Творческий кластер октава – Октава — творческий индустриальный кластер, г. Тула

В Туле открылся творческо-индустриальный кластер «Октава». Новости. Первый канал

Сегодня в Туле открылась «Октава» – новый творческий индустриальный кластер. Кластер — это, проще говоря, группа, связанных между собой компаний. В данном случае это и высшая техническая школа, и научная библиотека, и лектории, а еще офисы малых производств и даже студия звукозаписи.

Все это появилось в освободившихся цехах тульского завода «Октава». Он был основан еще в 1927 году и десятилетиями выпускал звуковую и радиотехнику, в том числе секретную, для нужд армии или, например, для телецентра «Останкино». Сейчас завод по-прежнему успешно функционирует, но необходимости в огромных площадях уже нет. И часть территории предприятия, а именно 45 тысяч квадратных метров, превратили в поистине уникальное образовательное место.

Тульский завод «Октава» — крупнейший изготовитель микрофонов, радиогарнитур и слуховых аппаратов — давно не использует половину своей площади. Под современное производство нужно не так много пространства. В иное время опустевшие цеха сдали бы под магазины, но здесь мы видим творческий индустриальный кластер. То есть это красиво, интересно и про производство.

Прямо с порога переступаешь черту между сегодня и вчера. Музей станков — единственный в России. В просторных залах, оформленных в стиле хай-тек, словно ожившие полотна советских конструктивистов. Струящийся тонкими лучами свет как будто возвращает из небытия экспонаты – свидетели эпохи большого труда и великих свершений.

В полумраке проступают очертания станков. Это прошлое, но здесь оно выглядит футуристически, чтобы нам сегодня было понятно и интересно. Ведь само наше сегодня создавалось на этих инструментах.

Это больше похоже на сеанс в кино. Про историю страны через судьбы простых людей, которые, может, историю саму и не вершили, просто жили от гудка до гудка. Заводского. Годами стояли за этими станками, но вряд ли думали о том, что сегодня здесь рассказывают экскурсоводы. К примеру, что общего у швейной машинки и военных приборов наведения? Шестеренки! Их вытачивали на одном и том же станке.

«Это удивительно, что первые посетители как раз говорят: боже мой, как хочется поработать на этом станке», — сказала продюсер музея Дарья Женихова.

Привести новых людей на производство — главная цель всего комплекса. И где, как не в Туле, где в промышленности заняты почти 125 тысяч человек, искать человеческие ресурсы! Музей, понятно, привлечет туристов. А высшая техническая школа — ее как раз открывают здесь — платформа для обучения менеджеров, управляющих современным производством.

Здесь же создают центр профориентирования для школьников. Особо отмечается: на тульских предприятиях ждут не только инженеров и конструкторов — велик спрос на то, что раньше называли «простая рабочая специальность». Впрочем, рабочие сегодня совсем не простые. Ведь и технологии, и станки, да и сама продукция уже не те, что в эпоху индустриализации.

«У нас очень большая программа подготовлена вместе с колледжами, с вузами, для того чтобы работодатель в лице любого предприятия, которое массово хочет привлекать новых молодых сотрудников, могло глубоко влиять на образовательную программу. Приглашают к себе ребят на заводы сразу же получать практику», — говорит замгубернатора Тульской области Вячеслав Федорищев.

Ждут здесь и инвесторов. По сути, это еще одно место встречи тех, кто готов вложиться в новое дело, и тех, кто продает свои идеи. Десятки стартапов в самых разных отраслях: от животноводства до машиностроения – и речь только об одном регионе. В целом же ставка на отечественные разработки уже оправдала себя.

«Мне кажется, если бы санкций не было, то их нужно было придумать. Потому что очень многое мы сейчас стали делать сами. И если говорить о импортозамещении, перед нами стоит задача максимум в 19-20 году завершить все программы, все мероприятия, связанные с импортозамещением», — сказал генеральный директор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов.

Кстати, сегодняшнее открытие центра на работу завода никак не повлияло. И, кстати, хоть станок и символ прогресса, самую тонкую работу здесь, как и во времена лесковского Левши, до сих пор выполняют вручную.

www.1tv.ru

креативное пространство в самом сердце Тулы

«Октава»: креативное пространство в самом сердце Тулы

Почти год назад в Туле состоялось официальное открытие творческого индустриального кластера «Октава» – совместного проекта Госкорпорации Ростех, правительства Тульской области и частного инвестора Михаила Шелкова. Новое пространство расположено на территории действующего завода, легендарного производителя микрофонов.

Всего за год кластер «Октава» стал культурным центром региона, стильным местом не только для развлечений, но и образования. Здесь можно посетить выставку или лекцию, научиться работать на современных лазерных станках, пройти курс по робототехнике или познакомиться с историей промышленности России в мультимедийном Музее станка.

Возрождение легендарной «Октавы»

Тульский завод «Октава» выбран основой кластера не случайно. С советских времен здесь производится акустическое оборудование, известное во всем мире. Знаменитое «Поехали!» Юрий Гагарин произнес именно в микрофон «Октавы», а за высокое качество и чистый звук тульские микрофоны полюбили такие звезды, как U2, Sting, Iron Maiden, Radiohead и многие другие.

Расцвет завода пришелся на 80-е годы прошлого столетия, когда число сотрудников достигало шести тысяч человек. В кризисные 1990-е предприятие пришло в упадок, количество персонала снизилось до 350 человек. Часть территории завода «Октава» в самом центре Тулы просто простаивала и никак не использовалась.

26172905.050730.1215.jpg

Несколько лет назад Ростех разработал проект по созданию творческого индустриального кластера «Октава» и привлек частного инвестора Михаила Шелкова. Руководитель проекта по созданию кластера, директор по особым поручениям Госкорпорации Ростех Василий Бровко совместно с губернатором Тульской области Алексеем Дюминым представили проект Владимиру Путину и получили его одобрение. При этом было принято решение не только создать творческий кластер, но и модернизировать сам завод. Летом 2017 года завод «Октава» был передан в прямое управление Госкорпорации Ростех. Менее чем за год предприятие нарастило объемы производства в два раза и вышло на безубыточный уровень. В прошлом году состоялась премьера нового поколения микрофонов «Октава», расширены каналы дистрибуции в России и за рубежом, совершены поставки новой модели микрофонов в крупные российские банки. Завод также принял участие в ведущих мировых выставках и фестивалях, таких как NAMM Show в калифорнийском Анахайме, Wave Forum 2018, Music China и другие.

Musikmesse 120418-784_1.jpg

В процессе реновации завода основная часть предприятия сохранена в историческом месте, в центре Тулы. Благодаря современному оборудованию, которое не требует большого объема площадей, неиспользуемую часть промышленной территории преобразовали в творческий индустриальный кластер. Его открытие стало еще одним символом возрождения легендарного завода.

Не просто реновация, а новая концепция

Реновация промышленных зданий и территорий как явление довольно распространено в последние годы в России. В качестве примера можно вспомнить «Винзавод» и Artplay в Москве или Новую Голландию в Санкт-Петербурге. В целом, это, безусловно, положительное явление – закрытые и неблагоустроенные территории становятся открытыми пространствами с новой городской инфраструктурой.

dad609ee3b0d1112c0e13f61492bc4d0.jpg

Но все же идея и концепция «Октавы» в центре Тулы немного отличается. Большинство проектов, созданных на месте бывших заводов, ориентируются в основном на малый бизнес. Кластер «Октава», помимо создания арендных площадей, старается решать социальные задачи: популяризировать работу в промышленности среди молодежи, помочь будущим специалистам в области цифровых производств и промышленного дизайна, организовать центр досуга и отдыха для горожан и туристов. Поэтому неудивительно, что первые два этажа пятиэтажного здания «Октавы» – пространства, наиболее выгодные с точки зрения коммерции – занимают мастерские, техническая библиотека, Музей станка.

Дизайн пространства новой «Октавы» разрабатывало бюро Orchestra, на счету которого концепция парка «Зарядье» и парка Горького в Москве. Кстати, с масштабной работой по восстановлению полуразрушенных корпусов завода можно ознакомиться в экспозиции «Руины: опыт воссоздания». Несмотря на то что завод превратился в общественное пространство, осталась характерная для производства линейная структура цехов, трубы на потолке, наливные серые полы. Монотонность этого промышленного интерьера раскрасили яркие детали: в библиотеке – желтые тумбы, в большом зале – белые модели станков вдоль панорамных окон, а также яркая оранжевая лестница, ведущая из двора кластера на открытую веранду. Она привлекает внимание, и ее часто можно встретить в инстаграм-аккаунтах местной молодежи.

Как устроен кластер «Октава»

Первый этаж представляет собой центр общественной жизни кластера. Здесь располагаются зал площадью тысяча квадратных метров для проведения лекций и концертов, лаборатория-мастерская «Фаблаб MAKER», Техническая библиотека, а также уютное кафе. В этом году здесь также появится студия звукозаписи.

Всего с момента открытия на «Октаве» состоялось более 200 разнообразных мероприятий. Гостями и спикерами «Октавы» были телеведущая Тина Канделаки, писательница Татьяна Толстая, сооснователь Esmanov&Co и издательского дома Look At Media Василий Эсманов, доктор филологических наук, профессор Оксфордского университета Андрей Зорин и многие другие.

Например, в феврале здесь прошла серия лекций от преподавателей Британской высшей школы дизайна, которые рассказали слушателям об актуальных аспектах индустрии дизайна, искусства, моды и маркетинга. А совсем скоро, 20 марта, в большом зале кластера состоится интересная лекция «История дизайна: от Баухауса до ИКЕА». С подробным расписанием мероприятий можно ознакомиться на официальных страничках «Октавы» в соцсетях.

57d8aeaed5cd8a0a0bbd1ebb6e10ad60.jpg

Лаборатория-мастерская «Фаблаб MAKER» дает посетителям возможность познакомиться с дорогостоящим оборудованием или даже временно арендовать его для бизнеса. Здесь каждому доступны современные 3D-принтеры и 3D-сканеры, лазерные, фрезерные и токарные станки. Также можно пройти курсы по робототехнике на основе российских программных комплексов. Лаборатория интересна не только взрослым, но и детям от семи лет – обещают научить конструировать роботов и правильно обращаться с ними.

Техническая библиотека, которая также располагается на первом этаже, включает более пяти тысяч книг на тему акустики, нанотехнологий, производства, архитектуры и промышленного дизайна. Библиотека ориентирована на широкую аудиторию, а также интересна и студентам, и уже работающим специалистам.

На втором этаже кластера расположен один из основных проектов – первый в России Музей станка. Над ним трудилась большая команда во главе с Василием Бровко (Госкорпорация Ростех), Алисой Прудниковой (Уральская индустриальная биеннале современного искусства) и Дарьей Жениховой («Культура потребления»). В понимании создателей, станок – только повод поговорить о времени, истории, культуре. Каждый из представленных станков представляет свою эпоху, когда он был лидером в отрасли. Музей станка предлагает экскурсию нового формата – мультимедийную, а об основных периодах развития российских и зарубежных производств рассказывают Вениамин Смехов, Сергей Чонишвили, Алиса Гребенщикова и другие известные актеры.

c1191d54b076fa77b113faac35e44684.jpg


На третьем этаже находится Высшая техническая школа (ВТШ), которая занимается переподготовкой руководителей промышленных предприятий со всей России. Фокус площадки сосредоточен на следующих направлениях: конверсия производства предприятий ОПК, цифровизация и внедрение современных механизмов управления в промышленность. На четвертом этаже расположатся офисы резидентов кластера.

rostec.ru

Алексей Дюмин о кластере «Октава»: Это

Губернатор Тульской области Алексей Дюмин, генеральный директор Госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов и частный инвестор проекта, заместитель председателя совета директоров «ВСМПО-Ависма» Михаил Шелков подвели итоги работы и обсудили будущие перспективы в рамках заседания Наблюдательного совета творческого индустриального кластера «Октава».

Так, уже в скором времени на базе «Октавы» появятся новые резиденты и существенно расширится событийная программа.

Для начала отметим, что с момент открытия кластера его посетили 110 тысяч человек, при средней ежемесячной посещаемости 4-6 тысяч. Было проведено 363 мероприятия, в том числе 62 коммерческих. В одном из ключевых объектов — Музее станка — посещаемость превысила 16 тысяч человек. Без сомнения, «Октава» стало одной из самых популярных городских площадок города и области. При этом кластер все время расширяет направления своей работы. Так, недавно здесь появились такие как «Цифровая трансформация», «Внедрение бизнес-идей», «Продуктовое мышление» и «Межрегиональный культурный обмен».

Во время проведения Наблюдательного совета губернатор Алексей Дюмин отметил, что творческий индустриальный кластер «Октава» – это важный проект для Тульской области, уникальное образовательное и досуговое пространство.

«Прошло всего полтора года с момента открытия новой городской площадки, а она уже стала популярным и значимым местом как для горожан, так и для туристов. Особенно важно, что при этом сохранено промышленное производство», - подытожил глава региона.

Мнение губернатора поддержал и генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, заявив, что «Октава» - это не только завод, сохранивший уникальное производство, но и творческий индустриальный кластер, ставший местом притяжения для талантливой молодежи, - она идет сюда за новыми знаниями, с собственными идеями и проектами.

«Наша задача – поддержать молодых людей, помочь им реализовать свои начинания. Работа в кластере - это и интересный досуг, и развитие творческих способностей, и подготовка кадров. В Высшей технической школе учащиеся получат необходимые знания об Индустрии 4.0, перспективных цифровых технологиях. В 2020 году она планирует принять порядка 500 слушателей - молодых и увлеченных. За такими ребятами будущее цифровой экономики», - отметил он.

Сейчас в Высшей технической школе идет разработка мероприятий по ряду направлений: например, «Подготовка кадров для Индустрии 4.0», «Цифровое предприятие», «Продуктовое мышление», а также «Молодежная техническая школа», предполагающая создание региональной сети молодежных производственных проектных команд.

Отметим, Тульский завод «Октава» выбран основой кластера не случайно. С советских времен здесь производится акустическое оборудование. Знаменитое «Поехали!» Юрий Гагарин произнес именно в микрофон «Октавы», а за высокое качество и чистый звук тульские микрофоны полюбили такие звезды, как U2, Sting, Iron Maiden, Radiohead и многие другие.

Сегодня на базе кластера располагается первый в России Музей станка. В понимании создателей, станок – только повод поговорить о времени, истории, культуре. Каждый из представленных станков представляет свою эпоху, когда он был лидером в отрасли. Музей станка предлагает экскурсию нового формата – мультимедийную, а об основных периодах развития российских производств рассказывают Вениамин Смехов, Сергей Чонишвили, Алиса Гребенщикова и другие известные актеры.

На третьем этаже «Октавы» находится Высшая техническая школа (ВТШ), которая занимается переподготовкой руководителей промышленных предприятий со всей России. Фокус площадки сосредоточен на следующих направлениях: конверсия производства предприятий ОПК, цифровизация и внедрение современных механизмов управления в промышленность.

Кластеру Октава полтора года!.Творческому индустриальному кластеру Октава полтора года! За это время кластер уже стал одной из самых популярных городских площадок и ключевым проектом региона, влияющий на трансформацию области и увеличение туристического потока.

www.kp.ru

Не пряники и не самовары. Как выглядит творческий индустриальный кластер «Октава» в Туле

23 апреля в Туле прошло открытие творческого индустриального кластера «Октава», совместного проекта госкорпорации «Ростех», правительства Тульской области и частного инвестора Михаила Шелкова. Новое пространство расположено на территории действующего завода, легендарного производителя микрофонов, на которые записывались U2, Radiohead и Владимир Высоцкий. Заместитель начальника Центра Гиляровского Павел Гнилорыбов и архитектор, автор Telegram-канала Fragments Юлия Каптур рассказали Strelka Magazine о том, как устроен кластер и какое значение он имеет для развития города.

Реновация промышленных зданий и территорий как явление распространено последние десять лет в России, в частности в Москве («Винзавод», Artplay), Санкт-Петербурге (Новая Голландия, «Ткачи»). Это в целом положительно влияет на районы их месторасположения: в прошлом закрытые и неприветливые территории становятся открытыми пространствами с новой городской инфраструктурой. В ближайшие четыре года в городе планируется благоустройство нескольких набережных, центральных улиц и площади вокруг «Октавы».

Большинство проектов, созданных на месте опустевших заводов, делают ставку в основном на малый бизнес. Кластер, помимо создания арендных площадей, старается решать социальные задачи: открывает мастерские, техническую библиотеку, просветительский Музей станка, Высшую техническую школу.

Эти функции занимают первые два этажа здания. Пространства, наиболее выгодные с точки зрения коммерции, определены под общественно-значимые функции. В этом выражаются приоритеты кластера  —  увлечь посетителя и передать ему знания о промышленном наследии города.

На третьем этаже разместится Высшая техническая школа, на четвёртом —  арендные помещения, а на уровне крыши —  ресторан с красивыми видами на город.

 

Павел Гнилорыбов, заместитель начальника Центра Гиляровского, автор Telegram-канала «Архитектурные излишества»:

«В Туле каждый второй скажет о том, что основным маяком для выпускников является Москва. При этом город с трудом переживает прыжок из индустриального прошлого в новую реальность: кажется, про оружие, пряники и самовары тут напоминает всё, а другое просто не транслируется. В этом смысле „Октава“ важнее, чем её московские аналоги: это не просто редевелопмент промзоны, не очередная крыша для кафе. Это действующее и довольно успешное производство, а новые функции (музей, концертные и лекционные площади, пространство для стартапов) помогут освоить пространство и обрести координаты. Возможно, одна точка весь город не потянет: городскую среду обычно лечат от депрессии комплексно. Но тут важен пример. Открытие состоялось — посмотрим, что будет дальше, территорию нужно обживать, насыщать и, конечно, затащить хотя бы пятую часть города. Насколько я понимаю, состоялся не разовый десант из Москвы, который местные обычно воспринимают в штыки, а велась работа с городским сообществом».

Одним из символов кластера становится яркий элемент на фасаде — оранжевая лестница. Она работает как автономный вход для посетителей музея: поднимаясь по лестнице, мы попадаем на эксплуатируемую террасу и в холл музейного этажа. Тёмный зал Музея станка напоминает фон для декораций, а выставка — иммерсивный спектакль. Зритель проходит экспозицию по продуманному маршруту. Видеомэппинг и проекции превращают станки в объекты искусства. Одна из инсталляций музея рассказывает историю десяти российских заводов. Они показаны в виде минималистских макетов, обращая внимание зрителя на уникальную скульптурность этих зданий.

Оранжевый цвет выбран не случайно: так были выкрашены заводские элементы, которые находились на этом месте.

Архитекторы сохранили и проявили в интерьере существующие конструктивные элементы здания 1927 года. Многие их решения, такие как использование стеклоблоков, витражных окон, отсылают к первоначальному образу здания и архитектуре того времени.

Авторы архитектурной концепции —  бюро Orchestra (Екатерина Гольдберг, Эдуард Моро и Арсений Бродач) — деликатно подошли к формированию нового образа «Октавы». Реконструкция не перечёркивает прошлое завода, а становится новым этапом его жизни.

Разметка на полу, которая используется в промышленных интерьерах для навигации, становится элементом суперграфики.

Архитекторы не использовали типовые приёмы, и каждая отдельная зона имеет свой характер и образ. Это проявлено в отделке, мебели и цветовых решениях. В одном из залов технической библиотеки  — яркие голубые стулья в сочетании с мебелью из фанеры и бетонными светильниками. В кафе — оранжевые стулья, латунные светильники и синяя скамья с барными столиками. В холле Музея станка акцент сделан на яркой стене с инфографикой. А пространство сувенирного магазина представляет структурная композиция модульных стеллажей из металла.

Фотографии: Ольга Алексеенко / Институт «Стрелка»

strelkamag.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о