Узор википедия – узор — Викисловарь

узор — Викисловарь

Слово дня 03 ноября 2008.

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.узо́рузо́ры
Р.узо́раузо́ров
Д.узо́руузо́рам
В.узо́рузо́ры
Тв.узо́ромузо́рами
Пр.узо́реузо́рах

у·зо́р

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -узор- [Тихонов, 1996].

ru.wiktionary.org

Характеристика разных видов орнамента |

 Искусство орнамента очень древнее. Возникло  оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение, оказывающее сильное воздействие на человека, вызывают  цепочки ассоциаций, позволяющие понимать и ценить произведение.Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость  мотива. Для орнамента характерны так же перевод  реальных форм  и предметов  в условные орнаментальные  изображения, высокая  степень декоративного  обобщения, отсутствие  воздушной перспективы (плоское изображение).

Орнамент всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности. Он составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных промыслов, керамике, текстиле.

 Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на три вида: орнамент изобразительный, включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;
орнамент неизобразительный, образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания;
орнамент комбинированный, представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм – с другой.

     

Орнамент классифицируют  1. по изобразительным мотивам: растительный,геометрический, анималистический, антропологический, каллиграфический,фантастический, астральный и т.д.

               2.По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д.

               3.По народной принадлежности: украинский, белорусский,  греческий и т.д.

               4.По изобразительной  форме:плоскостной, рельефный(небольшое возвышение), контрельефный( небольшое углубление  внутрь).
Характеристика  орнаментов по изобразительным мотивам.

Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека (фактура изделий из глины, обработанных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани, спиралеобразные витки, получаемые при плетении веревок).

Технический орнамент

Символический

орнамент возник и сформировался на основе изображений животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, на ткани. Эволюция условных изображений привела к тому, что орнаментальные образы зачастую представляют собой символы. Появившись в Древнем Египте и других странах Востока, символический орнамент и сегодня играет важную роль, например, в геральдике (изображение серпа и молота, двуглавый орел и др).Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов. В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр-волна, круг – солнце и т.п.)

Растительный орнамент-самый распространенный после геометрического. Для него характерны свои излюбленные мотивы, различные для разных стран в разные времена. Если в Японии и Китае любимое растение – хризантема, то в Индии – боб, фасоль, в Иране – гвоздика, в России – подсолнух, ромашка. В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики – чертополох и плод граната, во времена барокко – тюльпан и пион. В 18 веке “властвует” роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис. Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других – более стилизованно, в условной плоскостной форме.

Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, арабских странах, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство.

В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображениями сцен из жизни животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае, Индии, Византии). В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.

Астральный орнамент утверждал культ неба. Основными его элементами были изображения неба, солнца, облаков, звезд. Наибольшее распространение он получил в Японии и Китае.

Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая.

В животном(анималистическом)орнаменте возможны как реалистические, так и более условные, стилизованные изображения птиц, зверей и т.д. В последнем случае орнамент в известной степени приближается к орнаменту фантастическому.
Предметный, или вещный орнамент возник в античном Риме и в дальнейшем широко использовался в эпоху Возрождения, во времена барокко, рококо, классицизма. Содержание предметного орнамента составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Характер  орнамента зависит также  от национальных образов, представлений, обычаев и т.п. Например, орнамент украинцев совершенно отличен от орнаментальных форм арабов.

                                                                               Украинский орнамент                                                                                    
Арабский орнамент

Арабеска от фр. arabesque – арабский) – европейское название орнамента средневекового искусства мусульманских стран. В основе арабески, построенной по геометрической сетке – принцип бесконечного пространственного развития повторяющихся групп орнаментальных мотивов. Арабеска отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление запутанного прихотливого узора. 

                           

Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля.Стиль в искусстве какой-либо эпохи – это исторически сложившееся единство образной системы, средств и способов художественной выразительности. Основу любого стиля составляет единообразная система художественных форм, порожденных идейной и методологической общностью, возникшей в определенных социальных и экономических условиях. При формировании образной системы нового стиля орнамент входит в число наиболее важных составляющих его элементов и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют безошибочно определять принадлежность к данному стилю какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно- прикладного искусства.

По стиливым  особенностям  орнамент  бывает античный, готический, византийский, барочный и т.д

                                                                                      Готический орнамент                                                                                   Орнамент эпохи Возрождения.

     В период Средневековья орнаменты отличались фантастическими и сказочными рисунками, основанными на растительных и животных мотивах. Средневековый орнамент символичен. Природные мотивы трактуются условно и стилизованно. Простые прямолинейные геометрические формы переходят в плетеные криволинейные. Через выработанные декоративно-орнаментальные средства в Средние века опосредованно передавались внутренний мир, состояние и переживания человека, чего не было в древнем искусстве.

       В эпоху Возрождения формируется светская гуманистическая культура, утверждающая ценность человеческой личности. В этот период искусство стремится к ясности и гармонии. В орнаментах широко используются мотивы аканта и дуба, виноградной лозы, тюльпана, расположенных на фоне растительных завитков и узоров. Кроме того, часто изображали животных и птиц в сочетании с обнаженным человеческим телом.

    Орнамент стиля барокко строится на напряженных контрастах, резко противопоставляя земное и небесное, реальное и фантастическое, впрочем как и все искусство барокко. Орнаментика барокко отличается разнообразием и выразительностью форм, пышностью, великолепием и торжественностью. Для нее также характерны декоративность и динамика, преобладание криволинейных форм и асимметрии.

          В начале XVIII в. стиль барокко трансформируется в стиль рококо. Орнамент приобретает легкость, воздушность, подвижность и живописность. Для него характерны ажурные, изогнутые, криволинейные формы, отсутствие ясной конструктивности (излюбленный мотив — раковина).

           В период классицизма в конце XVIII в. происходит пересмотр идеалов античной эстетики. Орнамент вновь приобретает статичность и уравновешенность, ясность и четкость. Он состоит в основном из прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и овалов, становится сдержанным по колорит.

          В начале XIX в. господство классицизма завершается стилем ампир (от франц. empire — империя), который черпает свои художественные идеалы из искусства греческой архаики и императорского Рима. Орнаментике ампира присущи суровость, схематизм, строгость, торжественность и помпезность, а в качестве мотивов используются воинские доспехи и лавровые венки. Характерные цветовые сочетания: алый с черным, зеленый с красным, синий с ярко-желтым, белый с золотом.

           Итак, орнамент каждого периода обнаруживает связь с духовной жизнью общества, архитектурой, декоративным искусством, отражает эстетику эпохи.

Орнаменты по характеру поверхности подразделяются на плоские и рельефные

                                                                              Плоский орнамент.                                                                            Релефный орнамент

В особую группу объединяются те из них, в которых сочетаются рельеф и цвет. Своеобразие имеют рельефные узоры, например резьба по ганчу (среднеазиатская разновидность гипса).  Традиция украшать  жилища резным гипсом существует на территории Средней Азии с  первых веков нашей эры.Прекрасные образцы   такой резьбы можно увидеть в архитектурных  памятниках Хорезма,Самарканда, Бухары.

                                                                                           Резьба по ганчу

Четко выраженный ритм, как и стилизация — основа всех орнаментов. Рапорт(мотив)-повторение одной и той же группы элементов в узоре .

Одно мотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одно мотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр».

                                                                                     Меандр

Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон — сверху и снизу. Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.

Фриз представляет собой орнаментированную композицию, предназначенную для декоративного оформления верхней части стены либо внутри, либо снаружи здания.

Бордюр — это замкнутая композиция имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу. Обычно подчеркивает края какой-либо плоскости или объемной формы.

                                                                           Бордюр на обоях

Кайма тоже представляет собой узорную полосу, обрамляющую плоскость. Широко применяется на скатертях, коврах, блюдах.

                                                                                    Кайма на салфетке

Мотивы сетчатого орнамента равномерно распространяются во все стороны на четкой геометрической основе, напоминающей сетку, откуда и произошло такое название.

                                                                               Сетчатый орнамент

Формы сетчатого орнамента — квадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические. Реже встречаются украшения, где форма сетки образована параллелограммами.Примерами сетчатого орнамента служат занавесочные ткани, туркменские ковры, некоторые виды обоев и т.д.

 

Композиционно замкнутый орнамент представляет собой мотив, заключенный внутри круга, квадрата или многоугольника. 

Вписанный в круг узор носит название розетты.

                                                                                               Розетта

По количеству цветов: монохромный орнамент и полихромный.
Полихромный (от греч. polys – многочисленный и chroa — цвет)- это многоцветный орнамент, в котором  фигурирует вся цветовая  палитра.Полихромный орнамент более популярен, чем монохромный.

                                                                                 Полихромный орнамент

Орнамент выступает в неразрывной связи с другими видами искусства: для украшения интерьера и экстерьера зданий, при создании тканей, мебели, всевозможной утвари и других изделий. Живопись, архитектура, скульптура широко пользуются этой формой декора. Как сложная и специфическая художественная структура, орнамент чаще всего составляет неотъемлемую часть предмета, подчеркивает его архитектонические особенности.

www.tvorchistvo.ru

Что такое узор? История появления, глубинный смысл :: SYL.ru

Со времен верхнего палеолита люди украшали одежду, посуду, жилища причудливыми линиями и фигурами. Сменялись тысячелетия, но эта традиция оставалась незыблемой. До сих пор мы носим одежду в шотландскую клетку, клеим обои с «огурцами», покупаем посуду, расписанную под хохлому или гжель. Так что такое узоры и какую важную роль они выполняли на протяжении долгого времени?

Определение

Чтобы узнать, что такое узор, заглянем в словарь. В нем указано, что под этим словом подразумевается рисунок, в котором сочетаются линии, цвета, тени. Причем он не обязательно должен быть рукотворным. Яркий пример тому — зимние узоры на окне в морозный день.

Исторически слово происходит от таких лексем, как «зреть», «узреть». В древнерусском языке они означали не только «увидеть», но и «постигнуть суть». Отсюда идут выражения «зреть в корень», «зрелый человек». Узоры наши предки создавали для передачи важнейшей духовной информации. Этим объясняется их нанесение на скрытые части предметов: дно, оборотную сторону.

Через узоры рассказывали об устройстве мироздания, вечных ценностях. Часто они выполняли функцию оберега. Именно поэтому их вышивали по краям одежды, в области сердца и т. д. Нередко узоры раскрывали окружающим информацию о социальном положении своего владельца, его семье, тотемном животном. Когда же люди желали обратить внимание на графическую красоту рисунка, они использовали другое слово — «украс».

Орнамент

Мы выяснили, что такое узор. Однако в русском языке есть еще одно слово — орнамент. Оно появилось намного позже и ведет свое происхождение от латинского ornamentum («украшение»). Этим понятием стали обозначать особый вид узоров, основанный на ритмичном чередовании символов. В основе орнамента лежит «раппорт» (с французского — «отклик, возвращение»). Так называют повторяющуюся часть узора.

Когда-то орнаменты выполняли магическую функцию, защищая людей от враждебных сил. Зло в древности ассоциировалось с хаосом, беспорядком. Считалось, что именно в таком бесформенном состоянии пребывал мир, пока творец не создал упорядоченный космос. Нанося орнамент, люди уподоблялись богам. Они гармонизировали пространство, выстраивая символы в определенном порядке, и создавали тем самым оберег от злых духов.

Основные мотивы

Орнаменты могут состоять из самых разнообразных элементов. Выделяют:

  • Геометрические узоры, включающие в себя линии, точки, звезды, ромбики, круги, кресты и другие абстрактные фигуры. Такие рисунки являются самыми ранними. Их находят на предметах быта, созданных 17-12 тысяч лет назад.
  • Растительный орнамент, в котором чередуются цветы, плоды, листья и ветви.
  • Зооморфные изображения, где стилизуются реальные или мифические животные.
  • Антропоморфный орнамент, изображающий фигурки людей или отдельные части тела.
  • Предметные узоры, восходящие ко временам Древнего Рима. В таком орнаменте в качестве мотивов используется оружие, музыкальные инструменты, предметы быта.
  • Каллиграфический узор, когда на поверхность наносятся буквы и слова. Широко распространен такой орнамент в Японии, Китае.
  • Пейзажные рисунки. Небесные тела, явления природы также часто украшают японские и китайские текстильные изделия.

Универсальные символы

Узоры в народном стиле отличаются не только красотой. Они несут в себе информацию об основах мироздания. Самые древние мотивы появляются в орнаментах разных народов, населяющих нашу планету. Рассмотрим некоторые из них.

  • Круг изначально связан с небесными светилами: солнцем, луной. Это идеальная форма, символизирующая собой цельность, единство, бесконечность, повторяемость. Как времена года идут друг за другом, так и в жизни все рано или поздно вернется на круги своя.
  • Спираль — это мировой код, в соответствии с которым происходит развитие всего в нашей вселенной.
  • Крест — соединение двух противоположных начал, которые сливаются друг с другом в центре.
  • Ромб — символ плодородия, хорошего урожая и женского начала. Часто его можно увидеть на свадебной одежде невесты.
  • Свастика встречается во всех культурах, очень много таких символов среди русских узоров. Она отображает вращение мироздания вокруг сакрального центра. Свастика символизирует благополучие и созидание.

Традиционные русские узоры

Наши предки издревле украшали орнаментом одежду, посуду, белье, мебель, отдельные части построек. В узорах преобладают символы плодородия и охранные знаки, связанные с различными стихиями. Большое значение имел используемый цвет.

  • Красный считался красивым, его связывали с огнем, солнцем. Он также оберегал жизнь.
  • Белый — цвет чистоты, защита от темной силы.
  • Синий — символ воды, бескрайнего неба и силы. Им вышивали мужскую одежду.
  • Зеленый ассоциировался с лесом, помощью природных стихий.
  • Черный — плодородная земля. Мы видим его на женской одежде, он защищает материнство.

На каждый случай у русского народа были предусмотрены свои орнаменты, выполняющие роль заклинаний.

Современные узоры

В настоящее время нас по-прежнему окружают орнаменты, хотя их сакральный смысл постепенно забылся. Мы больше восхищаемся внешними формами элементов, красивыми сочетаниями цветов. В моде этнические орнаменты — шотландская клетка, «гусиные лапки», «индийский огурец», дамаск и т. д. Рукодельницы вяжут свитера, варежки и шарфы, используя норвежские зимние узоры (снежинки, олени, звездочки).

Современные дизайнеры отводят орнаменту важную роль, так как он способен преобразить поверхность. В интерьере с его помощью можно зрительно уменьшить или увеличить помещение, создать ощущение устойчивости или воздушности, изогнутости либо закругленности.

Большинство из нас не осознает в полной мере, что такое узоры. А ведь они по-прежнему гармонизируют пространство вокруг, одновременно доставляя нам эстетическое удовольствие. Обратите внимание на рисунок обоев, декор постельного белья и посуды. Возможно, именно они делают наше жилье уютным и отгоняют прочь дурные мысли?

www.syl.ru

Искусство украшать жизнь, или Что такое узор

Человеку свойственно ценить прекрасное, и он всегда стремился привносить его в свою жизнь. Для этого на простые повседневные предметы наносились повторяющиеся точки и линии, а затем и более сложные узоры и орнаменты. С древних времен и до наших дней прошло множество столетий, но и сегодня рисунки с повторяющимся ритмом окружают нас и украшают наш дом и одежду. Что такое узор и орнамент, чем они похожи и какие между ними различия? Постараемся ответить на все эти вопросы.

Узор — что это такое?

Сразу следует отметить, что слово «узор» появилось в русском языке значительно раньше заимствованного из латыни «орнамента». И, стремясь подчеркнуть декоративную функцию, узор называли «украсом». Итак, что такое узор?

Это рисунок, в котором краски, линии и тени, переплетаясь, создают изображение. Создать его может не только человек: природа ежедневно демонстрирует свои возможности, достаточно вспомнить потрясающие морозные узоры на окнах.

Таким образом, ответить на вопрос о том, что такое узор, можно так: это рисунок, части которого могут располагаться произвольно. Как только элементы узора упорядочиваются и систематизируются, появляется орнамент.

Орнамент

Понятие «орнамент», в оригинале обозначавшее украшение, попав в русский язык, приобрело несколько иное значение. Сегодня под орнаментом понимается узор, выстроенный из ритмично чередующихся в определенном порядке повторяющихся мотивов или элементов. Используются орнаменты и узоры для украшения разнообразных предметов и одежды, внутреннего и внешнего декорирования различных построек и даже человеческого тела в виде татуировок.

А зачем они нужны?

На протяжении веков человечество создавало и использовало узоры и орнаменты не только с целью украсить свою обыденную жизнь. Во многих культурах народов мира считается, что особые декоративные изображения, нанесенные на одежду или дом, способны защитить человека от различных негативных воздействий и привлечь к нему удачу. В прежние времена по тому, какие рисунки, узоры или орнамент украшали одежду человека, можно было получить информацию о его семейном положении, социальном статусе и профессии. В современном европейском мире они не наполнены столь глубоким информационным содержанием, и зачастую мы просто не знаем о том, что такое узор или орнамент, какую смысловую нагрузку они несут. В некоторых восточных странах, например, Индии или Таиланде, орнаменты в сочетании с цветом одежды несут большой объем информации о человеке, его социальном статусе и семье, а узоры, например, в искусстве мехенди, способны изменить судьбу человека.

Классификация по мотивам

Все орнаменты, созданные человечеством на протяжении веков, можно разделить на отдельные группы, по основному, используемому в них, мотиву:

  1. Геометрические, составленные из абстрактных форм, таких как точки и различные виды линий и геометрических фигур различной сложности.
  2. Растительные, в которых используются стилизованные изображения листьев, цветов и плодов в различных комбинациях.
  3. Анималистические или зооморфные, в которых изображают стилизованных или вовсе фантастических птиц и зверей.
  4. Антропоморфные, используют изображения фигур или части тел людей обоих полов.

Все эти виды могут комбинироваться между собой в различных сочетаниях, например, геометрических форм и растительных мотивов, как в арабесках.

Классификация по форме построения

Выделяют следующие виды орнамента:

  • Ленточный, создаваемый повторением одного или нескольких элементов в полосе.
  • Непрерывный (сетчатый) выстраивается для плоскостей, которые в теории не имеют ограничений, например, для тканей. Повторение его элементов возможно бесконечно.
  • Центрический или композиционно замкнутый, используется для декорирования различных предметов, располагая повторяющиеся элементы вокруг объединяющего их общего центра.

Орнаменты и узоры имеют многовековую историю, но и по сей день они активно используются для украшения одежды, человеческого жилища и окружающей его предметной среды.

fb.ru

Чем отличается узор от орнамента

Красивый узор или орнамент всегда притягивает внимание. Предметы с таким рисунком на поверхности выглядят интересно и привлекательно. Но какие особенности характерны для каждого из видов изображения и чем отличается узор от орнамента? Об этом пойдет речь дальше.

  • Общие сведения
  • Сравнение

Общие сведения

Узор, согласно определению, – это изображение, состоящее из линий, а также красок и теней. Корни этого слова идут от «узреть, зреть», что, в свою очередь, означает «глядеть на что-то, созерцать». Создавать узоры люди пытались еще в глубокой древности, нанося на поверхность предметов точки и простые линии. Со временем от примитивных набросков умельцы перешли к настоящим художественным шедеврам. Надо сказать, что в старину узоры также назывались украсами. Так люди подчеркивали свойства подобных изображений – их красоту, приятный для глаз вид.

Узор

Орнамент – понятие более узкое. Это тоже узор, но со своими особенностями. Произошедшее от латинского ornamentum, это слово стало употребляться в русском языке поздней, чем «узор». Перевод звучит как «украшение», что указывает на главную, декоративную, функцию орнамента. Наноситься такое изображение может на предметы одежды, утварь, архитектурные сооружения и даже на тело человека (татуировки).

Орнаментк содержанию ↑

Сравнение

Итак, не всякий узор определяется как орнамент. Существует один ключевой признак, на который следует опираться, и он хорошо просматривается при визуальном сравнении изображений. В чем разница между узором и орнаментом? Она заключается в том, что части узора могут иметь произвольное расположение, а в орнаменте обязательно присутствует чередование фрагментов, их упорядоченность. У повторяющейся части любого орнамента есть свое название – раппорт.

По характеру мотивов орнаменты разделяются на геометрические, представляющие собой последовательность абстрактных форм:

Антропоморфные, с изображенными фигурами людей:

Зооморфные, стилизующие животный мир:

Растительные, составленные из изображений цветов, плодов и прочего:

Кроме организованности элементов, отличие узора от орнамента состоит в том, что узор может быть создан не только человеком, но и природой. Классический пример – чарующие завитки на окнах, которые можно наблюдать в морозные дни. Орнамент же всегда является творением человека. Расположение элементов такого изображения тщательно продумывается. А воплощение замысла художника нередко происходит с помощью специальных машин.

thedifference.ru

Узор Википедия

Орнамент на здании

Орна́мент (лат. ornamentum «украшение») — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).

Орнамент, связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.

История возникновения[ | ]

Точное время возникновения орнамента неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы теряли свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Большое значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности. Не только ритм, свойственный многим процессам жизнедеятельности человека и природным явлениям, но и другие закономерности, несомненно, были отражены в орнаментальных мотивах: закон равновесия, когда одно может быть равно множеству, тройственность мира, невероятно значимое явление в мироощущении древних, присутствующая в орнаментальном знаке, имеющем центр, среднюю часть и периферию. Орнамент, в конечном счете, послужил началом символического описания мира, что отражено в исследованиях Х. Э. Керлота.

Возникновение орнамента уходит своими корнями вглубь веков, впервые его следы запечатлены в эпоху палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему, поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Несомненно, также, что орнаментальная история имеет свои константы, знаки, которые, не изменяясь со временем, принадлежат различным культурам, стилям и культурным эпохам. К таким знакам относится, например, колесо. Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи (альпона)- орнаментальный рисунок — молитва.

Виды орнамента[ | ]

К числу формальных особенностей орнамента относится декоративная стилизация, плоскостность, органическая связь с несущей орнамент поверхностью, которую он всегда организует, нередко выявляя при этом конструктивную логику предмета. По характеру композиции, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях. Это связано с обусловленной формой декорируемого

ru-wiki.ru

Орнамент Википедия

Орнамент на здании

Орна́мент (лат. ornamentum «украшение») — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).

Орнамент, связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.

История возникновения[ | ]

Точное время возникновения орнамента неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы теряли свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Большое значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности. Не только ритм, свойственный многим процессам жизнедеятельности человека и природным явлениям, но и другие закономерности, несомненно, были отражены в орнаментальных мотивах: закон равновесия, когда одно может быть равно множеству, тройственность мира, невероятно значимое явление в мироощущении древних, присутствующая в орнаментальном знаке, имеющем центр, среднюю часть и периферию. Орнамент, в конечном счете, послужил началом символического описания мира, что отражено в исследованиях Х. Э. Керлота.

Возникновение орнамента уходит своими корнями вглубь веков, впервые его следы запечатлены в эпоху палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему, поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Несомненно, также, что орнаментальная история имеет свои константы, знаки, которые, не изменяясь со временем, принадлежат различным культурам, стилям и культурным эпохам. К таким знакам относится, например, колесо. Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи (альпона)- орнаментальный рисунок — молитва.

Виды орнамента[ | ]

К числу формальных особенностей орнамента относится декоративная стилизация, плоскостность, органическая связь с несущей орнамент поверхностью, которую он всегда организует, нередко выявляя при этом конструктивную логику предмета. По характеру композиции, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях. Это связано с обусловленной формой декори

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *