История киевской ВДНХ — Bird In Flight
Киевскую Выставку достижений народного хозяйства возводили в середине 1950-х, позже расширяли, но новые здания не нарушали ансамбль. Рассказываем, в чем архитектурная и историческая ценность сооружения.
В мае 2021-го Владимир Зеленский анонсировал создание Президентского университета. Реализацию проекта с бюджетом в 7,2 миллиарда должны были начать на территории киевской ВДНХ в 2022 году. Заявляли, что застраивать будут только свободную территорию комплекса, а ценные здания сохранят.
3 февраля начался демонтаж выставочного корпуса № 19. Сначала руководство ВДНХ сообщило, что реставрация здания была невозможна, позже — что в корпусе уберут только стены. Но, судя по рендерам проекта, корпус № 19 все же снесут.
По просьбе редакции Семен Широчин объясняет, в чем ценность павильонов киевской ВДНХ, и рассказывает, на что нужно смотреть посетителям, чтобы заметить ее уникальность.
Снос павильона № 19. Фото: Анастасия Степула
Мощь
В сталинское время комплексы сельскохозяйственных выставок в Киеве и Москве демонстрировали не только экономические успехи СССР, но и его архитектурную и политическую мощь. Поэтому такие объекты неминуемо должны были стать грандиозным воплощением архитектурной мысли.
Строительство комплекса в Киеве задумали сразу после войны. На генеральном плане столицы 1947 года на месте будущей ВДНХ изображена структура улиц и сооружений, однако о самой выставке еще нет ни слова. В начале 1950-х по результатам проведенного ранее архитектурного конкурса был разработан проект грандиозного ансамбля.
Проект выставки, 1952 год
Современный вид ВДНХ. Фото: Александр Бурлака
Его композиция была размещена по продольной и поперечной осям, пересекающимся в месте, где сейчас расположен центральный фонтан (по задумке там должен был возвышаться памятник Сталину). Продольную ось завершает главный павильон со шпилем, а более длинную поперечную — павильон № 7 со скульптурами рабочих с одной стороны и павильон № 10 с изваянием колхозницы с другой.
Интересными были и строительные решения. При возведении выставки использовали металл, стекло, бетон, керамику, пластмассы (в ряде скульптур и гербовых композиций). Делали это таким образом, чтобы подчеркнуть взаимодействие материалов. А чтобы одновременно показать величественность задумки и раскрыть тематику ВДНХ, при декорировании павильонов обращались как к элементам классического архитектурного наследия, так и народным декоративным мотивам.
Оригинальный проект киевской ВДНХ включал в себя девять павильонов, которые были построены за семь лет — с 1952-го по 1958-й. Потом выставочный комплекс расширяли, но архитектурный ансамбль оставался неизменным. Этим киевская выставка отличалась от московской, где в конце 1960-х несколько сталинских зданий перестроили в стиле модерн — чтобы они ответствовали духу времени. Единство ансамбля было нарушено (правда, в начале 2000-х сооружениям вернули первоначальный вид).
Павильон № 1 (архитекторы Борис Жежерин, Иван Кислый) — главный и самый высокий павильон комплекса (58 метров). Располагался по оси входа. Его фасад завершает башня с колоннадой и золотым шпилем со звездой, а интерьер украшен четырьмя монументальными панно
Павильон № 2 (архитекторы Мусий Катернога, Яков Ковбаса) посвящен животноводству. Декорирован изображениями скота, скульптуры на входе выполнены в духе классического искусства. Фото: Александр Бурлака
Изначальный проект сооружения был еще монументальнее: скульптурные группы должны были завершать здание, а у входа планировали разместить крупные статуи коня и быка
Павильон № 3 (архитекторы Михаил Гречина, Елена Михневич, Николай Губов) хотели отдать под механизацию и электрификацию сельского хозяйства, но в итоге сделали павильон об угле, металлургии, нефтяной и газовой промышленности.

На его фасаде появилось монументальное изображение реальной домны «Криворожстали»
Тематика павильона № 4 (архитектор К. С. Джанашия) — технические культуры
В его оформлении использованы изображения сахарной свеклы и конопли, а также большое количество флористических орнаментов из металла. Фото: Александр Бурлака, Семен Широчин
Фото: Александр Бурлака
Павильон № 5 (архитекторы Игорь Мезенцев, Николай Губов) был перепрофилирован, и вместо сельхозтоваров его тематикой стала электроэнергетика. Фото: Александр Бурлака
Барельефы с фруктами и овощами разбавили изображениями гидроэлектростанций и шестерен
В павильоне № 6 (архитекторы Даниил Бойченко, В.

На колоннах и декоративных розетках изображены подсолнухи, кукуруза и свекла
Павильон № 7 (архитекторы Игорь Мезенцев, Виктор Савченко, Николай Губов) посвятили машиностроению, а не водному хозяйству, как было задумано изначально. Фото: Александр Бурлака
Для этого с фасада убрали носы лодок, а металлические входные двери украсили изображениями тракторов, грузовиков и локомотивов
Проект 1952 года
На фоне ажурной металлической решетки павильона № 8 (архитекторы Дмитрий Баталов, Василий Гнездилов) — декоративные розетки с процессом сбора урожая: винограда, яблок, тыкв и корнеплодов.

Павильон № 10 (архитекторы Виктор Елизаров, Игорь Ланько) посвящен зерновым культурам. Фото: Александр Бурлака
Корпус занимал ключевое место в общем ансамбле, завершая его поперечную ось вертикальным акцентом — скульптурой женщины со снопом пшеницы. Фото: Александр Бурлака
Модернистские корпуса
Первые модернистские павильоны — три корпуса — появились на ВДНХ в 1958 году. В их архитектуре еще можно было проследить влияние классицизма. Например, в корпусе «Химическая промышленность» есть не только характерный портик с фронтоном, но и декоративное панно на фронтоне.
Наиболее лаконичным из них был павильон № 17 «Строительство», спроектированный архитектором Николаем Кислым. Фасад здания все еще симметричен, а центральный ризалит (выступающая часть фасада) завершен фронтоном. Однако все элементы выполнены очень упрощенно, а декоративных деталей на фасаде нет.

В 1960-х от классической архитектуры уходят совсем. В 1967 году на территории ВДНХ строят массивный павильон № 13 «Угольная промышленность». Фото: Александр Бурлака
На его территории находился уникальный объект — восьмиметровая яма с рельсами и вагонетками на дне. Это был макет угольной шахты
В 1963 году был открыт павильон № 11 «Богатства моря». Часть фасада выступала над общим объемом и символизировала капитанскую рубку океанского лайнера. Фото: Александр Бурлака
Именно в этом павильоне находился знаменитый 26-метровый муляж синего кита, сделанный на основе настоящего китового скелета. Фото: Александр Бурлака
К модернистскому наследию относится построенный в 1970 году по проекту архитектора Ю. Непомнящего и инженера В. Третьяка крупнейший на выставке павильон № 12 «Механизация и электрификация сельского хозяйства». Его масштабы впечатляли: площадь — 3,4 тысячи квадратных метров, высота потолка — 14 метров. Здание предназначалось для демонстрации крупногабаритной техники.
Спустя пять лет появился павильон № 19 «Товары народного потребления», где выставляли дефицитные вещи, — за это в народе он получил название «музей дефицита»
Основной объем павильона поднят на уровень второго этажа и словно парит над пространством, а большая площадь остекления визуально облегчает его. Фото: Александр Бурлака
Нереализованный проект павильона цветоводства, 1982 год
Проект павильона транспорта, 1979 год
Недостроенный павильон транспорта
Упадок и новая жизнь
После распада СССР проводить выставки стало некому. ВДНХ пустовала, постепенно ветшая. Экспонаты были частично разграблены, уцелевшие — выброшены. Исчезли памятник Мичурину перед оранжереей, вагонетки из шахты в павильоне угольной промышленности, макеты электростанций из павильона электроэнергетики, скелет кита.
Денег на содержание комплекса не было: государственное финансирование объектов ощутимо сократилось, а само предприятие терпело убытки. В начале 2000-х на территории ВДНХ отключили отопление, из-за повышенной влажности в помещениях посыпалась штукатурка и лепнина.
С середины 2010-х ВДНХ начала оживать — здесь стали проводить выставки, фестивали и концерты. Место было подходящим: большая территория (286 гектаров), несколько десятков строений. Павильоны № 13, 17 и 19 были отданы в аренду. Снова открылся расположенный на территории выставки ресторан «Прага», были отреставрированы оранжереи.
Все фото, если не указано иное: архив Семена Широчина.
Субботнее фото. Из серии «Архитектура ВДНХ»
?- Субботнее фото.
Из серии «Архитектура ВДНХ»
- galik_123
- December 17th, 2022
Павильон «Транспорт» на ВДНХ сохранился в оригинальном виде времён довоенной выставки, но больше других менял своё предназначение и экспозиции. В 2021 году после капитальной реконструкции 1954 года павильону впервые был возвращён исторический облик, и в нём первую экспозицию представил Музей транспорта Москвы. Изначально в нём располагалась экспозиция «Зерно», затем выставка текстильной промышленности, а до середины 1960-х годов — экспонаты химической отрасли. C 1967 года павильон получил окончательное название — «Транспорт СССР».
Павильон был построен в 1937 году по проекту архитекторов М.Б. Шнейдера, Вячеслава Олтаржевского, Михаила Минкуса и А.П. Ершова. Фасад был решён в стиле ар-деко, с 1940 года его украшала резьба с узорами, изображающими листья и цветы хлопчатника.
1.При послевоенной реконструкции выставки павильон сохранился, но претерпел капитальную реконструкцию, которую в 1954 году осуществили архитекторы Пётр Ревякин, А.
И. Игнатьева, А.М. Громов и Владислав Туканов. С этого момента павильон получил название «Земледелие». В таком виде он сохранился до настоящего времени. Новый облик здания был решён в стиле сталинского ампира. К главному фасаду пристроен портик из десяти тонких колонн, которые, по замыслу авторов, символизируют стебли растений. Колонны входной группы оформлены капителями в виде букета листьев. Внутри портика — небольшая лоджия, стены которой украшены лепниной с растительными узорами.
2.Сверху портик увенчан акротерием, на котором изображён серп и молот в окружении снопов, а по две стороны от него — скульптуры колхозницы и тракториста с книгой и снопом (скульптор Лев Писаревский), углы портика завершены вазами.
3.4.
5.
Вводный зал павильона украшен четырьмя панно на сельскохозяйственную тематику работы Григория Савинова.
6.В интерьере сохранились мозаичные полы, фрески с изображением будней колхозников, оригинальные люстры.
7.С 15 августа закрыт, сейчас в павильоне монтируется новая экспозиция. В первом зале будут представлены утопические проекты двадцатого века, во втором и третьем — транспортные изменения последнего времени и новые технологии, которые должны быть реализованы до 2040 года.
8.9.
10.
11.
12.
13.
14.
Источник информации: википедия, vdnh.ru
Tags: архитектура, вднх, москва, субботнее фото, фото
Выставки-концерты в Доме-музее Марии Ермоловой
Искусственные параллели по средам В Доме-музее Марии Ермоловой на Тверском бульваре, как и прежде, существует театральный салон, в котором…
Неосуществлённый проект для Казанского вокзала
Почти век эскизы росписей интерьеров Казанского вокзала, выполненные князем Сергеем Щербатовом — известным меценатом, коллекционером и художником,…
Новости архитектуры и реставрации.
Обзор интересных публикаций
Фото: Максим Мухин Дом недели: палаты Хамовного двора на улице Льва Толстого Каменные палаты государева Хамовного двора (ул. Льва Толстого, 10,…
Новости культуры за неделю
Интересные публикации на новостных сайтах В Новой Третьяковке 6 июня открылась посмертная выставка Ильи Кабакова Главного российского…
В этот день 3 года назад
Этот пост был опубликован 3 года назад! О чем еще автор писал 10 июня в разные годы
Субботнее фото.
Гармония архитектуры и скульптуры
Согласно русскому философу Алексею Фёдоровичу Лосеву (1893-1988), гармония — это «соразмерность частей целого, слияние различных компонентов…
Городская ферма на ВДНХ — Wowhaus
График проекта:Март – июль 2015 г.
Команда разработчиков:
Руководители студии:
Дмитрий Ликин и Олег Шапиро
Главный архитектор проекта: Зайцева Алена
Архитекторы: Глеб Галкин, Дарья Листопад, Анастасия Измакова, Евгений Решетов, Маргарита Леонова, Мария Хохолова, Александра Ким, Мария Хохлова, Денис Маншилин и Иван Кореньков
Генеральный план: Нина Смирнова
Главный инженер-строитель: Дмитрий Белостоцкий
Предварительное исследование: KB23 (Константин Паливода и Максим Любавин) и консультант Екатерина Сыса
Дендролог: Любовь Мозгунова
Инженер-строитель: Сергей Белугин
Адрес: ВДНХ, Каменский пруд №5
Фото: Митя Чебаненко
Награды:
Лауреат премии Best Building Awards 2018 в категории «Лучшее малое здание»
Ферма предлагает новый вид досуга для детей и родителей в Москве, знакомя детей с миром природы через непосредственный контакт с природой. «Городская ферма» призвана стать важным шагом в развитии ВДНХ — в том числе совершенно новым зданием (а не реконструкцией существующего), соединяющим современного горожанина с его потребностями и историей выставочного парка.
Сделать интересную и привлекательную для посетителей ВДНХ территорию на участке у Каменских прудов – в 40 минутах ходьбы от Главного входа ВДНХ, в самом дальнем углу парка, граничащем с Ботанические сады.
Решение:Создать детский образовательный комплекс вокруг Каменского пруда — «ферма в городе», где дети смогут приобщиться к природе, узнать, как выглядят различные животные, и где их молоко , овощи и фрукты.
Северные районы, граничащие с Ботаническим садом, имеют историческую связь с темой земледелия. Здесь располагались павильоны «Свиноводство», «Овцеводство» и «Птицеводство». На месте нынешней фермы располагались Охотничий павильон и так называемая Охотничья тропа с загонами для диких животных. Павильон давно сгорел, остались только две статуи — Охотника и Лисовода, которые сейчас стоят, чтобы приветствовать посетителей фермы. Таким образом, сама ферма представляет собой логическое продолжение истории этого места.
«Городская ферма» на ВДНХ — первый проект подобного рода в Москве, однако эта форма детского познавательного и семейного досуга популярна во всем мире. На ферме дети контактируют с животными под руководством смотрителей: они готовят для них еду, кормят и ухаживают за ними. Проект основан на социально-экономическом исследовании, проведенном нами совместно с KB23. Результатом стал комплекс открытых и закрытых площадок, посвященных определенной тематике.
Комплекс состоит из трех основных образовательных блоков: первый посвящен животным – включает хлев, птичники и пастбища (Ферма будет домом для коз, ослов, овец, коров, кроликов, кур, гусей и уток), вторая включает в себя круглогодичные мастерские и зону «Детская стройка», а третья состоит из оранжереи, фруктового сада и огорода.
Кроме того, на ферме работает ресторан с собственной детской кулинарной школой, киоском и летней площадкой для пикника, домик юных натуралистов с лесной библиотекой, детская рыболовная зона и инклюзивная детская игровая площадка. .
Рельеф участка делит его на верхнюю и нижнюю зоны.
В верхней части, на холме, стоят крытые павильоны: вход, фермерское кафе, мастерские и оранжерея.
В нижней зоне у пруда расположены хлев и птичник, загоны для кроликов и голубятня, летний киоск и место для пикника на берегу реки, фруктовый сад и огород, а также инклюзивная детская игровая площадка.
Рыболовная зона протянулась вдоль реки. В восточной части участка, за холмом, расположены павильон юных натуралистов и лесная библиотека.
В северной части участка находится «Детская стройка», а также большой газон для выпаса скота, административные здания и техническая зона Фермы.
900 39
Дизайн хозяйственных построек основан на архетипах деревянного дома, состоящего из зданий с двускатными крышами для различных площадей и конфигураций.
Основные павильоны — амбар, мастерские и оранжерея.
В сарае дети могут узнать о жизни коз, коров, овец и ослов. Сочетание массивных деревянных балок сложной геометрии и витражей фасадов придают зданию особую выразительность. Животные содержатся в открытых стойлах.
Мастерские – это место для обучения гончарному делу, деревообработке и художественным ремеслам. Для занятий предусмотрены два больших пространства параболической формы с антресолями, в объединяющем их блоке расположены служебные помещения. Деревенская и ремесленная тематика здесь продолжена деревянной гонтовой крышей.
Оранжерея разделена на три зоны, соответствующие специфике растений и применяемых агротехнологий. Одна зона содержит стеллажи для гидропонного выращивания зелени и овощей. Другой предназначен для выращивания цветов в почве. В третьем есть экзотические растения в кадках. Эти помещения также могут быть использованы для проведения лекций. По структуре покрытия фасадов напоминают кожицу ананаса.
← Шуховский парк, Выксунский промышленный центр прогресса↑ АрхитектураДетский зоопарк →
Последние новости ГУМа
Далее Предыдущая
Все новостиПоследние новости
11 августа 2017
78 лет хронологии ВДНХ на фотовыставке в ГУМе
Главный магазин страны рассказывает о главной выставке страны. 10 августа в ГУМе открылась фотовыставка «ВДНХ. Архитектура. Люди. События». 78 лет сквозь призму объектива: здесь можно увидеть редкие кадры из коллекции Мультимедиа Арт Музея, архивов ТАСС, ВДНХ, бывалых и молодых фотографов.На кадрах не только рядовые посетители ВДНХ, но и известные люди, например, первый космонавт планеты Ю. А. Гагарин, Герой Советского Союза, летчик-космонавт В. В. Терешкова и другие.
Большинство фотографий посвящено ярким событиям и праздникам разных лет: знаменитому Всемирному фестивалю молодежи и студентов (1957 г.), фестивалю газеты «Московская правда» (1990 г.

ВДНХ, как и ГУМ, имеет свою уникальную хронологию, неразрывно связанную с историей России. Менялись времена, названия Выставок, павильоны и менеджмент, но ВДНХ по-прежнему остается одним из флагманов позитивных перемен. Экспозиция расскажет о жизни главной выставки страны – с 1939 года и до наших дней.
«ВДНХ. Архитектура. Люди. События» — ретроспектива впечатлений фотографов, снимавших Выставку на протяжении семидесяти восьми лет. Большинство кадров, представленных в ГУМе, будут показаны впервые.
Экспозиция построена хронологически и разделена на периоды: 1930-1940-е, 1950-1960-е, 1970-1980-е, 1990-2000-е, 2014-2017 гг. В основной части представлены работы классиков советской и российской фотографии, а самые свежие кадры сделаны молодыми фотографами, победителями проекта «ВЗЛЕТ».
Фотоиллюстрации величественной архитектуры выставки, вдохновившие фотографов, также представлены в экспозиции ГУМа.

Более 100 оригинальных снимков, многие из которых еще не опубликованы, будут экспонироваться на первой линии ГУМа до 31 августа.
Приходите посмотреть!
«ВДНХ. Архитектура. Люди. События». 1-я линия ГУМа, 10-31 августа.
11 августа
78 лет хронологии ВДНХ на фотовыставке в ГУМе
Главный магазин страны рассказывает о главной выставке страны. 10 августа в ГУМе открылась фотовыставка «ВДНХ. Архитектура. Люди. События». 78 лет сквозь призму объектива: здесь можно увидеть редкие кадры из коллекции Мультимедиа Арт Музея, архивов ТАСС, ВДНХ, бывалых и молодых фотографов.На кадрах не только рядовые посетители ВДНХ, но и известные люди, например, первый космонавт планеты Ю. А. Гагарин, Герой Советского Союза, летчик-космонавт В. В. Терешкова и другие.
Большинство фотографий посвящено ярким событиям и праздникам разных лет: знаменитому Всемирному фестивалю молодежи и студентов (1957 г.

ВДНХ, как и ГУМ, имеет свою уникальную хронологию, неразрывно связанную с историей России. Менялись времена, названия Выставок, павильоны и менеджмент, но ВДНХ по-прежнему остается одним из флагманов позитивных перемен. Экспозиция расскажет о жизни главной выставки страны – с 1939 года и до наших дней.
«ВДНХ. Архитектура. Люди. События» — ретроспектива впечатлений фотографов, снимавших Выставку на протяжении семидесяти восьми лет. Большинство кадров, представленных в ГУМе, будут показаны впервые.
Экспозиция построена хронологически и разделена на периоды: 1930-1940-е, 1950-1960-е, 1970-1980-е, 1990-2000-е, 2014-2017 гг. В основной части представлены работы классиков советской и российской фотографии, а самые свежие кадры сделаны молодыми фотографами, победителями проекта «ВЗЛЕТ».
