Валерий чкалов биография: Биография Валерия Павловича Чкалова

Содержание

Биография Валерия Павловича Чкалова

Биография Валерия Павловича Чкалова

Детство

Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василево (ныне город Чкаловск).

Его отец, Павел Григорьевич, работал котельщиком в Василевских казенных мастерских (ныне Чкаловская судоверфь). Здесь строились и ремонтировались суда технического флота.

С семи лет Валерий пошел учиться в сельскую Василевскую начальную школу. В 1916 году по окончании школы отец направляет его на учебу в Череповецкое техническое училище. Однако закончить его Валерию не удалось. В 1918 году училище было временно закрыто.

Валерий вернулся в Василево, стал работать подручным у отца. С наступлением навигации он поступил на работу кочегаром на землечерпательную машину.

 
Служба в авиации 

В 1919 году Валерий Чкалов работал кочегаром на пароходе «Баян» на Волге и тогда впервые увидел самолёт. После этого он, уволившись с парохода, в том же году ушёл служить в Красную Армию. Его направили слесарем-сборщиком самолётов в 4-й Канавинский авиационный парк в Нижнем Новгороде.

В 1921 году настойчивыми просьбами Чкалов добивается путевки в Егорьевскую авиационную теоретическую школу.

После её окончания в 1922 году был направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, окончил её в 1923 году.

В 1923 – 1924 годах он проходил обучение и в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа, а затем в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя.

В июне 1924 года военный летчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью им. П. Н. Нестерова. Служба в эскадрилье — важный, интересный, хотя и беспокойный период в жизни Чкалова. К тому времени он уже зарекомендовал себя как человек бесстрашный, настойчивый. Один за другим Чкалов совершает рискованные, дерзкие полеты.

Эти полеты неуставные. Чкалов получает дисциплинарные взыскания, отстраняется от полетов.

Однако эти полеты молодого Чкалова не были безрассудными и бесцельными. Он искал новых путей в совершенствовании техники пилотирования. Он стремился взять от самолета все, что тот мог дать.

В 1927 году он был направлен в Москву как лучший летчик Ленинградской авиаэскадрильи для участия в параде в честь 10-й годовщины Октябрьской революции. За блестящее летное мастерство получил благодарность в приказе наркома обороны К. Е. Ворошилова.

В 1927 году Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В марте 1928 года он переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью, жена с сыном Игорем остались в Ленинграде.

В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР приговорён к одному году лишения свободы, а также был уволен из Красной Армии.

Отбывал наказание недолго, по ходатайству Я. И. Алксниса и К. Е. Ворошилова менее чем через месяц наказание было заменено на условное и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы.

В начале 1929 года Валерий вернулся в Ленинград к семье. Он поступает на работу в Ленинградский Осоавиахим.

Лётно-испытательная работа

В ноябре 1930 года Чкалов был восстановлен в воинском звании и направлен на работу в московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА.

За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов.

В 1932 году НИИ ВВС был переведён с Ходынского поля в Москве на аэродром в районе города Щёлково Московской области. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью. 45 самолётов летели колонной по три машины в ряд, а во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управляемый экипажем Валерия Чкалова.

В январе 1933 года В. П. Чкалов был назначен на работу летчиком-испытателем Московского авиационного завода им. Менжинского. Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 (биплан) и И-16 (моноплан) конструкции Поликарпова. Он также принимал участие в испытаниях истребителей танков «ВИТ-1», «ВИТ-2, а также тяжёлых бомбардировщиков «ТБ-1», «ТБ-3», большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки.

5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина.

Рекордные перелёты

Осенью 1935 года лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт. Однако первоначально экипажу было дано разрешение на перелет по маршруту Москва — Петропавловск-на-Камчатке. Началась подготовка экипажа и самолета к полету.

Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров.

За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2 (сейчас находится в музее в Чкаловске). Об исключительной важности этого перелёта для своего времени говорит то, что И. В. Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся самолёт. С этого момента Чкалов приобрёл всенародную известность в СССР.

В этом же, 1936-м году В. П. Чкалов и его соратники принимали участие во Всемирной Парижской авиавыставке. Там были представлены советские самолеты АНТ-25, ЦКБ-15 и ПС-35.

Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в сложных условиях, но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в городе Ванкувер, штат Вашингтон, США. Протяжённость перелёта составила 8504 километра. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.

12 декабря 1937 года Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск.

И. Сталин лично предложил Чкалову занять должность Наркома НКВД, но он отказался и продолжал заниматься лётной испытательной работой.

 

Гибель Чкалова

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме.

У самолета отказал мотор, когда летчик уже шел на посадку. Валерий Павлович старался, прежде всего, спасти самолет. Кроме того, он опасался, что самолет упадет на жилые дома. Трагедия оказалась неминуемой.

Похоронен Валерий Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене.

Вблизи места катастрофы самолёта Чкалова установлен памятный камень. 

Чкалов погиб, но за свою короткую жизнь он сделал очень многое. Как летчик-истребитель он внедрил в авиации свою, чкаловскую, наступательную тактику ведения воздушного боя. Как летчик-испытатель он испытал и дал путевку в жизнь лучшим в мире самолетам-истребителям. Наконец, два дальних беспосадочных перелета, совершенных под его командованием, навсегда вошли в историю отечественной и мировой авиации. 

