История киевской ВДНХ — Bird In Flight
Киевскую Выставку достижений народного хозяйства возводили в середине 1950-х, позже расширяли, но новые здания не нарушали ансамбль. Рассказываем, в чем архитектурная и историческая ценность сооружения.
В мае 2021-го Владимир Зеленский анонсировал создание Президентского университета. Реализацию проекта с бюджетом в 7,2 миллиарда должны были начать на территории киевской ВДНХ в 2022 году. Заявляли, что застраивать будут только свободную территорию комплекса, а ценные здания сохранят.
3 февраля начался демонтаж выставочного корпуса № 19. Сначала руководство ВДНХ сообщило, что реставрация здания была невозможна, позже — что в корпусе уберут только стены. Но, судя по рендерам проекта, корпус № 19 все же снесут.
По просьбе редакции Семен Широчин объясняет, в чем ценность павильонов киевской ВДНХ, и рассказывает, на что нужно смотреть посетителям, чтобы заметить ее уникальность.
Снос павильона № 19. Фото: Анастасия Степула
Мощь
В сталинское время комплексы сельскохозяйственных выставок в Киеве и Москве демонстрировали не только экономические успехи СССР, но и его архитектурную и политическую мощь. Поэтому такие объекты неминуемо должны были стать грандиозным воплощением архитектурной мысли.
Строительство комплекса в Киеве задумали сразу после войны. На генеральном плане столицы 1947 года на месте будущей ВДНХ изображена структура улиц и сооружений, однако о самой выставке еще нет ни слова. В начале 1950-х по результатам проведенного ранее архитектурного конкурса был разработан проект грандиозного ансамбля.
Проект выставки, 1952 год
Современный вид ВДНХ. Фото: Александр Бурлака
Его композиция была размещена по продольной и поперечной осям, пересекающимся в месте, где сейчас расположен центральный фонтан (по задумке там должен был возвышаться памятник Сталину). Продольную ось завершает главный павильон со шпилем, а более длинную поперечную — павильон № 7 со скульптурами рабочих с одной стороны и павильон № 10 с изваянием колхозницы с другой.
Благодаря такой композиции на пересечении осей можно было видеть весь ансамбль сразу.Интересными были и строительные решения. При возведении выставки использовали металл, стекло, бетон, керамику, пластмассы (в ряде скульптур и гербовых композиций). Делали это таким образом, чтобы подчеркнуть взаимодействие материалов. А чтобы одновременно показать величественность задумки и раскрыть тематику ВДНХ, при декорировании павильонов обращались как к элементам классического архитектурного наследия, так и народным декоративным мотивам.
Оригинальный проект киевской ВДНХ включал в себя девять павильонов, которые были построены за семь лет — с 1952-го по 1958-й. Потом выставочный комплекс расширяли, но архитектурный ансамбль оставался неизменным. Этим киевская выставка отличалась от московской, где в конце 1960-х несколько сталинских зданий перестроили в стиле модерн — чтобы они ответствовали духу времени. Единство ансамбля было нарушено (правда, в начале 2000-х сооружениям вернули первоначальный вид).
Павильон № 1 (архитекторы Борис Жежерин, Иван Кислый) — главный и самый высокий павильон комплекса (58 метров). Располагался по оси входа. Его фасад завершает башня с колоннадой и золотым шпилем со звездой, а интерьер украшен четырьмя монументальными панно
Павильон № 2 (архитекторы Мусий Катернога, Яков Ковбаса) посвящен животноводству. Декорирован изображениями скота, скульптуры на входе выполнены в духе классического искусства. Фото: Александр Бурлака
Изначальный проект сооружения был еще монументальнее: скульптурные группы должны были завершать здание, а у входа планировали разместить крупные статуи коня и быка
Павильон № 3 (архитекторы Михаил Гречина, Елена Михневич, Николай Губов) хотели отдать под механизацию и электрификацию сельского хозяйства, но в итоге сделали павильон об угле, металлургии, нефтяной и газовой промышленности.
Фото: Александр БурлакаНа его фасаде появилось монументальное изображение реальной домны «Криворожстали»
Тематика павильона № 4 (архитектор К. С. Джанашия) — технические культуры
В его оформлении использованы изображения сахарной свеклы и конопли, а также большое количество флористических орнаментов из металла. Фото: Александр Бурлака, Семен Широчин
Фото: Александр Бурлака
Павильон № 5 (архитекторы Игорь Мезенцев, Николай Губов) был перепрофилирован, и вместо сельхозтоваров его тематикой стала электроэнергетика. Фото: Александр Бурлака
Барельефы с фруктами и овощами разбавили изображениями гидроэлектростанций и шестерен
В павильоне № 6 (архитекторы Даниил Бойченко, В.
Н. Сорокалет) планировали оборудовать экспозицию для культурного и технического просвещения колхозников, но корпус отдали под земледелиеНа колоннах и декоративных розетках изображены подсолнухи, кукуруза и свекла
Павильон № 7 (архитекторы Игорь Мезенцев, Виктор Савченко, Николай Губов) посвятили машиностроению, а не водному хозяйству, как было задумано изначально. Фото: Александр Бурлака
Для этого с фасада убрали носы лодок, а металлические входные двери украсили изображениями тракторов, грузовиков и локомотивов
Проект 1952 года
На фоне ажурной металлической решетки павильона № 8 (архитекторы Дмитрий Баталов, Василий Гнездилов) — декоративные розетки с процессом сбора урожая: винограда, яблок, тыкв и корнеплодов.
Павильон № 10 (архитекторы Виктор Елизаров, Игорь Ланько) посвящен зерновым культурам. Фото: Александр Бурлака
Корпус занимал ключевое место в общем ансамбле, завершая его поперечную ось вертикальным акцентом — скульптурой женщины со снопом пшеницы. Фото: Александр Бурлака
Модернистские корпуса
Первые модернистские павильоны — три корпуса — появились на ВДНХ в 1958 году. В их архитектуре еще можно было проследить влияние классицизма. Например, в корпусе «Химическая промышленность» есть не только характерный портик с фронтоном, но и декоративное панно на фронтоне.
Наиболее лаконичным из них был павильон № 17 «Строительство», спроектированный архитектором Николаем Кислым. Фасад здания все еще симметричен, а центральный ризалит (выступающая часть фасада) завершен фронтоном. Однако все элементы выполнены очень упрощенно, а декоративных деталей на фасаде нет.
При этом в интерьере павильона присутствовало рельефное панно с выдающимися зданиями Киева. Фото: Александр БурлакаВ 1960-х от классической архитектуры уходят совсем. В 1967 году на территории ВДНХ строят массивный павильон № 13 «Угольная промышленность». Фото: Александр Бурлака
На его территории находился уникальный объект — восьмиметровая яма с рельсами и вагонетками на дне. Это был макет угольной шахты
В 1963 году был открыт павильон № 11 «Богатства моря». Часть фасада выступала над общим объемом и символизировала капитанскую рубку океанского лайнера. Фото: Александр Бурлака
Именно в этом павильоне находился знаменитый 26-метровый муляж синего кита, сделанный на основе настоящего китового скелета. Фото: Александр Бурлака
К модернистскому наследию относится построенный в 1970 году по проекту архитектора Ю. Непомнящего и инженера В. Третьяка крупнейший на выставке павильон № 12 «Механизация и электрификация сельского хозяйства». Его масштабы впечатляли: площадь — 3,4 тысячи квадратных метров, высота потолка — 14 метров. Здание предназначалось для демонстрации крупногабаритной техники.
Спустя пять лет появился павильон № 19 «Товары народного потребления», где выставляли дефицитные вещи, — за это в народе он получил название «музей дефицита»
Основной объем павильона поднят на уровень второго этажа и словно парит над пространством, а большая площадь остекления визуально облегчает его. Фото: Александр Бурлака
Нереализованный проект павильона цветоводства, 1982 год
Проект павильона транспорта, 1979 год
Недостроенный павильон транспорта
Упадок и новая жизнь
После распада СССР проводить выставки стало некому. ВДНХ пустовала, постепенно ветшая. Экспонаты были частично разграблены, уцелевшие — выброшены. Исчезли памятник Мичурину перед оранжереей, вагонетки из шахты в павильоне угольной промышленности, макеты электростанций из павильона электроэнергетики, скелет кита.
Денег на содержание комплекса не было: государственное финансирование объектов ощутимо сократилось, а само предприятие терпело убытки. В начале 2000-х на территории ВДНХ отключили отопление, из-за повышенной влажности в помещениях посыпалась штукатурка и лепнина.
С середины 2010-х ВДНХ начала оживать — здесь стали проводить выставки, фестивали и концерты. Место было подходящим: большая территория (286 гектаров), несколько десятков строений. Павильоны № 13, 17 и 19 были отданы в аренду. Снова открылся расположенный на территории выставки ресторан «Прага», были отреставрированы оранжереи.
Все фото, если не указано иное: архив Семена Широчина.
Субботнее фото. Из серии «Архитектура ВДНХ»
?- Субботнее фото. Из серии «Архитектура ВДНХ»
- galik_123
- December 17th, 2022
Павильон «Транспорт» на ВДНХ сохранился в оригинальном виде времён довоенной выставки, но больше других менял своё предназначение и экспозиции. В 2021 году после капитальной реконструкции 1954 года павильону впервые был возвращён исторический облик, и в нём первую экспозицию представил Музей транспорта Москвы. Изначально в нём располагалась экспозиция «Зерно», затем выставка текстильной промышленности, а до середины 1960-х годов — экспонаты химической отрасли. C 1967 года павильон получил окончательное название — «Транспорт СССР».
Павильон был построен в 1937 году по проекту архитекторов М.Б. Шнейдера, Вячеслава Олтаржевского, Михаила Минкуса и А.П. Ершова. Фасад был решён в стиле ар-деко, с 1940 года его украшала резьба с узорами, изображающими листья и цветы хлопчатника.
1.При послевоенной реконструкции выставки павильон сохранился, но претерпел капитальную реконструкцию, которую в 1954 году осуществили архитекторы Пётр Ревякин, А. И. Игнатьева, А.М. Громов и Владислав Туканов. С этого момента павильон получил название «Земледелие». В таком виде он сохранился до настоящего времени. Новый облик здания был решён в стиле сталинского ампира. К главному фасаду пристроен портик из десяти тонких колонн, которые, по замыслу авторов, символизируют стебли растений. Колонны входной группы оформлены капителями в виде букета листьев. Внутри портика — небольшая лоджия, стены которой украшены лепниной с растительными узорами.
2.Сверху портик увенчан акротерием, на котором изображён серп и молот в окружении снопов, а по две стороны от него — скульптуры колхозницы и тракториста с книгой и снопом (скульптор Лев Писаревский), углы портика завершены вазами.
3.4.
5.
Вводный зал павильона украшен четырьмя панно на сельскохозяйственную тематику работы Григория Савинова.
6.В интерьере сохранились мозаичные полы, фрески с изображением будней колхозников, оригинальные люстры.
7.С 15 августа закрыт, сейчас в павильоне монтируется новая экспозиция. В первом зале будут представлены утопические проекты двадцатого века, во втором и третьем — транспортные изменения последнего времени и новые технологии, которые должны быть реализованы до 2040 года.
8.9.
10.
11.
12.
13.
14.
Источник информации: википедия, vdnh.ru
Tags: архитектура, вднх, москва, субботнее фото, фото
Выставки-концерты в Доме-музее Марии Ермоловой
Искусственные параллели по средам В Доме-музее Марии Ермоловой на Тверском бульваре, как и прежде, существует театральный салон, в котором…
Неосуществлённый проект для Казанского вокзала
Почти век эскизы росписей интерьеров Казанского вокзала, выполненные князем Сергеем Щербатовом — известным меценатом, коллекционером и художником,…
Новости архитектуры и реставрации.
Обзор интересных публикацийФото: Максим Мухин Дом недели: палаты Хамовного двора на улице Льва Толстого Каменные палаты государева Хамовного двора (ул. Льва Толстого, 10,…
Новости культуры за неделю
Интересные публикации на новостных сайтах В Новой Третьяковке 6 июня открылась посмертная выставка Ильи Кабакова Главного российского…
В этот день 3 года назад
Этот пост был опубликован 3 года назад! О чем еще автор писал 10 июня в разные годы
Субботнее фото.
Гармония архитектуры и скульптурыСогласно русскому философу Алексею Фёдоровичу Лосеву (1893-1988), гармония — это «соразмерность частей целого, слияние различных компонентов…
Городская ферма на ВДНХ — Wowhaus
График проекта:Март – июль 2015 г.
Команда разработчиков:
Руководители студии:
Дмитрий Ликин и Олег Шапиро
Главный архитектор проекта: Зайцева Алена
Архитекторы: Глеб Галкин, Дарья Листопад, Анастасия Измакова, Евгений Решетов, Маргарита Леонова, Мария Хохолова, Александра Ким, Мария Хохлова, Денис Маншилин и Иван Кореньков
Генеральный план: Нина Смирнова
Главный инженер-строитель: Дмитрий Белостоцкий
Предварительное исследование: KB23 (Константин Паливода и Максим Любавин) и консультант Екатерина Сыса
Дендролог: Любовь Мозгунова
Инженер-строитель: Сергей Белугин
Адрес: ВДНХ, Каменский пруд №5
Фото: Митя Чебаненко
Награды:
Лауреат премии Best Building Awards 2018 в категории «Лучшее малое здание»
Ферма предлагает новый вид досуга для детей и родителей в Москве, знакомя детей с миром природы через непосредственный контакт с природой. «Городская ферма» призвана стать важным шагом в развитии ВДНХ — в том числе совершенно новым зданием (а не реконструкцией существующего), соединяющим современного горожанина с его потребностями и историей выставочного парка.
Сделать интересную и привлекательную для посетителей ВДНХ территорию на участке у Каменских прудов – в 40 минутах ходьбы от Главного входа ВДНХ, в самом дальнем углу парка, граничащем с Ботанические сады.
Решение:Создать детский образовательный комплекс вокруг Каменского пруда — «ферма в городе», где дети смогут приобщиться к природе, узнать, как выглядят различные животные, и где их молоко , овощи и фрукты.
Северные районы, граничащие с Ботаническим садом, имеют историческую связь с темой земледелия. Здесь располагались павильоны «Свиноводство», «Овцеводство» и «Птицеводство». На месте нынешней фермы располагались Охотничий павильон и так называемая Охотничья тропа с загонами для диких животных. Павильон давно сгорел, остались только две статуи — Охотника и Лисовода, которые сейчас стоят, чтобы приветствовать посетителей фермы. Таким образом, сама ферма представляет собой логическое продолжение истории этого места.
«Городская ферма» на ВДНХ — первый проект подобного рода в Москве, однако эта форма детского познавательного и семейного досуга популярна во всем мире. На ферме дети контактируют с животными под руководством смотрителей: они готовят для них еду, кормят и ухаживают за ними. Проект основан на социально-экономическом исследовании, проведенном нами совместно с KB23. Результатом стал комплекс открытых и закрытых площадок, посвященных определенной тематике.
Комплекс состоит из трех основных образовательных блоков: первый посвящен животным – включает хлев, птичники и пастбища (Ферма будет домом для коз, ослов, овец, коров, кроликов, кур, гусей и уток), вторая включает в себя круглогодичные мастерские и зону «Детская стройка», а третья состоит из оранжереи, фруктового сада и огорода.
Кроме того, на ферме работает ресторан с собственной детской кулинарной школой, киоском и летней площадкой для пикника, домик юных натуралистов с лесной библиотекой, детская рыболовная зона и инклюзивная детская игровая площадка. .
Рельеф участка делит его на верхнюю и нижнюю зоны.
В верхней части, на холме, стоят крытые павильоны: вход, фермерское кафе, мастерские и оранжерея.
В нижней зоне у пруда расположены хлев и птичник, загоны для кроликов и голубятня, летний киоск и место для пикника на берегу реки, фруктовый сад и огород, а также инклюзивная детская игровая площадка.
Рыболовная зона протянулась вдоль реки. В восточной части участка, за холмом, расположены павильон юных натуралистов и лесная библиотека.
В северной части участка находится «Детская стройка», а также большой газон для выпаса скота, административные здания и техническая зона Фермы.
900 39
Дизайн хозяйственных построек основан на архетипах деревянного дома, состоящего из зданий с двускатными крышами для различных площадей и конфигураций.
Основные павильоны — амбар, мастерские и оранжерея.
В сарае дети могут узнать о жизни коз, коров, овец и ослов. Сочетание массивных деревянных балок сложной геометрии и витражей фасадов придают зданию особую выразительность. Животные содержатся в открытых стойлах.
Мастерские – это место для обучения гончарному делу, деревообработке и художественным ремеслам. Для занятий предусмотрены два больших пространства параболической формы с антресолями, в объединяющем их блоке расположены служебные помещения. Деревенская и ремесленная тематика здесь продолжена деревянной гонтовой крышей.
Оранжерея разделена на три зоны, соответствующие специфике растений и применяемых агротехнологий. Одна зона содержит стеллажи для гидропонного выращивания зелени и овощей. Другой предназначен для выращивания цветов в почве. В третьем есть экзотические растения в кадках. Эти помещения также могут быть использованы для проведения лекций. По структуре покрытия фасадов напоминают кожицу ананаса.
← Шуховский парк, Выксунский промышленный центр прогресса↑ АрхитектураДетский зоопарк →
Последние новости ГУМа
Далее Предыдущая
Все новостиПоследние новости
11 августа 2017
78 лет хронологии ВДНХ на фотовыставке в ГУМе
Главный магазин страны рассказывает о главной выставке страны. 10 августа в ГУМе открылась фотовыставка «ВДНХ. Архитектура. Люди. События». 78 лет сквозь призму объектива: здесь можно увидеть редкие кадры из коллекции Мультимедиа Арт Музея, архивов ТАСС, ВДНХ, бывалых и молодых фотографов.На кадрах не только рядовые посетители ВДНХ, но и известные люди, например, первый космонавт планеты Ю. А. Гагарин, Герой Советского Союза, летчик-космонавт В. В. Терешкова и другие.
Большинство фотографий посвящено ярким событиям и праздникам разных лет: знаменитому Всемирному фестивалю молодежи и студентов (1957 г.), фестивалю газеты «Московская правда» (1990 г. ), открытию сезона знаменитых фонтанов. выставки (2016 г.) и современный ремонт Арки Главного входа, павильонов «Центральный», «Украина» и «Космос» (2017 г.).
ВДНХ, как и ГУМ, имеет свою уникальную хронологию, неразрывно связанную с историей России. Менялись времена, названия Выставок, павильоны и менеджмент, но ВДНХ по-прежнему остается одним из флагманов позитивных перемен. Экспозиция расскажет о жизни главной выставки страны – с 1939 года и до наших дней.
«ВДНХ. Архитектура. Люди. События» — ретроспектива впечатлений фотографов, снимавших Выставку на протяжении семидесяти восьми лет. Большинство кадров, представленных в ГУМе, будут показаны впервые.
Экспозиция построена хронологически и разделена на периоды: 1930-1940-е, 1950-1960-е, 1970-1980-е, 1990-2000-е, 2014-2017 гг. В основной части представлены работы классиков советской и российской фотографии, а самые свежие кадры сделаны молодыми фотографами, победителями проекта «ВЗЛЕТ».
Фотоиллюстрации величественной архитектуры выставки, вдохновившие фотографов, также представлены в экспозиции ГУМа. Сохранившиеся для нас кружевные узоры павильона «Культура», белоснежные колонны павильона «Центральный», воздушный купол павильона «Космос».
Более 100 оригинальных снимков, многие из которых еще не опубликованы, будут экспонироваться на первой линии ГУМа до 31 августа.
Приходите посмотреть!
«ВДНХ. Архитектура. Люди. События». 1-я линия ГУМа, 10-31 августа.
11 августа
78 лет хронологии ВДНХ на фотовыставке в ГУМе
Главный магазин страны рассказывает о главной выставке страны. 10 августа в ГУМе открылась фотовыставка «ВДНХ. Архитектура. Люди. События». 78 лет сквозь призму объектива: здесь можно увидеть редкие кадры из коллекции Мультимедиа Арт Музея, архивов ТАСС, ВДНХ, бывалых и молодых фотографов.На кадрах не только рядовые посетители ВДНХ, но и известные люди, например, первый космонавт планеты Ю. А. Гагарин, Герой Советского Союза, летчик-космонавт В. В. Терешкова и другие.
Большинство фотографий посвящено ярким событиям и праздникам разных лет: знаменитому Всемирному фестивалю молодежи и студентов (1957 г. ), фестивалю газеты «Московская правда» (1990 г.), открытию сезона знаменитых фонтанов. выставки (2016 г.) и современный ремонт Арки Главного входа, павильонов «Центральный», «Украина» и «Космос» (2017 г.).
ВДНХ, как и ГУМ, имеет свою уникальную хронологию, неразрывно связанную с историей России. Менялись времена, названия Выставок, павильоны и менеджмент, но ВДНХ по-прежнему остается одним из флагманов позитивных перемен. Экспозиция расскажет о жизни главной выставки страны – с 1939 года и до наших дней.
«ВДНХ. Архитектура. Люди. События» — ретроспектива впечатлений фотографов, снимавших Выставку на протяжении семидесяти восьми лет. Большинство кадров, представленных в ГУМе, будут показаны впервые.
Экспозиция построена хронологически и разделена на периоды: 1930-1940-е, 1950-1960-е, 1970-1980-е, 1990-2000-е, 2014-2017 гг. В основной части представлены работы классиков советской и российской фотографии, а самые свежие кадры сделаны молодыми фотографами, победителями проекта «ВЗЛЕТ».