Стив маккарри выставка в москве: Выставка работ Стива Маккарри в Москве

Фотовыставка «Нерассказанная история» Стива МакКарри открылась в ММОМА

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Культура

05.07.2018 15:51

Поделиться

Жанна Васильева

В преддверии открытия центра «Эрмитаж — Москва» Государственный Эрмитаж вместе с Московским музеем современного искусства открыли на Гоголевском бульваре, 10 выставку «Нерассказанная история» Стива МакКарри.

Более 80 фотографий, путевые дневники фоторепортера со вложенной на первой странице купюрой (нелишняя предусмотрительность на случай, если дневник потеряется), его личные вещи, фотоаппарат и вырезки из газет и журналов — предлагают захватывающее путешествие, длиною в жизнь, с одним из самых известных фотографов рубежа ХХ-ХХI веков. Все фотографии — из коллекции Эрмитажа.

Вообще-то голливудские сценаристы даже собирались снять фильм о жизни фотографа и репортера Стива МакКарри, сыграть его должен был Дэниэл Дей-Льюис, но, как шутит 68-летний мастер, «уже 15 лет как собираются». Впрочем, название выставки «Нерассказанная история» к этому неснятому фильму отношения не имеет. Потому как истории из жизни Стива МакКарри, обладателя Золотой медали Роберта Капы (1980) за освещение афганской войны, рассказаны журналистами не единожды. И о том, как его помощник держал его за ноги, пока фотограф, высунувшись из окна идущего поезда из Пешевара в Лахор снимал, каким образом утренний чай на серебряном подносе передается официантами из одного вагона в другой… Те, кто придут на выставку, увидят результат этой эквилибристики: на фотографии официанты в белоснежных одеждах, одной рукой держась за поручни летящего поезда, другой аккуратно передают поднос с сервированным завтраком… О том, как выжил в крушении небольшого самолета во время полета в Словении («Не везет мне с маленькими самолетами», — заметит он философски). И о том, как на пакистанской границе в Белуджистане МакКари просидел в кутузке в кандалах пять дней, беспокоясь не столько об аресте, сколько о том, что его могут депортировать и он не закончит съемку сюжета, начатого в лагере беженцев. И о том, как он вернулся из Тибета в Нью-Йорк 10 сентября 2001 года, а наутро фотографировал апокалиптические дымящиеся развалины Всемирного торгового центра с крыши собственного дома, а потом, прорвавшись через полицейский кордон, снимал пожарных и спасателей, работавших в руинах.

Главный сюжет — история вторжения «современности» в самые отдаленные уголки мира

Нет, название «Нерассказанная история» имеет отношение не к жизни Стива МакКарри, а прежде всего к его фотографиям. Да, конечно, Стив МакКарри, как всякий фоторепортер, стремится запечатлеть истории, которые до него никто не рассказывал. И в ряде случаев, ему это, безусловно, удалось. Его самый известный снимок — маленькой зеленоглазой афганской беженки в красном порванном платке, появившийся на обложке журнала National Geographic, получил отклик во всем мире, став ярким выражением трагедии, достоинства и мужества беженцев ХХ века.

Но, пожалуй, название выставки подчеркивает отличие фотографий Стива МакКарри от storytelling’а, от фотографий (зачастую постановочных), которые отсылают к сюжетам мифов, сказок или картин, знакомых едва ли не каждому более или менее насмотренному зрителю. Эти отсылки очевидны, скажем, в фотографиях Сэм Тейлор-Вуд и Тома Хантера, чьи работы акцентируют параллели с картинами прерафаэлитов или английской живописью XVIII века.  Стив МакКарри, кажется, вовсе об этом не беспокоится. Но невозможно не заметить в его фотографиях утонченной работы с цветом и светом, жесткой композиционной конструкции. Японская гейша в кимоно и набеленным лицом выходит из подземного перехода метро в Киото, словно на сцену традиционного театра. Контраст между обыденностью минималистического перехода (абсолютно пустынного в тот момент) и женщиной в ярком традиционном наряде эту театральную условность подчеркивает. Кашмирский пастух, который развел костер внутри огромного дупла громадного дерева, выглядит отшельником из таинственной пьесы. Даже снимок афганской девочки из лагеря беженцев в Пешеваре (1984) поражает не только прямотой взгляда ребенка в упор — недоверчивого взрослого взгляда, но и эффектным контрастом цветов. Словом, серьезный искусствоведческий бэкграунд Стива МакКарри, с блеском окончившего колледж искусств Пенсильванского университета, очень даже чувствуется.

Другое дело, что визуальные эффекты, будь то яркость цвета или строгость композиции, не являются самоцелью для Стива МакКарри… Это лишь средство пленить сердце и воображение зрителя. Его главный сюжет — история вторжения «современности» в самые отданные уголки мира, тот сдвиг от традиционной привычной жизни в сторону неясного будущего, что переворачивает судьбы людей конца ХХ века. Обжигающий ветер истории в его фотографиях получает порой буквальную визуализацию. Как на снимке женщин, сбивающихся теснее во время пыльной буре в Раджастане… Трудно отделаться от мысли, что его герои, которые смотрят на нас с его фотографий в упор, —  наши соседи по эпохе перемен, которую нам переплывать в одной лодке. И эта наша общая история не рассказана…
 

Российская газета — Федеральный выпуск: №146(7609)

Поделиться

ФотографияМоскваСтолицаВ регионахГид-паркВыставки с Жанной ВасильевойРГ-МЕДИАРГ-Фото

Выставка Стива МакКарри «Нерассказанная история»

4 июля 2018 — 2 сентября 2018

12:00 — 20:00

Мне понравилось Я собираюсь пойти

5 7

Московский музей современного искусства при поддержке Государственного Эрмитажа представляет персональную выставку всемирно известного фотографа Стива МакКарри «Нерассказанная история». Проект, в экспозицию которого вошло более 80 работ, призван раскрыть творческий метод автора и впервые познакомить зрителя с процессом его работы репортажным фотографом, включая фрагменты из записных книжек, маршруты его перемещений, уникальные серии снимков. Генеральным партнером проекта стала компания BMW Group Russia.

Стив МакКарри является культовой фигурой в мире современной фотографии — художественной и репортажной. Говоря о себе, он избегает определений «фотожурналист» и «репортер», предпочитая называть себя «наблюдатель» или «рассказчик». Как и в реальном мире, в его снимках есть место всему: и идиллическим портретам и пейзажам, одинаково пронизанным созерцательностью, ощущением цвета, чувством близости, и уникальным картинам, наполненным человеческой историей, объединяющей в себе одновременно и личную, и глобальную жизнь.

Одна из заметок в путевом блокноте МакКарри содержит неоднозначную, но емкую формулу успешного кадра: «You have to get into the water to make good pictures», что в переводе означает «Ты должен попасть в поистине затруднительное положение, чтобы сделать хорошие фотографии». МакКарри стал первым, кто посмотрел на военный конфликт с «неудобного» ракурса, который не принято показывать на телеканалах и в медиа, обсуждать в большой политике. Поймать и зафиксировать состояние человека здесь и сейчас, создать диалог между героем фото и зрителем, отобразить вечные ценности и потерянные традиции, показать мир во всем его многообразии и жизнь какой она есть — все это лишь краткий спектр ощущений, которые можно соотнести с работами МаКкари. В сущности же, его фотографии не нуждаются в разъяснении, нерассказанная история каждой из них существует вне времени и пространства с одной стороны, с другой — она призвана стать тем соединяющим разные цивилизации элементом.

Камера стала своеобразным паспортом МакКарри, без которого он не выходит из дома. «Обычно люди узнают фотографию, а не ее автора», — говорит он в своих интервью. Репортажный подход в основе художественного языка МакКарри позволяет выделить то, что действительно важно: попавшие в объектив люди становятся символами эпохи и составляют фактический срез человечества, его городские и природные пейзажи говорят о невероятном масштабе планеты и значимости ее сохранения.

МакКарри смело можно считать продолжателем традиций классической фотографии ХХ века, ведь, в конечном итоге, его снимки помогают человеку лучше узнать окружающий мир и понять самого себя. Принцип его работы с контекстом, желание обратить внимание зрителя на то, что начать нужно с самого себя, соответствуют задачам культурной институции, миссия которой через самопознание знакомить с новым, сохраняя старое.

Задумывая провести выставку год назад Московский музей современного искусства решил обратиться к Государственному Эрмитажу, в котором в 2015 году с успехом прошла выставка «Момент беззащитности», и пригласил Дмитрия Озеркова в качестве куратора проекта. «Нерассказанная история» в ММОМА представит зрителям не только работы из коллекции одного из крупнейших художественных музеев мира, но и архивные материалы из студии Стива МакКарри. Проект в музее на Гоголевском бульваре станет первым столь масштабным опытом сотрудничества двух институций и предваряет открытие центра «Эрмитаж — Москва».

К открытию проекта Московский музей современного искусства выпустил каталог, которой знакомит зрителя с тем объемом информации, который не вошел в состав выставки: это уникальные статьи и редкие документы, любопытные факты из биографии МакКарри, кураторские заметки и «расшифровки» авторского метода. Цель издания — проследить творческий путь автора и объяснить зрителю, чем фотографии Стива МакКари отличаются от репортажных снимков и почему они признаны настоящими произведения искусства. Уникальное издание можно приобрести в книжных магазинах ММОМА на Петровке 25 и Гоголевском бульваре 10, а также в Образовательном центре Музея в Ермолаевском 17.

4 июля в пространстве выставки состоится паблик-ток при участии Стива МакКарри и куратора проекта Дмитрия Озеркова. Вход — по предварительной регистрации и входному билету.

В рамках выставки Московский музей современного искусства и сеть винотек SimpleWine запустили совместную акцию «Вина с обложки». Первая тысяча винных ценителей художественных этикеток получит сертификат на посещение выставки и сумку, выпущенную ограниченным тиражом к запуску проекта.

Акция действует с 3 июля во всех винотеках SimpleWine в Москве.

Куратор: Дмитрий Озерков

Предыдущая запись Следующая запись

Стив МакКарри в Москве

Декабрь 2021

Работы легендарного фотографа Стива МакКарри привезли в Москву в Музей Современного Искусства (ММоМА). Пошли смотреть работы автора знаменитого фото «Афганская девочка», однозначно! Но по одному…

ММСИ состоит из нескольких филиалов, и теперь наряду с основным зданием музея на Петровке конкурирует филиал на Гоголевском бульваре, где представлены масштабные проекты. Одной из них стала ретроспектива Стива Маккарри, фотографа-документалиста, члена агентства Magnum, одного из самых известных фотографов.

Стив Маккарри считается лучшим из тех фотографов, которые сегодня работают с цветом. Он не только автор «Афганской девушки», но и тысячи других незабываемых фотографий со всего мира: Индии, Мьянмы, Индонезии, Шри-Ланки. Эта выставка продолжает его большую ретроспективу в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и объединяет 80 работ, среди которых портреты и пейзажи, а также картины стихийных бедствий.

Вся выставка размещалась в нескольких просторных залах. Залы разделены по темам, и в каждом есть интересное и исчерпывающее описание творчества Маккарри и его биографии. Также были представлены личные архивы фотографа, портреты самого Стива через годы, а также визы и паспорта. В отдельном зале есть видео, где Маккарти отвечает на вопросы о фотографиях, рассказывает о своей жизни и карьере и дает несколько советов молодым фотографам. По работам фотографа мы можем понять, что за человек их принимает, какие у него ценности и как он вообще смотрит на жизнь… Ну а после фильма про Стива Маккарри у нас сложилось впечатление, что это Человек, который видит красоту. вокруг.

Несколько слов о знаменитой фотографии «Афганская девушка» с обложки журнала National Geographic. Стив Маккарри снял его в лагере беженцев недалеко от Пешавара, Пакистан: он заглянул в палатку, заменившую школу, и попросил учителя разрешить ему остаться и сделать несколько фотографий. Когда он вернулся в Вашингтон и проявил пленку, то понял, насколько удачной была одна из фотографий.

«Это был один из тех невероятных, удивительных моментов в работе фотографа, когда все получается, как надо», — сказал Маккарри много лет спустя.

Фотография была опубликована в 1985 году, и главный редактор сначала отказался помещать ее на обложку, посчитав «чрезвычайно сложной» . Девушка по имени Шарбат Гула добралась до лагеря беженцев через две недели по пустыне без еды и воды, после того как вся ее семья погибла во время бомбежки, а в ее глазах можно было прочитать страх, боль и любовь к жизни. МакКарри сказал, что за эти 17 лет с момента съемки не было дня, чтобы он не получил письмо или электронное письмо на имя автора фотографии. Одни хотели отправить девочке деньги, другие хотели ее усыновить, мужчины были готовы жениться на ней. В этом сила фотографии!

NB 0декабрь 2021: После вывода воинского контингента НАТО из Афганистана и прихода к власти в 2021 году представителей движения Талибан (запрещено в РФ) тысячи афганцев, оказавшихся на грани от голода стали покидать страну.
Шарбат Гула (Афганская девушка) и ее семья были среди них. Она запросила гуманитарную помощь и переехала в Рим в рамках программы помощи беженцам. Вместе с еще 5000 афганцев она была эвакуирована и сейчас живет в Италии.

Автор Анна Лаза
Steve McCurryInstagram
Больше фотографий и видео смотрите в нашем Instagram

Где начинается мир – Стив МакКарри Куратор

Тагонг, Тибет

Мир начинается за кухонным столом.
Несмотря ни на что,
мы должны есть, чтобы жить.
Дары земли принесены и приготовлены, поставлены на стол. Так было с момента создания, и так будет продолжаться…

Deep South, USA

… Мы отгоняем от него кур или собак. Младенцы режутся по углам. Они царапают колени под ним.
Именно здесь детям даются инструкции о том, что значит быть человеком. За ним мы делаем мужчин, мы делаем женщин…

Будапешт, Венгрия

…За этим столом мы сплетничаем, вспоминаем врагов и призраки любовников.
Наши мечты пьют с нами кофе, обнимая наших детей. Они смеются вместе с нами над нашими бедными падающими «я», и когда мы снова собираемся вместе за столом…

Македония, Югославия

…Этот стол был домом под дождем, зонтиком от солнца.
За этим столом начались и закончились войны. Это место, где можно спрятаться в тени ужаса. Место для празднования страшной победы…

Перуджа, Италия

…Мы рожали на этом столе и готовили наших
родителей к погребению здесь.
За этим столом мы поем от радости, от печали. Мы молимся о страдании и раскаянии. Мы благодарим…

Муссоны, Индонезия

… Возможно, конец света наступит за кухонным столом, пока мы смеемся и плачем, доедая последний кусочек сладкого.

Джой Харджо – всемирно известная исполнительница и писательница народа Маскоги (Крик). Она отбывает свой второй срок в качестве 23-го поэта-лауреата США.

Танзания Франция

«Наш семейный обеденный стол был похож на Уголок ораторов в Лондоне.
Мы обсуждали, спорили, спорили, декламировали –
все мы одновременно».
– Евгений Томсон

Карелия, Россия Югославия

«Счастье – это маленький дом с большой кухней».
— Альфред Хичкок

Гондурас Флехтинген, Германия

«В детских воспоминаниях каждого хорошего повара есть большая кухня, теплая плита, кастрюля и мама».
-Барбара Костикян

Сантьяго-де-Куба

«Самые приятные воспоминания возникают, когда мы собираемся за столом».
-Неизвестно

Москва, Россия Македония, Югославия

«Кухня — это место, где вы собираете все ингредиенты вместе. Что бы вы ни делали в жизни, у вас должен быть план
и его составление».
-Йо Готти

Пагман, Афганистан

«Приготовление пищи — одна из самых сильных церемоний в жизни».
-Laura Esquivel

Китай

«Все происходит на кухне.
Жизнь происходит на кухне».
-Andrew Zimmern

Бейрут, Ливан Нуакчат, Мавритания

«Кухня — это место приключений и веселья, а не рутины. Я не могу придумать ничего лучше, чем заняться с семьей и друзьями, чем быть вместе, чтобы что-то создать».
-Ted Allen

Rangoon, Burma

Мы приглашаем вас посетить Steve’s Current и Negne Shopition:

Steve McCurry: Icons -CONEGLIAN
9001. 2022
Конельяно, Италия
дополнительная информация

Steve McCurry: Icons – Мадрид
17 ноября – 13 февраля 2022
Мадрид, Испания

дополнительная информация

Глаза человечества
19 ноября — 27 марта 2022 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *