Манифест — Wowhaus
Бюро Wowhaus основано в 2007 году архитекторами Дмитрием Ликиным и Олегом Шапиро.
Попробовав свои силы в различных архитектурных жанрах, в последние годы бюро специализируется на архитектуре общественных пространств – от благоустройства городских парков до разработки градостроительных концепций.
Очевидно, что каждое время некоторым образом меняется характер архитектурной деятельности, актуализируются одни задачи, отменяются другие. Это касается и социальной, профессиональной роли архитектора и одновременно методов и целей собственно проектирования.
В профессии. В современной архитектуре все большее значение приобретает точное осмысление социальных, экономических, культурных и иных факторов. Проектирование происходит следующим образом: исследуется потенциал места/объекта, проявляются его свойства, восполняется недостаточность. Сегодняшний архитектор, на наш взгляд, вернулся к универсальности. Он должен легко переходить от масштаба городского светильника к планировочным проблемам города; обладать достаточным профессионализмом, чтобы работать в любой области архитектуры: от реконструкции промздания до жилого района. В этом смысле cоветско-российская система образования, поделенная на специализации – предельный анахронизм.
В общественной позиции. В архитектуре давно отменена «жизнестроительная» позиция автора. На ее смену пришел принцип соучастия с потребителем. Однако, задача архитектора – активно участвовать в выявлении реальных потребностей. Без такого участия мы будем бесконечно умножать реальность – непрофессионалы всегда действуют по аналогии, выбирают привычные решения. В тоже время, архитекторы должны не только исполнять заказы, биться за них на конкурсах, но и формировать заказ, инициировать решение проблем, часто видимых, прежде всего, с точки зрения архитектуры. Он может не быть услышанным, но он должен артикулировать проблемы перед обществом и предлагать пути их решения.
В проектировании. Современная архитектура медийна, таргетирована, требует программирования.
Любой объект, сооружение или пространство несет в себе авторское сообщение, однако, современный пользователь не хочет находиться в ситуации жестко навязанного ему прочтения, архитектура больше не декларативна, она обязана учитывать множественность возможных интерпретаций.
Понимание всевозрастающих имущественных, социальных, культурных и каких бы то ни было еще различий в большом городе обязывает учитывать конкретную аудиторию, для которой ведется проектирование. С этим же обстоятельством связана необходимость предварительного планирования жизни объекта. Интересно, что сегодня подобное программирование несет в себе и отмену себя самого, или тенденцию к перепрограммированию.
Мы живем в парадигме экономного отношения к ресурсам. Проектируемые объекты должны быть адекватны обстоятельствам, возможностям заказчика, и разумно достаточны для потребителя. На наш взгляд, в этом и состоит принцип sustainability. Возможно, что устойчивость перестанет быть функцией долгой жизни объекта, архитектура уже не стремиться быть вечной.
Есть еще одно важное обстоятельство. Для успешного проектирования архитектор должен понимать постоянно меняющиеся общественные запросы, ожидания, но для создания действительно успешного, эстетически полноценного объекта необходима, в том числе, совершенно иррациональная постоянная. Это константа – внутренние профессиональные возможности архитектора. То, что называют обычно талантом. Проще говоря, архитектурная деятельность не для всех.
Хронология:
2018
Концепция развития общественных пространств г. Севастополь (совместно с ОАО «Гипрогор»)
Выставочный комплекс «Ботанические оранжереи» на территории музея-усадьбы «Архангельское»
Проект некапитальных сооружений – входных групп на территории музея-усадьбы «Архангельское»
Проект реставрации с приспособлением территории музея-усадьбы «Архангельское»
Спортивный центр в Парке Горького
Исторический проход в Парк Горького
ЖК «Сердце Столицы» набережная
ЖК в Минске – общественные пространства и школа
Спортивный парк 850-летия Москвы
2017
Мастер-план развития территории Государственного музея-усадьбы «Архангельское»
Многоквартирный жилой дом на территории комплекса «ЗИЛАрт»
Жилой комплекс в Новосибирске
Образовательно-рекреационный комплекс «Детский зоопарк» на базе Московского зоопарка
Проект реставрации и приспособления здания Политехнического музея
Реновация исторического центра города Тула
Выставочный павильон «Центр Энергосбережения»
Багратионовский рынок
Парк Октябрьской революции в г. Ростов-на-Дону
2016
Московский зоопарк / Новая территория
Городская ферма на ВДНХ
Концепция благоустройства и транспортная концепция территорий вокруг 15 станций метро
Концепция Олимпийского парка «Сириус» в г. Сочи
Проект реконструкции Красногвардейских прудов
Проект реконструкции парка «Черное озеро»
2015
Концепция комплексного благоустройства ЖК «Фили Град»
Инновационный культурный центр Калуга
Электротеатр «Станиславский»
Кинотеатр «Пионер» в «Сокольниках»
Благоустройство территории ЖК «Сердце столицы»
Проект реконструкции парка «Черное озеро»
Проект реконструкции Красногвардейских прудов
Концепция реконструкции парка 800-летия Москвы
Концепция набережной в ЖК «Риверсайд»
Концепция парковой зоны Политехнического музея
Концепция общественного пространства ЖК «Царская площадь»
2014
Магазин HARMAN
Ресторан ЦДЛ
Летний кинотеатр в парке Фили
Зеленый театр ВДНХ
Разработка стратегии развития реконструкции парка «Сокольники» (совместно с Groundlab и Urbanica)
Концеп
Крымская набережная — Wowhaus
Руководители бюро: Дмитрий Ликин, Олег ШапироВедущий архитектор: Михаил Козлов
Архитекторы: Мария Гулида, Алена Зайцева, Роман Кучуков, Дарья Мельник, Татьяна Полякова, Анна Прошкуратова, Анастасия Рычкова, Татьяна Скибо, Марина Ярмаркина;
при участии: Юрия Белова, Анны Карнеевой, Ольги Лебедевой, Анастасии Масловой
Главные инженеры проекта: Дмитрий Белостоцкий, Иван Михальчук
Озеленение: Анна Андреева
Освещение:Анна Харченкова
Конструкторы павильонов: Nussli (консультации), Werner Sobek
Консультанты по искусственному ландшафту: LDA Design
Проект фонтанов: Эдлайн
Генпроектировщик: МАХПИ им. академика Полянского
Фотографии: Ольга Алексеенко, Юрий Бражников/Village, Николай Васильев, Ольга Вознесенская, Елизавета Грачева,
Дарья Османова
Мрачная Крымская набережная, отделенная от парка «Музеон» и ЦДХ высоким забором, изменилась до неузнаваемости. Дорога превратилась в пешеходную и велосипедную зоны, из-под земли забили фонтаны, вместо стихийного вернисажа появились павильоны художников. Невысокие холмы и волнообразные лавочки стали частью ландшафтного парка за Крымским мостом.
Сделать из четырехполосной дороги новую городскую достопримечательность, оживив пустующую часть парка «Музеон» между ЦДХ и Москвой-рекой.
Решение:Крымская набережная становится продолжением 10-километровой пешеходной и велосипедной зоны, берущей начало на Воробьевых горах. На месте шоссе появляется ландшафтный парк с транзитно-спортивным функционалом. Традиционная зона вернисажа художников при этом сохраняется в специально выстроенных павильонах.
Как работает архитектурное бюро Wowhaus — The Village
На первом этаже есть маленькая кухня, где можно выпить кофе или чая, разогреть еду, принесённую с собой, в микроволновке или оставить её в холодильнике. Рядом — гардеробная, в которой есть индивидуальные ячейки для каждого сотрудника. Второй и первый этажи, кроме центральной лестницы, соединяет пространство-амфитеатр: несколько крутых ступеней, на которых можно сидеть. Если нужно объявить что-то важное, то руководители встают внизу, а команда рассаживается на ступени амфитеатра (там могут уместиться до 30 человек). На первом этаже, рядом с гардеробной есть библиотека с журналами и книгами об архитектуре и мягкие кресла, в которых можно посидеть и почитать.Неподалёку от центральной лестницы, ведущий на антресольный этаж, расположен длинный стол. За ним можно поработать в одиночку, если хочется большего уединения, или, наоборот, можно занять его всей командой, разложить чертежи и начать обсуждать проект. Сейчас за ним сидит девушка с ноутбуком — одна из восьми интернов бюро.
Как попасть на работу
«Здравствуйте, я молодой архитектор и очень хочу у вас работать», — письма примерно такого содержания, по словам генерального директора Анны Ищенко, приходят на почту бюро постоянно. Отдела персонала здесь нет, поэтому сотрудников набирают все, кому в команду нужно подкрепление. Отвечают не всем, а только тем, у кого хорошее портфолио. Некоторые претенденты просто вписывают своё имя с фамилией в форму на сайте, прикрепляют две-три картинки. В бюро сейчас есть несколько архитекторов, которые попали на работу именно таким образом. Но основная масса сотрудников — это знакомые знакомых: рынок профессионалов очень узкий, и, как правило, все друг друга знают.
Кроме того, в феврале бюро приняло интернов на трёхмесячную программу, чтобы попробовать их в деле: поначалу сложно понять, что на самом деле умеет новичок. Это не студенты, а архитекторы либо совсем без опыта, либо с очень небольшим стажем. Все они работают над реальными проектами целый рабочий день. Правда, им платят минимальную зарплату, которую по уровню можно сравнить с повышенной стипендией. Сколько из них получат желаемую должность в бюро — непонятно. В апреле, когда интернатура закончится, руководители оценят уровень проектов, вклад интернов и примут решение. Те, кто не получат место в штате, попадут в лист ожидания. По словам гендиректора, сейчас компания участвует во многих тендерах, и если удастся выиграть, то понадобится действительно много новых людей. Помимо работы над проектами, интерны ездят на разные архитектурные объекты и обсуждают их на месте с куратором.
«Обычно мы берём человека, когда уже пожар и нужно срочно спасать. Тут нет времени на разгон», — рассказывает Анна. Новичков тут сразу загружают работой.
Заказчик: ООО «Объединенная металлургическая компания»
Руководители бюро: Дмитрий Ликин, Олег Шапиро
Предпроектное исследование: КБ23
Архитекторы: Юлия Заречкина, Кристина Горбачева при участии Владимира Белякова
Менеджер проекта: Светлана Салущева
Площадь участка: 6,5га
Площадь музейной части: 3418м2
Проект: Комплексная концепция развития территории индустриально-туристского парка
Проектирование: 2018-2019
Выкса – старинный промышленный город в Нижегородской области, для которого металлургический завод является градообразующим предприятием. Руководство завода приняло решение модернизировать производство и вывести его из центра города, создав на его месте общественное пространство. Главный вопрос заключался в том, каким оно должно быть.
Провести исследование и разработать уникальную и реализуемую концепцию общественного пространства на месте завода.
Решение:Концепция основана на всестороннем изучении контекста Выксы, транспортной доступности города, структуры населения, занятости и досуговых практик, и ландшафтно-визуального анализа. Согласно предложению, на месте завода появится центр промышленного прогресса «Шухов парк», благодаря которому Выкса может стать главным в России центром сохранения индустриального наследия, а экономика города начнет плавно диверсифицироваться за счет развития сферы услуг.
Ядром комплекса станут музей и ремесленные мастерские, однако концепцией предполагается также создание индустриального парка, игровых зон и разнообразных сервисов. У главного входа начинается «Сад Мартена» — экспозиция оборудования мартеновского цеха, дальше посетитель попадает в здание музея, а оттуда – в «Шухов парк» – пространство с уникальными сооружениями Владимира Шухова.
За Шухов-парком находится зеленая зона с памп-треком, веревочным парком и мостом через пруд. Кроме того, на территории есть гостиница, несколько кафе, детские площадки, скейт-парк. Акцент сделан на активностях для подростков: сейчас в городе нет общественного пространства, в котором они могли бы интересно проводить время.
Пользовательские сценарии предполагают активную жизнь территории и летом, и зимой. Это обеспечит разнообразие досуга для жителей и устойчивое экономическое развитие территории.
Музейный парк начинается «Садом Мартена» — уличной экспозицией оборудования мартеновских цехов. Эта часть бесплатна и открыта для всех. Предполагается, что она станет «связующим звеном» между поколениями жителей города, и поддержит идентичность Выксы как старинного промышленного города.
В бывших чугунолитейном цеху и цеху сушки песка расположится Центр промышленного прогресса – смыслообразующий для территории. Внутри будут работать постоянная и временная музейные экспозиции, посвященные истории металлургической индустрии в России, многофункциональный зал, разместится администрация.
В бывших северо-западных мастерских завода, которые сейчас находятся в руинированном состоянии, но имеют охранный статус и подлежат реставрации, будут расположены ремесленные мастерские (в частности, кузница и литейная), в которых смогу преподавать местные жители, поддерживая таким образом традиции и увеличивая возможности дополнительного образования. Решение о создании таких мастерских возникло на проектном семинаре с местными жителями.
В юго-западных мастерских, которые также являются объектом культурного наследия федерального значения, будут расположены столярная и гончарная мастерские и типография. Кроватный цех будет превращен в крытый скейт-парк. Подростки, о которых часто забывают при проектировании, получают возможность не только для активного отдыха, но и для профориентации.
Архитектура завода максимально сохраняется и реставрируется, наполняется новыми, непроизводственными функциями. Экспозиция музея и шуховское наследие поддерживают память места и способствуют дальнейшему развитию промышленного туризма.
Награды — Wowhaus
2018
— Проект Монорельс: World Architecture Festival, Амстердам, шорт-лист номинации Master-planning
— Ревитализация исторического центра города Тула: IX Российская национальная премия по ландшафтной архитектуре, бронзовый диплом
— Новый вход в Парк Горького: «Проект Россия», Лучший проект России в номинации «Город: общественные пространства»
— Красногвардейские пруды: Премия Archiwood, Победитель по итогам общественного голосования в номинации «Дизайн городской среды»
— Красногвардейские пруды: «Проект Россия», Лучший проект России в номинации «Город: общественные пространства»
— Городская ферма на ВДНХ: Премия «Дом года», Победитель в номинации Best small building
— Городская ферма на ВДНХ: Лучший проект России в номинации «Город: общественные пространства»
— Проект Моносад: Выставка «Арх Москва – 2018», Победитель в номинации «Лучшее урбанистическое высказывание».
2017
— Лауреат Всероссийской премия в области архитектуры «Приметы городов 2017», номинация «Лучшая идея для городского развития», проект «Тульская набережная» (г. Тула)
— Шорт-лист премии «Дом Года» / Best Building Awards 2017, проекты Инновационный Культурный Центр (г. Калуга), «Городская ферма» на ВДНХ (г. Москва)
2016
– World Architecture Festival, Берлин, шорт-лист фестиваля «Ландшафтные проекты» — Городская ферма на ВДНХ
– Wowhaus занял 4-е место в списке лидеров рынка, которые проектируют самую качественную архитектуру в Москве (по данным исследования КБ «Стрелка» для МУФ 2016 года). Подробнее
– Диплом в номинации «Лучший проект-исследование» за концептуальный проект «wow!фактор – wowfactory: как продать жилье» на фестивале АРХ МОСКВА
2015
– Бронзовый диплом VI Национальной премии по ландшафтной архитектуре в номинации «Лучший реализованный объект и нереализованный проект культурного и исторического наследия» за проект благоустройства городского парка «Черное Озеро» в Казани
– Золотой диплом VI Национальной премии по ландшафтной архитектуре в номинации «Лучшая компания года»
– Серебряный диплом VI Национальной премии по ландшафтной архитектуре в номинации «Лучший реализованный объект и нереализованный проект культурного и исторического наследия» за проект городской фермы на ВДНХ
– Победители в Международном открытом конкурсе «Твоя набережная в „Ривер Парк“»
– Второе место в составе консорциума Steven Holl, Wowhaus, Transsolar, Борис Савин в Международном архитектурном конкурсе на разработку концепции многофункционального комплекса на Софийской набережной в Москве
2014
– Второе место в конкурсе на разработку архитектурной концепции комплексного благоустройства и перспективного развития Триумфальной площади
– World Architecture Festival, Сингапур, шорт-лист фестиваля «Будущие объекты культуры» — Электротеатр
– Золотой диплом V Национальной премии по ландшафтной архитектуре в категории «Лучший нереализованный проект культурного и исторического наследия» за концепцию реконструкции Площади Революции
– Попадание в шорт-лист фестиваля Landscape Award за объект «Крымская набережная»
– Премия журнала Elle Decoration в номинации «Архитектор года»
– Победители в составе консорциума: Wowhaus, «Урбаника», Groundlab в конкурсе на разработку Концепции развития территории ПКиО «Сокольники»
2013
– IV Национальная премия по ландшафтной архитектуре, диплом гран-при «Комплексное благоустройство Крымской набережной»
– World Architecture Festival, Сингапур, шорт-лист фестиваля:
— Центр документального кино, в категории «Старое и новое»
— Воробьевская набережная, в категории «Малые объекты»
— Крымская набережная, в категории «Городской ландшафт»
– World Festival of Interiors Inside, Сингапур, шорт-лист фестиваля:
— ЦДЛ, в категории «Рестораны и Бары» — Центр Документального кино, в категории «Культура»
2012
– Премия АРХИWOOD, специальный приз от HONKA «За преображение города с помощью дерева»
– World Architecture Festival, Сингапур, шорт-лист фестиваля в категории «Культура» — Летний кинотеатр в Парке Горького
2011
– Премия АРХИWOOD, номинация «Дизайн городской среды»
2010
– Московская биеннале архитектуры: Номинация «Новое место в городе» — Институт архитектуры, медиа и дизайна Стрелка
Детский зоопарк — Wowhaus
Адрес: Россия, Москва, ул. Большая Грузинская, 1Заказчик: ГУК «Московский зоопарк»
Авторский коллектив
Руководители: Дмитрий Ликин, Олег Шапиро
ГАП: Эдуард Русенко
Ведущие архитекторы: Анастасия Измакова, Анна Родионова, Белла Филатова
Архитекторы: Анастасия Рычкова, Иван Коренков, Виктория Кудрявцева, Дарья Листопад, Мария Гулида, Дарья Можаева, Аркадий Молодцов, Ксения Гузнова, Марина Гюлумян, Станислав Дервоедов, Федор Наумов, Николай Пятов, Ольга Павленко
Раздел генплана: Нина Смирнова, Александра Никульникова
ГИП: Ирина Ишунина, Дмитрий Белостоцкий, Алексей Павлов, Олег Расторгуев
Стратегическая основа: КБ 23
Интерактивный маршрут: кандидат биологических наук Дмитрий Кнорре, при участии студентов ВШЭ под руководством Игоря Гуровича
Проект озеленения: компания Arteza
Проект освещения: компания Trinova
Проект: 2015-2016
Строительство: 2016-2019
Детская зона Московского зоопарка обновилась не только и не столько внешне: здесь реализован принципиально новый, этичный подход к взаимодействию ребенка и животного, основанный на партнерстве и комфорте для всех.
На очень небольшой территории разместить животных, обеспечив им комфортное существование, и предложить интересные программы посещения для детей, рассчитанные на разные времена года, возраст, длительность пребывания.
Решение:Создать открытое общественное пространство и образовательную среду, в которой все участники процесса смогут чувствовать себя комфортно и в безопасности, а дети смогут лучше усваивать знания и учиться этичному отношению к животным.
Московский зоопарк — один из старейших в Европе, и в нем всегда была детская зона, которая сейчас полностью обновлена. В тесном сотрудничестве с сотрудниками зоопарка, социологами из бюро КБ 23, и биологом, популяризатором науки, автором настольных детских игр по биологии Дмитрием Кнорре мы разработали абсолютно новую программу посещения. Новая концепция опирается на несколько основных принципов. Во-первых, зоопарк перестает быть местом, где ребенок пассивно наблюдает за экзотическими животными, теперь это полноценная просветительская среда, в которой есть возможность взаимодействовать и получать новый опыт, не причиняя вреда и не становясь причиной стресса. Животное и ребенок теперь партнеры, которые могут вместе играть, учиться друг у друга, и укрыться и отдохнуть в нужный момент. Так, через опыт и общение, дети лучше усваивают знания. Во-вторых, здесь размещены животные, которые испокон веков жили рядом с человеком, в соответствующих климатических условиях. Среда экологична и дружелюбна, все зоны приближены к естественным условиям и учитывают образ жизни каждого вида.
Для того, чтобы полностью задействовать эту часть в жизни зоопарка, а посетителям было интересно сюда возвращаться, разработано несколько вариантов посещения: короткая экскурсия, длинная экскурсия и занятия в отдельных блоках.
Пространство поделено на несколько зон. Во время короткой экскурсии можно просто пройти вдоль вольеров и посмотреть на животных. Для тех, кто хочет провести в зоопарке больше времени, предусмотрены другие программы — к животным можно подойти, потрогать их, вместе с сотрудником зоопарка ухаживать за ними.
Рядом с каждой такой зоной есть и специальная площадка для игр детей, которая устроена похожим образом и дополнена соответствующими образовательными аттракционами: ребенок может залезть в гнездо, как птица или пролезть в туннеле под землей, как кролик. Это не только развлечение, но и образование — дети лучше всего познают мир через игру, имитацию, движение
Начинается маршрут с «Фермы». Здесь живут гуси, коровы, куры, козы и т.д. Здесь есть как закрытая, доступная только под присмотром зоолога часть, где находятся крупные животные, так и открытая «контактная» часть, где животные могут гулять вместе с посетителями.
За фермой начинается зона леса и длинный тоннель авиария — вольера для птиц. В авиарии небольшие птицы средней полосы могут вести свою обычную жизнь, а дети в сумраке переплетающихся прутьев почувствуют себя в плотном лесу.
Авиарий также служит барьером — он защищает от шума открытого пространства детского зоопарка зону, в которой обитают олени.
Напротив авиария, вдоль противоположной стены зоопарка вытянулась зона с домашней птицей.
За «птичьей» зоной начинается «город кроликов» — территория с подземными тоннелями, характерными для жизни этих животных.
Прямо за ними – скалодром, последняя интерактивная зона, где можно полазить и посмотреть, как это делают разные виды животных и насекомых.
У самого выхода находится зона, в которой уже животных нет. Здесь можно перевести дух: есть кафе, игровая зона, рассчитанная на свободную игру, и круглогодичный образовательный центр.
Зимой жизнь не прекращается: доступны все обучающие площадки и стенды, в павильонах можно погреться и перекусить, животные спокойно переносят холод и их не нужно перевозить в закрытые вольеры.
Все основополагающие принципы, заложенные в новом пространстве зоопарка, отражены в его архитектурном облике: павильоны вдохновлены природными формами, элементы выполнены из экологичных материалов. Самый крупный павильон окрашен в желтый цвет, часто встречающийся в природе, остальные покрытия и материалы имеют свою естественную фактуру.
офис бюро Wowhaus :: Статьи
Этот текст не совсем про устройство нового офиса Wowhaus. О пространстве и рабочем распорядке бюро подробно уже рассказывали другие издания (например). Да вы и сами можете увидеть все своими глазами. В офис время от времени проводятся открытые экскурсии в рамках профильных фестивалей и программ. Успейте только записаться!
И в офис действительно интересно сходить. Там есть чему зацепиться глазу не только архитектора. Двухсветные пространства, интересные формы, необычные элементы обстановки, внимание к деталям и кухня с пирогами. Но этот интерьер этого офис намного больше, чем просто качественный проект. Он показывает новую идеологию архитектуры, свободную и открытую миру.
Следуя своему названию, Wowhaus — удивительное для архитектурной России явление. В 2007 году Дмитрий Ликин и Олег Шапиро, казалось бы уже состоявшиеся профессионалы в других областях, создают бюро, которое в считанные годы занимает ведущие позиции в области создания и развития общественных пространств и культурных объектов. Все это, конечно, результат большого труда и сочетания многих других факторов. Вероятно, что важную роль здесь сыграла абсолютная открытость бюро, что совсем несвойственно России. И на трех ключевых примерах из нового офиса Wowhaus мы постараемся это доказать.
Открытость обществу
Архитектор работает для людей и общества. Но при этом российский архитектурный цех — удивительно закрытое сообщество, которые с внешним миром общаться не привыкло, не умеет, да и не стремиться. В случае с Wowhaus ситуация абсолютно противоположная.
На верхнем этаже 9-го корпуса Artplay бюро занимает 1054 кв. м при 60 сотрудниках. На первый взгляд кажется слишком много, а само пространство выглядит пустоватым. Но это только первые пять минут. В офисе постоянно происходит что-нибудь, помимо привычного рабочего процесса. В библиотеке занимаются йогой, в центральной открытой зоне работают интерны, в амфитеатре обсуждают концепции, за столом в столовой собираются на экскурсию журналисты.
Сами архитекторы могут принять в событиях активное участие или наблюдать за ними со стороны. По периметру офиса вдоль окон группы архитекторов сидят в массивных боксах, которые остались от прежних арендаторов. Первоначальная пустота превращается в сцену для собственных экспериментов.
По утрам пустует библиотека — заполним спортом. В выходные в офисе мало людей — организуем детскую студию. Атмосфера развивает чувство свободы, и люди начинают смотреть за пределы профессии. Как работает этот эффект, очень просто увидеть по многосторонним увлечениям архитекторов бюро:
- — Ольга Хохлова стала капитаном яхты;
- — Несколько архитекторов организовали творческое сообщество «Кони на балконе», организующее различные образовательные и развивающие программы для детей;
- — Михаил Козлов открыл кафе Holy Fox;
- — Целая группа записалась на практикумы в Гоголь Центр;
- — Ольга Рокаль ведет образовательный проект «МЕСТО»;
- — «Выпускник» бюро Артем Укропов заканчивает Школу Кино;
Да и сами руководители бюро не ограничиваются проектной практикой. Дмитрий Ликин и Олег Шапиро преподавали в Архитектурной школе МАРШ и в этом году выпустили группу дипломников. Олег Шапиро три года был куратором «Арт-Оврага» в Выксе. В тексте о фестивале мы наглядно показали, как архитектор подружил искусство с городом и привлек к проекту горожан. И это как раз продолжает концепцию агитаторов архитектуры, объясняющих роль профессии людям. Немудрено, что именно Wowhaus сделало большую часть последних значимых общественных проектов Москвы. Активный диалог с горожанами — то, что нужно российской архитектуре, дистанцировавшейся от общества в советское время.
Открытость другим профессиям
На экскурсии в офисе Wowhaus вы наверняка познакомитесь с Анной Ищенко, гендиректором бюро. Это очень интересная история, как филолог по профессии в 30 лет возглавила архитектурную компанию. И опыт показал, что еще и очень поучительная история другим архитекторам о том, как полезно выходить за пределы своего мира для достижения успеха.
До прихода в бюро Анна работала в рекламном бизнесе, некоторое время была издателем журнала «Большой город», что опять возвращает нас к диалогу с внешним миром. Такой опыт помогает выстроить работу по принципам клиентского бизнеса. Бюро не замыкается на отдельных нишах и постоянно двигается в новых направлениях, открывает для себя новые рынки и новых заказчиков.
Анна Ищенко, генеральный директор бюро Wowhaus Для развития любого бизнеса, и архитектурного в том числе, необходимо иметь стратегию развития. Можно «на кураже» добиться разового, одномоментного успеха, но удержать этот результат, остаться на таком же уровне и двигаться дальше без системы и планирования абсолютно невозможно. Мы видим нашу стратегию развития в постоянном определении и корректировке своей собственной цели, которая должна быть нам интересна и быть уникальной и востребованной для российского рынка. В разные периоды существования нашего бюро эти цели менялись. В течение последних 3- 5 лет мы видели свою основную задачу в программировании и формировании гармоничной городской среды. Для этого не достаточно архитекторов, нужна мультидисциплинарная команда, способная анализировать множество факторов, в конце концов определяющих жизнеспособность городского пространства. Такой подход позволяет нам создавать места, в которые заложен механизм саморазвития. Сегодня то, что было нашим манифестом, стало практически городской политикой, которую публично декларирует мэр. С одной стороны это значит, что это направление будет востребовано. С другой стороны — нам нужно двигаться дальше и ставить новые цели. Одно из перспективных направлений — использование методик работы с общественными городскими пространствами более широком градостроительном контексте. Город — единое целое, невозможно поделить, что здесь у нас городская среда, а здесь — территория не городская. Частные девелоперы поняли, что просто квадратные метры они больше продать не могут. Постепенно приходит понимание того, что высотная жилая застройка в конечном итоге неэффективна, и что есть другие способы организации жизни. Проектирование жилых и многофункциональных комплексов, которые одновременно отвечали бы задачам инвесторов, но и не уступали по качеству среды лучшим общественным пространствам города — та тема, на которую нам очень интересно думать сейчас. Я какое-то время работала в одной из наиболее технологичных индустрий — рекламной, и могу сказать, что в ней много общего с архитектурным бизнесом. Проектное бюро — это тоже клиентский бизнес: есть заказчик, а ты ему даешь некий творческий продукт по техническому заданию. Отличие заключается в том, что архитектура — это все-таки авторский продукт в отличие от рекламы, которая принципиально анонимна, и главная ее задача — ответить на бриф клиента. В архитектуре не совсем так. Иногда мы даем не совсем то, что озвучивает заказчик, но пытаемся забежать вперед, понимая и учитывая не только его сегодняшние интересы, а то, что будет работать завтра и послезавтра. Ну и никто не отменял необходимость постановки и реализации творческой сверхзадачи в каждом проектируемом нами объекте. |
Понятно, что любые новые сферы требуют начальных компетенций, поэтому бюро много взаимодействует со специалистами других профессий. Например, практически постоянным партнером бюро на комплексных проектах развития территорий стало КБ 23, занимающееся культурным программированием, социальными исследованиями и стратегиями.
И такой подход был учтен при проектировании офиса. Архитекторы запроектировали отдельные помещения, которые теперь сдаются другим командам-партнерам, участвующим в совместных проектах. Так, на первом этаже сидит научная команда из Политехнического Музея, над экспозиционными и общественными пространствами и благоустройством прилегающей территории которого работает Wowhaus. На втором этаже, в уютном пространстве антресоли, сидит пиар-агентство «План Б». Компания много работает на рынке недвижимости и помогает Wowhaus доносить свои идеи до общественности.
Открытость молодому поколению
Летние стажировки студентов были в бюро всегда. Причем конкурс на места заканчивался еще в апреле. В дополнение к этому традиционному формату новый офис наконец позволил реализовать абсолютно новую программу интернатуры, которая принципиально отличается от летних практик.
Студенческие стажировки скорее служат вводом в профессию для ребят, которые еще дальше продолжат учебу. Интернатура же ориентирована на молодых архитекторов, бакалавров и магистров, которым необходим опыт реального проектирования и новые проекты для портфолио. Кроме того, формат интернатуры помогает бюро искать новые таланты в команду. Молодые специалисты вовлечены в общий процесс наравне с остальными. При отборе на первый поток, в конце февраля 2016 года из сотни архитекторов, подавших заявки, выбрали восемь. И по итогам интернатуры пять из них получили предложение остаться.
Интерны работают в бюро по три месяца (12 недель), получая ежемесячные стипендии. Группой руководит архитектор бюро Ольга Рокаль. В первом потоке интерны, в числе других проектов, разрабатывали концепцию моста для «Архстояния». По итогам программы, интерны готовят финальную презентацию, и вся команда, а также приглашенные гости оценивают их успехи.
Ольга Рокаль, руководитель программы интернатуры в бюро Wowhaus Программа интернатуры достаточно разнообразна и за 12 недель ребята успевают очень многое узнать и сделать. Первая неделя — знакомство с бюро, друг с другом, анкетирование. Мы опрашиваем ребят об их сильных и слабых сторонах, ожиданиях от интернатуры и тому подобном. В конце программы мы снова опрашиваем их, чтобы проанализировать результаты. Проектные задания, которые мы проводим в формате воркшопов, начинаются уже со второй недели. Одновременно начинаются экскурсии на объекты бюро и лекции. По итогам первого курса, мы поняли, что экскурсий и встреч с руководителями бюро должно быть больше, это многое дает нашим интернам, они начинают лучше ощущать дух бюро Wowhaus и наши методы. Но все-таки основу программы интернатуры составляют воркшопы. Как правило, за 12 недель мы предлагаем интернам выполнить 3-4 небольшие задания. Чаще всего, это бывают какие-то небольшие объекты, городские инсталляции или малые формы, с перспективой реализации. На наш взгляд формат воркшопа способствует раскрытию творческого потенциала интернов, в них они могут раскрыть какие-то свои глубинные таланты, показать себя с неожиданной, даже для них самих стороны. Кроме того, благодаря этим проектам, ребята могут пополнить свое портфолио реализованными объектами. Уже сейчас строятся два объекта, разработанные интернами первого курса. |
Получается, что в год через систему интернатуры пройдет порядка 30 человек. Даже если не все останутся, бюро получит список проверенных профессионалов, на которых можно будет рассчитывать в будущем. Даже продолжив свою карьеру в другом месте, интерны невольно возьмут на себя миссию тех самых агитаторов архитектуры. И идеи открытого общения с городом, активного вовлечение других профессий и прозрачной работы с молодежью постепенно войдут в широкую практику.
Наши прошлые походы в гости к архитекторам:
→ Цимайло Ляшенко и Партнеры
→ ABD Architects
Фонд Баухаус Дессау / Баухаус Дессау Фонд
Здание было спроектировано основателем Баухауза Вальтером Гропиусом по заказу города Дессау. Планы были составлены в личном кабинете Гропиуса — у Баухауза не было собственного архитектурного отдела до 1927 года. Внутренняя отделка была сделана в мастерских Баухауза. Город Дессау финансировал проект, а также предоставил участок под застройку.
Архитектура за стеклом
Дизайн — это дальнейшее развитие идеи, которую Гропиус ранее реализовал (до Первой мировой войны) со строительством фабрики Fagus в Альфельде-на-Лейне.В обоих зданиях стеклянный фасад на несущем каркасе обеспечивает обзор внутренних работ. В мастерской в Дессау это обеспечивает четкий обзор конструктивных элементов. Дизайн визуально не усиливает углы здания, что создает впечатление прозрачности. Гропиус проектировал различные части здания по-разному, последовательно разделяя их в соответствии с назначением. Он расположил крылья асимметрично; таким образом, форма комплекса может быть понята только при движении вокруг здания.Там нет центрального вида.
Пространство для студентов и младших мастеров
Основными элементами комплекса являются трехэтажное крыло мастерской со стеклянным фасадом, трехэтажное здание профессионального училища и пятиэтажное здание студии. Крыло цеха и профессионально-техническое училище соединены двухэтажным мостом, который использовался в административных целях. Личный кабинет Гропиуса также находился здесь до 1928 года. Крыло мастерской и здание студии соединены одноэтажным зданием, в котором находится так называемая праздничная зона, состоящая из аудитории, сцены и столовой.В здании студии разместились студенты и младшие мастера в 28 студийных квартирах, каждая размером 20 м 2 .
Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО
Преимущественно белые фасады комплекса образуют идеальную фольгу для темных встроенных стеклянных окон. Внутренне конструкция здания выделяется разными цветами на несущих и не несущих элементах. В 1932 году школа дизайна была вынуждена закрыться в результате давления со стороны национал-социалистов, победивших на муниципальных выборах.Во время войны комплекс подвергся бомбардировке, и ущерб был поначалу только временно восстановлен. Здание было занесено в список в 1972 году и отреставрировано впервые. Обширные ремонтные работы последовали после того, как здание Баухауза было признано объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Они были завершены в 2006 году. Тот факт, что он снова является ярким центром экспериментального проектирования, исследований и образования, должен быть зачислен в Фонд Баухауса Дессау, который был основан в 1994 году и стремится к сохранению, исследованию и передаче выдающегося наследие Баухауза.
BAUHAUS — Mehr als ein Baumarkt
BAUHAUS — Mehr als ein Baumarkt | BAUHAUS BAUHAUS verwendet Печенье. Weitere Informationen, auch zu einem Отказаться, найти Sie in unserer Datenschutzerklärung.Mehr erfahrenВ браузере Ihrem JavaScript деактивиерт. Um unseren Интернет-магазин nutzen zu können, aktivieren Sie JavaScript innerhalb Ihrer Browsereinstellungen.Sollten Sie Hilfe Bee der Änderung Ihrer Browsereinstellungen benötigen, konsultieren Sie bitte die Website des Browserherstellers.
В браузере Ihrem sind Cookies blockiert. Um unseren Интернет-магазин nutzen zu können, aktivieren Sie Cookies innerhalb Ihrer Browsereinstellungen. Sollten Sie Hilfe Bee der Änderung Ihrer Browsereinstellungen benötigen, konsultieren Sie bitte die Website des Browserherstellers.
Обозреватель, предлагаемый в обозревателе, с помощью которого можно просмотреть все исправления, приведенные ниже.Um unseren Интернет-магазин nutzen zu können, empfehlen wir Ihnen, die aktuellste Version Ihres Browsers zu installieren. Sollten Sie Hilfe benötigen, konsultieren Sie bitte die Website des Browserherstellers.
Информация
Um diese Funktion zu nutzen, müssen die Cookies Ihres Browsers aktiviert sein.
Bitte aktivieren Sie die Cookies in den Einstellungen Ihres Браузеры.
BAUHAUS wird 60 und pflanzt gemeinsam mit der Schutzgemeinschaft Deutscher Wald 1 миллион Bäume.
Kleine Helfer für Ihr Handy
BAUHAUS gibt es auch für Ihr Mobiltelefon! Облегченные приложения для мобильных устройств Удобные и полезные функции Типичные записи Рич ум Ихрен Умзуг, умрёт Сефихрэд или Ихрен Гартен.
Ihr Traumbad im Все включено Пакет
Lassen Sie Die Profis побежал! In der Bädewelt erhalten Sie nicht nur die die Produkte sondern auch die die Badplanung und die fachgerechte Montage Ihres neuen Bades.
BAUHAUS in den sozialen Medien
BAUHAUS представляет все на Facebook, YouTube, Pinterest и Co.
Produkt wurde in den Vergleich Gelegt
Produk wurde der Merkliste hinzugefügt
,