Свердловская филармония ведет переговоры с Zaha Hadid Architects
Проект по строительству нового концертного зала не заморожен
Свердловская филармония стала площадкой для обсуждения концертной жизни региональных филармоний страны. Здесь прошло совещание секции творческого планирования Уральского отделения Союза концертных организаций России (СКОР). Мероприятие объединило 14 организаций из 11 регионов страны. Это уже вторая тематическая сессия, посвященная планированию концертной деятельности — первая встреча прошла в июне этого года в Челябинске.
— Сейчас концертная деятельность в стране переживает не самые простые времена. Сначала сказались последствия пандемии — многие концертные организации были вынуждены переносить свои творческие планы. Теперь нужно искать новые пути решения в области филармонического дела в связи с массовой отменой выступлений зарубежных исполнителей и мировых гастролей наших филармонических коллективов. В такой период важно всем объединиться — любое творческое взаимодействие в академической сфере будет максимально полезно, — считает директор Свердловской филармонии Александр Колотурский.
Важной темой стало обсуждение гастролей филармонических коллективов. По мнению членов Уральского отделения СКОР, это позволит расширить культурные связи с другими регионами и повысить исполнительский уровень музыкантов
— Омск не обладает академическим хоровым коллективом, но у нас есть потребность в нем. Поэтому мы сейчас внимательно присматриваемся к Симфоническому хору Свердловской филармонии, к Капелле им. Эйдинова из Магнитогорска — эти два коллектива представляют интерес для совместной работы с нашим симфоническим оркестром. Любое взаимодействие дает новые возможности для развития творческих связей, — отметил художественный руководитель Омской филармонии Андрей Баранов.
Сейчас многие региональные филармонии вынуждены менять привычную систему работы со слушательской средой, выстраивать свою деятельность в соответствии с новыми правилами рынка. «Удмуртская филармония в этом году запустила не ярмарку абонементов, а ярмарку билетов. Слушателям предоставили весь сезон и возможность выбирать, как абонементы, так и билеты на любое количество концертов, которые им интересны», — поделилась опытом заместитель директора и художественный руководитель Удмуртской государственной филармонии Мария Видмак.
«Эксперт-Урал» обсудил будущее концертной деятельности филармонических коллективов с Александром Колотурским.
— Александр Николаевич, как будут развиваться региональные филармонии в условиях нового времени?
— Это новая старая реальность. Мы уже проходили эту историю в Советском Союзе. Тогда система организации концертной деятельности филармоний была идеальной, и с точки зрения экономики, и с точки зрения развития коллективов. За гастрольную деятельность отвечали три всесоюзные организации: Росконцерт, Союзконцерт и Госконцерт. У каждого из них были свои планы (гастроли по России, всему Союзу, включая республики, за границей) и средства на их реализацию. Было четкое распределение по расходам. Наши творческие силы, артистов я имею ввиду, в 1988 году по этим трем планам делали 750 концертов. Поверьте, в эти планы сложно было попасть. Недостаточно заявочку было написать. Там чуть-ли не драки были. В 90-е эта система рухнула в связи с принятием Конституции, которая гласила, что за культуру отвечает каждый уровень власти, то есть федералы отвечают за федеральную культуру, государство — за региональную, муниципалитеты — за муниципальную. И деньги на эти цели запрещено было передавать с одного уровня на другой. Все концертные организации сели на самостоятельное обеспечение. И это полностью разорвало концертное пространство. Муниципалы до сих говорят: «Какое искусство, у нас культпросвет — это совсем другая история».
Путь один, только сообща можно что-то сделать. В 2000 году мы создали Ассоциацию концертных организаций Урала, выработали правила игры и условия для составления и управления региональным концертным планом. В этот план входило более ста концертов. Эта система держалась 4 — 5 лет. Кстати, входили в нее не только уральские организации, это были филармонии из Омска, Вологды и других регионов страны. Потом в связи с улучшением экономической ситуации некоторые организации стали торпедировать эти правила, потому что они им стали невыгодны.
В мае этого года директора концертных организаций, входящих в Союз концертных организаций, снова начали поднимать вопрос о формировании ассоциации. А если такая потребность возникла, ее надо удовлетворять. То есть мы вернулись назад. Есть большое количество желающих из совершенно разных филармоний обсуждать новые правила. Вероятно, в сентябре-октябре мы их уже утвердим. А правила в том, что все заинтересованы в гастролировании своих творческих коллективов, это важная составляющая для профессионального развития. Но эти гастроли должны быть эффективными для всех. Необходимо понимать, как будут распределены затраты, решены многочисленные организационные вопросы, построена сетка. Мне нужно платить небольшие фиксированные гонорары своим артистам, покупать билеты, принимающая сторона, например, обеспечивает гостиницу. Мы говорим о планировании сезона 2023 — 2024.
— А ваших артистов ждут в других городах?
— Я не знаю. Все же зависит от публики, от предложения, от творческого уровня, от интереса, от жанра. Екатеринбург отличается от многих других городов. У нас творческие коллективы выше уровнем, зал выше уровнем и замечательная публика. Она очень воспитанная. Посчитайте, мы же в филармонии делаем по 170 — 200 концертов, а раньше и 250. Ни одна филармония вокруг нас такого количества не делает. Творческий уровень публики растет. У нас иное ценообразование и затраты мы можем себе больше позволить, чем другие города.
Александр Колотурский: «Сейчас прорабатывается организация гастролей нашего оркестра по Волге через Москву с помощью проекта «Всероссийские филармонические сезоны». В этом проекте задействованы ведущие филармонии России»
— Гастроли — это прибыльное мероприятие?
— Любые гастроли — это убыточное дело, любые. Неважно, куда ты поедешь, не имеет значения. Так во всем мире, не только у нас. Допустим, взять один из лучших в мире Чикагский симфонический оркестр, а это один из богатейших оркестров, то и он собирает деньги на два тура. Один тур по Америке, другой — зарубежный. Это очень дорогое удовольствие. Мы раньше ездили на фестивали во Францию, Германию, сейчас все это отменили. Мы поедем на гастроли в Тюмень, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Курган, Челябинск.
— А вслед за экономикой на Восток — в Китай, например?
— Мы можем куда угодно. Но кто платить будет?
— Представители филармоний из других регионов говорят о нехватке иностранных артистов.
— Не сказал бы. Концертное пространство не имеет границ и зависит от уровня концертного зала. Есть пять уровней концертного зала, на каждом таком уровне — свой уровень артистов, менеджмента, публики. Если в одну из региональных филармоний отказывается приехать иностранный исполнитель, не факт, что он откажется приехать и к нам. Или, наоборот, мы поймем, что он не соответствует нашему уровню. Мы ставили себе задачу стать национальным залом, после него следующий уровень — международный. Почему мы и прорабатывали идею строительства нового комплекса, он точно позволил бы нам встать на ступень выше.
— Строительство нового концертного зала по проекту бюро Zaha Hadid Architects заморожено?
— Нет, ничего подобного. Идет работа по подготовке земельного участка, надо было сделать один из трех, и зон охраны памятников. Зоны охраны надо привести в порядок для того, чтобы можно было строить на этом участке. 30 памятников попадало, остался один — федеральный, остальное все сделано. Сейчас мы в контакте с Zaha Hadid Architects, ждем их позицию. Дальше будем смотреть по ситуации. Да, обстоятельства меняются, но работа идет. Проект настолько глобальный, что его нельзя остановить.
По первоначальным планам, филармония должна была получить новый концертный зал в 2025 году. Основной новый зал планировалось построить в форме виноградника, с креслами, окружающими сцену. Комплекс рассчитан на 3 тыс. зрителей, площадь — 350 тыс. кв. м
Справка
Свердловская государственная академическая филармония — одна из старейших в России (1936). Включена в реестр объектов культурного достояния Свердловской области. В 1998 году в России ее признали «Филармонией года». Имеет семь филиалов Концертного зала в городах Свердловской области и Виртуальный концертный зал. Проводит более 5 тыс. концертов в сезоне.
Союз концертных организаций России — уникальная корпорация, созданная внутри профессионального музыкального сообщества страны. Она объединяет 91 организацию из 75 регионов России. СКОР действует в интересах концертных организаций, выступая инструментом культурной вертикали между Министерством культуры России, федеральными органами культуры всех уровней и самими организациями.
новое здание филармонии в Екатеринбурге по проекту Zaha Hadid Architects
Здание Свердловской государственной филармонии, или как его еще называют – «каменное сокровище», строили в период с 1915-го по 1926 год. В нем расположен концертный зал на 700 мест, камерный зал на 120 мест и залы в филиалах – от 250 до 670 мест. Однако за годы популярность этого места выросла настолько, что уже нет возможности вместить всех желающих на концерты. Поэтому в начале 2000-х было решено построить новый корпус для Свердловской филармонии.
Изначально помещения «каменного сокровища» планировали отвести под деловой клуб для городских промышленников и купцов. После здесь разместился клуб инженеров и работников народного хозяйства. В 1936 году Свердловский облисполком решил сделать в здании филармонию. Она стала третьей филармонией, появившейся в стране – после Московской и Ленинградской.
В 2018 году по итогам международного конкурса на архитектурно-художественную концепцию по строительству концертного зала Свердловской филармонии в Екатеринбурге победил проект британского архитектурного бюро Zaha Hadid Architects. Всего заявки подали 47 участников со всего мира, а в финал вышло восемь.
Заха Хадид – ирако-британский архитектор и дизайнер, представительница деконструктивизма. Ее называли «королевой кривой», потому что для деконструктивистских проектов характерны зрительная усложненность, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчеркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.
Хадид не стало в 2016 году, но архбюро до сих пор существует. Среди самых известных работ – Центр водных видов спорта для Олимпийских игр в Лондоне, Большой художественный музей Мичиганского университета в США и Оперный театр в Гуанчжоу, Китай.
В 2020 году Бюро Zaha Hadid Architects и Центр развития социально-культурных инициатив Свердловской области доработали концепцию здания филармонии, которое появится на пересечении улиц Карла Либкнехта и Первомайской, возле сада Вайнера.
Новое здание гармонично дополнит существующий ансамбль старинных построек, среди которых Школа искусств и ремесел и усадьба Круковского. Прозрачный стеклянный фасад филармонии будет выходить на обновленный Сад Вайнера, где посетители смогут прогуливаться до или после концертов.
По словам директора проектов Zaha Hadid Architects Христоса Пассаса, Россия оказала определяющее влияние на творчество британского архбюро.
«С самого начала своей карьеры Заху привлекал русский авангард, который рассматривал гражданские пространства как городские конденсаторы. Они катализируют публичную сферу деятельности для обогащения творчества и сообщества. Эти принципы заложены в дизайне нового Концертного зала Свердловской филармонии», – пояснил Христос Пассас.
Основная идея проекта – объединить старое и новое здания, а также сад, в культурно- общественный комплекс. Здесь можно будет посещать не только концерты, но и отдыхать в кафе, бывать на выставках, слушать рок или даже смотреть танцевальные шоу.
Авторов проекта вдохновил акустический резонанс, создающий волну колебания на сплошной гладкой поверхности.
Крыша и интерьеры ассоциируются с застывшими звуковыми волнами. Такая конструкция здания символизирует единство света и звука, архитектуры и музыки.
Кровлю и фасад оформят сборными алюминиевыми панелями медно-красного цвета. Они будут надежно укреплены, чтобы выдержать нагрузку от снега. При этом между панелями оставят зазоры, которые необходимы для вентиляции и стока дождевой воды.
В корпусе филармонии будет пять залов. Самый большой из них рассчитан на 1600 мест. В дни концертов Свердловская филармония сможет принять до 2800 зрителей, что поставит ее в один ряд с мировыми концерт-холлами − концертный зал в Копенгагене, концертный зал «Дом музыки» в Порту, музыкальный театр «Метрополитен-Опера» в Нью-Йорке и др.
Новую концертную площадку спроектируют по принципу «виноградника»: зрители будут окружать сцену со всех сторон и даже как бы нависать над ней, словно гроздья винограда.
По схожему принципу выполнен зал-трансформер Московского концертного зала в парке Зарядье – современные динамические механизмы позволяют адаптировать пространство сцены и зрительного зала под любые постановочные форматы.
Благодаря специальной системе расположения мест в зале будет хорошая акустика и видимость сцены с любого места. Стены Большого зала отделают звукоотражающими материалами.
На потолке зала появится освещенный декоративный элемент, который придаст свету визуальную глубину. Линейные светильники расположатся по периметру «виноградин» и будут формировать мягкий и спокойный световой фон.
Также появится трансформируемая сцена, на которой музыканты смогут исполнять оперы и симфонические произведения.
Кроме Большого и Малого залов появится еще один – Концертный. Его создадут по концепции black box – трансформируемое пространство, которое подходит под мероприятия любого типа.
Квадратную комнату с черными стенами и плоским полом специально создают во многих современных театрах и арт-пространствах мира. Залы-«черные ящики» отличаются высокой степенью функциональности. Их используют для гибкого взаимодействия сцены и аудитории.
В нем могут меняться расположение декораций и сцены, тип освещения, а также количество кресел (при необходимости их можно будет совсем убрать).
Помимо концертных залов, в новом здании появятся кафе, небольшие магазины и музей. Выставки и другие культурные мероприятия будут проводиться даже в фойе.
Для организации внутреннего пространства планируют использовать технологию искусственного интеллекта: «умное» управление гардеробом и систему Smart Display – интерактивные экраны, которые обеспечат удобную навигацию в здании.
Двухуровневый подземный паркинг организуют под площадкой Концертного зала филармонии. Основной въезд планируют сделать со стороны улицы Первомайской.
АВТОР: Пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы
МЕТКИ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПРОЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА, ЕКАТЕРИНБУРГ, КОНКУРС ПРОЕКТОВ
Zaha Hadid Architects построят новый концертный зал российской филармонии – лучшие руководства по дизайну
Новости by EditorZaha Hadid Architects построит новый концертный зал филармонии в России Конструкция напоминает звуковые волны музыки и основана на свойствах музыкального звукового резонанса, создающего волновые колебания на сплошной гладкой поверхности.
Дизайн Zaha Hadid Architects по-новому интерпретирует эти физические акустические свойства, чтобы определить пространства для зрительных залов, которые включают концертный зал на 1600 мест и зал камерной музыки на 400 мест. Эти пространства расположены внутри деформаций поверхности подвесного навеса, как бы паря над новой общественной площадью, которая одновременно является вестибюлем концертного зала филармонии и закрытой городской площадью .
Вестибюль служит не только для знакомства с миром симфоническая музыка , а также общественная площадь для всех членов местного сообщества. Большие застекленные фасады стирают границу между интерьером и экстерьером; приглашая посетителей испытать пространство внутри.
« Россия оказала определяющее влияние на творческую работу Zaha Hadid Architects », — говорит Кристос Пассас, руководитель проекта Zaha Hadid Architects. ‘ С самого начала своей карьеры Заху привлекали русские авангард , который задумал общественные пространства как городские конденсаторы, которые катализируют общественную сферу деятельности для обогащения творчества и сообщества; позволяя самому пространству улучшать наше понимание и благополучие. Эти принципы заложены в проекте нового концертного зала Свердловской филармонии ».
Zaha Hadid Architects была выбрана из 47 международных команд, подавших предложения. Конкурс проектов организован Министерством строительства и инфраструктурного развития Свердловской области при содействии Благотворительного фонда поддержки сельской филармонии.
Источник: Design Boom
См. также: Познакомьтесь с удивительным Castell Son Claret на Майорке
См. также: Добро пожаловать в Порту: Откройте для себя путеводитель по городу Порту для любителей дизайна
Вам понравилась эта публикация? Так что оставьте свой комментарий и поделитесь им в своих любимых социальных сетях!
✭
Метки: авангард, творчество, конкурс дизайна, Концертный зал филармонии, общественная площадь, Россия, симфоническая музыка, городская площадь, Заха Хадид, Zaha Hadid Architects
Zaha Hadid Architects спроектирует новый Концертный зал в Екатеринбурге
Фото: Zaha Hadid ArchitectsZaha Hadid Architects была выбрана жюри международного конкурса дизайнеров для строительства нового Концертного зала Свердловской филармонии в Екатеринбурге, Россия. Екатеринбург создал богатые музыкальные традиции и зарекомендовал себя как культурный и художественный центр, а городской оркестр воспитывает целеустремленные молодые таланты и опирается на преданное, страстное и растущее сообщество любителей музыки в Екатеринбурге и во всем мире.
Вторя физическим аспектам звуковых волн, дизайн нового Концертного зала филармонии основан на свойствах музыкального звукового резонанса, создающего волновые колебания на сплошной гладкой поверхности. Дизайн заново интерпретирует эти физические акустические свойства, чтобы определить пространства для аудиторий, которые подвешены внутри навеса, и кажется, что они парят над новой общественной площадью, которая является одновременно вестибюлем Концертного зала филармонии и закрытой городской площадью.
Предлагая концертный зал на 1600 мест и зал камерной музыки на 400 мест, отвечающие самым высоким акустическим стандартам, эти новые аудитории расположены внутри деформаций поверхности подвесного навеса; освобождение вестибюлей от препятствий, чтобы открыть это пространство в качестве нового яркого места сбора местного сообщества.
Это новое дополнение 21-го века займет пространство между существующими зданиями и садами Вайнера; не конкурируя с этими зданиями наследия, а дополняя ансамбль, который будет включать в себя сохранение и реконструкцию нынешнего концертного зала как неотъемлемого элемента нового объекта мирового уровня, который станет одним из центров культурной жизни города.
Точно так же новое здание не навязывается соседним садам Вайнера, а органично сливается с природным ландшафтом; открывая свой прозрачный стеклянный фасад, чтобы насладиться видом на отремонтированные сады, в том числе амфитеатр для выступлений на открытом воздухе в течение всего лета.