Студия норштейна: Студия Юрия Норштейна — Книжный магазин в Войковский

Студия Норштейна

Yablor.ru — рейтинг блогов рунета, автоматически упорядоченных по количеству посетителей, ссылок и комментариев.

Фототоп — альтернативное представление топа постов, ранжированных по количеству изображений. Видеотоп содержит все видеоролики, найденные в актуальных на данных момент записях блогеров. Топ недели и топ месяца представляют собой рейтинг наиболее популярных постов блогосферы за указанный период.

В разделе рейтинг находится статистика по всем блогерам и сообществам, попадавшим в основной топ. Рейтинг блогеров считается исходя из количества постов, вышедших в топ, времени нахождения поста в топе и занимаемой им позиции.

_tsukasa — 24.08.2010


Это такая маленькая московская сказка — когда идешь обычными дворами, заходишь в обычную дверь — а там прямо за ней стоит легендарный Юрий Борисович Норштейн и общается с покупателями книжек и постеров про Ёжика в тумане.
Мэтр нуждается в средствах на новую работу и ради привлечения покупателей продукции маленькой студии лично стоит у прилавка каждую субботу. Тесное пространство студии было заполнено покупателями, покупающими книги едва ли не оптом. Увидев, что у меня есть фотоаппарат, меня затащили на «бекстейдж» — комнатка оказалась не только приемной-магазином, но и собственно студией.




Поздно вечером вернулся я домой и arashi_opera рассказала, что по Москве ездит совершенно сюрреалистический кадиллак Escalade, огромная богатая машина с аэрографическим Ёжиком в тумане. Фото via arashi_opera:



Собственно объявление, из которого я узнал про акцию (которая, вроде бы, ограничена летним временем):

Выяснилось, что у Ю.Норштейна не хватает денег на то, чтобы закончить свою новую работу «Шинель». ЖЖ–юзер gleza списалась с Норштейном.

Он ей ответил так:
«…Юля, я не могу принять Ваше предложение о сборе средств на фильм «Шинель», в этом случае я чувствовал бы себя крайне неуютно. Но если Вы хотите поучаствовать в фильме «Шинель», то у меня есть просьба: разместите, пожалуйста, в Вашем блоге информацию о продаже наших книг. Рекламы у нас, в общем, никакой, и поэтому дополнительная информация на Вашем блоге может способствовать привлечению покупателей».
Как выяснилось по субботам художник сам стоит за прилавком, что дает возможность получить книгу с автографом или даже рисунком автора.

«Книги можно купить на нашей студии по адресу: 1–й Войковский проезд, дом 16, корпус 1, подъезд 1А, по субботам с 12 до 15 часов. Как правило, я сам в это время стою «за прилавком» и желающим подписываю книги. Для некоторых более обеспеченных покупателей я могу делать рисунки на форзацах книг. Карта проезда к нам на студию есть на нашем сайте http://norshteyn.ru в разделе «Снег на траве».

От себя добавлю, что книжки изданы превосходно. В эту субботу, вероятно, их еще можно будет купить из рук Юрия Норштейна с автографом для вас лично. Я считаю, это из разряда таких вещей и артефактов, которые надо брать, пока дают )))

Сохранено

Источник

Оставить комментарий
  • VK.COM
  • FACEBOOK.COM
  • Анонимно
Популярные посты:
  • Архив

Архив записей в блогах:

А какой смерти своим малышам вы желаете?

Ну вот это вот всё, когда интернет переполнен умильными фоточками малышей в военной форме 40-х годов…. Это же так чудесно, прямо настоящее ми-и-ми! Маленькие защитники Родины!.. Ну, так вот у меня к ликующим мамашкам и вопрос — а как именно вы бы хотели их убить на той войне, о . ..

Под крылооом самолетааа, о чем то поееет…..

Я никогда не замечал, Что вы меня не замечали. А тут узнал — и замолчал, Окутанный печалью.         После долгих дум и размышлений о судьбах России ,забил на дружеские предупреждения засланных «казачков» в СБ и , поклав на угрозы …

А, стратегия

В нашей образовательной системе, особливо если для детей с нестандартными потребностями, очень любят слово «стратегия», на иврите оно тоже звучит четко и ясно: «астратегия». Все мозги прокомпостировали еще на студенческой скамье. Тогда это было очень модно в преподавании арифметики. То ест …

О болезненных проявлениях и московской ячейке ТИГРа

Сегодня поговорим о грустном. Член ФПС «Солидарности», известный нам как Станислав Яковлев или Ортега (ранее — Ортега-88, редактор журнала «Русский хозяин», далее — участник движения «Смена», блогер то либерально, то …

Объединение блогеров приводит к многократному росту просмотров. С кем вы можете объединиться?

Недавно три блогара объединились, чтобы по очереди собирать в своих блогах общий обзор прессы трех разных европейских стран . Сегодня выходной, однако число просмотров вчерашнего обзора уже перевалило за 10 тысяч . Он на втором месте в нашем …

WOW Авто Армия Беларусь Бизнес Видео Дети Жесть Животные Закон Здоровье Игры Интернет Искусство История Казахстан Кино Конфликты Коронавирус Коррупция Косметичка Криминал Кулинария Ликбез Литература Лытдыбр Медицина Мнения Музыка Наука Общество Олимпиада Отдых Отношения Персоны Политика Природа Происшествия Путешествия Разное Разоблачения Реклама Религия СНГ Сиськи События Спорт Страны ТВ и СМИ Творчество Технологии Транспорт Троллинг Финансы Фото Шоубиз Штуки Экономика Юмор

Главная О проекте Обратная связь Правообладателям Реклама RSS

Рейтинг топ блогов, упорядоченных по количеству посетителей, ссылок и комментариев. При составлении рейтинга блогосферы используются данные, полученные из открытых источников.

Близкие Юрия Норштейна поделились воспоминаниями к его 80-летию

Норштейна гораздо меньше знают как автора «Сказки сказок», «Лисы и зайца», «Цапли и журавля», снимающего «Шинель» по повести Гоголя. И совсем немногие знают Юрия Борисовича как друга, коллегу, отца, учителя. Сегодня мы попросили вспомнить о живом классике близких ему людей.

Леонид Шварцман, художник-мультипликатор, народный художник России

— Мы познакомились в 1960-м, когда я преподавал 19-летнему студенту курсов мультипликаторов академический рисунок. Это был еще совсем молодой человек — живой, темпераментный, любил играть в футбол. Уже тогда Юра поражал эрудицией, настолько не по годам зрело рассуждал и рассказывал, что все вокруг заслушивались. И сегодня, когда Норштейн называет меня своим учителем, я ему отвечаю — нет, это ты мой учитель.

Именно Юра, когда мы работали на «38 попугаях», предложил сделать Удава этаким мыслителем, чтоб тот клал голову на кончик хвоста. И у попугая убрал хвост, чтоб попугай был шустрее и энергичнее, добавил ему ораторских жестов — и получился, кстати, вылитый Ленин! И именно Юре на «Чебурашке», где он был кукловодом, пришло в голову оставить герою только ступни. Чебурашка стал еще смешнее.

Так что в какой-то степени мы с Норштейном оба друг друга чему-то научили.

Наталья Абрамова, редактор «Союзмультфильма»

Название мультфильма «Ежик в тумане» давно стало мемом. Фото: РИА Новости

— «Ежика в тумане» Норштейн хотел закончить не мыслями ежика о лошади, а уханьем филина в глубину колодца. Я говорила, что и так хорошо и до сих пор уверена, что это действительно лучше. Но он вечно не удовлетворен собой. Например, тем, что не стал живописцем, ведь цвет, гармония, красота его сжигают, оглушают! У него всегда идет борьба с изображением, она сквозит в каждом кадре — это от потребности сказать больше, чем само изображение, показать, что жизнь больше любого изображения в принципе. Случалось, я ехала на работу с дачи и приходила в мастерскую Юрия Борисовича с полевым букетиком — и вдруг он замечал на букете муравья или мошку, уносил букет и потом эти персонажи оживлялись им и появлялись в фильме.

Борис Норштейн, иконописец

— Я благодарен отцу за науку отличать хорошее от плохого, я учился, слушая его, пытаясь понять, почему в музее, на выставке, про картинки в «Огоньке» говорил — вот это хорошо, а это совсем никуда. Что-то он мне пытался объяснить, о чем-то он просил подумать. Когда я после архитектурного увлекся живописью, он меня поддерживал. А когда я свернул на иконопись, сказал: «Жаль».

У нас дома стоял маленький верстак — папа мастерил на нем мебель

Отец бывает в нашем храме Успения в Курчатове, видел мои росписи. Говорил мне: «Вот это красиво. А тут не очень». Я не всегда с ним могу согласиться, но слушаю всегда — у отца подход прежде всего художественный, он прекрасно разбирается в живописи, очень хорошо ее знает.

Что дарить на 80-летие? Папа любит работать с деревом, у нас дома даже стоял маленький верстак, он мастерил там мебель. И я вслед за ним полюбил дерево. Так что думаю в этом направлении.

Вениамин Смехов, актер театра и кино

— Чем человек выше, тем он яснее и проще в общении. Когда мы впервые посетили мастерскую Норштейна, моя жена Галина Аксенова, киновед, заговорила с Юрой на профессиональные темы, и это звучало как иностранная речь, а я сидел гордый, наблюдая, как он отражает ее речевые выстрелы. Но он пропитан и кино и одновременно является одним из знатоков поэзии самой высокой пробы. Однажды Лена Камбурова собрала у себя после 9 Мая переживших войну людей искусства, и Юра вдруг прочел там целую главу «Теркина». И он это так знал и так читал, что театральные мастера могли бы взять его учителем художественного слова.

Иван Максимов, режиссер, лауреат Берлинале за лучший короткометражный анимационный фильм

— Лет в 16 «Сказка сказок» казалась мне не мультфильмом, а произведением, действующим на какие-то другие отделы мозга, как, скорее, игровое кино. С такими впечатлениями я ходил лет 10, пока не стал учеником Норштейна на Высших режиссерских курсах. Юрий Борисович и как педагог отличался от других: он больше обращал наше внимание на передачу нюансов, связанных с какими-то тонкими ощущениями, переходами от изображения к вкусу, к запаху, сочетаниями со звуками. .. Учил улавливать трудноуловимое, создающее атмосферу, вроде капель воды на старой лодке, лежащей на берегу, — помню, он дал задание экранизировать это хокку и потом разбирал с нами раскадровки, которые мы прямо на занятиях рисовали.

И сегодня, вспоминая уроки Норштейна, я учу студентов вниманию к настроениям, ощущениям, очеловечивающим мир.

Юрий Рост, журналист

— Юрий Борисыч — человек естественный. Его гений не особенно работает на его имидж, Юра не думает, как он выглядит. Он, например, любит ходить босым, в том числе и по снегу, для здоровья. Сидели мы, помню, хорошей компанией у него в студии на Войковской, потом он босиком вышел нас провожать — и я увидел, что его провожает пес Кузя. Кузя сел, я попросил Норштейна присесть рядом. Юра сел, посмотрел на меня, я достал Canon — и это была чистая удача безо всякой подготовки. С Норштейном ведь как — если вы задаете ему вопрос, он может прямо сейчас, очень развернуто представить вам целую концепцию. Здесь Юра представил ее молча, одним взглядом, концепцию единения с нашим миром, и, конечно, с Кузей.

Юрий Норштейн — после «Шинели»

Юрий Норштейн, классик мировой анимации, родился 15 сентября. были признаны лучшими анимационными фильмами ХХ века. Аниматоры Одессы искренне поздравляют мастера с Днем Рождения и желают ему долгой и творческой жизни!

Судьба Норштейна может стать классическим примером того, как советская власть своими руками создавала диссидентов. В начале 19В 50-х годах его отца, Бориса Норштейна, уволили с завода и занесли в черный список за то, что он не доносил на своего друга. Более того, он был евреем. Когда антисемитская кампания была в самом разгаре, начиная с убийства Соломона Михоэлса и заканчивая заговором Доктора, этих двух обстоятельств было достаточно, чтобы Советы приняли Бориса Норштейна за врага народа. Борису Норштейну повезло, потому что ему было запрещено работать только в Москве. Тем не менее сына Юрия исключили из Школы искусств, где он был одним из подающих надежды учеников.

            После окончания общеобразовательной школы Норштейн пытался поступить сразу в три художественных вуза, но ни один из них не принял его в ученики. В итоге по совету друга он поступил на художественные курсы аниматоров при Союзмульфильме и нашел себя в анимационном кинематографе, который никогда его не интересовал. Согласно полученному диплому, Норштейн работал на студии аниматором, оживляя картины, созданные другими художниками. Норштейн был аниматором десятков движений, в том числе «Левша», «Варежка», «Как один человек прокормил двух генералов», «Каникулы Бонифация», «Мой зеленый крокодил » и « Чебурашка». Работая над упомянутыми и многими другими мультипликационными фильмами, Норштейн усвоил опыт во всех областях анимации, включая рисованное и кукольное движение, транспозицию (съемку рисованного персонажа с нескольких стеклянных сцен, расположенных на разном расстоянии от камеры). Вскоре он понял, что работа с анимацией ему противопоказана. Десятки персонажей, оживших его собственными руками, словно призраки, пришедшие из ниоткуда, высасывают из него жизненную кровь.

            Норштейн сделал попытку убежать от этого ужаса; поэтому он подал документы в Строгановское художественное училище. Его снова не приняли. Как позже выяснилось, причина была в том, что учить его больше было нечему.

            Режим конструировал диссидента в лице Норштейна. Результат действия — подтвержденный художник.

За шесть лет работы на киностудии «Союзмультфильм» Норштейн получил свою первую собственную режиссуру вместе с еще одним новичком в режиссуре Аркадием Тюриным, художником-постановщиком Левша и Как Выживали один человек, два генерала .

            The topic for Norshtein’s debut became a stanza from an ideologically ‘right’ poem by Mayakovskiy Vladimir Ilyich Lenin :

When I

        sum up

             the life I lived,

                   and копаться в дни,

         самые яркие из которых,

Я вспоминаю

        одно и то же –

двадцать пятое,

день первый.

 Власти студии приняли заявку на фильм Двадцать пятое. День первый. Но они и не подозревали, что авторы превратят события Октябрьской революции 1917 года в метафору возрождения мира со всеми вытекающими отсюда последствиями. Готовый фильм представлял собой энергичный монтаж авангардных композиций 1910-1920-е годы – Татлин, Шагал, Филонов, Альтман, Малевич, Дейнека, Пименов, Лисицкий, Жорж Брак, кроме того графика Маяковского, Юрия Анненкова, Чехонина, «иконопись» Петрова-Водкина. А еще музыка Дмитрия Шестаковича. Плюс развязка, в которой на фоне Филоновского Гимна Городу и Формулы Революции достигнуты стихи Поля Элюара и Шагаловского Ангела, парившего над бездной.

Когда руководство студии увидело этот ролик, они были немного шокированы. «А где Кукрыники?» — недоумевали они. Где Владимир Ильич? Какой авангардный возмутительный выход за все пределы!?

Идея ввести Кукриников в движение вызвала резкое возражение Норштейна. Тем не менее, Ленин туда попал – как официальное фото, которое сопровождалось выступлением мирового вождя пролетариата. На общем авангардном фоне такое плакатное присутствие Ленина выглядело простой и жестокой шуткой. Движение отошло на второй план и получило последнюю четвертую категорию.

Принимая во внимание вышеизложенную историю, Норштейн пришел к выводу, что, во-первых, анимация — пластическое время, а во-вторых, никогда не идите на компромисс, особенно когда это противоречит вашим интересам. В остальном его это совершенно не интересовало.

Наверное, самое смешное, что история, связанная с темой революции, для Норштейна не закончилась. Через десять лет, приближаясь к годовщине Октябрьской революции, вдохновенный Норштейн вместе с Федором Хитруком, автором бессмертного мультфильма о Винни-Пухе, решили протащить очередную крамольную ходатайство о событиях 25 октября 1917 года. Фильм One Day Before Anno Domini изображал реальную историю восставших против власти, начиная со Спартака и опираясь на произведения Гойи, Босха, Брейгеля и Давида… Работу с движением остановили сами Норштейн и Хитрук. В конце концов они посчитали, что возвышенность замысла чревата помпезностью, не свойственной ни одному из авторов.

Наверное, после 25-й Норштейн мог бы еще долго остаться без работы, но его спас патриарх советской мультипликации Иван Иванов-Вано, никогда не боявшийся творческих экспериментов, и, наоборот, чтобы руководство студии могло видеть талантливых людей невооруженным глазом.

Идея движения принадлежала Иванову-Вано, поэтому определить стиль автора Ежик в тумане довольно сложно. Тем не менее рамочное оформление по жанру русской фрески XIV-XVI веков и внутренняя перспектива были для Иванова-Вано несколько новыми, поэтому патриарх внушил Норштейну, что он полноправный соавтор. Когда Норштейн решил, что надо пересдать один макет, начальник сказал ему прямо и прямо: «Ты здесь ничего, голубчик». Иванов-Вано не разделял этого мнения.

 Фильм Битва под Керженцем получил множество наград на различных фестивалях, а Норштейн получил свой первый собственный фильм, фильм Лисица и Заяц , одноименной литературной сказки, это история о лисе, который попросил Заяц некоторое время жил в его доме и в конце концов выгнал его из дома.

Движение было сделано на заказ для серии фильмов Италия Сказки европейцев. Этот факт помогает понять графику сказки – русский примитивизм и прялочную роспись. При этом чисто декоративные элементы оказываются вполне смысловыми. С помощью простых линий и незамысловатых орнаментов Норштейн рассказывает драматическую историю об оскорбленном маленьком существе, которое может защитить от Лисы только такое маленькое существо, как Заяц. Простая народная сказка перерастает в притчу о воле, которая крепнет в страданиях.

Притча в форме сказки станет определяющим жанром в творчестве Норштейна советского периода. Следующим его движением Цапля и журавль Норштейн создал собственно деликтум народной сказки. Это история о том, как Журавль хочет жениться на Цапли, но они не могут договориться, потому что каждый из них слишком горд. Цапля и журавль созданы с язвительной иронией Чехова. Руины особняков, туман, окутывающий пустую и безжизненную местность болота, значащие атрибуты старорежимной жизни, среди которых жили покинутые персонажи… Весь вышеперечисленный антураж отсылает читателя в прошлое. 0003 Вишневый сад Чехова и Дети Солнца Горького вместе с инженерами и техниками Петрушевской.

Вряд ли когда-либо Норштейн, как бы сильно он ни поддерживал интерпретацию Цапли и Журавля как элегии вымирающей интеллигенции, хотел добиться именно этой интерпретации созданной им собственноручно метафоры. В «Ежик в тумане », последовавшем за вышеупомянутым фильмом, нет никаких признаков какого-либо общества. Лес, туман, река, одинокое существо перед таинственным миром, которое вдруг ускользает и появляется снова, тем не менее, это не имеет никакого отношения к вашему существованию. Понимание существования через его отсутствие, через осознанный момент. И снова – малиновое варенье, самовар на веточках каде, неисчислимые звезды над головой и встроенный в себя Ежик, который думает о коне: как она там, в тумане.

Мария Виноградова, озвучившая огромное количество анимационных фильмов и сыгравшая огромное количество ролей в фильмах, считала Ежика Норштейна своей лучшей ролью. В Ежике столько простоты и уверенности, что он становится «спутником», полностью отражающим личность человека. Таким же образом поступила и Людмила Петрушевская; кроме того, она убедила всех остальных, что Франческа Ярбусова, жена Норштейна, была нарисованной копией Ежика.

Обсуждая ходатайство о встрече аниматоров на студии, Норштейн процитировал Божественная комедия Данте:

‘На середине пути нашей жизни,

Я вновь очутился в темном лесу…’

Это было более чем понятно участникам встречи – но менеджеров студии такой водоворот событий не устроил. «Ежик в тумане» было трудно получить свое распространение; это было на экране кинотеатра Россия . Всех впечатлило, что за четырнадцать месяцев он собрал аншлаг.

Норштейн, в свою очередь, не очень благосклонно относится к Ёжику в тумане . На вопрос о движении он иронизирует, используя афоризм Александра Жуковского: лучше портвейн в стакане, чем ёжик в тумане, пытается убедить собеседников, что на съемках они просто баловались. . Более того, он каждый раз подчеркивает, что Сказка сказок ему дороже.

«Этот фильм жил во мне задолго до того, как я решил стать режиссером» – признался Норштейн в своей одноименной книге.

Это движение невозможно пересказать или описать. Это надо пройти вместе с автором. Оно родилось из детских воспоминаний Норштейна, из состояния души Петрушевской, не так давно ставшей матерью, из песни Враги сожгли родную Хату , которую Норштейн пел своей шестилетней дочери, и она заплакала, слушая его, из медитативной поэмы Назыма Хикмета, давшей название движения:

Стоя над водой –

Солнце, кот, платан, я и наша судьба.

Вода охлаждает,

. Плоточное дерево высокое,

Я пишу стихи,

Кошачьи трусы,

. Солнце дает тепло.

Слава Богу, живем!

Сияние воды сияет на наших лицах —

Солнце, кот, платан, я и наша судьба.

Попытка авторов сформулировать сюжет посредством слова оказалась следующей:

«Этот фильм вот-вот станет движением воспоминаний.

Вы помните длину дня в детстве?

Каждый день был отдельным, то, что сбылось в жизни сегодня, сбылось в жизнь сегодня, а для завтрашнего счастья был следующий день.

Все истины были такими простыми, все новые предметы такими впечатляющими, а дружба вместе с товариществом превыше всего.

То вечное откладывание жизни на завтра, которое приходит к каждому человеку с годами, что бессистемная жизнь, дружба не дружба, радость, которая не принимается за радость, от солнца, снега, ветра, скитаний, от убранная тарелка, кошки и собаки – это просто ожидание конца жизни. Будем надеяться, что это пройдет.

Ничего из вышеперечисленного в этом фильме нет».

История повторилась: участники собрания за, руководство студии против. Акция была строго запрещена, как и чуждое для народа мероприятие. Но чудо случилось. Через три года после распространения « Ежик в тумане » власти наконец решили наградить создателей движения Национальной премией СССР. Убирать шедевр, ставший лауреатом Национальной премии, было как минимум неразумно.

Сказка сказок раздавалась, собирала награды на международных фестивалях. На этом советский период творчества Норштейна завершился. В 1981 году начался новый, период создания Шинель , который продолжается до сих пор.

Советский Союз распался, Норштейна уволили с «Союзмилфильма», умер Александр Жуковский, сменилось несколько президентов. А Норштейн до сих пор работает за столом или с мультипликационным стендом, создавая своего блаженного и неторопливого Акакия Акакиевича.

В 1989 году Норштейн представил несколько минут из своих рабочих материалов на международный киноконкурс в Монреале. Кадры были настолько феноменальны, что впервые на фестивале был вручен приз за рабочие материалы. Впервые кадр достиг уровня своей достоверности, так что появилась новая реальность, доступная во всех аспектах.

С тех пор Норштейн отвлекался от работы только дважды. Полтора года ушло на создание подписи к Спокойной ночи, дети! Программа , которая была смещена только после нескольких просмотров. Объясняли это тем, что точное исполнение деталей пугало детей. Еще полтора года Норштейн потратил на создание двухминутного фильма для японского киноальманаха «Зимний день » Басё. Норштейну досталось первое хайку:

«Безрассудные стихи»… Осенний вихрь…

Ой, как я в своих старых лохмотьях

На нищего Тикусая похож.

С этим маленьким анимационным шедевром, где Басё встречается с созданным им персонажем (целителем-шарлатаном Тикусаем), Норштейн остался недоволен. Вернулся к работе с Акакием Акакиевичем.

В его священных планах – снять еще одну Притчу о Иове и Повесть сказок . Но всему свое время, после Шинель . Когда-нибудь это время придет.

Автор: Максим Медведев

Источник: norshtein.livejournal.com


Полная биография и фильмография Юрия Норштейна здесь

{fcomment}

Саманта Хаггарт — Природа и технологические инновации в фильмах Юрия Норштейна — Анимационные исследования

При анализе анимационных фильмов Юрия Норштейна важно учитывать в глубине не готовый продукт, а процесс, предпринятый Норштейном для производства самой работы. Многие не знают о статусе Норштейна как изобретателя. Для достижения эффектов, которые определяют его фильмы и закрепляют его авторское положение, он разработал свою собственную версию многоплоскостной установки, состоящей из нескольких стеклянных панелей, расположенных на несколько дюймов друг над другом, с установленной на штативе камерой наверху, направленной вниз. стекла. Это позволило его анимации выглядеть более трехмерной по сравнению с продуктами, созданными с использованием традиционных методов записи анимации, что дало возможность добавить глубину и разнообразить движение его персонажей и декораций.

Каждый из его фильмов в хронологическом порядке демонстрирует развитие этого метода, существенно усовершенствованного к тому времени, когда он выпустил свой отмеченный наградами фильм «9».0280 Сказка сказок 1979 года. Несмотря на незначительные стилистические различия, связанные с продолжающейся разработкой многоплоскостного стенда, фильмы Норштейна по-прежнему обладают многими общими элементами. Каждый из проанализированных фильмов начинается с текста, «адаптированного из русской народной сказки», и активно использует антропоморфных животных для разыгрывания повествования. Это говорит о том, что фильмы подходят и предназначены для более молодой аудитории. Однако из каждого, казалось бы, невинного повествования можно извлечь более взрослые темы, такие как чувство неразрешимой суматохи, отсутствие контроля и даже прямые отсылки к жизни в военное время.

Имея в виду эти более агрессивные темы в сочетании с характерными для Норштейна антропоморфными животными и многоплановым стилем, можно начать проводить связи между этими элементами. Норштейн последовательно изображает элементы природы, такие как животные, листва и вода, как могущественные и зловещие, визуально подчеркнутые его специально разработанными методами анимации. Во всех фильмах, проанализированных в этой статье, охватывающих в общей сложности пять лет, природа доминирует в повествовании, диктуя элементы стиля фильма и, в конечном счете, общую форму фильма. Кроме того, этот акцент можно рассматривать как комментарий к влиянию проблем брежневской эпохи, таких как растущий спрос на стилистический конвенционализм и рост продаж телевидения в Советском Союзе. Расширение этой идеи произойдет после подробного анализа напористой внешности природы у Норштейна 9.0280 Цапля и журавль

(1974), Ежик в тумане (1975) и Сказка сказок (1979).

Цапля и журавль — второй режиссерский проект Норштейна, вышедший на экраны в 1974 году. Сюжет документирует бурные романтические отношения между самкой-цаплей и самцом-журавлем. Когда одна птица проявляет интерес к другой, чувства не взаимны, и обе действуют вопреки друг другу, даже когда фильм заканчивается. Это повествование линейно, что соответствует раннему режиссерскому стилю Норштейна. Техника Норштейна для этого фильма включает в себя рисование фигуры на целлулоиде и вырезание конечностей, но оставление вокруг фигуры пустой клетки, чтобы имитировать текстуру нарисованной анимации. Затем этот дополнительный кадр был окрашен в черный цвет, чтобы избежать отражения света при записи (Kitson 2005, стр. 42). В том же духе, что и его многоплоскостная анимационная стойка, Китсон (2005) отмечает, что «персонажи и даже элементы фона, как правило, состояли из более чем одного слоя текстурированной клетчатой ​​ткани», что предвещает многослойность фона в более поздних фильмах Норштейна, таких как 9.0280 Сказка сказок

(с. 42). Также важно отметить, что это был первый фильм Норштейна, в котором использовался многоплоскостной анимационный стенд, подвижные стеклянные панели которого помогали имитировать движения, производимые камерой живого действия, уменьшая жесткость, связанную с ранней анимацией (Китсон, стр. 43-44). ). Фильм дополнен сценами сильного тумана, реалистичность которого обусловлена ​​​​отвращением Норштейна к очистке оконных стекол, позволяя им вместо этого собирать пыль, органически сгущая туман и придавая повествовательному весу естественный элемент благодаря положению в формальной форме фильма. и эстетическое строительство (Китсон, стр. 47). Туман выглядит как светло-кремовый цвет, который сильно контрастирует с темно-синими ветвями окружающих деревьев, из-за чего элементы кажутся агрессивными и конкурирующими друг с другом. Самое главное, туман настолько непрозрачен, что скрывает все мелкие детали цапли, центр сюжета, а также центр кадра. Это снова происходит в конце фильма, когда оба главных героя затемнены густым туманом, отражающим неоднозначный характер их отношений. Контраст природных элементов повторяется позже в фильме, когда за кадром цапли в траве сразу же следует кадр стаи птиц, летящих сквозь облака, который затем переходит к журавлю в траве. Трава имеет темно-черную основу с темно-зелеными листьями, которые не дополняют светло-голубые и белые пятна облаков, через которые пролетают птицы. Эти два элемента — трава и небо — служат для того, чтобы отличать стаю птиц от журавля и цапли, приземленных и ограниченных в своем способе передвижения. Это отражает центральный конфликт фильма: две приземлившиеся птицы, неспособные успешно спариться, напрямую сравниваются с помощью монтажа с птицами, парящими в облаках парами. Хореография сидящих на земле птиц очень тяжелая, цапля спотыкается, чтобы подчеркнуть разницу в весе по сравнению с легкими и плавными птицами в воздухе. Наконец, важно еще раз подчеркнуть, что эти природные элементы зрительно скрывают персонажей от зрителя, скрывая части их фигур и даже окружающие их декорации, эстетически направляя повествование. Китсон (2005) цитирует рассуждения российского аниматора Федора Хитрука о фильме, в котором подчеркивается важность пейзажа в анимации, называя его «третьим персонажем», играющим важную роль в общем продукте (стр. 42).

Мотив тумана продолжен в следующем фильме Норштейна, Ежик в тумане , выпущенном всего годом позже, в 1975 году. В этом фильме также используется многоплоскостной анимационный стенд, но фиксированная анимационная камера заменена кинокамерой, модифицирован для захвата одиночных кадров (Китсон, 46). Эта камера также была размещена на штативе, что позволяло выполнять наклонные движения в дополнение к основным горизонтальным и вертикальным движениям, создавая анимацию, более приближенную к живому действию, и в конечном итоге предоставляя зрителям более широкий и полный обзор пространства. Этот фильм рассказывает о ежике, который путешествует по ночному лесу, чтобы встретиться со своим другом медвежонком, чтобы попить чай и понаблюдать за звездами. Как и в предыдущем фильме, повествование линейно, и для персонажей и компонентов сеттинга снова используются вырезанные кадры. Элементы природы изображаются зловещими: туман заставляет ежа заблудиться, река угрожает утопить его, а высокая трава скрывает его дар для медведя, из-за чего он его теряет. Это отражено в кинематографической стилизации каждого элемента. Яркий белый туман поглощает и скрывает объекты от зрителя — иллюзия, создаваемая перемещением тонкого листа бумаги к камере при каждом кадре. Китсон называет туман «самым важным персонажем в фильме», отмечая, что он способен «раскрывать части мира ежа», влияя на то, как повествование передается зрителю (стр. 47). Река также имеет способность скрывать обстановку — берег реки полностью замаскирован черными и коричневыми цветами реки, из-за чего невозможно увидеть, где начинается и заканчивается вода, — а также частично закрывает тело ежа и полностью закрывает незнакомца. который спасает его, усиливая двусмысленность, изначально созданную туманом. Эти природные элементы не только непрозрачны и часто состоят из темных цветов, но и занимают большую часть кадра, подчеркивая силу природы диктовать, на чем зритель может сосредоточиться. Например, когда еж уходит в туман, мы часто можем видеть только его фигуру и редко фон леса. Кажется, что даже музыка в фильме взаимодействует с природой и подчеркивает ее, особенно дополняя движения и поведение животных. Внезапная скрипка сочетается с пикированием летучей мыши, а фортепианные трели, когда птицы суетятся вокруг ежа, его бешеный темп соответствует хаотичным движениям птиц. Наконец, ракурсы камеры помогают усилить превосходство природы. Когда ежик оказывается перед массивным деревом в тумане, появляется кадр с точки зрения ежа, смотрящего на дерево. Низкий ракурс подчеркивает высоту и мощь дерева, помещая его физически выше главного героя истории, ежа. Важность дерева еще больше подчеркивается использованием ракурса, который больше нигде в фильме не используется.

Сказка сказок , выпущенная в 1979 году, значительно менее линейна по структуре, чем оба предыдущих фильма Норштейна. Стиль анимации выреза похож на Ежик в тумане . В более позднем интервью Норштейн рассказывает, что культовый дом был создан с использованием не менее десяти слоев целлофана, чтобы создать глубину и текстуру в конечном изображении, воссоздав «абсолютно классический принцип в живописи», не используемый ни одной другой анимационной студией. времени (у Китсона, стр. 42-43). Поскольку повествование нелинейно, оно протекает через ассоциативные отношения, которые Пол Уэллс (1998) определяет как «модели внушения и аллюзии, которые объединяют ранее не связанные или разрозненные образы для получения логического и информированного, а не сюрреалистического эффекта» (с. 93). Норштейн использует ассоциативные отношения для представления похожего на память подхода, с помощью которого связаны его образы. Кроме того, Норштейн создает серию повторяющихся мотивов, чтобы помочь зрителю пройти через историю, большинство из которых основано на природе. Присутствие животных и других природных элементов усиливается тем фактом, что в фильме фигурируют люди, чего нет в ранее упомянутых работах. В частности, серый волк является повторяющимся символом природы, который помогает зрителям ориентироваться в виньетках, а фрагментированные человеческие персонажи игнорируют эту задачу. Это дает волку значительную силу, хорошо резюмированную Михаилом Ямпольским (1987), который отмечает, что «каждый мир обладает своим относительно автономным пространством […], легко проницаемым только для волчонка, снующего между мирами» (с. 106). Колыбельная, открывающая фильм, предупреждает якобы ребенка-зрителя об опасности этого волка, который «ущипнет тебя за живот» и утащит в лес, если ты будешь плохо себя вести. Это создает негативную ассоциацию с природой — волком и лесом — сразу в начале фильма. Позже это нашло отражение в сцене в парке, где мать утаскивает сына от дерева, на котором он сидел, и ворон, которых он кормил, выдвигая на первый план для зрителя несовместимость природы и человека, поскольку они не существуют вместе в Рамка. Природа также часто влияет на движение камеры в этой анимации. Позже в фильме есть сцена стола, накрытого скатертью, залитого естественным светом. Ветер поднимает скатерть и меняет композицию кадра, заставляя камеру следовать за тканью, когда она летит влево от исходного кадра, поэтому ткань не исчезает полностью из кадра. Это подходящий пример контроля природы над элементами кинематографического стиля в этой анимации. В своем тексте Ямпольский также комментирует способность природы бросить вызов ортодоксальному кинематографическому стилю в Сказка сказок. Он обращается к сцене, в которой старый дом показан издалека, а волк стоит в одиночестве в дверях. В левой половине кадра изображена снежно-белая зима, а в правой – желтая осень, обе залитые дневным светом, но крыльцо, находящееся в центре кадра, «темное, ночное» (Ямпольский, с. 105). . Это нарушает общепринятый стиль, изменяя традиционные представления о времени и пространстве, нелогично представляя два разных времени года и два противоположных времени суток в одном кадре. Даже голые ветки дерева несут значительный смысл, Ямпольский относит их к «ране или напоминанию о смерти», что является большим отнесением к элементу, обычно считающемуся фоновым и лишенному такого значения (с. 110). ).

Важно понять, почему Норштейн уделяет такое внимание элементам природы в своих фильмах и почему это изображение представляет природу в негативном и контролирующем свете. Чтобы справиться с этим размышлением, нужно изучить исторический контекст, в котором создавалось искусство, и попытаться установить связь между продуктом и ситуацией, которая его сформировала. Как упоминалось ранее, эти фильмы охватывают в общей сложности пять лет, с 1974 по 1979 год, что помещает их в Советский Союз 1970-х годов, часть эпохи Брежнева. Официальная политика этого периода продвигала «модель кинопроизводства, сочетающую идеологическую ортодоксальность с развлекательными качествами» с упором на устранение давних проблем отрасли с производством массовых развлекательных фильмов (Naripea 2010, np). Ева Нарипеа предполагает, что это связано с позицией Брежнева «сделать экономику более экономичной», которая поощряла производство и выпуск таких развлекательных фильмов, поскольку они приносили наибольший доход (Naripea n.p.). Этот интерес к кинематографическому стилю также подпитывался тем фактом, что продажи телевидения росли, что сильно подорвало значительную прибыль, когда-то приносимую кино (Naripea np). Китсон разделяет эту точку зрения и, более непосредственно связывая меняющуюся политику с искусством, пишет: «Эта «духота» брежневской эпохи, недостаток творческого воздуха, на который так сокрушались Норштейн и его коллеги, начали проникать в студию» (2005, с. 37). В своих фильмах Норштейн обращается к новаторскому дефициту, наложенному на художников этого периода, через эти элементы природы, которые часто затемняют или полностью закрывают неотъемлемые повествовательные компоненты фильма, в том числе главных героев. В обоих Цапля и журавль и Ежик в тумане туман скрывает элементы фона, а часто и самих главных героев. Избирательный характер тумана буквально подвергает цензуре то, что зритель может видеть, что создает очень недемократический образ, возможно, отражающий чувства Норштейна относительно позиции правительства и контроля над кинопроизводством во время производства. В «Сказка сказок» вступительная колыбельная, кажется, изображает волю правительства, поскольку она представляет человеку предупреждение действовать соответственно, иначе волк нанесет наказание, подобно тому, как цензоры в Советском Союзе действовали бы в отношении содержания. ограничения. Также функционируя аналогично цензору, волк действует как проводник на протяжении всего нелинейного повествования, и зритель вынужден отождествлять себя с ним как с элементом силы, поскольку он взаимодействует с несколькими виньетками, часто диктуя время, которое зритель тратит на каждую сцену и что можно посмотреть.

В целом обилие природных образов в фильмах Норштейна соответствует его техническим инновациям в анимации, которые позволяют многим природным элементам быть эстетически привлекательными в дополнение к критическим и структурным целям. Анимационный стенд с несколькими плоскостями позволял накладывать слои фона и создавать глубину, как это видно на лесных фонах в «Ежик в тумане» , а оконные стекла позволяли собирать пыль, чтобы сделать иллюзию тумана и воздуха более очевидной, что было ранее визуально трудно представить в анимации (Китсон, стр. 47). В конечном счете, естественные черты в проанализированных фильмах Норштейна изображаются агрессивными и мощными, перекликаясь со строгой политикой кинопроизводства брежневской эпохи, которая сильно ограничивала творческое самовыражение и экспериментирование. По иронии судьбы, природные элементы, особенно туман, представляют возможности собственных экспериментальных технологических инноваций Норштейна. Таким образом, Норштейну удалось избежать художественного подавления, изобретя и используя многоплоскостную анимационную подставку, что в конечном итоге привело от технических к концептуальным экспериментам в тематических и визуальных стилях анимации, как показано на примере 9. 0280 Tale of Tales в 1979 году.

Саманта Хаггарт в настоящее время учится в бакалавриате Университета Торонто по специальности киноведение и английский язык. Ее исследования сосредоточены на пространственно-временных влияниях на развитие национального кинематографа. В частности, она провела обширное исследование японских, итальянских, канадских и кельтских кинотеатров, а также европейской анимации. Она надеется продолжить изучение кино в аспирантуре.

Ссылки

Ежик в тумане. (1975) Реж. Юрий Норштейн. Союзмультфильм.

Цапля и журавль . (1974) Реж. Юрий Норштейн. Союзмультфильм.

Китсон, Клэр. (2005) Юрий Норштейн и Сказка сказок: Путешествие аниматора. Блумингтон: Издательство Индианского университета.

Нарипеа, Ева. (2010) «Новые волны, новые пространства: эстонское экспериментальное кино 1970-х». КиноКультура: н. стр. Получено с http://www.kinokultura.com/specials/10/naripea.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *