуорт, Кедлстон и замок Арундел, являются национальным достоянием, привязанным к привязанностям публики веками, казалось бы, нерушимыми традициями и неявно консервативным хорошим вкусом. Как замечает историк Питер Мэндлер, английские загородные дома теперь являются «квинтэссенцией англичанства». Их самые ярые сторонники приветствуют их как «величайший вклад этой страны в западную цивилизацию» (1). В ответ униженные руины страны России могут только эхом [End Page 729] Знаменитое суждение Чаадаева: «У нас даже домов нет» — суждение, вынесенное, к сожалению, еще тогда, когда дома помещичьей элиты имперской России еще стояли. 1

Можно написать две отдельные истории, объясняющие разные судьбы этих двух домов. Для английской аристократии можно было бы утверждать, что земля была местом происхождения и проживания, а также источником постоянного богатства. Достаточно сильные, чтобы защитить свои права собственности, дворяне вкладывали деньги, чувства и гордость в его загородные дома. Вокруг этих поместий выросло местное общество, и английский загородный дом под самоотверженным управлением дворян вполне естественно стал цитаделью английской национальной гордости. Русское дворянство, напротив, было служилым дворянством относительно недавнего происхождения и обязано своим богатством (в основном измеряемым в крепостных) постоянной службе. Долгая разлука с провинцией и необходимость использовать поместье для поддержки служебной карьеры привели к менталитету отсутствующего владельца и небольшим эмоциональным или финансовым вложениям в загородное поместье. Русскому провинциальному обществу, эксплуатируемому и заброшенному, не хватало местной опоры власти, а вместе с ней и точки сплочения местных настроений. Социальная нестабильность, которая помогла покончить со старым русским режимом, в конечном итоге разрушила его привилегированные дома, в то время как более глубокие корни английского поместья закрепили гораздо более консервативную и благодарную нацию.

Но можно ли свести место этих двух домов в культурной истории Англии и России к истории двух элит или двух провинциальных обществ, одного сильного, другого слабого? Недавние истории поместья предполагают, что ответ отрицательный. В обоих случаях история старинного особняка выходит за рамки истории его хозяев или их общества в узком понимании и выходит на арену современной культурной политики и социальной мысли. По мере того, как руины России начинают восстанавливаться, мы можем рассматривать загородную усадьбу как важное…

старинная русская усадьба, Фотография, картинки и изображения с низким бюджетом. Рис. ESY-008667788

Купите это изображение по цене от

10 долларов США

Всего за 0,27 доллара США при максимальном разрешении с easySUBSCRIPTION

См. наши планы подписки

Лицензия без лицензионных платежей

Выберите разрешение, которое наилучшим образом соответствует вашим потребностям

С 1 МБ А8 723 х 484 пикселей 25,5 х 17,1 см 72 $10.00
М 6 МБ А6 1770 х 1185 пикселей 15 х 10 см 300 20 долларов США
л 26 МБ А4 3684 х 2467 пикселей 31,2 х 20,9 см 300 25 долларов США

Эти цены действительны для покупок, сделанных онлайн

Купить сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато в формате JPG

Код изображения: ESY-008667788 Фотограф: Коллекция: Фотопоиск ЛБРФ Пользовательская лицензия: Низкий бюджет без лицензионных отчислений Наличие высокого разрешения: до л 26 МБ А4 (3684 х 2467 пикселей — 12,3 «х 8,2» — 300 точек на дюйм)

Специальная коллекция: Маленький бюджет

Доступно для всех разрешенных видов использования в соответствии с нашими Условиями лицензирования бесплатного визуального контента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *