Усадьба баратынского – Усадьба Боратынских Мара — НАШЕ НАСЛЕДИЕ — ЖЖ

Усадьба Боратынских Мара — НАШЕ НАСЛЕДИЕ — ЖЖ

…Благоуханный май воскреснул на лугах,
И пробудилась Филомела,
И Флора милая на радужных крылах
К нам обновленная слетела…

Е.А. Боратынский «Весна» («Элегия»)


В моем электронном архиве сохранились фотографии поездки по местам усадеб Боратынских в Уметский район Тамбовской области 4 мая 2006 года.


Сначала мы побывали в селе Софьинка, где располагалась усадьба Мара — «приют младенческих годов» поэта Евгения Боратынского. От этой усадьбы сохранился лишь некрополь, восстановленный в 2000 году — к 200-летию со дня рождения поэта, и заброшенный парк, которому поэт посвятил свое известнейшее стихотворение «Запустение».

В словаре В.И. Даля дается определение слова «мара», которое очень точно подходит для описания местности, где находились усадьбы Боратынских: «Мара — мана, морока, наваждение, обаяние, греза, мечта; призрак, обман зрения и самый призрак». Действительно, в марное лето (знойное, сухое), когда поверхность степи накаляется, начинает марить — нижние слои воздуха струятся и искажают отдаленные предметы, рождая марево, мираж. Если из степной долины удалиться в небольшой лесок, к реке Вяжля в том ее месте, где с ней соединяет родниковые воды небольшая речушка Мара, то можно стать свидетелем утренних миражей. Температурный контраст воздуха в овраге рождает туманы, которые поднимаются от водной глади вверх, «растворяя» формы деревьев и искажая пространство. Таким образом, сама природа наполняла лес, парк и сад Боратынских призрачными видениями, загадочными иллюзиями, созвучными эпохе романтизма.


Со временем понятие «Мара» как «обман зрения» в сознании ее обитателей из области конкретных физических явлений, как видно, перешло в область образного восприятия — «мечты», «грезы», «обаяния». Его находим в стихах, посвященных Евгением Боратынским родному месту.


Мы подъехали к современному селу Софьинка, растянувшемуся вдоль реки Вяжля. Вообще-то с XVIII века здесь было одно протяженное село Вяжли (Покровское), из которого впоследствии, путем деления между наследниками, образовались населенные пункты: Дербень, Марьинка, Софьинка, Варваринка, Натальинка, Ильиновка, Сергиевка, Ядровка и Козловка.
Вдали виднеется бывший усадебный дом Маркова — соседа Боратынских. Сам дом построил С.С. Башмаков, но последним его владельцем был депутат III и IV Государственных дум Н.Л. Марков. Сейчас в этом здании располагается школа, которая до недавнего времени носила имя поэта. Несколько лет назад, из-за сократившегося количества учащихся, она была «оптимизирована» и присоединена к Ильиновской школе…

До революции пейзаж этого места одухотворяла Вознесенская церковь, возведенная в 1818 году на средства матери поэта Александры Федоровны Боратынской (урожд. Черепановой).

В родовом некрополе Боратынских погребены родные люди поэта: его мать, брат, племянницы и племянник…


6

Сегодня около места, где стоял усадебный дом Боратынских, построенный в 1804 году, — луг, на котором пасутся кони.

6
6
Усадебный дом в Маре. Фото М.А. Боратынского. Начало 20 в.


За домом был разбит сад, а далее — парк, который в запущенном виде сохраняется до сих пор. Путеводителем по нему может служить стихотворение Евгения Боратынского «Запустение»…


6
6
6
6
6

В овраге протекает речушка Мара, вернее ручеёк, который от нее остался… Здесь, на краю оврага стоял парковый павильон Грот — любимое место отдыха семьи Боратынских в летние дни. А на противоположной стороне возвышались каменные ворота.


6
Э.А.Дмитриев-Мамонов. У грота в парке Мары. Ок. 1861 г.
Э.А. Дмитриев-Мамонов. У грота в парке Мары. Ок. 1861 г.

Сейчас на месте Грота — лишь углубление в земле, в котором выросли деревья…


Э.А.Дмитриев-Мамонов. У грота в парке Мары. Ок. 1861 г.
Э.А.Дмитриев-Мамонов. У грота в парке Мары. Ок. 1861 г.
Грот в парке Мары. Фото начала 1900-х гг.
Грот в парке Мары. Фото начала 1900-х гг.
Грот в парке Мары. Фото начала 1900-х гг.
Грот в парке Мары. Фото начала 1900-х гг.


На склонах оврага сохранились дорожки. Одна из них ведет к роднику.


Грот в парке Мары. Фото начала 1900-х гг.

15 сентября 2005 года, в день 125-летия со дня рождения митрополита Вениамина (Федченкова), в овраге Мары был освящен источник во имя Вознесения Господня. (Отец митрополита Вениамина был управляющим одной из усадеб Боратынских — Ильиновки.)


Грот в парке Мары. Фото начала 1900-х гг.
Будущий митрополит Вениамин (Федченков) у грота. Фото начала 20 в.
Будущий митрополит Вениамин (Федченков) у Грота в парке Мары. Фото начала 20 в.
Будущий митрополит Вениамин (Федченков) у грота. Фото начала 20 в.
Будущий митрополит Вениамин (Федченков) у грота. Фото начала 20 в.

Парк Мары с его элегическим настроением оказал воздействие на творчество Евгения Боратынского. Воспоминания о его дубравах, извилистых тропах, шуме деревьев проносятся легким отзвуком прошлого, ностальгической ноткой в письмах и стихах поэта:

«…Напиши мне, пожалуйста, есть ли смородина в нашем саду, как растут деревья, как за ними ухаживают, приведены ли в порядок дорожки?» (из пансиона к маменьке в Мару 1812 года).

«…У вас праздники будут великолепны, весна в разгаре, воображаю, как прекрасны небеса и солнце. Наш удел не так счастлив: хорошая погода еще не наступила, а ветры приносят с моря холод и влагу. Это томит меня, ибо я люблю весну и жду ее прихода… Пребывая почти наедине с природой, я вижу в ней истинного друга и говорю с вами о ней… как говорил бы о Дельвиге, будь я в Петербурге… Прощайте, любезная маменька, представляю, как вы сейчас заняты деревьями и огородом, и представляю с удовольствием – ибо для вас это наслаждение…» (из Финляндии к маменьке в Мару 1823 года).

При воспоминаниях о детстве в сознании поэта, очевидно, всплывал образ родной природы, научившей его «истинным» чувствам. Парк воспринимался как учебное помещение – некая «классная комната», в которой он изучал основы предмета под названием «жизнь»:


Когда, едва вздохнув для жизни неизвестной,
Я с тихой радостью взглянул на мир прелестный, –
С каким восторгом я природу обнимал!
Как свет прекрасен был! Увы! тогда не знал
Я буйственных страстей в беспечности невинной:
Дитя, взлелеянный природою пустынной,
Ее одну лишь зрел, внимал одной лишь ей;
Сиянье солнечных, торжественных лучей
Веселье тихое мне в сердце проливало;
Оно с природою в ненастье унывало;
Не знал я радостей, не знал я мук досугих,
За мигом не умел другой предвидеть миг;
Я слишком счастлив был спокойствием незнанья;
Блаженства чуждые и чуждые страданья
Часы невидимо мелькали надо мной…
О, суждено ли мне увидеть край родной,
Друзей оставленных, друзей всегда любимых,
И сердцем отдохнуть в тени дерев родимых?

Из поэмы Легуве «Воспоминания» в вольном переводе Е. Боратынского (1820).

nashenasledie.livejournal.com

Усадьба Боратынских Мара

Усадьбу Мара — родину  Евгения Абрамовича Боратынского можно назвать одним из интереснейших исторических мест Уметского района. Поэт родился в дворянской семье, в родительском имении в Тамбовской губернии. Свое детство он провел в месте удивительно живописном: лес, наполненный пением птиц, грибами и ягодами, речушка Мара, шумно прыгающая по камням.

Тамбовское имение близ уездного города Кирсанова было пожаловано императором Павлом I отцу поэта, генерал-майору Абраму Андреевичу Боратынскому в 1796 году за высокие заслуги перед Отечеством. После выхода в отставку в 1798 году в чине генерал-лейтенанта Абрам Андреевич, вместе со своим братом Богданом Андреевичем уехал обживать отдаленное от столицы родовое имение. Здесь он построил большой дом, в котором родился первый его ребенок — Евгений. В 1804 году семья Боратынских перебралась в еще строящуюся усадьбу Мара. К 1820-м годам усадебный комплекс Мары состоял из деревянного барского дома, Вознесенской церкви, летнего каменного павильона «Грот» псевдоготических форм, хозяйственных построек; многоярусного парка с прудами, мостиками, каскадами, беседками и затейливыми тропами на родниковой речке Маре, фруктового сада, ягодников и розария.

На протяжении ХIХ столетия имение Боратынских было своеобразным культурным центром. Здесь читались и обсуждались стихи, велись споры философского характера, писались живописные произведения, звучала музыка, ставились оперы. Гостями имения Боратынских были Н. И. Кривцов, Э. А. Дмитриев-Мамонов, барон А. И. Дельвиг, Н. Ф. Павлов, А. Д. Боратынская (урожденная княжна Абамелек-Лазарева), А. М. Жемчужников, В. Н. Чичерин и его брат Б. Н. Чичерин и другие.

В 1820-1830 годах в Мару приезжал и подолгу жил здесь Евгений Боратынский. Уже в 1837 году и особенно в последний приезд в Мару осенью 1840- зимой 1841 года он с горечью отмечал, что усадьба приходит в упадок. Здесь была написана знаменитая элегия на русском языке, так и названная, — «Запустение».

Во время погромов помещичьих усадеб в 1905 году имение почти не пострадало. После революции 1917 года усадьбу национализировали. Вскоре усадебный дом был передан Град-Уметскому волостному комитету, а через некоторое время в здании произошел пожар. Усадебная церковь использовалась в качестве зернохранилища, а позже, в 1954 году, ее разобрали на строительные материалы. Семейное кладбище было разграблено.

В единственном сохранившемся здании усадьбы сегодня находится Софьинская школа. При школе действует музей Е. А. Боратынского.

Недалеко от памятного места усадьбы расположен восстановленный семейный некрополь Боратынских.

turtmb.ru

усадьба Баратынского (Мураново) — Восточные моды или bright old things — LiveJournal

В Мураново мы ездили в октябре, когда я только приехала в Москву из Китая. погода стояла чудесная: ясное солнышко и золотая листва. до Мураново добирались электричкой, а потом пол часа шли пешком вдоль полей. вообще от усадьбы до станции ходит и автобус, но уж очень редко, а погода была уж очень прогулочная. на автобусе мы ехали назад. 
усадьба позиционируется как мемориал Ф. И. Тютчеву, поэтому экспонаты и информационное наполнение посвящено гнезду Тютчевых.
меня же в первую очередь интересовал главный дом, построенный в 1842 году поэтом Евгением Абрамовичем Баратынским. во-первых, потому что он был приятелем Владимира Одоевского, Евдокии Ростопчиной, Николая Гоголь, Аксаковых — из писем поэта можно заключить, что все они бывали в его имении. во-вторых, потому что совсем рядом (на следующей станции) располагалась усадьба самого Одоевского — Калистово. правда Одоевскими оно было продано к тому моменту, как поблизости поселился Баратынский. да и не осталось ничего от Калистово. но природа, ландшафт, аллеи…. 

в 1826 году Евгений Абрамович Боратынский женился на старшей дочери Энгельгардтов Анастасии Львовне, поэтому впервые Мураново (тогда усадьбу Эенгельгардов) Боратынский посетил Мураново в 1826 году. с 1828 по 1844 год он с семьей почти каждое лето жил в Мураново. 29 июня 1844 года Боратынский уехал в заграничное путешествие и в Неаполе скоропостижно скончался. 



главный усадебный дом (пострадал от пожара), ведется реставрация. внутрь уже пускают с экскурсией. снимать нельзя, но посмотреть есть на что.


вид от Детского домика на Главный корпус


усадебный сад был полон цветов


потомки Тютчева изображали «желтую угрозу», нарядившись в маньчжурские и японские наряды.


в парке много стендов с фотографиями, поэтому можно сравнить вид «до и после».

крылечко главного дома


Детский домик, для сравнения человеческого роста и размеров дома — фото внизу.

информация с сайта музея: При Боратынском на усадьбе существовали две фруктовые оранжереи и ананасовая теплица, а также оранжерея цветочная. В парке сохранилось несколько деревьев, относящихся ко времени Баратынского, в возрасте до 160 лет. Еще во времена Энгельгардтов в Муранове была персиковая оранжерея, перестроенная потом в 1869 г. (до наших дней она не сохранилась.) В персиковую оранжерею можно было пройти по розовой аллее, начинавшейся у северного фасада усадебного дома и продолжавшейся аллеей из плакучих берез. Северный и южный партеры дома украшали прекрасные цветники. На южном балконе, где раньше был зимний сад, стояли кадки с растениями и цветами. Усадебный дом утопал в цветущих кустарниках сирени, жимолости и жасмина.


tata-cheshuina.livejournal.com

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.

Хорошая статья

«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.

В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.

Изображение дня

Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия

ru.wikipedia.green

Тамбовская старина. Умётский район — Новости

Умётский район

Мара (усадьба)

Усадьба была основана генерал-лейтенантом Абрамом Андреевичем Баратынским, отцом знаменитого поэта. С февраля 1799 до 1804 года А.А.Баратынский вместе с женой Александрой Фёдоровной жил в селе Вяжля (ныне Марьинка Кирсановского района), где у них родились Евгений (1800—1844). После конфликта с братьями в 5 верстах от Вяжли он начал строительство дома — у оврага на северо-восточной окраине леса. Парадный фасад деревянного одноэтажного дома был оформлен мезонином с маленьким балкончиком над первым этажом, сплошной стеклянной стеной оранжереи и двухэтажной кирпичной башней, где располагался кабинет хозяина и отопительная установка для оранжереи. В августе 1833 года состоялся раздел имения А. А. Баратынского (узаконенный только в 1848 году), по которому хозяином Мары стал Сергей Абрамович Баратынский, который перенёс дом и служебные постройки в рощу на пригорок, ближе к деревне Мары (ныне — Софьинка Умётского района). При этом архитектура и планировка дома были сохранены. В это время его женой была вдова барона А. А. Дельвига — Софья Михайловна (урождённая Салтыкова).

Дом Баратынских в Маре

На въезде в усадьбу стояли два столба в виде обелисков с изображением герба рода Боратынских. В западной части усадьбы была расположена Покровская церковь с семейным кладбищем. В начале 1810 х годов церковь сгорела и к 1818 году была построена каменная Вознесенская церковь в классическом стиле. На кладбище были похоронены мать поэта Александра Фёдоровна Баратынская, её родная сестра Екатерина Фёдоровна Черепанова, второй владелец усадьбы Сергей Абрамович с женой Софьей Михайловной и их дети: сын Михаил Сергеевич и дочери Елизавета (Дельвиг), Анастасия, Александра, мраморные надгробия которых сохранились до сих пор. Справа от входа, в углу кладбища, было выделено место для погребения иноверцев, где похоронили гувернёра, итальянца Жьячинто Боргезе.

В парке на краю оврага был сооружен грот — здание, фасад которого напоминал старинный полуготический замок. Оно состояло из нескольких частей, каждая из которых имела самостоятельный выход. Центральная часть, с овальными, слегка заостренными кверху окнами с цветными стёклами, представляла собой большую квадратную залу с люстрой, — которую и называли гротом. Здесь, по воспоминаниям композитора Ю. К. Арнольда, жившего в 1839 году по соседству с Баратынскими, были поставлены два акта оперы «Анна Болейн» Г. Доницетти; партии исполняли члены семьи Баратынских. На другой стороне оврага — для симметрии — была выстроена из красного кирпича башня с воротами готического вида.

Грот в усадьбе Баратынских Мара. Фотография начала XX века. Кирсановский краеведческий музей.

 

Башня и ворота усадебного парка в начале XX века

 

Гостями имения Боратынских были Н. И. Кривцов, Э. А. Дмитриев-Мамонов, барон А. И. Дельвиг, Н. Ф. Павлов, А. Д. Баратынская (урождённая княжна Абамелек-Лазарева), А. М. Жемчужников, В. Н. Чичерин и его брат Б. Н. Чичерин, Ц. А. Кюи и другие.

В 1820—1830 годах в Мару приезжал и подолгу жил здесь Евгений Баратынский. Уже в 1837 году и особенно в последний приезд в Мару осенью 1840 — зимой 1841 годов он с горечью отмечал, что усадьба приходит в упадок. Здесь была написана знаменитейшая элегия на русском языке, так и названная, — «Запустение».

Евгений Баратынский, поэт

 

Во время погромов помещичьих усадеб в 1905 году имение почти не пострадало. После революции 1917 года усадьбу национализировали. В апреле 1919 года, по сведениям журналиста Е. В. Кончина, Вяжлинским волостным советом и местным комитетом РКП(б) ставился вопрос об увековечении памяти Е.А. Боратынского, устройстве в бывшем усадебном доме музея и сельской библиотеки-читальни имени поэта.

В августе 1919 года здесь занимался систематизацией рукописного собрания сотрудник отдела научных библиотек Наркомпроса Кирилл Петрович Сперанский, который вывез архив в Тамбов, где на заседании Тамбовского общества изучения природы и культуры родного края сделал доклад. В 1920 году архив был перевезён в Москву, а затем часть в Петроград. В 1921 году копия картины «Сикстинская Мадонна», бюсты А. А. Дельвига и Б. А. Боратынского поступили в Кирсановский музей. Вскоре усадебный дом был передан Град-Уметскому волостному комитету; через некоторое время в здании произошёл пожар. Парк был отдан в аренду крестьянскому кооперативу «Товарищество Свободы». В церкви после закрытия хранилось зерно. В начале 1940-х годов было разрушено кладбище, а в 1954 году здание церкви было разобрано на кирпич.

В единственном сохранившемся здании (поместье Марковых) находилась Софьинская восьмилетняя школа.

Поместье Марковых

Восстановленный некрополь

Восстановленный некрополь

Восстановленный некрополь

Восстановленный некрополь

Восстановленный некрополь

 

Составитель Литовка Ю.В.

Скачать книгу можно по ссылке

 

Литература.

vtambove.ru

Виртуальная экскурсия в родовую усадьбу Е.А. Боратынского Мара

Управление образования и науки Тамбовской области

ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности»

hello_html_50f5f978.jpg

Методическая разработка

«Виртуальная экскурсия в родовую усадьбу Е.А. Боратынского Мара»

hello_html_m7977b760.jpg

Аннотация

Методическая разработка об усадьбе Мара – родовом гнезде русского поэта Е.А. Боратынского. Студентам предлагается виртуальная экскурсия в прошлое усадьбы, до того, как она была разрушена. Этапы экскурсии сопровождаются стихотворениями поэта, посвященными малой родине.

Цели и задачи:

  1. Познакомить студентов с литературно-историческим памятником Тамбовщины – усадьбой Боратынских в деревне Мара (ныне село Софьинка Умётского района).

  2. Выявить стихотворения Е.А.Боратынского, связанные с данной усадьбой.

  3. Воспитать патриотизм и любовь к малой родине.

  4. Поднять уровень культурного и духовно-этического воспитания.

Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска, презентация

Место проведения: библиотека колледжа

Оглавление

Введение …………………………………………………………………. 5

Ход мероприятия ………………………………………………………… 6

Литература ……………………………………………………………… 14

Введение

После революции в России было разрушено множество дворянских усадеб. Некоторые из них являлись не только архитектурными памятниками, но и культурными центрами. К таким относится уничтоженная усадьба Мара в селе Софьинка Умётского района Тамбовской области – родовое гнездо великого русского поэта Е.А. Боратынского.

Семья Боратынских не только воспитала уникальный поэтический талант, но и славилась большой любовью к культурным ценностям. В усадьбе Мара частыми гостями были известные писатели, художники, композиторы, научные деятели.

Много лет делаются попытки возродить усадьбу, но пока что усилий энтузиастов не хватает. Актуальность данного мероприятия выражается в привлечении внимания студентов к данной проблеме, пополнении рядов волонтёров. А также знакомстве со знаменитыми деятелями искусства – выходцами с тамбовской земли.

Ход мероприятия

Преподаватель: Тамбовская земля хранит в себе не только уникальные природные богатства, но и взращивает таланты, что прославляют её. Один из самых ярких самоцветов Тамбовщины – поэт Евгений Абрамович Боратынский – близкий друг Пушкина и Дельвига, родившийся в селе Вяжли Тамбовской губернии (ныне это Марьинка Кирсановского района Тамбовской области). Через несколько лет после рождения будущий поэт переезжает в только что отстроенную усадьбу близ деревни Мара в пяти верстах от Вяжли. Именно это место вдохновляло его на написание стихотворений, именно благодаря Маре стихотворения Е.А. Боратынского приобрели свой уникальный филосовско-лиричный характер.

К сожалению, в вихре революционных событий и последовавшем за ними периоде социальных перемен Маре была уничтожена.Сегодня о ней напоминают лишь фундаменты дома и храма, парк, который несколько раз вырубали, и семейный некрополь. Однако, благодаря картинам-реконструкциям художника В.Г. Шпильчина и сохранившимся музейным фотографиям и зарисовкам, мы всё же можем заглянуть в прошлое и полюбоваться родовым гнездом тамбовских дворян Боратынских.

Преподаватель:Усадьба была основана генерал-лейтенантом Абрамом Андреевичем Боратынским, отцом поэта. В конце XVIII века российский император Павел I наделил имением двух своих подданных – братьев Боратынских. За усердную службу он пожаловал им 2000 душ – крестьян из тамбовского села Вяжля и смоленского Будаева. В 1800 году в Вяжле рождается Евгений Боратынский – будущий поэт. В 1804 его родители начали строить новую усадьбу Мара, которая стала впоследствии научным, культурно-просветительным центром в Тамбовской губернии конца XVIII – начала XX веков. Мару посещали множество писателей, художников, композиторов, научных деятелей. Не раз сюда возвращался и сам Евгений Боратынский.hello_html_m74d57a7c.jpg

Ученик 1: (читает отрывок из стихотворения «Стансы», 1827г.)

Судьбой наложенные цепи

Упали с рук моих, и вновь

Я вижу вас, родные степи,

Моя начальная любовь.

Степного неба свод желанный,

Степного воздуха струи,

На вас я в неге бездыханной

Остановил глаза мои.

Но мне увидеть было слаще

Лес на покате двух холмов

И скромный дом в садовой чаще –

Приют младенческих годов.

Преподаватель: Начнём экскурсию в прошлое Мары.

На въезде в усадьбу когда-то стояли два столба в виде обелисков с изображением герба рода Боратынских. Въездная дорога вела через лужайку, в конце которой начиналась аллея, ведущая к дому. Слева от въездной аллеи – уголок усадебного парка, ограждённый невысоким забором. Справа – берёзовая роща. hello_html_d216835.jpg

подступавший к дому парк обладал чертами регулярности. Композиция была симметричной, осевой. Даже цветники перед окнами – и те располагались строго с учётом геометрических соображений. Липовая аллея делила территорию на две части. С одной стороны располагался фруктовый сад, с левой – жилые и хозяйственные постройки.Особенность композиции парковой зоны – плавный переход от регулярного французского к пейзажному стилю по мере движения от усадебного дома. Парк был полон лужайками, извилистыми тропами, мостиками, прудами. Парк этот сохранился в запущенном виде до сих пор. Путеводителем по нему вполне может считаться стихотворение Е.А. Боратынского «Запустение».hello_html_50f5f978.jpg

Ученик 2:(читает отрывок из стихотворения «Запустение», 1834г.)

Душой задумчивый, медлительно я шёл

С годов младенческих знакомыми тропами;

Художник опытный их некогда провёл.

Увы, рука его изглажена годами!

Стези заглохшие, мечтаешь, пешеход

Случайно протоптал. Сошёл я в дол заветный,

Дол, первых дум моих лелеятель приветный!

Пруда знакомого искал красивых вод,

Искал прыгучих вод мне памятной каскады;

Там, думал я, к душе моей

Толпою полетят виденья прежних дней…

Вотще! лишённые хранительной преграды,

Далече воды утекли,

Их ложе поросло травою,

Приют хозяйственный в нём улья обрели,

И лёгкая тропа исчезла предо мною.

Ни в чём знакомого мой взор не обретал!

Но вот по-прежнему лесистым косогором,

Дорожка смелая ведёт меня… обвал

Вдруг поглотил её… Я стал

И глубь нежданную измерил грустным взором,

С недоумением искал другой тропы.

Иду я: где беседка тлеет

И в прахе перед ней лежат её столпы,

Где остов мостика дряхлеет.

И ты, величественный грот,

Тяжёло-каменный постигнут разрушеньем

И угрожаешь уж паденьем,

Бывало, в летний зной прохлады полный свод!

Что ж? пусть минувшее минуло сном летучим!

Ещё прекрасен ты, заглохший Элизей,

И обаянием могучим

Исполнен для души моей.

Преподаватель: В западную сторону аллея продолжалась узкой дорожкой к церкви и семейному кладбищу, на котором похоронены мать поэта, его сестра и братья, тётки, вдова и дочь русского поэта А. Дельвига. Справа от входа, в углу кладбища, было выделено место для погребения иноверцев, где похоронили гувернёра, итальянца Жьячинто Боргезе. hello_html_120a6802.jpg

Ученик 3:(читает отрывок из стихотворения «Дядьке-итальянцу», 1844г.)

Беглец Италии, Жьячинто, дядька мой,

Янтарный виноград, лимон её златой

Тревожно бросивший, корыстью уязвлённый,

И в край, суровый край, снегами покорённый,

Приставший с выбором загадочных картин,

Где что-то различал и видел ты один!

Прости наш здравый смысл, прости, мы та из наций,

Где брату вашему всех меньше спекуляций.

Никто их не купил. Вздохнув, оставил ты

В глушь севера тебя привлекшие мечты;

Зато воскрес сей ум, на всё пригодный,

Твой итальянский ум, и с нашимочень сходный!

Ты счастлив был, когда тебе коё-что дал

Почтенный, для тебя богатый генерал,

Чтоб, в силу строгого с тобою договора,

Ты дал мне благодать нерусского надзора.

Благодаря богов, с тобой за этим вслед

Друг другу не были мы чужды двадцать лет.

Преподаватель: После революции некрополь был разграблен и осквернён. В 1999 году Инспекция охраны историко-культурного наследия Тамбовской области при участии студентов ТГУ им. Г.Р.Державина провела раскопки для определения мест захоронения. В 2000 году некрополь был восстановлен. Отреставрированы и реконструированы надгробные памятники.hello_html_43631035.jpg

Преподаватель: Рядом с кладбищем в 1818 году на замену сгоревшей деревянной церкви был возведен храм Вознесения Господня на средства матери поэта в память о почившем муже.hello_html_m3fe0d25c.jpg

В 1996 году В.Е. Андреев – профессор МичГАУ, лауреат премии им. Е.А. Боратынского – установил памятный крест на месте разрушенного храма. С этого момента в день праздника на этом месте совершаются богослужения.

Преподаватель: Сам дом Боратынских был характерен для владельцев среднепоместного дворянства, не располагавшими значительными суммами для строительства большой усадьбы. Это была одноэтажная деревянная постройка с довольно практичной планировкой комнат. Возведение дома совпало с господством классицизма в архитектуре, что отразилось на его композиции. Первоначально дом имел форму прямоугольника, в центре фасадной части которого выступала в сад полукруглая терраса с белыми колоннами. В последующем усадебный дом оброс новыми постройками. К нему добавили жилые комнаты, зимний сад. Окончательно облик дома сформировался, когда к нему пристроили крытый балкон-террасу и двухэтажную башню. Не обладая чистотой стиля, дом был уютен и удобен.hello_html_m77b83d82.jpg

Преподаватель: Пожалуй, самым знаменитым строением во всей усадьбе был Грот в парке. По всей видимости, композиционные решения экстерьера Грота были навеяны архитектурой Гатчины, где некогда служил отец поэта. Фасад здания напоминал полуготический замок. Нижняя его часть была сложена из неотёсанного серого известняка. Всё остальное строение – красный кирпич. Оно состояло из нескольких частей, каждая из которых имела самостоятельный выход. Окна в гроте овальные, слегка заострённые кверху, с цветными стёклами. Над одним из входов находилось большое круглое готическое окно – точная копия одного из окон Вестминстерского аббатства.hello_html_m3e9982b8.jpg

На другой стороне парка для симметрии была выстроена из красного кирпича башня с воротами готического вида.

Преподаватель:Сегодня деятелями культуры стал часто подниматься вопрос о возрождении Мары в её былом великолепии. Попыток было много, но они пока что не увенчались большим успехом. С 1983 года на поляне в усадебном парке стали проводиться литературно-музыкальные праздники, посвящённые Е.А. Боратынскому, в которых принимают участие писатели Москвы, Воронежа, Липецка, Тамбова, Мичуринска.hello_html_m681322e6.jpg

В 2000 году в Софьинской школе открыт музей имени поэта. Администрацией области учреждена литературная премия имени Боратынского.

В 2011 году в Тамбове открыт первый в России памятник поэту. Он был предназначен для Мары, и в этом видится знак её грядущего возрождения как литературного музея-заповедника.

Ученик 4: (читает стихотворение «Родина», 1821 г.)

Я возвращуся к вам, поля моих отцов,
Дубравы мирные, священный сердцу кров!
Я возвращуся к вам, домашние иконы!
Пускай другие чтут приличия законы,
Пускай другие чтут ревнивый суд невежд,
Свободный наконец от суетных надежд,
От беспокойных снов, от ветреных желаний,
Испив безвременно всю чашу испытаний,
Не призрак счастия, но счастье нужно мне.
Усталый труженик, спешу к родной стране
Заснуть желанным сном под кровлею родимой.
О дом отеческий! о край, всегда любимый!
Родные небеса! незвучный голос мой
В стихах задумчивых вас пел в стране чужой,
Вы мне повеете спокойствием и счастьем.
Как в пристани пловец, испытанный ненастьем,
С улыбкой слушает, над бездною воссев,
И бури грозный свист и волн мятежный рев,
Так, небо не моля о почестях и злате,
Спокойный домосед в моей безвестной хате,
Укрывшись от толпы взыскательных судей,
В кругу друзей своих, в кругу семьи своей,
Я буду издали глядеть на бури света.
Нет, нет, не отменю священного обета!
Пускай летит к шатрам бестрепетный герой,
Пускай кровавых битв любовник молодой
С волненьем учится, губя часы златые,
Науке размерять окопы боевые —
Я с детства полюбил сладчайшие труды.
Прилежный, мирный плуг, взрывающий бразды,
Почтеннее меча, полезный в скромной доле,
Хочу возделывать отеческое поле.
Оратай, ветхих дней достигший над сохой,
В заботах сладостных наставник будет мой,
Мне дряхлого отца сыны трудолюбивы
Помогут утучнять наследственные нивы.
А ты, мой старый друг, мой верный доброхот,
Усердный пестун мой, ты, первый огород
На отческих полях разведший в дни былые!
Ты поведешь меня в сады свои густые,
Деревьев и цветов расскажешь имена,
Я сам, когда с небес роскошная весна
Повеет негою воскреснувшей природе,
С тяжелым заступом явлюся в огороде,
Приду с тобой садить коренья и цветы.
О подвиг благостный! не тщетен будешь ты:
Богиня пажитей признательней фортуны!
Для них безвестный век, для них свирель и струны,
Они доступны всем и мне за легкий труд
Плодами сочными обильно воздадут.
От гряд и заступа спешу к полям и плугу,
А там, где ручеек по бархатному лугу
Катит задумчиво пустынные струи,
В весенний ясный день я сам, друзья мои,
У брега насажу лесок уединенный,
И липу свежую и тополь осребренный,
В тени их отдохнет мой правнук молодой,
Там дружба некогда сокроет пепел мой
И вместо мрамора положит на гробницу
И мирный заступ мой и мирную цевницу.

Литература

  1. Боратынский Е.А. Стихотворения. Поэмы/Вступ. ст., сост. и примеч. Е.Н. Лебедева. – М.: Сов. Россия, 1990

  2. Боратынский Е.А. Стихотворения. Вступит. статья, сост. и примеч. Е.Н. Лебедева. Воронеж. Центр.-Черноземное кн. изд-во, 1977

  3. Соболева А.А. «Возрождение усадебной культуры». «Мир библиографии», №1, 2006

Интернет-ресурсы

  1. http://www.turtmb.ru/submenu/touristattraction/estates/estates_1002

  2. http://marina-klimkova.livejournal.com/119726

  3. http://odb.tamboff.ru/oblast/data/us_cofinka

  4. http://www.km.ru/referats/335718-rodovoe-gnezdo-e-boratynskogo

  5. http://tambov-tour.ru/usadby-tambova/usadba-mara-v-sele-sofinka

  6. http://www.chr.aif.ru/society/history/184833

infourok.ru

Полное запустение. Тамбовская усадьба Баратынского в плачевном состоянии | ТАМБОВ

Борьба за усадьбу

Евгений Баратынский — знаковое имя для литературы. Он родился в марте 1800 года в имении Мара Кирсановского уезда Тамбовской губернии в дворянской семье. Почитатели его творчества собрались у памятника в сквере, который носит имя поэта. Историки, краеведы, писатели и школьники возложили цветы к подножию. Там же прозвучало предложение отмечать его день рождения ежегодно.

«Баратынский — один из самых ярких и в то же время загадочных и недооценённых фигур русской литературы», — сказал писатель, руководитель регионального отделения Союза литераторов Андрей Хазиев.

Профессор, литературовед Владимир Андреев говорит, что местные литераторы и краеведы борются за восстановление усадьбы Мара ещё с 70-х годов прошлого века. Ещё при советской власти предпринимались попытки  сохранить усадьбу, но эффекта не последовало.

«Так и не дождавшись исполнения  мечты о возрождении Мары, из жизни ушли краеведы Николай Гордеев, Владимир Пешков, автор прекрасной книги «Тамбовская тропинка к Пушкину» Владимир Шпильчин, Алексей Захаров, Владимир Руделев и многие другие, — говорит Владимир Андреев. — Там, где расположена усадьба, сохраняется школа, в которой создан  единственный в области музей Баратынского. Однако школа сейчас на грани закрытия. Она находится в аварийном здании постройки XIX века, и осталось в ней около десяти учеников».

Полное запустение

По словам председателя райсовета Умётского района Александра Сучкова, школа требует ремонта. Но средств на её ремонт и содержание в районе нет. Поэтому местные власти хотят перенести музей Баратынского в райцентр. 

Понимаем ли мы, на сохранение какой памяти у нас в очередной раз «нет средств»? Достаточно сказать, что Нобелевский лауреат Иосиф Бродский говорил о стихах Баратынского так:

«На мой взгляд, в том самом русле русской психологической поэзии, по крайней мере, в смысле участия элементов психологического анализа в стихе, Баратынский был куда более глубоким и значительным явлением, чем Пушкин. И если уж мы говорим о Баратынском, то я бы сказал, что лучшее стихотворение русской поэзии — это «Запустение». В «Запустении» всё гениально: поэтика, синтаксис, восприятие мира».

Баратынский был пророком, ведь запустение — самое подходящее слово, характеризующее состояние его родового гнезда. По мнению тамбовских литераторов, восстановленная усадьба Баратынского в Маре может стать  таким же туристическим и культурным бриллиантом в России, как пушкинское Михайловское или лермонтовские Тарханы.

«Баратынский оставил нам богатое наследство любви и красоты, но мы его до сих пор не оценили и ничего не сделали для его популяризации», — добавляет Владимир Андреев.

Чтобы власти обратили внимание на проблему, литераторы собрали подписи под письмом губернатору Александру Никтитину, в котором попросили содействовать в восстановлении усадьбы. Ведь в итоге благодаря этой знаковой культурной точке на карте страны удастся сохранить и школу, и само село в Умётском районе.

Но будет ли голос писателей услышан?

chr.aif.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *