Московский модерн — Узнай Москву
Московский модерн
181 ч. 20 м.7 км
Московским заказчикам нравились все варианты модерна — от сдержанного Северного модерна до буйного южного темпераментого Сецессиона. И на этой прогулке вы сможете увидеть самые яркие образцы этого стиля в нашем городе.
4
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Особняк Листа
Усадьба промышленников Павловых
Дом Бройдо
Особняк М.Ф. Якунчиковой
Особняк К.А. Гутхейля
Доходный дом И.П. Исакова
Особняк А.И. Кекушевой
Доходный дом архитектора Л. Кекушева
Доходный дом Грязнова
Особняк Саарбекова
Дом С. У. Соловьева
Особняк И.И.Некрасова
Городская усадьба М. А.Тарасова
Особняк Миндовского
Особняк Рябушинского
Дом Коробковой
Доходный дом И.М. Коровина
Особняк П.П. Смирнова
Особняк Листа
Усадьба промышленников Павловых
Дом Бройдо
Особняк М.Ф. Якунчиковой
Особняк К.А. Гутхейля
Доходный дом И.П. Исакова
Особняк А.И. Кекушевой
Доходный дом архитектора Л. Кекушева
Доходный дом Грязнова
Особняк Саарбекова
Дом С. У. Соловьева
Особняк И.И.Некрасова
Городская усадьба М.А.Тарасова
Особняк Миндовского
Особняк Рябушинского
Дом Коробковой
Доходный дом И.М. Коровина
Особняк П.П. Смирнова
PreviousNextПроложить маршрут до A
AЦАО, Глазовский пер., дом 8, строение 1Смоленская (Арбатско-Покровская линия)
BЦАО, Тверской бульв., дом 18, строение 1Пушкинская
Тверская
Чеховская
Информация о маршруте
Модерн — это стиль в архитектуре конца XIX — начала XX века, рубежа веков, великого перелома от старого к новому. Открытие европейцами культуры Японии дало мощный расцвет красивым линиям, цветам и философии в искусстве. Его рождение ознаменовало наступление века великих перемен в искусстве, когда в жизни уже прочно утвердился век машин, и полным ходом шла промышленная революция. Ушло увлечение прошлым, историзм, эклектика на рубеже веков вытеснены новым, до невозможности изящным, символичным и универсальным синтетическим стилем. Соединение искусства и самого передового инженерного решения. Его главная отличительная черта — отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых «природных» линий. Линии модерна часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений. Другой особенностью нового стиля стало стремление архитекторов и художников создать единый синтетический стиль, в котором все элементы архитектурного объекта, убранства его интерьеров были бы связаны в единое художественное целое. Архитекторы модерна смело шли на применение асимметричных решений в группировке объемов и расположении оконных и дверных проемов.
Новый стиль возник почти одновременно во многих европейских странах и получил разные названия – Ар Нуво во Франции и Бельгии, Сецессион в Австрии, Югендстиль в Германии, Либерти в Италии. Были некоторые стилистические отличия всех направлений стиля – от сдержанного Северного модерна до буйного южного темпераментого Сецессиона. Московским заказчикам нравились все варианты этого стиля. Они разбросаны по всему городу и в одной экскурсии невозможно рассказать о всех. Но мы постараемся выбрать самые красивые здания этого стиля.
Выходим из станции метро Смоленская Арбатско-Покровской линии, пересекаем Арбат, идем по Денежному переулку до пересечения с Глазовским и поворачиваем направо.
Автор статьи: Ирина Левина
Распечатать статью
Панорама
Точки маршрута
1
Начнем мы с самого первого особняка в Москве, построенного в стиле модерн – Дом Кекушева-Листа-Кусевицкого в Глазовском переулке, д. 8. Интересно, что красивое панно над входной дверью подарил Кекушеву другой великий архитектор, с которым они соперничали и часто работали над одинаковыми проектами для одних и тех же заказчиков – Уильям Валькотт.
Повернем назад и пройдем обратно до перекрестка к дому 4.
2
Через несколько лет еще один владелец в Глазовском переулке захотел построить себе дом в стиле модерн. Его дом сделан менее затейливо и изящно, но чистота линий, красивая облицовочная плитка и сложный абрис крыши выдает стилистические особенности. Перед нами усадьба промышленников Павловых – Глазовский пер. д. 4
Повернем направо в Денежный переулок и дойдем до дома 7.
3
Интересно, что на одном пятачке уместились первое и одно из последних зданий в стиле модерн. В проекте особняка, выполненного для владельцев участка супругов Бройдо, читаются приемы французского Ар Нуво.
Вернемся в Глазовский, повернем направо и пройдем сквозь Большой Могильцевский переулок до Пречистенского пер. , д. 10.
4
В Пречистенском переулке Московская торгово-домостроительная компания выстроила на рубеже веков два дома на продажу в модном стиле. Архитектором обоих был знаменитый Уильям Валькотт. Первый особняк М.Ф. Якунчиковой выполнен в стиле английского модерна Видимо Валькотт в это время был вдохновлен творениями английского архитектора Чарльза Макинтоша из Глазго.
Подойдем к соседнему дому.
5
Второй особняк Карла Гутхейля выполнен в стиле более изящного французского Ар Нуво. В отделке преобладают мотивы рококо, придающие этой небольшой постройке камерность и удивительное изящество. Рокайльный орнамент и стеклянный навесной козырек над входом заимствованы из французского Ар Нуво.
По Пречистенскому переулку мы выйдем на саму Пречистенку, повернем направо и дойдем до дома 28.
6
Доходный дом Исакова – один из лучших образцов доходного дома в стиле модерн в творчестве знаменитого архитектора Льва Кекушева. Окна каждого этажа имеют свои переплеты. Крыша дома причудливо изломана. И маски львов на карнизе крыши явно указывают на подпись архитектора.
От дома Исакова пойдем чуть назад по Пречистенке, свернем в Сеченовский переулок и выйдем на Остоженку к дому 21.
7
Только в 1903 году архитектор Лев Кекушев обзавелся собственным домом. Некогда высокий фронтон главного уличного фасада украшала трехметровая скульптура льва, выполненная австрийским архитектором Отто Вагнером. К сожалению, фигура льва не сохранилась. Всем известно, что лев был «визитной карточкой» архитектора.
Обратимся к соседнему дому.
8
Рядом со своим особняком Кекушев выстроил доходный дом тоже в стиле модерн и записал его на имя любимой жены.
И еще один сосед привлечет наше внимание, дом 17.
9
По его же проекту выстроен и соседний дом 17. Отличить эти два дома нельзя. Они смотрятся как один.
Вот подошел троллейбус №31, мы садимся в него и доезжаем до Арбатской площади. Пересекаем площадь и идем на Поварскую ул.
к дому 24.10
Вторым домом, построенным в стиле модерн, считается тоже произведение Льва Кекушева и его помощника С. Шуцмана. В особняке Саарбекова те же плавные линии оконных переплетов, растительный декор, керамическая плитка, которой облицован фасад – приметы модного стиля. Главный мотив фасада — упругая, прекрасно прорисованная арка окон и входа.
Идем дальше по Поварской. Сворачиваем направо на перекрёстке с Малым Ржевским и доходим до следующего перекрестка с Хлебным переулком.
11
Этот перекресток можно смело называть перекрестком трех шедевров стиля модерн. Здание с высокой крышей прямо перед нами, на боковом фасаде которого мы видим майоликовое панно «Сумерки», выполненное в Абрамцевской мастерской – это чудесный образец в стиле бельгийского арт нуво – собственный особняк архитектора Сергея Соловьева.
Смотрим напротив.
12
Напротив него особняк золотопромышленника И.И. Некрасова построенный в стиле английского модерна или неоготики арх. Р.И. Клейном в 1906 году.
И еще один дом на перекрестке привлечет наше внимание.
13
Третий угол этого перекрестка украшает особняк М.А. Тарасова, декоративный убор которого навеян мотивами графики «Мира искусства». Разновеликие аттики и ломаная крыша особняка выдает увлечение стилем, граничащим по декору с неоклассикой, в частности ампиром.
Вернемся на Поварскую ул. и пройдем чуть дальше к дому 44.
14
Особняк Миндовского, безусловно, лучшее произведение Льва Кекушева. Вилла, которая по праву считается одной из самых красивых построек в Москве в стиле франко-бельгийского направления модерна.
Теперь свернем в Скарятинский переулок. Выйдем на Большую Никитскую, пойдем по ней к бульварному кольцу. Свернем налево в проход перед церковью Большое Вознесение и выйдем на угол Малой Никитской и улицы Спиридоновки.
15
От творчества Льва Кекушева перейдем к творчеству «сказочника» Франца Шехтеля. «Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна — всюду эта мерзкая пошлятина. Теперь покрашена, залакирована и оттого еще бесстыжее», — так писал К. Чуковский в своем дневнике об этом здании. Особняк Степана Рябушинского упрочил положение Шехтеля как непревзойденного мастера модерна.
Пройдем чуть дальше по Малой Никитской и выйдем на Тверской бульвар. Справа дом № 6.
16
Дом Коробковой, к сожалению, после пожара 1917 года утратил большую часть своего декора и превратился в калеку. А когда-то это был один из самых красивых домов в стиле модерн в Москве.
Пройдем чуть вперед по бульвару. На другой, нечетной его стороне, дом 9.
17
Доходный дом купца И. Коровина выстроен архитектором И. Кондратенко. Хотя выглядит дом не совсем «кондратенковским», легкие балконы, изящные линии окон, эркеры напоминают о сотрудничестве Кондратенко и Уильяма Валькотта. В 1903 году архитектор строил по проекту Валькотта дом Московского Торгово-Строительного Акционерного общества. Позднее, после 1910 года Кондратенко уйдет от стилистики модерна.
Еще пройдем по бульвару чуть ближе к Пушкинской площади. Нас интересует дом 18 справа.
18
Закончим мы нашу экскурсию у знаменитого дома Смирнова на Тверском бульваре. Это снова произведение Франца Шехтеля. Хотя тут он просто заново декорирует старую усадьбу, которую в 1897 году купил сын московского водочного короля П.П. Смирнов. Шехтель переделывает фасад здания, добавляет изящный балкон с удивительно красивой плавной решеткой, длинные полукруглые окна, плавные, застекленные эркеры. Но настоящим фурором становятся интерьеры особняка. Восемь парадных помещений, собранных в анфиладу, сменяют один архитектурный стиль другим: «Романский зал», «Классический зал», «Египетский зал», «Греческий зал», «Рокайльная комната», «Аванзал», «Будуар», «Кабинет».
Наша прогулка окончена.
Архитектура Москвы: 6 зданий русского модерна
Места
Продолжаем познавательные прогулки по городу: строим маршрут и рассматриваем архитектурные памятники в стиле модерн. «Метрополь», скоропечатня А.А. Левенсона, миниатюрные особняки и прекрасные дома, созданные известными архитекторами и инженерами.
Гостиница «Метрополь»
С 1905 года в Москве на одно «знаменитое» место стало больше — гостиница «Метрополь» сразу превратилась в достопримечательность и, безусловно, главное здание русского модерна. Взглянув только на фасад, можно увидеть грандиозную постройку, над проектом и возведением которой работало много талантливых людей: Вильям Валькот, Лев Кекушев, Николай Шевяков, Виктор Васнецов, Константин Коровин и многие другие мастера того времени. Это не просто изящное и дорогое место, где останавливаются дипломаты и знаменитости, это — живая история, настоящий музей русского модерна, в стенах которого веселился Фёдор Шаляпин, Есенин признавался в любви Айседоре Дункан, а Сталин вёл деловую беседу с Мао.
Скоропечатня А.А. Левенсона
Легендарная типография в стиле модерн, окутанная историями и громкими именами: Ф.О.Шехтель — архитектор этого необычного здания и Марина Цветаева — известная поэтесса, которая выпустила здесь свои первые сборники. Причём на личные деньги. Сейчас здесь находится крупный офисный центр, но раньше, в годах этак 1900 — 1917, в этих стенах создавалась история русской литературы. Да-да, именно в скоропечатне Левенсона один из самых известных драматургов мира, признанный классик мировой литературы — Антон Павлович Чехов брал кредит. Тогда его ещё никто не знал, поэтому писателю, чтобы выпустить свой первый сборник рассказов «Сказки Мельпомены», пришлось брать рассрочку на 4 месяца.
Особняк Иоганна Леонарда Динга
Особняк, который больше похож на игрушечный миниатюрный домик, был построен в 1903 году в качестве административного здания при конфетной и макаронной фабриках. Формы и декор очень напоминают немецкий вариант стиля «модерн», поэтому у некоторых есть подозрение, что архитектор — Александр Колмыков — взял за основу заграничный проект.
Желтое здание с нарядными лепными лентами и венками, необыкновенными окнами разного размера и формы, высокая четырехскатная крыша и резные решетки — вот что представляет из себя особняк Иоганна Динга, если выражаться словами. Лучше, конечно, увидеть всё своими глазами, тем более, здание находится в прогулочном районе Москвы.
Особняк Абрикосовых — дом с шоколадной обертки
Наверняка, увидев этот особняк, вы вспомнили обертку легендарного шоколадного концерна «Бабаевский». На каждой шоколадке в верхней части можно хорошо разглядеть этот символ. Даже сейчас на доме есть изображение самого себя с годом основания концерна — 1804.
Само здание в стиле модерн было построено в 1905 году архитектором Борисом Шнаубертом. Проходя мимо, можно разглядеть интересные детали, характерные для этого стиля. Например, решётка ограды на крыше дома, элементы которой придают зданию эффект волнообразности.
Дом Перцова
Этот дом прохожие называют «Дом-сказка» за его необычную неорусскую модернистскую архитектуру и декор. Прогуливаясь по Москве, в районе Кропоткинской, москвичи уже давно обращают внимание не только на Храм Христа Спасителя, но и на противоположную сторону. Дом Перцова находится на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной, а главная часть здания выходит на Москву-реку.
Дом был построен в 1905-1907 году архитекторами Н. К. Жуковым и Б.Н. Шнаубертом, а так же — инженером П.Н. Перцовым по эскизам художника С.В. Милютина, известного как автор знаменитой русской матрешки. Сам П.Н.Перцов задумывал это здание как дом с жилыми квартирами и творческими мастерскими для художников. Так же, хозяин хотел чтобы и дом был произведением искусства.
Сейчас дом привлекает людей своими резными украшениями наружных дверей, лестничными перилами и дверьми квартир, а также декором парадной лестницы.
Адрес
Курсовой переулок,1
Доходный дом Рябушинского
На Малой Никитской улице, неподалеку от станции метро Тверская, находится один из самых модных, необычных особняков XX века — музей-квартира Максима Горького. Здание было построено еще в 1902 году русским архитектором Федором Шехтелем. Проект был задуман специально для большой семьи миллионера Сергей Павловича Рябушинского (основателя первого в России автомобильного завода). Семья жила там до самой революции, после чего была вынуждена спасаться в эмиграции.
После революционных событий в здании находились Государственное издательство, Всесоюзное общество культурной связи с заграницей, Психоаналитический институт и детский сад. Только в 1932 году особняк был предоставлен Максиму Горькому и его семье, где русский писатель и умер в 1936 году.
Адрес
М.Никитская, 6/2
Фото: Анатолий Колосов, panoramio.com/user/2368815, liveinternet.ru, tsyatochka.blogspot.com, vaostory.ru, redigo.ru, about-kit.livejournal.com, um.mos.ru
- 24 февраля 2015
- 2 635
автор материала Елена
Русский модерн
Модерн как архитектурный стиль зародился в Европе. На родине оно не получило окончательного оформления и развивалось индивидуально в каждом государстве, в том числе и в России, вбирая в себя элементы той или иной национальной культуры. В России оно стало самостоятельным, особым направлением, наложившим свой отпечаток как на архитектуру, так и на живопись и скульптуру.
Модерн изначально задумывался как стиль для богатых частных усадеб, особняков и вилл. Однако, наряду с упрощением, использовавшимся в приемах раннего модерна, он все чаще применяется в строительстве общественных зданий и доходных домов. Но и век назад, и сегодня русский модерн является признаком роскоши и достатка. В прошлом веке по заказам состоятельных людей, которых привлекали эффектные решения в архитектуре, работали известные мастера.
Сегодня все чаще наши архитекторы, разрабатывая дизайн фасада загородного дома, обращаются к теме модерна. Причина вполне понятна: творческие амбиции автора проекта вполне могут быть воплощены в соответствии с характерными чертами стиля в частном домостроении. Каждый дом в стиле модерн – произведение искусства.
Псевдорусский стиль
Для этого направления характерно свободное варьирование древнерусских приемов зодчества, тесно переплетающихся с европейскими чертами модерна. Среди русских зодчих, творивших в русском или, как его позже назвали, «псевдорусском» стиле, выделяется Иван Ропет, как никто другой изучивший средневековую русскую архитектуру. В конце 19го века его пригласил в свое имение Савва Мамонтов. Там Ропет строит баню — одноэтажное здание с антресолью, резным крыльцом, четырехскатной крышей, покрытой суриком и расписанной «в шахматку».
Массивная крыша удивительно легко сочетается с крошечными окнами и низкой дверью, спрятанной за крутым крыльцом. Бревенчатый домик подчеркнуто массивен.За время своей практической деятельности архитектор создал множество выдающихся сооружений. Чаще всего это были образцы «теремов» с русским орнаментом, стрельчатыми окнами и деревянными башенками, резными наличниками — интерпретацией русских национальных мотивов. Некоторые усадьбы Ропет сейчас заброшены, многие уже полностью разрушены или сожжены.
Усадьба Сазоновых в Осташево (Чухломский район Костромской области), построенная Ропетом, — одна из тех, которые еще можно спасти. Изящное деревянное строение с многоярусной крышей, щедро украшенной резными элементами, с округлыми модернистскими потертостями.Взять на вооружение приемы этого стиля сегодня особенно рекомендуется при строительстве деревянного дома – декорировании им галерей, лоджий, террас, использовании для фасада обработанного гладкого или грубого тесаного бруса, бревен. Натуральное дерево можно заменить искусственными материалами, имитирующими дерево. Это не только облегчит конструкцию, но и продлит срок ее эксплуатации. Центральный фасад может быть украшен изразцами или филенками, скаты крыш, ставни и наличники — узорчатой пропиленной резьбой («полотенца», «подзоры» и т. д.).
«Сказочный дом» во Фленово, авторство принадлежит известному «сказочнику» Малютину. Главным украшением является окно с богатой деревянной резьбой по мотивам сказок.«Русский терем» можно создать, применив кирпичную кладку. Здание может быть одноэтажным и многоэтажным, с треугольными фронтонами и зубцами на фасаде, со шлемовидными башенками, как в церквях. Отличное сочетание различных материалов, органично вписанные в стиль узорчатые фрагменты – вставки из майолики, крупные панно с растительным орнаментом..
Орнамент на фоне кирпичной стены – яркий и оригинальный элемент. Изразцовый узорчатый фриз.СЕВЕРНЫЙ МОДЕРН
Главной отличительной чертой русского «северного» модерна было сочетание разных фактур в одном контексте. К тому же петербургский модерн всегда больше тяготел к европейскому направлению, чем, скажем, московский.
Здесь здания в стиле модерн почти повсеместно имеют классический вид. Обычно в Петербурге дома строились с несколько разной высотой и конфигурацией флигелей, с разными формами и размерами окон. Здания выглядели монументально, имели массивные двери и порталы, закругленные эркеры и остроугольные крыши, отделаны грубым камнем. При этом везде прослеживаются плавные изогнутые линии, пластичность и графичность декора и фасада, характерные для модерна. В декоре использованы мотивы северной природы, животных и героев мифологических историй. В общем облике домов можно встретить кованые, керамические и скульптурные элементы.
Монотонные серые тона, массивный фасад, органично объединенный в единый монолит, декор в виде фигурок птиц, окна разного размера и оригинальная рельефная штукатурка «под пальто». Настоящий северный модерн.Часто внешний вид дома перекликается с другими стилями – готикой и романикой. Практически отсутствует многоцветие, минимум декоративного творчества — в основном барельефы скандинавского типа. В северном модерне отчетливо видна стилизация мотивов средневековой и народной архитектуры. Графичность и сдержанность сочетаются с оригинальными приемами, как, например, в построенном А. Гогеном особняке балерины Кшесинской — выпуклое окно-капсула зимнего сада, объединяющее пространство особняка с окружающим миром.
Особняк Кшесинской на Кронверкском проспекте — большое здание с уникальным окном в зимний сад. Особняк Чаева — образец петербургского модерна с сочетанием кирпича, гранита, гипса и майоликовой плитки на фасаде. Угловой вход украшен узкими окнами, расположенными по диагонали, и старинными барельефами. Задний фасад Чаевского особняка. Ротонда зимнего сада перекликается с особняком Кшесинской и позволяет говорить о влиянии А. Гогена на творчество его создателя, архитектора В. Апышкова.Наряду с северным модерном в Петербурге в частном строительстве применялся и классический европейский модерн. В нем присутствуют нотки фахверкового и «замкового» типов строительства.
Дача Хаусвальд на Каменном острове в Санкт-Петербурге считается первым зданием в России, построенным в стиле модерн. Большая часть здания выполнена из дерева, фасад оштукатурен и отделан деревянными балками в стиле фахверк. Пристроенная башня сделана из камня. Подчеркнутая асимметрия силуэта, ломаная линия порталов и кровли, деревянные террасы украшены каменными столбами, цоколь — из каменных плит.МОСКОВСКИЙ СТИЛЬ
Его можно назвать романтичным, а главный архитектор, конечно же, Шехтель с его нестандартным подходом к планировке зданий. Лучшим образцом раннего русского модерна в Москве является особняк Рябушинского на Малой Никитской. В планировке отмечена свободная асимметрия: каждый из фасадов скомпонован по-своему, в целом образуя композицию в виде уступов. Карниз сильно выдвинут вперед, эркеры и балконы неравномерно выступают за стены. Вокруг повторяется растительный орнамент, в отделке использована керамическая плитка, в окнах цветные витражи. Уличное ограждение и балконные рамы создают единый стиль.
Воздушный, светлый и просторный дом, создающий романтическое настроение. Керамическую плитку на фасаде венчает майоликовая лента с изображением ирисов, выбраны нежные тона, а за разными окнами хорошо видны помещения. Одна из лучших работ Льва Кекушева. Дом Миндовского на Поварской практически не изменился с момента постройки. Особняк Дина в Сокольниках. Обильная лепнина, окна украшены мозаичными панелями, также на цоколе есть место для резных деревянных панно.РУССКИЙ МОДЕРН СЕГОДНЯ
Модерн называют «мимолетным» течением, оно появилось совершенно неожиданно, какое-то время не воспринималось всерьез, и время его «царствования» истекло довольно быстро. В Россию он попал из Европы с серьезным опозданием, и срок его существования можно ограничить всего пятнадцатью годами. Он сложно интегрировался в единый формат и содержал много заимствованных элементов. Современный русский модерн все чаще можно увидеть в сельской местности, а это значит, что модерн прошлого века оставил значительный след в нашей истории. Действительно, размах, широта, органичность и текучесть модерна подходят для возрождения частных особняков.
Образец шикарного русского деревянного модерна в 21 веке. Пластическая орнаментация деревянных элементов, тщательно и со вкусом подобранные цвета и фактуры, изделия ручной работы – эффектно и необычно.designcapital.ru/facades/img/4266
Современная архитектура в стиле модерн. Округлость и серьезность форм, кованые детали, молдинги, остекление большой площади. При строительстве использовались кирпич, каменные цокольные плиты, гладкая и фактурная штукатурка. Над дверями и окнами нетрадиционной формы с деревянными рамами – панно с природным ландшафтом. Естественные, теплые оттенки цветов.Итак, какие сегодня основные приемы для зданий в стиле русского модерна?
- Смелое сочетание в едином дизайне разных материалов, подобранных по цвету. Бревенчатые дома, кирпичные особняки, каменные постройки; часто — смесь типов.
- Наличие характерных для русского зодчества элементов — узорчатые резные наличники, ставни, башенки на крыше. Здание может напоминать русский терем, сказочный домик.
- Балконы и веранды украшены коваными узорами. Окна больших размеров, возможно полное остекление стен и витражи. Фасады украшены лепниной и каменными барельефами, много лоджий, галерей, лестниц, террас. Дверные и оконные проемы сложной овальной формы.
- Над входом и по периметру стен пояса мозаичных изразцов, узорчатые фризы и майоликовые панно.
- Общий стиль – плавность, мягкость, криволинейные очертания, отсутствие строгой симметрии и обязательно – гармония с окружающим дом пейзажем.
Примеры домов в стиле модерн ищите в нашей базе фасадов.
Архитектурная керамика московского модерна
Архитектурная керамика московского модерна. Время последнего десятилетия XIX в.век, вплоть до начала Первой мировой войны, отмеченный оптимизмом, стремительным развитием новых технологий и эпохальными научными открытиями, получил название «Прекрасная эпоха». В России период конца 19 – начала 20 веков, носящий красивое название Серебряный век, стал эпохой необычайного творческого подъема в нашей культуре в целом, временем выдающихся художественных открытий и появления многих шедевров музыка, театр, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Первые произведения нового стиля появились в Москве в конце 1890-х годов, а с 1902-1903 годов этот стиль, известный нам как модерн или модерн, широко применялся в московских постройках. Главной его отличительной чертой в России был архитектурный декор – фасадный и внутренний, сохранивший свое ведущее стилеобразующее значение.
Архитектурные идеи, носившиеся в воздухе, или выражавшие личные стремления и мечты заказчиков и архитекторов, прежде всего воплощались в декоративном оформлении зданий того времени; указанный декоративный замысел был основным сосудом творческой энергии архитекторов. Хотя архитектура модерна была первой попыткой создать совершенно новую систему архитектурных форм, а также установить тенденцию к равнозначности всех фасадов, большинство произведений московского модернизма продолжало в большей степени ориентироваться на фасады, т. е. , здания продолжали иметь ярко выраженную фасадную сторону, как правило, наиболее декоративно насыщенную.
Столь повышенное внимание к «лицу» дома и появление новых приемов декорирования привели к тому, что значительную роль в обновлении облика Москвы в эпоху модернизма, т.е. 1890-1910 гг., сыграли фасадной архитектурной керамикой. Москва издревле была центром производства архитектурных изразцов, однако именно модерн вернул многоцветную керамику в арсенал наиболее популярных выразительных средств архитектуры.
Фасады многих московских новостроек 1900-1910 годов и старых зданий, омоложенных новыми облицовками, облаченными в глазурованную черепичную облицовку – среди них были почти все типы зданий: богатые особняки, престижные и дешевые доходные дома, торговые и промышленные здания. Назовем лишь несколько примеров: особняк Рябушинского (1901-1903, арх. Ф. О. Шехтель), особняк Мельникова (1904, арх. В. Д. Адамович). Особняк Гутхейля (1902, арх. В. Д. Уолкот), особняк Бардыгиной (1911, архитектор И.Т. Барютин), гостиница «Боярский двор» (1901-1903, арх. Ф. О. Шехтель), особняк Якунчиковой (1900, арх. В. Д. Валькот). Гимназия И. и А. Медведниковых (1901-1903, арх. И. С. Кузнецов), дом Московского купеческого общества (1909-1911, арх. Ф. О. Шехтель), доходный дом Александрова (1902, арх. А. А. Остроградский). Доходный дом Плевако (1905, арх. П. К. Микини), доходный дом Вильнера (1904, арх. Н. И. Жерихов), доходный дом и больница Юрасовского (1910, архитектор С.Ф. Кулагин), большинство доходных домов архитектора О. Г. Пиотрович и др.
Сплошная керамическая облицовка зданий глазурованной плиткой, которая при желании могла бы напоминать разноцветные драгоценные шкатулки, была спроектирована достаточно строго. Их фасады обычно включали предельно простой геометрический цветной орнамент и лишь очень редко мелкие керамические панно с сюжетами. И в этом проявилась и московская традиция никогда не превращать архитектурные сооружения в предметы декоративно-прикладного искусства и сохранять их природу.
Таким образом, декоративно-архитектурная керамика стала одним из самых современных и востребованных материалов для отделки новостроек конца 19 – начала 20 веков. Однако быстро сообразили, что керамика способна превращать фасады не только в застекленные цветные плоскости, но и в огромные картины, не теряющие со временем свежести красок.
Первым произведением такого рода стала гигантская керамическая роспись «Принцесса грез», выполненная М.А. Врубелем и переведенная в керамику на Абрамцевском гончарном заводе С. И. Мамонтова. Его водрузили на чердак гостиницы «Метрополь». Вместе с пятью большими и шестнадцатью малыми панно работы А.Ю. Головина, «роспись вечными красками» гостиницы «Метрополь» стала эталоном для московских застройщиков, которые вскоре дополнили городскую среду яркими пятнами разноцветной майолики. Эти декоративные элементы, ставшие наиболее популярными в Москве, были чрезвычайно органичны для города, сама среда которого была необычайно артистична и многокрасочна в то время.
Великолепные керамические росписи стали самым убедительным аргументом в пользу дальнейшего использования уникальных майоликовых украшений в сооружениях этого стиля в Москве. Они повлияли на появление зданий этого направления в других городах страны.
Внимание к архитектурным деталям, утраченное современниками, но присущее началу ХХ века, сделало керамику важным признаком городской среды, остро воспринимаемым и важным для современников Серебряного века.
Московская буржуазия была богата, а также свободна от достаточно жестких рамок, установившихся в Петербурге, поэтому могла себе позволить строить в городе согласно своим представлениям о красоте и презентабельности. Типичным примером просвещенного московского заказчика был богатый купец (часто старообрядец), принадлежавший ко второму или третьему поколению промышленников, крестьян по происхождению.
Таковы были Морозовы, Мамонтовы, Рябушинские. Поклонниками нового стиля в Петербурге стали совершенно другие социальные слои – прежде всего это были члены царской семьи.
Неудивительно, что архитектурный диалог творцов нового стиля со временем и заказчиками сформировал в этих городах разные версии русского модерна. Если в Петербурге керамических отделок было очень мало и они «утонули» в городской застройке, то в Москве они нашли более широкое применение, нередко определяя облик целых улиц. Невозможно перечислить все здания города, переделанные или обшитые панелями в 1890-1910-х годах с помощью архитектурной керамики. Достаточно сказать, что почти все известные московские архитекторы и художники рубежа веков использовали в своих постройках художественные керамические детали.
Характерные черты московской архитектурной керамики во многом были предопределены тем, что ее истоки восходят к русскому стилевому декору, который широко и разнообразно воплощался в городе. Национальные орнаментальные мотивы фактически сохраняли свои лидирующие позиции в художественном убранстве вплоть до 1910-х годов в связи с тем, что многие новые изразцы в убранстве московских зданий были намеренно стилизованы под средневековые предшественники.
Важно подчеркнуть, что в Москве поиск новых архитектурных образов и новых форм в области художественного декора в значительной степени осуществлялся художниками и живописцами. Именно они предприняли первые попытки переосмысления традиций древнерусского зодчества, возрождения народных национальных традиций в искусстве, изучения и развития русского орнамента и т. д. Ведь в отличие от европейских стран, где ремесленное производство как форма проявления народного творчества давно исчезли, народные промыслы еще существовали на Руси. Таким образом, творческое воображение художников питалось не только образцами искусства из далекого прошлого, но и вдохновлялось непосредственно первоисточниками.
Несомненным открытием московского модерна стала «акварельная» облицовка абрамцевской плиткой, придававшая зданиям особую живописность и художественный вид.