Бидермейер — гламурное художественное направление в живописи XIX века
Гламур — это не стиль, это, скорее, атмосфера с узнаваемыми деталями и собственным очарованием. У каждого времени он свой. Для первой половины XIX века им стал обаятельный бидермейер. Художественное направление декоративно-прикладного творчества, отражавшее вкусы и представления об искусстве у богатых буржуа, хорошо прослеживается в интерьерах, декорациях, предметах обихода бюргерского сословия, жившего с 1815 по 1848 годы в городах Восточной Европы.
Картина в стиле бидермейер. Зеленцов. В комнатах
Картина в стиле бидермейер. Георг Фридрих Керстинг. Дети у окна
К слову, название стиля скорее ироничное — появилось оно благодаря вымышленной фамилии немецкого мещанина Готлиба Бидермейера (букв. «простодушный господин Майер») коим подписывал свои эпиграммы Людвиг Эйхродт. Стиль сочетает в себе элементы претенциозного ампира, позднейшего классицизма и идеи романтизма, со свойственными ему мягкостью и ореолом мечтательности.
Картина в стиле бидермейер. Людвиг Рихтер. Скала Шрекенштайн
Комнаты в домах бюргеров украшали обоями пастельных тонов с растительным мелким орнаментом, оформляли светлой деревянной мебелью — непременно изогнутой и с обивкой в тон обоям. Спальни и гостиные заполняли всевозможными шкафами и шкафчиками, уставленными расписным фарфором, этажерками, трюмо и столиками, часто декорированными резьбой в стиле ампир.
Картина в стиле бидермейер. Фердинанд Георг Вальдмюллер. Дети с бабушкой
Обязательны были пушистые ковры и вообще обилие текстиля — многослойные шторы с кистями, салфетки, скатерти, много вышивки. В этом житейском и, надо думать, довольно уютном гламуре не было места высоким порывам и неоднозначному искусству. Бюргерские интерьеры украшали полотнами художников, соответствующих вкусам и эстетическим потребностям «простодушного господина Майера».
Картина в стиле бидермейер. Мориц фон Швиндт. Роза или Путешествие музыкантов
Это были небольшие холсты с довольно узким набором сюжетов. Часто изображали картинки из крестьянского быта, сентиментальные романтичные сцены, пасторальные пейзажи, в чести была сказочная тематика. Нередко заказывали и вешали на стену портреты членов семейства — буржуа, возможно, пытались подражать высокой аристократии. Живопись в стиле бидермейер, помимо небольших размеров полотна и камерности сюжетов, отличалась вниманием к деталям и мягким колоритом. Если можно так выразиться, она была идеалистичной и «задушевной».
Картина в стиле бидермейер. Сергей Зарянко. Портрет семьи Турчаниновых
Типичные представители этого художественного направления — австриец Мориц фон Швиндт, Ф. Вальдмюллер, Г. Керстинг, Людвиг Рихтер и другие. Стиль пришелся и к русскому двору — усадьбы, а позднее и стены провинциальных музеев живописи украшали полотна И. Макарова, С. Зарянко и других мастеров. Стиль оказал сильное влияние на творчество В.
- Добавить фото
Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий
Больше новостей
«Троя: миф и реальность» в Британском музее Марки и клейма мейсенского фарфора в XIX веке Фотореализм: возрождение академических традиций для борьбы с абстракцией Река на картинах известных художников: как мастера разных эпох писали речные пейзажи Гиперреализм в скульптурах Дуэйна Хэнсона Реклама картин — мощное средство продвижения художника Жан Арп — гениальный скульптор и блестящий поэт, которому было скучно творить в одном стиле Картина «Портрет Елены Александровны Нарышкиной» Владимира Боровиковского — сентиментальная ода женской красоте и невинности Джованни Болдини: мастер шика Гай Маккой — «отец» шелкографии: биография, творчество, лучшие картины американского художникаБидермайер | это… Что такое Бидермайер?
К. Шпицвег. Книжный червь. Ок. 1850 г.Бидермейер (Бидермайер) (нем. Biedermeier) — художественный стиль, направление в немецком и австрийском искусстве, (архитектуре и дизайне), распространённый в 1815—1848 годах.
Стиль получил свое название по псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Л. Эйхродт, и под которым печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». В целом псевдоним означает «простодушный господин Майер».
Бидермейер является ответвлением романтизма, пришедшего на смену ампиру, поэтому его иногда называют «смесь ампира с романтизмом». В бидермейере отразились представления «бюргерской» среды, формы стиля ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Для бидермейера характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей. Прежде всего стиль бидермейер выразился в живописи. Представители бидермейера в живописи: немецкие художники Г. Ф. Керстинг, Людвиг Рихтер, Карл Шпицвег, австрийские Мориц фон Швинд и Фердинанд Вальдмюллер.
Идеологические предпосылки этого стиля лежат в неустойчивом политическом положении в Германии и Австрии того времени, когда господствовали реакция и застой. Тревожное положение и меланхолия вызывали необходимость ухода от реальности. Типичный выход из этого состояния — погружение в семью, в круг друзей, поиск романтики в маленьких жизненных радостях. Романтические устремления превращаются в реализм.
Основная черта бидермейера — идеализм. Поэтому в живописи преобладают бытовые сценки, а в других жанрах картины носят камерный характер. Живопись стремится найти черты идиллической привлекательности в мире маленького человека. Эта тенденция уходит корнями в особенности национального немецкого быта, в первую очередь бюргерства.
Один из наиболее крупных представителей живописи бидермейера, Карл Шпицвег, писал чудаков-обывателей, как их называли в Германии, филистеров, каким он был и сам. Конечно, его герои ограничены, это — маленькие люди провинции, поливающие розы на балконе, почтальоны, кухарки, писари. В картинах Шпицвега есть юмор, он посмеивается над своими персонажами, но беззлобно. Сам он был человеком прогрессивным, принимал участие в революционном восстании 1848 года.
Постепенно понятие «бидермейер» распространилось на моду, прикладное искусство, графику, интерьер, мебель. В прикладном искусстве наибольшее развитие получают роспись фарфора и стекла. К 1900 году это слово стало также обозначать «старые добрые времена». В 1927 году в немецком литературоведении этот термин применили также к немецкой литературе 1815—1840 годов.
Бидермейер — стиль провинциальный, хотя в этом стиле работали и столичные художники, в Берлине и Вене. Официально тогда были признаны другие направления, неоготика и «прусский эллинизм» в Берлине, стиль «альтвин»(в переводе — старовенский), в Вене.
Проник бидермейер и в Россию. Его влияние есть в работах русских мастеров, А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина. Выражений «русский бидермейер» существует, хотя и звучит нелепо.
В России бидермейер — это пушкинские времена. Мода бидермейера — мода пушкинских времен. Это редингот, жилет и цилиндр у мужчин, трость, узкие брюки со штрипками. Иногда — фрак. Женщины носили платья с узкой талией, широкими декольте, широкими юбками в форме колокола, шляпки. Вещи были просты, без сложных украшений, с чертами классицизма и ампира.
В начале XX века бидермейер оценивался негативно. Его понимали как «пошлый, мещанский». Ему действительно были присущи такие черты, как интимность, камерность, сентиментальность, поэтизация вещей, что и привело к такой оценке.
Использованная литература
- Виктор Власов. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. СПб, 2004.
- Новая российская энциклопедия в 12 томах, том 3, М., 2007.
- Всеобщая история искусств. Том 5, М.:Искусство, 1964.
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Живопись бидермейера
стиль бидермейер интерьерная живопись, произведения искусства
Бидермейер (слово «бидермейер» переводится как «простодушный господин Мейер») — стиль немецкого и австрийского искусства, архитектуры и дизайна, пришедший на смену ампиру и представляющий ветвь романтизма.
Для интерьеров в стиле бидермейер характерна лаконичность, преобладание светлых оттенков, стремление к сохранению пространства и свобода от архитектурно-декорационных излишеств, поэтому интерьер воспринимается как простой и психологически комфортный.
В живописи часто преобладают идиллические бытовые сцены, картины носят интимный характер. В тематике картин прослеживаются темы национальной истории и фольклора, особенно из мира немецких сказок.
По датеПо цене
Все работыВ наличииС комментарием искусствоведа
- 1
- 2
- …
- 10
- »
- 16
- 32
- 64
Без названия
бумага/сепия/40х30см
133 USD
нет в наличии
Без названия
холст / масло / 100х50см
1 035 9 долларов США0005
купить
Без названия
холст / масло / 90х80см
1 256 грн
купить
Без названия
холст / масло / 90х50см
1 109 грн
купить
Без названия
холст / масло / 60х70см
695 USD
купить
Без названия
холст / масло / 40х50см
384 грн
купить
Без названия
холст / масло / 30х50см
купить
Без названия
холст / масло / 30х50см
222 USD
купить
Без названия
холст / масло / 25х45см
192 грн
купить
Без названия
холст / масло / 35х35см
207 грн
купить
Без названия
холст / масло / 30х40см
251 USD
купить
Без названия
холст / смешанная техника / 40х70см
591 грн
купить
Без названия
холст / масло / 30х40см
251 грн
купить
Без названия
холст / масло / 27х70см
517 USD
купить
Без названия
холст / смешанная техника / 120х60см
2 069 USD
купить
Без названия
холст / масло / 80х60см
636 USD
купить
Бидермейер
Карл Шпицвег, родившийся в Унтерпфаффенхофене 5 февраля 1808 года, был очень важной фигурой периода бидермейера. Он был немецким художником-романтиком, многие из его работ посвящены жанровым темам. Шпицвег родился в богатой семье и выучился на фармацевта в Мюнхенском университете. Он заболел и во время выздоровления увлекся живописью как хобби, научившись рисовать, копируя работы нескольких фламандских художников и мастеров голландской реалистической школы жанровой живописи. Он сделал много рисунков и иллюстраций для нескольких периодических изданий и журналов, посвященных сатире. Он посвятил себя живописи, когда получил наследство в возрасте 25 лет.0005
Поездка в Европу
Поездка в Европу, посещение художественных центров Бельгии, Лондона, Парижа, Венеции и Праги позволила ему изучить работы нескольких других художников и усовершенствовать свой стиль и технику. Он был более склонен к юмористическому жанру, о чем свидетельствуют его более поздние рисунки и картины, многие из которых демонстрируют резко очерченные эксцентричности, например, в его работах 1865 года «Ипохондрик» и «Книжный червь», которые он сделал 15 годами ранее. . Музыкальная комедия Эдмунда Ника «Das kleine Hofkonzert» была вдохновлена его картинами. Одна из его гравюр под названием «Игра на фортепиано» была среди нацистской добычи, найденной в 2012 г.
Эпоха бидермейера
Шпицвег создал множество мелкоформатных жанровых работ, изображающих повседневную жизнь города, в частности жизнь буржуазии, коротавшей время на городских площадях и улицах, часто с анекдотичными подробностями, показывающими что он был проницательным наблюдателем. Нередко в его картинах проявлялись чувство сочувствия и юмора, а также острая психологическая проницательность, художественно изображаемые в основных композициях с тонким освещением, которые напоминали работы голландских живописцев 17 века. Несколько его жанровых работ демонстрируют стиль бидермейер, в котором ценится домашний уют, комфорт и стабильность, а не затрагиваются политические и социальные вопросы. В работах Шпицвега показано, что он предпочитает счастливые сцены из повседневной жизни изображениям, вызывающим драматическое вдохновение. Его картины демонстрировали очарование, показывая, что он с радостью наблюдал перед собой сцены, без какой-либо сатиры или критики. Он также имел пристрастие к персонажам со странным и странным поведением.
Пейзажи
Карл Шпицвег также создал несколько пейзажей, предпочитая использовать метод пленэра, с палитрой ярких цветов и холстом со смелыми композициями. Его пейзажи показали влияние нескольких французских художников из Барбизонской школы, особенно Нарцисса Диаса де ла Пенья, а также работ Джона Констебла, Эжена Делакруа и Ричарда Паркса Бонингтона. Он смог изучить их работы в 1849 году, когда был в учебной поездке в Париж и Лондон. Его привлекали утонченные традиции английской пейзажной живописи, и вскоре он начал изучать пленэрные картины Теодора Руссо и Камиля Коро. Их влияние проявилось в его более поздних работах, в которых краска использовалась для создания особого настроения или внешнего вида, а не в зависимости от повествования.
Немецкое искусство в 19 веке
Основным художественным стилем Германии был романтизм примерно до 1840-х или 1850-х годов, как показано на пленарных работах Каспара Давида Фридриха.