Строение готического храма: Готический стиль в архитектуре: особенности, способы декорирования фасадов

Внутреннее устройство готических церквей. Изобразительный декор | Архитектура и Проектирование

ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ГОТИЧЕСКИХ ЦЕРКВЕЙ

Расположение святилища. — В начале готической эпохи церковь имеет вид зала без внутренних подразделений, причем изолированный престол расположен на пересечении нефов или, точнее говоря, у входа в первую секцию хора.
 
Расположенный таким образом престол, не загромождая ни главного, ни поперечных нефов, был виден со всех сторон. Центральная секция, иногда увенчанная фонарем, образует над престолом монументальную сень, а снаружи его местонахождение отмечается высоким шпицем.

Романская крипта, в которой хранились реликвии, упраздняется; ее заменяет рака с мощами, помещенная позади престола на виду у всех. Искусство готики создавалось в эпоху открытого и всенародного богослужения. Но вскоре наступает реакция, которая также оставляет свой след на искусстве. Основываясь на сведениях, почерпнутых преимущественно из отчетов о расходах, мы можем представить себе, по крайней мере в общих чертах, внутреннее устройство двух соборов — в Реймсе и в Бурже (рис.

317).

В Реймсе, по-видимому, одни лишь алтарные преграды являются результатом пристроек, чуждых первоначальному проекту. В Бурже уже чувствуется дух реакции, которая с середины XIII в. стремится окружить богослужение таинственностью. Расположение святилища в Реймсе указано на рис. 317, М: А — главный престол; С — дарохранительница, отделенная от престола; R — алтарь с реликвиями; Т— кресло епископа.
 
В Реймсе устройство галереи вокруг хора не вызвало сколько-нибудь значительных изменений в общем плане: чтобы выделить главный престол, удовольствовались тем, что первые секции нефа просто включили в закрытое святилище.

В Бурже (рис. 317, N) главный престол, по-видимому, первоначально занимал центральное положение, как и в Реймсе. Когда же устраивали алтарную преграду, то, вместо того чтобы вынести вперед разделяющую галерею, отодвинули назад самый престол, а епископское кресло установили сбоку от престола. Между хором и нефом была воздвигнута разделяющая галерея; кроме того, отделили еще занавесом и престол от хора.

В окончательном виде получилось такое расположение: А’— престол в хоре; А — главный престол; R — престол реликвий; Т— кресло епископа.

Рис. 317 Рис. 318

Престол и его части. — Алтарь в продолжение всего XII в. сохраняет романский характер; это стол или, скорее (так как идея престола-гробницы всегда преобладала в латинской церкви), прямоугольный массив в виде саркофага. Устройство алтаря в форме саркофага встречается в Асти, Авена (департамент Соны и Луары), Сен-Жермэ. В церквах в Норрее (Кальвадос) и в Буа Сент-Мари (департамент Соны и Луары) и в часовнях в Монреале простые колонки поддерживают каменную плиту. Иногда задняя сторона плиты покоится на массивном основании, обеспечивающем прочность, и своим видом напоминает гробницу. Пример на

рис. 318 заимствован из Норрея.
 
До середины XIII в. главный престол, так же как и в первоначальных базиликах, представляет совершенно свободную площадку; на нем помещаются только крест и светильники, а также ажурный киворий; завеса над ним раздвигается только в момент «освящения даров».  Епископ со своего обычного места обозревает сразу все собрание молящихся. Запрестольный образ, который долгое время имелся только за алтарями в капеллах, становится украшением главного алтаря лишь в тот момент, как последний занимает в глубине святилища место, где до того помещался трон епископа. Тогда запрестольный образ не только снабжают спинкой, украшенной скульптурой и драгоценными металлами, но еще завешивают пологами, заменяющими балдахин или романскую сень. Когда же алтарная преграда скрывает от глаз молящихся все святилище, завеса делается излишней и исчезает вместе с сенью.

Таким образом, история алтаря разделяется на два периода: до и после середины XIII в. От первого периода сохранились очень смутные свидетельства — несколько барельефов, на которых можно различить престол без запрестольного образа и укрывающую его сень. Наиболее полное из этих изображений находится на дверях собора Парижской Богоматери; представленный там «ковчег завета» скопирован, по-видимому, с престола XII в.

От второго периода остались более точные документы и в числе прочих—чертежи престолов с запрестольными образами и пологами из соборов Парижа и Арраса. На рис. 319 воспроизведен пример из Арраса. Как все средневековые алтари, алтарь в Аррасе был лишен дарохранительницы; ее заменил ювелирной резьбы ковчежец, подвешенный на цепи. В других церквах дарохранительница примыкала к алтарной преграде; это наблюдается еще в церкви Сен-Серж в Анжере, в церкви св. Стефана в Нюрнберге, в соборах Ульма, Семюра, Гренобля, Сен-Жан де Мориэнь. В более скромных зданиях она представляет собою шкаф, вделанный в стену абсиды. Бассейны, устроенные в изящных нишах, служили для отвода воды, использованной при совершении религиозных обрядов.

Рис. 319

В соборе в Аррасе, как и в Бурже (рис. 317), алтарь с реликвиями занимал глубину абсиды; в соборе Парижской Богоматери, устройство которого в общем напоминает Ар-расский собор, рака св. Марселя возвышалась над завесами главного алтаря; в Сент-Шапель рака с терновым венцом хранилась в павильоне, господствовавшем над всем ансамблем. Нередко архитектурные украшения исчезали под коврами и панно. В Бурже, в Милане, в церкви Сен-Реми в Реймсе посреди святилища возвышался семисвечник.

Алтарная преграда. — Весьма знаменательна алтарная преграда, которая с середины XII в. ограничивает часть церкви, отныне предназначенную для богослужения; вначале она имела вид настоящих стен, сквозь просветы которых с трудом можно было следить за религиозными церемониями. Передняя часть алтарной преграды увенчивалась трибуной, к которой вели винтовые лестницы; с высоты этой трибуны читалось евангелие и произносились проповеди. Такова была, в числе других, и алтарная преграда в соборе Парижской Богоматери; такая же преграда встречается впоследствии в соборе в Альби (середина XV в.).

Мало-помалу население привыкает смотреть на церковь, как на здание, предназначенное исключительно для религиозных целей. Алтарная преграда становится все более ажурной; наконец, в церкви Сент-Маделэн в Труа она заменяется ажурной каменной аркадой, заменяющий вход в хор.
 
По мере приближения к эпохе Возрождения обычай ограждать алтарь укореняется в Испании и Англии; его усвоила также и Германия. И только Италия, которая лишь отдаленно следовала за готическим течением, осталась единственной страной, где сохранилась традиция неогражденных алтарей.

Купели и чаши для освященной воды. — Крестильные купели сохраняют упрощенную форму, которую они получили в романскую эпоху; это — небольшая круглая ванна из камня, иногда из металла, на подставке, обычно украшенной колонками. В романскую эпоху мы видели в монастыре Сен-Галлен купели, поставленные в нефе и даже занимающие центральное положение; в готической архитектуре этого уже не наблюдается: обычно купелям отводится место внутри церквей, но поближе к дверям *.

Примечание: Французские готические купели, как и раковины для освященной воды, исключительно о которых говорит Шуази, по своему интересу явно уступают латунным и бронзовым, сложнейшим по украшениям произведениям Бельгии (Льеж) и Германии (Гильдесгейм). См. Lasteyrie, упом. соч., II.

Фонтаны для омовения, еще оставшиеся около монастырских церквей, окончательно вытеснены простыми раковинами для освященной воды, вделанными в один из ближайших к двери устоев нефа. В некоторых церквах, в том числе в церкви Богоматери «с тернием» (Noire Dame de l’Epine), существуют священные колодцы, доставляющие воду для церковных церемоний.

Церковная обстановка. — В базиликах первых времен христианства находились амвоны, т. е. трибуны, для чтения Священного Писания и произнесения проповедей. Амвоны, о которых упоминает Гильом Дюран в середине XIII в., по-видимому, сохранялись вплоть до того времени, когда их заменила кафедра.

До XV в. монументальные кафедры встречаются только в итальянских церквах, в которых совершенно отсутствуют небольшие кафедры на возвышении (Пиза, Ассизы), или в церквах проповеднических орденов (Якобинский монастырь в Тулузе).

Из кафедр XV в. необходимо упомянуть кафедры Страсбургского и Фрейбургского соборов. Кафедры в Сен-Дие, Сен-Ло и Витрэ представляют собою небольшие здания, находящиеся вне церкви и предназначенные для проповеди под открытым небом.

Органы упоминаются, начиная с эпохи Карла Великого, но до нас не дошел ни один, существовавший ранее XV в. Нефы готической церкви обладали прекрасной акустикой, а для усиления звучности органа в кладку стен и сводов иногда еще замуровывали глиняные горшки. Аналой уже с XIII в. имел вид пюпитра в форме орла: в таком виде он изображен в альбоме Виллара де Гоннекур.

 
Деревянные исповедальни, почти не употреблявшиеся в Италии, появляются, по-видимому, не ранее XVII в. Что касается мест для сиденья, то они ограничивались креслами для духовенства в хоре. Виллар оставил нам рисунок кресла XIII в., совершенно тождественного креслам в Пуатье и Солье. Наиболее богатые по отделке относятся уже к XV и XVI вв. (Амьен, Альби).

Для молящихся не существовало других мест для сиденья, кроме цоколя стен, которому придавался профиль скамей, чтобы там могли сидеть больные; скамьи были допущены в церквах, по-видимому, только в тот момент, когда их ввел в свои храмы протестантизм; появление их восходит к эпохе реформации, и они существовали лишь в тех странах, где протестантизм получил наибольшее распространение; в Испании и Италии они так и не вошли в употребление.

Во Франции революция уничтожила накопленные веками памятники в хорах церквей. Вестминстерский собор * принадлежит к числу немногих зданий, могущих дать нам представление о том величественном впечатлении, которое производило собрание алтарей, рак, гробниц, произведений из чеканного металла, накопленных рядом поколений.

Примечание: Известное аббатство в Лондоне, усыпальница королей и наиболее выдающихся людей Англии, заполненная надгробными памятниками самого различного времени и достоинства. См. Bradley В., L’abbaye de Westminster, Lond. 1908.

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ДЕКОР

Скульптура

Статуи. — В порталах, а иногда и около внутренних устоев, помещались фигуры святых (порталы Шартрского, Парижского, Амьенского, Реймского соборов; хоры в Труа, в Монтье ан Дэр, Сент-Шапель, Сент-Уан).

В больших церквах, посвященных Мадонне, на половине высоты фасада представлена, под названием «галереи королей», генеалогия Мадонны (Париж, Амьен) *.

Примечание: Иконографические проблемы скульптурного убранства готических соборов нашли полное освещение в классических трудах Е. Male, L’art religieux du XIII siecle en France, неск. изд.; ср. также Molsdorf W., Ghiristliche Symbolik der Mittelalterlichen Kunst, Leipz. 1926. Нет сомнения, что «галерея королей» является прежде всего ареной выявления феодально-идеалистических тенденций готического искусства. Ср. Дворжак М., Очерки по искусству средневековья, М. 1934.

Малые фигуры и барельефы. — На дверных тимпанах помещаются изображения «страшного суда», Христа с евангелистами, венчания Марии. Под арками портиков — «небесные чины». На косяках и на оконных откосах — знаки зодиака, сюжеты из фаблио и бестиариев *.

Примечание: Изображения на косяках имеют, как правило, реалистический характер. Сцены «зодиака» (12 месяцев года) обычно трактуются как изображение трудовых процессов; рельефы, этого содержания в соборе Парижской Богоматери остаются прекрасными документами для изучения крестьянских работ. См. Aubert, упом. соч.; Lasteyrie, упом. соч., II.

Помимо данной темы, иконографически анализированной Male (упом. соч.), соборы средней Европы, часто вводят усложненные групповые композиции морализующего или классово-сатирического характера, например изображения «мудрых и неразумных дев» (Страсбург, Базель), или иные, еще более сложные по замыслу. См. Karlinger, упом. соч.; Сlasen, упом. соч.

На цоколях — аллегорические барельефы, символы добродетелей и пороков *. На круговой ограде хора представлена жизнь Христа и таком порядке, что сцены «страстей» занимают лицевую сторону ограды. Алтарные картины изображают сцены из жизни тех святых, которым посвящен храм или престол.
 
Декоративная скульптура. — Наконец, снаружи храма находится декоративная скульптура: над водосточными трубами изображены адские чудовища, на капителях — бесконечное разнообразие растений; мир реальный, мир символики, мир легендарный — все здесь, на стенах храма развертывается картина сотворения мира.

Живопись

Изображения на стеклах обычно сводятся к следующим сюжетам: на больших разноцветных стеклах в абсиде — история жизни Христа; на верхних стеклах хоров и нефов — фигуры апостолов, святых и пророков; на оконных стеклах капелл — жития святых и притчи. Кроме того, обычным украшением при входе в нефы были «лабиринты» с именами архитекторов *.

Примечание: Лабиринты — узоры на полу крупных соборов Франции, происхождение их неясно; обычно в центре или по углам — портретные изображения архитекторов, работавших на строительстве. Лабиринт Реймского собора, с пятью такими портретами, сохранился только в рисунке XVII в.; в Амьене он восстановлен в 1894 г.; единственно в Шартре лабиринт сохранился от средних веков. См. Lasteyrie, упом. соч., II.

Мы вышли бы за пределы архитектурного обзора, если бы остановились подробнее на развитии символики; но представление о внутреннем виде готической церкви было бы неполным, если бы мы отделили творение зодчего от декоративных элементов, подчеркивавших архитектурные формы.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Готическая архитектура

Готика была последним стилем Средневековья — самым загадочным и одновременно самым эффектным. Готический храм, взметнувшийся ввысь острыми стрелами обнаженных конструкций, хранил под своими сводами многовековые тайны — воплощенные в камне, скрывающиеся в выложенных на полу лабиринтах узоров с магическими знаками, в скульптуре и витражах.

Готический стиль. Долгострои средневековья

Собор в средневековом городе являлся центром общественной жизни. У входа приезжие купцы раскладывали свой товар и заключали сделки, во время опасности в соборе укрывались жители окрестных деревушек со всем своим добром и даже со скотом. Тот, кто хоть раз видел готический собор, прекрасно может представить себе подобную картину. Но современники не называли эти соборы готическими. Для них они были просто местом спасения души и тела.

Миланский собор — шедевр «пламенеющей готики». Собор был заложен в 1386 году, а завершилось его строительство только в начале XIX века

Действительно, сама готическая эпоха так и не создала единого термина для определения нового типа архитектуры. Являясь продолжением романского храма, новый вариант христианского собора радикально отличался от своих предшественников.

Чтобы в соборе могло помещаться все население города, он должен был иметь невиданные до сих пор размеры. А это требовало полного переосмысления храмовых конструкций. Появились новые элементы постройки, призванные облегчить нагрузку на стены собора: контрфорсы — выступающие части стен; аркбутаны — наружные полуарки; нервюры — выступающие ребра свода. Без них готические исполины не прожили бы и столетия — развалились.

По причине чрезвычайной сложности их устройства соборы возводились десятилетиями, а то и веками. Их так и прозвали — долгостроями.

Организация строительного дела также потребовала коренных изменений. Артели каменщиков работали там, где возводились большие постройки, куда их приглашали и где они были нужны. Строители переезжали из города в город, из государства в государство, делясь друг с другом профессиональными секретами. Вот почему готические соборы в разных странах довольно похожи.

Собор Парижской Богоматери. Франция. XII–XIV вв.

Впрочем, достаточно сравнить Собор Парижской Богоматери в Париже и Кентерберийский собор в Англии, чтобы заметить разницу во внешних формах и общем духе французской и английской готической архитектуры: в каждой европейской стране этот стиль все равно приобретал особые черты.

Устройство готического собора

В основе готической архитектуры лежит стройная идеологическая программа, которую составляли ученые-богословы. От нее зависела конструкция собора, она же определяла основные тезисы его назначения — кому посвящен, в каком месте строится.

На первый взгляд, множество архитектурных элементов выглядят как хаотично выросшие и причудливо переплетенные стебли растений. Однако, как и в любом христианском храме, здесь нет ничего беспорядочного или случайного.

Архивольт — обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены

В архитектурном плане готический собор представляет собой прямоугольную базилику с алтарной частью, ориентированной на восток. Такое расположение связано с тем, что восток символизировал рай и Бога, которому и была посвящена алтарная апсида — небольшой полукруглый выступ здания. Свод над апсидой был символом небесного свода, который олицетворял единство трех ипостасей Всевышнего, а значит, и единство мира.

Западный же фасад был обращен к земной жизни. Он богато украшался витражами и скульптурными композициями. Постоянными «обитателями» готических соборов были гротескные существа — гаргульи и химеры: их причудливые фигуры играли роль водостоков. Фасад венчали обычно две башни. Все части готического собора были символичны. Стоит в этом разобраться.

Д. П. Панини «Интерьер Санта-Мария-Маджоре в Риме» (1750)

«Тело и душа» готического собора

Условно собор можно разделить по вертикали на три яруса. В подвальном ярусе размещались складские помещения, мастерские, кухни. Он был недоступен прихожанам и задумывался как нежилой, с толстыми стенами и без окон. В средневековом мировоззрении подвальные помещения являлись символом «нижнего мира», где скрыты суетные, низменные помыслы и нужды человека.

Средний ярус начинался от уровня земли и заканчивался крышей. Он символизировал тело собора — и образно говорил о человеческой природе. На этом ярусе помещалось большое количество скульптур святых, царей или мифологических существ. Стены украшались аллегорическими изображениями пороков и добродетелей. Оконные проемы стали украшаться витражами — целыми композициями из цветных стекол. Они наполняли собор светом и создавали внутри фантастическую атмосферу.

Третий ярус готического собора — башенный, возносящийся в небо. Кроме двух башен на фасаде, в одной из которых находилась колокольня, в этот ярус входили многочисленные пинакли — декоративные башенки с фиалами — декоративными завершениями. Они покрывали крышу базилики подобно лесной чаще. Стрельчатые башни возносились вверх и там истончались, заканчиваясь шпилями.

Готика стала последним стилем Средневековья — на смену ему пришла эпоха Ренессанса. Новые идеи заставили искать другие ориентиры, и зодчие Европы опять обратили свои взоры к античной эпохе. Именно ее достижения вновь преобразили искусство архитектуры.

«ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН» В начале XIX века так стали называть литературный жанр эпохи романтизма — повествования, полные тайн и ужасов

Трон Карла Великого. Ахенская капелла. Германия. VIII в.

Мавзолей Теодориха Великого. Равенна. VI в.

Аббатство Мария Лаах. Германия. XI–XIII вв.

Пизанский собор. Италия. XI–XIII вв.

Поделиться ссылкой

Ажурная | Определение и факты

Глостерский собор: монастыри

См. все СМИ

Категория: Искусство и культура

Похожие темы:
орнамент Готическая архитектура острие фольга

См. всю связанную информацию →

узор , в архитектуре, стержни или ребра, используемые в декоративных целях в окнах или других проемах; этот термин также применяется к аналогичным формам, используемым в рельефе в качестве украшения стен (иногда называемым слепым узором) и, следовательно, образно, к любому замысловатому линейному узору. Этот термин применим к системе украшения окон, разработанной в Европе в готический период, а также к пробитым мраморным экранам, распространенным в Индии Великих Моголов, и пробитым цементным окнам Персии, Турции и Египта.

Европейский узор, вероятно, произошел от византийской работы, в которой перфорированные мраморные экраны и группы из двух или трех узких арочных окон располагались близко друг к другу под одной большой аркой. После романского периода, во время которого тимпан (участок стены между вершинами меньших арок и большой арки над всей группой) был пробит для декоративного эффекта, ажурное процветало. В пластинчатом узоре, найденном в ранних французских и английских готических работах, барабанная перепонка пронизана единственным круглым или четырехлепестковым отверстием. Позже количество и сложность пирсинга были увеличены, что добавило размера и красоты всему устройству. Кульминация ажурной тарелки проявляется в великолепных окнах Шартрского собора (12 век) и в окне-розетке Линкольнского собора (9 век).0021 с. 1225), известный как глаз декана.

Викторина «Британника»

Архитектура: искусственный мир

После 1220 г. английские дизайнеры начали представлять барабанную перепонку как ряд отверстий, разделенных только тонкими каменными вертикальными перекладинами (ажурная перемычка). Во Франции в капеллах апсиды Реймского собора (до 1230 г.) был выполнен развитый тип барного узора с заостренными кругами (с заостренными каменными брусками, выступающими к центру круга). Примерно с 1240 года ажурный узор стал обычным явлением, и он быстро стал более легким и сложным.

В отличие от более раннего узора, который имел молдинги только одного размера, французский узор из вискозы использовал два типа молдингов, отличающихся размером стоек или ребер. Известные образцы французского ажурного рейонна можно увидеть в окнах-розетках, например, в окнах Нотр-Дам де Пари ( c. 1270).

К концу 14 века в Англии Перпендикулярный стиль, основанный на стремлении к вертикальности, заменил плавные линии криволинейного узора импостами, прямыми и непрерывными снизу вверх. Через промежутки они были соединены горизонтальными решетками, проходящими через окна. Кульминация перпендикулярного стиля в узоре была достигнута в окнах, таких как окна часовни Королевского колледжа в Кембридже (1446–1515).

В ажурной технике двадцатого века были представлены современные материалы, которые свободно сочетались с более традиционными формами, и были разработаны новые техники ажурной росписи, такие как сборные цементные плитки с геометрическими узорами, застекленные и встроенные в большие окна, как в Нотр-Дам. в Ле-Рейнси, Франция (1922–23), Огюст Перре.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

В исламской архитектуре узор обычно создавался путем заполнения области окна пробитым листом цемента и вставкой кусочков цветного стекла в проемы, техника, которая давала окна с яркостью и блеском, подобным драгоценным камням. Типичные рисунки состояли из форм цветов и листьев, которые были расположены таким образом, чтобы создать ощущение потока и роста. Прекрасными примерами являются украшенные драгоценными камнями окна в мечети Сулеймана 17-го века в Стамбуле. В великих дворцах и гробницах Великих Моголов большие остроконечные арочные проемы заполнены листами белого мрамора, пронизанными замысловатыми узорами. Самый тонкий пример этого узора — ширма саркофага в Тадж-Махале 17-го века в Агре, Индия.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Эми Тикканен.

Методы построения готической архитектуры

Методы построения настоящей готической архитектуры

Что делает архитектуру истинно готической? Чтобы быть подлинно готическим, здание должно выполнять две основные задачи.

Он должен воплощать в себе основные элементы готики в готической эстетике. Этими основными элементами являются стрельчатая арка, большие ажурные окна, ребристый свод и богато украшенный декор. В более крупных церквях сюда будут включены контрфорсы.

Структура и эстетика — одно и то же. Все основные элементы готической архитектуры являются основными структурными элементами, когда они построены из каменной кладки (например, из камня, кирпича и т. д.). Чтобы здание было действительно готическим, оно должно опираться на эти готические элементы, чтобы поддерживать здание. Стрельчатые арки должны быть структурными каменными арками, которые фактически распределяют вес верхних частей на землю. Узор окон фактически поддерживает стеклянную работу внутри них. Форма ребристого свода, состоящего из каменных элементов, действительно держится и создает высокое внутреннее пространство.

Строительство готики в современном мире

Можно легко спросить, возможно ли вообще строить готику сегодня. Разве способность строить такие величественные здания не утеряна во мраке времени? Необходимые навыки и профессии; их должно не быть. Никто не знает секретов мастеров-строителей ранней готики. Снова и снова говорят, что настоящие готические сооружения не строились сотни лет. Следует ли использовать его или нет, это невозможно.

(Монахи-кармелиты работают на строительстве в отведенное им рабочее время. См. их Хорарий здесь.)

Резьба по камню с помощью канатной пилы по камню.

Эти представления далеки от истины. Даже за последние 50 лет были построены не только церкви, но и великолепные соборы в истинно готическом стиле. Несколько примеров: великолепный Ливерпульский собор в Англии, построенный в 1978 году, или Национальный собор в Вашингтоне, округ Колумбия, построенный в 1990 году. Навыки создания готики ни в коем случае не утрачены. Наоборот, современные технологии дают возможность строить готику с легкостью и силой, неведомой средневековью.

Основные средневековые методы

Существует ряд методов и аспектов готической архитектуры, которые необходимы и, если их не соблюдать, приведут либо к потере готической эстетики, либо к полному разрушению здания.

Элементы глубокого профиля

Многослойные профили в готической церкви, навесы, карнизы, наличники, плинтуса, фронтоны и т. д. важны как для готического вида, так и для долговечности здания. Все эти водосбросные каналы постоянно отводят воду от стены. В этом, как и в большинстве готических элементов, эстетическое не отделяется от практического, а объединяется в одно.

Деревянные опоры для каменного готического свода.

Управление водными ресурсами встроено в саму структуру здания. Вместо того, чтобы полагаться на гидроизоляционные материалы, которые имеют очень короткий срок службы в готическом представлении о времени, готическая архитектура использует множество выступов и молдингов, чтобы постоянно отводить воду от проемов и стен, сохраняя здания на века. Внешний вид, который это создает, настолько сильно отличается от плоских фасадов современной архитектуры, которые должны полагаться на множество различных гидроизоляционных материалов для работы в краткосрочной перспективе и не будут работать в долгосрочной перспективе.

Готические ребра построены на деревянных опорах.

В готике структура и архитектурная красота — одно и то же. Именно гравитация удерживает эти, казалось бы, невесомые творения на протяжении столетий. В конце концов, это просто камень, уложенный на камень, использующий высокую прочность камня на сжатие в своих интересах. Такая структура будет существовать бесконечно долго, пока ее опоры и основания не сдвинутся с места, ибо ничто не разрушается, кроме постепенного растворения материалов, а камень не растворяется быстро.

Строительство ребристого свода

Ребристый свод, хотя на первый взгляд один из самых невероятных и кажущихся чудесными элементов готики, в конце концов довольно прост. Однако есть несколько ключевых моментов, которые необходимо соблюдать, чтобы обеспечить долговечность.

Строительство готического ребристого свода.

Контрфорсы должны иметь достаточный размер, чтобы стены не двигались. Стрельчатая арка — очень сильная форма. Однако, если опоры, на которые он давит, сместятся, арка сплющится, что в конечном итоге приведет к разрушению арки. Средневековый метод применял правило пропорций к размеру контрфорса. Базовой единицей был пролет свода (внутренняя ширина здания). Стена должна составлять 1/10 пролета свода. Толщина контрфорса определяется от 1/3 до 1/2 пролета свода. Это позволило контрфорсу быть достаточно большим, чтобы противодействовать толчкам свода без риска движения.

Ребристая сводчатая конструкция, вид снизу.

Tas de Charge

Место, где хранилище упирается в стены, имеет решающее значение. Следуя структуре, известной как «tas-de-charge», она начинается с капителей, которые венчают колонны, до того, как хранилище начинает выпрыгивать. Постепенно разделяющиеся ребра свода вырабатываются из отдельных каменных блоков для каждого ряда. Растворные швы каждого камня выдерживаются в горизонтальной плоскости до точки, где ребра полностью отделяются друг от друга, что часто находится примерно на середине свода. Этот метод значительно сокращает размах прыжков, так как каждая трасса «выпирает» за предыдущую.

Tas de Charge, разработанный монахами-кармелитами.

Последний цельный камень, на котором обрабатывается скошенное ложе для получения первого независимого voussoir (реберного камня), является перекосом (или пружиной) свода, потому что его верхняя поверхность перекошена, и свод выступает из него. Теперь, когда тяга сводов проходит вниз по voussoir, они проходят через растворные швы от voussoir к voussoir, поскольку они перпендикулярны направлению тяги. Однако нижняя поверхность перекоса не перпендикулярна упору, поэтому, когда упор достигает этой точки, он пытается вытолкнуть перекос из стены вбок. Затем вся тяга сводов пытается сдвинуть перекос с его позиции.

В этом случае необходимо полностью вставить перекошенный камень в стену. Некоторые готические церкви пытались заполнить это пространство щебнем и бетоном, но результаты были катастрофическими, поскольку материалы не обладали прочностью на сжатие, чтобы выдержать действующие в этой области силы, в результате чего перекос выскальзывал и своды рушились. В этом отношении большое преимущество имеет высокая прочность на сжатие многих камней. Например, известняк Kansas Silverdale, который используют монахи-кармелиты, имеет прочность на сжатие более 6500 фунтов на квадратный дюйм, что вдвое больше, чем у обычного бетона.

Вид сверху на готовый готический ребристый свод.

В таком случае контрфорсы должны быть достаточно прочными, чтобы выдерживать удар, выходящий через перекос, и отводить его вниз. Вершины размещаются на вершине контрфорса, чтобы увеличить вес, что делает невозможным смещение чего-либо из-за толчка сводов.

При использовании аркбутанов они должны соединяться со стенами в двух ключевых точках: на уровне перекоса, чтобы удерживать его на месте, и в верхней части стены, чтобы поддерживать крышу и воспринимать любые ветровые нагрузки.

Каменная кладка

Готические здания строятся в основном из камня, материала, который не ржавеет, не гниет и не разрушается. Следуя принципам готики, в одном материале можно достичь высоких высот и пролетов. Истину этого можно увидеть в бесчисленных готических зданиях, выдержавших испытание временем.

Известковый раствор

Известковый раствор необходим для долговечности этих больших каменных зданий

В 1800-х годах был открыт портландцемент. Он быстро приобрел популярность, потому что быстро вылечивался и становился чрезвычайно твердым. Однако в последние десятилетия было обнаружено, что эта жесткость может принести больше вреда, чем пользы. Многие старые здания, которые были перекрашены с помощью портлендского раствора, быстро изнашивались. Этот раствор настолько твердый, что может расколоть и сломать края всех камней, кроме самых прочных. Он также не сгибается и не дышит, заставляя любое движение происходить внутри самих камней. Со временем стало стандартной практикой вводить в здания компенсационные швы, чтобы попытаться компенсировать это отсутствие гибкости.

Средневековые строители смотрели на строительный раствор как на жертвенный слой. Известковый раствор, который они использовали, намного слабее, чем камень, действующий как подушка, амортизирующая движение здания. Он также дышит, позволяя любой влаге, попавшей в стены, выходить наружу, а не собираться внутри камней и вызывать возможные повреждения от замерзания/оттаивания. При использовании в хранилище он придает своду определенную эластичность и помогает предотвратить растрескивание. В определенной степени он даже самовосстанавливается, так как свободная известь в растворе перекристаллизуется в трещинах.

Современные усовершенствования

«В делах чисто механических архитектор-христианин должен с радостью воспользоваться теми улучшениями и дополнительными удобствами, которые предлагаются время от времени. Паровая машина — ценнейшая сила для распиловки, поднятия и очистки камня, дерева и других материалов. … Только когда механическое изобретение вторгается в пределы искусства и стремится ниспровергнуть принципы, которые оно выдвигает, оно становится нежелательным». -Август Пугин

Современные технологии привнесли множество улучшений в строительство Готики. Ибо действительно готическая архитектура связана не с методами, с помощью которых она построена, а скорее с конечным результатом. Вот лишь некоторые из достижений, которыми располагает современный строитель.

Инженерная конструкция стены

Были внесены новые улучшения в конструкцию стены из бутового камня. В средневековом методе две стороны стены были построены из тесаного камня, а ядро ​​​​между ними было заполнено щебнем (обычно смесью щебня, раствора, гравия и почти всего, что под рукой). Такой тип композитной стены был бы невозможен. инженера, так как нет представления о том, какой прочностью может обладать такое смешанное ядро.  В 20 веке строители использовали кирпич в качестве ядра стены из бутового камня, например, в Ливерпульском соборе и Вашингтонском национальном соборе.   Сегодня ядро ​​из железобетонных блоков Используемый.  Следуя тому же мышлению средневековых строителей, это легко спроектированное ядро ​​​​имеет множество улучшенных возможностей, таких как мощная защита от землетрясений, столь долгое время являвшихся проклятием каменных построек.  Фактически, такое готическое здание было описано как «борец сумо», способный справиться со всем, что ему бросят.0003 Готическая стена с железобетонным ядром.

Изобретение нержавеющей стали

Железо исторически использовалось в готике для укрепления шпилей и башен, таких как Фрибург, а также в качестве средства исправления отсутствия надлежащих опор или фундаментов, например, в Амьене и Сенте. -Шапель. Однако железо имеет склонность к ржавчине, расширяясь в пять раз по сравнению с первоначальным размером. Это приводит к явлению, известному как ржавчина, когда кладка, содержащая арматуру, раскалывается изнутри. В попытке обойти эту проблему было разработано множество методов, таких как покрытие железных шпал свинцом или смолой, что

были эффективны только в том случае, если они полностью охватывали железо.

Нержавеющая сталь была изобретена в начале 1900-х годов. Практически не подверженный ржавчине и доступный в широком диапазоне прочности, он практически устраняет проблему ржавчины и опасения использования металла в качестве армирования камня.

Натянутый камень

В 20-м веке армированная кладка получила большое развитие. Однако в первую очередь это касалось бетона. В последние годы те же самые технологии применялись к камню, иногда с замечательными результатами. Прекрасным примером является натяжение каменных элементов с помощью стержней из нержавеющей стали с резьбой для стягивания нескольких каменных элементов. Это имеет то преимущество, что растягивающая нагрузка, приложенная к камню, превращается в сжимающую, что дает камню отличную способность противостоять ветровым и сейсмическим нагрузкам. Он был успешно использован в шпилях храма Святого Семейства в Барселоне, а также в ряде небольших шпилей и вершин недавней постройки.

Сейсмостойкое усиление каменной кладки

В последние десятилетия было проведено много исследований о том, как защитить исторические здания от угрозы землетрясений. Кирпичные здания по своей природе устойчивы, они опираются на гравитацию, чтобы держаться вместе. Однако когда земля, на которую они опираются, приходит в смятение, они быстро теряют способность стоять.

Было опробовано множество различных методов с разной степенью успеха. Железобетонные стены хорошо выдерживают землетрясения, арматура придает зданию необходимую упругость. Однако этот же метод применительно к хранилищам не работает. Хранилища снова полагаются на гравитацию, чтобы держаться вместе. У них мало прочности, когда стены расширяются или когда сила прикладывается снизу. Чтобы исправить это, часто сверху на камни свода заливают железобетонный колпак. Это, однако, жестко зафиксировало бы хранилище и часто приводило к тому, что хранилище внизу треснуло из-за этой жесткости. Это увеличивает вес свода, требуя больших контрфорсов. Это также имело тенденцию создавать проблемы со сбором влаги в паутине и отделке потолка, поскольку влага из более теплого интерьера, неспособная проникнуть через бетонный колпак, конденсировалась на более прохладном потолке.

У Италии было много возможностей протестировать различные системы в реальных сценариях во время землетрясений последнего десятилетия. Недавно инновационная новая технология дала отличные результаты и теперь проникает в Соединенные Штаты. Это FRCM, или цементная матрица, армированная волокнами. В системе используется сетка из углеродного волокна, которая приклеивается к задней части хранилища с помощью специального раствора. Он чрезвычайно воздухопроницаем, устраняя проблемы с влажностью бетонной крышки. Толщина менее 1 дюйма, он очень легкий. Сетка из углеродного волокна действует как сетка, связывающая камни вместе, не фиксируя их жестко. Это позволяет нормально расширяться и сжиматься, предотвращая растрескивание, а также обладает отличными сейсмическими характеристиками. Свод действует как однородное целое, плавно поглощая вибрации землетрясения.

Современная инженерия

Современная инженерия привнесла бесчисленное количество идей и ясности в готическое строительство. Были проверены и проверены эмпирические расчеты и простые законы пропорций. Динамические нагрузки, неподконтрольные средневековым строителям, теперь можно учитывать и планировать так, как не могут простые пропорциональные законы.

Краны и погрузочно-разгрузочные работы

Нельзя недооценивать использование современного оборудования для ускорения фактического строительства. Когда кто-то рассматривает труд, который был затрачен в средневековой Европе, чтобы просто поднять камень на место, легко увидеть, насколько проще готическая архитектура сегодня, чем когда-либо прежде.

Все виды кранов с механическим приводом произвели революцию в мире погрузочно-разгрузочных работ. Башенные краны, мостовые краны, мобильные краны, краны-манипуляторы, вилочные погрузчики; У этого списка нет конца. Теперь даже камни весом в десятки тонн можно без труда поднять и точно установить на место.

Изобретение гидравлических строительных лесов устранило настоящий лес опор, которые обычно составляли строительные леса на готических строительных площадках. Теперь платформы строительных лесов могут безопасно и без усилий взбираться по сторонам здания по ходу строительства.

Резьба по камню

Прогресс в резьбе по камню может быть самым революционным. Пильные диски и фрезы с алмазными наконечниками режут и придают камню форму с молниеносной скоростью по сравнению со старыми методами. Станки с ЧПУ автоматизируют значительную часть работы с деталями, а также позволяют использовать таланты современного человека в строительстве таких великолепных зданий. Когда кто-то считает, что богато украшенное изделие, на которое раньше уходил месяц, теперь занимает всего два дня, прирост производительности огромен. Это позволяет еще более богато украсить церкви, так как время, необходимое для изготовления каждой детали, сокращается.

Опыт

И самым большим преимуществом современного строителя является богатство знаний, переданных от тех людей, которые строили Готику до него. Хотя учебников может не хватать, готический строитель оставил свой след в построенных им зданиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *