Стиль романтизм: что такое романтизм, роль в живописи, отличительные черты эпохи. Известные картины и знаменитые художники-романтики

Содержание

представители направления, черты, примеры жанра в России, художники Европы

Романтизм — это направление, сменившее в XIX веке холодный и идеальный неоклассицизм. Живописцы возвысили эмоции, чувства, индивидуальность. Появились новые герои — мятежные, страстные, противоречивые натуры. Появление этого течения можно назвать реакцией на научно-технический прогресс. Люди стали больше отдаляться от природы и ставить на первое место материальный мир, а не духовный. Последователи романтизма вновь вернулись к теме поиска гармонии.

  • Описание стиля
  • История возникновения
  • Герои и сюжеты картин романтизма
  • Отличия романтизма и классицизма
  • Развитие романтизма в других странах
  • 10 великих зарубежных художников-романтиков
  • Знаменитые русские романтики
  • 10 знаменитых картин в жанре романтизм

Описание стиля

Расцвет романтизма в живописи пришелся на XIX век. Художники-романтисты возвысили значение эмоций, чувств, мечтаний. Они делали акцент на внутренних переживаниях героев их картин. В живописи начался период персонажей с дерзкими, противоречивыми характерами. Это была эпоха героев, способных повести за собой толпу, зажечь огонь в их сердцах.

Сторонники романтизма отвергали любые проявления рационализма, они сосредоточились на личности, ее переживаниях и исканиях. Они придерживались схожих взглядов с сентименталистами, но старались придать сюжетам картин больше драматизма.

У романтизма в живописи есть свои отличительные черты и признаки:

  • практически отсутствие строгой геометрической формы;
  • динамичная композиция;
  • доминирование мифологических сюжетов;
  • повышенная выразительность, которой живописцы добивались при помощи игры тени и цвета;
  • эстетика страсти, которая пришла на смену холодной идеальной красоте.

Несмотря на влияние сентиментализма, в романтизме нет места для слезливых сюжетов. Это смелые герои, которые не боятся бросить вызов миру. Приверженцы этого течения хотели пробудить в людях сильные эмоции, вдохновить их на великие свершения. Полотна эпохи романтизма отличались высокой художественной выразительностью.

История возникновения

Первые попытки писать в этом стиле пробовали Эль Греко, Клод Лоррен, но не совсем удачно. Лишь в конце XVIII века романтизм стал набирать популярность вместе с неоклассицизмом. Теперь центральное место стали занимать героически-романтические сюжеты. Живописцы черпали вдохновение в романах той эпохи.

Главными героями рисунков и полотен в стиле романтизма будут революционеры, бунтари, вечные искатели истины. На формирование такого представления об идеальном человеке повлияла Французская революция. В то время у людей появились новые идеи, которые нашли свое отражение в появлении нового направления в искусстве.

Ключевой идеей стало уважение личности, которая уже возникла в период неоклассицизма. Полотна художников-романтистов выделялись эмоциональным содержанием, чувственными героями. В XIX веке романтизм приобрел уже знакомые черты и стал доминирующим направлением в живописи.

Герои и сюжеты картин романтизма

Персонажи полотен живописцев, писавших в этом направлении, напоминают литературных героев. Это тонко чувствующие натуры, постоянно находящиеся в поиске истины. Но это не сентиментальные романтики, а страстные мятежники, сильные духом.

Нередко живописцы исследовали темные стороны человеческой натуры. Поэтому нередко на их полотнах можно увидеть грозу, молнии и мистические сюжеты. Художники вдохновлялись стилем барокко, поэтому в их работах виден накал страстей, динамика. Они позаимствовали инструменты для повышения выразительности картины — игру света и тени, динамичный сюжет.

В период романтизма произошла эволюцией портретного жанра. Живописцы перестали писать парадные портреты. Для них главной целью было раскрытие личности, индивидуальности, демонстрация переживаний, эмоций. Одной из любимых тем художников-романтистов — тема сломленного человека. Они не боялись исследовать темные грани человеческой души, так как были уверены, что в человеке есть свет и тьма.

Для сюжетов живописцы выбирали темы, вызывающие эмоциональный отклик у людей. Но приверженцы романтизма не писали абстрактные идеалы, им не нравилась чрезмерная театральность.

В этот период происходит расцвет пейзажной живописи в романтизме. Но художников больше интересует буйство стихий, бескрайние дали. Живописцы романтизировали ночь, воспевали ее мистицизм, красоту луны и звезд. Природа теперь перестала быть фоном для сюжета — она стала его полноправной участницей. На многих полотнах герои вступают в противостояние со стихией. В других работах природа вторит переживаниям человека.

Чаще всего на картинах писали грозы, бурю, землетрясение, извержение вулканов. Романтисты восхищались буйством стихий, их необузданной, первозданной красотой, потому что только она способна вызвать сильные эмоции у человека при просмотре картины.

Отличия романтизма и классицизма

Представители этих направлений вели между собой непримиримую борьбу из-за противоположных взглядов на живопись. В этом художники-романтисты похожи на персонажей своих полотен — мятежники, пребывающие в вечном поиске идеала.

Для классицизма в живописи характерны следующие особенности:

  • стремление к симметричности, пропорциональности;
  • преобладание строгих геометрических линий и форм;
  • тяга к гармонии, никакой хаотичности в сюжете;
  • следование всем канонам живописи;
  • выбор высоких тем для сюжета;
  • написание людей с гармоничным телосложением, близким к анатомическому идеалу.

Художники-романтисты отказались от гармонии, строгих пропорций и возвышенных тем. Их интересует индивидуальность человека, его внутренние терзания. Они выбирают яркие краски, захватывающие динамичные сюжеты, которые вызовут эмоции и желание сопереживать героям полотна.

Но несмотря на противоположные взгляды на живопись, нашлись мастера, объединившие в своем творчестве романтизм с классицизмом. Благодаря своему таланту и умению использовать инструменты обоих направлений, им удалось создать шедевры мировой живописи.

Развитие романтизма в других странах

Расцвет этого направления пришелся на XIX век, но зарождение началось еще в конце XVIII. В эту эпоху стало больше образованных людей, появились революционные идеи, которые отразились на романтизме. Но в каждой стране у развития стиля были свои особенности.

Англия

Английские романтики искали баланс между гармонией природы и прогрессом в науке и живописи. Поэтому в их творчестве преобладают романтические пейзажи, на которых человеку нет места. Самые яркие представители — Дж. Констебль и Дж. Милле.

В картинах Дж. Констебля («Телега для сена», «Пляж в Брайтоне и угольщики») природа занимала господствующее положение, а человек — гость, случайно зашедший в ее владения. Пейзаж написан яркими красками, а крестьяне — грубыми небрежными мазками, что выделяло их на общем фоне. Уильям Тёрнер («Последний рейс корабля «Отважный»», «Ганнибал, пересекающий Альпы в метель») придерживался сдержанной манеры в написании картин, но человек пытается достичь величия природы.

В творчестве английских романтиков героями выступают не мятежные, революционные персонажи, а простые люди, пытавшиеся найти свое место. Англичане известны своей прагматичностью и рациональным мышлением, что отразилось в живописи.

Германия

Немецкие художники живо откликнулись на романтические идеалы. Свое вдохновение они черпали в эпохе Средневековья. Поэтому немецкие приверженцы романтизма были близки к истокам неоклассицизма. Они полагали, что в период Средневековья люди жили в гармонии с собой и окружающим миром.

Живописцы в Германии старались передать эмоциональность и чувственность, сохранив академические традиции. Известные представители немецкого романтизма — Каспар Давид Фридрих («Странник над морем тумана»), Филипп Отто Рунге («Утро»), Карл Шпицвег («Книжный червь»).

Франция

Во Франции произошла Великая революция, которая дала мощный толчок для развития романтизма. В отличие от английских и немецких живописцев французы не ограничивались написанием пейзажей. Изначально, они не ставили никаких целей: главной задачей было противопоставлении классицизму, его высмеивание.

Позже, после революции главной темой полотен стали бунтари, вступавшие в противостояние с людьми, стихией. Большая часть французских художников творили в портретном жанре. Самые известные живописцы того времени — Эжен Делакруа («Свобода, ведущая народ», «Охота на тигра») и Теодор Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», «Плот «Медузы»).

Испания

Испанский романтизм в живописи ассоциируется с Франсиско де Гойей, который был главным художником страны. Его герои отличаются эмоциональностью, склонностью к необдуманным поступкам, любящие фантазировать. Самые известные работы Франсиско де Гойи — «Третье мая», «Бедствия войны», «Капричос».

США

В этот период Америке были нужны ремесленники, а не художники.

Поэтому романтизм в живописи не получил такого распространения, как во Франции. Художники в своих полотнах освещали только значимые для государства события.

Из американских живописцев выделяют Джона Трамбула («Смерть генерала Монтгомери в Квебеке») и Бенджамина Уэста («Договор между мистером Пенном и американскими индейцами»).

Россия

В Российской империи романтизм начал развиваться раньше, чем в других странах. Развитие этого направления было обусловлено патриотическими настроениями после победы в войны 1812 года. Появились первые частные коллекции, возникают такие понятия как спонсорство и меценатство.

Русским художникам удалось объединить романтизм с основами классицизма и написать мировые шедевры.

10 великих зарубежных художников-романтиков

Живописцев, приверженцев этого направления, сравнивали с мятежниками. Они вступили в противостояние со сторонниками классицизма. Художники-романтики главной ценностью признавали индивидуальность личности, и старались раскрыть ее в своих полотнах.

Франсиско де Гойя

Известный испанский живописец, один из ярких представителей романтизма. В его ранних работах преобладает светлая палитра. Героями картин становятся увлеченные личности, склонные к импульсивным поступкам. К 1789 году Франсиско де Гойя официально занимает должность живописца испанского королевского двора.

Серия Бедствия войны
Франсиско де Гойя

Но в период Великой французской революции сюжеты становятся драматичнее, палитра — темнее. Живописец передал ужасы войны, хаос, отчаяние и решимость простых людей. Самые известные картины Франсиско де Гойи — серия «Бедствия войны», «Маха обнаженная», «Рождение Богородицы».

Теодор Жерико

Один из основоположников французского романтизма в живописи. В 1812 года он выставил свою работу «Плот «Медузы», которую не оценила утонченная парижская публика. В этой картине все было слишком: ярко, динамично, эмоционально.

Но Теодору Жерико удалось поставить под сомнение господство классицизма, открыв дорогу новому направлению. Среди других его полотен выделяют — «Потоп», «Скачки в Эпсоме», «Леда и лебедь».

Эжен Делакруа

Смерть Сарданапала
Эжен Делакруа

В одно время с Жерико писал и Эжен Делакруа, который получил признание лишь к концу жизни. На его становление как живописца оказали влияние гении эпохи Возрождения и барокко. Полотна Делакруа «Резня на Хиосе» и «Смерть Сарданапала» были неоднозначно приняты публикой.

Критики были шокированы натурализмом картин. А «Свобода, ведущая народ» получила теплый прием, потому что ее сюжет соответствовал революционным настроениям во Франции.

Каспар Давид Фридрих

В творчестве Каспара Фридриха («На паруснике», «Женщина встречает восход», «Туман») доминирующей темой было одиночество, странствия, безнадежность. Его герои — меланхоличные натуры, находящиеся в постоянном поиске. Также излюбленной темой немецкого живописца была ночь и мистика, потому что свое вдохновение Каспар Фридрих черпал в эпохе Средневековья.

Карл Фридрих Лессинг

Карл Лессинг («Двор монастыря под снегом», «Последний крестоносец», «Стрелки в ущелье») писал романтические пейзажи, на которые его вдохновили полотна Каспара Фридриха. Его картины имели большой успех: никто не мог так точно и тонко передать красоту природы Германии. Позднее героями полотен Лессинга станут революционеры, реформаторы и исторические сюжеты, которые он пишет с таким же мастерством.

Джон Констебл

Центральное место в творчестве Джона Констебла («Вид на собор в Солсбери из епископского сада», «Телега для сена», «Стоунхендж») занимают пейзажи, бытовые сцены. Больше всего ему нравилось писать Саффолк и его окрестности — родных мест художника.

Его не оценили по достоинству в Англии, зато во Франции картины Констебла пользовались успехом. Сам Делакруа восхищался его цветопередачей и манерой письма. Джон Констебл стал одним из немногих художников, прославившийся сельскими пейзажами.

Джозеф Мэллорд Уильям Тернер

Еще один английский пейзажист-романист, который также был недооценен в Англии. Его критиковали за яркие краски акварели, вольную манеру письма. Уильям Тернер («Улисс насмехается над Полифемом», «Свет и цвет», «Рыбаки в море») был мастером в изображении стихий и солнечного света.

В его поздних работах можно увидеть интерес к абстракционизму, хотя такого направления еще не было.

Это служит подтверждением того, что Уильям Тернер был новатором.

Уильям Блейк

У Уильяма Блейка («Творец Вселенной», «Ньютон», «Лестница Иакова») было особенное видение мира, которое можно заметить в его работах. В полотнах живописца удивительным образом переплетается фантазия и реальность. Он считал, что духовный мир важнее, чем материальный. Блейк полагал, что художник — это пророк, обладающим даром видеть суть вещей.

Франческо Хайес

Итальянский художник, начавший свой творческий путь в эпоху перехода неоклассицизма к романтизму, является одним из ярких его представителей. В полотнах Франческо Хайеса («Одиссей при дворе Алкиноя», «Купание нимф») доминируют мифологические, религиозные и исторические сюжеты. Он был талантливым портретистом, знатные люди считали за честь позировать ему.

Портретам Хайеса («Лежащая одалиска», «Портрет Каролины Цукки») свойственна лиричность и сентиментальность героев.

Йозеф Манес

Чешский художник, писавший в стиле романтизма и принимавший активное участие в культурной жизни страны. Йозеф Манес («Влюбленные», «Портрет незнакомки», «Жозефина») писал на исторические темы, пейзажи, портреты, но большую известность получили работы, посвященные деревенской жизни. Он по праву считается одним из крупнейших чешских художников.

Знаменитые русские романтики

Наибольшее развитие романтизм в живописи получил в России. В XIX веке в стране царили патриотические настроения, поэтому преобладали исторические и батальные сюжеты. Но были художники, писавшие прекрасные портреты, пейзажи.

Карл Брюллов

Всадница
Карл Брюллов

Самый яркий представитель романтизма в русской живописи XIX века. Героями его картин становятся простые люди, а не известные персонажи как было в классицизме.

Карл Брюллов прославился портретами, на которых ему удалось раскрыть характер человека, передать его переживания, радость. Он один из немногих, кому удалось объединить романтизм с основами классицизма.

Многие из его картин стали шедеврами мировой живописи — «Последний день Помпеи», «Всадница», «Итальянское утро».

Орест Кипренский

Портрет В.А. Жуковского
Орест Кипренский

Является одним из основоположников портрета в жанре романтизма. Его работы получили признание не только в России, но и в Европе. Творческий путь Кипренского пришелся на непростое время — войну 1812 года.

Поэтому на его картинах можно увидеть героев войны, декабристов, известных творческих личностей — «Портрет А.С. Пушкина», «Портрет В.А. Жуковского», «Бедная Лиза».

Василий Тропинин

Василию Тропинину («Кружевница», «Голова мальчика», «Старуха с курицей») в своих работах удалось показать социальные типажи того времени. Будучи сам из крепостных, художника особенно интересовали сюжеты деревенской жизни, простые люди.

В начале своего творческого пути писал картины в направлении романтизма. В поздние годы его портреты стали более реалистичными, но ему удается передать глубину характера своих героев.

Иван Айвазовский

Центральное место в творчестве И. К. Айвазовского («Девятый вал», «Всемирный потоп», «Буря») занимает стихия моря, его величие и бескрайние просторы. Еще при жизни художника его работы стали признанными шедеврами в живописи.

Айвазовскому удавалось с удивительной точностью передать красоту морских пейзажей, показать игру света на волнах. Его картины вдохновили других маринистов, но достичь такого уровня мастерства удалось немногим.

Алексей Венецианов

Один из первых русских художников, ушедших от классических канонов живописи. Его считают основоположником русской художественной школы.

Раньше живописцы подражали европейским мастерам. Центральное место в его творчестве занимала сельская жизнь, исконно русский быт («Спящий пастушок», «На пашне. Весна», «Встреча у колодца»). Позже Алексей Венецианов основал свою школу и обучал молодых художников.

Владимир Боровиковский

Еще один мастер портретной живописи в Российской империи. Картины Владимира Боровиковского («Портрет М. И. Лопухиной», «Екатерина II на прогулке в Царкосельском парке», «Портрет Е. А. Нарышкиной») привлекают ореолом загадочности и чувственности.

Художнику удавалось раскрыть глубину характера своих натурщиков. Глядя на его картины, хочется узнать тайны героев, узнать их историю.

10 знаменитых картин в жанре романтизм

Живопись эпохи романтизма отличается выразительностью, динамичностью, драматичными сюжетами. Художники вдохновлялись личностью человека, революционными идеями, красотой природы.

Карл Брюллов, «Последний день Помпеи»

Последний день Помпеи
Карл Брюллов

На полотне изображена гибель древнеримского города Помпеи, который стоял у подножия Везувия. Карл Брюллов лично побывал на раскопках, и после поездки мысль об этой трагедии не оставляла его. Так появилась идея создать картину, которая станет шедевром мировой живописи. Полотно посвящено трагедии не одного человека, а целого народа. В этой работе переплетены направления романтизма и классицизма.

Теодор Жерико, «Портрет сумасшедшей старухи, одержимой завистью»

Портрет сумасшедшей старухи, одержимой завистью
Теодор Жерико

Эта картина пример того, что художники-романтисты не боялись писать темные стороны человеческой души. Героиня полотна — душевнобольная старая женщина, утратившая связь с реальностью. Небрежный внешний вид, полубезумный взгляд, странная полуулыбка — все это создает образ потерянной, сломленной женщине. Ее образ вызывает сочувствие и наводит на мысль о том, как хрупко душевное равновесие.

Эжен Делакруа, «Резня на Хиосе»

На картине отражен один из эпизодов греческой истории. Турецкие войска вторглись на остров Хиос, где устроили ужасную бойню. Это была месть за сочувствие греческим освободительным войскам против турецкого ига. Перед зрителями простые жители, уже смирившееся со своей судьбой.

Резня на Хиосе
Эжен Делакруа

Лишь матери прижимают крепче детей к своей груди. К жителям уже приблизились вооруженные всадники, готовые опустить на них меч. Фон картины свидетельствует о моральной и материальной опустошенности жителей Хиоса.

Франсиско де Гойя, «Маха обнаженная»

Маха обнаженная
Франсиско де Гойя

Эта картина составляет пару с другой работой Гойи — «Маха одетая». На обоих полотнах изображена одна и та же женщина. Махой называли испанскую горожанку в XVIII – XIX веках.

Чувственные красавицы служили источником вдохновения для Гойи. «Маха обнаженная» — одна из первых работ западной живописи, на которой женщина полностью обнажена без привязки к мифологическому сюжету.

Джон Констебл, «Вид на Солсбери с луга»

Вид на Солсбери с луга
Джон Констебл

Художник изобразил величественный собор, стоящий на возвышении. Небо над зданием — мрачное, затянутое тучами отражает сложный период в жизни мастера. Рядом с собором протекает река, утопающая в зелени. Позднее Констебл добавил радугу — как символ вечно жизни и утешения.

Уильям Тернер, «Вид большого канала в Венеции»

Вид большого канала в Венеции
Уильям Тернер

Живописец хотел передать радостную атмосферу, царящую в Венеции, прозрачность воды и чистоту небосклона. Очертания зданий становятся все более нечеткими, пока вдали не сливаются с солнечным светом. Уильям Тернер сосредоточился не на технике рисования, а на игре цвета и света в своей работе.

Орест Кипренский, «Портрет А. С. Пушкин»

Портрет А. С. Пушкина
Орест Кипренский

Художнику удалось создать возвышенный образ поэта. Для фона был выбран оливковый цвет, ассоциирующийся с лаврами триумфа, победой. А.С. Пушкин смотрит мимо зрителя — это отголосок романтического направления. Романтический герой никогда не смотрит прямо в глаза. Поэт погружен в свои мысли. Оресту Кипренскому удалось показать образ человека, который много значит для России.

Иван Айвазовский, «Вид Константинополя и Босфора»

Вид Константинополя и Босфора
Иван Айвазовский

На этой картине изображен город, который И. К. Айвазовский считал самым прекрасным на свете. Перед зрителем открывается восхитительный вид на освещенный солнцем Босфор. На лазурном море штиль, рыбаки отчаливают на своих шлюпках от берега. При просмотре этой картины возникает ощущение умиротворения и тихой радости от созерцания этого пейзажа.

Каспар Давид Фридрих, «Странник над морем тумана»

Странник над морем тумана
Каспар Давид Фридрих

Герой картины — мужчина, одиноко стоящий на вершине крутой скалы. Зритель не видит его лица, потому что он стоит спиной. Перед ним расстилается туман, которому не видно конца. Из глубины поднимаются острые вершины других скал. Герой картины не склонил головы — значит, он смотрит вдаль. Он словно бросает вызов своим страхам и пытается найти покой.

Карл Фридрих Лессинг, «Рыцарский замок на скале»

com/pin/create/button/?url=https://art-dot.ru/romantizm-v-zhivopisi/&media=https://art-dot.ru/wp-content/uploads/2021/02/karl-fridrih-lessing-rytsarskii-zamok-na-skale.jpg&description=Живопись эпохи романтизма: знаменитые художники и лучшие картины» data-width=»600″ data-height=»400″/>Рыцарский замок на скале
Карл Фридрих Лессинг

Центральное место в композиции отведено средневековому замку, возвышающемуся на скале. Но этот замок обитаем — над самой высокой башней развивается флаг. Он окружен водой и лесами, освещенные солнечным светом. К воротам замка пытается подплыть лодка, на которой развевается такой же флаг. Картина написана в лучших традициях немецкого средневекового романтизма.

Романтизм в архитектуре

Романтический стиль в архитектуре дворца Шенборнов отражен в объединении нео-готики и национального стилей. с. Чинадиево в Закарпатье.

Романтический стиль в архитектуре исследователи связывают с изменением мировоззрения европейского человека, произошедшим после Французской революции. Старые идеалы, четко разделяющие общество по социальному признаку, рухнули. Последствия революции не вдохновляли людей, показав ошибки теоретиков эпохи Просвещения. Идеалистические воззрения больше не соответствовали реальной жизни. В этой ситуации общество стало искать истину в древности, в устоях Средних веков, восточных философиях, этносах, легендах и сказаниях. Романтизм в архитектуре означал переосмысление средневековых и античных стилей и их выражение в новых формах. В результате появились направления в зодчестве, получившие приставку «нео». Особенно популярным среди направлений романтического стиля в архитектуре стал стиль нео-готика, который реализовывали с использованием существующих технологий (например, широко использовались металлоконструкции). Ярким представителем романтизма в архитектуре стало здание Парламента в Лондоне (архитекторы Чарла Бэрри и Огастес Пьюджин. 1836-1865 гг.) Готический стиль, несмотря на то, что он возник во Франции в середине 12 в., в Англии считался национальным. Кроме того, неоготический романтизм, воплощенный в здании английского парламента, был связан с тем, что архитектор был новообращенным католиком и видел в готике отражение истиной веры. Именно поэтому на месте сгоревшего в 1834 г. здания было возведено сооружение в неоготическом стиле. После этого сооружения романтизм в архитектуре соборов, замков, особняков, театров и мостов распространился по всей Англии и в других странах: во Франции, Баварии, странах северной Европы, Австралии, Южной Африке, Америке, а также в России. Кроме того, в Англии развивался и стиль плотницкой готики, в котором строили преимущественно за городом церкви и жилые дома. В дальнейшем этот стиль распространился в страны-колонии.

Лондонский парламент построен в неоготическом стиле, он положил начало этому направлению романтизма в архитектуре.

Современное стремление застройщика воссоздать романтизм в архитектуре собственных домов обычно не основывается на политических, религиозных или философских идеях. Чаще всего те, кто хочет жить в доме, напоминающем, например, английские родовые замки 19 вв., реализовывает свои мечты, основанные на прочитанных книгах и кинофильмах. Романтика, окружающая сооружения в стиле нео-готика, порождает в нашем воображении ощущения присутствия в ином историческом периоде — это своего рода уход от непростой реальности. Несмотря на то, что романтический стиль в архитектуре 19 в. уже использовал новые технологии относительно истиной готики, если возводить таким же способом современные дома, то на подобное строительство ушло бы очень много времени и средств. Такого рода здания требовали основательных мощных фундаментов, скрупулезных расчетов и большое количество декора, сделанного вручную. Современные технологии позволяют возводить дома в романтическом стиле в десятки раз быстрее. Из материалов отделки выбирают плитки из натурального или искусственного камня, отделочного кирпича или изделия из полиуретана, сделанные и окрашенные под руст. При выборе отделки стоит обратить внимание на то, что покрытия из искусственных материалов намного легче натурального. Для покрытия кровли подойдет черепица, сланцевые плитки. Нео-готика славилась обильным лепным декором, который украшал кровлю, фасады, оконные и дверные проемы. В современном варианте романтизма в архитектуре дома можно использовать изделия из полиуретана. Благодаря пластичности материала и новым технологиям получают лепные изделия с высокой деталировкой. При помощи окраски можно имитировать практически любой натуральный камень, гипс, алебастр. Высокая прочность, влагоустойчивость создают условия для долгой службы такой лепнины без ремонта и реставрации. Легкость такого декора практически не утяжелит фасад и не усилит давление на фундамент. Для украшения дома в романтическом архитектурном стиле можно использовать изделия из каталога или заказать лепнину по индивидуальным эскизам, созданным по подобию известных произведений нео-готики, либо оригинальным, по собственным эскизам. Романтизм в архитектуре современных домов может выражаться в создании окон стрельчатой формы или в виде арки одиночной или многоярусной. Двери утапливаются в порталы из стрельчатых или полукруглых арок из традиционных или искусственных материалов. Желательно, чтобы к центральным дверям вела парадная лестница с резными перилами. Само здание может состоять из нескольких частей разного уровня с центральной башней с высоким шпилем и окружающими ее башенками разного размера. Балконы, выступающие эркеры, галереи, ассиметричные фасады, многоскатная кровля — все эти элементы передадут мотивы романтического стиля в архитектуре. Усилить впечатление можно при помощи кованых решеток на окнах, обитыми металлическими листами дверями, специфическому освещению, витражному стеклу в розетках над входом. Такие строения обычно имеют 3-4 наземных этажа. Подвальный этаж может использоваться для гаража или домашних мастерских.

Пример романтизма в архитектуре.

Романтический стиль в архитектуре в современном воплощении создает атмосферу сказки. Такой стиль подойдет людям творческим, тем, кто любит проводить время дома, приглашать гостей. Новые материалы помогут воплотить в жизнь практически любые задумки и дизайнерские идеи.

Автор текста: Марина Калабухова

Британника

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Разделы генетики

7 повседневных английских идиом и их происхождение

Секретный ингредиент шоколада — ферментирующие микробы, которые делают его таким вкусным

Классицизм | Определение, история, искусство, живопись, архитектура и факты

классицизм , эстетическое отношение и художественный стиль, основанные или повторяющие темы, приемы и предметы искусства Древней Греции и Рима (охватывающие примерно период образования греческих городов- государства в 8 веке до упадка Римской империи в 5 веке н. э.). Этот термин обычно используется, когда речь идет об искусстве, созданном после упадка Римской империи, которое придает значение ценностям, связанным с искусством древности. Эти принципы включают гармонию, идеализм, пропорцию, сдержанность и равновесие.

Вдохновение для классицизма

Хотя искусство Древней Греции и Рима часто классифицируют под общими терминами «греко-римское искусство», «классическое искусство» или «искусство античности», в действительности художественное творчество заметно менялось на всем протяжении века. Искусство, созданное древними греками, сильно отличается от произведений, созданных позже римскими художниками.

Еще из Британники

Западная архитектура: классицизм, 1830–1930 гг.

Древняя Греция

Художники, работавшие после падения Римской империи, тем не менее, переняли элементы многих периодов античности, особенно произведения искусства, созданные древними греками в архаический период (ок. 625–500 до н. э.) и классический период (ок. , 500–323 до н. э.). В архаический период строители разработали дорический и ионический ордер архитектуры, проявляя заботу о гармоничных архитектурных пропорциях. Отдельно стоящие фигуративные скульптуры, называемые курои (в единственном числе: курос, изображающие мужчин) и кораи (в единственном числе: коре, изображающие женщин), становились все более реалистичными на протяжении всего периода, при этом все большее внимание уделялось человеческим пропорциям и анатомии. Росписи на вазах эволюционировали от геометрических рисунков до изображений человеческих фигур, часто иллюстрирующих эпические сказки. Например, знаменитый художник-керамист Эксекиас изобразил события Троянской войны в сдержанных и сбалансированных композициях, что усилило психологическое напряжение изображаемых трагических сцен.

По мере того, как архаический период переходил в классический период, храмовое строительство совершенствовалось, кульминацией которого стало строительство Парфенона, символа сдержанной элегантности. Скульптуры стали более динамичными с изобретением контрапоста (итал. «напротив»), в котором стоящая человеческая фигура уравновешена так, что вес опирается на одну ногу (называемую задействованной ногой), освобождая другую ногу, согнутую в колено. При перемещении веса бедра, плечи и наклон головы предполагают расслабление с тонким внутренним органическим движением, которое обозначает жизнь. Скульптуры также стали более идеалистичными и часто изображали спортсменов, богов и героев. Сохранившиеся греческие картины классического периода, будь то фрески или гончарные изделия, изображают похожие сцены, например, картину, изображающую Персефону, похищенную Аидом в царской гробнице в Эге, Македония (ныне Вергина, Греция).

Древний Рим

Художники, интересующиеся классицизмом, также искали вдохновения в Древнем Риме. Хотя римляне восприняли традиции греческого искусства, они также заимствовали их у этрусков, одного из своих предшественников на итальянском полуострове, и постепенно развили свой собственный голос. В архитектуре римские строители использовали греческие ордера (и добавили два новых — тосканский и композитный) не только как функциональные несущие элементы, но и как прикладное (ангажированное) украшение. Использование бетона также позволило римлянам строить здания с арками, сводами и куполами, как в Пантеоне. Колонны часто поддерживали арки, а также антаблементы, что давало большую пространственную свободу.

Римские скульптуры были разнообразны. Портреты поздней республики (I в. до н. э.) изображают выдающихся личностей, обычно пожилых мужчин, с честным реализмом, улавливающим каждую морщинку, линию и порок. Скульптуры из империи (27 г. до н. э. – 476 г. н. э.) демонстрируют греческое влияние в использовании контрапоста, но являются римскими в том смысле, что у них головы с более индивидуальными характеристиками, чем у их греческих аналогов. Портретный бюст также стал очень популярным, на нем были изображены самые разные римляне, в том числе молодые женщины. Крупномасштабные фрески, нарисованные в домах, сильно различались по стилю, но демонстрировали признаки иллюзионизма, включая моделирование для создания формы, а также использование линейной перспективы и воздушной перспективы для придания глубины.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Классицизм в искусстве и архитектуре

Классическая эстетика никогда полностью не исчезала, даже после падения Рима. Хотя иллюзионизм, пропорции, сдержанность и баланс стали менее приоритетными, многие элементы античности повлияли на стили и мотивы искусства средневековья. Например, сюжеты иллюстрированных рукописей, гобеленов и скульптур часто включали греко-римских богов, сцены из произведений Гомера, подвиги Александра Македонского и Юлия Цезаря. Однако именно в эпоху Возрождения классицизм пережил настоящее возрождение. В 13 и 14 веках подъем гуманизма, системы образования, которая изучала человеческую природу и поощряла индивидуализм, а не религиозную ортодоксальность, возродила признание классической архитектуры, искусства и литературы.

Ренессанс

Картины и скульптуры эпохи Возрождения, с их спокойными композициями, стремящимися создать гармонию и равновесие, часто сравнивали с произведениями античности. Даже религиозные произведения искусства, казалось бы, отделенные от классической образности, были затронуты гуманистическими идеалами, создавая тенденцию смотреть и изображать мир через более «человеческую» перспективу. Скульптор Донателло, например, продемонстрировал новый интерес к человеческим формам, создав бронзу Давида , первую крупномасштабную отдельно стоящую обнаженную статую со времен античности. Хорошо сложенная и демонстрирующая элегантную контрапост, это была самая классическая из его работ.

Возобновился также интерес к иллюзионизму, как это видно в Афинской школе Рафаэля , в которой используется одноточечная линейная перспектива, чтобы придать его архитектурной глубине. Воображаемое пространство отражает возобновившийся интерес к классической архитектуре. По всей Италии происходило возрождение древнеримских форм, включая колонну и круглую арку, туннельный свод и купол. Как и в античности, пропорция была самым важным фактором красоты; Архитекторы эпохи Возрождения нашли гармонию между человеческими пропорциями и зданиями. Эта забота о пропорциях привела к ясному, легко понимаемому пространству и массе, что отличает стиль Возрождения от более сложной готики. Сюжеты античности также начали включаться в искусство эпохи Возрождения, как это видно на таких картинах, как «9» Сандро Боттичелли.0173 Рождение Венеры (завершено в 1485).

Неоклассицизм

Ярко выраженный классицизм вновь возник в конце 18 века и первой половине 19 века вместе с неоклассицизмом. Это движение было реакцией на экстравагантность стиля рококо и вдохновлено археологическими раскопками Геркуланума в 1738 году и Помпеи в 1748 году. Неоклассические работы часто изображают сцены и персонажи из классической древности, подчеркивая при этом симметрию, точность и сдержанность. Часто использовались исторически точные декорации и одежда, хотя иногда ими пренебрегали в попытке проиллюстрировать более универсальный идеал.

Художники-неоклассики время от времени поднимали образы из своей собственной истории, используя методы и подходы древности, чтобы изобразить свой настоящий момент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *