Сводная таблица исторических периодов и стилей
archistorik
Сводная таблица исторических периодов и стилей
История русской архитектуры
Сводная таблица исторических периодов и стилей
(опыт исторического исследования)
Попытка нарисовать сводную таблицу всех периодов и стилей Русской архитектуры дело почти безнадежное. Но некоторые профессиональные историки решались на это. И я тоже встречал подобную таблицу, но давно, и уже не помню в какой книге.
В основном все исследователи ограничиваются эпистолярным жанром или расписывают отдельные моменты истории, отдельные периоды. Их можно понять, лучше написать много и подробно о небольшом этапе.
Но увидеть всю историю Русской архитектуры в одной сводной таблице мне давно хотелось.
И уж раз я взялся за историю Архитектурных стилей России, то решил, что необходимо дополнить словесный жанр графическими построениями, которые всегда более наглядно демонстрируют всю сущность вопроса.
Сводная таблица исторических периодов и стилей разработана как графическое приложение к общей схеме периодов и стилей русской архитектуры. Схема присутствует в левой колонке журнала «Архитектурный стиль» в качестве Меток журнала:
Сводная таблица исторических периодов и стилей
И некоторые пояснения –
1. Древнерусская архитектура. По отдельным региональным архитектурным школам:
Новгород – Псков – Владимир – Суздаль – Ростов – Ярославль – Смоленск – Москва.
Конечно, этих регионов значительно больше, но в своем Журнале я охватил пока только эти регионы — с древними и яркими архитектурными памятниками. В принципе, можно было бы сделать проще – отделаться одной общей фразой: Древнерусская архитектура.
Естественно, что начало каждого периода — дата очень условная, так как огромное число древних сооружений не сохранилось. Приходится ориентироваться на самый старший объект, дошедший до наших дней. Более правильным было бы указывать даты исторических сооружений на основании археологических сведений.
Да, были построены в таком-то году, но не сохранились (но здесь уже не архитектура, а предположения).Окончание каждого периода тоже тема для исследования.
1 — Возвышение Москвы и создание единого Московского государства наложило свой отпечаток на все регионы. Начиная с XVI века влияние архитектурных веяний Москвы на другие города и веси конечно очень сильное. Но сложившиеся ранее архитектурные школы и Пскова, и Владимира, и Смоленска еще долгое время продолжали свое развитие.
2 — Как это ни удивительно, но и в XVIII веке с началом повсеместного строительства зданий в классических ордерных формах, многие региональные школы продолжали создавать свою, традиционную и привычную архитектуру. Особенно это заметно в архитектуре церквей. Сегодня эти здания для нас неотделимы от древнерусской архитектуры, хотя построены они уже во времена Российской империи.
Здесь уместно привести пример Пскова и, особенно Суздаля, где строительство в «суздальском стиле» продолжалось до конца XVIII века, когда в столицах давно закончился и стиль Барокко, и даже стиль Классицизм был на излете.
Все эти нюансы отечественной истории я тоже попытался отобразить графически в таблице.
1.7 — Деревянная архитектура севера. Изначально Русская земля – страна деревянных городов, деревянных домов, деревянных церквей, и даже деревянных мостовых. Но поскольку сегодня деревянные сооружения (а точнее рубленные из бревен) сохранились в основном только в северных регионах, то и тема названа именно «деревянная архитектура севера». Но дерево – материал недолговечный. Среди сохранившихся построек одной из древнейших считается Лазаревская церковь Муромского монастыря на Онежском озере, построенная в конце XIV века.
Ясность и выразительность деревянной архитектуры, подлинного народного искусства, заканчиваются в конце XVIII века. В XIX веке в деревянную архитектуру проникают эклектичные детали и подражание новым архитектурным методам, что лишило ее исторической и художественной правдивости.
1.8 — Древнерусские крепости. Это огромная тема, проходящая через всю историю отечественной архитектуры. Каждый русский город начинался со строительства крепостной стены – «огораживался». И под термином «крепость» мы сегодня суммируем разные сооружения – городские стены с башнями и укреплениями, Кремли, детинцы, крепости и укрепленные монастыри, остроги, и другие объекты, имеющие ярко выраженный оборонный характер. Первоначально на Руси еще строились деревянные крепости, которые позднее заменялись каменными. Но обычно строительство оборонных сооружений велось из камня или кирпича. К счастью для нас, огромное количество древнерусских крепостей построены так крепко, что дошли до наших дней. И не только сохранились, но и послужили защитой от врагов и в XVIII — XIX веках, и в XX веке тоже.
3, 4, 6, – Классические архитектурные стили нового времени
(т е. Российской империи XVIII и XIX веков).
Стиль БАРОККО, стиль Классицизм и стиль Ампир. Эти строки таблицы нарисовать уже значительно проще. Есть огромное количество исследовательских материалов, имена архитекторов и даты построек. Общий объем этих материалов, конечно, не европейского уровня, белых пятен все равно многовато. Но по сравнению с древнерусскими временами здесь мы имеем просто энциклопедический объем знаний.
5 — «Национально-романтический» этап
— это боль и слезы нашей исторической науки. В десятках книг, в статьях, и уж конечно в интернете — везде чаще всего присутствуют названия «русская готика», «готический стиль» и пр. Мода на «готическую» старину при Екатерине оставила в истории это название, хотя в действительности никакой готики в работах Баженова и Казакова не было.6.1 — Деревянный ампир. Фактически этот термин изобретен мною при составлении общего списка периодов и стилей. Для такого решения было много причин. Начало XIX века, и особенно ситуация в России после наполеоновского нашествия, дала импульс к строительству деревянных домов самого разного назначения. Среди них одноэтажные особняки особенно красивы в своей простой деревянной отделке. Деревянная русская архитектура пополнилась в эпоху Ампира действительно уникальными сооружениями. И эти простые и недорогие деревянные ампирные особняки продолжали строить многие годы, даже во второй половине XIX века. Традиционный «барский дом» с колоннами, на лужайке, привлекал внимание всех слоев тогдашнего общества. И зажиточный купец, и новоявленный промышленник тоже строили для себя ампирный дом с колоннами. Очевидно, что бы почувствовать себя ровней с дворянами.
8 и 9 – Стиль Модерн и Ретроспективизм с его разновидностями.
Это стили последних лет царской России, времени сложного во всех аспектах.
В классической советской архитектурной школе эти периоды старались вообще не рассматривать. И только в 1980-х годах появились исследования об архитектуре второй половины XIX века (об эклектике), и архитектуре конца XIX века и начала XX века – о Модерне и Ретроспективизме.
Это время расцвета строительного искусства России. Появление новых материалов и новых технологий отделки зданий, творческое освоение исторического опыта и многое другое, что позволило создать за короткий период огромное количество архитектурных сооружений.
Конечно, архитектурный уровень зданий этого времени не всегда был на высоте. Излишняя вычурность, особенно в особняках, порою снижают общий уровень постройки. Но зато в промышленной архитектуре произошел поистине революционный переворот.Если очень коротко, но надо сказать — период был короткий, но очень яркий….
……………………………………………………………………….
Литература:
— История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
— Ю.П.Спегальский. Псков. – Л.- М.: Искусство, 1963.
— М.К.Каргер. Новгород Великий. – Л.- М.: Искусство, 1966.
— Е.И.Кириченко. Русская архитектура 1830-1910-х годов. – М.: Искусство, 1982.
— А.В.Ополовников. Русское деревянное зодчество. – М.: Искусство, 1986.
— И.А.Воротникова, В.М.Неделин. Кремли, крепости и укрепленные монастыри Русского государства XV-XVII веков. — М: Буксмарт, 2013.
Tags: 1. ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА, 3. Стиль БАРОККО, 4. Стиль КЛАССИЦИЗМ, 5. «Национально-романтический» этап, 6. 1 — «деревянный ампир», 7. ЭКЛЕКТИКА, 8. Стиль МОДЕРН, 9. РЕТРОСПЕКТИВИЗМ, Общие вопросы журнала
обзор всех стилей с примерами
Архитектура была всегда неразрывно связана с исторической эпохой и являлась отражением настроений в обществе, политической идеологии или концептуальным выражением происходящих процессов. Петербург, долгое время будучи столицей страны, стал местом для архитектурных экспериментов и сохранил в себе яркий отпечаток каждого периода, нашедшего своё отражением в том или ином архитектурном стиле.
Барокко
Петровское барокко
Елизаветинское барокко
Классицизм
Русский ампир
Эклектика
Необарокко
Неовизантийский стиль
Неорусский стиль
Неоготика
Промышленная архитектура
Модерн
Конструктивизм
Сталинский неоклассицизм
Советский модернизм
Современная архитектура
Барокко
Одним из первых архитектурных стилей Петербурга стал барокко, популярный в Европе на момент основания города в 1703 году. Первые здания в центре строились именно в этом стиле: от Петропавловского собора на Заячьем острове до застройки Университетской набережной.
Пётр I вдохновился барокко, путешествуя по Европе, поэтому главными приглашёнными в Петербург архитекторами стали именно европейские мастера: Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Жан-Батист Леблон.
В барочном стиле строились дворцы, особняки, загородные резиденции, соборы и церкви. Самыми яркими примерами являются Зимний дворец, дворец Строгановых, Смольный, Петропавловский и Сампсониевский соборы.
Для барокко характерен пышный декор, изящество линий, ориентация на эпоху Возрождения и сочетание больших и малых форм. В Петербурге он претерпел изменения с течением временем, поэтому сейчас разделяют Петровское и Елизаветинское барокко.
Петровское барокко
При Петре I барокко было относительно скромным и строгим, чем значительно отличалось от стиля, характерного для Западной Европы. Пётр активно участвовал в проектировании главных зданий, а потому в них заметно выражены его личные предпочтения: стремление к простоте, сдержанной роскоши без излишеств. Таким образом столь непривычная на первый взгляд для России вычурность барокко нивелировалась относительно минималистичной адаптацией при Петре. Эти типичные черты сохранились и при Анне Иоанновне.
Характерные примеры: Кикины палаты, здание Двенадцати коллегий и Летний дворец.
Елизаветинское барокко
Елизаветинское барокко также называют «расстрелиевским» — по имени главного архитектора этого недолгого, но яркого периода. Для него характерна большая пышность, богатая на изящные декоративные элементы как на фасаде, так и в интерьере, зачастую переходящая в рококо. Всего за двадцать лет в этом стиле были построены знаковые петербургские достопримечательности, значительно сформировавший облик центра города: Зимний дворец, Смольный собор, Екатерининский и Большой Петергофский дворец.
Классицизм
Классицизм стал развиваться одновременно с барокко со второй половины 18 века и позже вытеснил все остальные стили в архитектуре на несколько десятилетий. Большая часть известных достопримечательностей города относятся именно к классицизму.
Расцвет классицизма приходится на период правления Екатерины Великой и эпоху Просвещения. Внимание архитекторов обращается на античные ордеры, скульптуры и композиции. Привычные сейчас античные скульптуры на фасадах домов тогда были новаторством для Петербурга и России и смотрелись весьма необычно.
Классицизм разделяют на ранний, строгий и поздний, постепенно переходящий в русский ампир. Эпоха правления каждого императора начиная с Екатерины II и заканчивая Александром II нашла своё отражение в реализации проектов классицизма.
В раннем классицизме строились только дворцы, загородные резиденции и административные здания. Позже произошла первая демократизация в обществе и, соответственно, в архитектуре: в одном стиле стали строиться и царские, и дворянские усадьбы и особняки, что нельзя было представить при барокко. Барочная пышность стала казаться неуместной и избыточной.
Характерными чертами, помимо обращения к античности, является унификация и продуманность всего архитектурного комплекса (улица Росси, главные площади города). Это спокойное изящество и утверждение императорской власти без лишнего пафоса. Часто именно этот период называют золотым веком архитектуры.
Примеры: Михайловский дворец, Таврический дворец, большинство известных загородных резиденций, Академия художеств, комплекс зданий на улице Росси.
Русский ампир
Русский ампир продолжил развитие классицизма и стал отражением ростом национального самосознания и утверждении Российской империи на международной арене. В монументальных проектах архитекторы стремились отразить военные успехи России того времени (Отечественная война), продемонстрировать достижения (Адмиралтейство — морской флот) и императорскую власть (Триумфальные арки).
Не отступая от традиций классицизма, стал широко использоваться декор на военную тематику и усилилось влияние античности (скульптуры, колонны, пилястры). Ориентация на античность была отчасти политической: сравнение российского императора с греческими и римскими, отсылки к событиям Римской империи и Древней Греции (Александровская колонна).
Ампир перестал быть актуальным вместе с изменением общественных настроений: это нестабильность, ускорившаяся демократизация после отмены крепостного права и отсутствии тотального контроля за всеми архитектурными проектами.
Главные примеры: арка Генерального штаба, завершившая ансамбль Дворцовой площади, Адмиралтейство, Нарвская и Московская триумфальные арки.
Многие элементы русского ампира вернулись позже, но при схожих обстоятельствах — в 1930-1950-е годы: демонстрация военной мощи, абсолютной власти и монументализма.
Эклектика
Эклектика отразила меняющиеся настроения в обществе и снятие тотального контроля над градостроительством. Одновременно происходит как обращение к западноевропейским тенденциям, так и возрождение национальных идей, что находит своё отражение в неоготике и неорусском стиле соответственно. Развитие технологий позволяет осуществлять смелые идеи и реализовать новые смелые проекты.
Необарокко
Короткое возрождение барокко пришлось на вторую половину 19 века. Теперь пышные барочный декор обычно сочетается с классицизмом или неоренессансом. Его главный архитектор в Петербурге — Штакеншнейдер, спроектировавший дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте, по которому особенно хорошо заметно вдохновение проектами Расстрелли.
Другие примеры: особняк Бутурлиной, Юсуповой, дом Разумовской.
Неовизантийский стиль
Невизантийский — или псевдовизантийский — стиль был не так популярен в Петербурге, однако оставил несколько выдающихся примеров. В первую очередь это Морской собор Николая Чудотворца в Кронштадте, богато украшенный как снаружи, так и изнутри. Также следует отметить церковь Милующей иконы Божией Матери на Васильевском острове, Иоанновский монастырь на Карповке и Казанскую церковь Новодевичьего монастыря. Один из самых ярких примеров не сохранился — это Греческая церковь, снесённая в середине XX века.
За основу стиля был взят собор Святой Софии в Константинополе/Стамбуле и другие элементы средневековой византийской архитектуры. В России он получил особую интерпретацию, смешавшись с традициями русского зодчества. При этом сохраняются главные черты: низкие купола, где главный купол больше других, единый церковный зал, широкое использование мозаики в декоре.
Неорусский стиль
Неорусский стиль сочетает в себе традиционные русские архитектурные элементы с неовизантийским стилем, модерном или романтизмом. Отчасти он вырос из псевдовизантийского стиля, но всё больше обращался к русским традициям. Происходит подражание древнерусскому зодчеству, что отражало тенденцию возрождения к национальным идеям и народной культуре. Такие дома напоминают сказочные теремы и древнерусские церкви, но при этом имеют другую конструкцию и зачастую воспроизводят лишь древнерусский декор.
Все примеры — в отдельном посте.
Стиль особенно необычен для Петербурга, до этого момента в основном ориентировавшегося на европейские традиции и античные образцы. Возможно, поэтому он не получил большого распространения и сейчас скорее ассоциируется с Москвой, где был распространён намного больше и смотрелся органичнее.
Самые яркие петербургские примеры: Спас-на-Крови, дом Никонова на Колокольной улице, доходный дом Басина. Многие неорусские проекты были снесены (Борисоглебская церковь на Синопской набережной, Захарьевская церковь на Звенигородском проспекте) или перестроены.
Неоготика
Неоготика стала важным отражением периода архитектурной эклектики. Средневековой готики в России не было, поэтому возрождение стиля происходило через воспроизведение отдельных элементов западноевропейских соборов: в основном, шпили, арки и готические своды.
Самые яркие примеры: Чесменская часовня, кирха святого Михаила на Васильевском острове, храм Петра и Павла в Парголовском парке, Готическая капелла в Петергофе. Элементы псевдоготического стиля встречаются не только в религиозных постройках. Например, в доме на 5-й линии, 46 или в больнице на Лиговском проспекте, 2-4.
Промышленная архитектура
Активное развитие промышленности в Петербурге со второй половины XIX века способствовало резкому росту строительства новых заводов, фабрик, мануфактур. Это были и крупные комплексы на окраинах, которые сформировали новые районы (проспект Обуховской обороны), и компактные предприятия в самом центре.
Большинство зданий строится в так называемом кирпичном стиле — неофициальный термин, прочно закрепившийся за архитектурной модой тех лет. Некоторые предприятия кирпичного стиля напоминали английские и немецкие заводы, а более поздние примеры относятся уже к северному модерну (табачная фабрика «Лаферм»).
Пик промышленности в России оставил большое наследие как архитектурных памятников, так и непосредственно предприятий, которые до сих пор работают по своему первоначальному предназначению.
О промышленной архитектуре Петербурга XIX-XX века со множеством примеров есть отдельный пост.
В советское время центр промышленного производства переместился в столицу и другие регионы, поэтому предприятия в функциональном и модернистском стиле шире представлены именно там. В Санкт-Петербурге можно выделить мясокомбинат имени Кирова на Московском проспекте, Левашовский хлебозавод.
Модерн
Модерн стал поистине революционным стилем, отрицавший устоявшиеся традиции. Он пришёл в Россию из Европы с некоторыми изменениями. Самые яркие петербургские примеры модерна: дом Зингера и Елисеевский магазин на Невском проспекте, Витебский вокзал. В них можно проследить главные черты стиля: плавные линии, нетрадиционные конструкции и изящный декор на сказочные темы, большое внимание к деталям и интерьеру.
Как и другие, этот стиль являлся отражением эпохи. Переломный момент на рубеже веков поставил под сомнение существующие традиции, а развитие технологий позволили расширить возможности строительства и использовать более сложные элементы и конструкции.
В конце XIX века в стиле модерн в основном строились особняки, галереи и магазины. Однако позже он стал более массовым и распространился на доходные дома, религиозные постройки и даже промышленные предприятия.
Подробнее о характерных особенностях, истории зарождения и распространения модерна в России и Европе — здесь.
Северный модерн
Помимо пышных особняков в Петербурге стали появляться дома в более сдержанном и скандинавском подвиде стиля — северном модерне или национальном романтизме. Для него характерно использование натуральных материалов, необработанного камня и фольклорных сюжетов в декоре. Более суровые на первый взгляд дома часто напоминают замки, но их неприступный вид сочетается с изяществом модерна, яркими декоративными деталями, выраженными через витражи, мозаику и майолику. О северном модерне есть отдельный подробный пост.
Конструктивизм
Конструктивизм появился в первые советские годы, когда всё искусство, включая архитектуру, стало источником распространения новых идей. Его главные черты — функциональность и минимум декора — были продиктованы как экономией после Первой мировой войны и революции, так и советской идеологией, диктующей архитектуру без излишеств.
Конструкция здания и план каждого помещения планировались исходя из функции, которые они будут осуществлять. Это хорошо заметно в ДК имени Горького, Московском райсовете и практически всех постройках той эпохи. Для жилых зданий проектировался общий быт со столовой, библиотекой, детским садом (дом-коммуна инженеров и писателей, дом Политкаторжан).
Минималистичный декор был по-своему изящен: это ленточное остекление, цилиндрические формы, асимметрия и противопоставление горизонталей и вертикалей. В Петербурге сформировался свой подстиль, который называют ленинградским авангардом.
Подробнее о конструктивизме в Петербурге.
Отдельно стоит отметить рабочие городки и жилмассивы, которые стали массово строиться в эпоху конструктивизма. Лучшие примеры этого простого и функционального жилья с нестандартными решениями и оригинальным декором: жилгородок на Тракторной улице и на проспекте Стачек. О рабочих городках разных периодов можно почитать в здесь.
Сталинский неоклассицизм
В сталинском ампире — или неоклассицизме — отражалась идеология довоенного и послевоенного периода. Утверждение единой власти, военной мощи, промышленности, индустриализации и пафос тоталитаризма пронизывали архитектуру ключевых проектов эпохи. Отчасти заимствовались традиции русского ампира 19 века: широкое использование античных элементов, колонн, арок, военной символики. Однако изменился масштаб строительства, технологии, материалы и добавились некоторые конструктивистские элементы. Самые амбициозные проекты осуществить не удалось из-за Великой отечественной войны, но была спроектирована единая застройка целых районов, которая сохранилась в Московском и Кировском районе, а отдельные здания встречаются практически повсеместно.
Самый яркий проект эпохи — Дом Советов на Московском проспекте, который должен был стать началом строительства нового центра города.
Плановая застройка
После смерти Сталина вместе с десталинизацией происходит полный отказ от сталинского ампира. Новые здания принципиально строятся без всякого декора, подчёркивая отсутствия пафоса и помпезности. Именно на этот период пришёлся максимально быстрый рост города и населения за счёт строительства массового и доступного жилья. Это так называемые «панельки» и другая плановая застройка, позволившая получить жильё новым жителям Петербурга, но страдающая от низкого качества и низкой архитектурной ценности.
Советский модернизм
Советский модернизм является логическим продолжением конструктивизма и также часто использует, например, ленточное остекление и цилиндрические формы. Но обычно проекты соцмодернизма более смелые и новаторские — с грубыми формами, зачастую переходящими в брутализм (гостиница «Русь») и использованием новейших на тот момент технологий (СКК).
Чаще в соцмодернизме строились административные учреждения, спортивные стадионы, промышленные предприятия и жилые дома. Самые яркие проекты второй половины XX века, которые часто вызывают полярные чувства у жителей, относятся как раз к этому стилю (БКЗ, дома на Смоленской набережной).
Подробнее: Социалистический модернизм
Современный стиль
С середины 90-х годов не существовало чёткого градостроительного плана, поэтому за 20 лет появилось довольно много неудачных проектов и хаотичной застройки. Отчасти происходило копирование классических элементов, отчасти — широкое использование сплошного остекления и массивных бетонных блоков. Большинство зданий этого времени подвергается критике, а также инициировало уничтожение архитектурного наследия.
Удачные примеры стали появляться только в последние десятилетия после переориентации на актуальные мировые тенденции строительства. К ним можно отнести Невскую Ратушу, дом на Ковенском, 5, новая сцена Александринского театра, реконструкция Главного штаба.
Фасадизм
В последние годы вместо уничтожения архитектурных памятников применяется технология фасадизма: когда сохраняется или восстанавливается исторический фасад, а всё остальное перестраивается и дополняется новыми конструкциями. Считается, что фасадизм позволяет сохранить облик исторической застройки центра города и модернизировать здания.
Примеры: дом на Лиговском 13-15, «Ренессанс Правда» на Херсонской, 15.
Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.
архитектурных стилей (на примерах) — Сообщество DEV
Архитектура системы описывает ее основные компоненты, их отношения (структуры) и то, как они взаимодействуют друг с другом. Архитектура программного обеспечения служит образцом для системы. Он обеспечивает абстракцию для управления сложностью системы. Теперь рассмотрим основные архитектурные стили:
- Труба и фильтр
- Центр обработки данных
- Слоистый
- клиент-сервер
- Модель-Вид-Контроллер
- Неявный вызов
- Микросервисы
Сначала дадим описание:
- Компоненты — расчетные элементы и элементы для хранилище данных. Связь с другими элементами есть реализованы через их интерфейсы (порты) .
- Коннекторы — архитектурные элементы для связи. Подобно тому, как компоненты общаются с другими элементами через их интерфейсы (роли) .
- Топология — Успешная связь между двумя архитектурными элемент возникает, когда роль привязана к порту и их интерфейсы совместимы. Архитектурный элементы, их взаимосвязи и ограничения представляют топология .
Определение
Труба и фильтр — это архитектурный шаблон, который имеет независимые сущности:
- фильтры (компоненты) — которые выполняют преобразования данных и обрабатывают ввод, который они получают
- каналы (соединители) — которые служат соединителями для потока преобразуемых данных, каждый из которых подключен к следующему компоненту в конвейере.
Описание
Схема взаимодействия в схеме конвейер-и-фильтр характеризуется последовательными преобразованиями потоков данных. Как видно на диаграмме, данные идут в одном направлении. Он начинается с источника данных, достигает входного порта (портов) фильтра, где обработка выполняется в компоненте, а затем передается через его выходной порт (порты) через канал к следующему фильтру, а затем в конечном итоге заканчивается на цель данных.
При использовании
Обычно используется в приложениях обработки данных (как пакетных, так и транзакционных), где входные данные обрабатываются на отдельных этапах для создания связанных выходных данных.
Примеры
Архитектурный шаблон очень популярен и используется во многих системах, например, в текстовых утилитах операционной системы UNIX. Всякий раз, когда с разными наборами данных нужно манипулировать по-разному, вам следует рассмотреть возможность использования архитектуры канала и фильтра.
- Компиляторы : Они выполняют преобразование языка. Ввод на языке, например. Java и вывод на машинном языке. Для этого ввод проходит через различные этапы внутри компилятора — эти этапы образуют конвейер. Наиболее часто используемое деление состоит из 3 этапов: front-end, middle-end и back-end. Внешний интерфейс отвечает за синтаксический анализ входного языка и выполнение синтаксиса и семантики, а затем преобразует его в промежуточный язык. Средний конец берет промежуточное представление и обычно выполняет над ним несколько шагов оптимизации, получившаяся преобразованная программа передается на серверный конец, который преобразует ее в язык B. Каждый уровень также состоит из нескольких шагов, и все вместе образует конвейер компилятора.
- Оболочка UNIX : Конвейер — одна из определяющих особенностей оболочки UNIX, и, очевидно, то же самое относится к Linux, MacOS и любым другим системам на основе Unix или вдохновленным им системам. В двух словах, он позволяет связать вывод одной программы с вводом другой. Преимущество этого заключается в том, что вам не нужно сохранять результаты одной программы, прежде чем вы сможете начать их обработку с помощью другой. Долгосрочное и даже более важное преимущество заключается в том, что он побуждает программы быть небольшими и простыми. Нет необходимости в каждой программе включать счетчик слов, если все они могут быть переданы в wc. Точно так же ни одна программа не должна предлагать свои собственные встроенные средства сопоставления с образцом, поскольку они могут быть переданы в grep. В приведенном примере считывается input.txt, а затем выходные данные передаются grep в качестве входных данных, которые ищут шаблон «текст», а затем передают результаты в sort, которая сортирует результаты и выводит в файл output.txt. .
кошка input.txt | grep "текст" | сортировка> output.txtВойти в полноэкранный режимВыйти из полноэкранного режима
input.txt ➜ grep ➜ sort ➜ output.txt
- Банкомат
Преимущества
- Простота и удобство для создания и развития
- Интуитивный и простой для понимания
- Фильтры дискретные: многократное использование и низкая связь между компонентами (модифицируемость)
- Поддержка параллелизма
Недостатки
- Каждый фильтр должен анализировать свои данные
- Трудно обмениваться глобальными данными
- Проблемы с повторным использованием — напр. функциональный преобразования с несовместимыми данными
- Формат передачи данных должен быть договорились
- Не обеспечивает взаимодействие фильтров вместе решить проблему
Определение
Архитектура, ориентированная на данные, состоит из различных компонентов, которые обмениваются данными через общее хранилище данных. Данные централизованы, и все компоненты могут получить к ним доступ/изменить их. Общие данные можно рассматривать как соединитель между компонентами .
Описание
В этом стиле имеем:
- Центральная структура данных или хранилище данных, которое отвечает за обеспечение постоянного хранения данных. Он представляет текущее состояние.
- Множество независимых компонентов, которые работают с центральным хранилищем данных, выполняют вычисления и могут возвращать результаты. Взаимодействия или связь между компонентами осуществляются только через хранилище данных (может рассматриваться как коннектор). Данные являются единственным средством связи между клиенты. Поток управления разделяет архитектуру на две категории: Репозиторий и Классная доска .
Репозиторий:
- Центральная структура данных пассивна, а клиенты (компоненты) хранилища данных активны.
- Участвующие компоненты проверяют хранилище данных на наличие изменений.
- Компонентам не отправляются уведомления.
Blackboard:
- Центральная структура данных активна, и клиенты и являются пассивными.
- Логический поток определяется текущим состоянием данных в хранилище данных.
- Все компоненты должны быть проинформированы об изменении данных.
Примеры
- Базы данных — Наиболее известными примерами архитектуры, ориентированной на данные, являются архитектура базы данных, в которой общая схема базы данных создается с использованием протокола определения данных — например, набор связанных таблиц с полями и типами данных в СУБД.
- Airline CRM System — CRM — это программная система, которая управляет персонализированными отношениями с клиентами компании. Маркетинговые кампании, обслуживание клиентов и кампании по перекрестным продажам обычно управляются системой CRM.
- Веб-службы данных — Другим примером архитектур, ориентированных на данные, является веб-архитектура, которая имеет общую схему данных (т. услуги на основе данных.
- ИДЕ
Преимущества
- Масштабируемость — можно добавлять новые компоненты
- Concurrency — все компоненты могут работать параллельно
- Повторное использование — компоненты не имеют прямой связи друг с другом
- Централизованное управление данными
- Лучшие условия для безопасности, архивирования и т. д.
- Компоненты не зависят от данных производителя
Недостатки
- Высокая зависимость между структурой данных хранилища и компонентами
- Хранение — единая точка отказа (single point of failure)
- Изменения в структуре данных сильно влияют на клиентов
- Несколько компонентов проблем с синхронизацией
Определение
Организует систему в слои со связанными функциями
между каждым уровнем. Каждый уровень предлагает услуги через интерфейс, но только для уровня, который находится непосредственно над ним, и использует услуги уровня, который находится непосредственно под ним.
Таким образом, каждый уровень представляет:
• Сервер — для верхнего уровня
• Клиент — для нижнего уровня
Описание
Организует систему по уровням с соответствующей функциональностью, связанной с каждым уровнем. Уровень предоставляет услуги вышестоящему уровню, поэтому уровни самого нижнего уровня представляют основные услуги, которые, вероятно, будут использоваться во всей системе.
Примеры
- Система iLearn — Цифровая система обучения iLearn имеет четырехуровневую архитектуру, которая следует этой схеме.
- Модель взаимодействия открытых систем — Модель OSI является эталонной моделью и используется для связи с системами, открытыми для связи с другими системами.
- Другие 4-уровневые системы — Уровень представления содержит все категории, относящиеся к уровню представления. Бизнес-уровень содержит бизнес-логику. Уровень постоянства используется для обработки таких функций, как объектно-реляционное сопоставление. На уровне базы данных хранятся все данные.
- Многоуровневая архитектура — пример приложения
При использовании
Используется при создании новых объектов поверх существующих систем, когда разработка распределена между несколькими группами, каждая из которых отвечает за определенный уровень функциональности, или когда
требуется многоуровневая безопасность.
Преимущества
- Каждый уровень поддерживает аналогичные задачи (лучшее сцепление)
- Абстракция — внутренняя структура слоев скрыта
- Позволяет заменять целые слои
- Дополнительные услуги (например, аутентификация) могут предоставляться на каждом уровне для повышения надежности системы
Недостатки
- Обеспечить четкое разделение между слоями часто бывает сложно — верхний уровень должен напрямую взаимодействовать с более низким уровнем
- Производительность может быть проблемой из-за нескольких уровней интерпретации запроса на обслуживание, так как он обрабатывается всеми уровнями
Определение
На клиент-сервере функциональность системы организована в сервисах, предоставляемых серверами. Клиенты являются пользователями этих услуг и получают доступ к серверам, чтобы воспользоваться ими. Серверу не обязательно иметь информацию о своих
клиентах.
Описание
В клиент-серверной архитектуре система представлена как набор сервисов, где каждый сервис предоставляется отдельным сервером. Клиенты являются пользователями этих сервисов и серверов доступа, чтобы сделать
их использование.
Примеры
- Интернет-магазин
- Архитектура клиент-сервер для библиотеки фильмов
- Другие распространенные системы
При использовании
Используется, когда доступ к данным в общей базе данных должен осуществляться из нескольких местоположений. Поскольку серверы могут быть реплицированы, их также можно использовать при переменной нагрузке на систему.
Преимущества
- Его централизованная архитектура облегчает защиту данные
- Серверы могут быть распределены по сети
- Данные передаются по неинтересным протоколам с платформ
- Общие функции (например, принтер) могут быть доступны для всех клиентов
- Возможности Клиента и Серверов могут измениться отдельно
Недостатки
- Производительность зависит как от сети, так и от системы
- Если слишком много клиентов одновременно запрашивают данные с сервера, это может привести к перегрузке
- Пакеты данных могут быть изменены во время передачи.
- Могут возникнуть проблемы с управлением, если серверы принадлежат различным организациям
Определение
Система состоит из трех логических компонентов, которые взаимодействуют друг с другом. Компонент модели управляет системными данными и соответствующими операциями с данными. View Компонент View определяет и управляет тем, как данные представляются пользователю. Компонент контроллера контролирует взаимодействие с пользователем (например, нажатия клавиш и т. д.) и передает эти взаимодействия в
компонент «Вид» или «Модель».
Описание
Отделяет представление и взаимодействие от системных данных. Система структурирована на три логических компонента, которые взаимодействуют друг с другом. Компонент модели управляет системными данными и связанными с ними операциями. Компонент View определяет и управляет тем, как данные представляются пользователю. Компонент контроллера управляет взаимодействием с пользователем (например, нажатиями клавиш, щелчками мыши и т. д.) и передает эти взаимодействия представлению и модели.
Примеры
- Веб-фреймворки, такие как: AngularJS и Ember.js все реализуют архитектуру MVC, хотя и немного по-разному
- Система веб-приложений, организованная с использованием шаблона MVC
При использовании
Используется при наличии нескольких способов просмотра данных и взаимодействия с ними. Также используется, когда неизвестны будущие требования к взаимодействию и представлению данных.
Преимущества
- Большая гибкость
- Простота обслуживания и внедрения будущих улучшений
- Четкое разделение между логикой представления и бизнес-логикой
- Позволяет данным независимо изменять свою производительность и наоборот
- Несколько видов для одной модели
Недостатки
- Даже если модель данных и взаимодействия просты, этот стиль может внести сложность и потребовать много кода
- Не подходит для небольших приложений
- Проблема производительности с частыми обновлениями в модели
- Разработчики программного обеспечения, использующие MVC, должны владеть многими технологиями
Определение
При неявном вызове вместо прямого вызова процедуры компонент может объявить об одном или нескольких событиях.
Другие компоненты системы могут зарегистрировать интерес к событию
, связав процедуру с событием. При объявлении события система вызывает все процедуры, зарегистрированные для этого события. Таким образом, событие вызывает процедуры в других модулях.
Явный вызов:
Неявный вызов:
Описание
Компоненты системы взаимодействуют друг с другом через
широковещательных события. Компоненты работают одновременно и общаются посредством приема или трансляции событий. Шину событий можно рассматривать как коннектор — все компоненты взаимодействуют только через нее. События также могут содержать данные.
Преимущества
- Свободная муфта
- Компоненты могут быть очень разнородными
- Компоненты легко заменить/добавить/использовать снова
- Высокая эффективность для распределенных систем — события независимы и могут перемещаться по сети
- Безопасность — события легко отслеживаются и регистрируются
Недостатки
- Последовательность выполнения компонентов трудно контролировать
- Неизвестно, есть ли компонент, реагирующий на данное событие
- Большие объемы данных трудно передать из событий Шина событий — единая точка отказа точка отказа
Определение
Фаулер и Льюис 1 определяют архитектурный стиль микросервисов (микросервисов) как «подход к разработке приложения как набора небольших сервисов, каждый из которых работает в своем собственном процессе и взаимодействует со световыми механизмами. »
Микросервисы предназначены для приложений, в которых возможна слабая связанность соединения и возможна сплоченность.трубы 0242). Для связи используются (в основном) два способа — прямая связь через легкие протоколы (например, REST) или сообщения/события (через шину сообщений/событий).
Описание
Микросервисы — это архитектурный стиль, который структурирует приложение как набор небольших автономных сервисов, смоделированных вокруг бизнес-домена.
Примеры
- Амазон
- Нетфликс
- Убер
- Этси
Преимущества
- Низкая муфта
- Улучшает модульность
- Способствует параллельной разработке
- Способствует масштабируемости
Недостатки
- Затраты на инфраструктуру обычно выше
- Сложность интеграционного тестирования
- Управление услугами и развертывание
- Наносервисы антипаттерн
Рекомендуемые книги/ссылки:
- Разработка программного обеспечения: теория и практика, Карлос Э. Отеро
- Разработка программного обеспечения, Ян Соммервиль
- https://people.utm.my/noraini/files/2016/09/Chapter-4-Pattern-and-Styles.pdf
- http://www.softwareengineeringdesign.com/book-resources/chapter4/Chapter%204%20-%20Styles%20and%20Patterns%20in%20Architecture%20-%20Session%20II.pdf
— Руководство по архитектуре приложений Azure
- Статья
- 5 минут на чтение
Архитектурный стиль — это семейство архитектур, обладающих определенными характеристиками. Например, N-уровневый — распространенный архитектурный стиль. В последнее время начали завоевывать популярность микросервисные архитектуры. Стили архитектуры не требуют использования определенных технологий, но некоторые технологии хорошо подходят для определенных архитектур. Например, контейнеры идеально подходят для микросервисов.
Мы определили набор стилей архитектуры, которые обычно встречаются в облачных приложениях. Статья для каждого стиля включает:
- Описание и логическую схему стиля.
- Рекомендации по выбору этого стиля.
- Преимущества, проблемы и передовой опыт.
- Рекомендуемое развертывание с использованием соответствующих служб Azure.
Краткий обзор стилей
В этом разделе дается краткий обзор определенных нами архитектурных стилей, а также некоторые общие соображения по их использованию. Подробнее читайте в связанных темах.
N-уровень
N-уровень — это традиционная архитектура для корпоративных приложений. Зависимости управляются путем разделения приложения на слоев , которые выполняют логические функции, такие как представление, бизнес-логика и доступ к данным. Слой может вызывать только те слои, которые находятся под ним. Однако это горизонтальное расслоение может быть помехой. Может быть сложно внести изменения в одну часть приложения, не затрагивая остальную часть приложения. Это затрудняет частые обновления, ограничивая скорость добавления новых функций.
N-уровень идеально подходит для переноса существующих приложений, которые уже используют многоуровневую архитектуру. По этой причине N-уровень чаще всего используется в решениях «инфраструктура как услуга» (IaaS) или в приложениях, использующих сочетание IaaS и управляемых услуг.
Web-Queue-Worker
Для чисто PaaS-решения рассмотрите архитектуру Web-Queue-Worker . В этом стиле у приложения есть веб-интерфейс, который обрабатывает HTTP-запросы, и внутренний рабочий процесс, который выполняет задачи с интенсивным использованием ЦП или длительные операции. Внешний интерфейс взаимодействует с рабочим через асинхронную очередь сообщений.
Web-queue-worker подходит для относительно простых доменов с некоторыми ресурсоемкими задачами. Как и N-уровень, архитектура проста для понимания. Использование управляемых служб упрощает развертывание и эксплуатацию. Но со сложными доменами может быть сложно управлять зависимостями. Пользовательский интерфейс и рабочий процесс могут легко стать большими монолитными компонентами, которые трудно поддерживать и обновлять. Как и в случае с N-уровневым, это может снизить частоту обновлений и ограничить инновации.
Микросервисы
Если ваше приложение имеет более сложный домен, рассмотрите возможность перехода на архитектуру Microservices . Приложение микрослужбы состоит из множества небольших независимых служб. Каждая служба реализует одну бизнес-возможность. Службы слабо связаны и взаимодействуют через контракты API.
Каждая служба может быть создана небольшой целенаправленной группой разработчиков. Отдельные сервисы можно развертывать без значительной координации между командами, что способствует частым обновлениям. Микросервисную архитектуру сложнее создавать и управлять ею, чем N-уровневая или веб-очередь-воркер. Это требует зрелой разработки и культуры DevOps. Но при правильном подходе этот стиль может привести к более высокой скорости выпуска, более быстрым инновациям и более отказоустойчивой архитектуре.
Архитектура, управляемая событиями
Архитектура, управляемая событиями , использует модель публикации-подписки (pub-sub), в которой производители публикуют события, а потребители подписываются на них. Производители независимы от потребителей, а потребители независимы друг от друга.
Рассмотрите управляемую событиями архитектуру для приложений, которые принимают и обрабатывают большие объемы данных с очень малой задержкой, например решения IoT. Этот стиль также полезен, когда разные подсистемы должны выполнять разные типы обработки одних и тех же данных события.
Большие данные, большие вычисления
Большие данные и Большие вычисления — это специализированные архитектурные стили для рабочих нагрузок, соответствующих определенным профилям. Большие данные делят очень большой набор данных на фрагменты, выполняя параллельную обработку всего набора для анализа и составления отчетов. Большие вычисления, также называемые высокопроизводительными вычислениями (HPC), выполняют параллельные вычисления на большом количестве (тысячах) ядер. Домены включают симуляции, моделирование и трехмерную визуализацию.
Архитектурные стили как ограничения
Архитектурный стиль накладывает ограничения на дизайн, включая набор элементов, которые могут отображаться, и допустимые отношения между этими элементами. Ограничения управляют «формой» архитектуры, ограничивая множество вариантов выбора. Когда архитектура соответствует ограничениям определенного стиля, появляются определенные желаемые свойства.
Например, ограничения в микрослужбах включают:
- Служба представляет одну ответственность.
- Каждая служба независима от других.
- Данные являются частными для службы, которой они принадлежат. Сервисы не обмениваются данными.
При соблюдении этих ограничений получается система, в которой сервисы могут развертываться независимо, сбои изолируются, возможны частые обновления и в приложение легко внедрять новые технологии.
Прежде чем выбрать архитектурный стиль, убедитесь, что вы понимаете основные принципы и ограничения этого стиля. В противном случае вы можете получить дизайн, который соответствует стилю на поверхностном уровне, но не реализует весь потенциал этого стиля. Также важно быть прагматичным. Иногда лучше ослабить ограничения, чем настаивать на архитектурной чистоте.
В следующей таблице показано, как каждый стиль управляет зависимостями, а также типы доменов, которые лучше всего подходят для каждого из них.
Архитектурный стиль | Управление зависимостями | Тип домена |
---|---|---|
Уровень N | Горизонтальные уровни, разделенные подсетями | Традиционный бизнес-домен. Частота обновлений низкая. |
Работник веб-очереди | Внешние и внутренние задания, разделенные асинхронным обменом сообщениями. | Относительно простой домен с некоторыми ресурсоемкими задачами. |
Микросервисы | Вертикально (функционально) разделенные службы, которые вызывают друг друга через API. | Сложный домен. Частые обновления. |
Архитектура, управляемая событиями | Производитель/потребитель. Независимый просмотр для каждой подсистемы. | IoT и системы реального времени. |
Большие данные | Разделите огромный набор данных на небольшие фрагменты. Параллельная обработка локальных наборов данных. | Пакетный анализ данных и анализ данных в реальном времени. Предиктивный анализ с использованием машинного обучения. |
Большие вычисления | Распределение данных по тысячам ядер. | Области с интенсивными вычислениями, такие как моделирование. |
Рассмотрите проблемы и преимущества
Ограничения также создают проблемы, поэтому важно понимать компромиссы при принятии любого из этих стилей. Перевешивают ли преимущества архитектурного стиля проблемы, для этого поддомена и ограниченного контекста .
Вот некоторые из проблем, которые следует учитывать при выборе архитектурного стиля:
Сложность . Оправдана ли сложность архитектуры для вашего домена? И наоборот, не является ли стиль слишком упрощенным для вашего домена? В этом случае вы рискуете получить «большой ком грязи», потому что архитектура не помогает вам четко управлять зависимостями.
Асинхронный обмен сообщениями и окончательная согласованность . Асинхронный обмен сообщениями можно использовать для отделения служб и повышения надежности (поскольку сообщения могут быть отправлены повторно) и масштабируемости. Однако это также создает проблемы при обработке окончательной согласованности, а также возможность дублирования сообщений.