Самолет-истребитель И-16 доставил и конструктору Поликарпову, и летчику Чкалову немало хлопот. Модель была принципиально новой, самолет в воздухе вел себя капризно, был неустойчив на виражах, часто срывался в штопор.

Но самолет был все-таки пущен в серийное производство, и в этом прямая заслуга В. П. Чкалова.


биография, фото, личная жизнь, подвиг и гибель летчика

О персоне

Деятельность:

летчик

Место рождения:

с. Василёво, Нижегородская губерния, Российская империя

Дата рождения:

2 февраля 1904 г.

Умер:

15 декабря 1938 г. (в 34 года)

Рост:

164 см

Знак Зодиака:

Водолей

Образование:

Оренбургское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков

В браке с:

Орехова Ольга (1927-1938 гг.)

Дети:

Ольга Чкалова, Валерия Валерьевна Чкалова, Игорь Чкалов

 

Валерий Чкалов — биография

Валерий Павлович Чкалов — герой Советского Союза, выдающийся русский летчик-испытатель. Наибольшую известность в отечественной истории получил как командир экипажа самолета, который без промежуточных посадок долетел из Москвы через Северный полюс в Соединенные Штаты Америки, город Ванкувер.

Валерий Павлович был эталоном советского человека. Будучи выходцем из простой рабоче-крестьянской семьи, на свет он появился в имперские времена, когда монархия еще существовала. Из-за простого, незнатного происхождения добиться высоких достижений он бы не смог.

После смены социального строя Чкалов много и упорно трудился, учился, благодаря чему сумел стать летчиком и выдающимся человеком.

Образ Валерия Чкалова много лет использовали как пример для подражания. После легендарного перелета, он стал кумиром миллионов в Советском Союзе. Кроме того, пилот получил широкую известность за пределами страны.

Жизнь бесстрашного летчика и патриота СССР окончилась трагически во время испытания одного из самолетов. Заслуги пилота не забыли. Его многократно увековечили. Именем Валерия Павловича названы населенные пункты. Также можно найти улицы, районы, напоминающие о выдающемся человеке.

Содержание

Ранние годы

Валерий Павлович Чкалов появился на свет 2 февраля 1904 по новому стилю. Место рождения — село Василёво Нижегородской губернии. Молодой человек был самого простого, неродовитого происхождения.

Отца мальчика звали Павлом Григорьевичем. Он работал котельщиком, дома бывал очень редко, много времени отдавал полезному труду. Мать будущего пилота-испытателя — Ирина Ивановна. Не работала, вела домашнее хозяйство. В 1910 году скончалась. На тот момент мальчику было всего 6 лет от роду.

Валерий Чкалов в детстве

Когда подошло время, Валерия Павловича отправили учиться в василевскую школу. Тут он получил начальное образование. По информации источников того времени, академическими успехами летчик не блистал. Однако отличался уравновешенностью, спокойным характером. Хорошо усваивал точные науки, а также мог похвастаться крепкой памятью и трудолюбием. Эти качества помогли будущему пилоту добиться больших высот.

В 1916 году молодой человек окончил школу и поступил в Череповецкое техническое училище. Получить специальность в спокойном темпе ему, однако, не удалось. Вскоре из-за нехватки ресурсов и преподавателей заведение закрылось. Молодой человек вернулся в родное село.

С 1918 он работал молотобойцем под руководством отца. А затем устроился кочегаром на пароход.

Начало деятельности в авиации

О службе в воздушных силах Валерий Павлович не помышлял. Однако все изменилось, когда он своими глазами в 1919 увидел самолет. Молодой человек загорелся желанием связать жизнь с авиацией.

Еще сильнее эта мысль укрепилась после приезда в Нижний Новгород и знакомства с земляком Владимиром Фролищевым, который занимался обслуживанием самолетов в авиационном парке.

В 15 лет по совету односельчанина Чкалов вступил в ряды Красной Армии. Вскоре его направили учеником сборщика в этот же авиапарк. Будущий летчик проявил себя с лучшей стороны.

С 1921 по 1924 годы он усердно учился в специализированных заведениях, где осваивал военные специальности, готовился к самостоятельной летной деятельности. Первый опыт управления самолетом испытатель получил в 1923 году.

Курсант В. Чкалов (крайний справа) у самолета У-1

После окончания учебы в 1924 г. молодой пилот поступил в эскадрилью истребителей в Ленинград. На службе проявил себя дерзким и отчаянным сорвиголовой, за что неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности.

Сумасбродство летчика не нравилось руководству. Однако выговоры и наказания на пилота не действовали. Порой проблемы доходили до крайности. Так, в 1925 Чкалов Валерий Павлович был осужден трибуналом к году лишения свободы. Он явился на службу в пьяном виде, прилюдно оскорбил и ударил командира. Позже наказание смягчили, ограничившись 6-ю месяцами.

Вскоре пилот смог реабилитироваться. Менее чем через 2 года будущего героя Советского Союза отправили на повышение квалификации в Липецк. В то время в городе учились немецкие летчики. На показательных выступлениях Чкалов занял 1-е место.

Пролет Чкалова под мостом на истребителе

В том же 1927 году, зимой Валерия Павловича перевели в Брянскую авиационную бригаду. Однако долго служить ему не пришлось. Во время одного из групповых полетов из-за ошибки руководства Чкалов потерпел аварию. Суд решил переложить вину только на летчика, оставив за кадром неграмотные действия командования.

Военный трибунал 1928-го приговорил пилота к году лишения свободы. Кроме того, его уволили из рядов Красной Армии. К счастью, за Чкалова заступились К. Ворошилов и Я. Алкснис.

В реальном заключении летчик провел всего месяц. Оставшаяся часть наказания была заменена на условную. Чкалов вышел из брянской тюрьмы.

С 1929 по ноябрь 1930 числился в запасе. Трудился летчиком-инструктором, преподавателем в Осоавиахиме.

Летно-испытательная работа

После недолгого «изгнания» в 1930 В.П. Чкалов вернулся в военные силы и стал работать в Научно-исследовательском институте ВВС. За 2 следующих года опытный профессионал совершил более 800 полетов, успел познакомиться с пилотированием 30-и самолетов.

Он принимал участие в проверке экспериментальных моделей. Например, именно Чкалов управлял воздушным авианосцем. На его плечи выпало испытание огромного бомбардировщика, который нес на борту несколько истребителей.

Валерий Чкалов с матерью

В 1932-м году научно-исследовательский институт перевели из Москвы в Щелково, расположенное неподалеку. Изначально простое перебазирование превратилось в первый парад Военно-воздушных сил Советского Союза. Валерий Чкалов участвовал в этом событии. Он с экипажем пилотировал тяжелый бомбардировщик ТБ-3. Вскоре в жизни летчика начался новый период.

Зимой 1933 года в биографии Валерия Чкалова случается очередное изменение. Он увольняется из рядов Красной Армии и уходит в запас. Умелого специалиста направляют работать на Авиационный завод №39.

Здесь он совместно с товарищем по службе Александром Анисимовым занимался опытным пилотированием новейших истребителей и самолетов конструкции Поликарпова.

Среди них были такие модели, как И-15, И-16, а также тяжелые бомбардировщики ТБ-1, 3. Через руки Валерия Павловича прошли десятки, если не сотни образцов новейшей техники. Полеты были экспериментальными, а потому очень опасными.

Валерий Чкалов и летчик Александр Анисимов

Пилот проявлял большое мужество. Благодаря в том числе его стараниям страна смогла догнать зарубежных конкурентов и обеспечить воздушную безопасность, которая очень скоро подверглась серьезной проверке.

Старания летчика-испытателя Валерия Чкалова не прошли даром. Совместно с конструктором Поликарповым он был награжден орденом Ленина.

Рекордные перелеты

Будучи человеком изобретательным и неординарным, еще в начале 30-х годов испытатель стал автором нескольких новых фигур высшего пилотажа: замедленной бочки и восходящего штопора. Однако на этом его достижения не закончились.

В 1935 году военный пилот Г. Байдуков, коллега Чкалова, предложил ему совершить перелет из Москвы в США через Северный полюс. Задумка была не уникальной.

Незадолго до этого поставить подобный же рекорд попытался авиационный экипаж Леваневского. Однако перелет был завершен раньше времени из-за неисправности машины.

Летчик Сигизмунд Александрович Леваневский

В 1936 штурман Беляков, а также испытатели Байдуков и Чкалов обратились к чиновникам с предложением совершить новый перелет. Ответил сам Сталин. Вождь опасался очередной неудачи, потому назвал более простой маршрут — из Москвы и Петропавловск-Камчатский.

20 июля 1936 года экипаж начал свой путь. Перелет на Дальний Восток занял целых 56 часов и окончился успешно. Конечной точкой стал остров Чкалова (Удд). 10 августа Сталин лично встречал храбрых летчиков на аэродроме в Щелково.

Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелёта на Дальний Восток. Щёлковский аэродром, 10 августа 1936 г.

Членов экипажа удостоили звания Героя Советского Союза, а также наградили орденом Ленина. Событие было важно еще и с точки зрения идеологии. Высшее руководство не преминуло воспользовался достижением летчиков.

Вскоре о подвиге русских пилотов узнала не только вся страна, но и мир. Чкалов в одночасье оказался всенародным любимцем, которого уважали все.

 

Рукопожатие через полюс (1975)

Валерий Павлович не стал останавливаться на достигнутом. Пользуясь заслуженным доверием, он вновь обратился к руководству с просьбой провести полет в Штаты. 18 июня 1937 года на самолете АНТ-25 экипаж начал новый перелет.

Путь оказался не в пример труднее того, который летчики прошли до этого. Мешали плохие погодные условия, минимальная видимость. Пилоты сталкивались с обледенением.

Полет закончился 20-го июня. Экипаж совершил посадку в Ванкувере, штат Вашингтон. Дорога вела через Северный полюс, общая протяженность пути составила 8 с половиной тысяч километров. Это был настоящий рекорд.

В Соединенных Штатах пилотов встретили радушно. Летчиков приветствовали посол СССР Александр Трояновский и сам Джордж Маршалл, который в будущем стал генералом и государственным секретарем.

Байдуков, Чкалов, полпред СССР Трояновский и Беляков после приёма у президента США Рузвельта в Белом доме. 28 июня 1937 г.

Подвиг Валерия Чкалова и экипажа отметили орденами Красного Знамени. Вскоре опытный пилот стал депутатом Совета Национальностей. В декабре 1937, еще при жизни летчика, люди из Василева просили переименовать село в честь выдающегося земляка. Власти на это охотно пошли.

Перелёт, ставший легендой. Валерий Чкалов

Трагическая гибель пилота

Опасности подстерегали Чкалова практически с самого начала службы. Такова была профессия летчика-испытателя. Он несколько раз попадал в аварии. Серьезная катастрофа произошла в начале октября 1937.

По заданию руководства НИИ Чкалов должен был протестировать модификацию самолета И-16 на максимальной скорости. Однако в ходе пилотирования выяснилось, что мотор машины неисправен. Валерию Павловичу пришлось срочно приземляться.

Посадка была очень жесткой. Самолет потерпел катастрофу, сам же летчик получил травмы, но к счастью остался в живых.

Депутаты Верховного Совета СССР писатель А. Н. Толстой, летчик В. П. Чкалов и актер И. М. Москвин. 1938 г.

В самом начале декабря 1938 Чкалова вызвали для пилотирования нового самолета И-180. Это событие стало в жизни летчика роковым.

Изначально с машиной было много проблем и сложностей. Дату завершения работ над ней несколько раз переносили. Заканчивали создание в огромной спешке.

Истребитель И-180

Конструкторы планировали сдать самолет к новому году. В начале декабря машину осталось только протестировать. Однако как показали испытания на земле, а также инженерные изыскания, в конструкции было почти две сотни изъянов.

Поликарпов протестовал против такого риска. Однако его не стали слушать и отстранили от работы. План экспериментального пилотирования И-180 подразумевал целый ряд этапов. Чкалов отвечал за самую первую: сделать несколько кругов на местности над Центральным Аэродромом при выдвинутом шасси.

Несмотря на сложные погодные условия, полет шел отлично. Однако в последний момент самолет задел электрические провода, повредился крылом о столб и потерпел аварию. Чкалова выкинуло из кабины. Летчик сильно ударился головой о металлическую арматуру. Прибывшие на место рабочие погрузили пилота в машину и отвезли в больницу.

Самолет, на котором разбился Валерий Чкалов

Валерий Чкалов погиб в клинике им. Боткина 15 декабря 1938 года от тяжелой травмы головы. Руководители авиационного завода, которые были причастны к испытаниям, получили большие тюремные сроки за то, что сознательно допустили полет машины с огромным числом неисправностей.

Впрочем, это не единственная версия смерти Чкалова. Как рассказывала его дочь, катастрофа была хорошо спланированным мероприятием за которым стояли Л. Берия и сам Сталин. Именно они подвели летчика к смерти, свалив вину на исполнителей в лице руководства авиазаводом. Так это или нет — точно не известно.

Похороны героя Советского Союза прошли в Москве.

Кремлёвские похороны. Валерий Чкалов

Личная жизнь

Выдающийся летчик был женат один раз. Супругой пилота была Ольга Эразмовна Орехова (в девичестве). Брак был заключен в 1927 году. Вскоре от совместной жизни на свет появилось трое детей.

Сына звали Игорь. Отчасти он пошел по стопам знаменитого родителя. Служил в войсках. Придерживался версии, что его отца убрали недоброжелатели. Дочери — Ольга и Валерия.

В. Чкалов с женой и детьми

Личная жизнь Валерия Чкалова была спокойной и размеренной. Хотя по роду службы ему много раз приходилось оставлять супругу и детей.

Ссылки
  • Страница в википедии

Валерий Чкалов. Жил был лётчик (2014)

Валерий Чкалов — Биография — КиноПоиск Советский летчик-испытатель, комбриг (1938), Герой Советского Союза (1936). Командир экипажа самолета, совершившего первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон) в 1937 году. В 1919 году Валерий Чкалов впервые увидел самолет и, страстно мечтая об авиации, уехал в Нижний Новгород, где познакомился с односельчанином Владимиром Фролищевым, работавшим бригадиром сборки самолетов в 4-м Канавинском авиапарке. По его совету Валерий в 15 лет пошел добровольцем в Красную Армию и начал работать учеником слесаря. В 1921 января Чкалов получил направление на учебу в Егорьевское военно-теоретическое училище ВВС.

После ее окончания в 1922 году был направлен для дальнейшего обучения в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, где совершил свой первый самостоятельный полет на самолете Авро 504. По окончании училища, в 1923-1924 годах, в соответствии с тогдашней практикой подготовки военных летчиков, прошел обучение в Московской военной авиационной школе высшего пилотажа, где освоил боевые самолеты (истребители «Мартинсайд» и «Юнкерс»). Затем учился в Серпуховском высшем авиационном училище стрельбы, бомбометания и воздушного боя. 19 июня24 февраля военный летчик-истребитель Чкалов был направлен на службу в Ленинградскую Краснознамённую истребительную эскадрилью имени Нестерова (Комендантский аэродром). Широко известен случай, когда Чкалов пролетел под Равенским (Троицким) мостом в Ленинграде. Для фильма «Валерий Чкалов» этот полет совершил летчик Евгений Иванович Борисенко. В 1926 г. 1-я Краснознамённая истребительная авиационная эскадрилья была передислоцирована с Комендантского аэродрома на аэродром Троцк (ныне Гатчина), где Чкалов служил с 1926 по 1928 гг.
27 лет Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В марте 1928 года его перевели на службу в 15-й Брянский авиаотряд, а жена и сын Игорь остались в Ленинграде. В ноябре 1930 года Чкалов был восстановлен в воинском звании и направлен на работу в Московский НИИ ВВС Красной Армии. За два года работы в НИИ совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов. 3 декабря 1931 года Чкалов участвовал в испытаниях авианосца (авианосца), представлявшего собой тяжелый бомбардировщик, несущий на своих крыльях и фюзеляже до пяти истребителей. В 1932 года НИИ ВВС был переведен с Ходынского поля в Москве на аэродром под городом Щелково Московской области. Переезд из рядового мероприятия превратился в первый в СССР воздушный парад с пролетом над Красной площадью. 45 самолетов летели колонной из трех машин подряд, а во главе шел бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управляемый экипажем Валерия Чкалова. С января 1933 года Валерий Чкалов снова в строю и переведен на работу летчиком-испытателем на Менжинский Московский авиационный завод № 39. . Вместе со своим старшим товарищем Александром Анисимовым он испытал новейшие истребители 1930-х годов И-15 (биплан) и И-16 (моноплан) конструкции Поликарпова. Принимал участие в испытаниях истребителей танков «ВИТ-1», «ВИТ-2», а также тяжелых бомбардировщиков «ТБ-1», «ТБ-3», большого количества опытных и опытных машин ОКБ Поликарпов. Автор нового высшего пилотажа — восходящий штопор и замедленный ствол. 5 мая 1935 года за создание лучшего истребителя авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина. Уже на острове Удд на борт самолета была нанесена надпись «Маршрут Сталина», которая сохранилась при следующем перелете через Северный полюс в Америку. Оба рейса Чкалова официально носили это название до начала борьбы с культом личности Сталина. За перелет на Дальний Восток всему экипажу присвоено звание Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медали «Золотая Звезда», введенной в 1939 после смерти Чкалова, был вручен только его детям в 2004 году. Кроме того, Чкалову был подарен частный самолет У-2 (ныне находится в музее в Чкаловске). На исключительное для своего времени пропагандистское значение этого полета указывает тот факт, что Сталин лично прибыл 10 августа 1936 года на подмосковный Щелковский аэродром для встречи возвращавшегося самолета. С этого момента Чкалов приобрел всенародную известность в СССР. Чкалов продолжал добиваться разрешения вылететь в США, и 19 мая37 разрешение было получено. Старт самолета АНТ-25 состоялся 18 июня. Полет проходил в гораздо более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обледенение и т. д.), но 20 июня самолет совершил благополучную посадку в Ванкувере. , Вашингтон, США. Протяженность полета составила 8504 километра. Все члены экипажа стали знаменитостями в Америке. Среди встречающих на американской земле экипажа были посол СССР в США Трояновский и Дж.К. Маршалла, будущего генерала и госсекретаря США, который позже принимал членов экипажа у себя. За этот полет экипаж был награжден орденом Красного Знамени. 12, 19 декабря37 Валерий Чкалов был избран в Совет Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР. По просьбе жителей Васильева их село было переименовано в Чкаловское. Чкалов погиб 15 декабря 1938 года во время первого испытательного полета на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме.

Валерий Чкалов – Семнадцать моментов советской истории

 

Перевод Джеймса фон Гельдерна

Чкалов (1904-1938), самый известный из советских авиаторов, вышел из рабочего класса, стал механиком, а затем летчиком. Он был наказан за непослушание и каскадерский полет под Невским мостом в Ленинграде. Восстановленный в кресле пилота, он совершил пионерские полеты на Камчатку в 1936 году и в Ванкувер в 1937 году. Он погиб в испытательном полете в 1938 году. Его жизнь стала темой популярного фильма «Валерий Чкалов» (1940).

Первоисточник: Правда, 21 июня 1937, с. 3.

Часть I

В Кремль прибыли в четыре. На столе в кабинете Сталина они заметили модель своего краснокрылого самолета. Чкалов толкнул Байдукова под ребра. Они весело перемигнулись, и Чкалов прошептал:

«Егор, наш самолет!…»

Встретили тепло, как старых друзей.

«Что, мир снова недостаточно велик для тебя?» — с улыбкой спросил Сталин. — Планируете еще один рейс?

Чкалов ответил просто и серьезно: «Время пришло, товарищ Сталин. Пора.»

Доложил обо всем: как разобрали самолет и заново обтянули холстом, как покрасили и как летали. Сталин рассмеялся. Такие горячие и нетерпеливые ребята!

— Мы с февраля бросили жен, — горячо продолжал Чкалов, — бросили детей. Мы живем сами по себе, товарищ Сталин, и думаем только об одном».

Правительство дало разрешение на полет через Северный полюс в Америку.

Чкалов был взволнован и встревожен. Он попрощался со всеми, собрался уйти, потом неожиданно повернулся и подошел к товарищу Сталину, чтобы крепко пожать ему руку.

«Спасибо, товарищ Сталин, большое спасибо».

Сталин держал его за руку.

«Это мы должны благодарить вас, когда вы туда доберетесь».

Вышел из Кремля в сумерках. Возбужденный и замолкший. Чкалов взглянул на Байдукова.

«Егор!» Чкалов озорно подмигнул ему, как мальчишка. — Нам над Северным полюсом, орел!

Чкалов прокручивал в уме все детали кремлевской встречи. Модель самолета на столе. Живые и пытливые глаза Сталина. Его первый вопрос, заданный в шутку: «Что, мир недостаточно велик для тебя? Планируете еще один рейс? И предложение Сталина, обязывающее экипаж немедленно приземлиться, если ситуация будет неблагоприятной.

Это конкретное решение как-то задело Чкалова. «Люди, — думал он о Сталине, — в глазах Сталина люди всегда важнее всего». Чкалову казалось, что он еще недостаточно сделал для страны, для партии и для Сталина, который его вырастил и которому он, как и Байдуков, Беляков и тысячи других, всем обязан.

Он помчался, а еще лучше, взлетел по ступенькам на третий этаж и яростно забарабанил в дверь своей квартиры. Жена открыла дверь. По радостным сияющим глазам Валерия и его резким движениям она поняла, что результаты визита в Кремль хорошие.

— Все готово, — прогремел его скрипучий бас.

Смеясь, она указала на дверь детской комнаты: они спали.

— Ладно, — сказал он, понизив голос, — пусть спят. Все в порядке!»

Он прошел в свою комнату, распахнул окно и подошел к карте мира, белевшей почти во всю стену. Названия островов, рек и городов вдоль канадского побережья были загадочными, незнакомыми.

Глубоко укоренившийся лётчикский обычай заставил Чкалова всё – большое и великое, – что он сделал в своей жизни, называть испытанием. И теперь перед ним стояла задача пройти новое испытание, оправдать надежды партии, веру Сталина, подготовиться к полету и сделать его так, чтобы Родина сказала: вот они, взращенные большевиками. Партия, люди сталинской эпохи, которые не боятся трудностей, но противостоят им и преодолевают их во имя и славу коммунизма…

Несмотря на поздний час, он вызвал к себе Байдукова и Белякова — они все жили в одном доме — и выпили с ними бутылку коньяка.

«Наша последняя бутылка, — сказал он жене, — с завтрашнего дня пьем только Нарзан».

С тихой торжественностью друзья чокнулись. Валерий спокойно сказал со своим волжским акцентом: «Ну, ребята, теперь все зависит от нас. Это на работу утром. Ты, Саша, шуршит завтра картами. Мы с Егором поедем на аэродром.

Часть II

С того момента, как самолет АНТ-25 вернулся в Москву из залива Счастье, Чкалов жил одной мыслью: продолжить Сталинский маршрут, совершить беспосадочный перелет через Северный полюс в Америку.

Пилот сосредоточенной воли и яркого характера, Чкалов, как и два его друга, сочетал смелость, отвагу и готовность идти на риск со знаниями и умением использовать новейшие достижения техники. Он и не думал почивать на лаврах. Наоборот, прошлогодний полет породил в нем неуемное желание совершенствовать свои летные знания, решать новые авиационные задачи, ставившие интригующие сложности.

Всю осень и зиму Чкалов работал на своей обычной работе: испытывал новые самолеты. Он по-прежнему был главным летчиком завода, внимательно следившим за рождением новых истребителей, испытывая их в воздухе и проводя в сложных, головокружительных полетах. Особый интерес у него вызывали высокоскоростные самолеты. Он учился летать на каждом новом истребителе, вдумчиво и досконально разбирая сложные задачи самолетостроения.

Это была сложная работа, полная риска и ценности для страны. И все эти испытательные полеты не отвлекали его от главного: того, ради чего он жил в те дни и месяцы.

Именно сейчас, после великого полета по сталинскому маршруту, в его сознании родились новые идеи, возникли новые планы. Иногда он просиживал до рассвета с Байдуковым. Они обдумывали подробности прошлогоднего полета и в сотый или тысячный раз обсуждали новый вариант, мысль о котором не давала им покоя.

Однажды в рабочем клубе восторженный юноша спросил Чкалова о его сне.

«Моя мечта?» — повторил Чкалов и полушутя-полусерьезно сказал: «Чтобы детей было куча. Лучше иметь шесть. Не менее.»

Он любит детей всем сердцем. Он может часами играть со своей маленькой пухлощекой дочкой, придумывать сложные и озорные игры с сыном, переворачивать всю квартиру вверх дном. А вот о планируемом полете – Чкалов не проронил ни слова. Об этом он мог говорить только с Егором и Беляковым.

Был еще один человек, которому они выдали свою тайну: Стоман, главный инженер ЦАГИ.1 Евгений Карлович загорелся этой идеей.

Чкалов за зиму несколько раз приезжал на аэродром. Там стоял АНТ-25. Евгений Карлович поставил его на лыжи. На всякий случай. Возможно, они захотят полететь.

И Чкалов не выдержал, поднял самолет. Байдуков полетел вместе с ним. Чкалов сказал Евгению Карловичу: «Лечу по старой памяти. Я также могу проверить новую систему отопления».

Стоман понял, в чем суть. Он не задавал много вопросов. Как-то так получилось, что они договорились подготовить самолет к полету.

Часть III

Чкалов обладал сильно развитым чувством коллективизма в работе. Он никогда не говорил: «Я собираюсь лететь», а всегда «Мы собираемся» или «Наш экипаж планирует то-то и то-то». В этом не было ложной скромности. Отношения между тремя друзьями строились на принципах взаимного уважения, веры и сплоченности.

«Конечно, — говорил Чкалов, — каждый из нас сам по себе имеет какую-то ценность… Но вместе мы делаем не в три раза, а в десять раз больше, чем поодиночке».

Каждый из них прекрасно знал цену другому. Они узнали друг друга по-настоящему, глубоко и навсегда за 56 часов 20 минут прошлогоднего полета.

Чкалов вспомнил самые трудные моменты перелета из Москвы в залив Счастье. Опыт 1936 года должен был быть использован в 1937 году. Нужно было учесть все: взлет, попадание в циклон, опасность обледенения, посадку в опасных условиях.

Они попали в циклон над Северной Земелью. Они были над островом Виктория через 16 часов 15 минут после вылета из Москвы. Оттуда маршрут шел прямо к Северному полюсу. Чкалов, не отрывая рук от органов управления, повернулся к Егору и, улыбаясь, указал на Полюс: прямо через Полюс в Америку. Егор рассмеялся. Чкалов развернул самолет на восток и взял курс на Землю Франца-Иосифа.

То, чего они опасались, внезапно рухнуло на самолет. С невероятной скоростью плывущие перед ними клочки тумана выросли в грозную стену, заслонившую солнце.

Самолет медленно пополз вверх. На высоте трех тысяч метров все еще было темно. Сероватый мрак окутывал самолет. Термометр показывал минус одиннадцать градусов по Цельсию. Крылья были покрыты тонким льдом. Самолет рухнул. Внизу тоже была тьма. Самолет повернул на юг. Туман тоже был.

В сером полумраке Беляков записал в журнал: «Летать вслепую, дуть сверху, трястись, решить облететь с севера».

У Чкалова свело ноги. Он позвонил Егору и передал управление ему. Это была сложная, короткая и смехотворная операция. Чкалов отодвинулся в сторону в кресле пилота и освободил одну педаль, держа руки на руле направления. Егор ловко уперся в ноги и занял угол сиденья. Затем он схватился за руль одной рукой. Чкалов убрал руку и отполз в сторону.

Летя вслепую, пилот начал набирать высоту, пытаясь пробиться сквозь облака. Ему казалось, что самолет не летит должным образом. Это было опасное ощущение обратного вращения. Ему приходилось бороться с ложным ощущением, которое требовало вести самолет точно по приборам.

Самолет достиг высоты 3850 метров. Беляков сделал в журнале краткую запись: «Идем сквозь облака. Летать вслепую. Обледенение». Самолет девятнадцать раз менял курс. Сначала он поднимался вверх, а затем нырял в поисках луча света. А когда, наконец, оторвались ото льда, Байдуков по радио сообщил в Москву: «Все в порядке».

Дважды обледенел Татарский пролив. Самолет резко качнуло. Чкалов летал на высоте от двадцати до сорока метров. Низкая облачность прижимала самолет к бушующим волнам. Чкалов круто накренился над водой, пытаясь вырваться из облаков.

Внезапно перед самолетом возникла гора. Обладая поистине сверхчеловеческим самообладанием, Чкалов сумел в одно мгновение развернуть самолет в сторону. (Вот тут-то и пригодилось искусство высшего пилотажа и тест-пилота!) Валерий вздохнул с облегчением. Его губы пересохли, и его мучила жажда. Он смотрел вперед, не двигая глазами — в любой момент самолет мог врезаться в окутанный туманом холм.

Он был командиром воздушного корабля. Он должен был принимать быстрые и точные решения. Мысль о том, что ему следует повернуть обратно к проливу и прорваться сквозь облачный покров, исходила у него от руля. Медленно он поднимался все выше и выше. Он не видел конца облакам. Дождь хлестал, как прежде. На крепких крыльях начал образовываться легкий лед. Это было самое страшное. Вибрации и толчки подтвердили обледенение самолета.

Чкалов повернулся и встретился взглядом с Егором. Он все понял. В 9 часов 25 минут Байдуков сообщил по рации в Хабаровск: «Туман до самой земли… Обледенение в тумане». Чкалов повел самолет на меньшую высоту. Ветер и дождь сдирали лед с крыльев. Вибрации прекратились.

Их высота была от двадцати до тридцати метров. Бушующие волны бьются под крыльями. Москва приказала им приземлиться. Валерий сопротивлялся. Он предпринял еще несколько попыток прорваться, но они ни к чему не привели. Каждый раз, когда он поднимался, самолет снова начинало трясти.

Командир экипажа оглянулся на товарищей и, не отрывая рук от органов управления, кивком головы указал вниз. Байдуков и Беляков молча кивнули в знак согласия. Чкалов направил нос на землю. Егор начал опускать шасси. Земля внизу была неровной, изрытой оврагами.

Пилоты говорят, что у Чкалова «легкий налет», что он гениален в «трехточечной» посадке. В заливе Счастье, в самый последний момент, вдруг заблестела перед ними во мраке наполненная водой балка. «Легкое касание» Чкалова на мгновение дало газу, вытолкнуло обледеневший самолет над оврагом и приземлилось на песчаную косу. Беляков открыл задний люк самолета.

Один за другим пилоты спрыгнули на землю. Байдуков, усталый, с закрытыми глазами прислонился к крылу. Чкалов залез под самолет, чтобы осмотреть шасси. Колеса увязли в песке. Самолет целый, без единой царапины. Чкалов крикнул громко, весело: «А ладно, друзья».

Часть IV

Вот почему Чкалов так высоко ценит свой экипаж и АНТ-25. И несмотря на то, что он и его друзья очень хорошо знают самолет, готовясь к полету, они не доверяли ни самолету, ни себе и подвергли его ряду жестоких испытаний. Все началось сначала, как будто впервые изучают замечательный самолет.

Чкалов прибыл на Московский аэродром 1 июня. Моросил дождь, по небу плыли крохотные облачка. Стоман встретил Чкалова у входа в штаб. Они обменялись приветствиями. Глядя на Стомана, Чкалов расплылся в улыбке. Лицо Евгения Карловича подтверждало, что приготовления шли полным ходом — он похудел, загорел, глаза ввалились от бессонных ночей…

Беляков спал на канцелярском диване. На полу были разложены карты полетов. Чкалов подошел к окну и посмотрел на поле. Самолет был припаркован на боковой дороге. Размах его крыльев составлял тридцать четыре метра. Замечательный самолет с прекрасным удлинением крыла! Чкалов долго смотрел на нее.

— Эй, красавица, — сказал он тихо, чтобы не разбудить Белякова, — улетай, улетай…

Он спустился вниз. Тяжелый тягач вывел самолет на бетонную главную взлетно-посадочную полосу. На фюзеляже выделялась прошлогодняя надпись: «Сталинский маршрут». Чкалов подумал: «Продолжение будет. Сталинский маршрут будет продолжен».

Самолет отбуксировали на бетонную насыпь. Мотор был запущен. Чкалов и Стоман молча слушали его работу. Это был хороший, чистый звук. Чкалов отвернул поля своей шапки. Он поднялся в самолет по узкой стремянке. Элероны двигались впервые. Чкалов проверил рулевое управление. Самолет скользнул по взлетно-посадочной полосе, набрал скорость и слегка оторвался от земли. Чкалов мастерски выполнил крутой разворот на малой высоте.

— Этот дьявол, — восхищенно сказал Стоман.

Самолет отправился в Щелково1. Там Чкалов и Байдуков подвергли его длительным испытаниям в качестве тщательной подготовки к полету.

«Моя работа, — сказал Чкалов, — плавно взлететь и успешно посадить самолет».

Особое значение он придавал взлету, ведь полетный вес самолета превышал одиннадцать тонн. Отработка взлета была не менее важной частью программы контрольных испытаний.

Чкалов был в те дни молчалив и раздражителен. Евгений Карлович Стоман, еще похудевший, чем прежде, внимательно слушал его и принимал его замечания. Байдуков и Беляков знали и эту сторону характера Чкалова. Чкалов становился замкнутым и даже вспыльчивым именно тогда, когда надо было разрешить и зафиксировать десятки деталей, когда надо было как можно тщательнее изучить полет самолета.

Врач потребовал от Чкалова и его друзей соблюдать строгий оздоровительный режим, больше спать, набраться сил. Но лучше всего расслаблялся Чкалов, когда гулял по лесу. Он часами бродил по соснам и возвращался домой веселый, энергичный. Иногда он уезжал на ночную рыбалку. Приплыли только рыбки мелкие, жужжащие, а Чкалов часами сидел на реке в своей лодке. К рассвету небо светлело, над водой стелился туман, иногда тишину нарушал рев самолетов…

Однажды ночью в середине июня в Москву приехал Чкалов. Его сын уезжал в пионерский лагерь. Чкалов привел Игоря на вокзал, посадил в поезд и, обняв, дал несколько отцовских советов.

— Ладно, — нетерпеливо сказал Игорь, — научусь плавать, буду в коллективе, буду слушаться групповых вожатых. Я все сделаю. Но ты скажи мне, скажи мне вот что: как твои дела с полетом?

Сын во многом был похож на отца: серые глаза, белокурые волосы, сильные руки, шумная походка.

— Все в порядке, — дружелюбно сказал Чкалов, — подготовка идет полным ходом. Только погода портит нам настроение».

Он посмотрел на небо и вздохнул. Игорь поцеловал его и тихо сказал: «Удачи!»

Около шести утра Чкалов совершил пробный полет. Его курс лежал на север. АНТ-25 был похож на летающую лабораторию. Все подвергалось окончательному, решающему испытанию.

Это была генеральная репетиция.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *