Тойо ито проекты: 10 projects by Toyo Ito

Содержание

Музей Тойо Ито. Форма и функция архитектуры — project Bauhaus

TIMA / Toyo Ito architecture museum ( с англ. Музей Архитектуры Тойо Ито ) — это интереснейший проект от Тойо Ито —  архитектора из Японии, одного из самых инновационных и влиятельных архитекторов мира, лауреата Притцкеровской премии. Здание музея расположено на небольшом острове Омишима в префектуре Эхимэ, Япония.  

Музей архитектуры Тойо Ито

В 2011 году на острове Омишима Тойо Ито завершил строительство TIMA, сделав этот музей первым музеем в Японии, посвященным творчеству архитекторов и первым музеем современной архитектуры в Японии. 

Объект: Музей современного искусства TIMA 
Архитектор: Toyo Ito / Тойо Ито, Япония
Архитектурный стиль: деконструктивизм
Строительство: 2004 — 2011 г.
Официальный сайт: http://www.tima-imabari.jp/en/
Адрес: 2418 Urado, Omishima-cho, Imabari-shi, Ehime 794-1308

Архитектура музея

Комплекс музея состоит из двух зданий:

Steel Hut — в переводе с англ. : Стальная Хижина 
Silver Hut — в переводе с англ.: Серебряная Хижина

Steel hut

Silver Hut

Два здания музея

Два здания стали антиподами по материалу и форме, при этом их соседство не создает диссонанс между собой и окружением.

Одной из любимых тем в работе Тойо Ито — придание ценности архитектуре создавая объекты в оригинальных формах.

Здания Музея современного искусства TIMA — случай, когда форма помогает выявлять лучшие возможности пространства помещения.

Стальная Хижина

Стальная Хижина — черная стальная конструкция, играющая с геометрическими фигурами – это главное пространство музея с выставочными залами и  лекторием

Главное здание музея представляет собой очень динамичный, сильный и современный образ в виде трехмерного графического объекта с гранеными поверхностями: все плоскости стен наклонены под разными углами. 

Здание выполнено в виде стального каркаса и железобетонной конструкции с матовой стальной обшивкой.  

Площадью около 170 м2 здание занимает два этажа в многоуровневой системе.

Создавая проект Стальной Хижины, архитектор намеревался разработать форму, которая смогла бы передать сложный рельеф острова и холмистую среду участка, на котором планировалось ее расположить. 

Первым шагом в процессе проектирования был выбор места. Это оказалось легче сказать, чем сделать: с вершины склона, покрытого мандариновыми деревьями, открывался захватывающий вид на усеянное островами внутреннее море Сето, и практически не было плоской земли, на которой можно было бы построить здание.

В процессе проектирования архитектор отказался от первоначальной идеи и создал новый образ — геометрическую структуру, которая уже не зависит от ландшафта территории. Проект
приобрел формы геометрической структуры.

Тойо Ито разработал 4 вида модулей, каждый модуль — уникальный многоугольник, способный соединиться с другим модулем по одной из граней/ плоскостей.

Дизайн музея создан на основе сложных геометрических фигур: тетраэдр, октаэдр, кубооктаэдр.  

Немного геометрии форм главного здания музея

В целом, здание похоже на хижину, а благодаря расположению на территории побережья, это сходство становится еще более выраженным и естественным. 

Немного геометрии форм главного здания музея

Немного геометрии форм главного здания музея

Во внутреннем пространстве с такой геометрией нет определенных плоскостей потолка и стен. Пространство обладает качеством, которое создает ощущение, подобное пребыванию в сфере. При перемещении между комнатами грани стен и потолков разворачиваются панорамно.

Световые окна в крыше музея

Это уникальное качество пространства позволяет использовать необычные способы экспозиции, полностью отличные от выставочного пространства в стандартных и привычных нам формах помещений.

Серебряная хижина

Второе здание комплекса — Silver Hut (в переводе с Англ. Серебряная хижина) – это полная копия дома самого архитектора. Новому зданию также было присвоено оригинальное название дома — «Серебряная хижина».

Оригинальный Silver Hut был построен как дом Ито в 1984 году. 

Здание Серебряная Хижина — сводчатый павильон, напоминающий легкие и сборные конструкции, в стенах Silver Hut разместились пространства для экспозиций, кабинеты, аудитории, мастерские и даже кинозал небольшого размера. 

Двухэтажное строение с площадью около 190 м2, почти такого же размера, как и Стальная Хижина.

Здание в виде нескольких рядом поставленных ангаров с арочной кровлей.

Дом представляет собой несколько ангаров с перфорированными и прозрачными экранами, которые подчеркивают легкость и полупрозрачность традиционных японских методов строительства, но добавляют современные технологии и материалы.

Ито считал, что перфорированный алюминий обладает теми же возможностями и эффектами, что бумажные ширмы или подвижные стены, что является типичной техникой японского дизайна.

Еще одна особенностью Silver Hut, отличающая его от других домов — это конструкция крыши. Арочные крыши установлены над каждым функциональным пространством дома и вместе образуют единую композицию из нескольких пресекающихся арок.

Центральная часть дома с самыми длинными арками и служит для уединения на свежем воздухе.

Металлическая каркасная система арки создает узор из треугольников, некоторые из которых прозрачны, в то время как другие с светлой тканью, натянутую на каркас служат чтобы блокировать часть света.

Арки во всем остальном доме в основном закрыты, но есть несколько треугольников, через которые проходит свет. Свет внутри становится редким и драгоценным, показывая, как Ито все больше и больше экспериментирует с светом.

Арки, рамы и эксперименты со светом были ключевыми интересами Ито на протяжении всей его архитектурной карьеры.

Из истории создания музея

Сам музей — это реализация идеи коллекционера искусств Ацуро Токоро, который мечтал о создании образовательного и культурного центра для современной японской молодежи. Именно он и пригласил для разработки Тойо Ито. Под комплекс был выделен участок площадью примерно 350 м2. После этого начался активный процесс поиска архитектурных форм для здания музея.

Во время первого посещения острова Тойо Ито был очарован островными пейзажами: горы самого острова и  виднеющейся на горизонте очертания соседних островов.

Тойо Ито о острове

“Я никогда раньше не был в Омишиме. Когда я впервые ступил на остров с мистером Токоро и мистером Хасэгавой, я был немедленно поражен его красотой, а также таинственной силой, которую я почувствовал там”. Похоже, это была сила, скрытая в самой земле, та, которая намекала на присутствие духов в земле.

Прежде всего необходимо вспомнить историю острова Омишима, воспетую в древних японских эпосах. Она связана, прежде всего, с тем, что на острове размещалось пиратское логово. Жемчужиной Омишима с давних времен считается древний синтоистский храм Оямадзуми, который наравне со святилищами Исэ и Идзумо считается одним из самых почитаемых мест в Японии.

Можно сказать, что здание музея и образовательного центра спроектированы под влиянием природной красоты островов Японии, рельефа и видов с побережья. Так и появился музей TIMA, построенный на слиянии таланта архитектора и инвестиций мецената, который не побоялся идти в проект с нестандартными решениями и формами архитектуры. TIMA сделал остров местом, к которому начала притягиваться широкая публика и профессионалы со всего мира.

Тойо Ито – биография и творчество

Содержание

  • Ранние годы
  • Начало карьеры
  • Мастер концепции
  • Дизайн
  • Общественная деятельность
  • Основные этапы творчества:

Тойо Ито входит в первую десятку современных зодчих с мировым именем. Всеобщую известность он получил благодаря новаторским взглядам при работе с архитектурной формой и новейшими технологиями строительства. Для этого нужна определенная смелость. Подход к архитектуре у мастера состоит в отказе от традиционного консерватизма, экспериментах с различными структурами и текстурой, стремлением создать собственные неповторимые интерпретации.

Тойо Ито стал уже шестым японским архитектором, получившим самую престижную в профессии Притцкеровскую премию. «Более 40 лет он создавал библиотеки, дома, парки, театры, магазины, каждый раз стремясь расширить возможности архитектуры», — сказал председатель жюри Притцкеровской награды сэр Питер Палумбо. Действительно, в своих творениях архитектор удивительным образом соединяет физический и виртуальный миры, выполняя проекты отелей, башен, музеев и павильонов в крупнейших мировых столицах.

Тойо Ито родился 1 июня 1941 года в Сеуле. Тогда Корея входила в состав Японской империи. Отец Ито был предпринимателем, а кроме того, он интересовался ранней керамикой эпохи корейской династии Ли и картинами в традиционном японском стиле, о которых знал почти все. В 1943 году Ито с матерью и двумя старшими сестрами вернулся на историческую родину в Японию. Отец смог присоединиться к ним лишь два года спустя, после окончания Второй мировой войны. Семья будущего архитектора стала жить на малой родине отца — в Симосуве, префектура Нагано. В 1953 году, когда Ито было 12 лет, его родитель умер. Мать и дети были вынуждены пойти работать на фабрику по производству мисо (соевой пасты — традиционной основы многих японских блюд).

Дом «White U» в Токио. Фрагменты интерьера.

Ранние годы

Как впоследствии признавался Тойо Ито, в подростковом возрасте он не питал никакого интереса к архитектуре. Его отец был фанатом игры в бейсбол и привил любовь к спорту сыну, поэтому мальчик еще с детства связывал будущую жизнь исключительно с бейсболом. Когда Тойо подрос, он смог здраво рассудить, что карьера бейсболиста для японца почти невозможна. В этой области ему не дотянуться до лучших, другое дело архитектура, в которой Япония прочно заняла лидирующие позиции, обойдя в 1960­е годы и европейцев, и американцев.

[otw_is sidebar=otw-sidebar-1]

Впоследствии признанный мастер будет вспоминать, что в детстве испытал еще и влияние деда, работавшего дилером по распространению строительных пиломатериалов, а отец Ито, кстати, в свободное время любил рисовать схемы домов для друзей. Кроме того, когда мальчик еще учился в школе, его мать заказала проект их дома в Токио японскому архитектору­модернисту Ёсинобу Асихара, только что вернувшемуся в Японию из США, где он работал в мастерской Марселя Бройера. Это событие произвело сильное впечатление на юного Тойо Ито, оставив в памяти ореол таинственности и величия, окружающий профессию архитектора.

Только после того, как Ито поступил в Токийский университет, архитектура стала для него главным интересом. Юноше посчастливилось слушать лекции знаменитого Кэндзо Тангэ. Молодой студент увлекся идеями наставника. В качестве выпускной бакалаврской работы он представил проект реконструкции парка «Уэно» в Токио. Талантливый проект, показавший глубокое знание молодого архитектора национальных традиций и истории, был удостоен главного приза Токийского университета. В 1965 году, после окончания университета, Тойо Ито устроился работать в фирму одного из основателей метаболизма в архитектуре, Киёнори Кикутакэ.

Дом «White U»

Набравшись опыта и получив хорошую практику, во время работы у маэстро, в 1971 году Тойо Ито открыл собственную архитектурную мастерскую, назвав ее Urbot, то есть Urban Robot (дословно — «Городской робот»), подразумевая, что этот робот будет создавать будущее японских городов. Необычное амбициозное название приходилось часто обосновывать. По словам самого Ито, чем больше он объяснял грандиозную идею, тем меньше сам в нее верил. Разочарование в метаболизме и его великой миссии в архитектуре пришло быстро.

Начало карьеры

Вскоре собственную мастерскую Ито переименовал в Toyo Ito & Associates, Architects. В начале своей карьеры Ито получал исключительно маленькие частные заказы. Работая над ними, архитектор старался, чтобы в проектах было как можно меньше традиционализма. Он нигде не повторялся, ведя творческий поиск в различных направлениях. Часто используя в своих проектах элементы минимализма, Тойо Ито прославился именно благодаря своей безграничной креативности.

Большинство ранних работ архитектора — это небольшие жилые дома, выполненные для знакомых и родственников. Первым осуществленным проектом стал созданный в 1971 году дом в пригороде Токио. Названный Алюминиевым, дом представлял собой структуру из деревянной рамы, обшитую сверху алюминиевыми листами. Нечто вроде огромного оригами. Двухэтажный частный дом имел площадь 58 м², то есть своими размерами не превосходил небольшую квартиру, но отличался замечательно организованным пространством.

Башня ветров в Йокогаме

В 1976 году Ито спроектировал дом для своей сестры, которая незадолго до этого потеряла мужа. Дом был назван «White U» (англ. white — белый) и сразу вызвал большой резонанс среди профессионалов и всплеск интереса к творчеству молодого архитектора. Сестра Ито хотела быть ближе к природе, поэтому дом одноэтажный. Это было белое здание с двумя спальнями по концам длинного коридора, завернутого вокруг внутреннего дворика. Коридоры — без окон, чтобы движение к комнатам воспринималось как движение к свету. Дом снесен в 1997 году. Как объясняет Ито, в большинстве проектов 1970–1980-­х годов он пытался через минималистичные приемы стереть общепринятое представление об архитектуре, внеся в нее легкость, наполнив ее воздухом и ветром.

В 1980­х годах Тойо Ито помимо частных домов начал строить и общественные здания. Два громких  проекта архитектора — Башня ветров и Яйцо ветров в Йокогаме — стали своеобразными городскими ориентирами, в темное время суток превращаясь в огромные интерактивные экраны. Цилиндрическая Башня ветров, высотой 21 метр, обеспечивает вентиляцию крупного подземного торгового центра. Ее сердцевина облицована перфорированными алюминиевыми панелями. Их отражающая способность позволила постройке оптимально вписаться в окружающую среду и вести «диалог» с городом. Главная новация проекта заключалась в способности Башни ветров переводить звук и ветер в свет. В поверхность фасада Башни ветров вмонтировано 1300 электрических лампочек и 12 неоновых колец, которые поочередно зажигаются, меняют цвет и интенсивность свечения в зависимости от силы ветра и уровня шума.

Особую роль в творчестве архитектора играют музейные и выставочные пространства. Тойо Ито каждый раз блестяще справлялся с поставленной задачей даже в объективно непростых исходных условиях. При создании городского музея Яцусиро необходимо было заложить в проект масштабные выставочные площади. В этом и заключалась основная сложность, так как участок для строительства находился в парковой зоне, где действовали строгие ограничения по высоте и объему новых зданий. Тойо Ито решил проблему, расположив основные помещения под искусственным холмом. На поверхности же осталась только входная группа с вестибюлем, кафе и лекционными залами. Для того чтобы зрительно уменьшить объем здания, архитектор накрыл комплекс рядом тонких сводчатых оболочек, выполненных из листов металла и создающих впечатление невесомости постройки. Музейное хранилище спроектировано в форме горизонтального цилиндра, венчающего собой все сооружение. Работая на контрасте с легкими кровлями, хранилище стало центром комплекса, собрав всю композицию воедино.

Яйцо ветров в Йокогаме

Еще одной профессиональной удачей Тойо Ито стал павильон галереи Серпентайн. Легендарная лондонская арт­галерея Серпентайн каждый год приглашает звезд мировой величины для создания нового павильона. Согласно намеченной руководством программе неподалеку от основного здания галереи каждое лето должен появляться очередной выставочный павильон. Так, в разные годы свои павильоны возвели Заха Хадид, Даниэль Либескинд, Оскар Нимейер, Алваро Сиза, Рем Колхас и другие знаменитости. В 2002 году руководство галереи пригласило Тойо Ито. По правилам, на разработку проекта дается всего полгода, павильон открывается в начале лета и по окончании сезона разбирается.

Мастер концепции

Идея летнего павильона галереи Серпентайн Тойо Ито достаточно проста. Архитектор взял за основу белый параллелепипед и «наложил» на него большое количество пересекающихся линий. Так образовались многочисленные треугольные и трапециевидные фигуры, часть которых была превращена мастером в световые проемы в духе оп­арта, придававшие конструкции ощущение легкости и воздушности. Геометрическая перфорация создана как на стенах, так и на крыше павильона. Японские традиции и фантастические идеи Тойо Ито в полной мере воплотились в этом проекте. Белоснежный павильон притягивал к себе посетителей необычностью внешнего вида и изысканной эстетикой, в то же время напоминая о традиционном японском искусстве оригами. Днем павильон выполнял функции кафе, а ночью был местом для лекций, дискуссий и поэтических встреч.

В 2000­х годах Тойо Ито стал одним из самых известных архитекторов Японии. Проекты, за которые он берется, становятся все масштабнее, а стили постоянно меняются. Одним из показательных примеров работы мастера этого периода можно назвать Центр исполнительского искусства в Мацумото, построенный в 2004 году в префектуре Нагано. Проект, предложенный бюро Тойо Ито, выиграл конкурс, в котором участвовало еще 10 студий. Центр исполнительского искусства представляет собой девять уровней, два из которых расположены под землей. Особенности этого здания заключаются в его вытянутой форме, заданной участком земли, и в необычной системе освещения. Изначально фасады центра планировалось сделать стеклянными, но архитектор обратил внимание на непривлекательность окружающего ландшафта, несоответствие его высоким требованиям японской эстетики. Тогда окна во всю стену были заменены на отверстия разных размеров, которые как будто случайным образом разбросаны по фасаду здания. Через необычные окошки днем внутрь проникает солнечный свет, а ночью они становятся главным элементом декорации фасада.

Купол Одатэ в Аките

Архитектура Тойо Ито не признает прямых углов и строгих геометрических форм. Им мастер противопоставляет криволинейность и обтекаемость своих построек. Еще одним значительным творением Ито, созданным в 2000­е годы, стало здание муниципального крематория «Meiso no Mori» в японском городе Какамигахара. Название белоснежной постройки из бетона и стекла переводится как «Лес медитаций», она находится на берегу небольшого озера. Крематорий призван пробуждать чувства покоя и умиротворенности. Новый «Meiso no Mori» заменил ветхий крематорий, украсив при этом прилегающее кладбище. Вдохновленный видом плавно плывущих облаков, Ито, при создании проекта, решил свести к минимуму ощущение материальности постройки. Свободно изогнутая бетонная раковина, покрывающая здание, парит над землей.

Форма крыши была рассчитана согласно алгоритму, задающему оптимальное структурное решение. Ито уподобляет этот структурный анализ эволюции растений. Здесь, как и в природе, невероятно сложный процесс эволюционных циклов приводит к удивительно простым результатам. Полог оригинального покрытия взмывает вверх и опускается, словно повторяя очертания холмов, у подножия которых он расположен. Удивительный эффект крематорий производит зимой, когда все покрыто снегом и рельефное белое покрытие здания отражается в гладкой поверхности озера так же, как и белоснежные завершения окружающих холмов. Постройка словно растворяется в зимнем пейзаже, деликатно выполняя свои функции.

В здании четыре структурных ядра, 12 тонких конических колонн с встроенными водопадами расположены под крышей будто в случайном порядке. Гладкие колонны рассеивают мягкое сияние, навес защищает сплошное остекление комнаты для панихид, которая идет от главного блока вдоль озера. Функциональное и церемониальное помещения в виде сплошных кубов находятся между центральной частью и колоннами. В интерьере волнистый подвесной потолок мягко подсвечен. Архитектура стремится оттеснить трагедию смерти на второй план, художественная асимметрия служит для привлечения природного начала, что должно создавать успокоение, столь необходимое в подобных местах.

Павильон для галереи Серпентайн. Интерьер

Одной из самых знаменитых построек архитектора справедливо признана библиотека Токийского университета искусств Тама. Она появилась в результате эксперимента с формой, разнообразными материалами и методами компьютерного моделирования, который, по мнению многих критиков, стал настоящей творческой удачей мастера. В проекте библиотеки Тойо Ито обратился к античной архитектуре, создавая для студентов свой храм знаний. Здание, собранное из воздушных арок, очень напоминает постройки римской импе­рии, рождая в студентах чувство величия и гордости в стремлении получить новые знания.

Перед проектированием библиотеки архитектор изучил предложенные условия и поставил перед собой ряд дополнительных задач. Например, выяснилось, что университетское кафе было тогда единственным местом, которое использовалось всеми студентами и преподавателями всех курсов и дисциплин. Другого такого места во всем университете не было. Поэтому первым желанием архитектора стало создать общественное пространство, подчеркнув его открытость для всех.

Павильон для галереи Серпентайн. Лондон, Великобритания

При разработке проекта библиотеки Ито решил уделить больше внимания структуре здания и отдельным его деталям. В основе постройки — простой, слегка суженный с двух сторон четырехугольник с необычной системой арок внутри. Их форма способствует эффективному распределению нагрузки, выступая своеобразной диафрагмой жесткости здания. Тойо Ито отказался от легких, традиционных для Японии материалов, таких как дерево и бумага, считая, что замена их на бетон и металл не лишит библиотеку изящества. Более того, многослойная конструкция из крепкого каркаса и монолитного железобетона составит основу сейсмостойкости сооружения.

Благодаря огромным оконным пролетам на фасадах создается ощущение, что библиотека парит в воздухе, а взор свободно проникает сквозь все здание, органично дополняющее пейзаж парка. При выборе места расположения постройки архитектор руководствовался нехитрым желанием привлечь как можно большее число студентов в читальные залы, поэтому новая библиотека появилась на площадке между автобусной остановкой и входом в университет. Первый этаж включает в себя кафе, помещения для студентов и временный театр. На втором — все необходимое для интеллектуальной деятельности: информационные панели, удобные изогнутые столы, компьютерная и копировальная техника.

Аскетичные интерьеры библиотеки лишены какого бы то ни было орнамента, даже количество мебели в залах сведено к минимуму. В результате полупустые залы выглядят еще более масштабными. Из­-за высоких сводчатых потолков интерьер университетской библиотеки напоминает скорее средневековые европейские соборы, что, видимо, должно помочь устанавливать благоговейную тишину как главное условие плодотворной учебы. Ассоциации с храмовым интерьером продолжаются благодаря пространственному разнообразию, которое раскрывается при прохождении через различные по ширине и высоте арки. Они выполнены из стальных пластин, покрытых бетоном. В плане эти арки расположены вдоль изогнутых линий, пересекающихся в нескольких точках. С помощью этих пересечений удалось сохранить стройные опоры, которые надежно поддерживают тяжелые своды. Пролеты арок варьируются от 1,8 до 16 метров.

Ключевым элементом постройки стала широкая открытая галерея на первом этаже, которая, казалось бы, должна выполнять исключительно утилитарную функцию магистрали для людей, идущих в университет и не имеющих намерения заглянуть в залы библиотеки. Однако прозрачность и открытость сооружения, доступность интерьера даже случайному взгляду, затягивает посетителей внутрь здания, приглашая пройти по удивительному пространству, настолько грамотно организованному, что студенты предпочитают проводить там свое свободное время.

Центр исполнительского искусства

Дизайн

Благодаря тому, что дочь великого архитектора работает редактором журнала «Vogue Nippon», Тойо Ито стал хорошо ориентироваться в индустрии моды и даже создал несколько громких построек для крупнейших модных домов. В 2004 году Ито спроектировал здание магазина TOD’S, итальянской компании, специализирующейся на обуви и аксессуарах. Здание расположилось в престижном гламурном районе Омотэсандо в Токио. Вдохновением для создания художественного образа снова послужили деревья.

Геометрические переплетения на фасаде здания ассоциируются с ветвями дерева. Тойо Ито уверен, что деревья являются естественными объектами, устойчивыми сами по себе, и их форма отражает структурную рациональность. С точки зрения устойчивости здания сетка перекрывающихся силуэтов деревьев также представляет собой рациональную схему распределения усилий. В пользу сравнения с деревом говорит и тот факт, что чем выше мы поднимаемся вверх, тем многочисленнее и тоньше становятся стальные ветви и тем больше становится отверстий для оконных проемов. По словам Ито, он намеревался создать здание, которое через свою архитектурную новизну выражало бы и живое присутствие модного бренда, и строгость городского пейзажа, противостоящего течению времени.

Центр исполнительского искусства в Мацумото. Вид сверху

Тойо Ито активно проектирует в Азии, Европе, Северной и Южной Америке. Его архитектурные произведения за пределами Японии также преобразовывают пространство во всех трех измерениях. В таких проектах, как здание Оперы в Тайчжуне, Художественный музей Беркли, архитектор снова показывает свое пристрастие к плавным изгибам, нивелированию острых углов, которые словно растворяются в причудливо перетекающем пространстве.

Общественная деятельность

11 марта 2011 года в Японии произошла страшная катастрофа, лишившая крова десятки тысяч человек. Она побудила многих японских архитекторов к созданию быстровозводимого жилья и общественных центров, где могли бы укрыться пострадавшие после землетрясения и цунами. Тойо Ито одним из первых откликнулся на трагедию людей, оказавшихся в зоне стихийного бедствия, разработав «Дом­для­всех» — место, где лишившиеся своих жилищ люди получили бы передышку, могли пообщаться, поддержать друг друга, то есть вместе переживали бы последствия катастрофы и начинали устраивать свою жизнь заново.

При проектировании «Дома-­для-­всех» Тойо Ито поставил под сомнение основополагающие принципы современной архитектуры. Он говорил, что в нынешнюю эпоху архитектура оценивается, прежде всего, степенью оригинальности. Это происходит в ущерб ее основополагающим функциям. Как результат мы получили то, что отправные точки при проектировании были забыты. Редкий случай, когда современный архитектор задумывается над вопросами «Почему это здание строится?», «Для кого оно строится?». Зоны бедствия, где все разрушено, по мнению Тойо Ито, позволяют нам по­-новому взглянуть на миссию архитектуры, с самого начала определить, что из себя представляет архитектура в реальности.

Крематорий «Лес медитаций» в Какамигахаре

Тойо Ито попытался посмотреть на проблему с точки зрения жертв стихии и решил, что можно спроектировать небольшие деревянные общественные здания и поставить их по углам временных поселений. Он начал кампанию, чтобы воплотить идею в жизнь. В процессе создания проекта «Дома­для­всех» его обсуждали действительно все — жители временных поселений, проектировщики, строители и студенты­-волонтеры, представители власти. А средства на его реализацию поступали со всего света. В результате первый такой дом появился осенью 2011 года в Сэндае. Его строительство продолжалось всего месяц. «Архитектор в данном случае — один из тех, кто может создать такие пространства, которые при скудных возможностях будут немного более гуманными, помогут сделать существование людей немного более эстетичным, немного более удобным», — считает Тойо Ито.

В 2012 году «Дом­-для-­всех» был представлен архитектурной общественности на XIII Венецианской биеннале архитектуры и получил мировое признание, став лучшим национальным павильоном на выставке. Павильон Японии, «Дом-­для­-всех», был не только данью памяти погибшим людям и разрушенным городам, но и попыткой осмысления роли современной архитектуры.

Библиотека Университета искусств Тама в Токио

Тойо Ито удостоился множества международных наград, среди которых Императорская премия в честь принца Тикамацу в категории «Архитектура»; Королевская золотая медаль Королевского института британских архитекторов; «Золотой Лев» XIII Международной выставки Венецианской архитектурной биеннале.

Несмотря на свой почтенный возраст, 74-­летний Тойо Ито преподает во многих университетах, передавая опыт молодым и талантливым архитекторам.

Привлекая внимание широкой публики и коллег по профессиональному цеху благодаря новым образам создаваемых построек, Тойо Ито находится в постоянном поиске новых форм архитектурного самовыражения. Сам он заявляет, что не хочет «формировать собственный стиль, а для поиска вдохновения нужно лишь заглянуть в себя и обрести там свою примитивную суть, ее жизненную энергию и дух».

Основные этапы творчества:

  • Дом «White U» 1975–1976 Токио, Япония
  • Здание РМТ 1976–1978 Нагойя, Япония
  • Башня ветров 1986 Йокогама, Япония
  • Ресторан «Пастина» 1987–1989 Токио, Япония
  • Городской музей Яцусиро 1991 Яцусиро, Япония
  • Яйцо ветров 1991 Йокогама, Япония
  • Музей озера Сува 1990–1993 Нагано, Япония
  • «Дом-для-всех» 1993–1997 Акита, Япония
  • Детский сад № 117 1994 Франкфурт-на-Майне, Германия
  • Купол Одатэ 1997 Акита, Япония
  • Медиатека 2001 Сэндай, Япония
  • W House 2001–2002 Инаги, Япония
  • Павильон для галереи Серпентайн 2002 Лондон, Великобритания
  • Центр исполнительского искусства 2004 Мацумото, Япония
  • Магазин TOD’s 2004 Токио, Япония
  • Магазин Микимото 2005 Токио, Япония
  • Библиотека Университета искусств Тама 2004–2007 Токио, Япония
  • Крематорий «Лес медитаций» 2006 Какамигахара, Япония
  • Виво-сити 2006 Сингапур
  • Главный стадион Всемирных игр-2009 2009 Гаосюн, Тайвань
  • Отель «Порта Фира» 2009 Барселона, Испания
  • Башня «Реалия БСН» 2009 Барселона, Испания
  • Музей архитектуры Тойо Ито 2011 Имабари, Япония

Дань уважения образцу архитектурной универсальности

«Моя работа всегда заключалась в том, чтобы разрушить эту стену, которая отделяет современную архитектуру от природы и местного сообщества, чтобы создать архитектуру, открытую для обоих»

— Toyo Ито в своей речи на вручении Притцкеровской премии 2013 года

Родившийся в Сеуле, Корея, во время японской оккупации страны в 1941 году, Тойо Ито впервые проявил интерес к архитектуре во время учебы в Токийском университете. Затем он продолжил работу в фирме Kiyonori Kikutake & Associates, а затем основал свою собственную практику Urban Robot (Urbot), которая в 1919 году была переименована в Toyo Ito and Associates.79. За прошедшие десятилетия Ито стал образцом универсальности, который отказывается привязываться к определенному стилю или идеологии. Его достижения на протяжении всей его выдающейся карьеры говорят сами за себя, включая Королевскую золотую медаль RIBA 2006 года и два Золотых льва Венецианской биеннале. Используя постоянно развивающийся подход, который не соответствует ни одной категории, отношение Ито к своей практике всегда было обусловлено необходимостью заново изобретать себя, когда это необходимо.

Комментируя свои взгляды на архитектуру во время лекции Кеннета Касслера, которую он прочитал в Принстонском университете в 2009 году., Ито заявил: «Мир природы чрезвычайно сложен и изменчив, а его системы изменчивы — он построен на изменчивом мире. В отличие от этого, архитектура всегда пыталась создать более устойчивую систему». Далее он описал, как сеточная система, внедренная в 20-м веке, сделала строительство быстрее и эффективнее, чем когда-либо прежде, а также проецировала однородность на города мира и распространила этот эффект на их жителей. Ито объяснил: «В ответ на это, за последние 10 лет, слегка изменив сетку, я пытался найти способ создания взаимосвязей, которые приближали бы здания к их окружению и природной среде».  

Серебряная хижина (1984 г.), построенная как личная резиденция Ито в Накано, была одним из первых жилых заказов архитектора, где он разработал свой концептуальный стиль Изображение: предоставлено пользователем Flickr Forgemind ArchiMedia, Creative Commons

его впечатление об архитектуре как о «предмете одежды, оборачивающем людей». Постоянно трансформируя и адаптируя свои товарные знаки в соответствии с потребностями времени, проекты Ито часто уступают качествам легкости, абстракции и строгости. Подпитываемый внутренней критикой наряду с врожденным желанием бросить вызов условностям, он пытается отразить динамизм и эстетическую ценность, присущие миру природы.

Скульптурные, концептуальные формы, элементы сдержанного минимализма, смешанные ингредиенты традиционной и современной японской культуры, наряду с интеграцией современных технических средств, — все это врожденные грани необузданного, гибкого образа действий Ито.

Национальный стадион (2006 г.) в Гаосюне, Тайвань, представляет собой полуспиральную форму, вдохновленную шкурой дракона, окутанную солнечными батареями. архитектурный хамелеон, постоянно ищущий инновации, отказывающийся оставаться статичным среди мира, который постоянно меняется. По случаю 80-летия Ито STIR представляет путешествие по его обширной работе, предоставляя интригующий взгляд на то, как изменчивый архитектор преобразовывал себя на каждом этапе своей карьеры.

1. Белый U — Накано, Япония (1976)

Вдохновленный брутализмом интровертный дизайн White U House был одним из первых проектов, получивших признание Ито.
Изображение: предоставлено пользователем Flickr Forgemind ArchiMedia, Creative Commons

проекты, получившие признание Ито. Его интровертный, U-образный дизайн был сосредоточен во внутреннем дворе, чтобы укрыть жителей от внешнего мира, в то время как строгие, белые поверхности с бруталистическим влиянием создавали медитативные пространства, перемежающиеся карманами света. К сожалению, дом был снесен в 1997.

2. Башня Ветров — Йокогама, Япония (1986)

Башня ветров в Иокогаме (1986 г.) — светящаяся скульптура, отражающая использование Ито технологий при создании городской достопримечательности Изображение: предоставлено пользователем Flickr Хосе Мануэлем Ортигейра Бобильо (работа), Creative Commons

символизирует приверженность Ито технологиям и стал знаковой городской достопримечательностью. Эта 21-метровая цилиндрическая башня, облицованная перфорированными алюминиевыми панелями, превращается в светящееся зрелище после захода солнца, с неоновыми кольцами и многочисленными лампами, регулируемыми компьютерами в соответствии с окружающей средой.

3. Муниципальный музей Яцусиро – Яцусиро, Япония (1991)

Гладкий музей из стекла и стали с вздымающейся изогнутой крышей павильона. Галереи музея были обнесены насыпью, чтобы у посетителей создалось впечатление, будто они находятся под землей. Изображение: предоставлено пользователем Flickr Forgemind ArchiMedia, Creative Commons

. , разработанный на основе особого архитектурного стиля, который Ито исследовал в своей собственной резиденции — «Серебряной хижине» в 1984. Галереи были размещены на нижних этажах и обнесены насыпью, чтобы у посетителей создавалось впечатление, что они находятся под землей. Снаружи небольшая насыпь, созданная над затопленными пространствами, дополняет изгибы крыши.

4. Купол Одатэ – Акита, Япония (1997)

Сделанный из японского кедра и стали, массивный купол окружал многофункциональное пространство и, казалось, парил над его контекстом. Изображение: Мархо, предоставлено Wikimedia Commons, Creative Commons

Ito использовал инновационное сочетание дерева японского кедра Aita и стали для строительства массивного 52-метрового купола над этим многоцелевым зданием, которое, кажется, парит над окружающим ландшафтом. Разработанный для обеспечения достаточной естественной вентиляции, света и укрытия от муссонных дождей, Odate Dome сочетает в себе склонность Ито к прогрессивному дизайну с желанием сблизить людей.

5. Медиатека Сендай — Сендай-Ши, Япония (2001)

Кульминацией карьеры Ито стал проект публичной библиотеки/галереи, подорвавший традиционную сеточную систему ради открытости. Изображение: алый зеленый, предоставлено Creative Commons

Медиатека Сендай, которую часто называют кульминацией его карьеры, обязана своим признанием ниспровержению Ито системы сетки с помощью относительно простой конструкции, в которой использовались плоские бетонные плиты, пробитые 13 стальными трубами в каркасе. Размещая библиотеку, галереи, киностудию и общественные места в открытой планировке, проект отказался от использования сплошных стен, чтобы повторить открытость общественных мест, что также отражено в его прозрачном фасаде с навесными стенами.

6. Serpentine Pavilion — Лондон, Англия (2002)

В павильоне, разработанном вместе с Сесилом Бальмондом и Арупом, использовался алгоритм для создания, казалось бы, случайного сложного узора из треугольников и трапеций. Лондон, Ито сотрудничал с Сесилом Бальмондом и Арупом над тщательно продуманной структурой, которая передала ощущение динамичного движения. Сложная, казалось бы, случайная обработка фасада на самом деле была продуктом алгоритма, описывающего вращающийся куб, образующий зазубренные треугольники и трапеции.

7. Омотесандо из TOD — Токио, Япония (2004)

Абстрактные узорчатые фасады TOD’s Omotesando были созданы на основе естественных ветвей деревьев в его окрестностях. идеалы. Абстрактный решетчатый фасад имеет узор ветвления, напоминающий деревья, окружающие структуру, с прерывистыми застекленными отверстиями, которые увеличиваются на более высоких уровнях, создавая привлекательную игру между его непрозрачностью и прозрачностью. Большая часть его дизайна символизирует работы Ито того периода.

8. Библиотека Университета искусств Тама – Токио, Япония (2007)

Ито широко использовал арки из стальных пластин, покрытые бетоном, чтобы определить внешний фасад, а также пространство в помещении, похожее на монастырь. Изображение: Wiiii, с разрешения Wikimedia Commons, Creative Commons

. и внешний вид — фасад и структура библиотеки используют тонкие, парящие арки из стальных пластин, заключенные в бетон. Застекленные фасадные проемы между арками обрамляют вид на сад снаружи, в то время как монастырские пространства внутри конкретизируют и придают чувство ритма отдельным зонам.

9.

Torre Realia BCN и Hotel Porta Fira — Барселона, Испания (2009) Этот проект с двумя башнями представляет собой интригующее исследование с дополнительным контрастом, отмечая переход к более скульптурному, монументальному стилю. Изображение: Zarateman, Courtesy of Creative Commons

. практика, реализованная с помощью испанской фирмы b720 Fermín Vázquez Arquitectos. Несмотря на контраст между кубической конструкцией со стеклянным каркасом и точеной красной цилиндрической массой, два здания рядом друг с другом обладают уникальным чувством гармонии, в результате чего они представляют собой потрясающую визуальную достопримечательность Барселоны.

10. Музей архитектуры Тойо Ито – Имабари, Япония (2012)

Этот архитектурный музей, построенный на острове во Внутреннем море Сето, состоит из двух сооружений: «Стальной хижины» (на фото) и павильона, созданного под влиянием «Серебряной хижины». Изображение: предоставлено пользователем Flickr Forgemind ArchiMedia, Creative Commons

. копия собственного дома Серебряной хижины Ито, комплекс также включает в себя многогранную структуру, обернутую стальным листом, имитирующую палубу морского судна. Эта структура, получившая название «Стальная хижина», возвышается над павильоноподобной структурой Серебряной хижины и контрастирует с ней. Весь комплекс расположен на живописном острове во Внутреннем море Сето.

Мемориальная библиотека Ку Чен-Фу, Колледж социальных наук, Национальный Тайваньский университет, Тайвань (2014 г.) представляет собой грибообразные белые колонны, обрамляющие стеклянную оболочку в рамке. продвигать мою архитектуру вперед, не позволяя моему стилю оставаться статичным. И я сделал это в интересах как архитектурной «инновации», так и для достижения уровня спокойствия».

Получая Притцкеровскую премию в 2013 году, Ито выразил свое мнение об общей ответственности архитектора, заявив: «Для меня задача архитектора — освободить людей от ограничительных рамок, создавая пространства, в которых они чувствуют себя непринужденно. и в котором они могут достичь некоторой степени свободы».

Тойо Ито новости и интервью

Результаты поиска:

Уточните параметры поиска:

  • Маюхана от Тойо Ито для Yamagiwa

    Выставочный зал Dezeen:  Лауреат премии Pritzker Architecture архитектор Тойо Ито разработал Mayuhana, коллекцию коконообразных ламп из стекловолокна для японского бренда освещения Yamagiwa. Подробнее

    Персонал Дезин |
  • Тойо Ито проектирует три грибовидных общественных туалета в Токио

    Лауреат Притцкеровской премии в области архитектуры Тойо Ито построил общественный туалет в пределах трех грибовидных блоков в качестве своего вклада в проект Токийский туалет. Еще

    Том Рейвенскрофт | | Оставить комментарий
  • Архитекторы размышляют над общественными центрами землетрясения Тохоку десять лет спустя

    Архитекторы 16 приютов для оказания помощи при стихийных бедствиях, построенных после землетрясения в Тохоку в рамках проекта «Дом для всех» Тойо Ито, поделились своими мыслями о зданиях, которые до сих пор используются в качестве общественных центров. Подробнее

    Блок Индии | | Оставить комментарий
  • Тойо Ито, Кадзуё Сэдзима и Соу Фудзимото жертвуют работы для благотворительного аукциона «Дом для всех»

    Ведущие японские архитекторы предложили чертежи, модели и другие оригинальные работы с целью сбора средств для Дом для всех, некоммерческой организации, созданной Тойо Ито после землетрясения и цунами 2011 года. Подробнее

    Августа Паунолл | | Оставить комментарий
  • Японские дома Kenzo Tange, Toyo Ito и Atelier Bow-Wow представлены на выставке MAXXI

    Дом, который Кензо Танге спроектировал для себя, U-образная резиденция Тойо Ито и дом-студия Atelier Bow-Wow представлены в рамках выставки о послевоенных домах Японии в музее MAXXI в Риме. Еще

    Элеонора Гибсон | | 2 комментария
  • Museo Internacional del Barroco Тойо Ито, фотография Эдмунда Самнера

    На этих новых снимках британского фотографа Эдмунда Самнера показана рифленая бетонная конструкция Международного музея Барроко в Мексике, спроектированная японским архитектором Тойо Ито. Подробнее

    Джессика Мэйрс | | Оставить комментарий
  • Тайчжунский Метрополитен-опера Тойо Ито открылся на Тайване

    На этих новых фотографиях показана пещерообразная форма оперного театра японского архитектора Тойо Ито, который открылся в тайваньском городе Тайчжун (+ слайд-шоу). Подробнее

    Джессика Мэйрс | | 19 комментариев
  • Тойо Ито создает рифленые стены из белого бетона в Museo Internacional del Barroco

    Изогнутые белые бетонные стены и заполненный водой внутренний двор обрамляют этот музей искусства и культуры в стиле барокко в Мексике, созданный японским архитектором Тойо Ито (+ слайд-шоу). Еще

    Джессика Мэйрс | | 2 комментария
  • Японские архитекторы отказались от системы starchitect, говорит куратор MoMA

    Современные японские архитекторы создали «наследие с большей последовательностью», чем известные имена, которые доминируют в архитектуре в других местах, говорит куратор крупной новой выставки MoMA (+ слайд-шоу). Подробнее

    Оливия Малл | | 10 комментариев
  • Кляйн Дайтем строит решетчатый общественный зал для программы восстановления после землетрясения в Тойо Ито

    Спустя пять лет после разрушительного землетрясения Тохоку и цунами, обрушившихся на Японию, компания Klein Dytham Architecture представила общественный зал для восстановления города Сома, который выглядит как огромная соломенная шляпа (+ слайд-шоу). Подробнее

    Эми Фрирсон | | 4 комментария
  • Лампа Mayuhana от Toyo Ito теперь доступна в еще более темном черном цвете

    Японский архитектор Тойо Ито обновил черную версию своей лампы Mayuhana со сферической сеткой, и подвеска теперь имеет еще более темный оттенок. Еще

    Дэн Ховарт | | 2 комментария
  • Кенго Кума обыграл Тойо Ито и выиграл соревнование на Национальном стадионе Японии

    Японские официальные лица выбрали деревянную решетку Кенго Кумы для нового Национального стадиона в Токио, который станет центральным элементом Олимпийских игр 2020 года. Подробнее

    Анна Уинстон | | 32 комментария
  • Кенго Кума и Тойо Ито представляют конкурирующие заявки на Олимпийский стадион в Токио

    Японские архитекторы Кенго Кума и Тойо Ито разработали конкурирующие предложения по строительству Олимпийского стадиона в Токио в 2020 году, заменив победивший в конкурсе проект Захи Хадид. Подробнее

    Джессика Мэйрс | | 37 комментариев
  • Тойо Ито «сглотнул», когда его попросили спроектировать павильон Serpentine Gallery 2002 года

    Фильм: В следующем выпуске нашей эксклюзивной серии видео с Джулией Пейтон-Джонс директор галереи Serpentine вспоминает, как трудно было убедить японского архитектора Тойо Ито спроектировать летний павильон галереи 2002 года. Еще

    Бенедикт Хобсон | | 1 Комментарий
  • «Я думаю об архитектуре как о предмете одежды, в который одевают человека», — говорит Тойо Ито

    .

    Movie:  Архитектор, лауреат Притцкеровской премии Тойо Ито , рассказывает Dezeen, что, хотя его здания различаются по материалам и стилю, ключом ко всем им является их тесная связь с людьми, которые их населяют. Подробнее

    Бенедикт Хобсон | | 2 комментария
  • Тойо Ито хотел, чтобы тонкие ткани «парили в воздухе» в его выставочном зале в Милане для Kinnasand

    .

    Movie: Японский архитектор Тойо Ито говорит, что его выставочный зал для текстильной марки Kinnasand был спроектирован в дополнение к «очень тонким прозрачным и полупрозрачным тканям» компании в этом видеоинтервью, снятом в Милане. Подробнее

    Бенедикт Хобсон | | 1 Комментарий
  • Выставочный зал из стекла, дерева и камня, созданный Тойо Ито для «чувствительной ткани» Киннасанда

    Милан, 2014 г.:  Японский архитектор Тойо Ито поговорил с Dezeen о своем дизайне для первого миланского выставочного зала текстильного бренда Kinnasand и его «специальной» архитектуре (+ интервью + слайд-шоу). Подробнее

    Элин Гриффитс | | Оставить комментарий
  • Ключевые проекты Тойо Ито

    Функция слайд-шоу:  здесь представлена ​​подборка ключевых зданий японского архитектора Тойо Ито, который вчера был объявлен лауреатом Притцкеровской премии 2013 года. Еще

    Дэн Ховарт | | 3 комментария
  • Тойо Ито получает Притцкеровскую премию 2013 года

    News: Японский архитектор Тойо Ито стал лауреатом Притцкеровской архитектурной премии 2013 года. Подробнее

    Роуз Этерингтон | | 11 комментариев
  • MU Столовые приборы от Тойо Ито для Alessi

    Maison&Objet 2013:  Японский архитектор Тойо Ито представит набор столовых приборов с тонкими ручками, похожими на палочки для еды, на ярмарке дизайна Maison&Objet в Париже, которая откроется завтра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *