Тадаши кавамата: Тадаси Кавамата: «Я представляю свое искусство как жевательную резинку»

Содержание

Тадаси Кавамата: «Я представляю свое искусство как жевательную резинку»

НовостиИнтервью

О том, как сэкономить на хранении работ, зачем собирать фотографии природных катастроф и как сделать произведение искусства из мусора, TANR рассказал Тадаси Кавамата, представивший новый проект «На птичьих правах» в ГМИИ им. А.С.Пушкина

Дарья Палаткина

31.08.2018

Тадаси Кавамата.

Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Вы вслед за Александром Бродским продолжили музейный проект «Кабинет директора». Как вы считаете, насколько ваша работа отражает личность человека, который в нем работает?

Я встречался с директором музея Мариной Лошак, но только когда я пришел в сам кабинет, мне действительно стало ясно, как действовать. Кабинет директора — это не пустое пространство. Любой большой музей очень сложно понять, и еще сложнее — изменить. То, что я создал, совсем недавно было невозможным, поэтому я постарался сделать в музее как можно больше. И результат стал сюрпризом для всех.

Что вы решили сделать в кабинете?

Как и в других частях Пушкинского, я свил гнездо.

Обычно вы создаете каждый проект специально для площадки, где он разместится, а не выставляете ранее созданные работы. Почему?

Мне такой подход нравится по многим причинам. Когда я только начинал карьеру художника, у меня не было работ, которые нужно было бы хранить, потому что у меня попросту не хватало денег, чтобы где-то держать мое искусство. Когда я взялся за инсталляции, я подумал: может, стоит создавать работы сразу на месте, там, где будет выставка? С тех пор так и делаю. В общем, основная причина — экономическая. Во-вторых, я раньше жил в Японии. Когда европейские кураторы приглашают японского художника, они вынуждены столкнуться с большими тратами: помимо внушительных расходов на билеты, есть и еще более внушительные — на транспортировку и страховку работ. Пригласить меня выходит дешевле — мне достаточно билета. Все необходимые материалы и инструменты я могу найти на площадке. Так что я ничего с собой не везу, просто приезжаю и какое-то время живу.

Тадаси Кавамата. Проект «На птичьих правах».

Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

В работах вы часто задействуете уже использованные материалы и не покупаете ничего нового. Как вы находите предметы, из которых будете создавать инсталляции?

Я спрашиваю, что есть ненужного на площадке. У строительного мусора в этом смысле уже есть связь с местом, где появится инсталляция. В этот раз мне достался старый паркет из усадьбы Голицыных. Я всегда так говорю: «Посмотрите на эту дощечку — это часть того паркета. Сколько людей по ней прошли? Сколько всего она повидала?» Для меня важно использовать богатый историей материал. С паркетом я работал в Итальянском дворике, но в других местах использовал и новое дерево.

Почему вы сами выступаете в роли плотника при создании своих работ, а не просто даете указания ассистентам?

Я — не архитектор. Мне нравится процесс создания работ. Можно было бы бегать и диктовать всем, как что сделать, а потом объяснять, как переделать, но я предпочитаю быть в физическом контакте со своими инсталляциями. Тем более с материалом никогда не понятно, какого он будет размера, сколько его будет, насколько он старый, сколько весит и т. д. Сплошная физика: направление, место, масштаб, ветер, давление, гравитация — все имеет значение. Я стараюсь все проверять сам: масштаб, какой стороной закрепили объект и т. д. Но хорошо, когда есть ассистент, который всегда находится на площадке.

Вы часто работаете со студентами-архитекторами. Вы передаете им свой опыт?

Не имею представления! Я никогда не учился архитектуре. Я, скорее, принадлежу к школе масляной живописи — по крайней мере, принадлежал, когда учился. Но преподавать я начал именно студентам-архитекторам, и оказалось, что это очень интересные люди. Правда, в архитектуре много ограничений. У меня гораздо больше свободы.

Тадаси Кавамата. «На птичьих правах».

Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

По-русски ваш проект называется «На птичьих правах», но оригинальное название — Para-Site (игра слов: от англ. parasite — паразит, греч. приставки πᾰρά- со значением отклонения и англ. site — место, пространство). В более ранних интервью вы упоминали, что интересуетесь феноменом паразитизма. Почему?

Я не верю, что можно создать абсолютно новый предмет искусства. А еще я рассматриваю свое искусство как стрит-арт, как граффити. Я не чувствую нужды в том, чтобы оно было увековечено. Например, когда я был в Нью-Йорке в восьмидесятых, уличное искусство и граффити были на пике популярности. В частности, мне было интересно, как бездомные на улицах обустраивали уголки, в которых жили, и украшали это пространство. Там не было ничего монументального, все было очень хрупким, временным. И это тоже своего рода анонимное искусство. Для меня Para-Site — это про гнездо: паразит вьет гнездо, например, на здании. И оно само по себе тоже паразит, пусть даже временный. Впрочем, и человек, который изначально это гнездо свил, может двигаться дальше. Я представляю свое искусство как жевательную резинку: люди жуют жвачку, а потом прикрепляют под стулом. С моими работами — так же. В общем, если вернуться к концепции Para-Site, с одной стороны, идея проста, а с другой — у этого слова есть множество значений.

На этот раз вы, получается, паразитируете на классическом искусстве?

Выходит, что так!

Ранее вы упоминали, что собираете фотографии несчастных случаев, стихийных бедствий и подобных происшествий. Это часть вашего рабочего процесса?

Не совсем. Я делаю это для вдохновения. Еще когда я был студентом, у меня была огромная коллекция таких снимков, тысячи две или даже три. Меня очень впечатляют такие события. Людям подвластно далеко не все. Во время катастроф происходящее полностью выходит из-под нашего контроля, все события случайны. И у меня эти снимки оказываются благодаря стечению обстоятельств.

Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак в своем кабинете на фоне «гнезда» Каваматы.

Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Вы жили в Японии — стране, для которой тайфуны и цунами не редкость. Наверное, это тоже на вас повлияло?

Конечно. Я даже делал в Париже инсталляцию, которая представляла собой большую волну из старой мебели [выставка «Под водой» в галерее Камеля Меннура].

А в Японии что-то подобное делали?

Когда я выставлял эту же работу в Центре Помпиду в Меце, приходили японцы. Меня не хотят приглашать в Японию — все-таки это слишком тяжелые работы. Не думаю, что делать такие инсталляции, связанные с цунами, в Японии вообще возможно.

С какими сложностями вы сталкиваетесь как восточный художник в западной культуре? Ваши работы теряют что-то при переводе?

Даже не знаю. Мне нравится сохранять дистанцию. Я живу в Париже, но я разговариваю там в основном по-английски. Английский для меня не родной язык, но и для французов он не родной. Мы оказываемся в нейтральной ситуации. Мы могли бы говорить по-французски, и для них бы все происходило «в оригинале». Не думаю, что это хорошо. Я предпочитаю дистанцироваться. В том числе от Японии: даже в Париж переехал. Я живу в Париже ради этого расстояния. Мне нравится быть в подвешенном состоянии. Не иметь корней.

Вы упоминали, что вам нравится искусство Марселя Дюшана…

Да он всем нравится!

Монтаж работы Тадаси Каваматы перед ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Это вы справедливо заметили. Но, может, вы чувствуете с ним особую творческую связь?

Дюшан загадочный — тем мне и нравится. Сам по себе простой, но вместе с тем порождающий многое. Совсем не коммерческий, не слишком популярный — по крайней мере, в свое время. Это прекрасный пример того, каким должен быть художник.

Значит, вы любите, когда искусство остается простым?

Да. Простым, не слишком коммерческим, не слишком легким для потребления. Сейчас все пытаются «употребить» художника и его работы, например в случае Яёи Кусамы, Такаси Мураками, — в них нет ничего плохого, но я не хочу делать подобное искусство.

Почему нет?

Потому что мне не нравится слишком доступное. Такие вещи становятся слишком популярными. Важно, чтобы зрителю было над чем задуматься. Я хочу, чтобы мои работы отличались от других.

Хотите создавать нечто более интеллектуальное?

Нет, вовсе нет! Скорее, более странное.

Подписаться на новости

ГМИИ имени А.С.Пушкина

Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина

Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею

22.02.2023

Главные выставки весны

Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету

03.03.2023

Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете

Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска

28.02.2023

Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia

Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта

03.03.2023

Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве

Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись

14.03.2023

От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры

Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане

22. 02.2023

Новое рождение «Рождества» Пьеро делла Франческа

Картине итальянского мастера XV века из собрания лондонской Национальной галереи вернули былое великолепие, устранив последствия неудачных вмешательств. Ряд деталей этого изображения вновь обрел первоначальный вид и смысл, некогда приданный автором

20.02.2023

Тадаси Кавамата совьет гнездо в Пушкинском

Новости

Японский художник вслед за Александром Бродским и Цай Гоцяном переделает кабинет директора и фасад главного здания ГМИИ им. А.С.Пушкина

Дарья Палаткина

30.07.2018

Тадаси Кавамата.

Фото: kamel mennour

Известный проектами с нагромождением деревянных конструкций Тадаcи Кавамата, участник Венецианской биеннале и Documenta, создаст многочастную инсталляцию «На птичьих правах» (Para-Site Project) специально для Москвы.

Тадаси Кавамата. Проект «Три хижины» на Вандомской площади в Париже в рамках FIAC 2013.

Фото: Fabrice Seixa

Его объекты появятся на фасаде Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, в Итальянском дворике и даже в кабинете директора, который будут показывать в свободное от работы Марины Лошак время. В музее также представят подготовительные макеты для Пушкинского. К слову, это не первая художественная интервенция, связанная с фасадом исторического здания на Волхонке, — раньше здесь показывали проекты Александра Пономарева «Ветрувианский человек» (от слова «ветер») и инсталляцию Цай Гоцяна «Осень» с березками, колясками и детскими кроватками.

Тадаси Кавамата. «Гнездо». Проект для ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Фото: kamel mennour gallery / Tadashi Kawamata

«Кавамата — очень импровизационный художник, и он никогда заранее не может сказать, как будет выглядеть его работа. Для него важен не конечный результат — он, скорее, художник процесса, для которого искусство рождается в момент сотрудничества многих людей и именно тогда обретает реальную форму», — рассказала TANR куратор проекта, заместитель заведующего отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ Александра Данилова.

Тадаси Кавамата. «TK 414». Проект для ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Фото: kamel mennour gallery / Tadashi Kawamata

Тадаcи Кавамата родился в японском городе Микаса в 1953 году. Окончил старшую школу Хоккайдо Ивамидзава Хигаси в 1972 году, а в возрасте 30 лет получил докторскую степень в Токийском университете искусств. Двумя годами ранее, в 1982 году, он стал художником павильона Японии на Венецианской биеннале современного искусства, а в 1987-м принимал участие в Documenta в Касселе. Сейчас художник живет в Париже и преподает в Национальной высшей школе изящных искусств. По словам Александры Даниловой, несмотря на то, что Кавамата в последнее время живет на Западе, он продолжает оставаться японским художником с «пониманием органичности мира и необходимости вписаться в существующий порядок».

Тадаси Кавамата. Проект «Три хижины» на Вандомской площади в Париже в рамках FIAC 2013.

Фото: Fabrice Seixa

По всему миру Кавамата создает нечто похожее на гнезда, используя деревянные конструкции, например стулья, палеты или доски.

«Художник не любит работать с новым материалом, ему неинтересно взаимодействовать с предметами из магазина. Для него важно вплетание в историю места, и поэтому он работает с местными материалами», — отметила куратор. Инсталляцию в Пушкинском музее он сделает из строительных материалов, которые остались от реконструкции зданий музейного городка на Волхонке. «Для художника важно, что доски мы, например, взяли из бывшего Института философии, который до этого был частью усадьбы Голицыных и, таким образом, частью истории старой Москвы», — добавляет Александра Данилова.

Тадаси Кавамата. «Гнездо» в Итальянском дворике ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Фото: kamel mennour gallery / Tadashi Kawamata

ГМИИ им. А.С.Пушкина
На птичьих правах (Para-Site Project)
25 августа – 28 октября

Подписаться на новости

Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина

Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею

22.02.2023

Главные выставки весны

Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету

03.03.2023

Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете

Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска

28.02.2023

Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia

Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта

03.03.2023

Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве

Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись

14.03.2023

От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры

Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане

22.02.2023

Новое рождение «Рождества» Пьеро делла Франческа

Картине итальянского мастера XV века из собрания лондонской Национальной галереи вернули былое великолепие, устранив последствия неудачных вмешательств. Ряд деталей этого изображения вновь обрел первоначальный вид и смысл, некогда приданный автором

20.02.2023

Tadashi Kawamata — 105 произведений искусства, биографии и шоу на Artsy

477 подписчиков

Bio

Tadashi Kawamata строит временные конструкции для конкретных мест, которые просят зрителей пересмотреть свое окружение. Работая с идеями дома, убежища и социального контекста, Кавамата создает инсталляции как в общественных, так и в частных помещениях. Как …

Просмотреть все прошедшие выставки и выставочные стенды

Обзор

Работы на продажу (92)

Результаты аукциона

Избранные работы

  • Название художника

    Название произведения

    Партнер

  • Имя художника

    Название произведения

    Партнер

  • Имя художника

    Название искусства

    Партнер

  • Название художника

    Название выставки и еще 10

    Групповая выставка в крупном учреждении

    Museum of Sample Art (Example) и еще 33

    Собраны крупным учреждением

    Пример и еще 5

    Достижения

    Активный вторичный рынок

    Последние результаты аукционов в базе данных Artsy Price.

    Рекорд аукциона

    85,0 млн долларов США, Phillips, 2022

    Художественные партии

    Продажа работ из вашей коллекции

    Получите выгодные предложения от ведущих мировых аукционных домов и галерей, чтобы получить ваши работы на продажу. Это просто и бесплатно.

    Отправить сейчас

    Iconic Collections

    • Works on Paper

      From $500

    • Works on Paper

      From $500

    • Works on Paper

      From $500

    • Works on Paper

      From $500

    • Works на бумаге

      От $500

    • Работы на бумаге

      От $500

    • Работы на бумаге

      От $500

    • 10003

      From $500

    • Works on Paper

      From $500

    • Works on Paper

      From $500

    Works For Sale

    • Artist Name

      Artwork Title

      Partner

    • Имя художника

      Название произведения

      Партнер

    • Имя художника

      Название произведения

      Партнер

    • Имя художника

      Название искусства

      Партнер

    • Название художника

      Имя художника

      Название работы

      Партнер

    Статьи

    • Какой-то художник

      Местоположение

    • Некоторый художник

      Местоположение

    • Некоторые художники

      Расположение

    • . Исполнитель

      Местоположение

    • Некоторый исполнитель

      Местоположение

    Похожие исполнители

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    Тадаши Кавамата, пионер экологически ответственного искусства / ручка ペン

    Его монументальные деревянные творения на мгновение становятся частью зданий, а затем повторно используются в других произведениях искусства.

    25.03.2020

    СловаКлеманс Лелеу

    © Фотоархив kamel mennour

    Тадаси Кавамата — человек, работающий только с одним материалом: деревом. Он использует его для строительства хижин, обсерваторий, гнезд и монументальных фресок, которые он размещает в галереях, а также в центре городов. Хотя можно подумать, что художник, изучавший изобразительное искусство в Токийском университете искусств, будет использовать для своих инсталляций только высококачественную древесину, это не так.

    Художник создает свои работы, используя мебельный лом, собранный в благотворительных магазинах, переработанную древесину, ящики и другой древесный лом, который можно найти то здесь, то там. Эти переработанные материалы возвышаются над искусством и, в свою очередь, придают его творениям низкий уровень воздействия на окружающую среду.

    Художник, который в настоящее время живет между Парижем и Токио, начал привлекать внимание всего мира своими работами в 1970-х годах благодаря своим творениям на месте под названием  By Land. Он установил деревянные домики в самых труднодоступных местах Нью-Йорка и Токио, например, на Мэдисон-сквер. Несколько лет спустя он создал

    Les chaises de traverse , гигантскую кучу деревянных стульев, подвешенных между полом и потолком в синагоге Дельме и отеле Saint-Livier в Меце. В 2010 году художник возвысил свои взгляды, установив хижину перед Центром Помпиду, прежде чем приступить к установке инсталляции в шедевре эпохи Возрождения во Флоренции, Палаццо Строцци.

     

    Занятые работы

    В 2011 году работа Тадаси Каваматы приобрела новое измерение. В том же году Японию поразило цунами. «Я был там во время землетрясения, потом вернулся в Париж. Люди продолжали сталкиваться с этим лицом к лицу и помогать друг другу. Мне было интересно, как я могу поддерживать с ними связь», — объясняет художник в интервью журналу Paris Art . Таким образом, он с головой ушел в создание одной из своих самых знаковых работ, Under the Water 9.0376, гигантская волна из дерева, воссоздающая приливную волну, опустошившую японское побережье. Работа была выставлена ​​в Центре Помпиду в Меце и в Galerie kamel mennour, где художник часто бывает.

    Было бы легко причислить художника к активистам, но Кавамата тут же отвергает это: «Я не активист, — заявляет он в интервью Pen, — я просто предпочитаю думать о политических и социальных аспектах проблема по-другому». Если он не активист, он также не является частью движения ленд-арта, еще один ярлык, прикрепленный к его работе, когда он был назначен кавалером Ордена искусств и литературы в 2014 году. художественное направление использует в своих творениях натуральные материалы, но использует природу в качестве холста, в то время как Тадаси Кавамата клянется только городскими и общественными пространствами.

     

    Эфемерные произведения искусства

    Творчество Тадаси Каваматы отличается своей эфемерностью. Его монументальные деревянные творения на мгновение становятся частью зданий, прежде чем некоторые из них демонтируются, а затем превращаются в новый художественный элемент.

    ‘Ничто не вечно, ничто не вечно. Ни один материал не может существовать вечно. Наоборот, все временно», — объясняет артист. — Это всего лишь вопрос времени. Даже здание, которое простоит 1000 лет, временно. Ничто не устойчиво к изнашиванию временем, ни люди, ни стены».

     

    Дополнительную информацию о работах Тадаси Каваматы можно найти на его веб-сайте.

    Тадаши Кавамата, «Волна», 2016 г. Установка на месте. Элементы мебели из регенерированного дерева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *