Страна родина готики: Франция — родина готической архитектуры

Готика . Франция: родина готики

Готика впервые появилась во Франции в 12 веке, а оттуда перекочевала в другие страны. В этой части поговорим о том, как это происходило.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Ольга Хлопонина

Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

1. Собор Сен-Дени, Франция, 12 век
2. Собор Парижской Богоматери, Франция, 12 век
3. Ланский собор, Франция, 13 век
4. Шартрский собор, Франция, 13 век
5. Реймсский собор, Франция, 13 век
6. Руанский собор, Франция, 15 век
7–8. Нервюрный свод

Поговорим о родине готики —

Франции. Здесь раньше других европейских земель появилось централизованное государство, возник центр науки и искусства, поэтому и новые идеи возникали раньше других.

Начнем с готического собора 👇

🌱 Собор Сен-Дени — колыбель готики. Именно здесь в середине 12 века впервые применили нервюрный свод. Отцом стиля часто называют аббата Сугерия — влиятельного мыслителя и политического деятеля, который руководил перестройкой Сен-Дени. Обновленный собор дал импульс для развития готического стиля по всей Франции.

*Нервюры — выступающие ребра, паутина из которых покрывает свод и передает часть нагрузки с него на опорные точки каркаса.

🔝 Собор Парижской Богоматери — самый большой храм ранней готики: высота центрального нефа 35 метров. От готического стиля здесь нервюрный стрельчатый свод, стрельчатые окна, аркбутаны. А от романского — массивные стены, приземистые столбы центрального нефа, грузные башни, сдержанный скульптурный декор.

🏰 Собор в Лане стоит отдельно, как замок или монастырь. Этим он отличается от большинства французских соборов до и после него, которые обычно возвышались над домами посреди города.

Шартрский собор — переход к зрелой готике. Западный фасад построен в 12 веке, южная башня — в 13-м, северная — в 14-м. Внешне собор еще не вполне утратил романскую мощь и тектоничность, зато интерьер чисто готический.

📐 Собор в Реймсе — зрелая готика. В отличие от зодчих Шартрского собора, строители Реймсского совершенно не считались с остатками романской постройки. Поэтому новый собор представляет собой целостное, построенное по единому плану здание.

🔥 Собор в Руане — поздняя, «пламенеющая» готика. В 14–15 века готическая архитектура перегружена декором, сложной резьбой, узорными нервюрами.

💡 Почти в каждом соборе прослеживается какая-то главная, сквозная тема. В Парижском — тема Богоматери, в Амьенском — идея мессианства и фигуры пророков на фасаде. Собор в Лане содержит аллегории наук и свободных искусств, рассказывает о чудесах творения. Шартр энциклопедичен, представляя все направления средневековой мысли и символическую картины мира. Реймсский собор выражает особую роль национальной идеи, в его оформлении использованы портреты французских королей.

🏠 А что с остальной архитектурой? Средневековые феодальные замки были неприступными крепостями — жизнь заставляла. В объединенной Франции такие крепости можно было строить только с разрешения короля, а с 14 века — только для самого короля и его приближенных. Частные дома были деревянными — и у простых, и у богатых горожан, хотя последние могли украшать дома резьбой.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Строение готического собора

1. Персонажи Ветхого завета, Королевский портал западного фасада, Шартрский собор, Франция, 12 век
2. Симеон, Иоанн Креститель и Святой Петр с ключами, северный фасад, Шартрский собор, Франция, 13 век
3. Апостолы, южный фасад, Шартрский собор, Франция, 13 век
4. Гаргульи, собор Парижской Богоматери, Франция, 12 век
5. Центральный портал западного фасада, Реймсский собор, Франция, 13 век
6. Коронование Девы Марии, вимперг центрального портала западного фасада, Реймсский собор, Франция 13 век
7. Галерея королей, центральный портал западного фасада, Реймсский собор, Франция, 13 век

8. Встреча Марии и Елизаветы, центральный портал западного фасада, Реймсский собор, Франция, 13 век
9–10. Улыбающийся ангел, северный портал западного фасада, Реймсский собор, Франция, 13 век

Теперь обсудим скульптуры. Для средневекового человека покрытые скульптурными изображениями стены были книгой, которую можно понять, не умея читать — разумеется, Библией.

Вот как это работало 👇

📖 Каждая часть собора была конкретной «страницей». В алтарной части изображали сцены из жизни Христа, на южном фасаде трансепта — Новый завет, на северном — Ветхий завет, на западном — Страшный суд и конец света. Постепенно развивается пластика статуй, хотя фигуры еще не свободны от фона стены. Возникает S-образная поза («готическая кривая»).

⛪️ Эволюцию скульптуры в готике хорошо видно в Шартрском соборе. Западный фасад украшают столпообразные, вытянутые по вертикали статичные фигуры, стоящие в строго фронтальных позах. Постепенно скульптура отделяется от стены, приобретает округлый объем. Пластика становится выразительнее, а образы — индивидуальнее.

📚 Городской собор был не только Библией, а библиотекой знаний вообще. Поэтому нравоучительная сцена могла соседствовать с развлекательной, а образы Апокалипсиса — с исторической хроникой или бестиарием (описанием животных).

💦 Соборы часто украшали гаргульи — каменные или металлические статуи жутких существ, из которых по водостоку вытекала вода. С их появлением связана легенда 7 века о Гаргулье: в окрестностях Руана жил огромный дракон, из пасти которого извергались то огонь, то мощные потоки воды. Он нападал на корабли и терроризировал местных жителей, которые приносили ему жертвы. Чудовище победил Святой Роман, епископ Руана: он усмирил его, и гаргульи стали служить христианству — отводить воду и охранять храм от греха и нечисти.

😇 Высшая точка расцвета готической скульптуры — декор Реймсского собора. На главном фасаде размещено около 2300 фигур. Над центральным порталом высечено коронование Богоматери: Мария восседает на троне, а Иисус возлагает корону на ее голову в окружении шести ангелов. Выше находится Галерея королей, в ней установлено 56 фигур французских монархов, каждая 4,5 метра высотой. Также на западном фасаде изображена сцена встречи Марии и Елизаветы. А на левом, северном портале фасада — знаменитый улыбающийся ангел, один из немногих в средневековом искусстве.

1. Мастер Псалтирь Людовика Святого. Валаамова ослица, миниатюра. Пергамент, 1258–1270, Лувр, Париж

2. Жан Пюссель. Бельвильский бревиарий. Давид перед Саулом. Миниатюра, 1326, Национальная библиотека, Париж
3. Жан Пюссель. Часослов Жанны д’Эвре. 1325–1328
4. Жан Фуке. Часослов Этьена Шевалье, 1452–1460
5. Жан Фуке. «Иудейские древности» Иосифа Флавия, Царь Давид и амаликитяне, 1470

Завершим эту часть разговором о книжных миниатюрах. Живописи в современном понимании в готическом искусстве не было, но художники эпохи в полной мере проявили себя в создании иллюстраций для рукописных книг религиозного и светского содержания.

Вот почему они интересны 👇

📖 Стиль готической книги отличают беспокойный угловатый ритм, заостренные формы, топкость извилистых линий, филигранность ажурного узора. Миниатюры — искусство интимного, камерного характера, в отличие от готических соборов, которые строили сразу для всех.

🌱 Развитие миниатюр связано с усилением светских тенденций в культуре. Даже в многофигурные композиции религиозного содержания включались тонко наблюденные реалистические детали: орнаменты из растительных мотивов, изображения птиц, бабочек, зверей, бытовых сценок.

✍️ Ведущее место в развитии французской миниатюры 13–14 веков принадлежало парижской школе. В Псалтыре святого Людовика (1270) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию. Фигуры рыцарей и дам исполнены грации — их формы нанесены струящимися линиями, создающими иллюзию движения. Декоративная архитектура рисунка, густота и сочность красок превращают миниатюры в украшение страницы.

В 14–15 веках иллюстрировали и светские рукописи — научные трактаты, часословы, хроники, сборники любовных песен. В произведениях куртуазной литературы миниатюры воплощали идеал рыцарской любви, воспроизводили сцены окружающей жизни, как в Рукописи Манес (около 1320), становились более повествовательными.

В «Больших французских хрониках» (конец 14 века) художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события — это настоящие иллюстрации литературного произведения. Вместе с тем книге придавалась декоративная нарядность с помощью причудливых рамок и изысканных виньеток. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись.

👑 Жан Пюссель. Бельвильский бревиарий. Давид перед Саулом (1326). Кто такой Давид? Юный златокудрый пастушок, которого втайне от неугодного Богу первого израильского царя Саула венчал на царство грозный пророк Самуил. Легендарный герой, который без оружия и доспехов, уповая лишь на помощь свыше, вышел на битву с великаном Голиафом и победил его. Вдохновенный поэт, восхвалявший Господа в своих псалмах.

🗡 Мастер Псалтири Людовика Святого. Валаамова ослица (1258–1270). Царь Моава, соседней к Ханаану страны, просит некоего Валаама напустить на врагов своих проклятия. Прорицатель после долгих уговоров соглашается и отправляется в путь на ослице. Дорогу ему преграждает посланец Бога — ангел, которого видит только животное. Валаам стал избивать ослицу, после чего она заговорила и донесла до него волеизъявление Бога. Невзирая на многочисленные просьбы Царя Моава, прорицатель Валаам не только не проклял народ израильский, но и трижды благословил его.

курс Level One

Коллекция Морозовых в Пушкинском: мини-курс перед выставкой

За две лекции разберем главные шедевры из коллекции братьев Морозовых перед большой выставкой в Пушкинском. С Анастасией Мамаевой обсудим работы Серова, Сурикова, Васнецова и других русских художников, а Алиной Аксёновой поговорим о зарубежных мастерах — Пикассо, Моне, Матиссе, других импрессионистах и постимпрессионистах.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
1300₽ 650₽

подробнее о курсе

ФРАНЦИЯ — РОДИНА ГОТИКИ • Архитектура

Готика во Франции

Столица Франции выросла на месте Лютеции, поселения галльского племени паризиев на острове Ситэ. В 460 году поселение получило название Паризии (Parisii), а в дальнейшем — Париж.

Готика во Франции господствовала в течение трех столетий. Можно выделить ее следующие периоды:

  • последняя треть XII века — первая четверть XIII века — ранняя готика;
  • с 20-х годов до конца XIII века — зрелая, или высокая готика;
  • XIV — XV века поздняя готика.

Сооружения периода поздней готики имели множество декоративных элементов, за что архитектуру этого периода назвали «пламенеющей». Архитектурный облик Парижа складывался на протяжении многих веков, сохраняя единство различных архитектурных стилей, высоту застройки и разумную организацию пространства.

Благодаря этому до нас дошли архитектурные памятники средневековья, о которых наш рассказ.

 Башня Сен-Жак — отголосок эпохи «пламенеющей» готики (конец XV века)

Более пятисот лет тому назад на правом берегу Сены на площади Шатле, недалеко от нынешнего Центра Жоржа Помпиду, была построена церковь Сен-Жак-ла-Бушри с башней высотой 52 метра. Церковь разрушили в 1797 году, а башня осталась как образец «пламенеющей» готики.

Башня, квадратная в плане, стройная вертикаль на высоком основании, является главенствующей на площади. Узкие, вытянутые но вертикали окна делят башню на четыре яруса, чередуясь с нишами, которые заканчиваются шпилями и пинаклями. Башня декорирована большим количеством статуй.

Башню венчает балюстрада со скульптурой по углам, на одном из которых установлена статуя св. Жака, созданная в 1870 году (скульптор Шейон). Под арками основания находится статуя знаменитого французского физика Паскаля: в этой башне в 1648 году Паскаль проводил свои барометрические опыты. Сегодня в башне находятся две метеорологические станции.

Башня Сен-ЖакБашня Сен-Жак

Сент-Шапель — жемчужина эпохи высокой готики (1246-1248)

Сент-Шапель, или Святая капелла, пыла построена по заказу Людовика IX для хранения Тернового венца. Капелла была возведена в кратчайший срок — с 1246 но 1248 год. В год окончания строительства капелла была освящена. Автором этого блестящего архитектурного памятника, по предположению, был Пьер де Монтрей.

Капелла состоит из двух залов: нижний зал, высотой 7 метров, служит как бы высоким основанием, состоит из трех нефов — двух небольших и огромного среднего. Внутренняя лестница ведет в верхний зал, который по своей красоте сравним с драгоценной шкатулкой. За однонефный, шириной 17 метров и высотой 20,5 метра.

Пятнадцать огромных витражных окон высотой 15 метров, опоясывающие верхний зал, заканчиваются стрельчатыми башенками. Витражи окон содержат 1134 сцен из Библии. По периметру внутренней стены устроен высокий плинтус, который прерывается глубокими нишами: дне ниши предназначались для короля и его семьи.

Западный фасад венчают две башни со шпилями. На фасаде большое окно-розетка. Перед фасадом устроен портик. Здание обрамлено мраморной ажурной балюстрадой, крыша, имеющая большой наклон, увенчана «изысканным элементом архитектуры» — шпилем высотой 75 метров.

Святую капеллу сравнивают с тончайшей вышивкой, с изящными кружевами.

Когда долго любуешься этим шедевром, представляется, что конструкции становятся легкими, вертикальные элементы устремляются вверх, что архитектуры нет — остались одни огромные витражи.

Западная архитектура | История, стили, примеры и факты

Джеймс Пейн и Роберт Адам: Кедлстон Холл

Просмотреть все медиа

Связанные темы:
заказ Классическая архитектура живописный Архитектура эпохи Возрождения Неоклассическая архитектура

Просмотреть весь соответствующий контент →

Последние новости

1 июня 2023 г., 17:34 по восточному времени (AP)

Sotheby’s покупает модернистское здание Брейера у Музея Уитни и переносит туда галереи Нью-Йорка

Аукционный дом Sotheby’s покупает модернистское здание, спроектированное Марселем Брейером, в котором почти 50 лет размещался нью-йоркский Музей американского искусства Уитни, объявил Sotheby’s в четверг

Западная архитектура , история западной архитектуры от доисторических средиземноморских культур до 21 века.

История западной архитектуры отмечена рядом новых решений структурных проблем. В период от зарождения цивилизации до древнегреческой культуры методы строительства прогрессировали от односкатной крыши и простых ферм к вертикальным стойкам или колоннам, поддерживающим горизонтальные балки или перемычки (9).0027 см. стоечно-перемычная система). Греческая архитектура также формализовала многие структурные и декоративные элементы в три классических ордера — ионический, дорический и коринфский, — которые в большей или меньшей степени повлияли на архитектуру с того времени. Римляне эксплуатировали арку, свод и купол и шире использовали несущую каменную стену. В период позднего средневековья постепенно появились стрельчатые арочные, ребристые и опорные системы. К этому моменту многие проблемы строительства кирпичной и каменной кладки были решены, и, помимо декоративных достижений, до промышленной революции было достигнуто мало инноваций. Не раньше 1920-го века, с появлением чугунных и стальных конструкций, наступила новая архитектурная эпоха, и стали возможными более высокие, широкие и легкие здания. С развитием технологий 20-го века новые структурные методы, такие как консольные, получили более широкое распространение. На рубеже 21 века компьютеры еще больше расширили возможности архитекторов по осмыслению и созданию новых форм.

Для целей данной статьи «западная архитектура» означает архитектуру в Европе, а также в регионах, которые разделяют европейские культурные традиции. Например, в этой статье рассматриваются ранние архитектурные традиции в таких областях, как Египет, Сирия, Малая Азия, Северная Африка и Иерусалим, которые, начиная с эллинистического и римского периодов и продолжаясь в период Византийской империи, были тесно связаны с архитектурой. развития в Европе. К концу 15 века европейские архитектурные стили распространились на Америку. В этой статье также рассматривается североамериканская архитектура; для обработки латиноамериканской архитектуры, см. Латиноамериканская архитектура. (Архитектурные традиции коренных американцев, как правило, не подвергались влиянию европейцев; об этой истории см. Искусство коренных американцев). см. архитектуру .

Викторина «Британника»

Викторина по истории архитектуры

Уильям ФлемингДэвид Джон УоткинРедакция Британской энциклопедии

Европейские культуры эпохи металла

Эгейское море и восточное Средиземноморье

Острова восточного Средиземноморья и Эгейского моря образуют естественную связь между массивами суши Ближнего Востока и Европы. Экспансия цивилизаций Западной Азии и Египта на запад началась около 3000 г. до н. э. и привела к появлению поселений на Крите, Кикладах и материковой Греции. Принципиальное отличие этих культур от более ранних, неолитических, заключается в том, что каменные орудия труда и оружие были заменены медными, а позднее и бронзовыми. Энеолитический (медно-каменный) век, продолжавшийся в районе Эгейского моря с начала 3-го тысячелетия до н.

Отличительной чертой эгейских цивилизаций была легкость, с которой азиатские мотивы и техники адаптировались для формирования оригинальных местных стилей. В архитектуре, безусловно, наиболее важными достижениями были цивилизации минойского Крита и микенской Греции.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Минойский Крит

Великая морская цивилизация Крита кристаллизовалась вокруг дворцов, таких как Кносс, Фест, Айя-Триада, Маллия и Тилисос. Чрезвычайно важный Дворец Миноса в Кноссе, раскопанный и реконструированный в начале 20-го века сэром Артуром Эвансом, представляет собой свидетельство непрерывного архитектурного и художественного развития с начала неолита, кульминацией которого является блестящая демонстрация строительной деятельности во время третьей фазы среднего минойского периода. период (1700–1580 гг. до н. э.) и продолжавшийся до нашествия ахейцев в XII в. Однако дворец, по сути, является сооружением двух последних среднеминойских периодов (1800–1580 гг. до н. э.). По своей монументальности он, несомненно, соперничал с ближневосточными и египетскими дворцами. Следуя примеру таких построек, Дворец Миноса представляет собой четырехугольный комплекс комнат и коридоров, сгруппированных вокруг большого центрального двора, размером примерно 175 × 100 футов (50 × 30 метров). В северной части, обращенной к морю, большой портик из 12 пилястр давал доступ к центральному двору. В этом конце также расположена большая театральная площадь, прямоугольный театр под открытым небом, который, возможно, использовался для ритуальных представлений. Восточное крыло дворца разделено на две части длинным коридором, идущим по оси восток-запад; первоначально он возвышался на четыре или пять этажей над склоном долины. В юго-восточной части дворца находятся жилые помещения, искусно снабженные сантехникой и смывом, а также святилище. Широкая лестница вела на верхний этаж, которого больше нет. Северо-восточная часть дворца занята офисами и складскими помещениями. Западная часть снова разделена главным коридором длиной более 200 футов (60 метров), идущим с севера на юг. За этим коридором, вдоль западной стороны, был обнаружен ряд длинных узких кладовых, содержащих большое количество пифоев, или сосудов для хранения масла в человеческий рост. На другой стороне коридора, обращенной к центральному двору, расположены парадные залы, в том числе тронный зал с уникальным гипсовым троном и всемирно известными фресками с изображением грифона. Ярко окрашенные фрески играли важную роль как во внутреннем, так и во внешнем убранстве дворца. Свет поступал сверху с помощью хитроумной системы световых колодцев, а несколько портиков с колоннадами обеспечивали вентиляцию в жаркое критское лето.

Развитие других минойских дворцов (Фест, Маллия, Айя-Триада, Тилисос) примерно соответствует развитию Кносса. Каждый из них примечателен, а Фест особенно интересен благодаря обширным итальянским раскопкам. Морская гегемония позволила критским морским царям построить эти дворцы в низких и незащищенных местах; следовательно, бросается в глаза отсутствие крепостных стен по сравнению с большими стенами месопотамских дворцов. Поскольку критские богослужения, по-видимому, проводились в основном под открытым небом, здесь нет настоящих храмов, как на Ближнем Востоке. Тем не менее, расположение различных частей дворца вокруг центрального двора и максимально возможное избегание внешних окон являются характеристиками, которые, по-видимому, указывают на ранний контакт с Ближним Востоком. Вкус к длинным прямым дворцовым коридорам, а также к высокоразвитой системе водоснабжения, возможно, также был унаследован от более древних цивилизаций на востоке. Колонна впервые появилась в Европе в критском дворце, где ее часто использовали отдельно для разделения входа.

Развитие погребальной архитектуры на Крите происходит от древних камерных оссуариев раннеминойского периода (2750–2000 гг. конец среднеминойского периода.

На гребне минойского процветания произошел великий крах. Вторжение с материка около 1400 г. до н. э. разрушило дворцы и привело к отстранению власти от микенской Греции. Архитектурные остатки на Крите сооружений догреческого дизайна, но построенных после этой катастрофы, очень редки. Несколько загородных святынь относятся к этому периоду после разрушения, а в Приниасе уникальное храмовое здание может быть датировано 700 г. до н.э. Дверной проем этого храма имеет барельефы на архитектурных элементах. Отверстие над перемычкой обрамлено сидящими фигурами, а сама перемычка на нижней стороне вырезана фигурами богини и животных. Колонна, которая, кажется, стояла посреди этого дверного проема, как и во дворце Миноса, указывает на то, что минойская традиция не исчезла полностью.

Возрождение готики | Архитектурные стили Америки и Европы

Готика

Нью-Бедфорд, Массачусетс. Дом Уильяма Дж. Ротча, 1844 г. Архитектором был Александр Джексон Дэвис, главный сторонник готического стиля возрождения в стране в то время, вместе со своим коллегой Эндрю Джексоном Даунингом. Этот дом является воплощением плана дома Дэвиса, опубликованного в «Архитектуре загородных домов» Даунинга в 1848 году, в частности, представляющего проект № 24.

ПЕРИОД ПОПУЛЯРНОСТИ: Примерно 1840-е – 1860-е годы. Запад США до 1890-х гг. Церкви по всей стране до 1940 года.

ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ: Крутая скатная крыша, крестообразные фронтоны, декорированные гранитные доски, окна со стрельчатыми арками, иногда витражи, как у церквей. Готическое окно над входом, одноэтажное крыльцо с уплощенными готическими сводами. Первое появление живописных (асимметричных и непредсказуемых) планов этажей, указывающее на подъем эпохи романтизма в Америке к 1840-м годам.

ПРЕДПОСЫЛКИ И ВДОХНОВЕНИЕ: Готика никогда не была популярна как греческий или итальянский стили, но удивительно, как часто этот стиль проявляется в церквях, домах и некоторых общественных зданиях. Он был в основном популярен между 1840-1860 годами для домов, обычно в форме деревянного каркаса, называемых готикой плотника. Он оставался популярным стилем для церквей на национальном уровне вплоть до 1940-х годов (Вторая мировая война), в первую очередь из-за его связи с европейской церковной архитектурой. Его больше всего на северо-востоке США. Возрождение готики можно проследить до Англии 1749 года.романтизировать там средневековые стили и романтизированную простоту средневековья. Первый американский готический дом был построен Александром Джексоном Дэвисом в Балтиморе, штат Мэриленд. в 1832 году. Дэвис был первым американским архитектором, продвигавшим готический стиль, в частности, в своей книге «Сельские резиденции». Эта публикация 1837 года также считается первой книгой о планах домов, изданной в США. Эндрю Джексон Даунинг, друг и садовод, который способствовал популяризации живописного движения Америки, способствовал популяризации этого стиля посредством своих публикаций и публичных выступлений. Готика в основном продвигалась как сельский стиль для ранних пригородных загородных домов; его уникальный дизайн обычно не подходил для стандартных городских участков. Этот стиль стал популярным, в частности, благодаря книге Даунинга 1842 года Cottage Residences, которая до 1887 года выдержала 13 последовательных изданий.0003

Больше фотографий готического возрождения на Flickr Тома: Щелкните здесь

Вудсток, Коннектикут. Дом Боуэна, 1846 г. Местные жители называют его «Розовым домом». Отличный образец столярной готики с использованием сайдинга из досок и реек и многочисленных вертикальных элементов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *