Усадьба юсуповых: История усадьбы

Усадьба княгини Юсуповой Пушкин


Усадьба княгини Юсуповой является самой яркой постройкой, выполненной Монигетти по частному заказу в Царском Селе, и справедливо считается одной из «жемчужин» русской архитектуры. История строительства дачи княгини Юсуповой (урожденной Зинаиды Ивановны Нарышкиной) (1809-1893 гг.) овеяна ореолом тайны и романтики, сопутствовавших экстравагантной жизни этой представительницы древнего рода.

Однако если изучить архивы, все становится вполне обычным для Царского Села, города дворцового ведомства, земли коего принадлежали царствующему императору, не подлежать отчуждению.

Строительство здесь регулировалось особо жестко. Разрешение на отвод участка на правах Всемилостивейшего пожалования мог дать лишь царь, что после застройки документально оформлялось в виде «данной»:

«По Указу Его Величества Государя Императора Александра Николаевича, самодержца Всероссийского и проч. Дан сей лист супруге французского генерального советника графине Зинаиде Ивановой де Шово маркизе де Серр на владение двумя местами с имеющимися на оных строениями, состоящими в г.

Царском Селе 3 части по левой стороне Павловского шоссе под № 1 и 2. Земля мерою, как значится на включаемом у сего плане погону: с правой стороны 60 саж. с левой 69 саж.; а в остальной задней части места 85 саж. 2 арш., всего же квадрату 6364 саж. г. Царское село Майя 22 дня 1863 г. Подписано: Его Императорского Величества».

Основная часть насаждений, образовавших аллеи и куртины между Павловским шоссе и Верхней (Ново-Павловской) дорогой, появилась здесь благодаря трудам садовых мастеров Царскосельского дворцового правления Ф. Ф. Лямина и И. Ф. Пипера в 1839–1847 гг.
Особое внимание уделялось социальному положению и «благонадежности» будущих дачевладельцев. Однако выбор был невелик – об отводе мест просили, в основном, небогатые обыватели Царского Села – булочники, камердинеры, военные.

Осенью 1855 года царь утвердил план отвода шести дачных «мест» в Отдельном парке, разработанный арх. А. Ф. Видовым. В 1854 году, в связи с распродажей участков земли под строительство частных дач вдоль Павловской дороги, княгиня  Юсупова решила построить себе дом в Царском Селе.

Вдове тайного советника княгини Юсуповой первой по ее прошению предоставили участок площадью около 2,2 га. 14 февраля 1856 года получила от имени великого князя Николая Николаевича разрешение «на постройку каменной дачи по левую сторону Павловской дороги» на двух десятинах земли. Но, вероятно, еще задолго до этого княгиня пригласила Монигетти составить проект особняка, так как хранящийся в ГМЗ «Царское Село» подписной эскиз дачи «Фасад на Павловскую дорогу» высочайше утвержден графом Адлербергом уже 20 января 1856 года (на листе имеется соответствующая помета).

Строительство велось на деньги владелицы и завершилось в 1859 году в отсутствие княгини. Та не могла вернуться из-за границы ввиду несанкционированного отъезда и неразрешенного второго брака. В документах того периода ее именуют «супругой французского генерального советника», не упоминая прежних титула и фамилии. Представителем заказчицы был ее поверенный, стройкой руководили вначале сам Монигетти, а затем каменных дел мастер Торичелли.

«Данную» на право владения от имени Александра II управляющий Царскосельского дворцового правления отправил с большим опозданием в 1863 году через полицейский участок по петербургскому адресу княгини. Участок был сравнительно большой и открытый со всех сторон.

Юсупова представила архитектору полную свободу в выборе композиции и стиля дачи, ее размеров и разбивки сада. Условия устраивали Монигетти, и он принял заказ, пообещав Юсуповой построить нечто вроде царскосельского Эрмитажа. В связи с постройкой царскосельской дачи в семье Юсуповых сохранилось предание, описанное в мемуарах правнуком Зинаиды Ивановны — Феликсом Юсуповым. Согласно этому преданию. Николай I однажды предложил княгине провести лето в

«царскосельском домике «Эрмитаж»». Княгиня ответила, что «отказывается принять подарок, ибо привыкла жить у себя дома и вполне достаточна собственным имением. А все ж купила землицы близ дворца и построила домик в точности как государев подарок». Действительно, исследователи, описывающие дачу 3. И. Юсуповой, всегда сравнивают ее с находящимся неподалеку павильонов Эрмитаж: два здания роднит и диагональное размещение ботовых флигелей, и форма купола, расположенного нал центральным залом.

Особняк Юсуповой получился эффектным и живописным, однако его фасады явно перегружены декоративными деталями, что особенно ощущается при сопоставлении постройки Монигетти с ее прототипом— царскосельским Эрмитажем. Перегруженность декором, вычурный рисунок лепнины внесли в облик здания ту манерность и дробность, которая отличает его от произведений Растрелли и Чевакинского. Особняк Юсуповой, подобно фасадам великокняжеских дворцов — Ново-Михайловского и Николаевского, строительство которых (по проектам архитектора А. И. Штакеншнейдера) развернулось в эти же годы, характеризует тот процесс нарастания декоративности, количественного «умножения» на фасадах лепных деталей, который быстрым темпом развивался в архитектуре в конце 50—60-х годов. В итоге этого процесса эклектизм перешел в свою вторую стадию, охватывающую последнюю треть XIX века, отмеченную решительной антипатией к простоте, окончательной утратой чувства меры в декорировке фасадов и произвольным смешением стилей.

На даче Юсуповых находились интереснейшие коллекции декоративно-прикладного искусства, редчайшие минералы, великолепная живопись. После революции коллекции особняка были переданы в

Екатерининский дворец.

Сначала в здании размещалась детская трудовая колония им. Луначарского, а с 1920-х гг — а здание приспособлено для отдыха воспитанниц хореографических училищ. С 1921 года усадьба была летней дачей воспитанниц Ленинградского хореографического училища, стены ее помнят юных Галину Уланову, Марию Семенову, Татьяну Вечеслову.
В 1933 году облик интерьеров жестко изменило приспособление дачи под лабораторию (мукомолку) и квартиры сотрудников Всероссийского института растениеводства. О трагичной судьбе одной из семей, живших до войны на даче читайте здесь.

Пострадавшее за время войны и оккупации в 1941-1944 годах, здание отремонтировали без реставрации, пристроив две новые террасы. Частично уцелевшую к тому моменту отделку интерьеров окончательно уничтожили перепланировкой и приспособлением под детский санаторий.

Лестницу перенесли в объем центрального зала, заменив его перекрытие бетонными плитами.

Затем здание пустовало. Полтора десятка лет на месте главного дома дачи княгини Юсуповой можно было видеть лишь обгоревшие стены да провалы крыш. В настоящее время заканчивается воссоздание купола (проект 1998 года ОАО «Литейная часть-91»). Произведена разборка послевоенных перегородок, выполнены первоочередные реставрационные работы. В 2003 году в арх. мастерской «Рест-Арт-Проект» разработан эскизный проект реставрации.

Адрес усадьбы княгини Юсуповой:

город Пушкин, Павловское шоссе 10, 12

Уважаемые, друзья! Если статья оказалась вам полезной, будем признательны за рекомендацию нашего проекта своим друзьям и знакомым. Воспользуйтесь кнопками социальных сетей которые находятся внизу статьи 👇

Вы можете оказать нам посильную финансовую помощь (деньги пойдут на оплату хостинга, раскрутку в сети и новый более современный дизайн). Подробнее на странице Помощь сайту

До новых встреч на страницах нашего сайта «Усадьбы Дворцы Особняки». Оставляйте свои комментарии, подписывайтесь на обновления: RSSEmail или twitter


10 274

Юсуповы

Юсуповы ведут свой род от ногайского правителя Юсуфа. Юсуф-мурза (как следует из его переписки с Иваном Грозным) считал своим предком Едигея, ходившего с походом на Москву в 1408 году. У Юсуфа было два сына, а также дочь — знаменитая казанская царица Сююмбике.

Праправнук Юсуф-мурзы, Григорий Дмитриевич, начал служить при Петре Великом стольником, участвовал с ним в Азовских походах и в Северной войне — сражался со шведами под Нарвой, Полтавой и Выборгом.

Его сын Борис Григорьевич в царствование Анны Иоанновны был московским губернатором, при Елизавете Петровне — сенатором и главным директором кадетского корпуса.

Сын Бориса Григорьевича Николай Борисович — один из самых выдающихся представителей рода Юсуповых. С 1783 по 1789 годы он был послом Российской империи в Турине, потом сенатором. Император Павел I назначил его министром Департамента уделов, а Александр I — членом Государственного совета. В 1791 году он стал директор императорских театров, руководил Императорским Эрмитажем. Именно Николай Борисович начал заниматься обустройством знаменитой подмосковной усадьбой Юсуповых — Архангельское. Также, он собрал выдающуюся по своей художественной ценности коллекцию произведений искусства.

Его внук и полный тезка — Николай Борисович-младший (1827-1891) стал последним представителем мужской линии рода князей Юсуповых. Он был очень хорошо образован, знал несколько языков, занимался живописью и музыкой. Последняя стала для Юсупова любимым делом. Николай Борисович брал уроки у бельгийского скрипача и композитора Анри Франсуа Вьётана, сочинял музыкальные произведения для скрипки и фортепьяно, издававшиеся в России и за рубежом, а также написал несколько книг о музыке. Юсупов числился почётным членом Римской музыкальной академии и Парижской консерватории, членом Филармонической академии Болоньи.


Являясь одним из самых богатых людей Российской империи, Николай Борисович, как и его дед и отец, приобретал произведения искусства. Также, он значительно пополнил коллекцию фамильных драгоценностей. К приобретённой его дедом знаменитой на весь мир жемчужине Пеллегрина он присовокупил огромную коллекцию бриллиантов, сапфиров, рубинов, изумрудов и множество ювелирных украшений.

Пожалуй, самой известной женщиной из рода Юсуповых была дочь Николая Борисовича — княгиня Зинаида Николаевна Юсупова. Она являлась одной из самых красивых и завидных невест русской аристократии. Обладая выдающейся внешностью, Зинаида Николаевна, тем не менее, имела скромный характер и славилась своим великодушием и благородством. Всю жизнь она занималась благотворительностью — была патроном многих больниц и приютов, церквей и гимназий, развернула активную деятельность в годы русско-японской войны 1904-1905 годов, устраивала у себя госпитали для раненых. Занималась Зинаида Николаевна и вопросами культуры. Так, она активно способствовала созданию Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им А.С. Пушкина), входя в комитет по его устройству и отдавая ему в дар многие предметы искусства.

В 1882 году Зинаида Николаевна стала супругой графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона. После венчания к его графскому титулу добавился титул князя Юсупова, так как Зинаида, теперь ставшая княгиней, была последним потомком своего рода по прямой линии.

Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон с женой Зинаидой Николаевной Юсуповой

Брак был заключен по любви. У супругов было двое сыновей: старший Николай родился в 1883 году, младший Феликс – в 1887. Трагическая и нелепаая гибель Николая на дуэли в 1908 году потрясла всю семью и вызвала у его матери сильное нервное расстройство, в дальнейшем отложившее отпечаток на всю ее жизнь.

Феликс Феликсович и Зинаида Николаевна с сыновьями в имении Кореиз в Крыму

Зинаида Николаевна всегда была близка к российским венценосным особам. Ее связывала тесная дружба с княгиней Елизаветой Федоровной и ее мужем великим князем Сергеем Александровичем, а также с императрицей Александрой Федоровной. Однако пути Зинаиды и Александры разошлись после появления при дворе Григория Распутина, которого вся семья Юсуповых считала злом и угрозой для России.

Распутин с императрицей Александрой и царскими детьми

Самым известным представителем династии Юсуповых, без преувеличения, является князь Феликс Феликсович Юсупов младший, вошедший в историю, как убийца Распутина. Феликс славился своим эпатажным поведением, вызывавшим постоянные скандалы в петербургском высшем обществе. С детства был окружен роскошью. В своей книге мемуаров он писал:»…дворец с бесценными сокровищами. И когда-нибудь они будут моими. А ведь это малая толика всего уготованного мне судьбой богатства. Я – один из самых богатых людей России! Эта мысль опьяняла…». Он был настоящим аристократом — утонченным и образованным эстетом. Юсупов вспоминал, что в семье за ужином могли говорить сразу на нескольких языках. В основном — на французском, если обсуждали искусство, переходили на итальянский, а если тему политики или скачек — на английский.

Феликс Юсупов младший с матерью Зинаидой Николаевной

22 февраля 1914 года с согласия императора Феликс Юсупов сочетался браком с княжной императорской крови Ириной Александровной Романовой, дочерью великой княгини Ксении Александровны, сестры Николая II.

Свадьба Феликса Юсупова младшего и Ирины Романовой (на Ирине фата Марии Антуанетты)

Феликс великолепно разбирался в искусстве. Вместе с женой они продолжали пополнять коллекцию и много приобретали на европейских аукционах.

После революции в марте 1919 года на борту знаменитого линкора «Мальборо» вместе с оставшимися Романовыми три поколения Юсуповых (Феликс Феликсович-старший, Зинаида Николаевна, Феликс Феликсович-младший, Ирина Александровна и их маленькая дочь — Ирина Феликсовна) покинули Россию.

Феликс с Ириной и дочерью поселились в Париже. Там они открыли модный дом «Ирфе». Жизнь была сложной, то, что успели увезти, пришлось продать. Тем не менее, Юсуповы находили средства, чтобы жить и помогать русским эмигрантам. Феликс Юсупов умер в 1967 году и похоронен на знаменитом русском кладбище Сен-Женевьев де Буа в предместье Парижа.

Ирина и Феликс в эмиграции в Париже

Ирина позирует в одежде от модного дома Ирфе (название образовано от первых двух букв имён Ирина и Феликс)

Феликс Юсупов в старости

 

Ротонда в имении Юсуповых Архангельское. Архивное фото

Многое из художественного собрания Юсуповых относилось к шедеврам мирового значения. В их собрании были работы Рембрандта (именно его два полотна в свернутом виде Феликс Юсупов смог увезди, эмигрируя в Париж в 1917 году), Рубенса, Тьеполо, Питера Брейгеля младшего, братьев Остаде и многих других. В 1920-е годы советские ответственные работники с изумлением составляли списки находившихся в петербургском дворце Юсуповых художественных ценностей. Всего 45 295 предметов, из них — 1182 картины, 519 скульптур, 12815 музыкальных инструментов!

Луи Леопольд Робер. Неаполитанка с ребенком. 1826. Собрание НГХМ

Одна из картин, входивших в собрание Юсуповых — «Неаполитанка с ребенком» швейцарского художника Луи Леопольда Робера на данный момент находится в собрании Нижегородского художественного музея. Интересно, что для Юсупова она была куплена дядей Винсента Ван Гога, арт-дилером и полным тезкой художника Винсентом Ван Гогом старшим. В 1860 году он купил ее на аукционе в Брюсселе и затем из Амстердама на пароходе «Рембрандт» отправил Юсупову в числе других приобретенных картин в Петербург. Ван Гог писал Юсупову:
«Ваше сиятельство, распродажа Ван Бекелера только что завершилась. Я приобрел…№132 Луи Леопольд Робер ценой 980 франков. Мое комиссионное вознаграждение на усмотрение Вашего сиятельства составит 10 или 15 процентов. Распродажа была очень оживленной и, в целом, все картины уходили за более высокую цену, чем ожидалось. Прошу Ваше сиятельство прошу простить мне излишнюю эмоциональность этого письма. Имею честь назваться с глубочайшим почтением назваться Вашего сиятельства покорнейшим слугой, Винстент Ван Гог».

Большой дворец князя Юсупова в усадьбе Архангельское под Москвой, Фотография, картинки и права управляемого изображения. Рис. Y2P-2655837

agefotostock ®

место, где можно найти все визуальный контент по правильной цене

Купить это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

99}»> 99}»>
Частное использование/презентация | $59,99
Информативный сайт | 79,99 $
Издательский. Книга внутри | 129,99 $
Путешествия и туризм | 159,99 $
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | $199,99
Корпоративное общение | 239,99 $
Прямой маркетинг | 459,99 $

Рассчитать стоимость другой лицензии

Купить сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения: Y2P-2655837 Фотограф: Коллекция: возрастфотосток Пользовательская лицензия: Управление правами Дата съемки: 01. 05.2016 Наличие высокого разрешения: До XL 50 МБ А3 (6028 х 4019пиксели — 20,1 «х 13,4» — 300 точек на дюйм)

Специальная коллекция: Премиум

Релизы: для этого образа нет подписанных релизов.

Эксклюзивность: Пожалуйста, свяжитесь с нами, если вы хотите получить лицензию на это изображение с исключительными правами.

Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.

×

Изображение композиции

Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.

Прекратить показ этого сообщения

Принимать

Князь Феликс Юсупов Княгиня Ирина Юсупова и Князь Ростислав Романов Россия

Прекрасная старинная частная семейная фотография Софии Еврейновой, спутницы великой княгини Ксении, князя Никиты Александровича (1900-1974), князя Феликса Феликсовича Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона (1887) -1967), принцесса России Ирина Александровна (1895-1970), сидящая в автомобиле во Фрогмор-коттедже во время визита к великой княгине Ксении Александровне.

Из коллекции князя и княгини Феликса Юсуповых.

Феликс — русский аристократ, князь и граф из рода Юсуповых, наиболее известный своим участием в убийстве Григория Распутина. Он родился во дворце на Мойке в Санкт-Петербурге, столице Российской империи. Его отцом был граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон, сын графа Феликса Николаевича Сумарокова-Эльстона. Зинаида Юсупова, его мать, была последней из рода Юсуповых, крымскотатарской национальности, очень богатой. Чтобы имя Юсупова не вымерло, его отцу после женитьбы были пожалованы титул и фамилия его жены, княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой.

Семья Юсуповых, богаче любого из Романовых, заработала свое состояние на несколько поколений раньше. В него входили четыре дворца в Петрограде (Санкт-Петербурге), три дворца в Москве, 37 усадеб в разных частях России (Курская, Воронежская и Полтавская), угольные и железорудные копи, заводы и фабрики, мукомольные заводы и нефтяные промыслы на Каспии. Море.

Когда в августе 1914 года разразилась Первая мировая война, оба были ненадолго задержаны в Берлине. Ирина попросила свою родственницу, кронпринцессу Пруссию Сесилию, вмешаться в дела ее тестя, кайзера Вильгельма II. Кайзер отказался разрешить семье Юсуповых уехать, но предложил им на выбор три загородных имения, в которых они могли бы жить на время войны. Отец Феликса обратился к послу Испании в Германии и добился для них разрешения вернуться в Россию через нейтральную Данию в Великое княжество Финляндское, а оттуда в Санкт-Петербург. Единственная дочь Юсуповых, княгиня Ирина Феликсовна Юсупова по прозвищу Бебе, родилась 21 марта 19 г.15. До девяти лет Бебе в основном воспитывали бабушка и дедушка по отцовской линии. Она была очень избалована ими. По словам Феликса, из-за нестабильного воспитания она стала «капризной». Феликс и Ирина, воспитанные в основном самими нянями, не подходили для повседневного бремени воспитания детей. Бебе обожала своего отца, но с матерью у нее были более отдаленные отношения.

После смерти брата Феликс стал наследником огромного состояния. Посоветовавшись с членами семьи о том, как лучше распорядиться деньгами и имуществом, он решил посвятить время и деньги благотворительной деятельности, чтобы помочь бедным. Потери на Восточном фронте были огромны, поэтому Феликс превратил флигель Мойского дворца в госпиталь для раненых солдат.

Феликс смог сам избежать военной службы, воспользовавшись законом, освобождающим от службы единственных сыновей. Двоюродная сестра Ирины, великая княгиня Ольга, с которой она была близка в детстве, относилась к Феликсу с пренебрежением: «Феликс — «совершенно штатский», весь в коричневом, ходил взад и вперед по комнате, роясь в каких-то книжных шкафах». с журналами и почти ничего не делает; весьма неприятное впечатление он производит — человек, бездельничающий в такие времена», — писала Ольга Николаю 5 марта 1915 после визита к Юсуповым. В феврале 1916 года Феликс поступил в элитную военную академию Пажеского корпуса, а в августе попытался вступить в полк.

«План Юсупова, как он описал его в своей книге, состоял в том, чтобы ближе познакомиться с целителем Григорием Распутиным и завоевать его доверие. Он попросил Распутина вылечить легкую болезнь, от которой он страдал. » Юсупов сначала обратился к адвокату Василию Маклакову, который согласился консультировать Феликса. Затем Юсопов подошел к Сергею Михайловичу Сухотину, армейскому офицеру Преображенского полка, который выздоравливал от ран и был другом его матери. Великий князь Дмитрий с готовностью воспринял предложение Юсупова, и его союз приветствовался как указание на то, что убийство не будет демонстрацией против династии [Романовых].

В ночь с 29 на 30 декабря (н.э.) 1916 года Феликс, Дмитрий, Владимир Пуришкевичи, помощник Станилаус де Лазоверт и Сухотин убили Распутина во дворце на Мойке. Капитальная реконструкция дворца была почти завершена, и небольшая комната в подвале была тщательно обставлена. (Некоторое время Юсупов жил в особняке, принадлежавшем великой княгине Ксении Александровне, его свекрови.) Распутин был ранен пулей, вошедшей ему в левую грудь и пробившей желудок и печень; второй вошел в левую спину вскоре после первого и проник в почки. Ранения были серьезными, и Распутин умер бы через 10-20 минут, но ему удалось спастись, но он упал на заснеженном дворе. Неясно, был ли Распутин избит Юсуповым чем-то вроде гантели и выстрелил ли ему в лоб Пуришкевич. В конце концов заговорщики сбросили труп с Большого Петровского моста в прорубь на Малой Неве.

По приказу императрицы начато полицейское расследование и обнаружены следы крови на ступенях черного хода Юсуповского дворца. Князь Феликс попытался объяснить кровь рассказом о том, что одна из его любимых собак была случайно застрелена великим князем Дмитрием. Юсупова и Дмитрия поместили под домашний арест в Сергеевском дворце. (Верхние этажи дворца занимали посольство Великобритании и англо-русский госпиталь.

Императрица отказалась встречаться с ними, но сказала, что они могут объяснить ей, что произошло, в письме к ней. Она хотела, чтобы оба были немедленно расстреляны. , но ее уговорили отказаться от этой затеи. Без суда царь отправил Дмитрия на фронт в Персию Пуришкевич уже направлялся на фронт в Румынию. Царь сослал Юсупова в его имение в Ракитное, что в Белгороде обл.,

Через неделю после Февральской революции Николай отрекся от престола 2 марта. После отречения Юсуповы вернулись во дворец на Мойке, прежде чем отправиться в Крым. Позже они вернулись во дворец, чтобы забрать драгоценности (включая голубой бриллиант «Султан Марокко», бриллиант «Полярная звезда» и пару бриллиантовых серег, которые когда-то принадлежали Марии-Антуанетте) и две картины Рембрандта, выручка от продажи которых помогла поддержать семья в изгнании. Картины были куплены Джозефом Э. Уайденером в 1921 и сейчас находятся в Национальной галерее в Вашингтоне, округ Колумбия.

В Крыму семья села на британский военный корабль HMS Marlborough, который доставил их из Ялты на Мальту. На корабле Феликс любил хвастаться убийством Распутина. Один из британских офицеров отметил, что Ирина «поначалу казалась застенчивой и замкнутой, но стоило только немного обратить внимание на ее хорошенькую маленькую дочь, чтобы пробиться сквозь ее сдержанность и обнаружить, что она также очень очаровательна и бегло говорит по-английски. »

С Мальты они отправились в Италию, а затем в Париж. В Италии, не имея визы, он подкупал чиновников бриллиантами. В Париже они остановились на несколько дней в Hôtel de Vendôme, прежде чем отправиться в Лондон. В 1920 году они вернулись в Париж.

В 1932 году он и его жена успешно подали в суд на MGM в английских судах за вторжение в частную жизнь и клевету в связи с фильмом «Распутин и императрица». Предполагаемая клевета заключалась не в том, что персонаж, основанный на Феликсе, совершил убийство, а в том, что персонаж, основанный на Ирине, которого в фильме называют «принцессой Наташей», изображался соблазненным развратным Распутиным. В 1934 года Юсуповы были присуждены компенсацию в размере 25 000 фунтов стерлингов, огромная сумма по тем временам, которая была приписана успешным аргументам их адвоката, сэра Патрика Гастингса.

В 1928 году, после того как Юсупов опубликовал свои мемуары с подробным описанием убийства Распутина, дочь Распутина, Мария, подала иск на Юсупова и Дмитрия в парижский суд о возмещении ущерба в размере 800 000 долларов. Она осудила обоих мужчин как убийц и сказала, что любому порядочному человеку будет противна жестокость убийства Распутина. Иск Марии был отклонен. Французский суд постановил, что он не обладает юрисдикцией в отношении политического убийства, совершенного в России.

Ирина и Феликс прожили в счастливом и успешном браке более 50 лет. Когда Феликс умер в 1967 году, Ирина была убита горем и умерла через три года. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, в южном пригороде Парижа.

Княгиня Ирина была единственной дочерью и старшим ребенком великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны. Она также была единственной племянницей царя Николая II в России и женой самого богатого человека в Императорской России.

До замужества 22 февраля 1914 года Ирина, старший ребенок и единственная дочь в семье из семи детей, считалась одной из самых достойных женщин в Императорской России. Ее семья подолгу жила на юге Франции примерно с 1906 года из-за политических разногласий ее отца с царем.

Ее отец тоже имел роман с женщиной на юге Франции и часто просил у Ксении развод, который она ему отказала. Ксения наслаждалась и внебрачными связями. Родители Ирины старались скрыть свой несчастливый брак от семерых детей, и у Ирины, застенчивой и косноязычной девочки с глубокими голубыми глазами и темными волосами, было счастливое детство. Ирину часто называли Ирэн, французская версия ее имени, или Ирэн, английская версия. Мать иногда называла ее «малышка Рина». Романовы, находившиеся под сильным влиянием французского и английского языков, говорили по-французски лучше, чем по-русски, и часто использовали иностранные версии своих имен для обращения друг к другу.

Ирине подарил ее дядя, Николай II, а его свадебным подарком ей стал мешочек с 29 необработанными бриллиантами от трех до семи карат. Ирина и Феликс также получили большой ассортимент драгоценных камней от других гостей свадьбы. Позже им удалось вывезти многие из этих драгоценных камней из страны после русской революции 1917 года, чтобы использовать их для обеспечения жизни в изгнании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *