Стимпанка: Стимпанк » Социология молодежи. Электронная энциклопедия

Что такое стимпанк простыми словами с примерами

Как правило, стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества, в совершенстве освоившего механику и технологии паровых машин, с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением.
В этом проявляется связь стимпанка и ретрофутуризма. Возможно также и наличие в произведениях стимпанка элементов фэнтези[5], альтернативной истории, ужасов, фантастики, детектива.

Стимпанк или паропанк (от англ. steampunk: steam — «пар» и punk — «панк»), — направление научной фантастики, включающее технологию и декоративно-прикладное искусство, вдохновлённое паровой энергией конца XIX века[1].
Возникшее первоначально в 1980-х годах как литературное течение в противовес киберпанку[2] постепенно выросло в стиль искусства, культурное движение и субкультуру[3].
Считается самой известной производной киберпанка[4].

Возникновение жанра

Хотя многие работы, которые в настоящее время принято считать образцами жанра стимпанк, были опубликованы ещё в 1960-е и 1970-е годы, сам термин стимпанк появился намного позже: он был придуман писателем Кевином Джетером[5][6] как ироничный вариант слова «киберпанк» и введён в обиход в апреле 1987 года.
Джетер пытался найти термин, который объединил бы произведения «The Anubis Gates» Тима Пауэрса (1983), «Homunculus» Джеймса Блэйлока (1986), а также его собственные работы «Ночь Морлоков» (1979) и «Infernal Devices» (1987).
Во всех этих произведениях мир находится на уровне технологий XIX века, а стиль повествования подражает викторианской фантастике, такой как роман Герберта Уэллса «Машина времени». В отличие от киберпанка, стимпанк основан на реальных или, по крайней мере, условно допустимых технологиях, главным из которых стал пар, давший название жанру[7].

В своём письме в редакцию научно-фантастического журнала Locus, напечатанном в номере за апрель 1987 года, Джетер писал[8]:

Дорогой «Locus»,
Прилагаю копию моего романа 1979 года «Ночь Морлоков». Я был бы очень признателен, если бы Вы отправили её Фарен Миллер, поскольку это первое доказательство в большой дискуссии на тему того, кто же в «фентезийном триумвирате Пауэрс-Блэйлок-Джетер» первым стал писать в «гонзо-исторической манере». Хотя я, конечно, нашёл её обзор в мартовском номере «Locus» весьма лестным.
Лично мне кажется, что такие фантазии на викторианскую тему станут следующей «большой волной», особенно если мы с Пауэрсом и Блэйлоком сможем разработать подходящий собирательный термин для них. Что-нибудь на тему свойственных той эпохе технологий… Там, «Стимпанк», например…
К. У. Джетер — Письмо Кевина Джетера в журнал Locus

Издание романа Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий» (точнее «Разностная машина» или «Дифференциальный исчислитель»; The Difference Engine, 1990) привлекло большое внимание к жанру и значительно повлияло на его дальнейшее развитие, именно после этого романа стимпанк начал приобретать всё большую популярность среди читателей[9].

Классификация стимпанка

Редактор раздела о литературе в журнале «Мир фантастики» Борис Невский выделяет 2 разновидности стимпанка[7]:

  • Альтернативно-исторический стимпанк, действие которого происходит в условно «нашем» мире, но пошедшем по иному пути развития. Как правило, такой стимпанк близок к научной фантастике.
  • Фэнтезийный стимпанк, действие которого происходит в полностью вымышленном мире, где действуют иные законы, а с ретро-техникой может сосуществовать волшебство.

Джефф Ванденмеер  выделяет 7 поджанров стимпанка[10][11]:

  • Бойлерпанк (англ. Boilerpunk): ответ рабочего класса на аристократический стимпанк. Основан на использовании лопаты, угля и пара.
  • Клокпанк (англ. clockpunk — clock — «часы»): вместо силы пара используются заводные механизмы.
  • Дизельпанк.
  • Романтизм газовых фонарей (англ. Gaslight Romance): поджанр стимпанка с уклоном в альтернативную историю и романтизацию Викторианской эпохи.
  • Маннерпанк (англ. Mannerpunk): поджанр стимпанка, где рассматривается сложная социальная иерархия между персонажами, часто в контексте бесконечных танцев и вечеринок.
  • Бластерная готика (англ. Raygun Gothic ): ретрофутуризм на основе Ар-деко и современных стилей. Термин придуман Уильямом Гибсоном.
  • Ститчпанк: поджанр стимпанка, где главными действующими лицами являются живые куклы (например, мультфильм «9»).

В массовой культуре

Литература и комиксы

Большое влияние на создание произведений в жанре стимпанк оказала (и продолжает оказывать) научно-фантастическая литература XIX века — в частности, произведения Жюля Верна[14][15], Герберта Уэллса[14][15], Марка Твена, Мэри Шелли[16] и Альбера Робида.
Книга «Паровой человек в прериях» (1868) Эдварда Эллиса и последующие произведения вроде серии о Фрэнке Риде автора Гарольда Коэна относятся к жанру эдисонада[17], популярному на рубеже XIX—XX веков, где рассказывалось о выдающемся молодом изобретателе и его творениях (например, герой Том Свифт).

Многие литературные произведения, ныне причисляемые к стимпанку, появились задолго до введения самого термина «стимпанк» Кевином Джетером для характеристики своей книги «Ночь морлоков».
Роман «Titus Alone» (1959) Мервина Пика предвосхитил многие основы стимпанка[18]. Более ранние книги, такие, как «Worlds of the Imperium» Кита Лаумера (1962), «Queen Victoria’s Bomb» Рональда У. Кларка (1967) и «Warlord of the Air» Майкла Муркока изображали миры, близкие определению «стимпанк»[19][20]. Гарри Гаррисон в своём романе «Да здравствует Трансатлантический туннель! Ура!» (1973) изображает альтернативное развитие Британской империи к 1973 году с атомными локомотивами, летающими лодками, работающими на угле, богато украшенными субмаринами и диалогами подчёркнуто викторианского периода. В феврале 1980 года Ричард А. Лапофф и Стив Стайлз опубликовали первые главы своего комикса «The Adventures of Professor Thintwhistle and His Incredible Aether Flyer», который также часто относят к стимпанку[21].

Известные представители:

  • Уильям Гибсон[6]
  • Гордон Далквист (англ.)
  • Кевин Джетер (англ. )[6]
  • Джеймс Блейлок[6]
  • Чайна Мьевиль
  • Брюс Стерлинг[6]
  • Скотт Вестерфельд
  • Алексей Пехов
  • Вадим Панов
  • Павел Корнев

Искусство и дизайн

Наличие у стимпанка специфической художественной формы привело к появлению в мировой культуре определённого стимпанк-стиля[22][23]. К его проявлениям можно отнести моддинги и редизайн современных предметов быта «под стиль стимпанка»[24], изобилующие рычагами, вентилями и шестернями, отделанными соответствующими материалами (блестящая медь, полированное дерево и кожа)[25]. Целью такого редизайна является применение и элементов дизайна, и мастерства викторианской эпохи[20], следуя «Искусствам и ремёслам», а также отказ от промышленного дизайна[26].

В 1994 году парижская станция метро Арз-э-Метье благодаря бельгийскому художнику Франсуа Шуитену (англ.) приобрела вид подводной лодки из произведений Жюля Верна[27][28].

Художественная группа Kinetic Steam Works[29] изготовила рабочий паровой двигатель и продемонстрировала его на фестивале Burning Man в 2006 и 2007 годах[30]. Основатель группы Шон Орландо создал экспозицию «Steampunk Tree House» (с англ. — «Стимпанк-дом на дереве»), при этом активно сотрудничая с группой людей, которые позже образовали художественную группу Five Ton Crane Arts Group)[31]. Творения последней также демонстрировались на нескольких фестивалях[32][33]. Стимпанк-дом постоянно установлен в Dogfish Head Craft Brewery (Милтон, штат Делавэр)[34][35].

Дом-на-колёсах The Neverwas Haul (англ.) калифорнийской художницы Шеннон О’Хара построен в викторианском стиле волонтёрами в 2006 году и появлялся на фестивале Burning Man в 2006—2015 годах[36].

В 2011 году в новозеландском городе Оамару открылась выставочная галерея Steampunk HQ (англ.). В этом городе район гавани в наши дни из-за сохранившихся викторианских зданий посвящён стимпанку[37]. В августе 2016 года Оамару попал в Книгу рекордов Гиннесса по наибольшему собранию предметов стимпанка в мире[38].

Высокотехнологичный проект «Музей неПравды» для массовой аудитории в стиле стимпанк открыт в Санкт-Петербурге осенью 2018 года[39].

Моддинг персонального компьютера в стимпанк-стиле.

Парижская станция метро Арз-э-Метье (Франция)

Ресторан Primus в Днепре (Украина)

Кафе Truth Coffee в Кейптауне (ЮАР)

The Neverwas Haul

«Steampunk Tree House» в Dogfish Head Craft Brewery

Петербургская станция метро Обводный канал (Россия)

Фильмы и мультфильмы

Одним из наиболее узнаваемых ранних примеров стимпанка является подводная лодка «Наутилус» Капитана Немо из экранизации студией Уолта Диснея книги «20 000 льё под водой».
Телесериал «Wild Wild West» (1965—1969) был одним из первых произведений, где проявились основные черты стимпанка[16][40].
Фильм «Бразилия» (1985), сам не относящийся к стимпанку, оказал сильное влияние на жанр[22][41].
Среди стимпанк-фильмов часто упоминаются «Город потерянных детей»[42][43][44], «Тайна острова Бэк-Кап»[43][42], «Дикий, дикий запад»[44][42], «Лига выдающихся джентльменов».

Особенно широко стимпанк представлен в аниме, в частности в полнометражных фильмах «Небесный замок Лапута»[42], «Ходячий замок»[44][42], «Стимбой»[44][42] и «Метрополис», сериалах «Последний изгнанник» и «Стальной алхимик».
Среди западных мультфильмов — короткометражка «Загадочные географические исследования Джаспера Морелло»[45], полнометражные мультфильмы «Атлантида: Затерянный мир», «Аврил и поддельный мир», мультсериал «Легенда о Корре».

Фестивали

Стимпанк-экспозиция телектроскопа в лондонском Сити-холле, так называемый Трансатлантический телектроскоп

На специализированных веб-сайтах периодически появляется информация о мероприятиях в стиле стимпанк, проводящихся в разных частях света[46]. Летом 2010 года в Avondale Estates (штат Джорджия, США) прошёл общеамериканский фестиваль STEAMfest 2010[47].

В мае-июне 2008 года мультимедийный художник и скульптор Пол Сэнт-Джордж (англ.) выставил на открытом воздухе интерактивные видеоинсталляции в виде телектроскопов (англ.), оформленных в викторианском стиле, которые устанавливали видеосвязь между Лондоном и Бруклином (Нью-Йорк)[48][49]. Эвелин Крит, промоутер и участник арт-группы Brass Goggles организовала транс-атлантическую встречу стимпанк-энтузиастов из обоих городов, незадолго до стимпанк-тематического мероприятия фестиваля White Mischief (англ.) по мотивам «Вокруг света за 80 дней»[50].

С октября 2009 по февраль 2010 года в Музее истории науки в Оксфорде (англ.) состоялась первая крупномасштабная выставка стимпанк-искусства[51]. На выставке демонстрировались работы 18 стимпанк-художников со всего мира. Многие экспонаты представляли переделанные предметы обихода. Выставка оказалась успешной, собрав более 80000 посетителей[52].

Ряд стимпанк-проектов реализуется и в России. К примеру, 7—10 октября 2010 года на Олдтаймер-галерее Ильи Сорокина силами интернет-портала Steampunker.ru была представлена «самая большая стимпанк-экспозиция из когда-либо выставлявшихся в России»[53].

25 июля 2015 года в парке Александрия Петергофа состоялся первый в России крупный фестиваль стимпанка «Александрийский пленэр», включавший демонстрацию моды и объектов псевдовикторианского стиля[54].

В 2016 и 2017 годах под Смоленском проводился фестиваль стимпанк культуры «Паноптикум»[55].

Игры

Жанр стимпанк не остался незамеченным разработчиками видеоигр. Родоначальником в этой области считается приключенческая игра «Эйдолон (англ.)» (1985) производства LucasArts. Сюжет погружает игрока в условия пыльной лаборатории, где активация машины перемещает в иное измерение. Под влиянием романа «Машина различий» 1991 года вышли игры «Steel Empire» (1992), «The Chaos Engine» (1993) и продолжение «The Chaos Engine 2» (1996), «Final Fantasy VI» (1994). Стелс-игра «Thief: The Dark Project» создаёт мир высокого средневековья в соединении с технологиями стимпанка[56]. Вышедшая в 2001 году «Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura» конкретнее обрисовала стимпанк с викторианским антуражем и собственным фэнтези[57]. Стимпанк твёрдо укрепил свои позиции в игровой индустрии с выходом «Syberia» (2002), «Syberia II» (2004), «Syberia III» (2016) от Бенуа Сокаля. В жанре стимпанк создана игра «Airships: Conquer the Skies» Дэвида Старка[58].

Сосуществование магии и техники (с основой на изобретения Леонардо да Винчи) нашло место в стратегии «Rise of Nations: Rise of Legends» (2006). Действие игры «Dishonored» (2012) происходит в мире стилизованном под викторианскую эпоху[59]. Шутер 2013 года «BioShock Infinite» с элементами RPG, стимпанка и научной фантастики отправляет игрока в вымышленный летающий город 1912 года, где паровые и механические аппараты устарели после Всемирной выставки в Чикаго 1893 года[60]. «Amnesia: A Machine for Pigs» (2013) рассказывает в мрачных красках о промышленнике, которому грезится некая машина, способная исправить пороки и грязь сущего мира[61].

Другими примерами служат серия игр-квестов «Myst», первая часть которой вышла в 1993 году.

В игре градостроительном симуляторе «Frostpunk» (2018) люди выживают после всемирного похолодания, сковавшего все океаны льдом, при помощи огромных паровых генераторов и механических роботов, работающих на энергии паровых ядер.

Субкультура

Стимпанк из литературной основы вырос в конце 1990-х годов в движение творчества и образа жизни. Если в стимпанк-литературе лишь намекалось, то стимпанк-культура несёт в себе сильную составляющую декоративно-прикладного искусства. Стимпанк является критическим ответом на современные социальные и политические проблемы, продукты промышленности, которые непривлекательны, одноразовы, часто сделаны из пластика и не предполагают ремонта. Сторонники стимпанка отвергают запланированное устаревание и «верят в возможность построения лучшего будущего через переработку прошлого»[17], оптимистично настроены по поводу человеческого потенциала[62]. Энтузиасты любят посещать секонд-хэнды, блошиные рынки, антикварные магазины и специализированные сайты в поисках пригодных и интересных предметов для редизайна и самостоятельного переделывания. В целом, мировоззрение представителей стимпанка двойственно: с одной стороны пессимизм по поводу силовых структур и истощения ресурсов, с другой — попытка в историческом прошлом вынести урок для будущего[17]. По мнению редактора «Мира фантастики» Бориса Невского, «в наше безумное время плавный XIX век воспринимается многими как тихая гавань, утраченная человечеством „золотая эпоха“, и потому увлечение стимпанком, также как и фэнтези, — типичный признак массового эскапизма»[7].

Некоторые поклонники жанра стимпанк используют его эстетику в одежде, декоре, предметах повседневного обихода[63]. Эти проявления иногда именуются термином «Нео-викторианство (англ.)», объединяющим викторианскую эстетику, современные технологии и систему мышления[41].

Мода

Элементы одежды главным образом стилизуют моду викторианской эпохи, учитывая разнообразие социальных классов и стилей[64]. Типичными элементами одежды бывают длинные платья, корсеты, юбки и турнюры для женщин; твидовые костюмы, фрак, пальто, гетры, гамаши или одежда-милитари — для мужчин. Делается акцент на аксессуарах: карманные часы, зонты, трости (также меч-трость), шляпы-цилиндры и котелки, очки-гогглы (англ. goggle). Современные аксессуары, например сотовые телефоны или музыкальные плееры, претерпевают редизайн для придания им «викторианского» вида. Облик может также частично повторять одежду рабочего класса викторинской эпохи (оборванная, перемазанная сажей одежда, кожаные маски, противогазы), привносить этно-культурные элементы. Аспекты моды стимпанка могут включать элементы высокой моды, нео-викторианства (англ.), стилей готической лолиты и готического аристократа[41][65]. Также встречается и своеобразное протезирование — утерянные конечности заменяются на механические части тела.

В 2005 году Кейт Ламберт (англ.), известная как Като, основала первую компанию «Steampunk Couture», выпускающую одежду в стиле стимпанк[66]. В 2013 году IBM, проанализировав полмиллиона блогов, комментариев, социальных сетей, новостных ресурсов в интернете, пришла к выводу, что стимпанк, вдохновлённый одеждой, нравами, технологиями викторианского общества, станет главным трендом в розничной торговле[67][68]. Дома высокой моды как Prada[69], Dolce & Gabbana, Versace, Chanel[70] и Christian Dior[68] уже представляли свои стимпанк-варианты на модных показах. В одной из серий шоу «Топ-модель по-американски» 2012 года участницы позировали в стимпанк-образах на фоне паровоза[71].

Музыка

На данный момент стимпанк как полноценное музыкальное направление отсутствует. Вместе с тем существует ряд музыкальных коллективов, позиционирующих себя как «стимпанковские»[49]. Главным образом это группы, играющие в жанрах арт-рок, дарк кабаре, дарквэйв и индастриал[72]. «Стимпанковость» групп выражается главным образом в нео-викторианском антураже, соответствующих текстах и, в ряде случаев, присутствием в музыке осовремененных мотивов и мелодических приёмов, присущих музыкальным произведениям конца XIX века. К числу таких групп можно отнести:

  • «Abney Park» — группа, сочетающая индастриал и дарк-кабаре, основана в Сиэтле, США в 1997 году. В своём творчестве использует элементы стимпанка, электроники и народной музыки разных стран мира[5].[73][74]
  • Vernian Process[73][74] — группа, исполняющая дарквэйв; для неё характерено обращение к более мрачным сторонам стимпанка, вроде тёмных городов и власти машин.
  • «The Clockwork Dolls»[75][74] — стимпанк-трио из Балтимора, сочетающие классическую и современную музыку. Выступают не только как музыканты, но и как писатели и актёры.
  • «The Clockwork Quartet» — группа из 13 человек, представляющих целый стимпанк-оркестр[75].
  • «Humanwine» — бостонский дарк-кабаре/панк-кабаре дуэт, состоящий из семейной пары.
  • «The Cog is Dead»[73][74] — стимпанк-группа из Флориды. Они исполняют музыку различных стилей, из разных эпох.
  • «Dr. Steel»[75][74] — индастриал/хип-хоп исполнитель из Лос-Анджелеса, играющий роль безумного учёного.
  • «Valentine Wolfe» — метал-группа, соединяющая эмбиент-соло басс, электронику и оперу XVIII века[5].
  • «Steam Powered Giraffe»[73][74] («Жираф на паровом ходу») — театрально-музыкальная группа, основана в Сан-Диего (Калифорния, США) в 2008 г. близнецами Изабеллой и Дэвидом Беннеттами и их друзьями. Трое фронтменов группы изображают роботов, у каждого свой грим, свой костюм, свой характер и своя предыстория. Один из роботов, Рэббит (Кролик), выполнен в викторианском стиле. Во время выступлений SPG музыкальные номера перемежаются забавными интермедиями. Стиль музыки — синтез классического рока, кабаре, кантри, вестерн. Группу часто можно услышать во время стимпанк-конвентов на территории США.
  • Ghostfire — стимпанк-группа из Лондона. Их музыка включает элементы фолк музыки и морской тематики.
  • Voltaire — современный кубино-американский автор и исполнитель в жанре «дарк-кабаре», автор серии книг на тему готической субкультуры, романов «Call of the Jersey Devil» и «The Legend of Candy Claws» и сборников графических новелл «Chi-chian», «Oh My Goth!» и «DEADY».
  • «Стимпанк в Ростове» — российская музыкальная группа из Ростова-на-Дону[76].

Стимпанк появляется также в работах музыкантов, не причисляющих себя к стимпанку: клип Дэвида Гетты и Ники Минаж на песню «Turn Me On», клип группы Panic! At The Disco на песню «The Ballad Of Mona Lisa», альбом «Clockwork Angels» (2012), тур рок-группы Rush[77], так же украинская группа «Антитела» сняла клип на песню «Кино» в жанре стимпанк, некоторые видеоклипы и туры симфоник-метал группы Therion.

Типичные элементы мира

Реально существовавший прототип паровой пушки (1829, Россия)

40-дюймовый телескоп-рефрактор Йеркской обсерватории, крупнейший в мире на момент сооружения. Фото 1926 года.

Лифт на Эйфелеву башню

Стимпанк представляет традиционную форму производящей экономики и индустриальную эстетику, где существуют большие понятные механизмы, выраженные гендерные различия в моде и поведении, прогресс[78]. Стимпанк использует атмосферу исторической эпохи с наложением «сумасшедшей науки» (mad science). Встречаются не только изобретения высоких технологий, но и также оружие на псевдонаучной энергии, оживлённые заводные существа, аэропланы и прочие механизмы, работающие не по законам физики и механики. Нередко встречаются в произведениях жители фэнтезийного происхождения, владеющие магией, которая в сюжете вступает в противостояние с наукой и развивающимися технологиями[79].

Характерные элементы мира стимпанка:

Антураж
  • Газовое и частично свечное освещение улиц и домов[6].
  • Урбанистический антураж: фабричные трубы из красного кирпича, пасмурное небо грязно-серого цвета, смог, булыжные мостовые, магазины, лавки, театры, городские трущобы. Соответственно, общая достаточно мрачная атмосфера[6].
  • Информационные технологии викторианской эпохи: уличные газеты, напоминающие кассовые аппараты, неэлектронные счётные машины (арифмометр, вычислительная машина Бэббиджа[6] и тому подобные), телеграф, в ряде случаев — пневмопочта и пневмотранспорт.
  • Общественные настроения конца XIX-начала XX веков — снижение роли церкви, вера в прогресс и науку, остаточные понятия о чести, пуританство (по крайней мере, внешнее) и подобное. В ряде случаев — мистицизм, сектантство, нигилизм, а также порождаемые расслоением общества революционные настроения.
  • Викторианские персонажи[6]: безумные учёные и инженеры а-ля Виктор Франкенштейн, преступники-маньяки вроде Джека-Потрошителя и «идейные» преступники (профессор Мориарти), отважные путешественники (Филеас Фогг), детективы разряда Шерлока Холмса, растлённые аристократы (Дориан Грей), агенты тайной полиции, шпионы, революционеры, уличные продавцы, пролетарии, капиталисты-промышленники (буржуа), мелкие служащие и клерки, светские хлыщи, проститутки, добропорядочные семейные граждане, мальчишки-беспризорники, первые феминистки — образованные и решительные юные дамы, интересующиеся наукой и стремящиеся к приключениям.

Технологии и оружие
  • Технологии, основанные на принципах механики и паровых машинах, достигших высоких степеней развития[6]: паровозы, паротурбовозы, гражданские и боевые корабли на паровом ходу, в том числе весьма крупных размеров (океанские лайнеры и дредноуты[6]), паробусы, паровые экипажи, дирижабли, примитивные аэропланы (часто на паровом ходу), роботы и прочие (зачастую весьма загадочные) механизмы, сделанные из клёпаного металла, медных труб и дерева. Машины в изобилии снабжены рычагами и приборами с аналоговыми циферблатами и стрелками. Распространено применение паровых турбин в качестве быстроходных двигателей для разнообразных индустриальных машин — насосов, сепараторов, циркулярных пил, станков, электрических генераторов. Нефункциональное украшение приборов и машин. Внешний вид машин, как правило, выдерживается в стилистике викторианской Англии.
  • Начальный уровень развития электричества — телеграф, примитивные дуговые лампы, опыты с электричеством в стиле работ Николы Теслы[6].
  • Оружие времён промышленной революции и вариации на его тему: револьверы[6], однозарядные и магазинные винтовки, ранние образцы автоматических винтовок, ранние образцы пулемётов (весьма популярен пулемёт Гатлинга[6]), нарезные артиллерийские орудия, ранние образцы танков, аэростаты, дирижабли, могут присутствовать ранние образцы самолётов. Ограниченное употребление холодного оружия, такого, как шпаги, сабли, ножи. Особый аксессуар — клинок, размещённый внутри трости.

К атрибутам альтернативно-исторического стимпанка чаще всего добавляется следующее[6]:

  • Фантастические транспортные средства и летательные аппараты, в том числе боевые, основанные на паровых двигателях либо каких-то иных источниках энергии. При этом возможности подобной техники могут поражать воображение, демонстрируя антигравитацию и прочие фантастические явления. Дизайн машин, как правило, выдерживается в стилистике викторианской Англии.
  • Широкий спектр фантастического парового оружия, от стрелкового до артиллерийского.
  • Супероружие — тяжёлые паровые пушки, колоссальные танки, в ряде случаев — электрические пушки и «лучи смерти» (некое подобие лазерного оружия).
  • Искусственный разум — автоматоны и подобное, созданные без применения электричества и компьютерных технологий.

Источники:
Википедия

Как писать стимпанк — БлогВарвара Корсарова

  • Литнет
  • Литературные блоги
  • Как писать стимпанк

Автор: Варвара Корсарова / Добавлено: 10. 02.18, 07:18:53

Нашла у себя переводы, которые давно делала для тематического сайта: идеология стимпанка, смежные жанры, архетипы персонажей, типичные сюжеты, конфликты… может, кому-нибудь пригодится. Здесь именно советы писателям, определения стимпанка и его поджанров не дается, все подробно расписано в Википедии и на сайте steampunker.ru. 

Есть картинки, пожалуйста, обновите страницу, если не видно

Идеология стимпанка: пишем о

паре, не забываем о панке или шестеренки и гогглы — это еще не стимпанк

В классическом романе в стиле стимпанк важны оба компонента, из которых складывается название жанра: пар (steam) + панк (punk).

Компонент “СТИМ-” (steam = ПАР) подразумевает антураж/сеттинг/мир, в котором широко используются технологии (реальные и рожденные фантазией автора), основанные на использовании пара. Как правило, это викторианская и эдвардианская эпоха (конец 19-го — начало 20-го вв.

) и соответствующая эстетика: леди и джентльмены, корсеты, трости, хронометры, дирижабли, конные и паровые трамваи, аналитические вычислительные машины Ады Лавлейс, а также колониализм, империализм, классовое неравенство, работные дома, Джек Потрошитель, проституция, опиумные притоны, нищета, эксплуатация детского труда, забастовки…

Компонент “-ПАНК”. Английское слово punk имеет множество значений (например, грязь, гниль, упадок…), и в названии жанра оно подразумевает наличие в сюжете социальной сатиры, описания “грязных” сторон мира, социальных проблем, классового неравенства, протеста против сложившихся норм, несправедливости, бунтарский дух и т.д. Лучше всего суть “-панка” в названии жанра выражена в лозунге кибербанка —старшего брата стимпанка, а именно: “

High technology — low life” (Высокие технологии, а жизнь дерьмо).

В классическом романе в стиле стимпанк в основе сюжета лежат следующие идеологические принципы:

  1. Культ творца (Makerism или DIY-идеология), проще, “культ самоделкиных”, самостоятельное изготовление сложных устройств, активное взаимодействие с миром механизмов. Герои стимпанк-романа умеют сами из грязи, палок и пара соорудить боевого робота или паровую картофелечистку.

  2. Изобретения и инновации (Innovention): этот идеологический компонент тесно связан с предыдущим пунктом, но с акцентом на активное развитие науки и инженерного дела. Это исследовательский дух, мечты о прогрессе и безграничных возможностях человека (типичный для романов Жюля Верна, например, или Александра Беляева). Само собой, как первый, так и второй принцип может привести к ужасным последствиям, что часто является основой конфликта в стимпанк-романе.

  3. Идеализм: идеализм и романтизм — неотъемлемые части викторианской культуры. В стимпанк-романе могут принимать не очень красивые формы: например, герой или злодей намеревается подорвать парламент, при этом искренне веря в то, что его теракт послужит на благо народу.

  4. Принцип борьбы и противодействия: как против социального порядка, так и против сложившихся норм поведения, в масштабах государства или отдельного персонажа.

 

Таким образом, сюжет обычно строится на базе двух конфликтов: 1) внешнем конфликте или экологической проблеме, которая вызвана или решается использованием технологий или 2) идеологическом, внутреннем социальном конфликте, который технологии обостряют или же позволяют преодолеть.

Использование технологии в любом случае является ключевым, хотя она может играть как центральную, так и периферийную роль.

Классические стимпанковские сюжеты:

  1. Изобретение, которое делает герой или пытается предотвратить

  2. Исследование, в котором герой использует технологии (дирижабли, паровые двигатели…), чтобы открыть новые страны, континенты миры…

  3. Войны, в ходе которых герои вынуждены искать средство остановить адские машины, грозящие уничтожить родную страну героев;

  4. Анархия и революция, в ходе которых герои борются с террористами или присоединяются к повстанцам, и либо используют, либо стремятся уничтожить технологии

  5. Социальные бунты, в ходе которых герои используют технологии, чтобы уничтожить культурные или социальные ограничения: расовые и религиозные, гендерные предрассудки и т.

    д.

Если не хочется писать классический стимпанк: steampulp или смежные жанры

Если авторы хотят использовать антураж и эстетику стимпанка, сделать акцент на развлечении, приключениях, но не уделять внимание “панку”, говорят о таком жанре, как “steampulp” (примерно можно перевести как “легкое чтиво в стим-антураже”).

Некоторые смежные стимпанку жанры, где авторы могут обойтись без мрачного идеологического компонента стимпанка:

Альтернативная история: очень широкая категория, включающая в себя стимпанк как таковой.

Уютная научная фантастика (fireside science fiction): в таких романах викторианские леди и джентельмены попадают в разнообразные приключения, но все заканчивается хорошо, и в финале герои попивают бренди и закуривают сигары у камина (“Затерянный мир” Конан Дойля).

Фэнтези “при свете газовых фонарей” (Gaslamp fantasy) — викторианский сеттинг и эстетика в совокупности с паранормальными элементами (наподобие “Джекила и Хайда” Стивенсона)

Романтика “при свете газовых фонарей” (gaslamp romance) — то же, что и выше, но еще много секса, романтики, чулочки с подвязками на ножках леди, кубики на животе лорда, и “они жили долго и счастливо” в стим-антураже.

 

Романтическо-приключенческая научная фантастика (scientific romance) — именно этот термин ранее использовался британцами для описания классических работ Жюля Верна

 

Книги о фантастических путешествиях (Voyages Extraordinaire) —тоже Жюль Верн

 

Дикий странный запад (Wild/Weird West) = стимпанк + вестерн (ковбои, девочки из салуна, безумные ученые и гигантские механические чудовища (пример: фильм “Дикий, дикий запад”)

 

Компоненты классического стимпанк-романа

Какие еще компоненты следует учесть при написании стимпанк-романа?

  1. Баланс между сеттингом и сюжетом. Не стоит увлекаться созданием мира в ущерб сюжету, но в то же время мир в стимпанк-романе должен быть проработан тщательно, так, чтобы двигать сюжет. По сути, мир/сеттинг здесь — самостоятельный персонаж, и следовать здесь нужно тому же принципу, что и при разработке персонажа: если он не важен для сюжета, без него можно обойтись! Конечно, без сеттинга в книге обойтись нельзя… но, в таком случае, можно взять классический фэнтезийный сеттинг, который не требует столь глубокой проработки.

 

  1. Альтернативная история. Если ваш стимпанк-мир основан на реальных исторических событиях, следует помнить, что читатель не всегда так же хорошо подкован в истории, как и автор. Желательно разграничить и показать, где в книге описаны реальные исторические факты, а где выдумка.

 

  1. Язык и стиль написания. Поскольку стимпанк в первую очередь подразумевает викторианский и эдвардианские периоды, рекомендуют для “погружения” в атмосферу читать авторов той эпохи: Диккенса, Достоевского, Джека Лондона, Жюля Верна, Конан Дойля… Это полезно не только в плане развития стиля и языка, но также для того, чтобы понять образ мыслей, поведение и быт людей того времени. Однако следует учесть, что язык классиков 19-го века не очень подходит для современного развлекательного жанра, поэтому опять же важен баланс и чувство меры.

 

  1. Технологии

Если в вашем мире используются уникальные стимпанковские механизмы или приспособления, следует учесть следующее:

  1. Стоит объяснить, почему ваш механизм уникален и не все могут ими пользоваться 

  2. Стоит показать, как ваш механизм изменяет мир и движет сюжет.

 

Авторам бывает непросто придумать уникальный фантастический стимпанковский механизм. Для этой цели можно обратиться к истории: существует множество интересных, но забытых или не воплощенных изобретений и концепций. Лично я, как любитель всяческих старинных гаджетов, могу порекомендовать следующие ресурсы (простите, они на английском)

Сайт Необычные паровые локомотивы Extreme Steam- Unusual Variations on The Steam Locomotive

«Забытое оружие» — шикарный ресурс для тех, кто пишет в жанре стимпанка и альтернативной истории, и тех, кто просто любит оружие с необычным конструкторским решением. Чего только игольчатый сороказарядный цепной пистолет Гайкота 1879 года стоит!

 

Пара хороших ресурсов на русском языке:

http://www.popadancev.net

https://dieselpunk.livejournal.com/


Пример: для своей книги я придумала сферопоезд “Стальной Аспид” на основе концепции шаропоезда советского инженера Ярмольчука.

 

Архетипы стимпанк-персонажей

 

Воздушные пираты. Летают на цеппелинах, воздушных кораблях, носят длинные кожаные плащи, вооружены до зубов, злые и плохие.

Исследователи/искатели приключений — смело отправляются туда, куда сэр Баскервилль собак не гонял, чтобы открыть новые земли и найти несметные сокровища. Мечтатели и авантюристы.

Авиаторы — иногда военные или наемники. Водят цеппелины, воздушные и космические корабли. Крутые, крепкие ребята, иногда довольно галантные в противовес воздушным пиратам.

Роковая женщина/роковой денди — используют свои чары, чтобы получить желаемое или вести шпионскую деятельность.

Безумный ученый/изобретатель — неотъемлемый персонаж любой стимпанк-истории. Изобретает новые вещи, решает загадки и иногда что-нибудь громко взрывает.

Механик/мастер на все руки — безумный ученый изобретает, а механик, как правило, ремонтирует и улучшает.

Философ/ученый — книжный червь, иногда предлагает новые идеи о переустройстве мира, любит поболтать, а также любит книги больше людей.

Светский лев/светская львица — образ, основанный на викторианской аристократии. Часто являются воплощением принятых в обществе норм. Многие выступают в качестве покровителей ученых, изобретателей и искателей приключений.

Уличные сорванцы — бродяжки, попрошайки и воришки. Голодные и грязные, готовые на все, чтобы выжить.

Сторонник реформ/революционер — например, суфражистки, или противники использования на фабриках детского труда, или те, кто противостоят империализму. Так или иначе, они стремятся сделать мир лучше, но не всегда мирными методами.

 

Перечисленные архетипы легко комбинируются и допускают кучу вариаций. Например, ученый не обязательно должен быть безумным. Это может быть криптозоолог или натуралист. Механики могут быть авиаторами, а воздушным пиратам не чужд дух реформаторства.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Источник https://steampunk.wonderhowto.com/

Источник https://ageofsteam. wordpress.com

Стимпанк для историков | Взгляды на историю

Функции

Это о времени

Скотт П. Марлер | 3 декабря 2018 г.

Большинство людей признают отличительную визуальную иконографию стимпанка, который с конца 19 века неуклонно проникает в кино, телевидение и музыкальные клипы.90-е. Механизмы, защитные очки, жилеты, корсеты — эти и многие другие модифицированные и воображаемые латунные гаджеты входят в число окрашенных в сепию отличительных черт того, что некоторые называют «неовикторианский футуризм».

Кэтрин М. Уивер.

Но стимпанк также имеет более широкое контркультурное присутствие. Литература в стиле стимпанк стала настолько обширной, что в ней появились собственные поджанры, от альтернативных историй и социальных комментариев до графических романов и эротики. Есть стимпанк-группы, и стимпанк-конвенции ежегодно привлекают тысячи людей в отдаленные культурные центры, такие как Атланта и Сиэтл, а также в менее вероятные места, такие как Блумингтон, Индиана, и Лафайет, Луизиана. Стимпанк также имеет международный след — в частности, у французов есть процветающее стимпанк-сообщество, в том числе тематический парк в Нанте. Стимпанк может фигурировать как литературный троп, самодельное ремесло или массовая мода. Более того, помимо поразительных визуальных характеристик, мы могли бы также считать стимпанк новым и популярным способом «делать» историю.

Те, кто насмехается над стимпанком, часто подчеркивают тот момент, когда корпоративный мейнстрим временно превратил эстетику движения в товар.

Дать определение стимпанку трудно, однако, оно ускользает даже от преданных практиков. Для некоторых это прежде всего андеграундное движение, возможно, с анархистскими наклонностями (отсюда и «панк» в стимпанке). Недоброжелатели часто отвергают это как эфемерную потребительскую тенденцию. Ученый-американист Ребекка Онион назвала стимпанк «многотекстовой эстетикой», пустой формой, в которую можно вылить любое количество вещей, в зависимости от целей и идеологии тех, кто ее использует. Для многих его субкультурных защитников проницательное сопоставление стимпанка разрозненных исторических контекстов с спекулятивными или адаптированными технологиями служит «этическим спектаклем», олицетворяющим сопротивление и трансгрессию в настоящем. Таким образом, кожаные корсеты с заклепками, которые носят поверх женской одежды в стиле стимпанк, становятся орудием самоуверенной сексуальности, даже если они подрывным образом намекают на то, что эта одежда буквально заточила тела буржуазных женщин в XIX веке.век.

Большой слон в стимпанк-парке Les Machines de l’île, Нант, Франция. ___jeff/Flickr/CC BY-NC-SA 2.0

У стимпанка есть свои критики, в том числе, по иронии судьбы, некоторые из его литературных образцов. Это усугубляет проблему удовлетворительного определения движения. Даже Уильям Гибсон — соавтор «: Разностная машина » (1990), антиутопической альтернативной транснациональной истории викторианской эпохи — скептически относится к природе этого жанра. «Стимпанк кажется мне наименее злобным квази-богемным проявлением, которое я когда-либо видел», — сказал он. «Нет страшного стимпанка». Тем не менее, роман Гибсона, широко признанный основополагающим текстом в стиле стимпанк, заканчивается тем, что механический (не цифровой) компьютер обретает зловещее сознание как социальный паноптикум. Точно так же 9 Чайна МьевиляДействие 0023 Perdido Street Station (2000), которое многие считают типичным романом в стиле стимпанк, происходит в ужасающем диккенсовском городе Нью-Кробюзон, тонко замаскированном Лондоне 19-го века. Однако сам Мьевиль настаивает, что имел лишь смутное представление о том, что такое стимпанк, когда писал его, и вежливо дистанцируется от его классификации как таковой.

Долгая история стимпанка может помочь охарактеризовать его. Жюля Верна и Герберта Уэллса обычно называют его первыми прародителями, но его название происходит от письма, которое романист К. В. Джетер написал Locus в 1987 году. Это демаркационная линия «первой волны» американского стимпанка. В 1990-е годы она оставалась крошечной культурой фанатов, основанной в основном на научной фантастике и графических романах. Гораздо более интересная «вторая волна» стимпанка, особенно появление контркультурного сообщества, началась примерно в 2006 году — возможно, не случайно, вскоре после появления iPhone, ныне повсеместного устройства, олицетворяющего непрозрачную, недоступную и обезличенную природу. современных потребительских технологий. К 2013 году исследование IBM, основанное на количественном и демографическом анализе социальных сетей, показало, что стимпанк — это «следующая большая вещь». Примерно в то же время поп-звезда Джастин Бибер использовал стиль стимпанк для рождественского музыкального клипа, а в национальной кампании Prada были представлены такие знаменитости, как Уиллем Дефо, в одежде, вдохновленной стимпанком. Те, кто насмехается над стимпанком, часто сглаживают его историю и подчеркивают тот момент, когда корпоративный мейнстрим временно переименовал движение и превратил его эстетику в товар. Но эта попытка «покорения крутости» длилась недолго.

Джейми Го и Дайана М. Фо на Всемирной выставке стимпанк. Маргарет Киллджой/Flickr/CC BY-NC-SA 2.0

Кожаные корсеты с заклепками, надетые поверх женской одежды в стиле стимпанк, становятся оружием самоуверенной сексуальности.

Во «второй волне» стимпанка его литературные проявления (например, популярная серия «Заводной век» Чери Прист) стали менее важными, чем ремесленный дух, который сегодня является основой движения. Стимпанк — это гораздо больше, чем нишевый жанр научной фантастики, теперь он определенно материальная культура. Его мода перекликается с романтизмом конца 19 века.наследники 19-го века, нетрадиционные эстеты-денди, воплощением которых стал Оскар Уайльд (социалист, который однажды пошутил, что «единственный наш долг перед историей — переписать ее»). Самомодный косплей и, как следствие, создание персонажей в стиле стимпанк («стимсона») составляют ядро ​​перформативной природы субкультуры. По словам Дайаны М. Фо, стимпанки используют сложные костюмы, протезы и другие аксессуары, чтобы стать «действующими киборгами» — существами, чья живая эстетика буквально воплощает политическую критику. Сама Фо, Джейми Гох и стимпанк Эмма Голдман (Мириам Рочек) — лишь немногие из женщин, часто преобладающих в стимпанк-сообществах, которые активно использовали эти перформативные аспекты «идеологии стиля» стимпанка в оппозиционных общественных контекстах, таких как «Захвати Уолл-Стрит».

Наряду с одеждой тысячи «производителей» второй волны по всему миру (о чем свидетельствует Etsy.com) создают украшения, снаряжение и самые разнообразные гаджеты, особенно с помощью антиквариата — или «моддинга» (модификации)— одноразовых товаров массового производства, таких как знаменитый настольный компьютер Джейка фон Слатта в стиле стимпанк. Подобные объекты подчеркивают, что отношение стимпанка к постиндустриальному миру демонстрирует некоторые параллели с политически окрашенным отношением движения «Искусство и ремесла» к промышленной революции. Но, как и основатели Журнал Steampunk настаивал на том, что этот дух DIY не является «реакционной, приукрашенной ностальгией». Наоборот, это форма протеста против закрытого характера господствующих постиндустриальных технологий с холодными, стерильными конструкциями, ускользающими от понимания неспециалистов и решительно исключающими переделку.

«Модифицированный» настольный компьютер Джейка фон Слатта. Jack von Slatt/Flickr/CC BY-SA 2.0

По мере развития стимпанка в 2000-х его политика и видение истории тоже менялись. В широко распространенной записи в блоге 2010 года автор научной фантастики Чарльз Стросс пошутил, что стимпанк «не что иное, как то, что происходит, когда готы открывают коричневый цвет» — запоминающийся оборот речи, — но также выступил против того, что он назвал «тоталитарным стремлением, заложенным в ностальгическое путешествие в стиле стимпанк». Тем не менее, когда он писал, Стросс, безусловно, осознавал, что стимпанк превратился в субкультуру с более явно прогрессивным политическим уклоном, чем когда-либо прежде. Тем более, что радикальный коллектив Catastrophone Orchestra основал Журнал Steampunk В 2007 году стимпанк все больше подчеркивал свои мультикультурные, постколониальные и антипотребительские аспекты. Так что, хотя некоторые аполитичные «попутчики» определенно есть, стимпанки не являются викторианскими эквивалентами реконструкторов Гражданской войны. Вместо этого более точно — и даже по определению — рассматривать стимпанк как переосмысление прошлого и его спекуляции о возможном будущем, чтобы представить себе другое настоящее и лучшее будущее с сегодняшней точки зрения. Даже Джон Клют, выдающийся литературный критик спекулятивной фантастики, выразивший сомнения в отношении этого жанра и связанной с ним субкультуры, признал эти сложности, написав, что «связь между стимпанком и историей — диалектика; это отвергает ».

Отношение стимпанка к постиндустриальному миру демонстрирует некоторые параллели с отношением движения «Искусство и ремесла» к промышленной революции.

Эта тонкость может быть упущена историками. Явно викторианские визуальные подсказки стимпанка поверхностно напоминают об империализме, расизме и сексизме той эпохи, а также о возможно наивном увлечении технологиями. Таким образом, некоторые историки могут также сделать вывод о том, что стимпанк является изначально позитивистской концепцией истории. Но это упускало бы из виду ту степень, в которой его наиболее преданные практикующие считают его формой технологического прорыва и политического протеста. Подвергнуть сомнению «Прогресс», особенно подразумеваемый под якобы нейтральным зонтиком науки и техники, — именно то, что редакторы Журнал Steampunk имел в виду, когда они объявили в своем первом выпуске, что они «колонизируют прошлое, чтобы мы могли мечтать о будущем». Даже Верн и Уэллс, несмотря на их расистские и империалистические атрибуты, сочиняли поучительные истории о высокомерии технологического мастерства. Более того, критика мнимого позитивизма стимпанков также задевает их намеренное сопоставление модных «хронотопов» — символических представлений времени и пространства, используемых для создания альтернативных идентичностей в контексте их сообществ и в спорном взаимодействии с окружающим миром.

От пачуко и битников до панк-рока и готики, субкультуры 20-го века предлагали множество возможностей для повествования об истории со стороны. Но в гиперкапитализме 21-го века, с доминированием глобальных интернет-медиа, такие явления стали менее продолжительными, а их траектории более расплывчатыми. Хотя трудно сказать, стал ли стимпанк уже вершиной субкультуры, он определенно продемонстрировал долгосрочную изменчивость и настойчивость. Вероятно, он будет по-прежнему вызывать множество вопросов в различных научных и политических контекстах — среди прочих, для литературных критиков, феминисток, постколониальных и квир-теоретиков. Но историки также должны относиться к стимпанку более серьезно, чем до сих пор. По крайней мере, это может помочь им оценить сетование покойного Хейдена Уайта о том, что в условиях постмодерна «виртуальное прошлое — это лучшее, на что мы можем надеяться».


Скотт П. Марлер — адъюнкт-профессор истории Мемфисского университета, где он занимается историей капитализма. Он также иногда подрабатывает Бартлби, Безумным аболиционистом.


Теги: Функции История культуры



Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4. 0 International License. В атрибуции должно быть указано имя автора, название статьи, Взгляды на историю , дата публикации и ссылка на эту страницу. Эта лицензия распространяется только на статью, а не на текст или изображения, используемые здесь с разрешения.

Американская историческая ассоциация приветствует комментарии в области обсуждения ниже, в сообществах AHA и в письмах редактору. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашей политикой комментариев и писем перед отправкой.


Перед отправкой ознакомьтесь с нашей политикой в ​​отношении комментариев и писем.

В этом разделе
Сопутствующее содержимое
  • Искушение судьбы

    Карин Вульф | 1 февраля 2017 г.

  • Одежда как исторический источник: что шаровары говорят о женщинах, которые их носили

    Лаура Дж. Пинг | 13 февраля 2017 г.

  • Киты Барнума

    Аманда Босворт | 2 апреля 2018 г.

Что такое стимпанк? — Министерство необычных происшествий

Довольно часто мы получаем в Министерстве необычных происшествий запросы, которые выходят за рамки нашей обычной платы за проезд. Хотя мы едва ли относим «Мой кот кашляет комками шерсти, которые шевелятся…» и «Моя дочь-подросток просто не слушает своего отца…» заслуживающими нашего внимания, один часто задаваемый вопрос заставляет нас задуматься…

«Что такое стимпанк?»

В зависимости от того, на какой ресурс вы ссылаетесь, будь то статья в Википедии или Steampunk.com, вы найдете множество ответов и интерпретаций этого творческого движения, растущего в популярность, но и вызывает всеобщее любопытство.

Мы в Министерстве, основываясь на наших собственных исследованиях и энтузиазме по этому вопросу, составили страницу, которая предлагает несколько описаний того, что, по нашему мнению, представляет собой стимпанк. Мы начинаем с «подъема в лифте», чтобы начать, а затем переходим к «глубокому погружению», которое не только затрагивает основы жанра, но даже затрагивает дебаты в Интернете и минусы.

Итак, без лишних слов…

Быстрое объяснение, старина. Я только что поставил чайник.

Стимпанк — это современные технологии — iPad, компьютеры, робототехника, авиаперелеты — работающие на паре, действие которых происходит в 1800-х годах.

Это самое краткое и компактное описание, которое вы можете дать людям, которые понятия не имеют, что такое стимпанк. Возможно, самой последней точкой отсчета станет эпизод «Punked» из популярной криминальной драмы ABC «9».0023 Замок (на фото выше, с Натаном Филлионом, демонстрирующим бронированное предплечье, созданное Brute Force Studios).

Несколько деталей, если хотите…

Стимпанк — это вдохновенное движение творчества и воображения. На фоне викторианской Англии или американского Дикого Запада современные технологии переосмысливаются и воплощаются в виде сложных произведений искусства, моды и механики. Если бы Жюль Верн или Герберт Уэллс писали свою научную фантастику сегодня, ее бы назвали «стимпанком».0024

В этом кратком обзоре названы имена двух самых почитаемых героев стимпанка, Жюля Верна и Герберта Уэллса (на фото выше). Хотя Верн и Уэллс считаются основателями научной фантастики, они были бы перечислены как авторы стимпанка, если бы писали свои работы сегодня.

Глубокое погружение… 20 000 лиг или около того…

Термин «стимпанк» возник в конце 1980-х годов с дерзкой буквы Журнал Locus от писателя-фантаста К. В. Джетера. Джетер пытался найти точное описание работ самого себя ( Ночь Морлока ), Тима Пауэрса ( Врата Анубиса ) и Джеймса Блейлока ( Гомункул ). В то время как Джетер придумал это слово, именно Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг привлекли внимание к жанру своей книгой «Разностная машина » (1992). Гибсон и Стерлинг, наиболее известные своими предложениями в области киберпанка, перенесли тесную интеграцию человека и машины в 1885 год. В этой альтернативной промышленной революции разностная машина Чарльза Бэббиджа стала не просто диковинкой, а нормой, а теперь и его аналитическая машина. сбывается. Книга посвящена борьбе между луддитами из рабочего класса (которые боятся технологий) и «расширенной» элитой высшего класса.

С этого момента движение стимпанк набрало силу, хотя есть некоторые кинематографические и телевизионные работы, которые можно легко считать стимпанком, хотя они появились раньше The Difference Engine на три десятилетия или больше.

За прошедшие годы стимпанк превратился в нечто большее, чем просто поджанр научной фантастики и фэнтези. Стимпанк теперь распространяется на моду, технику, музыку, а для некоторых и на образ жизни. На фоне Викторианской Британской Империи или американского Дикого Запада проекты в стиле стимпанк представляют собой сложную задачу сделать что-то элегантное из случайных кусочков. Изображение MacGyver или Команда A в 1800-х годах. Рассмотрим Caractacus Potts Дика Ван Дайка и его творения в Chitty Chitty Bang Bang или гениальные приспособления из лаборатории Артимуса Гордона в телешоу The Wild, Wild West . То, что другим кажется хламом или запчастями, художники в стиле стимпанк превращают во что-то новое и выразительное, будь то оригинальное творение или модификация современного удобства.

Где именно в игру вступает «панк»?

В настоящее время среди писателей ведутся споры о том, что растущая коммерциализация жанра ослабила «панк» аспект стимпанка. Их аргумент заключается в том, что стимпанк был сведен к фону романтической викторианской эпохи, очков и латунных приспособлений. Вместо таких работ, как The Difference Engine, The Diamond Age, и The Windup Girl , где основное внимание уделяется социальным комментариям и антиутопии, жесткость и край стимпанка — это просто блестящий, изящный фон, как это видно в более легких работах, таких как Бездушная и Девушка-гений .

Стимпанк, по крайней мере, в том виде, в каком мы его видим, получает свой «панк» не в своем антиутопическом взгляде на мир и даже не в своей грубой грани. «Панк» в «Стимпанке» возникает из-за того, что он идет против условностей, которые благодаря творчеству и заявлению о своей индивидуальности, будь то стиль, гаджеты или отношение, выделяют человека. В нашей собственной работе «панк» воплощен в Элизе Д. Браун, агенте из Новой Зеландии. Родом из самых дальних уголков Империи, где женщины имеют право голоса, где «туземцы» сосуществуют с «колонизаторами» и где все высказывают свое мнение откровенно и честно, она идет против стандарта. норм в домашнем офисе в Лондоне, Англия. Она работает в паре с Wellington Thornhill Books, эсквайром, человеком из поместья, родившимся в настоящее время на службе у королевы. Она — это все, чем он не является, и наоборот; и именно их химия и неортодоксальный подход к необычным событиям делают их уникальными в обществе, основанном на конформизме.

Все это, и они чертовски хорошо проводят время, делая это.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *