Талиесин райт: Резиденция Талиесин (Taliesin) — Блог «Частная архитектура»

«Сияющий лоб» Фрэнка Ллойда Райта

21 сентября 2017 г.

Анна Райт отправляла сына на каникулы в Висконсин с тех пор, как ему исполнилось одиннадцать. Там она выросла, там жила её семья, иммигрировавшая когда-то из Уэльса. На маленького Фрэнка жизнь в долине Спринг Грин оказала такое влияние, что спустя много лет, уже став знаменитым архитектором, он вернётся сюда, чтобы построить собственный «дом прерий». Судьбу резиденции «Талиесин» едва ли можно назвать менее драматичной, чем судьбу самого её хозяина – Фрэнка Ллойда Райта.

В 1893 году Райт, покинув своего учителя Луиса Салливана, открыл в Чикаго, в Оак-парке, собственную фирму. За следующие десять лет он построил с полсотни домов и создал знаменитую концепцию «органической архитектуры». «…Приняв за масштаб человеческую фигуру, я уменьшил высоту всего дома, сделал её соответствующей высоте человеческого роста; не веря в другой масштаб, кроме человеческого, я, введя его в восприятие пространственности, распластал массу здания.

Говорили, что если бы я был сантиметров на десять выше ростом, мои дома имели бы совсем другие пропорции. Может быть…», – писал он.

«Дома прерий» сделали Райта по-настоящему известным, и сам архитектор решил поселиться именно в таком. В 1909 году он оставил мастерскую в Иллинойсе, а заодно и жену с шестью детьми, и переехал туда, где проводил летние каникулы всё детство – в Висконсин. Резиденция «Талиесин», названная по имени древнего валлийского барда, которое в переводе означает «сияющий лоб», была построена в 1911 году.

При постройке своего дома Райт следовал принципам «органической архитектуры» и расположил его на «лбу» холма, знакомого с детства, а не на пике. Казалось, что «Талиесин» «вырос» из естественного ландшафта. «Не в земле, но из земли», – говорил архитектор. Построенная в стиле «домов прерий» резиденция имела низкую крышу, крытую гонтом, огромные карнизные свесы, каменные стены и врезающиеся в окружающую среду террасы.

Фрэнк Ллойд Райт трактовал дом как единое целое. Благодаря свободной планировке и гибкой трактовке внутреннего пространства здания интерьер дифференцировался лишь в зависимости от потребностей. В центре дома архитектор поместил большой камин, вокруг которого как бы лучами расположил различные зоны. В трёх крылах П-образной резиденции помещались офис, хозяйственные постройки и собственно жилое помещение, состоящее из трёх спален, общей комнаты с зоной для приёма пищи, примыкающая к ней кухня и лоджия.

Уникальным явлением американской архитектуры была веранда Райта, которая не окружала здание, а была выдвинута вперёд, консольно нависала над землёй, являясь существенной, неотъемлемой частью дома, а не пристройкой.

В отделке здания Райт использовал, прежде всего, местные природные материалы. Дымоходы и каменные опоры были построены из известняка, в штукатурке стен использовался песок с отмели соседней реки Висконсин.

«Талиесин» ждала нелёгкая судьба. В 1914 году, пока Райт был в отъезде, обезумевший слуга убил любовницу архитектора Марту Босвик Чейни и двоих её детей, а затем поджог дом. Спустя 11 лет случился ещё один пожар – из-за неисправной электропроводки. Каждый раз резиденция восстанавливалась архитектором до мельчайших деталей, меняя лишь имя на «Талиесин II» и «Талиесин III». Позднее, когда Райт получил в наследство несколько зданий, принадлежавших его родственникам по маминой линии, дом стал архитектурной школой.

Но была и четвёртая версия «Талиесина» – «западная», построенная Райтом на другом конце США в 1937 году. Архитектор решил уехать подальше от трагедий и холодных висконсинских зим в жаркую Аризону.

Здесь придуманная Райтом «органическая архитектура» приобрела особенно колоритные черты. «Аризона требует своей собственной архитектуры, – говорил он студентам. – Эти просторы, этот рельеф, эти узоры, оставляемые на его поверхности гремучими змеями, чешуя на коже хамелеона, наросты на кактусе сагуаро, – во всём этом следует черпать вдохновение».

Так западный «Талиесин» – дом архитектора и кампус его школы – ознаменовал тот момент в карьере Райта, когда выработанные им методы проектирования жилья, впоследствии получившие название «стиль прерий», соединились наконец со стремлением использовать местные материалы и формальную эстетику, чтобы ещё больше интегрироваться в природный контекст.

Читайте также:

Коктейль Шиндлера

Хижина великого человека

Текст: Фокина Ирина

Резиденция «Талиесин», любовь и убийство в жизни Фрэнка Ллойда Райта, актуальные идеи дизайна интерьера и дизайнерская мебель на портале HIS.UA

Архитектор Фрэнк Ллойд Райт был довольно сдержанным в проявлении чувств человеком. Говорят, что свои эмоции и переживания он передавал на бумагах, на чертежных бумагах. Заметно эмоциональными выглядят дома «доколумбовой» эпохи архитектора, построенные в начале 1920-х годов в Калифорнии. Сегодня над этими постройками можно даже подшучивать, называя их «гробницами майя», но мало кто знает, что их немного жутковатый стиль является побочным явлением личной катастрофы Райта, в которой замешана любовь, убийство и женщина по имени Марта. 

Массивные, словно древние постройки племени майа,  здания авторства Френка Ллойда Райта действительно больше похожи на древние гробницы, чем на дома. И таких работ в карьере архитектора – 180. Для своих поклонников и последователей мастер был всегда неприкасаемым; всегда серьезный и в плаще – денди и Голиаф американской архитектуры, создавший более 1000 строений, в том числе и знаменитый Музей Гуггенхайма в Манхэттене. Другое дело – историки, они просто соединяют точки во времени, а эти точки являются людьми и событиями, в том числе известными людьми и не очень известными событиями. Так и с Френком Ллойдом Райтом – в прошествии долгих лет историки выяснили, что дома в стиле Mayan-Revival стали символом смерти женщины, любовницы архитектора.   

 

 

Можно с легкостью отметить, что проекты Райта были более экспериментальными именно на заре ХХ века. В то время и внешний вид архитектора становился все более «красочным» – Райт мог ходить в ярких плащах да широкополых шляпах, грациозно опираясь на элегантную трость. Кроме того, именно тогда архитектор начал заниматься модным и текстильным дизайном.

 

 

В 1904 году «прерийные» дома Райта, ставшие оппозицией закрытой архитектуре викторианской эпохи, привлекли внимание г-на Эдварда Чейни, который нанял архитектора для того, чтобы тот построил дом для него и его жены, Марты.

 

 

Марта была не похожа на других женщин, которых встречал Райт. Она была интеллектуалкой, феминисткой и могла переносить недостатки вечно страдающего архитектора. И когда Райту казалось, что он уже вошел в кризис среднего возраста – в его жизни разгорелся страстный роман, о котором очень быстро стало известно прессе.

Оба любовника были в браке, у обоих были дети, но тем не менее – Марта и Фрэнк уехали, буквально бежали в Висконсин, чтобы там строить собственный дом мечты. Это было большое имение, названное Taliesin (валлийское слово, обозначающее «сияющую землю»), построенное на земле, что досталась Райту от матери по наследству. Строительство дома было завершено в 1911 году. Здесь же Райт оборудовал и новую студию. Все шло хорошо, пока идиллию не оборвала цепь безумных и ужасных событий, последовавших одно за другим.

 

 

Повар, работающий в имении, человек по имени Джулиан Карлтон, немного потеряв рассудок, стал время от времени задерживаться перед окном пары, глядя вовнутрь дома и держа в руках огромный мясной нож. Вскоре ему было сделано замечание, которое тот проигнорировал. В тот же день он промокнул деревянный фасад дома бензином, умудрившись сделать это незаметно, ворвался в дом с топором, убив семерых человек, включая Марту и ее детей, а после – сжег строение. Фрэнку Ллойду Райту тогда повезло – он был в отъезде, а по прибытию его ждала безутешная картина, во многом сломавшая архитектора до конца его жизни. 

 

 

Тогда Райт решил полностью отдать себя работе и менее чем через полгода он отправился в южную Калифорнию, где посетил экспозицию Панама-Калифорния в Сан-Диего, в том числе и ее галерею доколумбового зодчества. Именно в этом время Райт изменился на столько, что поменял и перестроил собственную архитектуру. Его здания середины 1920-х годов, построенные в Калифорнии, неожиданно стали напоминать «мезоамериканские» храмы. Журналисты в один голос твердили тогда, что «в этой новой архитектуре Фрэнк Ллойд Райт скрывает свою скорбь по Марте». Самым ранним из этой серии домов стал Millard House в Пасадене.

Одним из самых символичных строений «майской» эпохи Райта стал дом Mabel Ennis, построенный в 1924 году в Лос-Фелис.

 

 

Голливуд уже много раз снимал Millard House и Mabel Ennis в качестве логова для супер-злодея или штаба сверхсекретной и не всегда благонамеренной организации. Последний появлялся в таких старых, но культовых картинах как «Призрак дома на холме» (1958) и «Бегущий по лезвию» (1982). Кроме того, элементы конструкции Mabel Ennis неоднократно имитировались в фильме «Хищник 2», нескольких эпизодах «Звездного пути: следующее поколение» и даже в нескольких эпизодах сериала «Твин Пикс».

 

 

После жизни и работы в Калифорнии Райт снова вернулся в поместье Taliesin, снова построил себе дом и студию. Здесь он и его помощники жили в своеобразном прото-хиппи-сообществе, выращивая овощи, занимаясь архитектурой и музыкой, принимая наркотики, вступая в свободные отношения. Вскоре одна мистическая танцовщица из Черногории, по имени Ольгиванна, стала Френку Ллойду Райту третьей женой, а их дом Taliesin снова уничтожил пожар. Это произошло в 1925 году, на этот раз из-за проводки. Строение быстро сгорело до самого основания, похоронив под обгоревшими грудами ценную коллекцию работ архитектора стоимостью около 500 тыс. долларов. Ни одного человека в том пожаре не погибло.     

     

 

 

Читайте также: 20 выдающихся домов Френка Ллойда Райта.   

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Taliesin — Фонд Фрэнка Ллойда Райта

Taliesin — Фонд Фрэнка Ллойда Райта ПожертвоватьКупить билеты

Поиск

Когда газетные заголовки о романе Райта с Мама Бортвик Чейни заставили его покинуть Чикаго в 1911 году, он вернулся в уютный дом, где провел большую часть своего детства.

Построен

1911 г., перестроен 1914 и 1925 гг.

Клиент

Фрэнк Ллойд Райт

Адрес

Шоссе 23

Статус

Национальный исторический памятник. Национальный реестр исторических мест. Открыт для публики с доступными экскурсиями.

Веб-сайт

taliesinpreservation.org

Первоначально поселенный семьей по материнской линии, Райт провел несколько лет, обрабатывая землю, которую он купил для Талиесина. Его любовь к обстановке можно почувствовать в созданном им доме, который будет служить ему всю оставшуюся жизнь. Следуя семейному обычаю, он дал сайту валлийское название «Талиесин» (произносится как Tally-ESS-in), что означает «сияющая бровь». Название символизировало намерение Райта создать дом «на холме», а не на нем. Поэтому Талиесин был построен ниже вершины холма, на его гребне, а не на вершине. Считающийся одним из самых значительных выражений органической архитектуры в стиле прерий Райта, дом использует местные материалы, чтобы повторить обширность ландшафта Висконсина с планировкой, которую архитектор описал как «низкую, широкую и уютную». Местные фермеры помогли Райту перевезти камень из близлежащего карьера желтого известняка, который он затем смешал с речным песком, чтобы построить стены Талиесина. Штукатурка для внутренних стен была смешана с сиеной, что придало ей золотистый оттенок, отражающий пасторальную обстановку. В Талиесине много архитектурных элементов, которые стали визитной карточкой Райта: консольные крыши, широкие окна и открытая планировка.

Райт дважды восстанавливал дом после значительного ущерба от пожара в 1914 и 1925 годах. С течением времени собственность росла и расширялась, со зданиями, в которых размещались различные функции дома, студии, школы архитектуры и самодостаточной работы. ферма. Талиесин, как и все дома, которые Райт спроектировал для себя, продолжал развиваться в течение почти пяти десятилетий, которые он там прожил. Райт относился к дому как к своего рода лаборатории, постоянно меняя ее с помощью своих учеников, которых он называл «пальцами моей руки». Хотя Талиесин оставался его домом до конца жизни, начиная с 19 г.37 Каждую зиму Райт и Талиесинское братство переезжали в Талиесин-Уэст в Аризоне. После смерти Райта в 1959 году право собственности на поместье Талиесин, а также на Талиесин Уэст перешло к фонду, который Райт основал в 1940 году для сохранения своего наследия. Сегодня Талиесин остается активным домом для Архитектурной школы Фрэнка Ллойда Райта с мая по октябрь. Уход за этим местом по-прежнему является частью обучения учеников, и в настоящее время им также занимается некоммерческая организация Taliesin Preservation, основанная в 1991 для сохранения и наследия комплекса.

Заповедник Талиесин с 1990 года является управляющим Талиесином в соответствии с соглашением о сотрудничестве с его владельцем, Фондом Фрэнка Ллойда Райта. Двойная миссия Taliesin Preservation состоит в том, чтобы сохранить культурную, искусственную и природную среду, из которых состоит собственность Taliesin, и проводить общественные образовательные и культурные программы, которые обеспечивают более глубокое понимание архитектуры и идей Фрэнка Ллойда Райта».

The Whirling Arrow

Новости и обновления от Фонда Фрэнка Ллойда Райта

7 вещей, которые вы не знали о Taliesin Фрэнка Ллойда Райта

Фрэнк Ллойд Райт, пожалуй, самый ценный архитектор Америки, навсегда изменивший жилую архитектуру с введением стиля прерий. Востребованный дизайнер выполнял заказы по всей стране и даже по всему миру, проектируя знаменитый отель Imperial в Токио (среди прочего в Японии) на протяжении большей части своей жизни. Одна из самых знаковых работ Райта — Талиесин, его собственный дом в Спринг-Грин, штат Висконсин. Архитектор провел свое детство на холмах штата, где поселилась валлийская семья его матери, и во многом был вдохновлен пейзажем. Поэтому вполне логично, что в конце 19 века архитектор построит здесь свой дом, студию и архитектурную школу.09 в поместье площадью 800 акров, которое он назвал Талиесин (по-валлийски «сияющая бровь», поскольку резиденция Райта на участке, также называемом Талиесин, находится прямо на вершине холма). При этом мы обсуждаем семь фактов, которые вы, возможно, не знали о северном доме Райта.

1. Райт построил Талиесин как убежище от романтического скандала.

В 1889 году 21-летний Райт женился на Кэтрин «Китти» Тобин, от которой у него будет шестеро детей, и семья жила в фешенебельном пригороде Оук-Парк в Чикаго. Архитектор вскоре закрутит роман с Мама Бортвик Чейни, женой своего соседа и клиента. В 1909 сентября Райт и Чейни бросили свои семьи, чтобы вместе на год путешествовать по Европе. По возвращении они подверглись остракизму со стороны чикагского общества, поэтому вернулись в Висконсин и построили Талиесин, чтобы начать свою жизнь заново.

2. Сгорел — дважды.

Роман Чейни и Райт закончился довольно бурно. 15 августа 1914 года слуга Талиесина устроил смертоносную ярость, поджег частные жилые помещения Талиесина и убил топором семь человек, включая Чейни и двух ее детей. Дом был выпотрошен. Райт, которого во время бойни не было в городе, сразу же отстроил Талиесин, однако в 1919 году дом снова полностью сгорел.25, когда загорелась неисправная проводка. Опять же, Райт перестроил, и поэтому существующая сегодня версия Талиесина известна как Талиесин III. Вы действительно можете увидеть некоторые свидетельства пожаров: хотя большая часть коллекции произведений искусства Райта была уничтожена пожарами, некоторые части уцелели, почерневшие — архитектор включил некоторые из этих сгоревших работ в Талиесин III.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *