Ваухаус архитектурное бюро – Архитектура — Wowhaus

Проектирование общественных пространств. Кажущаяся простота

Трехмесячный интенсивный курс по проектированию общественных пространств проходил с 3 марта по 2 июня 2018 г. в архитектурной школе МАРШ три раза в неделю (две лекции в будние дни и практическое занятие в субботу).

Курс был предназначен для практикующих специалистов из разных областей: архитекторов, ландшафтных дизайнеров, инженеров, планировщиков, сотрудников девелоперских компаний и служащих профильных департаментов.
Задача курса – дать понимание того, как создать общественное пространство, которое успешно функционирует, как строится процесс не только создания, но и управления такими объектами.

Структура курса состояла из теоретических модулей и практических занятий.
Теоретические модули аккумулировали опыт специалистов смежных областей, которые участвуют в создании общественного пространства.
Основные модули:
Программирование пространства и социальные науки
Экономика
Градостроительный контекст
Транспортный анализ

Управление

Практические занятия были направлены на понимание архитектуры общественных пространств не только на уровне проектирования, но и на уровне постановки задачи, ведения переговоров и согласований.
В качестве кейса для проектирования был выбран участок в 60 га, включающий площадь Киевского вокзала, Дорогомиловскую улицу, Украинский бульвар и Бережковскую набережную. Это позволило познакомить участников с разными видами общественных пространств.

ПРОЕКТНАЯ ТЕРРИТОРИЯ

Преподавательский состав курса был сформирован не только из представителей бюро, но и из приглашенных специалистов в смежных областях, которые смогли поделиться опытом от первого лица:
Олег Шапиро – партнер бюро Wowhaus
Анна Ищенко – генеральный директор бюро Wowhaus
Михаил Козлов – ведущий архитектор бюро Wowhaus
Дарья Ионова – ведущий архитектор бюро Wowhaus
Екатерина Спорыхина – ведущий архитектор бюро Wowhaus

Юлия Заречкина – архитектор бюро Wowhaus
Александра Плотникова – архитектор бюро Wowhaus

Татьяна Гук – заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы
Владимир Вагин – руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ МинФина РФ
Виталий Стадников – эксперт НИУ ВШЭ, советник Губернатора Самарской области
Евгений Асс – ректор архитектурной школы МАРШ
Елена Короткова – руководитель Центра городской экономики КБ Стрелка
Михаил Алексеевский – руководитель Центра городской антропологии КБ Стрелка
Архипов Станислав Станиславович – руководитель Департамента развития проектов АО «Дон-Строй Инвест»
Гражина Будинайте – психолог, доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Максим Любавин – социолог, партнер КБ23
Константин Паливода – экономист, партнер КБ23
Николай Залесский – научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ
Александр Острогорский – архитектурный критик, преподаватель МАРШ

Татьяна Шаршавицкая – директор ПКиО «Красная пресня»
Елена Дубнова – директор студии «Архитектура живой формы»
Ольга Рокаль – основатель творческого объединения УТРО
Сергей Жигалев – партнер бюро «Культура света»
Дарья Васильева – зоотехник Городской фермы на ВДНХ

Курировали работу команд архитекторы бюро

Проанализировав территорию, команды сформулировали четыре проектных предложения.

СТАНЦИЯ «ПЕШЕХОДНАЯ»

Кураторы:
Мария Хохлова
Дарья Дордина

Участники:
Алина Чернышева
Ольга Жильцова
Полина Витальева
Серафима Мартынова
Юлия Силакова

В качестве трех китов своей концепции называет пешеходность, экологичность и безопасность. Стратегия предполагает создание безбарьерной во всех смыслах среды – с демонтажом ненужных заборов, созданием амфитеатров и прогулочных зон вдоль воды. Команда сконцентрировалась на территории площади вокруг Киевского вокзала и Бережковской набережной.

Основные проблемы территории – недоступность, отсутствие мест для отдыха, плохо организованная транспортная система, которая приводит к пробкам, хаоса и тому, что люди пересекают проезжую часть в неположенном месте. При этом у территории большой потенциал: точки притяжения, видовые точки, наличие зеленой зоны и транспортная доступность. Помимо проектных решений, команда предложила и управленческие.

Для площади Киевского вокзала команда предлагает pop-up магазин, который привлечет на маргинализированную территорию новых пользователей и создаст новые рекламные возможности для бизнеса.

В Киевском сквере команда предлагает организовать мероприятия вновь создаваемой организации «Небомживы», которая будет помогать бездомным людям.

На Бережковской набережной по замыслу команды будут созданы прогулочные зоны с зеленью и инфраструктурой для отдыха.

Бережковская набережная: сечения

В итоге проект должен создать комфортную среду, условия для развития малого бизнеса и снижение количества аварийных ситуаций.

РЕВИТАЛИЗАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Кураторы:
Татьяна Старченко
Ильяс Гильманов

Участники:
Игорь Горошко
Дмитрий Викорчук
Мария Желтикова

Разделив всю территорию по типологиям, команда выделила плюсы и минусы каждой из них. Пространство вокруг Киевского вокзала не соответствует интенсивности пешеходного трафика, но очень удобно с точки зрения транспортной доступности; на Большой Дорогомиловской улице довольно низкое качество благоустройства, но четкий уличный фронт; Украинский бульвар интересен с исторической точки зрения, но неактивен в настоящем; набережные некомфортны для прогулок. Участок Киевской улицы, 2-го Брянского переулка, Брянского переулка и Можайского вала характеризуется несоответствием между организацией пространства и его использованием: при очень низкой интенсивности трафика и высокой пешеходной активности, на этих улицах очень много парковок и мало пешеходного пространства.

Этот участок команда предлагает сделать комфортным для передвижения, добавив туда общественные центры и другие точки притяжения.

ЖИТЬ ХОРОШО

Кураторы:
Татьяна Старченко
Ильяс Гильманов

Участники:
Елена Зазулина
Елена Коршунова
Евгения Дробина
Олеся Чеснокова

Команда проанализировала существующее функциональное зонирование территории, транспортные потоки и интенсивность использования пешеходами, и кроме того – перспективы ее развития, в частности, проектное предложение учитывало грядущую реконструкцию Бадаевского завода, примыкающего к территории. Концепция команды – это учет существующих точек притяжения, создание новых, и обеспечение связей между ними.

Между набережной и гостиницей «Украина» команда предлагает создать смотровую площадку, на которой могут располагаться места для отдыха и проведения мероприятий.

На Украинском бульваре команда предлагает создавать пространства, удобные для местных жителей, с защитой от шума со стороны Кутузовского проспекта.

КАМЕР-КОЛЛЕЖСКИЙ БУЛЬВАР

Кураторы:
Анастасия Измакова
Станислав Дервоедов

Участники:
Ольга Данилина
Марина Гюлумян
Алена Задорожная
Евгения Никольская
Екатерина Соколова

Проанализировав градостроительный контекст, транспортную доступность, функциональное зонирование и потенциал территории, команда оценила эмоциональное восприятие территории, запахи и шумы.

Исторический контекст территории лег в основу проектного предложения: раньше здесь располагалась несколько храмов и находилась неофициальная граница Москвы – таможенные заставы и земляная насыпь, которые во второй половине 19 века были ликвидированы и превратились в улицы.

Схема идейной основы проекта:

Эскизное предложение:

Вал:

Спортивная площадка:

Через Москву-реку от набережной Тараса Шевченко к Краснопресненской команда предлагает перекинуть еще один мост.

wowhaus.ru

офис бюро Wowhaus :: Статьи

Этот текст не совсем про устройство нового офиса Wowhaus. О пространстве и рабочем распорядке бюро подробно уже рассказывали другие издания (например). Да вы и сами можете увидеть все своими глазами. В офис время от времени проводятся открытые экскурсии в рамках профильных фестивалей и программ. Успейте только записаться!

И в офис действительно интересно сходить. Там есть чему зацепиться глазу не только архитектора. Двухсветные пространства, интересные формы, необычные элементы обстановки, внимание к деталям и кухня с пирогами. Но этот интерьер этого офис намного больше, чем просто качественный проект. Он показывает новую идеологию архитектуры, свободную и открытую миру.

Следуя своему названию, Wowhaus — удивительное для архитектурной России явление. В 2007 году Дмитрий Ликин и Олег Шапиро, казалось бы уже состоявшиеся профессионалы в других областях, создают бюро, которое в считанные годы занимает ведущие позиции в области создания и развития общественных пространств и культурных объектов. Все это, конечно, результат большого труда и сочетания многих других факторов. Вероятно, что важную роль здесь сыграла абсолютная открытость бюро, что совсем несвойственно России. И на трех ключевых примерах из нового офиса Wowhaus мы постараемся это доказать.

Открытость обществу


Архитектор работает для людей и общества. Но при этом российский архитектурный цех — удивительно закрытое сообщество, которые с внешним миром общаться не привыкло, не умеет, да и не стремиться. В случае с Wowhaus ситуация абсолютно противоположная.

На верхнем этаже 9-го корпуса Artplay бюро занимает 1054 кв. м при 60 сотрудниках. На первый взгляд кажется слишком много, а само пространство выглядит пустоватым. Но это только первые пять минут. В офисе постоянно происходит что-нибудь, помимо привычного рабочего процесса. В библиотеке занимаются йогой, в центральной открытой зоне работают интерны, в амфитеатре обсуждают концепции, за столом в столовой собираются на экскурсию журналисты.

Сами архитекторы могут принять в событиях активное участие или наблюдать за ними со стороны. По периметру офиса вдоль окон группы архитекторов сидят в массивных боксах, которые остались от прежних арендаторов. Первоначальная пустота превращается в сцену для собственных экспериментов.

По утрам пустует библиотека — заполним спортом. В выходные в офисе мало людей — организуем детскую студию. Атмосфера развивает чувство свободы, и люди начинают смотреть за пределы профессии. Как работает этот эффект, очень просто увидеть по многосторонним увлечениям архитекторов бюро:

  • — Ольга Хохлова стала капитаном яхты;
  • — Несколько архитекторов организовали творческое сообщество «Кони на балконе», организующее различные образовательные и развивающие программы для детей;
  • — Михаил Козлов открыл кафе Holy Fox;
  • — Целая группа записалась на практикумы в Гоголь Центр;
  • — Ольга Рокаль ведет образовательный проект «МЕСТО»;
  • — «Выпускник» бюро Артем Укропов заканчивает Школу Кино;

 

Да и сами руководители бюро не ограничиваются проектной практикой. Дмитрий Ликин и Олег Шапиро преподавали в Архитектурной школе МАРШ и в этом году выпустили группу дипломников. Олег Шапиро три года был куратором «Арт-Оврага» в Выксе. В тексте о фестивале мы наглядно показали, как архитектор подружил искусство с городом и привлек к проекту горожан. И это как раз продолжает концепцию агитаторов архитектуры, объясняющих роль профессии людям. Немудрено, что именно Wowhaus сделало большую часть последних значимых общественных проектов Москвы. Активный диалог с горожанами — то, что нужно российской архитектуре, дистанцировавшейся от общества в советское время.

Открытость другим профессиям


На экскурсии в офисе Wowhaus вы наверняка познакомитесь с Анной Ищенко, гендиректором бюро. Это очень интересная история, как филолог по профессии в 30 лет возглавила архитектурную компанию. И опыт показал, что еще и очень поучительная история другим архитекторам о том, как полезно выходить за пределы своего мира для достижения успеха.

До прихода в бюро Анна работала в рекламном бизнесе, некоторое время была издателем журнала «Большой город», что опять возвращает нас к диалогу с внешним миром. Такой опыт помогает выстроить работу по принципам клиентского бизнеса. Бюро не замыкается на отдельных нишах и постоянно двигается в новых направлениях, открывает для себя новые рынки и новых заказчиков.

 

Анна Ищенко, генеральный директор бюро Wowhaus

Для развития любого бизнеса, и архитектурного в том числе, необходимо иметь стратегию развития. Можно «на кураже» добиться разового, одномоментного успеха, но удержать этот результат, остаться на таком же уровне и двигаться дальше без системы и планирования абсолютно невозможно. Мы видим нашу стратегию развития в постоянном определении и корректировке своей собственной цели, которая должна быть нам интересна и быть уникальной и востребованной для российского рынка. В разные периоды существования нашего бюро эти цели менялись. В течение последних 3- 5 лет мы видели свою основную задачу в программировании и формировании гармоничной городской среды. Для этого не достаточно архитекторов, нужна мультидисциплинарная команда, способная анализировать множество факторов, в конце концов определяющих жизнеспособность городского пространства. Такой подход позволяет нам создавать места, в которые заложен механизм саморазвития.

Сегодня то, что было нашим манифестом, стало практически городской политикой, которую публично декларирует мэр. С одной стороны это значит, что это направление будет востребовано. С другой стороны — нам нужно двигаться дальше и ставить новые цели. Одно из перспективных направлений — использование методик работы с общественными городскими пространствами более широком градостроительном контексте. Город — единое целое, невозможно поделить, что здесь у нас городская среда, а здесь — территория не городская. Частные девелоперы поняли, что просто квадратные метры они больше продать не могут. Постепенно приходит понимание того, что высотная жилая застройка в конечном итоге неэффективна, и что есть другие способы организации жизни. Проектирование жилых и многофункциональных комплексов, которые одновременно отвечали бы задачам инвесторов, но и не уступали по качеству среды лучшим общественным пространствам города — та тема, на которую нам очень интересно думать сейчас.

Я какое-то время работала в одной из наиболее технологичных индустрий — рекламной, и могу сказать, что в ней много общего с архитектурным бизнесом. Проектное бюро — это тоже клиентский бизнес: есть заказчик, а ты ему даешь некий творческий продукт по техническому заданию. Отличие заключается в том, что архитектура — это все-таки авторский продукт в отличие от рекламы, которая принципиально анонимна, и главная ее задача — ответить на бриф клиента. В архитектуре не совсем так. Иногда мы даем не совсем то, что озвучивает заказчик, но пытаемся забежать вперед, понимая и учитывая не только его сегодняшние интересы, а то, что будет работать завтра и послезавтра. Ну и никто не отменял необходимость постановки и реализации творческой сверхзадачи в каждом проектируемом нами объекте.

 

Понятно, что любые новые сферы требуют начальных компетенций, поэтому бюро много взаимодействует со специалистами других профессий. Например, практически постоянным партнером бюро на комплексных проектах развития территорий стало КБ 23, занимающееся культурным программированием, социальными исследованиями и стратегиями.

И такой подход был учтен при проектировании офиса. Архитекторы запроектировали отдельные помещения, которые теперь сдаются другим командам-партнерам, участвующим в совместных проектах. Так, на первом этаже сидит научная команда из Политехнического Музея, над экспозиционными и общественными пространствами и благоустройством прилегающей территории которого работает Wowhaus. На втором этаже, в уютном пространстве антресоли, сидит пиар-агентство «План Б». Компания много работает на рынке недвижимости и помогает Wowhaus доносить свои идеи до общественности.

Открытость молодому поколению


Летние стажировки студентов были в бюро всегда. Причем конкурс на места заканчивался еще в апреле. В дополнение к этому традиционному формату новый офис наконец позволил реализовать абсолютно новую программу интернатуры, которая принципиально отличается от летних практик.

Студенческие стажировки скорее служат вводом в профессию для ребят, которые еще дальше продолжат учебу. Интернатура же ориентирована на молодых архитекторов, бакалавров и магистров, которым необходим опыт реального проектирования и новые проекты для портфолио. Кроме того, формат интернатуры помогает бюро искать новые таланты в команду. Молодые специалисты вовлечены в общий процесс наравне с остальными. При отборе на первый поток, в конце февраля 2016 года из сотни архитекторов, подавших заявки, выбрали восемь. И по итогам интернатуры пять из них получили предложение остаться.

Интерны работают в бюро по три месяца (12 недель), получая ежемесячные стипендии. Группой руководит архитектор бюро Ольга Рокаль. В первом потоке интерны, в числе других проектов, разрабатывали концепцию моста для «Архстояния». По итогам программы, интерны готовят финальную презентацию, и вся команда, а также приглашенные гости оценивают их успехи.

 

Ольга Рокаль, руководитель программы интернатуры в бюро Wowhaus

Программа интернатуры достаточно разнообразна и за 12 недель ребята успевают очень многое узнать и сделать. Первая неделя — знакомство с бюро, друг с другом, анкетирование. Мы опрашиваем ребят об их сильных и слабых сторонах, ожиданиях от интернатуры и тому подобном. В конце программы мы снова опрашиваем их, чтобы проанализировать результаты. Проектные задания, которые мы проводим в формате воркшопов, начинаются уже со второй недели. Одновременно начинаются экскурсии на объекты бюро и лекции. По итогам первого курса, мы поняли, что экскурсий и встреч с руководителями бюро должно быть больше, это многое дает нашим интернам, они начинают лучше ощущать дух бюро Wowhaus и наши методы.

Но все-таки основу программы интернатуры составляют воркшопы. Как правило, за 12 недель мы предлагаем интернам выполнить 3-4 небольшие задания. Чаще всего, это бывают какие-то небольшие объекты, городские инсталляции или малые формы, с перспективой реализации. На наш взгляд формат воркшопа способствует раскрытию творческого потенциала интернов, в них они могут раскрыть какие-то свои глубинные таланты, показать себя с неожиданной, даже для них самих стороны. Кроме того, благодаря этим проектам, ребята могут пополнить свое портфолио реализованными объектами. Уже сейчас строятся два объекта, разработанные интернами первого курса.

 

Получается, что в год через систему интернатуры пройдет порядка 30 человек. Даже если не все останутся, бюро получит список проверенных профессионалов, на которых можно будет рассчитывать в будущем. Даже продолжив свою карьеру в другом месте, интерны невольно возьмут на себя миссию тех самых агитаторов архитектуры. И идеи открытого общения с городом, активного вовлечение других профессий и прозрачной работы с молодежью постепенно войдут в широкую практику.

Наши прошлые походы в гости к архитекторам:


→ Цимайло Ляшенко и Партнеры

→ ABD Architects

archspeech.com

архитектурное бюро, основателями бюро WOWHAUS – Дмитрием Ликиным и Олегом Шапиро

Стрелка, Пионер, Парк Горького – за последние несколько лет эти проекты архитектурного бюро Wowhaus прогремели на всю Москву. Для того чтобы разобраться, кто же вдохнул жизнь в чахнущую столицу, ARCHiPEOPLE пообщался с основателями бюро – Дмитрием Ликиным и Олегом Шапиро. 

07.07.2012, 13:48 | Автор: Сергей Титов



WOWHAUS

   Дмитрий Ликин, партнер архитектурного бюро Wowhaus

 Член Правления Академии Российского телевидения.
 Председатель Гильдии дизайнеров, промоутеров и художников –  постановщиков.
 Директор Дирекции «ОРТ-дизайн», главный художник ОАО «Первый канал».

 Член попечительского совета и приемной комиссии Института медиа,  архитектуры и дизайна STRELKA.

 Многократный лауреат премии Broadcast Design Awards, пятикратный лауреат  премии ТЭФИ.

 Родился в 1966 году. С 1987 года занимается современным искусством, в  1990 году закончил МАрхИ. В середине 90-х Дмитрий был арт-директором  таких журналов, как «Империал», «ПТЮЧ» и «Harper`s Bazar». С 1998 года  работает в телекомпании «Первый канал». В 2007 году основал совместно с  Олегом Шапиро архитектурное бюро Wowhaus.

   Олег Шапиро, партнер архитектурного бюро Wowhaus

 Член попечительского совета Института медиа, архитектуры и дизайна  STRELKA.

 Кандидат архитектуры.

 Родился в 1962 году. Закончил Куйбышевский инженерно-строительный  институт, архитектурный факультет в 1984 году. С 1988 по 1993 год работал  главным архитектором проекта Архитектурной мастерской №7, затем —  руководителем Архитектурной мастерской №4 — первого творческого  объединения СА СССР. В 1993 – 2007 годах занимался бизнеспроектами. В  2007 году основал совместно с Дмитрием Ликиным архитектурное бюро  Wowhaus.

 

 

Город состоит не только из коробочек, но и из пространств между ними.

 

А. (ARCHiPEOPLE) – Давайте с начала. Вы довольно молодое бюро. Как вам удалось совершить столь стремительный прорыв?

Д. (Дмитрий Ликин) – Есть взрослые бюро, сражающиеся за серьезные заказы. Их все интересуют разного рода коробочки. А то, что город состоит не только из коробочек, но и из пространств между ними, никем не принималось во внимание.

Поэтому возможность сражаться за интересы людей в пространствах между коробочками показалась нам чрезвычайно важной.

 

О. (Олег Шапиро) – Должен сказать, мы в [архитектурной] профессии когда-то были. В тот момент, когда собрались делать бюро, у нас не стоял вопрос зарабатывания на жизнь. Мы придумали бюро для того, чтобы делать то, что нам интересно.

 

ЧАСТЬ 1 Про парки и планы.

 

А. – Один из ваших проектов – Парк Горького. Расскажите о нем и о том, какую философию вы в него вложили ?

О. – Стрелка при нашем участии готовила программу на конкурс по обустройству парка. Все, что мы там делаем [в Парке Горького], – временно. Но эта временная история подготавливает изменение публики, настроения, смену парадигмы.

 

 

А. – То есть, нас ждет нечто глобальное?

О. – Лет 5 назад мы с «Афишей Мир» делали на Чистых прудах выставку Бертрана.

Д. — Артюс-Бертран, «Мир с высоты». Он летал на воздушном шаре и фотографировал с воздуха.

 

Для восстановления среды, которая деградирует необходимо перманентное взаимодействие с ней.

 

О. – И выставляли фотографии на Чистых Прудах. Когда мы это начали делать, за нами бегали какие-то казаки с саблями, люди с топорами и рушили армированные бетонные стенды. Пришлось позвать милицию.

Когда мы все это поставили, подсветили, ровно 2 месяца была совсем другая публика. Вечером огромные толпы людей ходили, смотрели эти картины. А потом мы убрали выставку. И казаки, бомжи и прочие обитатели бульвара вернулись во вновь ставшее «уютным» пространство.

Д. – Волшебным образом за 2 дня завелась старая жизнь.

О. – То есть, для восстановления среды, которая деградирует должно быть перманентное взаимодействие с ней. На этом и основана наша работа.

Д. – Среда программируется. И потребление программируется. И публика программируется самой средой. Те скромные усилия, которые мы сейчас совершаем, направлены на то, чтобы сформировать определенный процесс потребления и контингент.

А. – Вектор, в котором сейчас движется развитие парка, вас устраивает?

Д. – Там есть своя опасность. Мне кажется, действующий вектор развития парка чреват перенасыщением. И будет уже не парк.

О. – Власти, в том числе и в Москве, не осознают, что парк – он и есть парк.

Д. – Другими словами, мы теряем главную функцию парка, потому что в парке горожанин ищет убежище от города.

О. – Мы не можем функции смешать, и приблизить парк к стадиону.

 

 

Появилось очарование возможности изменений «при жизни.

 

А. – Глядя на парк Горького, остальные парки – Сокольники, Музеон и другие – тоже стали проявлять активность.

Д. – То, что сейчас произошло с парком [Горького] – некоторая стадия продвижения к результату. Но нельзя мультиплицировать одну систему на все остальные парки.

Однако появилось очарование возможности изменений «при жизни». И результативности твоих усилий. Это очень важно.

А. – Складывается впечатление, что наличие заказчика для вас не так уж и важно. Вы сами создаете потребность. Это ваш принцип работы?

Д. – Есть такой термин – «активизм» – когда архитектурное бюро пытается взаимодействовать с социумом через предложение собственных инициатив. Дальше идею можно превратить с помощью социальных сетей  в феномен обсуждения. Дальше ее можно сделать слышимой и значимой для муниципальных властей. После этого есть шанс, что она обрастет фандрайзингом и как-то реализуется.

А. – То есть вы принципиально не участвуете в открытых конкурсах? Зарядье, или, например, ЗИЛ, где участвует ваш коллега по Стрелке Григорян, вам не интересны?

О. –В Зарядье мы хотели участвовать, но после того, как мы прочитали программу конкурса, то стало ясно, что это профанирование идеи и конкурс для домохозяек.

Д. – Что касается ЗИЛа, то это был заказ Правительства Москвы конкретным бюро. Это не был конкурс.

Здесь еще нужно сказать, что мы маленькие. Мы понимаем свой масштаб, но, безусловно стремимся к тому, чтобы его увеличивать.

А. – В таком случае, какие ваши ближайшие цели?

Д. – У нас на сайте написано:  WOWHAUS «Архитектура. Дизайн среды». Мы по-прежнему думаем, что политика малых дел – это то, что дает наиболее очевидный выход.

Мы плотно взаимодействуем с МосГорПарком: делаем изменения в саду имени Баумана, придумываем достаточно остроумную, как нам кажется, концепцию для Останкинского пруда.

 

летний кинотеатр «Пионер»

 

Наша страна, к сожалению, не богата профессионалами и, в отличие от расхожего мнения, не богата талантами.

 

А. – А что-то помимо парков?

Д. – Сейчас на сайте выложена концепция низких набережных. Мы пытаемся предложить городу новую концепцию пешеходных связей в рамках бульварного кольца. И есть мечта поучаствовать в реконструкции знаковых московских культурных объектов, например, Московского Дома Книги.

А. – Возможно, кто-то из наших читателей проникся вашими взглядами. Расскажите про ваш коллектив и как к вам попасть?

О. – В основном у нас работают молодые люди. Мы очень ценим, когда люди знают, куда идут, и хотят у нас поработать. Правда случается, что наши ожидания не совпадают с квалификацией работника.

Д. – Наша страна, к сожалению, не богата профессионалами и, в отличие от расхожего мнения, не богата талантами. Те люди, которые к нам приходят сами, как правило, остаются. Мы мало кому отказываем.

 

К сожалению, формат «читабельного» интервью не позволяет редакции выложить всю беседу  сразу. Поэтому ждите второй части, где архитекторы расскажут об особенностях обучения на Стрелке.

 

Стрелка. Двор.


Часть 2. Про Стрелку и образование. Текст: Сергей Титов


Еще по теме:
Архитекторы
Урбанисты
Образование

Просмотров: 12665

Оставить комментарий

www.archipeople.ru

Wowhaus — Архитектурное бюро.

Бюро Wowhaus основано в 2007 году архитекторами Дмитрием Ликиным и Олегом Шапиро. 
Попробовав свои силы в различных архитектурных жанрах, в последние годы бюро специализируется на архитектуре общественных пространств – от благоустройства городских парков до разработки градостроительных концепций. 

Очевидно, что каждое время некоторым образом меняется характер архитектурной деятельности, актуализируются одни задачи, отменяются другие. Это касается и социальной, профессиональной роли архитектора и одновременно методов и целей собственно проектирования. 

В профессии. В современной архитектуре все большее значение приобретает точное осмысление социальных, экономических, культурных и иных факторов. Проектирование происходит следующим образом: исследуется потенциал места/объекта, проявляются его свойства, восполняется недостаточность. Сегодняшний архитектор, на наш взгляд, вернулся к универсальности. Он должен легко переходить от масштаба городского светильника к планировочным проблемам города; обладать достаточным профессионализмом, чтобы работать в любой области архитектуры: от реконструкции промздания до жилого района. В этом смысле cоветско-российская система образования, поделенная на специализации – предельный анахронизм. 

В общественной позиции. В архитектуре давно отменена «жизнестроительная» позиция автора. На ее смену пришел принцип соучастия с потребителем. Однако, задача архитектора – активно участвовать в выявлении реальных потребностей. Без такого участия мы будем бесконечно умножать реальность – непрофессионалы всегда действуют по аналогии, выбирают привычные решения. В тоже время, архитекторы должны не только исполнять заказы, биться за них на конкурсах, но и формировать заказ, инициировать решение проблем, часто видимых, прежде всего, с точки зрения архитектуры. Он может не быть услышанным, но он должен артикулировать проблемы перед обществом и предлагать пути их решения. 

В проектировании. Современная архитектура медийна, таргетирована, требует программирования. 

Любой объект, сооружение или пространство несет в себе авторское сообщение, однако, современный пользователь не хочет находиться в ситуации жестко навязанного ему прочтения, архитектура больше не декларативна, она обязана учитывать множественность возможных интерпретаций. 

Понимание всевозрастающих имущественных, социальных, культурных и каких бы то ни было еще различий в большом городе обязывает учитывать конкретную аудиторию, для которой ведется проектирование. С этим же обстоятельством связана необходимость предварительного планирования жизни объекта. Интересно. Что сегодня подобное программирование несет в себе и отмену себя самого, или тенденцию к перепрограммированию. 

Мы живем в парадигме экономного отношения к ресурсам. Проектируемые объекты должны быть адекватны обстоятельствам, возможностям заказчика, и разумно достаточны для потребителя. На наш взгляд, в этом и состоит принцип sustainability. Возможно, что устойчивость перестанет быть функцией долгой жизни объекта, архитектура уже не стремиться быть вечной. 

Есть еще одно важное обстоятельство. Для успешного проектирования архитектор должен понимать и, по возможности, постоянно меняющиеся общественные запросы, ожидания, но для создания действительно успешного, эстетически полноценного объекта необходима, в том числе, совершенно иррациональная постоянная. Это константа – внутренние профессиональные возможности архитектора. То, что называют обычно талантом. Проще говоря, архитектурная деятельность не для всех. 

Проекты
2008
Кинотеатр «Пионер»
Театр «Практика»
2010
Институт медиа и дизайна «Стрелка»
Ресторан BonTempi
2011-2013
Парк Горького (Оливковый пляж, летний кинотеатр Пионер, кафе Брумель, Wokker, Киоск, Каток, кафе Меркато, Osteria nell’Parco, Мороз и солнце, Медео, для коворкинга Рабочая станция, Зеленой школы, бегового клуба, велопрокаты, пергола на Фонтанной площади и проч) 
2012
Сад Баумана (детская площадка, спортплощадка, 2 кафе)
Парк Сокольники (каток, арка, малые архитектурные формы) 
Магазин FOTT
2013
Ресторан Brasserie Most
Крымская набережная
Воробьевская набережная
Центр документального кино DOC
2014
Магазин HARMAN
Ресторан ЦДЛ
Летний кинотеатр в парке Фили
Зеленый театр ВДНХ
Разработка концепции реконструкции парка Сокольники (совместно с Groundlab и Urbanica)
Электротеатр «Станиславский» (открытие в 2015 году) 

www.abitant.com

Новый офис архитектурного бюро Wowhaus • ARTANDHOUSES

Бюро Wowhaus, основанное Олегом Шапиро и Дмитрием Ликиным в 2007 году, входит в список главных московских ньюмейкеров от архитектуры. С успехом объединяя в своей практике объемное проектирование с преобразованием общественных пространств, стержневым сюжетом творчества Wowhaus считает создание гармоничной, дружелюбной и комфортной городской среды.

«Подход к архитектурному проектированию как стремление к наибольшей выразительности «коробочек» мы считаем устаревшим. Для нас важна не только архитектура зданий, но в первую очередь — пространство между ними», — характеризует основные принципы работы Wowhaus Дмитрий Ликин.

Дмитрий Ликин | Олег Шапиро

Достаточно привести список реализованных проектов бюро, куда входят знаковые и самые атмосферные места столицы: «Оливковый пляж», павильоны, летний театр, каток в Парке Горького, театр «Практика», амфитеатр и двор на «Стрелке», кинотеатр «Пионер», Крымская набережная, «Электротеатр», ферма на ВДНХ, — и любому москвичу наверняка станет ясно, о ком идет речь. В настоящий момент команда Шапиро и Ликина ведет проекты по реконструкции здания Политехнического музея и прилегающей к нему территории, по строительству двухэтажного рынка на Багратионовской, детского зоопарка.

Каждый новый проект Wowhaus превращается в событие, и переезд из бывших цехов Красного Октября в новый офис в Artplay исключением не стал. Большое пространство площадью 1035,1 кв. м (и в том числе антресоль 177,9 кв. м) превращено в архитектурную мастерскую. В дизайне воплотилась идея комфортного коллективного творчества и прямых коммуникаций внутри команды.

«Мы считаем создание архитектуры коллективным действием. Людям необходимо обсуждать свои идеи, обмениваться мнениями — заказчику с архитекторами, архитекторам между собой и с инженерами и так далее. И наш офис воплощает в себе эту модель проницаемого многофункционального, максимально комфортного публичного пространства, в котором есть место для всего: для сосредоточенной работы, для обсуждения деловых вопросов и для творческого общения», — рассказывает Олег Шапиро.

Значительная часть площади офиса оставлена незастроенной. В боксах-кубах с открытыми торцами расположены рабочие места сотрудников, переговорные, макетная мастерская, кухня. Особенного шарма интерьеру добавляют конструкции деревянных ферм, поддерживающие кровлю, кирпичные стены, панорамные окна, за которыми видны проходящие мимо поезда.

Благодаря обилию естественного света, элементам, окрашенным в яркие, в том числе оранжевые тона, работам художников Ника Визи, Марии Зацеляпиной, Гоги Тотибадзе пространство вышло весьма жизнерадостным.

art-and-houses.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *