Проект узоры и орнаменты на посуде для 2 класса
Здравствуйте, друзья! Сегодня ШколаЛа с головой окунается в проект Узоры и орнаменты на посуде.
С чего это вдруг? А это такое интересное задание для учащихся вторых классов средних школ. Ну не можем же мы оставить их без помощи в подготовке этой творческо-геометрической работы.
Начнем с подробного рассмотрения страниц учебника.
План урока:
- 1 Из учебника математики
- 2 План работы
- 3 Отправляемся на поиски посуды
- 4 Составляем описания
- 5 Придумываем узоры
- 6 Делаем альбом
Из учебника математики
Описание проекта занимает две страницы учебника за 2 класс. Работа относится к разделу «Математика вокруг нас».
Сначала составители учебника напоминают ребятам о том, что все мы постоянно в повседневной жизни используем различную посуду. А потом предлагают присмотреться к этой посуде повнимательнее и найти на ней различные узоры и орнаменты.
Ну а уже потом, на основании своих наблюдений, составить альбом, в котором нужно разместить различные рисунки, чертежи, фото предметов посуды.
Но это еще не всё. Также детям предлагается разобрать посудные орнаменты на запчасти, разобраться с тем, из каких именно элементов они состоят, в каком порядке эти элементы расположены, по каким законам они чередуются.
Но и это еще не всё) Самым творческим моментом работы является составление своего собственного узора.
Готовый проект должен выглядеть как альбом.
Задание понятно? Еще бы! Будем приступать к работе. Для начала составим план.
План работы
Этот проект мы будем делать вместе с ученицей 2 класса Машей Кольцовой.
Начать планируем с поиска подходящей узорчатой посуды. Искать будем дома. Если не найдем, то отправимся на поиски во всемирную паутину.
Затем найденную посуду будем фотографировать, ну или скачаем уже готовые фото из интернета.
Следующим пунктом плана является разбор орнаментов и узоров. Постараемся разобраться, что из чего состоит, как элементы расположены.
После узорного разбора постараемся составить внятные описания.
Затем приступим к творческой части и нарисуем на посудных заготовках свои красивые орнаменты и также сделаем к ним описания.
Последний пункт плана – изготовление красивого альбома.
На картинке ниже наш план работы в кратком его изложении.
Отправляемся на поиски посуды
И тут нас ждала первая трудность. Все тарелки, чашки, кружки, блюдца, имеющиеся в доме, были идеального белого или идеального чёрного цвета, без единой точечки или чёрточки. Это выглядит очень аккуратно, стильно и красиво, но нам в изготовлении проекта никак не поможет.
Решили сходить на посудную охоту в магазин посуды. Там нужные нам экземпляры водятся, конечно, но еще там водятся и продавцы, которые строго-настрого запретили фотографировать их питомцев.
К счастью, у нас есть интернет. А в интернете можно найти все, в том числе и посуду с красивыми орнаментами. На картинке ниже наш улов.
Тут и чайники, и кружечки, и тарелочки. Есть чайная пара, ваза и несколько салатников. Всего 20 экземпляров.
Но всех мы с собой в проект не возьмем. Иначе это уже получится не альбом, а альбомище! Решили выбрать 6 штук. Выбрали вот такие.
Будем разбираться с каждым.
Составляем описания
Начнем вот с этой милой кружечки.
Вопрос первый: «Из каких элементов состоит узор?» Хотя, это скорее орнамент.
Ответ: «Он состоит из четырехугольников и окружности».
Вопрос второй: «Какие цвета использованы в узоре?»
Ответ: «Белый, розовый и золотистый».
Вопрос третий: «Как расположены элементы?»
На этот вопрос ответить сложнее всего. Вроде видишь, все понимаешь, а вот выразить в словах то, что ты видишь, довольно непросто. Но, когда это нас трудности пугали? И на третий вопрос мы дали вот такой ответ:
Второй житель нашего будущего альбома – вот этот яркий салатник.
А вот к нему описание.
Третьим будет вот этот «сказочный» чайник.
Опишем то, что видим.
Номер четыре — вот такая красивая тарелка.
И её описание.
Пятый участник исследования — весёленькая кружка.
Описываем.
И еще одна тарелка.
Текст про неё.
С описаниями справились. Теперь будем придумывать собственные узоры.
Придумываем узоры
Нашли в интернете контурные изображения посуды: тарелки, салатника и чайника.
Маша с ними поработала, цветными карандашами нарисовала свою красоту. Очень старалась. Вот что получилось.
Такой стала наша тарелка.
К ней мы тоже сделали описание.
Разрабатывая свои орнаменты, подумайте о том, что потом вам нужно будет придумать к ним описания. Если дать творчеству полную волю, то, возможно, с описанием будут проблемы.
Салатник у Маши получился в стиле «минимализм».
Ничего лишнего.
А вот и чайник в Машином исполнении.
Красиво, правда? Не зря девочка в кружок по рисованию ходит.
Делаем альбом
Дальше пошла техническая работа. Мы отправились в графический редактор, сверстали странички, вставили изображения, подготовили места для текстов-описаний к орнаментам. Маша захотела сделать описания от руки, никто не возражал.
У нас получились вот такие странички.
Потом мы сложили их стопочкой и аккуратно скрепили степлером.
Наш альбом готов!
А если бы у нас не было возможности работать в графическом редакторе, то мы бы просто взяли тоненькую тетрадку. С помощью цветных карандашей и фломастеров оформили бы обложку, на странички приклеили бы фотографии посуды и от руки сделали бы к каждому описание. Тоже нормальный вариант для 2 класса, только довольно долгий.
Тем же, кто желает сэкономить свои силы, время и нервы, предлагаем воспользоваться готовым шаблоном к проекту «Узоры и орнаменты на посуде».
В чем его плюсы?
- Странички сверстаны.
- Изображения подобраны.
- Описания к узорам составлены.
- Контурные изображения посуды для ваших рисунков имеются.
Остается только выбрать, распечатать, вырезать, приклеить, нарисовать, написать и скрепить. И альбом готов. Все подробности найдете в нашем магазинчике.
Хорошая новость! В период с 30 декабря 2021 года по 9 января 2022 года в нашем магазине действуют Новогодние скидки! Не пропустите!
На блоге имеются и другие интересные статьи:
- Проект «Родной город»
- Портфолио школьника. Структура документа и образец заполнения.
- Что такое лэпбук? Зачем он нужен? И как его сделать?
На сегодня все. Эмоциями и мнениями можно поделиться чуть ниже в разделе для комментаторов.
Всего вам доброго!
Ваша «ШколаЛа»
Узоры и орнаменты на посуде
Опубликовано Шлегель Ольга Виктровна вкл 02.12.2014 — 14:50
Автор:
Наумкина Саша
Узоры и орнаментына посуде
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts. google.com
Подписи к слайдам:
Слайд 1
МБОУ СОШ №167 Проект «Узоры и орнаменты на посуде» Выполнила: ученица 2 «Б» класса Наумкина Александра Классный руководитель: Шлегель О.В.
Слайд 2
Содержание: Что такое узор и орнамент? Этапы создания орнамента. Виды орнамента.
Слайд 3
Цель и задачи проекта: выяснить форму, чередование элементов, правила их расположения друг за другом. Дать определение узора и орнамента. Познакомиться с разнообразными видами орнамента. Научиться рисовать геометрические узоры, чередовать элементы . * * * Каждый из нас не один раз в день пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой. Есть и декоративные тарелки, которыми украшают стены. Все это создают мастера, в том числе и художники, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами.
Слайд 4
Узор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней. Узор может быть самостоятельным художественным элементом, произведением, а также и элементом орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз ).
Слайд 5
Орнамент в переводе с латинского языка означает украшение . Он состоит из ряда последовательно расположенных элементов. В этом случае обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и фактуру.
Слайд 6
Виды орнамента Геометрический. Растительный. Животный Предметный
Слайд 7
Мной создан альбом «Орнаменты и узоры на посуде», в котором размещены фотографии различных узоров, которые я объединила в тематические группы. Данный материал был подобран из различных источников, в том числе и у меня дома.
Слайд 8
Геометрические фигуры на посуде Состоит из геометрических фигур, линий и их композиций.
Слайд 9
Растения на посуде Состоит из листьев, плодов, ягод, цветов в различных сочетаниях.
Слайд 10
Животные на посуде Построен на изображениях птиц и зверей.
Слайд 11
Предметный Включает в себя изображения различных предметов.
Слайд 12
Детская посуда
Слайд 13
Мультяшные герои
Слайд 14
Надпись на посуде
Слайд 15
Памятные события
Слайд 16
Декоративная тарелка
Слайд 17
Вывод: Узоров на посуде очень много. Разнообразие тем для узоров берётся из окружающего мира. Так же в орнаменте и узорах на посуде часто встречаются геометрические фигуры, используя которые можно создать любой рисунок.
Поделиться:
Сочини стихи, Машина
Два морехода
Сказки пластилинового ослика
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Глупый мальчишка
Деконструкция узора «рисовое зерно» на китайском фарфоре – от позднего Цин до КНР
Это подглазурный бело-голубой узор, который изготавливался в Китае не менее ста лет. Вероятно, это самая распространенная модель, когда-либо производившаяся в Китае и экспортируемая на Запад миллионами, по крайней мере, за последние 50 лет или около того. Я полагаю, что почти все владели этим паттерном, или съели его, или подверглись его воздействию. Он называется узором «рисовое зерно», но это неправильное название, потому что многие годы считалось, что полупрозрачные элементы в форме риса, которые характеризуют этот узор, были сделаны путем вставки рисовых зерен в глину перед глазированием и обжигом. Это не реальный метод производства. Формы «риса» были сделаны путем тщательного вырезания кусочков из фарфора, и при глазировании они создавали характерную полупрозрачность.
Многие люди знают только самую последнюю версию позднего C20-го или более новую версию этого шаблона, все штампы, трафареты и / или переводная печать, и все еще производятся миллионами сегодня, подаваемые к блюдам китайских ресторанов по всему миру. Однако при ближайшем рассмотрении выкройки видно, что с конца 19 века до начала существования Китайской Народной Республики (КНР — 1949) были созданы интересные и красивые формы. Я считаю, что лучший способ показать это — разобрать элементы паттерна во всех его формах.
Таким образом, постоянным элементом являются полупрозрачные формы «рисовых зерен», которые составляют наиболее узнаваемую часть любого примера. Расположение этих полупрозрачных элементов в форме «рисовых зерен» слегка варьируется, но обычно они располагаются в виде радиального узора, как лепестки цветов. Образцы со знаками печати Qianlong имеют более плотные и последовательные «рисовые зерна».
Однако большинство других элементов этого узора могут сильно и почти бесконечно варьироваться:
- Базовые знаки
- Украшение в пещере
- Граница вокруг украшения в каветто
- Верхняя кромка обода, внутренняя
- Верхняя кромка обода снаружи
- Базальная кайма
- Нанесение эмали доукай и/или золотой эмали на любой из этих элементов
- Надписи в пещере
В этом отчете будет предпринята попытка деконструировать этот шаблон, показывая изображения всех вышеперечисленных элементов во всех их вариациях. Тем самым я надеюсь показать вам некоторые интересные и хорошо выполненные украшения под глазурью синего цвета для этого периода, дать некоторые подсказки для датировки и дать всем инструменты для расширения наших знаний об этих произведениях. Следует помнить, что во время японской войны с Китаем примерно с 19 г. в Китае наблюдался большой дефицит кобальта для подглазурной синевы.37, Второй мировой войны и в течение нескольких лет после войны, так что это может объяснить относительную нехватку сине-белых изделий в этот период.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ДАТАЦИЯ УКРАШЕНИЙ
Хотя я могу найти примеры этого узора марки Цяньлун и периода без элементов «рисового зерна», я не могу найти примеры раннего или даже среднего Цин с элементами рисового зерна. Интересно, что единственные упоминания о фарфоре из «рисовых зерен» есть в западных публикациях, а именно в «Китайской керамике» Роуз Керр (марка Цяньлун, но не менее C19).th) и «The Great Fortune» Джорджа Вейсгаупта — марка и период Guangxu, см.
ниже.Роуз Керр, «Китайская керамика», стр. 55, изображения были только черно-белыми. Обратите внимание, что дата приобретения (выше) — 1883 год, поэтому он был либо совсем новым, либо на самом деле мог быть среднего возраста Цин.
«Посетитель Цзиндэчжэня в 1920 году отметил постоянную популярность посуды (с рисунком риса) и дал нам четкое описание ее изготовления:
гончарный круг. После просушки в течение нескольких часов или суток, его тщательно соскабливают специальным ножом, соответствующим кривизне сосуда. Следующим шагом будет вырезание отверстий в форме зернышек. Это делает квалифицированный рабочий с помощью небольшого гибкого стального ланцета.
Я всегда думал, что рисовый узор получается путем вдавливания зерен риса во влажную глину. Это ошибочное впечатление было исправлено только после того, как я увидел реальный процесс».
Затем деталь погружали или окрашивали до тридцати слоев прозрачной глазури, пока все отверстия не были заполнены».
Керр цитирует выше из «Всемирного центра древнего фарфора» Фрэнка Б. Ленца, National Geographic 38/5, ноябрь 1920 г.!
из «Великой удачи» изд. G.Weishaupt
Так что, возможно, это по сути экспортный образец. Подтверждает это мнение тот факт, что я также просмотрел все книги, которые у меня есть, о фарфоре периода Республики, включая все книги на китайском языке, и ни в одной из них нет изображений этого узора «рисовых зерен». Другая возможность заключается в том, что модель считается настолько скромной, что она еще не изучена в Китае и поэтому не попадает в публикации. Конечно, в последние год или два версии этого паттерна до PRC появлялись на рынке и продавались по все более значительным ценам, поэтому это соображение может измениться по мере написания этого отчета!
Это означает, что этот паттерн, насколько мне известно, еще не был подделан, я не видел ни одного, но с ростом осведомленности и цен это всего лишь вопрос времени. Образцы КНР обладают всеми характеристиками того времени – штампованные, трафаретные элементы, меньшее количество вариантов рисунков и меток.
На этом этапе легко отличить примеры КНР от примеров Республики и позднего Цин. Этот отчет следует рассматривать как основу для подлинных примеров этого паттерна «рисового зерна».ИЗОБРАЖЕНИЯ
Большинство примеров, показанных здесь и в этом отчете, датируются Гуансюй и Республикой. Некоторые из них имеют возраст КНР и отмечены как таковые. В целом образцы PRC очень стандартны в комбинациях их украшений, большая часть которых штампована или нанесена по трафарету. Кусочки PRC обычно имеют базальные края листьев, цветочные насыпи хризантем или драконов (штампованные) в каветто, летучих мышах и и-цзин на верхних внутренних границах, верхних внешних границах подгузника. Исключением является пример карпа кои, который был куплен во Франции.
Образцы позднего Цин и Республики демонстрируют значительные различия во всех аспектах, и все они расписаны вручную, украшены и покрыты эмалью.
Формы и общие шаблоны
01 02
03 04
05 *06
07 08
09 10 *PRC или непосредственно перед
11 *PRC 12 *PRC
13 140002
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
16
17 18
19 20
21 22
23 24
25 26
Основные оценки
Ниже приведены базовые отметки, обнаруженные на примерах рисового зерна. Я совершенно уверен, что это достаточно полный набор для примеров периода позднего Цин и республики (и большинство из них взято из приведенных выше примеров), но могут быть и другие типы базовых марок из КНР (Китайской Народной Республики), которые здесь не показаны.
Qianlong UB (синий подглазурный) 6-символьный знак кайсю (рукописный) – 1880-1920s
Guangxu UB (синий подглазурный) 6-символьный знак кайшу (рукописный) – 1880–1920-е годы
Guangxu UB (синий подглазурный) 4-значный знак кайшу (рукописный) – 1880–1920-е годы
UB (голубой подглазурный знак) 4-значный знак (рукописный) Guang Sheng Yu Zao – 1900-1940-е годы
Kangxi UB (подглазурный синий) 4-символьный знак кайшу (рукописный) – 1900–1940-е годы
UB (подглазурный синий) 6-значный штамп с печатью – Zhong Guo Jingdezhen Zhi – 1960-е- 1980-е
UB (синий подглазурный) Знак «КИТАЙ» (рукописный) – 1900–1950
UB (синий подглазурный) Знак Wan Yu (рукописный) – 1920–1970-е годы, точная датировка неизвестна
UB (синий подглазурный) Wan Yu клеймо (написано от руки), плюс оттиск красной эмали клеймо Jiangxi Zhen Pin в одиночном красном квадрате – 1920–1970-е годы, но точная датировка неизвестна точной датировки
UB (синий подглазурный) 5-символьный штамп кайшу — Чжун Го Цзиндэчжэнь плюс «СДЕЛАНО В КИТАЕ» — КНР, 19
UB (синий подглазурный) 4-символьный знак кайшу – Чжун Хуа Чжэнь Пин (рукописный) – 1912-1950
Kangxi UB (синий подглазурный) 4-значный знак кайсю (рукописный), в двойном подглазурном синем круге – 1880 -1920-е годы
UB 4-символьный знак кайшу, написанный от руки в двойном подглазурном синем круге, «Сян Жуй Ци Чжэнь», вдохновляющая поговорка – 1900-1930-е годы
Цяньлун UB 6-значный знак печати, написанный от руки – 1860-е (?)-1920-е годы
Красный знак кайшу из 6 символов Гуансюй, написанный от руки – 1880–1919 гг.
20sЦяньлун, красный 4-значный знак кайсю, проштампованный, в двойном красном квадрате – 1910–1950-е годы
UB 4-значный знак кайсю, написанный от руки, «Мин Нан Гунси» – знак частной компании, 1912–1950 гг. знак, написанный от руки, ‘Jiangxi Cheng Yong Fa Zao’ – знак частной компании, 1912–1950
UB 2-значный знак кайшу, написанный от руки, ‘Wan Yu’ – 1920–1970-е годы
UB 6-значный знак кайшу, написанный от руки, ‘Jiangxi Ciye Gongsi’ = Jiangxi Porcelain Company, двойные подглазурные синие круги, знак частной компании — 1908 – 1920-е годы
UB Shou символ круг в двойных подглазурных синих кругах, 1880-1920-е годы
UB символ листа, 1880-1920-е годы
ДЕКОРАТИВ ВНУТРИ CAVETTO
Все примеры ниже и ниже отмечено иное.
Пруд с цаплями и лотосами, с надписью
Пруд с цаплями и лотосами
Пять летучих мышей, окружающие двойной круг с символом «шоу»
Пейзаж с морем, лодками и горами
Карп кои с водорослями (КНР, 1960-70-е гг. )
Дракон с жемчугом и пламенем
Лицом к дракону с жемчугом и пламенем
Хризантема и бутоны на холмике (2 nd 002 лев в формате 90 Crane 90 170 вероятно, медальон 90 90 170 PRC)
ландшафт с павильонами, морями и горами
Двойной символ SHOU Symbol Circle
0003
ГРАНИЦА ВОКРУГ ДЕКОРА ВНУТРИ CAVETTO
Полный ассортимент декоров показан ниже, хотя многие образцы не имеют этой окантовки или представляют собой просто подглазурную синюю линию. Ассортимент включает:
- Свитки с красной эмалью
- Одиночные символы шоу или свастики, покрытые красной или золотой эмалью
- Цветочные завитки, покрытые красной эмалью, с или без: —
- Подглазурная синяя летучая мышь и символы И-цзин
- Редкие заросли бамбука и ветки чернослива
- Редкий зеленоватый узор в виде сетки с красными цветами
*PRC*PRC
Граница верхнего обода, внутренняя
На данный момент наиболее распространенной границей верхнего обода является FRET с четырьмя явно различными примерами, показанными ниже
*PRC с штампованной границей. последний, внизу справа)
Некоторые варианты окантовки подгузника показаны в пяти примерах ниже:
Границы свастики (и летучая мышь), ниже
Этот следующий пример из украшенного блюда карпа 1960-х годов, показывающий границу типа раковины, ручка
. Просто простая кольцевая граница
РЕДИТЕЛЬНЫЙ КРАБ.
Ниже приведены два примера окантовки ладов клавиш
Этот пример «Буддийские эмблемы и волнистая линия» является единичным экземпляром
0032
Эта граница имеет несколько вариаций.
Граница подгузника на внешнем верхнем ободе является наиболее распространенной:-
*PRC-штампованная граница
«Три друзья зимы»- бамбук, прун и сосна- или цветы четырех сезонов находятся на предыдущих примерах, иногда в пределах границы подгузника, как показано ниже, все раскрашено вручную.
Эта шестиугольная граница (в Японии она называется узором на спине черепахи, но я не уверен, что это эквивалентно китайскому названию) часто заполняется эмалью доукай.
летучая мышь, символ шоу или цветочный свиток доукай
В двух приведенных ниже примерах показан синий подглазурный простой ключевой лад и типичный разноцветный ключевой лад C20th, последний очень редко встречается на рисовом зерне, особенно с высококачественным доукаем. эмалирование
Эти цветочные завитки с оранжевой камелией (или пионом?) можно найти на обратной стороне блюд и тарелок на рубеже веков. Знаки печати Цяньлун (но поздний Цин/начало C20-го) — это границы жуйи
Эта перекрывающаяся зигзагообразная кайма UB с цветочным завитком из железной красной эмали совершенно уникальна
0032
Существует два основных шаблона: во -первых, буддийские эмблемы со смешным свитком, как показано ниже в диапазоне стилей
, а во -вторых, радиальные листовые узоры, а также в различных стилях
*PRC
На нескольких примерах ниже показаны накладные лепестки лотоса синего цвета под глазурью и многоцветные эмали. 0003
Это уникальный пример пальчикового лайма («Рука Будды») с веточкой листвы. штук)
НАНЕСЕНИЕ ЭМАЛИ DOUCAI И/ИЛИ ЗОЛОТОЙ ЭМАЛИ НА ЛЮБОЙ ИЗ ЭТИХ ЭЛЕМЕНТОВ
В этом разделе есть три большие группы: ряд цветов эмали дукай нанесены в виде цветочных завитков. Диапазон цвета и консистенции/текстуры эмали огромен, как видно из приведенных ниже примеров,
Во-вторых, для выделения «зерен», завитков и цветов, нанесенных золотой, а иногда и зеленой эмалью, используются только железно-красные эмали. Обычно они есть на образцах средней и поздней Республики и даже на изделиях КНР.
*PRC *PRC
В-третьих, и наиболее редко, «зерна» тонко очерчены железно-красной эмалью, а между ними нанесены изящные веточки орхидеи
0032
Эти изделия имеют знак Guangxu, Qianlong или Kangxi UB. Все они украшены прудом с цаплями и лотосами в каветто, и все имеют мотивы «три друга зимы» на внешнем верхнем крае. Другие элементы различаются. Надпись на всех примерах (над листом лотоса в каветто) одинакова:
‘И Лу Лянь Шэн’ или ‘Лотос восходит одной дорогой’, что означает продолжение восхождения (стремление или похвала за высшие официальные посты – перевод от С. Нг, Гётеборг)
РЕЗЮМЕ
Отсюда немного комбинаций! Этот отчет должен был открыть ваш критический взгляд на все возможности, очевидные и более тонкие, этой интересной закономерности. Он не является полностью исчерпывающим, и может быть еще несколько перестановок каждого элемента. Я намеренно не показал, как все эти деконструированные элементы могут быть реконструированы в аутентичные примеры. Это было бы неоценимой помощью для тех, кто хочет сделать копии. Достаточно сказать, что, как и во многих других узорах периода поздней Цин и Республики, существует стандартный набор параметров и комбинаций декора. Те примеры, которые остаются в этих пределах, могут быть легко признаны подлинными. Те, которые этого не делают, нуждаются в более тщательном допросе.
Как всегда с наилучшими пожеланиями,
Микаэла
- Китайская керамика, фарфор династии Цин 1644-1911 1986
ISBN 1-851772-642 Роуз Керр V & A Publications
- The Great Fortune, китайский и японский фарфор 19 го и 20 го века и их предшественники, из коллекции Weishaupt
ISBN 3-00-010306-6 Изд. Джордж Вайсгаупт
Нравится:
Нравится Загрузка…
Узор ивы — Галерея и музей Виктории
Опубликовано: 15 января 2021 г. к Аманда Дрейпер, куратор отдела искусства и выставок в 2021 году
Традиционный ивовый узор (фрагмент)Бело-голубая посуда с ивовым узором считается традиционно британской, ее можно увидеть на тарелках, блюдах и чайных сервизах на комодах и буфетах по всей стране. Узор явно вдохновлен Китаем, и его история, безусловно, начинается там, но нам нужно вернуться в далекое прошлое, чтобы понять, почему.
Кухонный комод с сине-белой посудой, включая большие тарелки с узором Willow Pattern на верхней полке
Китайский фарфор
Тонкая керамика, известная нам как фарфор, была изобретена китайцами около 2600 лет назад. Сделанный из смеси каолиновой глины, он был прозрачного белого цвета, который можно было сделать настолько мелким, что он был почти прозрачным. К 1300-м годам кобальтово-синий пигмент использовался для создания рисунков на изделиях из белого фарфора, и так родились бело-голубые китайские узоры.
Фарфоровая банка китайской династии Мин, около 1600 г. (коллекция VG&M)
Белое золото
Европейцы могли изготавливать керамические изделия только из коричневой глины, поэтому, когда в начале 1600-х годов начали массово импортироваться тонкие бело-голубые изделия из китайского фарфора, они произвели сенсацию. Грузы были настолько ценными, что их называли «белым золотом». Европейские производители пытались воссоздать фарфор, но им не удавалось воспроизвести его смесь из белой каолиновой глины.
Голландская фаянсовая тарелка из глазурованной глины с фигурками в китайском стиле, 1700-е гг. (Коллекция VG&M)
Фаянсовая посуда
Так как они не могли понять, как делать фарфор, британские и голландские производители попробовали другой подход. Они покрывали свою местную коричневую глиняную посуду белой оловянной глазурью, украшенной в основном синими узорами, очень часто с мотивами в китайском стиле. Примерно с 1620 года основным центром производства был город Делфт в Нидерландах, и этот тип сине-белой посуды стал известен как делфтская посуда, где бы она ни производилась. В конце концов, немецкая фабрика в Мейсене открыла секрет производства фарфора с использованием местного каолина в 1710 году, и другие европейские производители быстро последовали за ним, но это не уменьшило тягу к настоящему китайскому фарфору.
Фарфоровый чайник периода Цяньлун, сделанный на экспорт, около 1760 года. Корпус изготовлен и украшен в Китае, затем позолочен в Англии. Он показывает тип дизайна, который вдохновил на создание Willow Pattern (коллекция VG&M)
А как насчет Узора Ивы?
На протяжении всей разработки фарфора продолжалась привлекательность простого сочетания синего мотива с белым. Хотя появилось больше западных дизайнов, узоры на китайскую тематику сохранились. Часто они были сложными, со зданиями, мостами, деревьями, фигурами, птицами и цветочными элементами, расположенными на берегу и окруженными декоративной рамкой. Они были основаны на оригинальных китайских проектах, обычно описываемых как «сцены устья».
Однако не все синие и белые изделия имеют Узор Ивы. Считается, что этот специфический дизайн был разработан Томасом Минтоном для фабрики Томаса Тернера в Коули в Шропшире примерно в 1780 году. Затем Минтон переехал на фабрику Spode в Стаффордшире в 1784 году, и они начали использовать этот дизайн. Willow Pattern имеет набор характеристик. В нем есть пагода, три фигуры на мосту, фигура на лодке, две летящие птицы и, конечно же, плакучая ива.
Блюдо с ранним ивовым узором в форме Devonia от Spode, около 1800 г. (с любезного разрешения Spode Museum Trust)
История узора ивы
Считается, что дизайн был вдохновлен японской сказкой «Зеленая ива» и ее китайскими вариантами, повествующими о двух несчастных влюбленных. Затем, в 1849 году, в журнале «Друг семьи» была опубликована статья под названием «История тарелки с узором из ивы обыкновенной». В нем излагается нарратив, ставший стандартной интерпретацией паттерна.
Иллюстрация и пояснение к узору ивы из Mee & Thompson: The Book of Knowledge (Детская энциклопедия), 1912 г. (Изображение Creative Commons предоставлено Сью Кларк)
История повествует о том, как Кунг-се, прекрасная дочь богатого мандарина, влюбилась в Чанга, своего низкородного помощника. Когда мандарин узнал об этом, он изгнал Чанга и построил большой забор вокруг своей собственности, чтобы не пустить свою дочь и Чанга. Мандарин устроил Кунг-се помолвку с богатым и могущественным герцогом, который прибыл на лодке с шкатулкой с драгоценностями в качестве брачного предложения. Пока Мандарин и Герцог вместе напивались, Чанг ворвался на территорию и сбежал, а Кунг-се забрал драгоценности. Мандарин, герцог и один из его людей бросились в погоню, но пара ушла. В итоге они счастливо жили на далеком острове, где Чанг успешно работал писателем. На самом деле он был слишком успешен, и его слава достигла ушей Мандарина. Он послал своих приспешников на остров, где они убили Чанга и подожгли дом, убив Кунг-се, который был внутри. Боги, видя их бедственное положение, увековечили их в виде двух голубей, которых вы можете видеть летящими вместе на вершине Узора Ивы.
Другие элементы истории, такие как герцог, прибывающий на лодке, трое мужчин, преследующих мост, и даже далекий остров можно увидеть в схеме.
Супница с ивовым узором, найденная в магазинах VG&M. С тех пор он был очищен. Приписывается Риджуэю, около 1910 г.
Узор «Ива» начинает массовое производство
Тем временем керамическая промышленность в Великобритании развивалась очень быстро. В 1756 году здесь, в Ливерпуле, появился способ переноса печатных узоров на простые белые изделия. Он позволял быстро и дешево наносить очень сложные рисунки, такие как Узор ивы, на предметы, обычно на белую или кремовую глазурованную глиняную посуду.
К концу 1800-х годов многие британские керамические компании производили изделия с некоторыми вариантами узора ивы, и он оставался популярным среди покупателей на протяжении 1900-х годов. К сожалению, в настоящее время это менее модно, но компания Churchill в Танстолле, Сток-он-Трент, по-прежнему производит линейку под названием Blue Willow Sandringham.