Стили архитектуры 20 века: АРХИТЕКТУРА XX ВЕКА

Содержание

АРХИТЕКТУРА XX ВЕКА



АРХИТЕКТУРА XX ВЕКА

Исторические условия развития архитектуры

Развитие архитектуры XX в. ещё продолжается, но за предшествующий период она уже пережила ряд значительных событий. С возникновением первого социалистического государства, а в середине века уже целой социальной системы, были сформулированы новые идейные принципы, а в связи с этим и новые задачи архитектуры и градостроительства связанные с всесторонним повышением жизненного уровня людей. Значительное влияние на архитектуру в целом и на различные её направления наука и техника. Одновременно произошли глубокие перемены и в тех областях жизни людей, которые казались неизменёнными, что в свою очередь сделало достоянием ебщественного сознания того наиболее существенного, что отличает наш век от всех предыдущих столетий.

КАТЕГОРИИ

  • АРХИТЕКТУРА
  • Архитектура Древнего Мира
  • Архитектура Древнего Египта
  • Архитектура Древнего Востока
  • Древняя Греция
  • Древний Рим
  • Архитектура Древней Руси
  • Архитектура Венеции
  • Романский период (950 — 1250 гг.)
  • Готика (1250 — 1520 гг.)
  • Ренессанс (1520 — 1650 гг.)
  • Барокко (1650 — 1770 гг.)
  • Рококо (1715 г. — XVIII в.)
  • Классицизм (1770 -1840 гг.)
  • Ампир (1804 — 1825 гг.)
  • Архитектура XIX — XXI вв
  • Великие Архитекторы Мира

Общие черты развития архитектуры XX вв

Если проследить в общих чертах развитие архитектуры в XX в., можно отметить, что вначале она рассматривается как результат реализации определенной общественной программы, но получаемый на основе индивидуального опыта и с помощью индивидуальных выразительных средств. При этом в архитектуре, относимой в тот период к одному из видов искусства, главным считалось решение эстетических вопросов, хотя при этом учитывалось, что пространственное решение архитектурного объекта должно отвечать своему назначению. К этому периоду относится появление железобетонных конструкций.

популярные теги

  • АРХИТЕКТУРА
  • Архитектура Древнего Мира
  • Архитектура Древнего Египта
  • Архитектура Древнего Востока
  • Древняя Греция
  • Древний Рим
  • Архитектура Древней Руси
  • Архитектура Венеции
  • Романский период (950 — 1250 гг.)
  • Готика (1250 — 1520 гг.)
  • Ренессанс (1520 — 1650 гг.)
  • Барокко (1650 — 1770 гг.)
  • Рококо (1715 г. — XVIII в.)
  • Классицизм (1770 -1840 гг.)
  • Ампир (1804 — 1825 гг.)
  • Архитектура XIX — XXI вв
  • Великие Архитекторы Мира

Архитектура во второй четверти XX века

Во второй четверти XX в для концепции архитектуры стало характерным повышенное внимание к тем сторонам проблемы, которые поддавались точному измерению. С этим были связаны стремления к научному исследованию и выявлению физического назначения архитектуры. Тогда же были заложены основы индустриализации строительства. Архитектурная форма стала создаваться исходя из соображений рационального характера. Планировка зданий решалась относительно независимой от принятой конструктивной системы, в частности от железобетонного каркаса, который в то время уже получил широкое распространение. Большое внимание стало уделяться вопросу стандартизации. Популярность приобрела теория изменчивости функций, что вызвало стремление добиваться функциональной гибкости архитектурных объектов. Создаётся новая типология зданий и сооружений, вырабатывается новая система выразительных средств архитектуры, которые приобретают международный характер.

Архитектура в середине XX века

В середине XX в. функционалистическая концепция архитектуры продолжает развиваться, но большее внимание начинают уделять идейной выразительности архитектурной формы, при создании которой архитекторы иногда вновь обращаются к историческому наследию. Архитектура рассматривается как составная часть жизненной среды, выполняющая по отношению к ней интегрирующую функцию.

Теории XX вв

Теория архитектуры XX в. оказали влияние и на градостроительство, где на смену идельным композиционным представлениям о городе пришел рационализм. Приобретают популярность система свободной застройки и принцип функционального зонирования. Характерной чертой XX в. стала районная планировка, которая распространила проблематику градостроительства на более широкие территориальные связи.

Модерн

Это стиль конца 19 — начала 20 веков. Архитектура модерна искала единства конструктивного и художественного начал. Используются новые технические средства, новые материалы (железобетон), свободная, функционально обоснованная планировка, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор, особенно из водных растений. Здания подчёркнуто индивидуализированы, все элементы их подчиняются единому орнаментальному ритму и образносимволическую замыслу.

Конструктивизм

Конструктивизм возник в начале XX века, когда развитие автомобильного транспорта стало входить в противоречие со старой планировкой городов, с их низкими улицами и чрезмерной плотностью населения. Следует заметить, что в разных странах этот стиль архитектуры развивался по-разному. Так, во Франции символом конструктивизма является Эйфелева башня. Она не имеет никакой практической ценности, но в тот момент, она олицетворяла собой вступление в технический век. Кроме того, перед архитекторами того времени встала задача по постройке многоквартирных домов для людей со средним и низким уровнем достатка. Это привело к возникновению небоскрёбов. Обычно, в таких постройках отсутствовали какие-либо украшения.

Хай-тек

Технический прогресс в 70-х годах XX века стал оказывать довольно значительное влияние на архитектуру. Он являл собой олицетворение вступления в век высоких технологий. Хотя хай тек и вылился в отдельный архитектурный стиль, он отличался от них лишь способами архитектурного оформления и используемых материалов. Хай-тек использует различные комбинации металла и стекла, предполагая использование инженерно-технических конструкций здания в декоративных целях. Использование различных цветов для покраски трубопроводов, вентиляционных шахт позволяет им выглядеть конструктивно-декоративными элементами здания, которые дополняют его функционально и эстетически.

Деструктивизм

Это направление возникло в конце XX века, когда архитекторы всё чаще стали задаваться вопросом, насколько необходимо пользоваться общепринятыми правилами эстетики при строительстве зданий. Для деструктивизма характерны самые неожиданные изгибы линий, расположенные под углом опоры, не несущие никакой нагрузки, кроме декоративной. Яркими примерами архитектуры деструктивизма являются здания из стекла и стали.

Функционализм

В начале XX века начинает бурно развиваться архитектурный стиль функционализм. Архитекторы, проектировавшие в этом жанре, пользовались тезисом «форма должна соответствовать назначению». Считалось безвкусным устанавливать какие-либо украшения, если они не несли практической пользы. Некоторые из принципов функционализма можно было использовать практически в любой стране, подгоняя их под национальные особенности.

Постмодернизм

Постмодернизм в архитектуре представляет собой совокупность течений, зародившихся в 1960-х гг. , в США. пришедших на смену господствовавшему модернизму. Расцвет стиля начался с 1980-х и продолжается по сей день. Функционализм модернизма, его стереотипность форм и идей исчерпали себя. Чрезмерный рационализм модернистских решений создавал атмосферу уныния. Время требовало внесение струи оригинальности в каждое творение, созрело отрицание машинности массовых жилищ, в которых формирование внешнего облика здания стало так же рационально детерминированным. Назрела идея вернуть образность и оригинальность. Постмодернисты занялись поиском уникальности в создании новых форм. Они задались идеей гармонизировать архитектуру в соответствии с окружающими искусственной и естественной средами. Во внешней отделке зданий постмодернисты стремились к симметрии и пропорциональности, к выразительной образности строений.

Югендстиль

Югендстиль появился в архитектуре Европы на рубеже 19 и 20 веков. Для югендстиля характерен орнаментальный стиль с изогнутыми линиями, асимметричная композицию и нерегулярные линии в ритмах, главные мотивы – природа, элементы античного искусства, мифологии. В архитектуре югендстиль выражается функциональной постройкой строения и насыщенно декорированным фасадом, что достигается применением всех средств выражения строительства, от формы оконных и дверных проемов, эркеров и до рельефов, скульптур, орнаментных линий, витражей. Но для югендстиля важен не только парадный фасад, но и общий образ, поэтому «архитектура югендстиля» обозначает и интерьер, и форму столовых приборов, и даже гардероб обитателей.

Сецессион

Сецессион — это стилистическое течение в искусстве Австрии периода Модерна конца XIX — начала XX вв. Название возникло от того, что в тот период искусство Вены, как и другого центра искусства — Мюнхена, воплощало в наилучшей форме самые передовые художественные идеи Юго-Восточной Европы. Город жил в музыкальном ритме. Венская архитектура периода Историзма середины и второй половины XIX в. в творчестве Г. Земпера и К. Э. фон Хазенауэра подошла к решению новых градостроительных задач. «Изделия прикладного искусства, создававшиеся в этом городе, не знающем суеты, свидетельствовали о присущей Вене культуре и непринужденном юморе. Их отличала богатая декорировка поверхностей, иногда даже чрезмерная, которая сочеталась с искусным выполнением деталей и нередко смелым, даже грубоватым подбором цветов.

Пуризм

Новые программные принципы зародились во Франции, где под названием «пуризм» возникло художественное, а позднее архитектурное движение, которое в начале 20-х годов распространилось по всей Европе. Пуризм сам по себе, однако, означал прежде всего сведение архитектурной формы к элементарной системе кубов, призм, цилиндров, конусов и шаров. Систему этих элементарных геометрических тел пуризм потом часто подчинял принципам классической композиции. Он вернулся к мысли Сезанна о том, что все в природе и в человеческой деятельности имеет в своей основе исходные геометрические формы. Пуризм опирался на идею, что в архитектуре и в искусстве нужна не деформация, а формирование путем отбора и совершенствования. Это вело к принципу экономии формы и к теории стандарта, которая являлась одной из основ пуритской эстетики производства серийной продукции и массового потребления.

Баухауз

Большое значение для развития функционализма в период между мировыми войнами имела рациональная ветвь немецкого модерна. Он возник в 1919 г. путём слияния двух художественных школ в Веймаре. В 1923 г. В.Гропиус выступил с принципом координации всех творческих сил на рационалистической базе с тем, чтобы достичь единства в архитектуре. Целью Баухауза он считал создание коллективных произведений, в которых так же как в архитектуре не существовало бы границ между монументальным и декоративным искусством. После изгнания Баухауза из Веймара В.Гропиус построил новый школьный комплекс, включая жилые дома, в Дессау (1925-1926). Эти постройки стали одними из первых и при этом стилистически наиболее зрелых примеров функционалистической архитектуры в Европе. В Баухаузе зародились основные принципы эстетики технической цивилизации, которые Гропиус развил и конкретизировал на примере последовательной рационализации и стандартизации сборного жилого дома на одну семью, состоящего из типовых металлических объемных блоков. После ухода Гропируса из школы в деятельности Баухауза произошли частичные изменения.

Советский конструктивизм

К передовым направлениям архитектуры периода между мировыми войнами относятся советский конструктивизм, который имел характер широкого коллективного движения, вдохновленного идеями Октяборьской революции. Поэтому конструктивизм в советской архитектуре понимался не только как изменение самих архитектурных принципов, но и как движение за создание новой жизненной среды. Он представлял собой специфический способ мышления и творчества. Манифестом конструктивистской архитектуры стал проект металлической спирали, названной башней III Интернационала, затем утопические проекты небоскребов. Институт В.И.Ленина по проекту И.И.Леонидова, которые в символическом виде грандиозных и в то время неосуществелнных конструкций выражали совершенно уникальные идеи своего времени и страны. В следующей фазе развития советского конструктивизма преобладали уже реальныне задачи. Возникли новые творческие группы, например, АСНОВА (ассоциальная новых архитекторов).

Научный подход к архитектуре прокламировало объединение ОСА (объединение современных архитекторов). Возникновение третьей группы ВОПРА привело к дальнейшему обострению различий между отдельными направлениями. Для начала 30-х годов оставалось еще характерным дальнейшее появление крупных конструктивистских проектов и построек. Были также сформулированы принципы новых форм коллективного жилья в домах-коммунах. Понимание архитектуры как результат пространственного воплощения социалистически понимаемых функций вело к появлению предложений и по другим новым типам зданий. К началу 30-х годов конструктивизм достигает своего расцвета и срастается с другими течениями. В результате различные группы объединяются в Союз советских архитекторов.

Главная ПРОЕКТЫ ДОМОВ И КОТТЕДЖЕЙ Лучшие проекты домов и коттеджей ЭСКИЗЫ ДОМОВ И КОТТЕДЖЕЙ планы коттеджей ФАСАДЫ ДОМОВ Фотогалерея коттеджей Одноэтажные коттеджи Двухэтажные коттеджи Мансардные коттеджи Коттеджи из газобетонных блоков Кирпичные дома Коттеджи в стиле ХАЙ-ТЕК Дома с гаражом Дома с подвалом

Узкие дома Особняки Виллы Таун-хаусы Коттеджи на две семьи Проекты коттеджей менее 100 м2 Проекты коттеджей от 100 до 150 м2 Проекты коттеджей от 150 до 200 м2 Проекты коттеджей от 200 до 250 м2 Проекты коттеджей от 250 до 300 м2 Проекты коттеджей более 300 м2 Деревянные дома Каркасные дома Гостевые дома Бани и Сауны Гаражи и Постройки Беседки и Перголы

Стили архитектуры 20 века в России и в мире

Новости дизайна

Фото: АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ; ИГОРЬ ПАЛЬМИН; ИТАР-ТАСС; AKG/EAST NEWS; BRIDGEMAN/FOTOBANK; CHRISTIE’S IMAGES; CORBIS/RPG; EVERETT COLLECTION/RPG; © АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО, ИЗ КОЛЛЕКЦИИ АЛЕКСАНДРА ЛАВРЕНТЬЕВА; KOBAL COLLECTION; PHOTO RMN; SCHROEDER 1 – GERRIT T. RIETVELD – CASSINA I MAESTRI COLLECTION; V&A IMAGES, VICTORIA AND ALBERT MUSEUM;

  • АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ; ИГОРЬ ПАЛЬМИН; ИТАР-ТАСС; AKG/EAST NEWS; BRIDGEMAN/FOTOBANK; CHRISTIE’S IMAGES; CORBIS/RPG; EVERETT COLLECTION/RPG; © АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО, ИЗ КОЛЛЕКЦИИ АЛЕКСАНДРА ЛАВРЕНТЬЕВА; KOBAL COLLECTION; PHOTO RMN; SCHROEDER 1 – GERRIT T. RIETVELD – CASSINA I MAESTRI COLLECTION; V&A IMAGES, VICTORIA AND ALBERT MUSEUM;

    Настольная лампа, дизайнер Пьер Шаро, изготовил Луи Дальбе, 1923.

  • АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ; ИГОРЬ ПАЛЬМИН; ИТАР-ТАСС; AKG/EAST NEWS; BRIDGEMAN/FOTOBANK; CHRISTIE’S IMAGES; CORBIS/RPG; EVERETT COLLECTION/RPG; © АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО, ИЗ КОЛЛЕКЦИИ АЛЕКСАНДРА ЛАВРЕНТЬЕВА; KOBAL COLLECTION; PHOTO RMN; SCHROEDER 1 – GERRIT T. RIETVELD – CASSINA I MAESTRI COLLECTION; V&A IMAGES, VICTORIA AND ALBERT MUSEUM;

    Журнальный столик, дизайн Геррита Ритвельда (1923), Cassina.

  • АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ; ИГОРЬ ПАЛЬМИН; ИТАР-ТАСС; AKG/EAST NEWS; BRIDGEMAN/FOTOBANK; CHRISTIE’S IMAGES; CORBIS/RPG; EVERETT COLLECTION/RPG; © АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО, ИЗ КОЛЛЕКЦИИ АЛЕКСАНДРА ЛАВРЕНТЬЕВА; KOBAL COLLECTION; PHOTO RMN; SCHROEDER 1 – GERRIT T. RIETVELD – CASSINA I MAESTRI COLLECTION; V&A IMAGES, VICTORIA AND ALBERT MUSEUM;

    Кресло Wassily, дизайн Марселя Брейера (1925–1927), Knoll.

  • АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ; ИГОРЬ ПАЛЬМИН; ИТАР-ТАСС; AKG/EAST NEWS; BRIDGEMAN/FOTOBANK; CHRISTIE’S IMAGES; CORBIS/RPG; EVERETT COLLECTION/RPG; © АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО, ИЗ КОЛЛЕКЦИИ АЛЕКСАНДРА ЛАВРЕНТЬЕВА; KOBAL COLLECTION; PHOTO RMN; SCHROEDER 1 – GERRIT T. RIETVELD – CASSINA I MAESTRI COLLECTION; V&A IMAGES, VICTORIA AND ALBERT MUSEUM;

    Шахматный столик, дизайнер Александр Родченко, 1925.

  • АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ; ИГОРЬ ПАЛЬМИН; ИТАР-ТАСС; AKG/EAST NEWS; BRIDGEMAN/FOTOBANK; CHRISTIE’S IMAGES; CORBIS/RPG; EVERETT COLLECTION/RPG; © АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО, ИЗ КОЛЛЕКЦИИ АЛЕКСАНДРА ЛАВРЕНТЬЕВА; KOBAL COLLECTION; PHOTO RMN; SCHROEDER 1 – GERRIT T. RIETVELD – CASSINA I MAESTRI COLLECTION; V&A IMAGES, VICTORIA AND ALBERT MUSEUM;

    Кресло D62, дизайн Эля Лисицкого (1928), Tecta.

  • АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ; ИГОРЬ ПАЛЬМИН; ИТАР-ТАСС; AKG/EAST NEWS; BRIDGEMAN/FOTOBANK; CHRISTIE’S IMAGES; CORBIS/RPG; EVERETT COLLECTION/RPG; © АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО, ИЗ КОЛЛЕКЦИИ АЛЕКСАНДРА ЛАВРЕНТЬЕВА; KOBAL COLLECTION; PHOTO RMN; SCHROEDER 1 – GERRIT T. RIETVELD – CASSINA I MAESTRI COLLECTION; V&A IMAGES, VICTORIA AND ALBERT MUSEUM;

    Газетница Bauhaus-Cradle, дизайн Питера Келера (1922), Tecta.

ТегиДизайнФутуризмАвангардАр-декоИстория

Архитектура ХХ века: взгляд на 7 эпох

Новые архитектурные стили часто связаны с социальными, экономическими и политическими событиями своего времени. Это, безусловно, верно и для 20-го века:

промышленный и технологический прогресс изменил способы проектирования зданий. Полученные концепции и характеристики продолжают использоваться в современных проектах.

С точки зрения архитектуры, 20-й век включает в себя три фазы, каждая из которых подпадает под категорию «модернизма»:

  • Отцы модернизма: ок. с 1900 по 1920 год

  • Модернизм (также новое здание или классический модернизм): ок. 1920–1968

  • Постмодернизм: ок. С 1968 г. по настоящее время

Каждый из этих этапов включает в себя различные архитектурные движения, которые тесно следовали друг за другом и часто пересекались.

От модерна до деконструктивизма: это самые известные архитектурные стили 20 века. Источник: iStock.

После роскоши и экстравагантности XIX века «отцы модернизма» пошли совершенно другим путем: их авангардные стили резко контрастировали с историзмом и его помпезной эстетикой.

Сочетая мастерство с творческим самовыражением, модерн стал предшественником модернистской архитектуры 20-го века. Благодаря работам Антонио Гауди, Отто Вагнера или Йозефа Хоффмана это движение достигло своего пика между 1890 и 1910 годами.

Основные черты ар-нуво

  • Идея: Слияние эстетики и функциональности в целостную концепцию, которая включает в себя структуру здания, так же, как его интерьер. живая природа и басни, цветочные орнаменты, плавные линии

  • Материалы: фасады из песчаника

  • Символ: игривый и оригинальный

Дом Бальо в Барселоне был построен Антонио Гауди между 1904 и 1906 годами. Источник: Getty

Между 1910 и 1925 годами архитекторы Центральной и Северной Европы стремились визуализировать свои эмоции через новый стиль строительства. Экспрессионизм отвернулся от набиравшего популярность в то время объективного и рационального подхода функционализма. Известными представителями экспрессионистской архитектуры в начале 20 века были Эрих Мендельсон, Фриц Хёгер, Ганс Пельциг и Бруно Таут.

Основные черты экспрессионизма

  • Идея : воплощение эмоций в художественных зданиях

  • Строительство: абстрактные и монументальные скульптуры; местами подчеркнутые формы с острыми углами, шипами или изгибами

  • Дизайн: фасады с орнаментом, рельефами, статуями

  • Материалы: кирпич и клинкер

2

3

3

Дом IG-Farben во Франкфурте, Германия, был спроектирован Гансом Пельцигом и завершен в 1931. Источник: iStock

Термин «функционализм» относится к новому подходу, который лег в основу нескольких архитектурных эпох 20-го века. Дизайнеры и архитекторы сосредоточились на назначении и полезности зданий: пионеры, такие как Ле Корбюзье, следовали концепции, основанной на разуме и логике. В период строительства после Второй мировой войны функционализм приобрел важное значение для городской застройки.

Жилые дома из железобетона, таким образом, стали предшественниками быстровозводимых многоэтажек.

Основные особенности функционализма

  • Идея: Фокус на технических, практических аспектах

  • Строительство: Прямые, нейтральные формы

  • Материалы: Prestressed Concete, или Glashte, или Glashte, или Glashte.

  • Персонаж: минималистичный внешний вид; современная объективность

Классический пример функционалистских зданий, ориентированных на полезность и простоту. Источник: iStock

Так называемый Баухаус вывел функционализм на передний план в международном масштабе. То, что началось как эксперимент, превратилось в самый влиятельный строительный стиль Германии. Несмотря на то, что школа Баухаус существовала только между 1919 и 1933 годами, она, как никакая другая, сформировала архитектуру 20-го века. Наиболее известными представителями являются бывшие лекторы, в том числе Людвиг Мис ван дер Роэ и Марсель Брейер, а также отец-основатель Вальтер Гропиус. Сегодня архитектура Баухаус как никогда популярна среди строителей. Основанный на девизе «форма следует за функцией», он вдохновляет многие современные проекты.

Основные особенности Bauhaus

  • Идея: Объединение отрасли, науки и мастерства

  • Теория: «Форма следует функции» и «Меньше больше»

  • 3334. кубические формы, четкая структура и линейные поверхности

  • Материалы: сталь, стекло и бетон

  • Цвета: дополнительные и основные

  • Персонаж: «выращенная холодность», гладкий и простой

Это здание Баухауза было построено Вальтером Гропиусом в Дессау, Германия, в 1925 году. Источник: iStock

Начиная с 1920-х годов функционализм и Баухаус слились в так называемый «интернациональный стиль». Это движение продемонстрировало концепцию объективной, целенаправленной архитектуры через различные постройки 20-го века по всему миру. Небоскребы и офисные комплексы в международном стиле все еще можно найти во многих мегаполисах Европы и Северной Америки.

Main features of international style

  • Idea:  functionality and usefulness within limited spaces

  • Construction:  fluctuating between symmetrical and asymmetrical surfaces, cubic elements, flat roofs

  • Design:  no репрезентативные и декоративные детали, крупногабаритные стеклянные панели для создания светлых интерьеров

  • Материалы: сталь, стекло и бетон; белая штукатурка; деревянные фасады

  • Особенности: видимые строительные элементы, такие как неоштукатуренные бетонные стены, открытые стальные балки, питающие кабели и трубы

Здание Seagram Building в Нью-Йорке было спроектировано Людвигом Мис ван дер Роэ. Источник: iStock

Органическая архитектура, в центре внимания которой находятся люди, также известна как «антропософская архитектура». Этот стиль направлен на проектирование зданий, которые достоверно вписываются в окружающий пейзаж. Вслед за Рудольфом Штайнером, основателем антропософии, архитекторы 20-го века, такие как Фрэнк Ллойд Райт, Антонио Гауди и Хьюго Херинг, черпали вдохновение в природе между 1920 и 1970. Типичным примером органического строительства является Гетанум, в котором находится Всеобщая антропософская ассоциация и Свободный университет гуманитарных наук («Freie Hochschule für Geisteswissenschaft») недалеко от Базеля, Швейцария.

Основные черты органической архитектуры

  • Идея:  человек в центре, природа как модель

  • Конструкция:  пещерообразные сооружения со скульптурными формами и изгибами; плавные, динамичные формы и спирали; нарушения без математической логики

  • Символика:  природные мотивы, напр. грамм. раковины улиток, деревья и листья

  • Материалы: глина, камень и твердая древесина; экологически чистые отделки, такие как лайм

  • Цвета: приглушенные оттенки, землистые и пастельные тона

Гетеанум с закругленными краями и куполообразной крышей сочетает в себе различные природные элементы. Источник: iStock

По мере того, как жесткий свод правил функционализма вызывал все большую и большую критику, в XIX веке возникла новая тенденция.80-е годы. Современные технологии открыли новые возможности, подготовив почву для экспериментальных стилей, таких как брутализм и деконструктивизм.

В контексте архитектуры 20-го века деконструктивизм относится не только к буквальной «деконструкции» зданий. Скорее, этот стиль стремился порвать с постмодернистскими архитектурными условностями. Его отец-основатель, Фрэнк Гери, спроектировал свою частную резиденцию на основе принципов деконструктивизма в 1988 году. Позже известные архитекторы 20-го века, в том числе Заха Хадид, Бернар Чуми и Даниэль Либескинд, создали шедевры с такими же характеристиками.

Их работы по-прежнему выделяются своей коллажной структурой.

Основные черты деконструктивизма

  • Идея:  нарушение гармонии и уход от прямых линий, геометрии и симметрии; отказ от постмодернистских стилей строительства

  • Конструкция:  нет четкого порядка; кажущиеся перекошенными, искаженными или наклонными стены и неустойчивые поверхности

  • Материалы:  бетон, сталь и стекло

  • Персонаж: сюрреалистичный и абстрактный; здания выглядят как художественные скульптуры

Концертный зал Уолта Диснея — одно из самых известных творений Фрэнка Гери. Источник: iStock

Стили зданий начала двадцатого века — Issuu

Next Story

из «Путеводителя по исторической архитектуре штата Юта»

Период возрождения 1890–1940 гг. 0029

Архитектурный дизайн начала 20 века подарил стране новую группу стилей, менее зависимых от исторических моделей, чем стили предшествующего викторианского периода. Как и в случае с другими основными стилистическими периодами, даты начала или окончания неточны, и различные популярные стили часто пересекаются.

Например, викторианские коттеджи в стиле королевы Анны были построены одновременно с бунгало. Одной из наиболее заметных особенностей бунгало, искусств и ремесел, школы прерий и других стилей начала 20 века было отсутствие объемного трехмерного орнамента, столь популярного в викторианский период. Нельзя сказать, что в новой архитектуре вообще не было орнамента, но она была более сдержанной и менее трехмерной. Строительные традиции Юты быстро поглотили стили бунгало, декоративно-прикладного искусства и школы прерий в этот период экономического процветания.

Происхождение дома типа бунгало восходит к жилищу, распространенному в Индии и известному своими верандами. Его популярность в Соединенных Штатах, и особенно в Юте, отчасти была связана с американским движением искусств и ремесел. Бунгало должно было стать удобным на вид низкопрофильным домом, создающим ощущение убежища. Этот новый тип резиденции стал домом обывателя, заменив викторианский коттедж 1880-х и 1890-х годов.

Бунгало стало как стилем, так и типом здания, и многочисленные строительные журналы и сборники моделей (изданные такими компаниями, как «Бунгалокрафт» из Лос-Анджелеса) набросали множество вариаций базового бунгало. Сторонники рекламировали эти планы как открытые и неформальные по своему характеру и пространственно экономичные.

В начале 20-го века в Юте, как и в других районах развивающегося запада США, особенно в Калифорнии, бунгало стали одним из самых популярных мест жительства. Его популярность в Калифорнии привела к появлению подтипа, который еще больше расширили проекты братьев Чарльза и Генри Гринов из Пасадены. Таким образом, прототип «Калифорнийского бунгало» представлял собой одноэтажный (иногда двухэтажный) каркасно-деревянный дом с невысокой крышей и частично открытыми элементами каркаса в торцах фронтона.

Бунгало часто были украшены декоративными мотивами неоклассицизма, швейцарского шале, Тюдоров, Калифорнии, миссии, декоративно-прикладного искусства и школы прерий. В Юте последние два стиля были самыми популярными для бунгало.

Стиль «Искусства и ремесла» в Америке возник под влиянием нескольких факторов: оригинального английского движения под названием «Искусства и ремесла», возглавляемого дизайнером Уильямом Моррисом, который возвысил концепцию мастерства до уровня искусства; работы английских архитекторов К. Ф. А. Войси и сэра Эдвина Лютиенса; и публикации Густава Стикли, одного из духовных лидеров американского движения искусств и ремесел, чей журнал Craftsman Magazine содержал статьи дизайнеров, ремесленников, художников и архитекторов.

Архитектурный стиль «Искусства и ремесла» чаще всего появлялся в домашнем дизайне, хотя он также появлялся в некоторых гражданских и религиозных зданиях. Дома искусств и ремесел, как правило, представляют собой большие двухэтажные строения с акцентом на натуральные материалы, такие как деревянная черепица, открытые компоненты деревянного каркаса, кирпичная и каменная кладка, включая булыжник и клинкерный кирпич. Как и в случае с бунгало, проекты домов часто включали веранды и веранды, создавая впечатление неформальной жизни и соединяя дом с его участком.

Ранние работы Фрэнка Ллойда Райта и его соратников со Среднего Запада положили начало стилю прерий, популярному в первые два десятилетия 20-го века. Помимо создания чистых, точных, угловатых форм, школа прерий подчеркивала горизонтальность. Эта лаконичность внешнего вида была достигнута за счет использования каменной кладки или лепнины поверх каменной кладки или деревянного каркаса, подчеркнутой окантовкой из дерева или литого камня. В здании часто подчеркивалась текстура материалов и использовались абстрактные узоры из витражей и свинцового стекла.

Стиль прерийной школы был особенно популярен в Юте, вероятно, потому, что некоторые архитекторы Юты работали в Чикаго во время зарождения этого стиля. Один из таких архитекторов, Тейлор Вулли, учился у Фрэнка Ллойда Райта в мастерской наставника

Oak Park в течение первого десятилетия века. Появление этого стиля в Юте также совпало с периодом быстрого роста городов вдоль фронта Уосатч. Между 1910 и 1920 годами несколько архитекторов в Солт-Лейк-Сити и Огдене специализировались на этом стиле.

Некоторые из них сочли его особенно подходящим в качестве «современного» стиля для приходских домов и зданий семинарии Святых последних дней. Архитекторы также проектировали в этом стиле школы, публичные библиотеки, клубы и коммерческие сооружения.

Бунгало 1905-1925

Как упоминалось выше, бунгало выражало комфорт и чувство укрытия, качества, подчеркнутые текстурой открытых балок, стропил, черепицы, кирпичей, булыжников и других конструктивных особенностей. Планы бунгало рекламировались как открытые, неформальные и экономичные. Входная дверь бунгало часто открывалась прямо в столовую.

Самый популярный тип дома в Юте в первой четверти 20 века. Бунгало распространены по всему штату. Однако двор для бунгало — группа бунгало, разделенных дорожкой, — который был обычным явлением в других районах Соединенных Штатов, в Юте был редкостью. Бунгало стало основным домом среднего класса, заменив викторианский коттедж конца 19 века. Многочисленные книги с образцами, многие из которых были опубликованы в bungalow1_largeCalifornia, помогли сделать его популярным, как и период экономического процветания, когда семьи могли покупать свои первые дома.

Характеристики: – один или полтора этажа в прямоугольном плане – несколько основных типов крыш: (1) длинные, крутые скатные крыши с карнизами, параллельными улице, охватывающие веранды, тянущиеся на всю ширину фасада; (2) низкие крыши в калифорнийских бунгало; (3) вальмовые крыши в стиле прерий – слуховые окна на скате крыши, часто выходящие на улицу – фундаменты из булыжника и/или кирпича (особенно из клинкерного кирпича) – гонтовый сайдинг – деревянная обшивка – открытые стропила, прогоны, коньковые балки, кронштейны – выступающие ниши на основном этаже – створчатые окна – каменные столбы, поддерживающие крыши крыльца, – витражи или витражи с геометрическим рисунком

Arts and Crafts 1900-1915

Этот стиль появился на страницах журнала Craftsman Magazine (1901-170), публикации, содержащей статьи дизайнеров, ремесленников и архитекторов, симпатизирующих движению Arts and Crafts в Америке. Как архитектурный стиль, он был в основном адаптирован для домашнего дизайна, а также для небольших гражданских комиссий, таких как школы, библиотеки, ратуши и небольшие церкви.

Дома искусств и ремесел, как правило, представляют собой большие двухэтажные здания, в которых особое внимание уделяется таким элементам конструкции их деревянного каркаса, как стропила, прогоны и коньковые балки. Некоторые образцы этого стиля также имели фахверковые конструкции, напоминающие английскую архитектуру Тюдоров. Крыльца и веранды создавали впечатление неформальной жизни и как бы объединяли дом с ландшафтом. 9№ 0003

В интерьерах натуральные материалы, такие как мореное или промасленное дерево, создают уют и непринужденность. В интерьерах были угловые дверцы, изразцовые камины, встроенные скамейки, деревянные панели и обшивка, а также металлические приспособления, поверхности которых часто имели вид обработанной вручную отделки. Инновационная философия дизайна искусств и ремесел также оказала влияние на стиль школы прерий.

Характеристики: –большие двухэтажные здания, часто с крышами от умеренных до крутых скатов, пронизанных фронтонами и мансардными окнами –широкие крыльца –боковые нависающие карнизы –фундаменты из булыжника и/или кирпича (особенно клинкерного кирпича) –плитка и/или штукатурка на наружных стенах – открытые элементы каркаса, такие как стропила, прогоны и коньковые балки – открытые элементы каркаса с панелями, заполненными лепниной – створчатые окна с витражным и витражным стеклом или двустворчатые окна с небольшими квадратными фонарями в верхней половине

Prairie School 1905-1925

Ранние работы Фрэнка Ллойда Райта и его соратников со Среднего Запада положили начало стилю прерий, популярному в первые два десятилетия 20-го века. Помимо создания чистых, точных, угловатых форм, школа прерий подчеркивала горизонтальность. Кирпичные или оштукатуренные стены придавали им щадящий вид.

Такие детали, как отделка из дерева или литого камня, могут подчеркивать текстуру материалов. Свинцовые или витражные окна вносят абстрактные узоры.

Жилые, церковные и общественные здания использовали этот новаторский стиль; он был особенно популярен в Юте для жилых домов и молитвенных домов церкви СПД. Жилые проекты включали одноэтажные узкие каменные бунгало, хорошо подходящие для узких городских участков, и более крупные, симметричные, двухэтажные дома, почти квадратной или прямоугольной формы, со створчатыми окнами и шатровыми крышами с широкими нависающими карнизами.

Характеристики: –кирпичная кладка, штукатурка по кладке или штукатурка поверх деревянного каркаса –одноэтажное крыльцо или навес, выступающий из дома –низкая шатровая крыша –широкие нависающие карнизы –горизонтальные полосы из литого камня или бетонного настила – деревянная окантовка на стеновых поверхностях и под карнизами – створки окон с геометрическим орнаментом, выполненным из витражного и/или свинцового стекла или с деревянными окладами – импосты с литым геометрическим орнаментом

Подробнее из этого издателя:

  • Из «Руководства по исторической архитектуре Юты»

    Период.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *