Техника мозаики: Основные виды и техники мозаики: византийская флорентийская, венецианская, римская

Содержание

Технология изготовления мозаичной плитки (мозаики)

Вы сами можете изготовить мозаичную плитку в домашних условиях, для этого Вам понадобятся легкодоступные и недорогие материалы, которые можно приобрести в хозяйственных магазинах, и формы — которые также можно изготовить самостоятельно. Из изготовленной мозаичной плитки можно набрать столешницы, мозаичное панно и т.д., которые придадут интерьеру совершенно необыкновенный вид. 

 

Мозаичная плитка

Декоративная мозаичная плитка — прекрасный вариант для отделки ванной комнаты, кухни, бассейнов, саун, а так же для внешней и внутренней отделки жилых и общественных зданий, самых разнообразных интерьеров. Прочность, долговечность, устойчивость к воздействию окружающей среды и удивительная красота, цветовая насыщенность – вот качества, делающие мозаику вечно молодой и популярной. На сегодняшний день мозаика является самым современным и стильным отделочным материалом, используемый в отделке.

Мозаичные панно

Казалось, композиции из мозаики навсегда ушли в прошлое. Но это длилось лишь до XVIII века, когда русский ученый Ломоносов заново изобрел технику изготовления цветного стекла. И сразу же в России было создано великое множество настенных панно в технике римской или византийской мозаики. Дальше — больше. На Урале, по мере расширения добычи камня, появляется русская мозаика. В ней получили дальнейшее развитие идеи флорентийской мозаики. Теперь в ход идут не только мрамор и яшма, но и полудрагоценные самоцветы — малахит, лазурит и т. д. Помимо гладких стен и сводов, мозаикой стали выкладывать всевозможные архитектурные детали (колонны, пилястры) и декоративные предметы, имеющие сложную форму и фасонную поверхность (вазы, чаши, шкатулки). Для создания более выразительных произведений русская мозаика использовала не просто цвет камня, но и его естественный рисунок.

Кто впервые додумался создавать мозаичные панно — не известно, однако такие панно можно встретить и в развалинах Египта, Древней Греции и Рима. Создание мозаичной картины требовало кропотливой ручной работы. Именно поэтому выложенные из мелких кусочков мозаичные панно считались привилегией очень богатых людей и персон королевской крови. С помощью мозаичных панно можно придать интерьеру совершенно необыкновенный вид. Большим спросом пользуются панно в греческом и римском стилях. В панно можно воплотить абсолютно любую идею: от картин великих живописцев до фотографии любимой собаки. Выбранный рисунок оцифровывают, и затем с помощью специальных программ создают схему будущего панно, подбирают размер элементов мозаики и их цветовое решение. Используя при укладке относительно большие кусочки, можно создать эффект больших уверенных мазков кистью. Такие панно идеально подойдут для гостиной, украшения стен или пола в бассейне или для придания эксклюзивного вида фасаду здания.

Чтобы передать тонкие детали, плавные цветовые переходы, используются очень мелкие кусочки, с помощью которых можно добиться эффекта целостности мозаичного панно. Выполненное мастером, его будет сложно отличить от настоящей картины. Такая мозаика может стать изюминкой любого интерьера, она не требует большого расстояния для того, чтобы в полной мере оценить ее красоту.

Мозаичное панно можно сделать как центральным элементом дизайна помещения, разместив его на всю стену, потолок или пол, так и для акцентирования внимания на других элементах декора. Помимо своих прекрасных декоративных качеств такие художественные панно, изготовленные с применением современных материалов, образуют поверхность с превосходными эксплуатационными характеристиками. Мозаичные картины можно смело размещать в ванных и душевых комнатах, банях, бассейнах.

Только взгляните на эти удивительные мозаичные панно! Большое количество картин, большинство из них основаны на мотивах природы… эти удивительные мозаичные плитки способны удивить любого, кто войдет в ванную впервые. Некоторые из проектов являются трехмерными, что создает еще более сильное ощущение внешнего присутствия, перенесенного в дом. Чтобы передать тонкие детали, плавные цветовые переходы, используются очень мелкие кусочки, с помощью которых можно добиться эффекта целостности мозаичного панно.

  

Особенности набора мозаики

Современная мозаика набирается там же, где производится. Для точных рисунков чипсы отливаются в формы малых размеров или скалываются вручную. В магазины и салоны готовая продукция поступает в виде так называемых матриц (модулей). Они представляют собой куски бумаги или сетки, на которых в строго определенном порядке наклеены чипсы. Матрицы чаще делаются квадратными (30х30 см.), реже — прямоугольными, с размерами сторон, кратными 30. Иногда встречаются матрицы других форм.

На месте укладки остается лишь соединить фрагменты и прикрепить к нужной поверхности с помощью специального (не плиточного!) клея. При этом важно иметь в виду, что бумага наклеена на лицевую сторону чипсов, а сетка — на тыльную. После монтажа сетка остается под чипсами навсегда, а бумагу смачивают и удаляют. Специалисту потребуется для укладки мозаики от 2 дней до 2 недель (в зависимости от размера и других особенностей поверхности).

Важно осознать, что навыки мастера-плиточника для укладки мозаики малопригодны. Она очень капризна и не прощает даже мелких ошибок. Крайне важна подготовка прочного основания с гладкой, ровной поверхностью. Цементно-песчаные штукатурки могут использоваться лишь с адгезионными и армирующими добавками, например Collaseal или Fiberflex (INDEX, Италия). Тогда слой, сходящий при выравнивании на нет (до 0,5 мм), не будет скалываться, и впоследствии в штукатурке не возникнут трещины. Основание следует тщательно разметить, учитывая положение наборных элементов на криволинейных поверхностях и в местах примыканий. Цель — уменьшить число подкалываемых (подрезаемых) чипсов. Конечно, нужно следить, чтобы матрицы были наклеены на основание нужной стороной. При этом для выпуклых поверхностей более пригодны модули на бумаге, а для вогнутых — на сетке. Клей требуется такой, чтобы обеспечивал адгезию не менее 3 МПа и обладал жизнеспособностью не менее 30 мин для укладки простых панно и более 60 мин — для сложных. Затворять его надо в количестве, достаточном на один час работы мастера. Намазывать следует площадку не более 1 м2 (на 9 матриц мозаики), если рисунок простой и поверхность плоская. В сложных случаях клей, как правило, наносят под 2-4 матрицы.

Наконец, если мозаика применяется во влажном помещении, не забудьте о надежной гидроизоляции основания. Для бассейнов и ванных комнат существует целый ряд системных материалов (от фирм SCHOMBURG, INDEX, VANDEX и др.). Иначе через 3-5 лет мозаика начнет отваливаться вместе с кусками основания.

 

Техника набора мозаичного панно

Это самый древний вид мозаичной техники. Он был характерен для римской и византийской мозаики. Является наиболее сложной и трудоемкой в исполнении.

Существуют два вида укладки – прямой и обратный набор. В первом случае изображение выкладывают непосредственно на поверхности и закрепляют в штукатурном слое. Второй начали использовать после XVIII века. Он более простой по исполнению. Изображение выкладывают на кальку лицевой стороной вниз. После закрепления композиции с тыльной стороны ее лицевую часть окончательно обрабатывают, а иногда шлифуют. В результате возникает не просто эффект мозаики в привычном понимании, а иллюзия приглушенного блеска и фактуры даже не камня, а гобелена или ковра. Существуют разные технологии создания мозаичного панно – от самых простых, геометрических, до очень сложных, компьютерных, позволяющих воссоздать репродукцию любой картины.

Геометрическая технология считается относительно легкой: при создании рисунка мозаику не нужно разрезать на более мелкие части. Композиции получаются путем простого подбора цветов. Затем мастер вручную выкладывает нужный орнамент на сетке-матрице. Поэтому, заказывая такую композицию, клиент может самостоятельно нарисовать сетку, обозначив цвета рисунка.

Техника работы с мозаикой обратным методом

Мозаика приклеивается на бумажную основу водорастворимым клейстером из пшеничной муки, медленное застывание которого позволяет художнику-мозаисту делать замены или корректировки. Рисунок или эскиз наносятся на соответственно нарезанную бумагу обратной стороной.

А вот более сложные работы выполняются на компьютере. Нужную фотографию или картину сканируют и затем программа разбивает изображение на клетки. Затем подбирается цветовая гамма с различными оттенками, в зависимости от сложности рисунка. Хотя тут есть и свое тонкости — нужно учесть, с какого расстояния будет смотреться панно. Чем больше размеры будущего «рисунка» и крупнее составляющие его элементы, тем больше должно быть расстояние до него.

Можно использовать следующие программы Мозаик 2005, Mosaic Deluxe, а также Photoshop

 

Технология изготовления мозаичной плитки в домашних условиях

 

Для изготовления мозаичной плитки потребуются следующие инструменты и приспособления:

  1. Формы
  2. Перчатки
  3. Емкость для смешивания компонентов
  4. Инструмент для заливки
  5. Матрица
  6. Армирующая сетка
  7. Наполнитель

В данной технологии применяются легкодоступные и недорогие материалы, которые можно приобрести в хозяйственных магазинах.

Процесс изготовления мозаичной плитки состоит из семи основных этапов:

Этап 1. Подготовка форм к заливке

Этап 2. Подготовка наполнителя к заливке

Этап 3. Приготовление рабочей смеси

Этап 4. Заливка форм

Этап 5. Извлечение заливок из форм

Этап 6. Обработка заготовок

Этап 7. Набор матрицы

 

Мы предлагаем технологию изготовления мозаики и основной материал для изготовления мозаичной плитки (мозаики) и литьевого камня — акриловую смолу.

Предлагаемая нами акриловая смола (пластмасса) обладает высокой биологической индифферентностью к биологическим объектам, другими словами она абсолютно безвредна для человека! Не содержит стирола! Данную пластмассу успешно применяют доже в медицинских целях.

Техника «тренкадис». Мозаика из осколков керамики и стекла

Действительно, расколотая на мелкие кусочки, казалось бы, испорченная навсегда, «хрупкая» керамика обрела вторую жизнь и на долгие столетия украсила собой архитектуру Барселоны. О жизни и творчестве Антонио Гауди мы писали подробнее в нашей статье «Антонио Гауди — поэт каталонского модерна».

В сущности, каждый может прибегнуть к приему Гауди и использовать остатки плитки, стекла и даже посуды для создания принципиально новых и очень декоративных объектов — панно, подступенек, площадок, полов, элементов мебели, садовых декоративных скульптур и вазонов, столешниц и фризов на фасадах. В общем, в любой области применения керамики есть место для техники «тренкадис», а ее художественные возможности не ограничены ничем, поскольку объединяют в себе тактильную мягкость и тепло керамики и пластичность стеклянной мозаики. 

Эти качества «тренкадис» были оценены многими художниками мира, которые не смогли обойти стороной столь универсальную и декоративную технику. Вдохновленные работами Гауди, они создавали новые шедевры, трансформируя и развивая «тренкадис», используя дополнительные возможности керамических технологий.

Одним из первых художников после Гауди, активно применявшим технику «тренкадис» стал Фриденсрайх Хундервассер, о котором мы писали в нашей статье «Третья кожа Хундертвассера». Областью применения художником «тренкадис» стала, конечно, архитектура. И хотя Хундертвассер творчески переработал «тренкадис» и применил его в принципиально ином ключе формирования декоративных плоскостей, основная идея техники Гауди, идеальная для искривленных поверхностей, была сохранена архитектором в полном объеме.

Крайне интересными с точки зрения декоративности представляются работы «тренкадис» греческого дизайнера Хариса Цевиса (Charis Tsevis)


Вообще-то, Цевис работает в разных техниках и не является керамистом, однако, серии его портретов футбольных чемпионов из керамической мозаики и в технике «тренкадис» никого не оставят равнодушными.

Поразительнее всего то, что художник не использует в своих мозаичных композициях цвет впрямую, то есть он не «рисует» цветными кусочками керамики. Его работа гораздо сложнее и тоньше: из готовых, расписанных орнаментами (по преимуществу классических барокальных «азулежу»), играя тональностью кобальтовой росписи, художник собирает тончайшие полутона, свойственные портретной живописи. Таким образом, издалека мы видим лицо Рональдо, а вблизи — это просто плитки с орнаментами.

Это абсолютно уникальный прием и крайне сложная работа, с которой справиться под силу даже не всем профессиональным художникам. Работа Цевиса в технике «тренкадис» — это портреты Лионеля Месси, много лет выступавшего за испанский клуб «Барселона». Выбор техники для портретов известного футболиста Цевис обосновал тем, что игра Месси «вышла за рамки спорта» и стала искусством, что спортсмен «своей виртуозной игрой делает всех людей в мире счастливыми, так же, как и Антонио Гауди своим творчеством».

Очень интересны работы Эда Чапмена (Ed Chapman) — британского мозаичиста, также работающего в технике «тренкадис» и создающего в основном портреты. Следует заметить, что портрет, в отличие от любого другого жанра, предполагает узнаваемость персонажа, что отнюдь не упрощает работу художнику. Мозаичные работы Чапмена состоят из тысяч фрагментов керамики, идеально подобранных по цвету и создающих совершенные по светотени и настроению портреты.

Интересны работы австралийской художницы Ирен Пирс (Irene Stone Pearce)

, которая очень активно применяет в декорировании домов и садов керамическую мозаику в технике «тренкадис». Тут и цветочные композиции, и целые «панно настроения», очень сочные и, в то же время, выдержанные по цвету.

Простые мозаики в технике «тренкадис», как мы уже написали выше, может собрать почти любой человек, имеющий руки и глаза. А вот, более тонкие работы, с большим объемом градиентов и оттенков цвета, могут сделать немногие. Здесь требуется очень тщательный подбор цветов, часто необходимо делать многократные обжиги керамики, чтобы получить требуемый оттенок глазури. Эта работа сродни живописи, только красками в ней выступают керамические фрагменты.

Мы специализируемся на такого рода мозаиках. Мы можем собрать панно из крупноразмерных кусочков керамики или из мелких элементов в технике «тренкадис», сочетая фрагменты готовой плитки, окрашенной нами майоликовыми глазурями в нужные оттенки и кусочки рельефов.

Мы добавляем, при необходимости, металлизированные мозаичные элементы, кусочки стекла и рельефных изразцов — в общем все то, что необходимо для решения поставленной художественной задачи.

Панно в технике тренкадис, сделанное на заказ художниками нашей мастерской по мотивам мозаик Антонио Гауди

Технологически процесс происходит следующим образом. Заказчик предоставляет желаемое изображение. Наши дизайнеры разрабатывают эскиз, фрагментируя изображение в мозаичной манере. Затем приходит черед технологов и художников-керамистов, которые определяют материалы для изготовления будущего панно — плитки, глазури, мозаики,  стекло, металлические вкрапления, рельефы, орнаменты и т.д..  

После утверждения основной цветовой гаммы, художники готовят картоны — раскладки будущего панно. Затем начинается процесс производства и подбора глазурей нужного оттенка, путем многократных обжигов, которые затем утверждаются заказчиком уже в материале — на плитках. После готовности керамики, художники выезжают на объект для монтажа или панно собирается на сетке у нас в мастерской.

Здесь следует заметить, что стоимость монтажа на объекте и стоимость монтажа на сетке практически не отличаются по цене. Поэтому, если монтаж требуется осуществлять где-то в окрестностях Москвы и области, лучше заказывать мозаику с монтажом прямо на объекте, чтобы через 3-4 недели получить сияющую красками и переливами глазурей, совершенно уникальную готовую художественную работу, сделанную в единственном экземпляре.

Панно, сделанное нашими художниками по мотивам работ великого Антонио Гауди.

Другую нашу архитектурную керамику и мозаики в технике «тренкадис» вы можете увидеть на этой странице.

Мозаика: техника набора

Мозаика на стенах зданий

В древности, когда создавались большие мозаические картины, украшавшие стены монументальных зданий, кубики укладывали непосредственно на самой стене, предварительно подготовив для этого ее поверхность.

Чтобы обеспечить надлежащее сцепление с известковым раствором, нужно было хорошенько подготовить грунт, для чего на стене наносили насечки, умышленно делали ее неровной и в случае надобности укрепляли на ней проволочную арматуру. Затем кладку обильно смачивали водой и наносили за один или два приема слой известкового раствора толщиной 4-6 см. После того как поверхность была выровнена под правило, можно было считать подготовку грунта законченной.

Позднее художники отказались от манеры набирать картины непосредственно на стенах зданий. Оказалось гораздо более удобным собирать набор по частям, отдельными небольшими участками площадью около 1-2 кв. м. В этих случаях набор производился в плоских деревянных или металлических ящиках (кассетах), дно которых нередко представляло собой шиферную или мраморную плиту. Такие ящики можно было располагать в мастерской в наиболее удобных для работы положениях.

По окончании набора фрагменты картины извлекались из ящиков и заделывались на соответствующие места в стену, причем подстилающая каменная плита, если таковая имелась, также замуровывалась в кладку вместе с закрепившимся на ней набором. Образовавшиеся швы аккуратно заделывались кубиками, хорошо подобранными по цвету и размерам.

В технике выкладывания кубиков мозаики существуют два способа: прямой и обратный.

Прямой способ выкладывания мозаики

При прямом способе мозаичист в процессе своей работы располагает в ящике кубики лицевой стороной кверху. Таким образом, он в любой момент видит, что у него выходит, и, отступив на некоторое расстояние от рабочего места, может правильно судить о качестве получающегося изображения, о сходстве его с оригиналом, а в случае надобности легко может сделать необходимые исправления.

При обратном же наборе, технически значительно более простом, кубики укладываются в ящике лицевой стороной книзу, и художник в процессе работы видит их лишь с тыльной стороны. В этом случае его работа превращается в чисто механический процесс, почти не поддающийся творческому контролю со стороны автора. Он может оценить результат лишь после окончания фрагмента, когда исправления вносить уже трудно. Однако по экономическим соображениям этот способ, как значительно менее трудоемкий, оказывается иногда целесообразным.

Сама техника набора мозаики осуществляется следующим образом.

Рассмотрим сначала случай прямого набора.

Заполняют плоский ящик, или кессон, имеющий глубину 6-7 см, гипсовым раствором до краев. Когда гипс затвердеет, на его поверхность накладывают толстую бумагу с нанесенным на нее рисунком будущего мозаического изображения. После этого оконтуривают небольшой участок (площадью около 25 X 25 см) и вырезают внутри его границ гипс по всей толщине — до самого дна кессона. Образовавшуюся выемку заполняют каким-либо влажным порошкообразным минеральным веществом или специально приготовленной мастикой из клейстера, мела и масла. В этот рыхлый слой мозаичист-художник вставляет в надлежащем порядке кубики мозаики, из которых складывается изображение. Кубики мозаики там удерживаются достаточно прочно, чтобы рисунок не рассыпался, и вместе с тем настолько легко вынимаются и заменяются другими, что исправление ошибок не составляет труда. Покончив с первым участком, приступают ко второму, третьему и т.

д. Когда вся площадь кессона будет таким образом обработана, на поверхность набора наклеивают толстую бумагу, весь кессон переворачивается лицевой стороной книзу, дно убирается, порошок или мастика удаляются, а обратная сторона набора сплошь заливается каким-либо вяжущим веществом с прокладкой арматуры.

Иногда применяется и другой способ прямого набора, при котором обходятся без гипса, а мастика и кубики вставляются непосредственно в цемент.

В этих случаях начинают с того, что прокладывают арматурное плетение на высоте приблизительно 2-2,5 см от дна кессона, подкладывая под сетку небольшие цементные кубики соответствующей высоты. После этого выгораживают где-либо внутри кессона деревянными дощечками с прорезями, наподобие гребенок, участок площадью около 25 X 25 см, который и заполняют снизу до верху (на высоту 6-7 см) густым раствором затвердевающего в течение нескольких часов цемента. Затем, не теряя времени, художник осуществляет набор внутри отгороженного участка, вставляя кубики мозаики непосредственно в цемент. После окончания набора, в пределах первого выделенного участка, приступают к совершенно такой же обработке второго, соседнего участка и так далее, пока не будет закончен набор во всем кессоне. Величину обрабатываемых участков нужно согласовать со скоростью схватывания цемента.

Обратный способ выкладывания мозаики

Скажем теперь несколько слов о технике набора, который называется обратным. На дно кессона укладывают кальку с нанесенным на нее с нижней стороны контурным рисунком оригинала. Руководствуясь просвечивающим через кальку изображением, а также глядя на помещенный поблизости оригинал, художник располагает на дне кессона кубики таким образом, чтобы лицевая их сторона была обращена книзу, а наверх выдавались только пирамидально заостренные нижние концы.

Лицевая поверхность каждого кубика густо смазывается клейстером или казеиновым клеем. Когда составленный таким образом опрокинутый набор покроет всю площадь кессона, его заливают сверху цементным раствором с прокладкой сетки из толстых железных прутьев. Цементу дают затвердеть, после чего кессон разбирают и приклеенную с лицевой стороны кальку смывают.

Виды и техники выполнения мозаики

План урока № 2

Тема урока: Виды и техники выполнения мозаики.

Ход урока

Мозаика от латинского « musivum » означает «посвященная музам». Мозаика — это изображение, составленное из кусочков твердого материала: цветных камней, кусочков стекла, глиняных черепков, истолченного кирпича, керамических плиток. Лучше всего смотрится мозаика, сделанная из смальты — цветного стекла. Смальту разбивают на квадратные или прямоугольные кусочки. Из них выкладывают изображение на цементе, гипсе или извести с песком.

Декор – это одиночный элемент отделки, который помогает создавать цветовые и смысловые акценты в интерьере. Его можно использовать для создания мозаичного коврика на стене или написания собственных инициалов в виньетке на фасаде собственноручно построенного дома.

Панно – это самая сложная версия матричной укладки. К примеру, традиционным украшением дна бассейна часто служит дельфин. Любителям эксклюзивных украшений лучше разработать панно по собственному эскизу.

Компьютерная графика позволяет индивидуально создать самые сложные мозаичные панно. Рисунок, фотографию или картину сначала сканируют, затем специальная программа разбивает изображение на клетки. После чего в зависимости от сложности рисунка подбирается цветовая гамма со множеством оттенков. При разработке произведений в матричной технике обязательно учитывается расстояние, с которого зрители станут на него смотреть. Будущее изображение больших размеров нуждается в большем расстоянии между собой и зрителем. При рассмотрении крупного мозаичного произведения на близком расстоянии зритель способен увидеть лишь неопрятные полосы и пятна. Готовые панно, созданные в матричной технике, весьма неприхотливы. Они не нуждаются в каком-либо специальном уходе и легко моются любыми средствами и не подвержены неблагоприятному влиянию окружающей среды, не выгорают под солнцем.

Виды мозаики по материалу

Керамика – это традиционный материал. Плитка, применяемая для мозаичных работ, отличается от обычной отделочной только малыми размерами. Керамическую плитку для мозаичных работ производят в виде квадратов, круглой, ромбовидной или треугольной формы.

Керамике свойственна широкая и мягкая цветовая палитра, что дает ей весомое преимущество перед стеклом. Чем больше оттенков может использовать художник в своей работе, тем легче и точнее он воссоздаст любую мелкую деталь изображения.

Стекло на сегодняшний день – самый распространенный материал для производства мозаики. Оно обладает многими полезными свойствами – долговечностью, жаро – и водостойкостью. Стекло устойчиво к различным капризам погоды, в т. ч. морозам, а также прочно и способно выдерживать механические удары.

Смальта – это тот самый великолепный материал, из которого создавали византийские мозаики. Утраченная некогда технология производства смальты сегодня изобретена заново. При ее производстве стекло обрабатывают различными оксидами металлов для придания нужного цвета и нагревают до высоких температур. Смальта как материал для мозаики интересна тем, что она не прозрачна, но обладает неким внутренним свечением. Непрозрачность – это основное отличие смальты от стеклянной мозаики. Художественные объекты из смальтовой мозаики – это панно и ковры, которые привлекают внимание в любом интерьере.

Камень, керамика, стекло и металл – самые распространенные материалы для мозаики. Знакомство с их свойствами и качествами важно для понимания общей системы и методики создания мозаичных произведений, возможности сочетания традиционных и нетрадиционных материалов. Помимо того, мозаику выкладывают из керамогранита, композитных смесей, дерева, кожи, пластика и иных нетрадиционных материалов.

Главными элементами мозаики являются тессеры – мелкие детали, из которых собирают композицию.

Традиционно различают две ос­новные техники выполнения моза­ики — прямой и обратный наборы.

Прямой набор — техника укладки мозаики непосредственно на осно­ву лицевой стороной вверх.

В этом случае хорошо виден ри­сунок и всегда есть возможность исправить неточности, возникшие в процессе укладки. Эта техника очень удобна при работе с тессерами одинаковой толщины.

Прямым набором можно уклады­вать мозаику прямо на стене зда­ния.

При обратном наборе мозаика выкладывается лицевой стороной вниз, а затем заливается раство­ром для скрепления тессеров. По­лучившийся рисунок переносится на основу мозаичного изделия. При обратном наборе можно оце­нить результат лишь после оконча­ния укладки мозаики. Эта техника наиболее удобна при работе с тессерами разной толщины.

Найдите в Яндексе —

read…uroki…stile-mozaiki…video.html – Уроки мозаики для начинающих

Проведите сравнитель­ный анализ разных техник вы­полнения мозаики. Выделите их основные преимущества и не­достатки.

1. Какая техника выполнения мозаики привлекла ваше вни­мание?

2. Из каких материалов вы хотели бы выполнить изделие в технике мозаи­ки? Почему?

Техника выполнения алмазной мозаики

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ АЛМАЗНОЙ МОЗАИКИ

 

 Алмазная мозаика (вышивка) — это наборы для творчества, включающие все необходимые инструменты и материалы для создания восхитительных картин. Процесс изготовления картины из мозаики очень увлекателен, а результат превзойдёт все ожидания.
Хотя работа и требует от рукодельницы терпения и аккуратности, техника выполнения достаточна проста. Необходимо только приклеить мозаику (стразы) на холст согласно схеме, и вы можете наслаждаться результатом. 

Благодаря специальной обработке страз, мерцающие грани мозаики создают потрясающий вид картины и реалистичность изображения. Созданная Вами работа украсит интерьер дома или станет отличным подарком для родных и друзей.

Состав набора.

  В набор входит: холст или основа с нанесенной цветной схемой и клеевым покрытием; пронумерованные и расфасованные по пакетикам стразы; инструкция; пинцет или магнитный карандаш, которым вы будете выкладывать стразы на основу; чашечка для страз.

    Элементы мозаики представляют из себя акриловые стразы размером 2,5х2,5 мм. Существуют две основных формы алмазов-квадратные и круглые. Квадратные могут иметь огранку из 9 и 13 поперечных или диагональных граней. На процесс выкладывания огранка не влияет. Она лишь придает переливы и блеск готовой картине за счет разного отражения света. Круглые стразы обычно используют там, где нужно придать больший блеск и выделить элемент картины.

 Выкладка стразами также подразделяется на полную и частичную. При полной выкладке стразами покрывается вся картина, а при частичной лишь определенные фрагменты изображения – те, которым нужно придать особый блеск и объем, а остальная часть картины нанесена полиграфическим способом.

 Частичная выкладка более простая в исполнении и подойдет новичкам, но наиболее роскошно будет смотреться картина с полной выкладкой.

  Также стоит учитывать, что чем больше размер работы, тем лучше прорисовываются мелкие детали и картина в итоге выглядит более реалистично.

 

Порядок работы.

 

1. Подготовьте хорошо освещенное рабочее место. Разложите основу на ровной и гладкой поверхности. Лучше переложить стразы из пакетиков в контейнер и подписать номера. Это значительно облегчит вашу работу.

2. Выберите часть картины, на которую будете наклеивать стразы. Удобнее начинать работу с верхнего угла.

Посмотрите по схеме, какие цвета используются в выбранном фрагменте. По таблице цветов определите номер нужного пакетика со стразами, соответствующий символу на схеме. Отсыпьте стразы из пакетика с этим номером в предлагаемый контейнер с ячейками.

3. Аккуратно отклейте защитную пленку только с того фрагмента картины, с которым планируете работать. Во избежание подсушивания клея, не рекомендуется открывать защитный слой полностью.

4. Используя пинцет или карандаш, начните выкладывать камни на клеевой слой, слегка прижимая их. Камень должен закрывать один квадратик. Старайтесь располагать стразы как можно ближе друг к другу ровными рядами. При необходимости воспользуйтесь металлической линейкой для выравнивания рядов. Выложив стразами один фрагмент, приступайте к следующему. При перерывах в работе закрывайте клеевой слой защитной пленкой. Также стоит учесть, что полная фиксация камней происходит в течение суток. Поэтому до полной фиксации камней не стоит переворачивать картину.

 

ВАЖНО:  Если у вас картина, состоящая из нескольких частей, не заклеивайте стразами участки, которые будут стыковаться с другими фрагментами. Оставьте пустыми по одному ряду вдоль каждого стыка. Сначала соберите фрагменты вместе. Для этого отклейте защитную пленку с обратной стороны бумаги и аккуратно, стык в стык приклейте фрагменты картины на любую твердую основу. Только потом заполните швы недостающими стразами.

           

   Оформление работы.

  Лучше оформить готовую работу сразу. Вы можете это сделать самостоятельно или обратиться к услугам багетной мастерской. Можно оформить картину только в раму, не используя стекло, можно добавить паспарту-это дело вашего вкуса.  При самостоятельном оформлении нужно аккуратно приклеить полотно на плотную основу (прочный картон, фанера). Приклеивать нужно постепенно, разглаживая элементы мягким валиком. Затем подобрать подходящую по размерам и цвету рамку.

 Если у вас пока нет времени на оформление картины, необходимо свернуть полотно в рулон алмазами наружу и завернуть в ткань или убрать в чехол, подальше от пыли.

 

 

 

 

 

 


 

 

Мозаика из стекла своими руками: техника необычного увлечения

Мозаичные узоры завораживают — от них сложно оторвать взгляд. Хотите научится создавать подобные шедевры? Это проще, чем кажется!

Среди разнообразных женских увлечений есть те, которые могут приносить не только удовольствие, но и пользу. В одном ряду с вязанием, шитьем, цветоводством и кулинарией вполне можно поставить мозаику. Ассоциация, которая первой приходит в голову при слове «мозаика», — это разноцветные маленькие фигурки из наборов для детского творчества. Пластмассовые кружочки и квадратики, которые дарят неповторимые ощущения, если на них наступить босой ногой. Мозаика из стекла, своими руками сделанная из разноцветных стеклышек, — это совсем другое.
  1. Из глубины веков: история модного творчества
  2. Что нужно для практических занятий
  3. От подготовки к действиям: техника укладки мозаичных модулей
  4. Техника мозаики из стекла

Из глубины веков: история модного творчества

Оказывается, актуальному увлечению уже около шести тысяч. Образцы первых мозаичных орнаментов были найдены в раскопках шумерских храмов, которые шумеры построили где-то в середине четвертого тысячелетия до нашей эры. Древние греки выкладывали полы своих домов рисунками из речной гальки. Цветовая гамма оставляла желать лучшего, но греческим мастерам хватало оттенков серого, чтобы создавать сложные орнаменты и рисунки.

Больше всего мозаику любили и почитали в Древнем Риме. Древнеримские полководцы во время походов даже перевозили с собой мозаичные полы для своих полевых шатров. А это было очень нелегко, в самом прямом смысле: мозаичные плиты для пола весили сотни килограммов. В Древнем Риме появились и первые образцы стеклянной мозаики, выполненной из особого стекла, непрозрачного, разноцветного и прочного. Это стекло, которое называется смальта, и сегодня используют для своих работ мастера в современных студиях и любители делать мозаику своими руками.

Что нужно для практических занятий

Для мозаики годится практически любой материал. Ее можно выкладывать из камней, осколков фарфоровой посуды, старой керамической плитки и даже яичной скорлупы. Но все же самая яркая, долговечная и красочная мозаика получается из стекла. Цветное стекло для мозаики (не путать с витражным, это совсем другой вид стекла!) можно встретить двух видов:

  1. Смальта. Выпускается в том же виде, как и два тысячелетия назад — в виде большого стеклянного блина, который перед работой надо наколоть на куски. Ее используют в мастерских профессиональные мозаичники для создания высокохудожественных работ.
  2. Стеклянные модули. Это стеклянные квадратики разного размера, либо расфасованные в пластиковые емкости, либо наклеенные на бумагу или сетку. Вот они хорошо подходят для домашнего творчества.

Смальта

Мозаика на сетке

Такую наклеенную на сетку мозаику используют в работе мастера-отделочники. Получается симпатично, но простое чередование разноцветных стеклянных квадратиков на стенах — это так скучно! А если задуман ремонт в ванной или на кухне, то самое время попробовать себя в роли античного мастера и дизайнера интерьера в одном лице. В качестве помощников можно привлечь всех домочадцев. И даже четырехлетние ребятишки с удовольствием будут собирать вместе с мамой рисунок из разноцветных стеклянных квадратиков.

От подготовки к действиям: техника укладки мозаичных модулей

Для выкладывания мозаики понадобятся:

  • мозаичные стеклянные модули;
  • кусачки для стекла;
  • специальный белый клей для мозаики;
  • затирка для керамической плитки,;
  • карандаш или маркер.

Все эти принадлежности продаются в магазинах отделочных материалов. Сначала нужно придумать и нарисовать прямо на стене эскиз, по которому будет выкладываться мозаика. Отделить мозаичные модули от основы, на которую они наклеены.

С помощью клея приклеивать модули прямо к стене, согласно эскизу, лицевой стороной вверх. При необходимости модули можно раскалывать кусачками. Когда рисунок будет готов, нужно подождать примерно сутки, чтобы высох клей, и аккуратно затереть швы затиркой. Мозаичная картина готова! Теперь ваш дом приобрел неповторимую изюминку, которая будет притягивать к себе внимание гостей. Останется только принимать комплименты и отвечать на бесконечные вопросы о том, как самому сделать мозаику из стекла.

Декор столешницы

Существует еще одна техника набора мозаики. Она называется «обратный набор». Стеклянные модули не клеят сразу на стену, а сначала приклеивают на листы бумаги, лицевой стороной вниз. Выкладывают модули на бумагу в соответствии со специальной схемой, на которой указано, как расположить модули. На одном листе помещается один фрагмент рисунка. Листы нумеруют, указывают верх и низ и отдают на монтаж. Фрагменты рисунка на бумажных листах приклеивают на стену, ждут, пока клей высохнет, затем размачивают и снимают бумагу, затирают швы.

Получается одна большая картина, и, если она смонтирована правильно, никто не догадается, что ее составляли из небольших фрагментов. Такой способ набора мозаики используют, когда рисунок набирают в одном месте, а монтировать его предполагают в другом. Многие мозаичные студии работают именно в такой технике, отправляя свои работы заказчикам даже в другие города. Если хорошо освоить технику обратного набора, то можно найти мозаичную студию и предложить свои услуги по набору фрагментов мозаики на дому. Работа эта не сложная и приносит вполне реальные деньги.

Техника мозаики из стекла

Помимо украшения стен, мозаикой можно декорировать любой предмет интерьера: цветочные горшки, светильники, зеркала и даже садовые столики. Из нее получаются оригинальные подарочные картины и сувениры. И даже если не ставить целью заработать на этом увлечении денег, то умение придать своему дому уют и неповторимость — дорогого стоит. Для украшений можно использовать не только готовые модули, но и кусочки стекла.

Перед тем, как сделать мозаику из стекла, необходимо приготовить материалы и инструменты:

  • цветное стекло;
  • прозрачный силикон;
  • основу из стекла;
  • плиточную затирку;
  • медицинский спирт;
  • стеклорез;
  • кусачки;
  • эскиз.

  1. Сначала рисунок переводят на цветное стекло для мозаики. Для этого достаточно подложить эскиз под стекло и обвести его маркером.
  2. Все элементы вырезают стеклорезом, помогая процессу другими приспособлениями.
  3. Этот же рисунок дублируют на стеклянную основу.
  4. Цветные детали аккуратно раскладывают на основе, создавая желаемый рисунок.
  5. Когда получится нужный рисунок, детали можно приклеить силиконом. Удобно для этого пользоваться шприцом.
  6. Пространство вокруг рисунка обкладывают матовым молочным стеклом или другими подходящими для фона оттенками.
  7. Высохшую работу обрабатывают затиркой.
  8. Очищают поверхность от излишков затирки и любуются красотой.

Декор цветочного горшка

Поверхность покрывают затиркой

Заем удаляют излишки тряпочкой

Как видите, в этом хобби нет ничего сложного. Созданием мозаики можно заниматься вместе с детьми, создавая оригинальный декор для дома и полезные подарки для друзей и родственников к любым праздникам. А если делать поделки заранее, то у вас в запасе всегда будут презенты.

Обязательно почитайте о том, как найти время для хобби и посмотрите, какие еще женские увлечения есть на свете!

Техники римской мозаики — фото, обзор