Стиль рококо краткое описание: Исторические стили интерьера. Рококо — Хвастунишка

Содержание

Исторические стили интерьера. Рококо — Хвастунишка

Если переводить с французского название стиля рококо в интерьере, то дословно оно означает «россыпь камушков и ракушек» – воображение так и рисует миниатюрные завитушки, в обилии укрывшие предметы интерьера. Асимметрия и одновременно динамика – в пастельной палитре с преобладанием розового, желтого, голубого и зеленого с обязательными вставками белого и золотого. На незапланированную яркость имеют право только флористические орнаменты, предпочтительно китайские.

Грация и изыск требуются во всем, вещь просто не имеет права быть недостаточно ажурной. Обитателям апартаментов в стиле рококо близко ощущение вечного карнавала, будуарной игривости с эротическим подтекстом.

Стиль рококо в интерьере – чуждость серьезности

Мелкие завитушки, рассыпанные по всему помещению, и золотые волны лепнины призваны настраивать на праздничный лад. Чем сложнее и затейливее формы, чем больше пухлых амуров и игривых сувениров – тем глубже соответствие стилю.

  1. Стиль рококо в интерьере предпочитает тканевые обои, даже окрашенную стену имеет смысл украсить драпировкой из ткани с мягким глянцевым блеском.
  2. Текстиль должен быть представлен в большом количестве – с золотым и кремовым оттенком, продолжающий лепные элементы. Возможна сюжетная роспись.
  3. Потолок пастельный, однотонный, возможно – в продолжение стен – узорчатый.
  4. Между стеной и потолком устроим падугу – округлый переход, декорированный орнаментом.
  5. Пол – деревянный (паркет) либо из керамической плитки, имитирующей мрамор. Эффект белизны и золота усилит доведение напольного покрытия до глянцевого блеска.

Мебель и аксессуары стиля рококо

Рококо свойственны небольшие габариты. Утонченно оформленная мебель располагает к неге – шезлонги, бержеры (двойные диваны), кресла, диванчики и канапе, кушетки и скамейки собранны группками, что подчеркивает их хрупкость.

  1. Ножки столов и стульев – изогнутые, обивка мягкой мебели – на флористическую тематику, в виде гирлянд, цветочных сетей, с обязательными бронзовыми нитями.
  2. Секретеры – небольшие, обязательны картоньерки – небольшие шкафчики для бумаг на ножках, геридоны – миниатюрные столики для одной статуэтки либо пепельницы.
  3. В спальне особое внимание уделяется ажурному оформлению кровати. Фасад комода, размещенного в спальне, также отличается филигранным оформлением.

Стиль рококо в интерьере – находка для людей, обожающих мелочи. Вазочки и шкатулки, фарфоровые статуэтки и шелковые подушечки, подсвечники и декоративные светильники не окажутся слишком многочисленными – при условии их соответствия выбранной эпохе.

Источник

Рококо: редкая жемчужина

Утонченность, беспечность и артистизм – грани исторического стиля, достигшего апогея при великолепном короле Людовике ХIV.

Утверждая принципы изящества и грациозности, рококо пришлось отвергнуть четкие линии и монументальные формы. На смену им пришли асимметрия, завитки и рокайли.

Особый шик демонстрировал шинуазри, рококо с китайским «акцентом». В покоях и апартаментах первенствовали шелка, большой успех снискали ширмы, превращавшие открытое пространство в укромный уголок для сердечных рандеву.
В моде были также гобелены, китайский фарфор и китайские болванчики, аквариумы с золотыми рыбками и картины, на которых фигурировали пагоды, желтолицые императоры, ламы и наложницы.

Рококо – интерьер эксклюзивный, штучный. Для его создания требуется много средств и не меньше условий. Первое из них – достаточно большие габариты домовладения. Ведь закругление стен, резные панели, позолоченные бордюры, огромные зеркала требуют места.

Центральным предметом в гостиной рококо был и остался камин, оправленный в мрамор. Его украшали часы, канделябры из бронзы, фарфоровые безделушки, а сверху зеркало в неистово-роскошной раме.

Обязательна и люстра с лампами-свечами, подвесками в виде морских раковин, бронзовыми или золочеными цепями. Между зеркалами желательно укрепить светильники-бра.

Мебель-рококо изогнутых линий, покрытая лаком, украшенная бронзовыми накладками и ювелирной резьбой. Характерные предметы обстановки – секретеры с потайными ящиками, канапе, комоды, картоньерки, туалетные столики на изогнутых, «паучьих» ножках. Обворожительные эти атрибуты должны быть приятны на ощупь и удобны в пользовании.

Спектр рококо – акварельные расцветки, сияющие оттенки драгоценных камней, блеск золота.

Рождённый в начале восемнадцатого века во Франции стиль рококо относится к периоду позднего барокко, но отличается от последнего более утонченным, нежным и в то же время усложненным видом. В интерьере стиль рококо наиболее часто встречается при оформлении усадеб и загородных домов.

Стиль впервые появился во время регентства Филиппа Орлеанского. Название рококо происходит от французского слова (rocaille), которое переводится как раковина.
Во Франции стиль рококо называли периодом господства Купидона и Венеры. Утратив тяжёлую напыщенность барокко, рококо, напротив, стремится к лёгкости, игривости, кокетству.

Концептуальные особенности стиля

Стиль рококо в интерьере насыщен причудливыми кривыми линиями, украшен завитками и изобилует драгоценными украшениями. В таких интерьерах нет ярких насыщенных оттенков, напротив, используются исключительно нежные, пастельные тона.Внутреннее убранство наполнено комфортом, изяществом и изысканностью.

Философия стиля – это мир балов, карнавалов, будуаров. Грациозный орнамент часто украшен золотом, традиционно затрагиваются мифологические сюжеты и даже элементы потустороннего мира.

Материалы и отделка

Роскошь стиля рококо смогут подчеркнуть исключительно материалы высокого качества. При оформлении потолка добиться округлостей в духе дворцового стиля помогут гипсокартонные конструкции. Идеальное украшение потолка – это использование ручной росписи жанровой тематики или лепнины. Роспись и лепнину принято считать основополагающими элементами стиля.

Пол в стиле рококо также должен отличаться богатством и изяществом. Поэтому при выборе материалов наиболее часто отдают предпочтение художественному паркету из ценных пород древесины, украшенному замысловатыми узорами. Королевскому стилю будет соответствовать и обычный паркет, но дорогого золотистого цвета. Уместны будут и ковры-гобелены.

Мебель в стиле рококо

При оформлении интерьера, мебелировка – один из наиболее важных этапов. Чтобы подчеркнуть атмосферу роскошных дворцовых комнат, выбирают мебель из беленого дерева, украшенную резьбой, позолотой, виньетками. Одна из характерных черт – изогнутые ножки.

Важный элемент интерьера – это камин, который должен быть украшен рельефным орнаментом.

Выбирая мебель, обратите внимание на такие атрибуты, как кушетки и канапе.

Детали и декор

Рококо – это, несомненно, женский стиль. В интерьере на первый план выходят статуэтки, фарфоровые китайские вазы с цветочным орнаментом, шкатулки для украшений, позолоченные настенные часы, светильники, зеркала овальной формы с необычными рамами.

Настоящую дворцовую атмосферу создадут изысканная фарфоровая посуда и серебряные столовые приборы.

Супницы, шоколадницы и столешницы часто изготавливают из серебра.

Еще одна важная деталь — настенная роспись или живопись.

Окна уместно украсить ламбрекенами, а кровать – королевскими балдахинами.

Сложность ажурных форм в сочетании со светлыми красками обеспечивают праздничное настроение.

Освещение

Комнаты украшают роскошными люстрами и бра. Чтобы передать всю куртуазность стиля для освещения выбирают свечи в канделябрах. Конечно, в настоящее время их разумнее заменить стилизованными светильниками.

Канделябры ставят на столики или вешают между зеркалами.

Цвета

Стилю рококо характерны нежные и мягкие оттенки: светло-голубой, белый, бледно-розовый, бежевый, фисташковый, светло-зеленый и, конечно, золотой.

Рококо – это утонченный, но при этом королевский стиль, насквозь пропитанный чувственностью и романтизмом. В идейной основе стиля лежат женственность, молодость, иллюзорный мир и бегство от реальности.

Рококо в интерьере — фото

Источник

Рококо

РОКОКО

 

РОКОКО, ИЛИ СТИЛЬ РОКАЙЛЯ (франц. Rococo — «вычурный, прихотливый, извилистый», от Rocaille — «скальный»; Roc — «скала, гора, утес») — исторический художественный стиль, распространенный в западноевропейском искусстве второй четверти и середины XVIII в.

В 1736 г. французский ювелир, рисовальщик-орнаменталист и резчик по дереву Жан Мондон «Сын» (J. Mondon Le fils) опубликовал альбом гравированных рисунков под названием «Первая книга форм рокайль и картель» («Premier livre Les formes Rocaille et Cartelle»). Картель (франц. Cartelle, от итал. Carta — «бумага, сверток») — элемент орнамента, близкий бандероли , картушу, кнорпелю, ролльверку. Однако слово «рокайль» было в то время новым.

В 1754 г. рисовальщик и гравер Шарль-Николя Кошен Младший опубликовал памфлет, адресованный парижской гильдии ювелиров, в котором призывал отказаться от вычурных форм «

rocaille«. Существуют сведения о том, что в XVIII в. на профессиональном жаргоне резчиков по кости слово «рокайль» означало: выпуклый рисунок, рельеф. Это же слово встречается в «Карманном словаре изящных искусств» аббата А. Булье (1759). Архитектор французского Неоклассицизма Ж.Ф. Блондель Младший употреблял слово «rocaille» в 1770-х гг. для обозначения причудливых форм предшествующей его творчеству эпохи. Термин «рококо» в ироничном смысле (добавив к слову «рокайль» двойное окончание, наподобие: «обезьянничанье») использовал Ж.Ж. Руссо, когда высмеивал вкусы и нравы «эпохи маркиз«. Однако до середины XIX в. слово «рококо» не являлось названием художественного стиля, его употребляли исключительно в негативном значении, иногда в качестве синонима слова «
барокко
» (которое тоже считали наименованием дурного вкуса). С 1759 г. в Германии встречается синоним «рокайля» — «Grillenwerk» (вычурная работа).

Появление же самого слова «рокайль» связано с эстетикой «Большого стиля» эпохи «Короля Солнце» Людовика XIV (вторая половина XVII в. ). Во французских парках «регулярного стиля», в частности в Версале, было принято устраивать потайные павильоны среди зеленых боскетов. Павильоны стилизовали под естественные пещеры — гроты, внутри их оформляли как морское царство Нептуна. В жаркое лето кавалеру с дамой было приятно зайти в прохладный полумрак пещеры, где бил небольшой фонтан, бежал ручеек, а на стенах среди грубо обработанных, поросших мхом камней виднелись искусно сделанные лепные украшения в виде раковин (

атрибутов морского бога) и переплетающихся растений. Постепенно форма раковины действительно стала одним из основных мотивов стиля Рококо. Однако происхождение термина связано не со словом «раковина«, а со словом «грот, камень, скала» (франц. Roc).

Стилю Рококо 1730—1740-х гг. предшествовал французский стиль Регентства (1715—1722). Его рассматривают в качестве этапа, связующего эпохи Людовика XIV («Большой стиль») и Людовика XV, но в истории искусства Франции «стиль Людовика XV» («Le style de Louis Quinze»), совпадающий по времени с годами правления этого короля (1715—1774), не отождествляют с Рококо. «Стиль Луи XV» трактуют в качестве переходного к «стилю рокайля

«. Последний в этом случае понимается шире в хронологическом и географическом отношениях, поскольку он был распространен и в других странах помимо Франции. В таком случае «стиль Людовика XV» является историко-региональным, а стиль Рококо — историческим.

Предыдущий стиль в истории искусства Франции — стиль Людовика XIV — соединял элементы Классицизма и Барокко. На этом основании Рококо иногда представляют как естественное развитие Барокко. Однако в отношении французского искусства подобная трактовка неприемлема. Принципиальное различие обоих стилей можно рассмотреть на примере их типичных мотивов. Ренессансная раковина морского гребешка, характерная для искусства Итальянского Возрождения и французского Ренессанса XVI в., к концу XVII в. трансформировалась в «Большом стиле» в эмблему «Короля Солнце«, но оставалась классически симметричной.

Стиль Барокко в полной мере во Франции не был принят, поскольку в этой стране сильна классическая традиция. В искусстве итальянского, испанского, немецкого и фламандского Барокко, напротив, раковина трансформируется в причудливые, асимметричные формы кнорпеля и ормушля. Аналогичное сравнение можно провести в отношении двух других форм: барочной волюты и рокайля. Волюта — завиток с двойным S-образным изгибом — происходит от античной гелики, или консоли, — элемента, имеющего конструктивное значение, поэтому в форме волюты идеально выражено конструктивное усилие, напряжение.

Когда в эпоху Итальянского Возрождения Ф. Брунеллески перевернул античные кронштейны на 90° и превратил их в декоративные завитки, венчающие аркбутаны фонаря купола Флорентийского собора, они не потеряли своей выразительной силы. И в дальнейшем, в архитектуре Барокко, волюты выражали динамику, напряженное движение от горизонтали к вертикали. Завиток рокайля иного происхождения, он представляет собой поверхностный, орнаментальный мотив, лишь отчасти связанный с формой раковины и в большей степени — с флореальными элементами, и не имеет отношения к архитектурной конструкции.

Поэтому рокайль не несет в себе конструктивного смысла и качеств тектоничности. Он деструктивен и атектоничен, это объясняет тот факт, что стиль Рококо не получил распространения в композиции архитектурного экстерьера (внешнего вида зданий).

Стилистика Рококо не связана с традицией классической архитектуры, в то время как итальянское Барокко «выросло» из архитектуры римского классицизма начала XVI в. и является его естественным продолжением, усложнением приемов формообразования (хотя выглядит отрицанием архитектуры Классицизма). Барочная пышность напряжена, динамична, рокайльная — нежна и расслаблена.

Стиль Рококо (исключая его разновидности в других странах) является истинно французским изобретением, не связанным с тенденцией перерастания архитектуры Классицизма в Барокко. Он возник в камерном искусстве периода Регентства, в интерьерах аристократических гостиных, салонах и будуарах. Если другие исторические стили рождались в архитектуре и даже более того — на основе кардинальных изменений архитектурной конструкции, как, например, Готика, Классицизм, Барокко, Неоклассицизм, и лишь затем распространялись на другие виды искусства, то стиль Рококо является исключением. Он возник не в результате преображения архитектурных форм, а из орнаментального мотива, получил развитие в оформлении интерьера, мебели, в фарфоре, декоративной лепке и резьбе, в искусстве костюма и ювелирных изделий. В тех же случаях, когда орнаментика рокайля затрагивает архитектурную композицию, она действует на нее атектоничным образом.

Швейцарский историк культуры Якоб Буркхардт (1818—1897), автор знаменитой книги «Культура Возрождения в Италии» (1860), использовал термин «рококо» для обозначения деструктивной стадии развития любого художественного стиля, в частности поздней Готики.

В Германии стиль Рококо долгое время сравнивали с поздней Готикой (нем. Spätgotik) и считали возвратом от Барокко к Классицизму, но сопровождающимся деструктивными тенденциями.

Французский историк искусства Луи Откёр (1884—1973) в третьем томе «Истории классической архитектуры во Франции» (1952) показал, что классическая традиция в искусстве Франции никогда не прерывалась и, в частности,

стиль Рококо был связан не только с новыми орнаментальными мотивами, а с дальнейшим развитием классицистического стиля с преобладанием изогнутой линии и криволинейных поверхностей. Этот тезис возвращает нас к связи стиля Рококо с эстетикой садово-паркового искусства.

Для Франции второй четверти XVIII в., по определению А. Брюнинга, характерно стремление придавать интерьерам «вид палатки или древесного шатра. Тяжелые пилястры вдоль стен времен Барокко сменяются тонкими воздушными колонками, обвитыми гирляндами цветов. Потолок белоснежный, точно полотно, раскинутое на легких кольях палатки, или голубой, как будто само ласковое небо заглядывает в дом«.

Обращение к природе и формальная изысканность стиля объясняют присутствие в Рококо экзотических флореальных мотивов. В этом отношении Рококо

действительно имеет общие черты с Готикой.

В растительных мотивах декора тканей еще в период Регентства сложился прием двух параллельных и волнообразно изгибающихся осей симметрии, похожих на плетение ветвей. Эти ветви обвивают гирлянды, букеты, вокруг них — мелкие цветы и букетики, размещенные наклонно, по диагональным осям.

Еще одна черта века Рококо: академическое искусство не уступает своих позиций. Как остроумно заметил С. Рейнак, «картина Куапеля на библейскую тему, исполненная в громадных размерах, имеет вид живописи для веера, но чрезмерно увеличенной«. Девизом галантного века Людовика XV стала фраза, которую приписывают фаворитке короля маркизе де Помпадур: «После нас хоть потоп!» («Après nous Le déluge!» — так маркиза утешала короля после поражения его войск при Росбахе).

После пышного и помпезного века Людовика XIV центром формирования новой культуры стал не парадный дворцовый интерьер или просторы Версальских садов, а салон, быт частного дома. Заправляли французскими салонами женщины, именно они создавали среду, в которой формировалась новая аристократическая культура с собственным языком — изящным, галантным и ироничным. Женщина стала главным объектом искусства. Огромная армия портных, парикмахеров, декораторов, ювелиров, живописцев, ткачей, мебельщиков создавала удивительные вещи. Уподобленная маскараду жизнь светских салонов французской столицы была поставлена в зависимость от моды и капризов королевы Марии Лещинской (

1725—1768) и фавориток короля: герцогини де Шатору (с 1743 г.), маркизы де Помпадур (с 1745 г.), графини Дю Барри (с 1769 г.). Фигура женщины, алчной, но образованной, — средоточие нового стиля. «Маркиза Помпадур была творцом эпохи Рококо. Графиня Дю Барри была созданием этой эпохи«. Полстолетия спустя живописец французского Неоклассицизма Ж.Л. Давид презрительно назвал стиль Рококо «эротическим маньеризмом«, русский поэт В. Я. Брюсов — «веком суетных маркиз«.

В искусстве стиля Рококо эстетизировали материальное, телесное, но этому, парадоксальным образом, придавали возвышенное значение, отчего возникало ощущение легкости, изящества, непринужденности, эфемерности бытия.

В эпоху французского Рококо завершались процессы, начавшиеся в XVII в., в «Большом стиле» Людовика XIV: отрабатывались понятия этикета, вкуса; культивировались не цель, а средства искусства, не художественный образ как целое, а отдельные способы и приемы композиции, манеры, техники выполнения. С этим связан и необычный, изощренный эротизм новой культуры.

Традиционная французская куртуазность, культ Прекрасной Дамы, воспетый средневековыми трубадурами, принимают иной характер. Место недосягаемого идеала красоты занимает доступное и пикантное. При этом категории прекрасного и идеального, так волновавшие художников эпохи Возрождения и теоретиков Классицизма, теряют свое значение. Любимыми темами художников Рококо были не сила и страсть, а нежность и игра. Философские темы ванитас, «суеты сует», «пляски смерти» , распространенные в эпоху Возрождения и Барокко (XVI—XVII вв.), исчезают вместе с ощущением времени , которое будто бы останавливается. Есть только настоящее, без прошлого и будущего.

Эстетизируется мгновение, а не жизнь. Формулой культуры Рококо стал «счастливый миг». Идейной и эмоциональной основой — гедонизм , индивидуализм (формировавшиеся еще в период Регентства), а формой выражения этой идеологии — интимные сюжеты, игривая грация, «дух мелочей прелестных и воздушных«, как определил эту особенность русский поэт М. А. Кузмин.

Эстетика мимолетного, неуловимого нашла выражение в жанре каприза, блестяще воплощенного в картинах А.  Ватто, отличающегося от барочного каприччьо легкостью, веселостью или нежной грустью. Любимая аллегория — Благословенные острова, Рай влюбленных с храмом Венеры, где царствуют безделье, легкий флирт, праздники и забавы; мужчины там галантны, а женщины прекрасны, нежны и наивно распутны. Двусмысленность подобных аллегорий усиливалась призывами к вечному наслаждению и намеками на быстротечность жизни, скорую пресыщенность удовольствиями, призрачность земного счастья.

Мифологические сюжеты, обязательные в искусстве Классицизма и Барокко, продолжали использовать, но круг персонажей сузился. Венера, нимфы и амуры затмевали остальные божества. Образ солнечных богов Аполлона и Гелиоса, олицетворявших Людовика XIV, героические сюжеты и аллегории отступили перед темами, представлявшими художнику наибольшие возможности в изображении обнаженного женского тела. Были легализованы откровенно эротические сюжеты — натурщицы в вызывающих позах, лишь слегка замаскированные с помощью малозначащих атрибутов под Диан и Венер. Саму Венеру стали изображать в образе раздетой или полураздетой светской дамы, подчас с известными чертами какой-либо высокопоставленной особы, демонстрирующей свои прелести в почти домашней обстановке. Причем подобное обмирщение считалось похвальным и находчивость художника всегда получала одобрение. В светских сюжетах намеренно выбирали ситуации, которые могли послужить поводом, как бы невинным, для эротики, например «Прекрасные возможности качелей«. В «купаниях«, «утренних туалетах«, «летних удовольствиях» художники обыгрывали тему «сравнения«, когда несколько красавиц вступают в соревнование, демонстрируя друг другу и, конечно, зрителю прелестные части своего тела. Античные буколики — сцены «пастушеской жизни» — превратились в обычные сюжеты соблазнения: «пастухи и пастушки«, одетые в пышные бальные наряды, среди цветов и барашков заняты чтением, игрой на свирели…

Характерная тема: неотвратимость стрел любви, на которую известны иллюстрации Ф.  Буше к пьесе Ш. С. Фавара «Осада Цитеры«. Сюжет пьесы сводится к следующему. Остров Цитера — неприступная цитадель богини любви Венеры. Ни одно войско в мире не может овладеть ее крепостью. Но однажды, когда Венера отлучилась, отправившись на свидание к Адонису, бог войны Марс наслал на остров войско диких скифов. Их сердца, сделанные из железа, Марс посчитал неуязвимыми для стрел Амура. Нимфы, защищавшие Цитеру, согласились решить исход войны единоборством предводителей. Одна из нимф предложила скифскому царю пронзить ее сердце, но он, сам сраженный ее прелестями, выронил из рук оружие. Остальные нимфы опутали скифов гирляндами цветов, и все закончилось к обоюдному удовольствию. На дальнем плане Буше изобразил храм любви со статуей Венеры, а на переднем нимфа опутывает побежденного скифа «цепями» из роз.

Так эстетика будуара соединилась в стиле Рококо с классическими сюжетами. Вместо полнокровных, пышущих энергией, силой и движением фигур Рубенса в моду вошли хрупкие и томные бело-розовые тела «в нежном возрасте ранней весны» (франц. blanc et Rose — «белое с розовым»). Эстетика обнаженного тела, трактуемого в искусстве Классицизма идеально-отвлеченно, уступила место пикантной «раздетости«, или «полуобнаженности» (франц. retroussе), находящейся в полном согласии с французской традицией драпри — искусства драпировки (франц. draperie).

«Нежные образы» воплощались соответствующими средствами: мягкими контурами, округлыми линиями, нюансами тона и цвета, чему подобрали теоретическое обоснование:

«Эти формы посвящены Венере… В самом деле, взглянем на прекрасную женщину. Контуры ее тела мягки и округлы, мускулы едва заметны, во всем царит простая и естественная нежность, которую мы скорее чувствуем, чем можем определить».

Французский писатель Ж.Ш. Гюисманс сформулировал женственную эстетику Рококо еще более откровенно устами героя своего романа:

«Стиль Луи XV подходил хрупким, истощенным возбуждениями мозга людям; ведь только XVIII век сумел облечь женщину порочной атмосферой, придать контурам мебели форму ее прелестей, заимствуя для изгибов, для хитросплетений дерева и меди судороги ее наслаждения, завитки ее спазм. ..»

Манера художников Рококо живописна, бегла, почти импрессионистична.

Изменился заказчик картин. Если в эпоху Барокко и «Большого стиля» основными заказчиками были католическая церковь и королевский двор, то теперь состав любителей и ценителей живописи пополнился новой аристократией и представителями «третьего сословия«, которые желали видеть «только приятное«.

Создается впечатление, что главным видом искусства в ту эпоху стали декоративные работы — росписи плафонов, настенные панно и десюдепорты (франц. dessus-de-porte — «то, что над дверью») — панно, расположенные над дверным или оконным проемом и связанные с ним общим обрамлением. Десюдепорты дополняли лепными золочеными рокайлями, внутри размещали зеркала либо картины ведущих живописцев.

 

 

Так, в знаменитом интерьере — Зеркальном зале Отеля принца де Субиз (Hôtel Soubise), классике французского Рококо, оформленном по проекту архитектора Жермена Боффрана (1667—1754), живописные десюдепорты созданы выдающимися художниками своего времени, в том числе Франсуа Буше. План зала — овальный (форма, типичная для стиля Рококо), но даже эта форма зрительно замаскирована раскреповками (выступающими трюмо и заглубленными зеркалами). Многократные отражения зеркал друг в друге и падуга (закругление перехода от вертикальной плоскости стены к плафону) не дают возможности оценить конфигурацию и истинные размеры помещения. К тому же сама падуга с десюдепортами, весьма неудобного формата для живописца, усложнена множеством рокайлей. Архитектурное пространство деструктивно, оно создает зыбкий образ «зеркала в зеркале«, мнимость, ощущение эфемерности границ (франц. mise-en-abîme — «положения в бесконечности»).

Франсуа Буше — выдающийся мастер, он создал огромное количество замечательных картин, рисунков, гравюр , однако создается впечатление, что большую часть жизни Буше потратил на багатели (франц. bagatelle — «безделица, пустяк»). Этот художник обучал маркизу де Помпадур рисованию, в 1755—1770 гг. руководил мануфактурой Гобеленов (обязанность первого живописца короля), где выполнил картоны для известной серии «Любовь богов«. Он расписывал веера, разрабатывал рисунки для гемм

Рококо — стиль, направление, искусство, черты, особенности, история, представители, вики — WikiWhat

Основная статья: Искусство Нового времени

Содержание (план)

В годы правления Людовика XV классицизм на время уступил свои позиции новому художественному стилю рококо (от француз­ского слова, означающего «ракушка»), унаследовавшему некоторые традиции барокко. Его называют также «стилем Людовика XV». И по сюжетам, и по манере исполнения произведения искусства в стиле рококо более соответствовали по­вседневным потребностям людей, чем от­странённое от действительности искусст­во классицизма.

На смену торжественной парадности приходила более скромная галантность (буквально — вежливость, обходительность, учтивость, любезность). Изящество начинало цениться больше, чем монументальность. Для рококо харак­терны усложнённость форм, декоратив­ность, изысканность.

Особенности рококо

В годы рококо появилась мода на экзотику, например на использо­вание мотивов китайского искусства. Бла­годаря рококо со свойственным ему пре­обладанием малых форм искусство пре­вращалось в компонент повседневной человеческой жизни.

Наиболее наглядно рококо проявилось в прикладных искусст­вах (отделка мебели, зеркал, посуды и дру­гих вещей, окружающих человека), а так­же в живописи, которая на протяжении XVIII в. достигла во Франции подлинного расцвета. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Представители рококо

Историю французской живопи­си этого периода открывает Ж. А. Ватто, «самый французский из всех французских живописцев XVIII в.». Его творчество оз­наменовало поворот от официальной па­радности эпохи классицизма к «галант­ной» живописи нового столетия. Под влиянием Ватто сформировалась творче­ская манера «первого живописца короля» Ф. Буше.

Традиции «галантной» живопи­си продолжил его ученик Ж.-О. Фраго­нар, на полотнах которого она достигла высшего совершенства.

Картинки (фото, рисунки)

  • Ж. А. Ватто. Жиль (Пьеро)
  • Ж.-О. Фрагонар. Любовное письмо
На этой странице материал по темам:
  • Новое время живопись примеры

  • Рококо краткий конспект

  • Рококо содержательная основа

  • Стиль рококо таблица

  • Доклад рококо в крадце

Архитектурный стиль — Рококо

Появление Рококо:

Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.

Особенности Рококо:

Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perückenstil, Zopfstil).

Примеры:

Павильон Катальная горка, арх. Ринальди, Оранниенбаум, 1762-1774гг.

Китайский домик в Потсдаме.

Китайский дворец, арх. Ринальди, Оранниенбаум, 1762-1768гг.

Амалиенбург под Мюнхеном.

Церковь Франциска Ассизского, арх. Алейжадинью, Оур-Прет.

Архикафедральный собор Святого Юра, Львов, Украина.

Рококо в живописи: особенности стиля

Дорогие друзья, посетители и  постоянные читатели блога!

Хочу спросить, а волнует ли вас веселый и загадочный стиль Рококо? Знаете ли вы, что стиль считается самым легкомысленным, так сказать, «с легким ветерком в голове» из всех стилей в истории искусства, по словам критиков того времени? 

Мне же кажется, что среди всех стилей искусства он занимает особое место. Кстати, не только потому, что я ему очень симпатизирую! Согласитесь, само журчащее название «Рококо» уже обеспечивает часть успеха, оно интригует и запоминается.

Как всегда, законодательницей мод в искусстве выступила Франция. Именно там, в первой половине XVIII века, начал развиваться стиль Рококо, стиль легкости, изящества и беззаботности. А название «Рококо» производное от французского слова rocaille, что означает «скальный», также может переводиться как ракушка, коралл, обломки скал.

Причем тут ракушки, — спросите вы? А потому что изначально Рококо появился в декоре, а визитной карточкой стал завиток в виде морской раковины, самым ярким элементом композиций декора! А уже затем появились затейливые орнаменты, всякие милые глазу S-образные завитушечки.

Мебель с завитушками в стиле Рококо

Надо отметить, что эпоха Рококо — это стремление к свободе и непринужденности, освобождение от канонов и требований. То есть уход от стиля Барокко, который тогда находился в расцвете. А главной идеей Рококо является красота, идиллия, отказ от проблем и реальности, такая счастливая красивая жизнь.

Появление стиля Рококо в искусстве было закономерным. Как это часто бывает, публика пресытилась излишней пышностью, вычурностью и тяжеловесностью Барокко. И вот в начале XVIII века в декоре парковых павильонов появилось нечто новое, легкое и непринужденное.

На фото:
Слева — Франсуа Буше «Завтрак» 1739 г, на картине можно увидеть элементы интерьера того времени
Справа — неизвестный художник, на картине аристократка в одежде того времени

Стиль Рококо в живописи

А дальше все очень просто: появился спрос на подобные украшения, а затем и мода. С этого момента стиль Рококо стал активно распространяться по странам Европы. Что же касается видов искусства, то наиболее ярко он проявился в архитектуре и живописи.

Архитектура Рококо с игривостью противостоит строгой симметричности и парадности сооружений Барокко. Построенные в эпоху Рококо дворцы и храмы и сейчас радуют изысканностью форм, приветливостью и веселой красотой. Чаще всего, в этих сооружениях почти полностью отсутствуют прямые линии.

Как, это же архитектура, — скажете вы? Просто все эти линии старательно замаскировывались растительными орнаментами, плавными изгибами, кокетливыми карнизами и другими затейливыми элементами.

Архитектура в стиле Рококо

Но еще более ярко стиль Рококо выразился в декоре интерьеров! Сложные лепные узоры, завитки, гирлянды – все это создавало впечатление сказочной роскоши и живописной легкости. Картину интерьера дополняли многочисленные зеркала и хрустальные люстры.

Интерьеры эпохи Рококо

Для оформления в стиле Рококо кроме традиционных пастельных тонов, часто использовались золотистые и жемчужно-серебристые оттенки. Что и сказать, интерьер получался роскошный, даже сказочный! Помещение, украшенное таким декором, казалось изнутри невероятно красивой шкатулкой.

Чем отличается Рококо от Барокко?

  • Самое главное отличие стилей, это их происхождение. Искусство Барокко в своем начале религиозное,  так как основным заказчиком картин была церковь, а Рококо — чисто светское, аристократическое. Ни правительство, ни церковь не покровительствовали в подъеме стиля Рококо
  • Для Барокко характерна масштабность, монументальность и строгая симметричность. А Рококо напротив – изящный, построен на асимметрии.

Примеры картин эпохи Барокко и Рококо

  • Барокко свойственны темные, контрастные, яркие цвета. А Рококо, будто бы играючи, все поменял: для него характерны мягкие цветовые переходы и светлые пастельные тона.
  • Стиль Барокко создает театральность и торжественность, а Рококо – мягкую утонченность и галантность.

Характерные черты стиля Рококо в живописи

Основоположником Рококо в изобразительном искусстве стал французский живописец Жан Антуан Ватто (Antoine Watteau). Вначале он копировал картины фламандских мастеров, а со временем нашел свою тему в живописи. Он стал писать милые легкие картинки из жизни аристократов, и это было началом нового галантного жанра. А затем и нового стиля в живописи – Рококо.

Картины Рококо живописца  Жана Антуана Ватто

Картины Рококо наполнены, как сейчас сказали бы, няшностью. Полный уход от проблем современного мира и жестоких реалий, только идиллия и наслаждение жизнью. Элегантно одетые персонажи, находящиеся на фоне красивой природы, играющие, отдыхающие – традиционный сюжет картины Рококо.

В эпоху Рококо художники постоянно находились в поиске особенных изысканных оттенков. Были модными неестественные цвета, которых практически не встречалось в природе. Так вот, некоторые редкие оттенки даже получали милые названия за свою красоту.

Например: «голубиная шейка» (понятно, что голубой цвет), а вот как выглядел «цвет потерянного времени» или «цвет бедра взволнованной нимфы» даже догадаться сложно! Кстати, cuisse de nymphe émue (бедро взволнованной нимфы) считается бледно-розовый цвет, и даже есть розы с таким чудесным  названием! 

Картина Рококо и роза «cuisse de nymphe émue»   

На заметку: Франсуа Буше, автор пасторального жанра и живописец Рококо, считал, что природа несовершенна, к тому же часто природному сюжету недостаточно освещения. Поэтому он добавлял изумрудные, розовые и бирюзовые оттенки, делая  свою живопись яркой и радостной.

Примеры картин Франсуа Буше (François Boucher)

Слева — «Венера, утешающая Амура» («Venus Consoling Love»), 1751г.
Справа —  «Птичья клетка» («La cage d’oiseaux»), 1750г.

Картины Рококо Франсуа Буше

На заметку: Стиль Рококо иногда называли «стилем Помпадур». Почему? Да потому что мадам де Помпадур, фаворитка короля Людовик XV , была настоящей иконой стиля того времени! Маленькие, почти кукольные, ручки и ножки, изящная обувь, эротичное декольте, складочки, рюшечки, розочки, бантики… Такой она предстает на картинах художников того времени.

На фото: Франсуа Буше «Портрет мадам де Помпадур)

Стиль Рококо в живописи — Франсуа Буше

А знаете ли вы, кто сделал Францию центром культуры, искусства и моды? Именно король -солнце, как его называл французский народ, Людовик XIV! Со времен рассвета стиля Барокко на территории Франции все и началось, потом засветил поярче «культурный маяк» и последователь трона-  Людовик XV. Так с легкой руки короля, Франция до сих пор считается центром искусства и моды…

Еще одна особенность стиля Рококо в живописи – это отношение к внешнему виду персонажей. Герои картин все как на подбор румяные, нежные и холёные. Причем, это касается не только дам, но и мужчин. Стало модным иметь румяный вид, что подразумевало крепкое здоровье и молодость. Именно в этом был секрет стиля: неувядающая молодость и красота!

На фото: 
Элизабет Виже-Лебрен, «Портрет мадам Дюбарри» 1782г.
Густаф Лундберг, «Портрет Франсуа Буше» 1741г.

Рококо в живописи

Кстати, как вы думаете, кто рисует больше, мужчины или женщины и почему? Читайте мою статью с примерами, надеюсь, она вам понравится. А здесь вы можете почитать об малоизвестных художницах Франции, например, об Элизабет Виже-Лебрен, чья картина находится выше.

Вот и получается, что Основная идея Рококо в живописи — запечатлеть  вечную молодость и красоту! В картинах персонажи как бы изящно убегали от реальности, показывая всем своим существованием радостную беззаботность.

Как ни странно, но характерной чертой Рококо в живописи также является… эротика. Получилось, что в это время было полностью пересмотрено отношение к обнаженному телу. Художники еще со времен античности писали обнаженную натуру, но теперь в этих картинах добавился привкус соблазна и сладострастия.

Кстати, именно это служило темой для критики шедевров французских живописцев Франсуа Буше и Жана Оноре Фрагонара. Уж слишком откровенными и манящими выглядели молодые дамы на картинах этих художников!

На фото: 
Слева —  Фрагонар «Девочка играющая с собачкой» 1770г.
Справа — Франсуа Буше «Геркулес и Омфала» 1731г.

«Манящие» картины в стиле Рококо

Критики того времени осуждали не только картины, но и все направление в целом. Они считали, что стиль несерьезен и безвкусен. Многие отмечали, что стиль Рококо несет распущенность в массы и не имеет эстетики …. Только вечная моложавость, беззаботность и любовь! Это критики того времени высказывали свое мнение по поводу стиля, а сейчас, современные критики искусства оценивают стиль совершенно иначе!

Кстати, стиль Рококо имеет популярность и в современной моде, и даже отражается в картинах многих современных художников

Стиль рококо в современной моде

В моей творческой деятельности есть совершенно разные картины, написанные в разных стилях, жанрах и направлениях. В том числе имеются и картины в современной интерпретации стиля Рококо. Выставляла их на выставке современного искусства во Франции.

Я заметила, что к картинам современного Рококо проявляется интерес, возле них задерживаются и задают вопросы. Поверьте, для творческого свободного художника это хороший знак, чтобы и дальше проводить эксперименты в картинах!

Картины Рококо в современной интерпретации

В картинах на фото выше, помимо краски, я использовала натуральные стразы, для ожерелья, папье маше для головного убора и нижней части платья, а также маленькие кусочки зеркала. В таком виде картина выглядит куда интереснее, ведь живопись и микс медиа на холсте относится к новым направления в искусстве!

Видео для размышления:  Зачем нам нужны картины и По какому принципу мы  их выбираем?


Друзья, чтобы статья не затерялась среди множество других статей в интернете, сохраните ее в закладках. Она всегда будет под рукой, если вы захотите к ней вернуться!

Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Эпоха Рококо

Музыка

В «чистом  виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Совершенно в той же манере работали их менее известные сегодня современники: Луи Клод Дакен, Антуан Форкёре, Андре Кампра, Жозеф Бодэн де Буамортье, Луи Николя Клерамбо, Марин Маре и многие другие. Своей предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли.

Для стиля  рококо в музыке характерны совершенно те же самые черты, что в живописи и в архитектуре. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Да и сам по себе инструмент, клавесин, переживший в эпоху галантного стиля и рококо свою наивысшую точку расцвета и популярности, что это как не наивысшее выражение всех черт того же стиля рококо? Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Само собой, что внешняя отделка инструмента: вычурная, богатая, полная мелких украшений и тончайших деталей неизбежно дополняла единство стиля.

Но даже и  в крупных формах (операх, балетах  и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Так, большие  оперы Рамо и Кампра также построены из небольших номеров, связанных между собой по сюитному принципу, а иногда и вовсе представляют собой феерическую сюиту, практически не связанную каким-либо вразумительным общим сюжетом. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Герои мифологических сюжетов опер представляли собой галантных кавалеров и дам, переодетых в пышные костюмы по принципу маскарада. Очень популярен был также жанр пасторали, с такими же галантными пастухами и пастушками, разумеется, ничего общего не имеющими с реальными крестьянскими типажами, занимающимися выпасом скота.

В инструментальной музыке господствовала такая же галантная  жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы, иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Музицировали, как правило, в сюитной форме, со временем постепенно набиравшей количество частей и обогащающейся многочисленными подробностями. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначали обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. В сравнительно краткую эпоху Рококо сам по себе жанр сюиты сначала был доведён клавесинистами и мастерами инструментальных жанров до своего высшего развития, а затем до истощения и упадка, после которого он попросту покинул профессиональную музыкальную среду на добрую сотню лет.

Поскольку музыка звучала на светских приёмах и  во время еды, особо приветствовались разные выдумки, карнавальные имитации и остроумные развлекательные приёмы для увеселения аристократических  слушателей. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Этот успех привёл к многочисленным подражаниям, повторениям и репликациям в творчестве других авторов, что вообще было характерно для эпохи Барокко в целом. Иногда занимательные эффекты перемещались прямо в музыкальную сферу, пародируя или изображая коллегу-композитора или передразнивая некоторые профессиональные привычки самих музыкантов. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). В салонах чаще всего исполнялись томные или игривые любовные песни, а также популярные арии из опер Рамо, Кампра и Люлли в переложении для клавесина или маленького камерного ансамбля.

Декоративно-прикладное искусство

Стиль рококо выразился блестящим образом  также во всех отраслях художественно-промышленных производств; с особенным успехом  он применялся в фабрикации фарфора, сообщая своеобразное изящество как форме, так и орнаментации его изделий; благодаря ему, эта фабрикация сделала в своё время огромный шаг вперёд и вошла в большой почёт у любителей искусства.

В 1708 году алхимик  Иоганн Фридрих Бётгер открыл секрет изготовления фарфора и нашел подходящую для этого глину. В Майсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн ГоттлибКирхнер. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Кроме фарфора — в моде серебро. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. В этом веке рождается кулинарное искусство в его современном виде, в том числе — искусство сервировки стола. 
Мебель рококо отличается характерными чертами. Одна из самых ярких черт — изогнутые линии, изогнутые ножки. Мебель становится более легкой и изящной по сравнению с той, что была прежде. Появляются новые предметы мебели, консольные столики, секретеры, бюро, комоды, шифоньеры. Два наиболее распространенных типа кресел — «Бержер» и «Маркиза».

Мастера мебели: Давид Рентген, Шарль Крессан, Жак Дюбуа, Франсуа Эбен, ПьетроПиффетти (Рим), Эннемон-Александр Петито (Парма), Джузеппе Маджолини (Милан). Ведущее положение в изготовлении мебели в Италии занимали мастерские Турина и Венеции.

Мода

Мода эпохи  рококо отличалась стремлением к  рафинированности, утончённости и намеренному  искажению «естественных» линий  человеческого тела. Моду рококо принято считать женственной модой, так как в эту эпоху произошло максимальное приближение мужской моды к типично-женским образцам. (Некоторые исследователи даже называют XVIII век — «веком женщин»). Идеал мужчины — утончённый придворный, франт. Идеал женщины — хрупкая стройная жеманница. В моде — осиная талия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. Этот силуэт оставался неизменным на протяжении всей эпохи рококо. Женщины носят пышные юбки — панье, создающие эффект «перевёрнутой рюмочки». 
Женская причёска претерпела значительные изменения. Так, в 1720—1760-х годах (после того, как фонтанж окончательно вышел из моды) в моде была гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов. Потом причёска начала «расти», чтобы в 1770-е годы превратиться в знаменитые «фрегаты» и «сады», которые так любила Мария-Антуанетта. Мужчины сперва отпускали с боков букли, а сзади носили длинную косу. Чуть позже в моду вошли белые напудренные парики, с закрученными с боков буклями, косичкой и бантом сзади. 
Основным типом мужской одежды оставался жюстокор, со времен моды барокко, но позже его стали называть аби. Под него надевали камзол. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Жюстокор имел в начале века более прямую форму, затем претерпел эволюцию: его полы стали шире, как бы торчали в разные стороны. На рукавах были широкие обшлага. На карманах — огромные клапаны. Женское платье также претерпело подобную эволюцию: сперва оно было уже, затем начало расширяться и расширилось до предела. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. 
В самом начале эпохи рококо (Регентство) в моде был стиль ноншаланс, то есть нарочитая небрежность.

Эпоха рококо принесла моду на пастельные, приглушённые (по сравнению с эпохой барокко) тона: нежно-голубой, бледно-жёлтый, розовый, серо-голубой. Если в эпоху барокко  все женщины выглядят значительными  и зрелыми (им как будто всем за тридцать), то рококо — это время  юных нимф и пастушек, которым никогда  не будет больше двадцати. Румяна и  пудра помогают всем дамам выглядеть  молодыми, хотя эти лица и превращаются в безжизненные маски. Модные запахи, духи, — фиалковый корень, нероли, пачули, розовая вода.

Литература

Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Литературные произведения этого периода отличались утончённым изяществом, лишённым каких-либо гражданско-патриотических мотивов; им свойственны фривольность, игривость и беззаботность. Актуальность приобретают идеи гедонизма, которые и становятся своего рода основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо. Литература рококо — это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы, игривые стихи и новеллы. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. 
Лирика рококо гораздо легче высокопарной поэзии классицизма, в связи с чем получает название «лёгкая поэзия» или «поэзия мимолётностей». Наиболее распространёнными для стиля формами были застольные песни, игривые послания, мадригалы, сонеты и эпиграммы (лирика Эвариста Парни, маркиза де Лафара и др.) В Англии стиль рококо не получил в литературе широкого распространения. В Италии и Германии наоборот, было много приверженцев данного стиля, в частности Паоло Антонио Ролли и ПьетроМетастазио — в Италии, и Ф. Хагедорн, И. Глейм, И. Н. Гёц — в Германии.

Вывод

Таким образом, рококо можно считать лебединой песней уходящей в историю феодальной аристократии. На смену ей шла буржуазия с новыми, более упрощенными интересами и грубыми художественными вкусами. Дворянская эпоха уходила красиво, создав неподражаемый стиль утонченной изысканности. В это время, т. е. со второй половины XVII столетия, Франция и королевский двор прочно и надолго занимают ведущее место в художественной жизни Европы.

Искусство и архитектура рококо отличались особой образностью и оригинальностью. Отвергнув принцип классицистической  декоративности, новый стиль предложил  взамен образ элегантной фривольности. Наибольшего блеска это искусство  достигло во Франции. Людовик XIV (1643—1715) отошел от торжественной пышности барокко  ради более непринужденного и  гедонистического искусства. Были отвергнуты и строгие правила академического классицизма последователей Пуссена: придворная аристократия явно склонялась к темам чувственного удовольствия и любви к роскоши.

Выдающимся  французским представителем рококо являлся Антуан Ватто (1684—1721). Им создано около 300 картин и рисунков. В бытовых и театральных сценах, галантных празднествах, отмеченных изысканной нежностью красочных нюансов, трепетностью рисунка, он воссоздал мир тончайших душевных состояний. Его картины изобилуют причудливыми украшениями, криволинейностью линий, завитками, словно напудренный парик знатной дамы или ее кавалера. Под влиянием мифологических «поэзии» Тициана и Веронезе он изображает мир покоя, идиллии, грез. Другим ярким выразителем этого художественного стиля был Франсуа Буше (1703—1770). Сын орнаментщика и торговца эстампами, он сделал блестящую карьеру, стал «первым художником короля», директором Академии. Буше умел делать все: картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, эскизы костюмов. Но больше всего он прославился своими декорациями и портретами, которые по-домашнему просты и естественны. Игривая обнаженность, мягкие краски, сладострастные позы женских портретов передавали истинный дух искусства рококо, атмосферу томного гедонизма, царившую при Версальском дворе.

Пожалуй, это самый характерный для  французов стиль, в нем сконцентрировались особенности национальной психологии, образ жизни и стиль мышления высшего класса. Рококо — порождение исключительно светской культуры, прежде всего королевского двора и французской  аристократии.

 

Список литературы:

  1. Рококо. От Ватто до Фрагонара: Сергей Даниэль – Москва, азбука-классика 2010 г.
  2. Классицизм и романтизм. Архитектура. Скульпура. Живопись. Рисунок: под редакцией Ральфа Томана – Санкт-Петербург, Konnemann
  3. 3) Пространственные искусства западноевропейской художественной культуры 13-19 век: М.И.Свидерская – Санкт-Петербург, Галарт, 2010
  4. Б.И. Пуришев Рококо//А.А. Сурков «Краткая литературная энциклопедия» — А: Идательство «Советская энциклопедия», 1971. –Т. 6 – С.339
  5. Всеобщая история искусств (в 6 томах) под ред. Б.В.Веймарна и Ю.Д. Колпинского. Государственное издательство «Искусство» М., 1965

 

План:

  1. Введение.
  2. Общая характеристика культуры Нового времени и Просвещения.
  3. Рококо как художественный стиль эпохи Нового времени:
    • Живопись;
    • Музыка;
    • Декоративно-прикладное искусство;
    • Мода;
    • Литература.
  1. Вывод.

Виктория и Альберта · Стиль рококо — введение

Рококо было, пожалуй, самым бунтарским из дизайнерских стилей. Часто описываемый как последнее выражение движения барокко, он был исключительно орнаментальным и театральным — стилем без правил. По сравнению с порядком, утонченностью и серьезностью классического стиля, рококо считалось поверхностным, вырожденным и нелогичным.

Рококо впервые возник во Франции в 1720–30-х годах как стиль, разработанный мастерами и дизайнерами, а не архитекторами, что объясняет, почему он встречается в основном в мебели, серебре и керамике.

Рококо берет свое название от французского слова «рокайль», что означает камень или сломанная ракушка — природные мотивы, которые часто составляли часть дизайна, наряду с рыбками и другими морскими украшениями. Лист аканта ( Acanthus mollis ) или, скорее, его сильно стилизованная версия, также был фирменным мотивом. Другой ключевой особенностью дизайна является изогнутый асимметричный орнамент, где его формы часто напоминают буквы «S» и «C», и где одна половина рисунка не совпадает с другой.

Слева направо: Письменный шкаф, вероятно, Майкл Киммель, 1750–55, Дрезден, Германия. Музей № W.63-1977. © Музей Виктории и Альберта, Лондон; Ваза, фарфоровый завод Челси, ок. 1758 — 68. № музея. 828-1882. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Рококо процветал в английском дизайне между 1740 и 1770 годами. Впервые он появился в Англии в серебре и гравюрах с орнаментом в 1730-х годах, когда художники-иммигранты и мастера, в том числе беженцы-гугеноты из Франции, такие как Поль де Ламери, играли ключевую роль в этом распространение.

Слева направо: Корзина, Поль де Ламери, 1742–43, Лондон, Англия, серебро. Музей № М.6-2001. © Музей Виктории и Альберта, Лондон; Камерный подсвечник, Поль Креспин, 1744 — 45, Лондон, серебро. Музей № M.2-1980. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Важное значение имела также Академия Сен-Мартинс-Лейн, известная сегодня как Королевская академия художеств, которая была организована в 1735 году художником Уильямом Хогартом (1697–1764) из круга художников и дизайнеров, собравшихся в кофейне Slaughter’s на верхнем этаже. конец переулка Святого Мартина в Лондоне.Этот художественный набор, в который входили, среди прочего, книжный иллюстратор Юбер-Франсуа Гравело (1699 — 1773) и художник Андиен де Клерман (умер в 1783 году), а также уроки рисования, которые они проводили в академии, оказали большое влияние на представление и продвижение стиля рококо. в Англии.

Дизайн интерьера в стиле рококо, автор Джон Линнелл, около 1755 года, Англия. Музей № E.263-1929. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Многие считали, что стране не хватает дизайна и необходимых навыков, чтобы конкурировать с импортными французскими товарами, что привело к инициативам по улучшению стандартов дизайна в те годы, когда в Великобритании было распространено рококо.С 1742 года дизайнеры мебели и краснодеревщики Маттиас Лок и Генри Копленд опубликовали серию гравюр, которые представили отчетливо британскую форму завитков в стиле рококо. Этот стиль широко использовался для резьбы по дереву и других декоративных работ и впоследствии доминировал в британском стиле рококо до середины 1760-х годов. Впервые в Великобритании большинство гравюр были оригинального дизайна, а не копий континентального производства. Тем не менее, британские дизайнеры продолжали подражать современной французской работе с серебром, фарфором и мебелью, которые производились на верхнем уровне рынка.

Слева направо: гравюры из «Новой книги украшений с двенадцатью листьями», Матиас Лок и Генри Копленд, 1752 г., Лондон, Англия. № музеев E.2809-1886 и E.2810-1886. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Многие выкройки орнаментов в стиле рококо типа Лока и Копленда были изданы в Англии в 1740-х и 1750-х годах. Их популярность проистекала из сложных и нерегулярных трехмерных форм стиля рококо и его упора на разнообразие и изобретательность, что предъявляло высокие требования к дизайнерским и модельным навыкам британских мастеров.Эти дизайны в основном предназначались для мастеров и дизайнеров и оказали огромное влияние на распространение стиля рококо. Вместо того, чтобы копировать весь дизайн, резчики по дереву черпали из него вдохновение, разрезали и добавляли свои собственные идеи.

Самый влиятельный единый набор репродукций был выпущен в виде сборника мебельных дизайнов. Джентльмен и директор краснодеревщика Томаса Чиппендейла Старшего был опубликован сначала по частям, а затем как сборник в 1754 году.Эта книга открыла новые горизонты как источник дизайнерских идей, так и книга шаблонов для потенциальных клиентов. Узоры оказали наибольшее влияние на мелких производителей мебели, в основном за пределами Лондона.

Изучите выбор рисунков из Джентльмен и директора кабинета министров в нашем слайд-шоу ниже:

Что такое рококо?

Что такое рококо?

Рококо происходит от слова «рокайль», что в переводе с французского означает «скала» или ракушка.Это движение было названо из-за использования изгибов и огней, подобных тем, которые представлены в ракушках. Движение рококо началось в 17 -м веке во Франции и продолжалось до 18-го -го -го века, переходя из эпохи барокко. Это было время оптимизма во французском обществе и французской политике, и живопись того времени отражала это. Стиль отражает радость и оптимизм времени . Рококо затронул многие области искусства, включая живопись, архитектуру, скульптуру и дизайн интерьера. Рококо было выбранным художественным стилем растущего среднего класса.

Все направления в искусстве отражали время и политическую социальную атмосферу, так же как и рококо. Это был конец более застойного и жесткого периода времени и эпохи, полной оптимизма в отношении будущего. Искусство начало преследовать темы, вызывающие интерес и развлечение.

Среди самых известных художников в стиле рококо были Жан Антуан Ватто, Франсуа Буше и Жан-Оноре Фрагонар . Этот стиль был призван вызвать эмоции, а темы были связаны с мифологией, романтикой, фэнтези и повседневной жизнью.Это движение было чрезвычайно нестандартным и современным для того времени. В конце концов, предыдущие художественные работы касались исключительно религиозных и исторических предметов и идей. Рококо было легким, занимательным и орнаментальным. — полностью противоречило всем предшествующим традиционным произведениям искусства.

Элементы, которые выделяются в этом механизме, — это изящность, женственность, светлые и скрытые цвета, все радикальные изменения по сравнению с предыдущими периодами.

 
Связанное сообщение
  • Лучшие картины в стиле рококо
    Рококо началось в 17 веке и достигло своего пика в 18 веке.Его характеризуют легкие воздушные и женственные линии ….
  • Самые влиятельные художники движения рококо
    Рококо — это художественное движение, имевшее место в 17 веке и входившее в число самых известных художников этого движения. ..
  • Влияние рококо
    Движение рококо оказало влияние на другие виды искусства, включая живопись, архитектуру и скульптуру. Его игривый характер, нежные мазки и женственный стиль оказали большое влияние на мебель, гобелены, …
  • Архитектура рококо
    Архитектура рококо стала отражением времени.Он следовал стилю барокко и был известен своими женственными формами, замысловатым дизайном, …
  • Эта запись была опубликована в субботу, 16 февраля 2008 г., в 6:02 и подана в рубрике Рококо, Разъяснение стиля. Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через канал RSS 2.0. И комментарии и запросы в настоящий момент закрыты.

    Лучшая цена в стиле рококо — отличные скидки на стиль рококо от мировых продавцов стиля рококо

    Отличные новости !!! Вы попали в нужное место для стиля рококо.К настоящему времени вы уже знаете, что что бы вы ни искали, вы обязательно найдете это на AliExpress. У нас буквально тысячи отличных продуктов во всех товарных категориях. Ищете ли вы товары высокого класса или дешевые и недорогие оптовые закупки, мы гарантируем, что он есть на AliExpress.

    Вы найдете официальные магазины торговых марок наряду с небольшими независимыми продавцами со скидками, каждый из которых предлагает быструю доставку и надежные, а также удобные и безопасные способы оплаты, независимо от того, сколько вы решите потратить.

    AliExpress никогда не уступит по выбору, качеству и цене. Каждый день вы будете находить новые онлайн-предложения, скидки в магазинах и возможность сэкономить еще больше, собирая купоны. Но вам, возможно, придется действовать быстро, поскольку этот лучший стиль рококо в кратчайшие сроки станет одним из самых востребованных бестселлеров. Подумайте, как вам будут завидовать друзья, когда вы скажете им, что приобрели свой стиль рококо на AliExpress.Благодаря самым низким ценам в Интернете, дешевым тарифам на доставку и возможности получения на месте вы можете еще больше сэкономить.

    Если вы все еще не уверены в стиле рококо и думаете о выборе аналогичного товара, AliExpress — отличное место для сравнения цен и продавцов. Мы поможем вам разобраться, стоит ли доплачивать за высококачественную версию или вы получаете столь же выгодную сделку, приобретая более дешевую вещь.А если вы просто хотите побаловать себя и потратиться на самую дорогую версию, AliExpress всегда позаботится о том, чтобы вы могли получить лучшую цену за свои деньги, даже сообщая вам, когда вам будет лучше дождаться начала рекламной акции. и ожидаемая экономия.AliExpress гордится тем, что у вас всегда есть осознанный выбор при покупке в одном из сотен магазинов и продавцов на нашей платформе. Реальные покупатели оценивают качество обслуживания, цену и качество каждого магазина и продавца.Кроме того, вы можете узнать рейтинги магазина или отдельных продавцов, а также сравнить цены, доставку и скидки на один и тот же продукт, прочитав комментарии и отзывы, оставленные пользователями. Каждая покупка имеет звездный рейтинг и часто имеет комментарии, оставленные предыдущими клиентами, описывающими их опыт транзакций, поэтому вы можете покупать с уверенностью каждый раз. Короче говоря, вам не нужно верить нам на слово — просто слушайте миллионы наших довольных клиентов.

    А если вы новичок на AliExpress, мы откроем вам секрет.Непосредственно перед тем, как вы нажмете «купить сейчас» в процессе транзакции, найдите время, чтобы проверить купоны — и вы сэкономите еще больше. Вы можете найти купоны магазина, купоны AliExpress или собирать купоны каждый день, играя в игры в приложении AliExpress. Вместе с бесплатной доставкой, которую предлагают большинство продавцов на нашем сайте, вы сможете приобрести стиль рококо по самой выгодной цене.

    У нас всегда есть новейшие технологии, новейшие тенденции и самые обсуждаемые лейблы.На AliExpress отличное качество, цена и сервис всегда в стандартной комплектации. Начните лучший опыт покупок прямо здесь.

    рококо | История костюма

    Значительный сдвиг в культуре произошел во Франции и в других странах в начале 18-го, -го, века, известного как эпоха Просвещения, когда разум ценился выше власти. Во Франции сфера влияния искусства, культуры и моды переместилась из Версаля в Париж, где образованный класс буржуазии получил влияние и власть в салонах и кафе.Таким образом, введенная новая мода оказала большее влияние на общество, затронув не только королевскую семью и аристократов, но также средние и даже низшие классы. По иронии судьбы, самой важной фигурой, установившей моду в стиле рококо, была любовница Людовика XV мадам Помпадур. Она обожала пастельные тона и легкий, веселый стиль, который стал известен как рококо, и впоследствии стали популярны светлые полосы и цветочные узоры. К концу этого периода Мария-Антуанетта стала лидером французской моды, как и ее портниха Роза Бертен.Крайняя экстравагантность была ее визитной карточкой, которая в конечном итоге сильно раздула пламя Французской революции.

    Модельеры приобрели еще большее влияние в эту эпоху, поскольку люди с трудом пытались одеться в новейшие стили. В эту эпоху возникли модные журналы, изначально нацеленные на умных читателей, но быстро завоевавшие внимание низших слоев общества красочными иллюстрациями и последними новостями моды. Хотя во Франции во время революции индустрия моды была временно разрушена, она процветала в других европейских странах, особенно в Англии.

    В этот период развивался новый женский силуэт. Панье или широкие обручи, надеваемые под юбку, которая расширялась вбок, стали основным продуктом. Чрезвычайно широкие кофры носили на официальных мероприятиях, а меньшие — в повседневной жизни. Талии были плотно стянуты корсетами, что контрастировало с широкими юбками. Также стали обычным явлением глубокий вырез. Юбки обычно открывались спереди, обнажая нижнюю юбку или нижнюю юбку. Pagoda Рукава появились примерно в середине 18-го, -го и -го века, были плотно облегающими от плеча до локтя и заканчивались расклешенными кружевами и лентами.В этот период носили несколько основных типов платьев. Платье Watteau имело свободную спину, которая становилась частью пышной юбки, и узкий лиф. Халат à la française также имел обтягивающий лиф с глубоким квадратным вырезом, обычно с большими бантами из лент спереди, широкие корзины и был богато отделан всевозможными кружевами, лентами и цветами. Халат à l’anglais отличался облегающим лифом с пышной юбкой, которую носили без кофров, обычно немного длиннее сзади, чтобы сформировать небольшой шлейф, и часто какой-то кружевной платок носился вокруг шеи.Эти платья часто носили с короткими куртками с широкими лацканами, сделанными по образцу мужских рединготов. Мария-Антуанетта представила рубашку à la reine (на фото справа), свободное белое платье с ярким шелковым поясом на талии. Поначалу это считалось шокирующим для женщин, поскольку на них не было корсета и была очевидна естественная фигура. Однако женщины ухватились за этот стиль, используя его как символ своего растущего освобождения.

    Женские каблуки стали намного изящнее за счет более тонких каблуков и красивых украшений.В начале этого периода женщины плотно прилегали к голове, иногда припудривали или покрывали кружевными платками, что резко контрастировало с их широкими корзинами. Однако волосы постепенно носили все выше и выше, пока не потребовались парики. Эти высокие локоны были искусно завиты и украшены перьями, цветами, миниатюрными скульптурами и фигурами. Волосы присыпались пшеничной мукой и мукой, что вызвало возмущение среди низших слоев общества, поскольку цена хлеба стала опасно высокой.

    Мужчины обычно носили различные варианты одежды à la française : пальто, жилет и бриджи.Жилет был самым декоративным элементом, обычно богато расшитым или украшенным узорами. Кружевное жабо все еще носили повязанным на шее. Бриджи обычно заканчивались на коленях, а под ними носили белые чулки и туфли на каблуке с большими квадратными пряжками. Пальто носили ближе к телу и не были такими юбками, как в эпоху барокко. Их также носили более открытыми, чтобы продемонстрировать замысловатые жилетки. Tricorne шляпы стали популярными в этот период, часто с тесьмой и украшенные страусиными перьями.Парики обычно носили мужчины, желательно белые. Стиль мужских волос cadogan был разработан и стал популярным в тот период с горизонтальными завитками на ушах. Французская элита и аристократы носили особенно роскошную одежду, и их часто называли «макаронами», как показано на карикатуре справа. Низший класс ненавидел их открытую демонстрацию богатства, когда они сами одевались лишь в лохмотья.

    Мода сыграла большую роль во Французской революции.Революционеры характеризовались тем, что патриотически носили триколор — красный, белый и синий — на розетках, юбках, бриджах и т.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *