Вднх главный павильон – Павильон №1 «Центральный»

Содержание

Главный павильон

Когда построен, утрачен, кто архитектор

Построен в 1937–1939 гг.

Архитекторы: В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх, А.В. Великанов.
Авторы скульптуры «Тракторист и колхозница» — Р. Н. Будилова и А.А. Стрекавин.
Скульптура «Сталин» — С. Д. Меркуров.
Скульптура «Ленин» — Б. Яковлев.
Главный художник павильона — В.П. Ахметьев.

Снесен в 1950–1951 гг.

История создания

Павильон был построен к открытию ВСХВ 1939 г., был посвящен Конституции СССР и располагался на месте фонтана «Дружба народов».

Монументальное здание Главного павильона представляло собой удивительный по ясности замысла, величавой простоте и динамике форм здание.
 

Главный павильон. Вид сверху. 1939 г.

Его ансамбль состоял из прямоугольного сооружения, главный фасад которого украшали 11 гербов союзных республик, и 65-метровой башни Конституции, увенчанной эмблемой ВСХВ — скульптурной группой «Тракторист и колхозница» (скульпторы Р.Н. Будилов и А.А. Стрекалин).


Башня Конституции. 1939 г.

В журнале «Архитектура СССР» (№2, 1939 г.) отмечалось: «Группа эта («Тракторист и колхозница») обладает всеми данными для того, чтобы стать изобразительным символом всей сельскохозяйственной выставки».


Р.Н. Будилов у элементов своей скульптуры. 1939 г.

Превосходно найденные пропорции здания, рассчитанные на восприятие с дальних точек зрения, и лаконичность деталей выделяли Главный павильон среди остальных сооружений ВСХВ. По генеральному плану выставки 1939 г. здание павильона главным фасадом было обращено на площадь Колхозов, к которой под углом вела центральная аллея, а башня была развернута в сторону Главного входа (сейчас арка Северного входа). Таким образом, архитекторы умело решили градостроительную задачу: перспективы со стороны Главного входа и центральной площади получили архитектурно-композиционное завершение.

Главный павильон отражал победы страны социализма в области общественного и государственного устройства, хозяйства, культуры, быта. Являясь вводным павильоном выставки, он на общих итогах, воплощенных в яркие художественные образы, показывал, как большевики превратили старую, убогую царскую деревню в цветущую советскую деревню, каких достижений добилось сельское хозяйство в результате перестройки его на социалистических основах.


Художественные диорамы, посвященные союзным республикам, в зале Сталинской Конституции Главного павильона выставки

История экспозиции

В павильоне было пять просторных залов: вводный зал, зал Конституции, зал Новой деревни, зал кадров сельского хозяйства, зал культуры и обороны.

В них были выставлены многочисленные живописные картины, панорамы, скульптуры, фотографии, выполненные лучшими мастерами изобразительного искусства. Эти художественные произведения, натуральные экспонаты, диаграммы, скупые колонки цифр и текстов рассказывали о жизни и борьбе советского народа, о лучших совхозах, МТС и колхозах, об отдельных передовиках-стахановцах сельского хозяйства.

Однако к открытию выставки 1954 г. было принято решение построить новый Главный павильон, так как старое здание не отвечало ни архитектурным, ни идеологическим требованиям. Хотя архитектор В.Г. Гельфрейх настаивал на сохранении павильона: «Я не поменял бы его, но существует опасность, в связи с павильоном Украины, что он будет выполнен бедновато, как в смысле материала облицовки, так и силуэта. Может быть, гербы вынести наружу и стенку упрочить как-то?» Но выставочный комитет выставки решил, что необходимо возвести новый павильон.

Был проведен закрытый конкурс, в результате которого для нового сооружения был принят за основу проект Ю.В. Щуко и Е.А. Столярова. А вновь возведенное здание, так напоминающее нам здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, и поныне встречает всех посетителей нашей Выставки.

Список литературы и интернет-ресурсов

  1. Журнал «Архитектура СССР», 1939 г., №2.
  2. Книга «Ансамбль ВСХВ. Архитектура и строительство», Александр Зиновьев, Москва, 2014 г.
  3. Cайт http://www.etoretro.ru/.
  4. http://vma.muar.ru/ru/objects/proekt-glavnogo-pavilona-dlya-vsesoyuznoy-selskohozyaystvennoy-vystavki-1939-goda.
  5. Статья о Главном павильоне на сайте https://www.culture.ru/institutes/13961/proekt-glavnogo-pavilona-dlya-vsesoyuznoy-selskohozyaystvennoy-vistavki-1939-goda.
  6. Сайты ретрофото pastvu.com и www.etoretro.ru.

vdnh.ru

⭐Павильон №1 «Центральный» ВДНХ: история и фото.

Павильон №1 «Центральный» построили по проекту Георгия Щуко и Евгения Столярова. До 1963 года его называли Главным павильоном.

Путеводитель по архитектурным стилям

По четырем сторонам света здание украсили скульптуры рабочих и колхозниц. На фасаде павильона — гербы пятнадцати советских республик. На момент строительства республик было шестнадцать. Но затем Карело-Финскую ССР расформировали, а ее герб на фасаде закрыли металлическим листом.

Внутри Главного павильона устроили девять залов. Они знакомили посетителей ВДНХ с успехами в индустриализации, сельском хозяйстве, науке и культуре. Стены из искусственного мрамора украшали барельефы, панно и фрески с историческими сценами, скульптуры счастливых советских людей и знамена советских республик. Над украшением интерьеров трудились А.М. Герасимов, А.А. Дейнека, П.П. Соколов-Скаля, М.Г. Манизер, Е.В. Вучетич и другие.

Особенно сильное впечатление оставлял расположенный под башней павильона зал Советской Конституции высотой 30 метров. А зал Октябрьской революции украшали два больших панно «Штурм Зимнего дворца в Октябре 1917 года» и «Провозглашение В.И. Лениным Советской власти на Втором Всероссийском съезде Советов» кисти П.П. Соколова-Скаля. В Главном павильоне ВДНХ был и один из самых больших горельефов того времени — «Счастливый советский народ в его могучем движении вперед к коммунизму».

Есть в интерьерах и настоящие находки. Например, вытяжки воздуховодов оформлены в виде огромных шишек.

Снаружи павильон «Центральный» не изменился. Но в постсоветское время пострадали его интерьеры.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Еще в 1988–1990 годах в зале «СССР в борьбе за мир» работала выставка «Государственная автоматизированная система научно-технической информации» с доступом в электронные банки данных отраслевых институтов. Там специалисты могли через модем получить аннотации научных статей, монографий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, авторефераты диссертаций, ГОСТы, патенты по интересующей их теме. На смену этой экспозиции пришла выставка «Мир открытий». Там дети в игровой форме изучали физические явления и ставили опыты. Но уже к 1999 году павильон заполонили торговые киоски. Внутри устроили второй этаж, картины и панно демонтировали, а роскошные люстры заменили на люминесцентные лампы.

1 августа 2014 года в анфиладе залов Главного павильона вновь открылась выставка. С нее и началось возрождение ВДНХ.

Говорят, что… …при строительстве Главного павильона ВДНХ архитекторы хотели повторить силуэт башни петербургского Адмиралтейства.
…одно время в Главном павильоне стоял памятник Ленину. Это тот самый монумент, который вместе со скульптурой Сталина обозначал вход в бомбоубежище на ВДНХ. После разоблачения культа личности Ленин остался в одиночестве и перекочевал сначала в зал Конституции павильона «Центральный», а в 1970 году — переехал на нынешнее место.
…во время противоаварийных работ в цокольном этаже павильона №1 в сентябре 2014 года нашли большой барабан с намотанным холстом. Оказалось, что это считавшаяся утраченной картина Александра Герасимова, изображающая делегатов второго Всесоюзного съезда колхозников и ударников труда, которые предложили организовать ВСХВ
.
Павильон №1 «Центральный» на ВДНХ на фотографиях разных лет:
А что вы знаете о Главном павильоне ВДНХ?

liveinmsk.ru

Я узнаю Москву — Территории

Северо-Восточный

Я люблю проводить время на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ), гулять и посещать выставки. Радует возрождение выставочного комплекса, которое произошло в этом году! Любой посетивший ВДНХ обязательно обратил внимание на грандиозное монументальное здание — Главный павильон, о котором я и расскажу.
    Вид на Главный павильон открывается с центральной аллеи, от Главного входа. Построен павильон в 1954 году по проекту Г.В. Щуко и Е.А. Столярова. Высота павильона со шпилем и звездой составляет 90 метров, высота звезды – 6 метров.  Первый ярус павильона оформлен с каждой стороны порожком с двенадцатью высокими колоннами. Входная колоннада образует полукруг, ее фриз оформлен медальонами-гербами 16 союзных республик. Фриз венчает большая композиция, составленная из герба Союза Советских Социалистических Республик (СССР) и торжественных знамен с фанфарами. На стенах входного портика за колоннадой размещены барельефы высотой 3,5 метра. Они посвящены сельскому хозяйству и труженикам колхозов и совхозов. Автор скульптур Г.И. Мотовилов и его ученики. Обращают на себя внимания элегантные вентиляционные коробы, оформленные в древнерусском стиле. Вторым ярусом павильона выступает купол круглого зала, оформленный колоннадой из 28 колонн. На углах этого яруса расположены четыре шестиметровые скульптуры, каждая состоит из двух фигур. Автор скульптур – Г.И. Мотовилов. Фигуры мужчин и женщин, стоящих со снопами пшеницы, смотрят вдаль, указывая рукой вперед. Скульптуры олицетворяют изобилие, которое должно дать сельское хозяйство страны в ближайшем будущем. Скульптурные произведения сделаны из меди и покрыты золотой смальтой. Третий ярус представляет собой прямоугольный объём, оформленный глухими портиками с колоннами и лепниной. Венчает архитектуру высокий золочёный шпиль. У его основания геральдическая композиция из знамен, картушей с серпом и молотом и снопов пшеницы. На вершине шпиль украшен звездой и колосьями.

Медальоны-гербы союзных республик являются украшением павильона.  В гербах всех республик  присутствуют серп и молот, звезда, символизирующая коммунизм, восходящее солнце и колосья. Эти элементы окружены продуктами сельского хозяйства, которые производились в каждой республике. На всех гербах начертан лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на официальном языке республики и на русском. Крайний слева медальон пустой: до 1956 года там красовался герб Карело-Финской Советской Социалистической Республики (ССР), который замазали после выхода республики из СССР. Государственный герб Карело-Финской республики представлял собой изображение серпа и молота, леса, реки и гор в лучах восходящего солнца и в обрамлении колосьев ржи и сосновых ветвей.
Попробуйте узнать по описанию, каким республикам принадлежат изображённые на медальонах гербы?
Государственный герб Азербайджанской ССР представляет собой изображение серпа и молота, нефтяной вышки на фоне восходящего солнца, обрамленных венцом из хлопка и колосьев.  
Государственный герб Армянской ССР состоит из изображения Большого и Малого Арарата, сверху серп и молот на пятиконечной звезде, окружённой лучами. У подножия гор куст виноградника с лозой и листьями, справа и слева колосья пшеницы.  
Государственный герб Белорусской ССР представляет собой изображение в лучах восходящего солнца серпа и молота, окружённых венком, состоящим слева из ржаных колосьев, переплетённых клевером, и справа — из ржаных колосьев, переплетённых льном; внизу между обеими половинами венка находится часть земного шара. Обе половины венка перевиты красной лентой.  
Государственный герб Грузинской ССР состоит из круглого поля, в верхней части которого изображена пятиконечная звезда с простирающимися по всему полю лучами. Внизу — снежный хребет. На правой стороне — колосья и на левой — лозы с виноградными гроздьями. Концы колосьев и лоз переплетены между собой у основания хребта в нижней части поля. Большую часть середины занимает изображение серпа и молота, которые упираются в звезду, внизу — в вершину хребта, а по бокам — в колосья и лозы.  Герб окаймлен вокруг узором из орнаментов в грузинском стиле.
Государственный герб Казахской ССР состоит из изображения серпа и молота, помещенных крест-накрест, рукоятками книзу, на фоне в лучах солнца и в обрамлении колосьев.  
Государственный герб Киргизской ССР представляет собой изображение серпа и молота в орнаментированном круге, горной цепи с восходящим солнцем в арке, в обрамлении справа колосьями пшеницы, слева — ветвью хлопчатника перевитых лентой.  
Герб Латвийской ССР — Герб представляет собой изображение серпа и молота в лучах восходящего солнца и в обрамлении колосьев; в верхней части герба — пятиконечная звезда; в нижней части — море, колосья обвиты лентой.
Герб Литовской ССР представлял собой изображение серпа и молота в лучах солнца, обрамленного колосьями и дубовыми листьями, перевитыми лентами.  
Государственный герб Молдавской ССР представляет собой изображение серпа и молота в лучах солнца и в обрамлении колосьев и початков кукурузы с гирляндой из гроздьев винограда и плодов.  
Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на фоне в лучах солнца серпа и молота, помещённых крест-накрест рукоятками книзу, окружённый венцом из колосьев.  
    Государственный герб Таджикской ССР состоит из изображения пятиконечной звезды, в верхней части которой изображены серп и молот в лучах солнца. Пятиконечная звезда обрамлена венцом, составленным справа из колосьев пшеницы, слева из веток хлопчатника с раскрытыми коробочками. Сверху венец перевит лентой.  
Государственный герб Туркменской ССР состоит из изображения на фоне восходящего солнца серпа и молота, звезды, фабричных зданий, обрамленных венком из раскрытого хлопка и колосьев, ковра.  
Государственный герб Узбекской ССР представляет собой изображение в лучах солнца серпа и молота, окруженных венком, состоящим справа из колосьев пшеницы и слева − из веток хлопчатника с цветами и раскрытыми коробочками хлопка; в верхней части герба находится пятиконечная звезда; внизу изображена часть земного шара.  
Государственный герб Украинской ССР состоит из серпа и молота, изображенных на щите, освещенных лучами солнца и обрамленных колосьями пшеницы.  
Государственный герб Эстонской ССР состоит из изображения в лучах восходящего солнца серпа и молота, окруженного венком, который состоит слева — из хвойных ветвей и справа — из ржаных колосьев. Обе половинки венка перевиты лентой.  
Площадь выставочных залов Главного павильона составляла около 4000 м². Экспозиция первого зала отражала моменты подготовки и проведения Октябрьской революции. Оформление второго зала представляло СССР как могущественную индустриальную державу. Залы №3 и №4 были посвящены теме осуществления Ленинского кооперативного плана и создание колхозного строя. Зал №5, посвященный Конституции СССР, являлся центральным.  
В настоящее время в Главном павильоне открыта юбилейная экспозиция «Главная Выставка страны», посвященная 75-летию ВСХВ-ВДНХ. В трех залах представлены материалы, рассказывающие жизни ВСХВ, а после преобразования в 1959-м году о ВДНХ. В первом зале разместилась мультимедийная инсталляция, демонстрирующая повседневную жизнь выставки. В центральном купольном зале звучит пятиканальная инсталляция «Бесконечная звезда», специально написанная композитором Александром Маноцковым для купольного зала. Центр зала  занимает ступенчатая башня-библиотека, созданная художником Екатериной Бочавар. Верх башни венчает условный макет Главного павильона. В этом зале можно послушать аудио экскурсии. Третий зал посвящен архитектурно-планировочной истории ансамбля ВСХВ-ВДНХ, в которой ярко отразились все перипетии развития советской архитектуры. Здесь же находится уже ставший сенсацией многофигурный горельеф Евгения Вучетича «Советскому народу, знаменосцу мира – слава!». Площадь горельефа 90 квадратных метров. Он был замурован в стену несколько десятилетий назад и обнаружен в апреле. Куратор экспозиции — автор книг о ВДНХ Павел Нефедов, с которым мне удалось познакомиться в библиотеке ВДНХ во время сбора материала для своей работы о Главном павильоне.
Павильоны ВДНХ – это часть истории нашей страны. Изучая их, мы знакомимся с культурой и традициями народов, входивших в СССР.

Источники
Фонды библиотеки ВДНХ: 1. Восьмое чудо света ВСХВ-ВДНХ-ВВЦ Зиновьева Ольга Андреевна 2013 год ОАО «Тверской полиграфический комбинат». 2. Назад в светлое будущее ансамбль ВСХВ-ВДНХ-ВВЦ Зиновьева Ольга Андреевна 2013 год г. Москва 3. Путеводитель по ВДНХ Павел Нефедов 2014 год г. Москва 4. Ансамбль ВСХВ: Архитектура и строительство. Александр Зиновьев 2014 год г. Москва. фотографии Nikon D3200


Автор статьи

Матюнин Максим Игоревич, ГБОУ СОШ № 180, 9А

um.mos.ru

ВДНХ, павильон «Центральный» — достопримечательные места москвы

Павильон № 1 («Центральный») построен в 1954 г. по проекту архитекторов Ю.В. Щуко и Е.А. Столярова.

Существующее сегодня здание заменило собой Главный павильон ВСХВ-39. В 1939 г. Главный павильон должен был стать символом самой справедливой конституции для самой прекрасной и богатой страны. В 1950-е гг. новые веянья времени внесли некоторые изменения в идеологическую составляющую главного здания выставки. Была привнесена идея величия державы и триумфа победы. Ее символами стали декоративные элементы в виде шпиля со звездой и бронзовые стяги. Исчезла монументальная башня со скульптурой «Тракторист и колхозница», но появились четыре другие по углам башни.

Над проектом трудился огромный художественный коллектив, в который вошли лучшие мастера СССР. Самые высокие требования предъявлялись и к оформлению интерьеров. Поражает глубокая продуманность воплощения пропаганды советской конституции с помощью декоративных и архитектурных средств.

Экспонаты павильона размещались в пяти залах. Они рассказывали о победе социализма в нашей стране, о зажиточной и богатой жизни рабочего класса и колхозного крестьянства.

В убранстве залов выделялись два огромных панно, написанных художником П. Соколовым-Скаля (Ленин на броневике у Финляндского вокзала и штурм Зимнего дворца в октябре 1917 г.).

В этом же зале можно было увидеть огромную карту природных богатств нашей Родины и диаграммы, которые иллюстрировали победу сталинского плана индустриализации страны.

Теперь эти интересные интерьерные решения, имеющие большую ценность и с исторической точки зрения, исчезли. Часть из них закрыта щитами, а часть утрачена. Однако на первом этаже все еще можно разглядеть сложные лепные потолки и капители колонн, прекрасные люстры. А на втором этаже — чудесные фрески на тему труда.

um.mos.ru

Главный павильон ВДНХ — Howling Pixel

Построен к 1954 году по проекту Г. В. Щуко и Е. А. Столярова. На ВСХВ 1939 года Главный павильон располагался на месте площади между фонтанами «Каменный цветок» и «Дружба народов СССР». Высота павильона со шпилем — 90 метров.

Главный павильон 1939 года

Монументальное здание Главного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки было построено по проекту академика Щуко и профессора Гельфрейха. От главного входа 1939 на выставку к деревянному павильону вела широкая аллея. У павильона была сооружена пятидесятиметровая башня, на которой установлена эмблема выставки — скульптура «Тракторист и колхозница». Павильон украшали одиннадцать гербов Союзных республик и герб СССР. Перед ним на площади колхозов на фоне знамён были установлены скульптурные фигуры вождей — Ленина и Сталина.

Являясь вводным павильоном выставки, Главный павильон был призван отразить победы страны социализма в области общественного и государственного устройства, хозяйства, культуры, быта. При помощи ярких художественных образов он демонстрировал как большевики превратили старую, убогую царскую деревню в цветущую советскую деревню, каких достижений добилось сельское хозяйство в результате перестройки его на социалистических основах.

В павильоне было пять просторных залов. В них были выставлены многочисленные живописные картины, панорамы, скульптуры и фотографии. Эти художественные произведения, натуральные экспонаты, диаграммы, приводимые цифры и тексты пропагандировали советский строй, рассказывая о лучших совхозах, МТС и колхозах, об отдельных передовиках-стахановцах сельского хозяйства.

Главный павильон 1954 года

В связи с тем, что старый Главный павильон уже не вписывался в новую расширенную и архитектурно-стилистическую композицию реконструируемой ВСХВ, было решено деревянное здание демонтировать и возвести новый павильон. На месте старого павильона возникла площадка и часть партера фонтана «Каменный цветок».

Новое здание сооружалось на присоединённой к ВСХВ территории и возводилось как новая архитектурная доминанта ансамбля площади колхозов.

От Главного входа к Главному павильону ведёт аллея 14 чугунных фонтанов. Павильон выдержан в традициях русской классической архитектуры и имеет сходство с центральной башней здания Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Авторами использовался архитектурный принцип работы над Дворцом Советов — пропорции, рассчитанные на восприятие с дальних точек, лаконизм деталей, а также ступенчатость композиции. Уступами, напоминающими ступени гигантской лестницы, павильон поднимается вверх и увенчан золочёным шпилем со звездой.

Скульптура «В. И. Ленин», которая сегодня находится перед Главным павильоном, при открытии ВСХВ-54 стояла на левом постаменте лестницы павильона в паре со скульптурой «И. В. Сталин», стоявшей справа до 1962 года[1].

Как и на прежнем павильоне, на нём были установлены герб СССР и 16 медальонов с гербами 16 союзных республик, существовавших на момент 1954 года.

В 1964 году павильону было дано название «Центральный».

Интерьеры павильона

Первый зал был посвящён Октябрьской революции. Вслед за ним шёл грандиозный зал Сталинской конституции, украшением которого служил огромный декорированный купол с цитатой из первого куплета гимна СССР. Общую картину формировали четыре фрески на темы труда, отдыха, выборов и учения, в сочетании со скульптурами счастливых советских людей работы М. Г. Манизера. Следующий «Зал мира» проводил параллель с залами императорских дворцов. В «Зале науки» были представлены выдающиеся учёные в области сельского хозяйства.

В сентябре 2014 года во время работ в цокольном этаже была найдена картина А. М. Герасимова «II съезд колхозников и ударников». Масштабное полотно, созданное в технике масляной живописи, было перенесено в другое здание для реставрации.

Галерея

См. также

Примечания

  1. ↑ Бронзовый И.Сталин у Центрального павильона ВДНХ — Фотографии прошлого (10.01.2015).
Выставка достижений народного хозяйства

Вы́ставка достиже́ний наро́дного хозя́йства (ВДНХ) (в 1939—1959 годах — Всесою́зная сельскохозя́йственная вы́ставка (ВСХВ), в 1959—1991 годах — Вы́ставка достиже́ний наро́дного хозя́йства СССР (ВДНХ СССР), в 1992—2014 годах — Всеросси́йский вы́ставочный центр (ВВЦ)) — выставочный комплекс в Останкинском районе Северо-Восточного административного округа Москвы, второй по величине выставочный комплекс в городе. Входит в 50 крупнейших выставочных центров мира.

Территория ВДНХ богата архитектурными памятниками, появлявшимися на протяжении нескольких десятилетий. Созданные в советское время, они представляют собой памятник советской эпохи, образец господствующих в разное время архитектурных направлений. К числу наиболее ярких памятников ВДНХ относятся монумент «Рабочий и колхозница» работы скульптора Веры Мухиной и архитектора Бориса Иофана, фонтаны «Дружба народов СССР» и «Каменный цветок», павильоны Украинской ССР, Узбекской ССР, «Космос».

Общая площадь территории ВДНХ после объединения весной 2014 года территории ВДНХ с Ботаническим садом и парком «Останкино» составляет более 520 га, площадь павильонов — 134 тыс. м².

Гальперин, Юрий Ефимович

Гальперин Юрий Ефимович (1918—1990) — советский архитектор, художник.

Жежерин, Борис Петрович

Бори́с Петро́вич Жеже́рин (14 (27) июля 1912, Киев — 1 марта 2006) — украинский советский архитектор, лауреат Государственной премии УССР по архитектуре (1990), заслуженный архитектор УССР (1975), почётный член Академии архитектуры Украины (1994).

Памятник Сталину на ВСХВ

Памятник Сталину на ВСХВ — монументальное скульптурное произведение, удостоенное Сталинской премии за 1941 год. До сноса находился на ВСХВ у павильона «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР» (ныне «Павильон № 32», более известный как павильон «Космос»).

Гигантская гранитно-бетонная скульптура была демонтирована в 1951 году в соответствии с обновлённым планом ВСХВ в ходе её реконструкции.

Сталинская архитектура

Ста́линская архитекту́ра— направление в архитектуре СССР с середины 1930-х до конца 1950-х годов, представляющее собой характерный узнаваемый сплав нескольких архитектурных стилей и отличающееся от предшествующих направлений в архитектуре СССР и архитектуры 1930—1950-х годов за рубежом. Пришедшая на смену рационализму и конструктивизму в период правления Иосифа Сталина, архитектурная политика способствовала становлению классического монументального стиля, во многих чертах близкого к ампиру, эклектике и ар-деко. Нередко сталинскую архитектуру, с ее монументализмом, идеологичностью, культом героического прошлого, рассматривают в контексте тоталитарной архитектуры XX века и усматривают в ней типологически сходные черты с современной ей итальянской и немецкой архитектурой, однако в сталинской архитектуре обнаруживается немало сходств с неоклассическими архитектурными направлениями первой половины XX века, например с североевропейским неоклассицизмом. После окончания Второй мировой войны сталинская архитектура, достигшая своей зрелости и широко распространившаяся по городам СССР, проникла в страны Восточной Европы, Китай, КНДР. В России начала XXI века наблюдается интерес к сталинской архитектуре, проявляющийся в попытках её упрощенного копирования («новые сталинки») и реконструкции сталинских зданий с различной степенью воссоздания первоначального декора. Сталинская архитектура встречала и встречает самые полярные оценки — от признания её выдающимся достижением советского и в целом мирового зодчества до полного отрицания в ней какой-либо эстетической и художественной ценности. В значительной степени подобные расхождения в оценках архитектурного стиля связаны с неоднозначностью оценки самого сталинского периода в истории СССР.

Щуко, Георгий Владимирович

Георгий (Юрий) Владимирович Щуко́ (15 июня 1905(1905-06-15), Рим — 6 октября 1960(1960-10-06), Москва) — российский и советский архитектор.

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Из истории ВСХВ — ВДНХ СССР. Центральный павильон

Минувший 2014 год стал особенным в жизни главной выставки страны, в канун её 75-летия были отремонтированы фасады исторических павильонов, благоустроена территория и в ходе этих работ обнаружились скрытые артефакты ушедшей эпохи.



Здание Главного павильона высотой 90 метров со шпилем построено к 1954 году по проекту Г.Щуко и Е.Столярова и выдержано в традициях укрупнённой русской классической архитектуры, по символическому значению павильон стоит наравне с так и не построенным гигантом Дворца Советов. Это образ всего Советского Союза, лицо выставки.

Гостей ВСХВ впечатляли не только размеры здания, но и его интерьеры. В 1954 году экспозиция главного выставочного павильона знакомила посетителей с искусством социалистического реализма, здесь чествовали передовиков, Героев Социалистического труда, на которых равнялись, чьими успехами гордились. Четыре зала были посвящены Великому Октябрю, Сталинской Конституции, Миру и Науке. На стенах барельефы и фрески с историческими сценами, вдоль стен скульптуры счастливых советских людей, знамёна советских республик. Позднее помимо произведений искусства экспонатами Главного павильона были технические новинки и достижения науки (например, модель атомного ледокола «Ленин»). Схемы и карты в цифрах и фактах наглядно показывали, как из года в год улучшалась жизнь народа.

С 1963 года Главный павильон стал называться Центральным.


Горельеф «Знаменосцу мира советскому народу – слава!» 1954 год: https://pastvu.com/p/270582

Гигантская скульптурная композиция Е.Вучетича была скрыта от глаз посетителей в 1967 году (в то время ВДНХ СССР избавлялась от пафоса сталинских лет, в частности, оригинальные фасады некоторых павильонов были закрыты фальш-фасадами). Ещё раньше, с развенчанием культа личности, со знамени на горельефе исчез сталинский профиль. Летом 2014 года был произведён ремонт павильона, скульптурная группа была случайно найдена и вновь предстала перед взорами москвичей. Эта археологическая находка стала главным экспонатом Центрального павильона в юбилейные дни. До наших дней она дожила с потерями нескольких голов трудящихся, с отбитыми конечностями и сейчас в полумраке напоминает не о расцвете социалистического строя, а о крахе сталинской эпохи. Затрудняюсь с выбором: надо ли её реставрировать или так и оставить в таком зловещем виде?

В закромах огромного павильона обнаружились и живописные полотна начала 1950-х годов, также нуждающиеся в реставрации, а вот скульптуры М.Манизера не сохранились. Под сводами павильона можно увидеть несколько фресок, изображающих труд советских рабочих и колхозников.


1962 год: https://pastvu.com/p/61226

Купол изнутри украшен лепниной с советской символикой, а если взглянуть на него снаружи, из технических помещений, — это полусфера, обильно залитая цементом, а всё внутреннее пространство башни павильона представляет собой хитросплетение металлоконструкций.


Монтаж каркаса. 1951 год: https://pastvu.com/p/27834

Снаружи на втором уровне сохранились комплекты тяжеленных букв «СССР», демонтированных после распада Советского Союза.


Площадь Колхозов. 1958 год: https://pastvu.com/p/22734

С крыши открывается панорама площади Колхозов с цветочным партером и двумя знаменитыми фонтанами — «Дружба народов» и «Каменный цветок». В ноябре 2014 года на этих аллеях открылся самый большой каток с искусственным льдом.


Главный вход. 1966 год: https://pastvu.com/p/42791

История ВСХВ-ВДНХ СССР в фотографиях: http://www.yamoskva.com/node/13885

anothercity.livejournal.com

Как прекрасен этот мир!: ВДНХ. Центральные павильоны.

Вернусь  к одной из своих серий, которую начала очень давно. Это  — серия «Эпоха СССР». Сегодня хочу рассказать об одном из любимейших мест прогулки каждого советского ребёнка. Куда мы все любили ходить по выходным с мамой и папой?! На ВДНХ…

Сколько же там интересного! Столько разных павильонов, мини-зоопарки, пруды, парки… Красота!!! И павильоны такие красивые! Вот о некоторых ( о центральных) и расскажу… 

Выставочный комплекс был официально открыт в 1939 году как «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка» (ВСХВ) и действовал до 1941 года. Её предшественницей была «Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка», организованная в 1923 году в Москве на Воробьёвых горах. Во время Великой Отечественной войны экспозицию эвакуировали в Челябинск. Выставка вновь открылась лишь в 1954 году после реконструкции, которая была начата в 1950 году. В 1959 году комплекс был перепрофилирован и получил новое название — «Выставка достижений народного хозяйства СССР» (ВДНХ СССР). В 1992—2014 годах комплекс носил название «Всероссийский Выставочный Центр» (ВВЦ). 14 мая 2014 Выставке было возвращено её историческое название — ВДНХ (без «СССР»).

На территории ВДНХ много различных архитектурных памятников, многие из которых известны во всём мире. Все они были созданы в советское время, поэтому являются памятниками советской эпохи, образцами господствующих в разное время архитектурных веяний.


К ним относятся монумент «Рабочий и колхозница» работы скульптора Веры Мухиной и архитектора Бориса Иофана (в настоящее время установлен на воссозданном павильоне 1937 года у северного входа ВДНХ). О нём я писала в одной из прошлых статей — ТУТ — и показывала его уже.

Ещё одним прекрасным творением СССР является — золотой фонтан «Дружба Народов»


Узбекистан

Этот фонтан — один из главных символов ВДНХ. И всего СССР тоже. Открыт в 1954 году. В первоначальном проекте назывался как «Главный фонтан». В литературе 1953—1954 гг. назывался как «Золотой сноп». Официально с 1954 года называется как «Дружба народов», но в некоторых источниках иногда фигурирует неофициальное название фонтана — «Дружба народов СССР». Ступенчатое гранитное основание фонтана, которое в плане напоминает цветок, плавно переходит в необъятный чашеобразный сноп колосьев, подсолнухов и конопли, между прочим. Вокруг снопа установлены статуи 16-ти девушек, покрытых сусальным золотом, и символизирующих республики СССР до 1956 года, когда шестнадцатую — Карело-Финскую ССР преобразовали в автономную республику — Карельскую АССР. 

«Дружный хоровод» республик для многих загадочен, потому, что республики в нём расположены не по порядку, как на гербе СССР. Россия (девушка с косой на голове, держащая в руках пшеницу) стоит в центре с видом на Главный павильон, а братские славянские республики Украина (девушка в венке) и Белоруссия (девушка в косынке) стоят по бокам. То есть, если идти от Главного павильона вокруг фонтана справа, то на переднем плане фонтана стоят три славянские республики СССР (слева направо: Украина, Россия, Белоруссия).

На моём фото видно несколько фигур: (слева направо) Узбекская ССР, Украинская ССР (в венке), РСФСР (со снопом и косой), Белорусская ССР (девушка в косынке) и Казахская ССР ( в профиль). Скульптуры были отлиты не просто так, а через прообразы. Например, для России позировала русская заслуженная работница ВВЦ Колганова Раиса Фроловна, а для Туркменистана —  пианистка Гозель Аннамамедова, бывшая в те далекие годы студенткой Московской консерватории, и жена поэта Михаила Светлова грузинка Родам Амирэджиби. 

Ещё одним центральным фонтаном можно назвать  — фонтан «Каменный Цветок»

Фонтан, прообразом которого стали «Уральские сказы» писателя Бажова.  В первую очередь —  сказ о «Каменном цветке». Фонтан богато украшен цветной смальтой и пышными скульптурными деталями. 

По периметру бассейна «Каменный цветок» украшен фигурами птиц, лепными фруктами и изображением колосьев, из которых поднимаются струи воды. Все это в комплексе создает возвышенную, позитивную композицию. В настоящее время фигуры животных частично разукомплектованы. 

Это был первый в СССР и в мире светомузыкальный фонтан. Великий советский композитор Д. Д. Шостакович специально для исполнения на ВДНХ написал «Праздничную увертюру», которая в сочетании со световым оформлением фонтана «Каменный цветок» создавала единый художественный образ.

Главный павильон ВДНХ — Павильон СССР. Изначально он стоял между фонтанами «Каменный цветок» и «Дружба народов». В павильоне было пять просторных залов. 

В них были выставлены многочисленные живописные картины, панорамы, скульптуры, фотографии, выполненные лучшими мастерами изобразительного искусства. Эти художественные произведения, натуральные экспонаты, диаграммы, скупые колонки цифр и текстов рассказывали о жизни и борьбе советского народа, о лучших совхозах, МТС и колхозах, об отдельных передовиках-стахановцах сельского хозяйства.

Но с 1950-х годов старый павильон перестал вписываться в единый архитектурный стиль выставки, поэтому было решено деревянное здание демонтировать и возвести новый павильон. На месте старого павильона возникла площадка и часть партера фонтана «Каменный цветок». Павильон выдержан в лучших традициях русской классической архитектуры и имеет сходство с центральной башней здания Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Скульптура «В. И. Ленин», которая сегодня находится перед Главным павильоном, при открытии ВСХВ-54 стояла на левом постаменте лестницы павильона в паре со скульптурой «И. В. Сталин», стоявшей справа до 1962 года.

Украшение павильона служит и герб СССР и 16 медальонов-гербов союзных республик. Один из медальонов (крайний слева) пустой: до 1956 года там красовался герб Карело-Финской ССР. В 1964 году павильону было дано название «Центральный».

Залы главного павильона производили на гостей выставки большое впечатление. Первый зал был посвящён Октябрьской революции. Вслед за ним шёл грандиозный зал Сталинской конституции, украшал который огромный красивый купол с цитатой из первого куплета гимна СССР. Общую картину завершали четыре фрески на темы труда, отдыха, выборов и учения, которые сочетались со скульптурами счастливых советских людей. Следующий зал «Мира» проводил параллель с залами императорских дворцов. А в зале науки были увековечены выдающиеся учёные в области сельского хозяйства.

С главным — «Центральным» павильоном — симметрично гармонирует ещё один прекрасный павильон — Украинская ССР 

Изначально павильон был другим, но потом в 1947—1954 годах так же был перестроен. Здание делали капитально, с применением несущей керамики, что было впервые и больше не повторялось. На весь объём здания надо было изготовить громадное количество блоков из керамики, в целости довезти до Москвы и смонтировать. Керамические массивные пустотелые строительные блоки изготавливались в Киеве на Подоле на заводе «Керамик» по Константиновской улице. На месте они устанавливались друг на друга, без усиления арматурой. Керамический фасад украсили золотые колосья, арка входа была обрамлена снопами разной величины. Над входом — витраж «Профили Ленина-Сталина среди цветов, фруктов, овощей и колосьев», выполненный из блестящей цветной пластмассы, впервые использованной для оформления зданий. 

По бокам от входа в павильон установлены две скульптурные групповые композиции «Индустрия» — «Стахановцы промышленности» и «Стахановцы сельского хозяйства». По центру, над входом помещён мозаичный герб Украинской ССР


После перехода ВДНХ СССР на отраслевую экспозицию в павильоне Украинской ССР была размещена экспозиция «Земледелие», просуществовавшая до 1992 года. И, благодаря этому, павильон Украины ни внутри ни снаружи почти не изменился. В 2010 году павильон был передан в аренду на 50 лет под создание экспозиционного павильона Украины.

Вокруг фонтана «Дружба Народов» и площади, которую формируют павильоны «СССР» и «Украина» расположились павильоны других республик бывшего СССР…


Павильон «РСФСР» («Атомная Энергия»)
Фасад оформлен шестиколонным портиком, по краям — беседки с парными скульптурами, по крыше выстроена балюстрада с шишками-ананасами, по карнизам выложены лавровые венки с подсолнухами. Капители колонн и пилястр изобилуют цветущей флорой. В 1963 г. павильон получил новое название и назначение — «Атомная энергия».

Павильон «Армения» (Павильон «Сибирь»)

Единственный павильон на ВДНХ не изменивший со дня основания не только название, но и назначение. Официальное его название: «Выставочно-коммерческий центр Республики Армения». В этом павильоне, с участием Министерства торговли и экономического развития Республики Армения, Посольства Республики Армения в Российской Федерации организуются и проводятся тематические вечера, посвященные знаменательным датам, событиям, национальные праздники. 

Построен в 1954 году как павильон «Сибирь». Скульптуры сибиряков, венчающие колонны павильона, выполнил выдающийся советский скульптор И. А. Рабинович. С 1959 года этот павильон носил название «РСФСР (Промышленность)», с 1964 — «Угольная промышленность», с 2003 тут размещён торгово-выставочный центр «Армения».

Здание в плане имеет шестиугольную форму, что позволило удобно разместить выставочные залы вокруг высокого центрального зала. В средней его части расположены закрытый двор и вводный зал, перекрытый куполом. Во вводный зал павильона ведёт монументальный стройный портик, украшенный скульптурами сибиряков и представителей различных профессий. Отделка вводного и центрального залов передаёт мощь и величие Сибири.


Павильон «Карелия»

Павильон «Каре́лия» — здание, построенное в 1954 году как павильон «Карело-Финская ССР» для экспозиции достижений КФССР.

В начале 1950-го года, победителем всесоюзного архитектурного конкурса стал проект павильона «Карело-Финская ССР», разработанный молодым архитектором из Петрозаводска. Колонны изготовлены из шокшинского малинового кварцита с медными капителями.

Скульптурные группы деревянного резного фронтона  символизируют главные отрасли экономики республики — лесную промышленность и сельское хозяйство. 

Фронтон венчает щит, на котором размещался позолоченный бронзовый герб Карело-Финской ССР (Б. А. Орлов), заменённый на герб РСФСР в 1957 году в связи с упразднением КФССР.


В трёх залах павильона размещались экспозиции, посвящённые достижениям республики в лесной, бумагоделательной и рыбной промышленности, сельском хозяйстве и пушном звероводстве. После упразднения КФССР, в 1957—1959 годах в залах павильона размещалась экспозиция «Наука». В 1959—1964 годах — экспозиция «Культура и быт народов РСФСР», в 1964—1967 годах — «Целлюлозно-бумажная и лесохимическая промышленность». С 1967 года до начала 2000-х в павильоне размещались экспозиции «Советская печать», «Печать».

В настоящее время павильон «Карелия» используется как выставочно-демонстрационная площадка для проведения различных экспозиций.

Павильон «Грузия» (Кыргызстан)

Павильон обращен своим главным фасадом на Центральный павильон и расположен неподалеку от него. Возвели здание к 1954 году под экспозиционный центр Эстонской ССР, который размещался здесь до 1964 года. Построен в 1954 году как павильон «Северный Кавказ»

В 1959–63 гг. назывался «Наука», в 1964–66 гг. – «Космос» (по другим данным: в 1959–1967 гг. – «Академия наук СССР»). С 1967 года – современное название. В период ВВЦ – павильон «Грузия», в котором размещалось представительство Республики Грузия. Кроме того, здесь с 2000-х располагались разнообразные торговые точки и музей, такие как: Музей бабочек, Музей истории пьянства на Руси, Музей СССР. 

Далее павильон был переформатирован, и получил название «Биология». С 2004 года площади здесь занимает выставочно-коммерческий центр Кыргызстана (Киргизии).

Здание весьма оригинально по архитектуре и красиво вписано в выставочный комплекс. В декоре присутствуют майоликовый узор, расположенный на фасадной стене, мраморный портик, различные барельефы, орнаментальные и узорчатые рисунки по эстонской тематике, архитектурные детали из бронзы и керамики, ажурные уличные фонари.

Фасадную часть украшают балтийские чайки, изображения которых заключены в многоцветные мозаичные панно. Там же расположено два герба – Эстонской ССР и Республики Кыргызстан. 

Сегодня павильон «Кыргызстан» стал центром киргизского сообщества в Москве. Здесь можно приобрести продукты, произведенные в этой стране, а в кафе насладиться изысканными национальными блюдами. В экспозиционных залах посетители узнают о культуре и традициях народа, а также о его нынешних достижениях.

Павильон «Узбекистан» (Культура)


Мой самый любимый павильон. Как снаружи, так и изнутри.

По композиции павильон напоминает здание Узбекского павильона 1939 года. Отделкой павильона занимались лучшие мастера Узбекистана (стенные панно, резные двери, витражи, орнамент с изображением хлопчатника). За основу, для создания павильона, был взят основной распространённый тип национального узбекского дома, по центру которого установлена изящная (ранее многоцветная) стальная узорная беседка-ротонда, под которой до сих пор сохранился небольшой фонтан.




Со стороны площади колхозов (которая между двумя главными фонтанами) стилобат павильона украшали небольшие каскады фонтанов. Сейчас так…

Декор павильона изобилует национальными мотивами и орнаментами Узбекистана, где особую и главенствующую роль играют изображения коробочек хлопка — как символа главенства Узбекской республики в шелководстве и хлопководстве СССР. 




Павильон «Белорусская ССР»

Одним из первых деревянных павильонов, построенных на ВДНХ предназначался для экспозиций Белорусской ССР, Ярославской, Ивановской и Калининской областей. Но тогда же было решено построить ещё 6 павильонов, а этот передать Белорусской ССР. С 1963 года носил название «Электротехника», с 2000 — «Республика Беларусь».

В 1939 году старое здание снесли, и на его месте возвели новое здание, украсив его скульптурной группой А. Н. Орлова «Пограничник и колхозница» (не сохранилась).  Фасад трехъярусной постройки представлял собой монументальную колоннаду из двух рядов, увенчанную резными гирляндами, имитирующими белорусские вышитые рушники с цветами национального флага республики ― жёлтого и зелёного. Венчала павильон покрытая золотой смальтой аллегорическая скульптура-башня «Родина-мать» ― женщина с венком на голове, держащая сноп (скульптор А. О. Бембель).



За колоннадой находился внутренний полукруглый дворик, вымощенный керамической мозаичной плиткой. Дворик украшали фрески «Народ Белоруссии построил социализм» (художники венгр Б. Ф. Уитц и украинка О. Т. Павленко) и скульптурная группа белорусских партизан (не сохранилась). После решения сделать павильоны ВДНХ отраслевыми, здесь в 1963 году находилась экспозиция «Электротехника», павильон отдали в распоряжение Министерства электротехнической промышленности СССР. Колонны зашили металлическими панелями, скульптурные группы убрали и они пропали, окна второго света закрыли стеклотканью, мозаичные полы закрыли мраморной плиткой. 

Сейчас павильон восстанавливается. В нём будут залы, представляющие Белоруссию. 


Павильон «Зерно».

Построен в 1939 году как павильон «Московская, Тульская и Рязанская области», по проекту архитектора Д. Чечулина.  В 1954 году павильон был реконструирован и получил название «Московская, Тульская, Рязанская, Калужская и Брянская области». В 1959 году получил имя «Московская область», в 1963 году – «Земледелие», а в 1964 году — «Зерно». Здесь проводились выставки, посвящённые возделыванию зерновых культур.


Павильон построен из камня, бетона и зеркального стекла. Его украшением стала рубиновая звезда и обрамлявшие фасад барельефы с фигурами овощеводов, доярок, садоводов, трактористов. Силуэт здания напоминал и павильон СССР на выставке в Париже в 1937 году, и башню Кремля с символическими крепостными зубцами. Автор проекта использовал набор украшений и символов, близких и понятных тогдашнему поколению.

К открытию ВСХВ (ВДНХ) в 1954 году павильон был реконструирован по проекту того же архитектора Д. Чечулина: здание приобрело более строгий вид, а устремленная в небо 52-метровая башня, увенчанная звездой, придала ему легкость и возвышенность. Но в целом павильон сохранил облик кремлевской башни и стал третьим по высоте после Главного павильона и павильона «Механизация и электрификация сельского хозяйства».

Павильон «Оптика»

Построен в 1939 году как павильон «Ленинград и Северо-Восток РСФСР» по проекту архитектора Е. Левинсона при участии архитектора И. Вильнера. 

В 1954 году был перестроен и переименован в «Ленинград и Северо-Запад РСФСР». В 1959 году сменил название на «Образование в СССР», в 1966 году – «Экономика и организация сельскохозяйственного производства», в 1983 году – «Оптика»

В стилистическом решении павильона проявились традиции  русской архитектуры первой половины ХIХ века. От повышенной центральной части распахнулись в обе стороны крылья, обращенные на площадь некогда открытыми галереями. 

Колоннада второго яруса реконструированного павильона подчеркнула центральную часть высотой 21 м, увенчанную декоративными обелисками, прекрасно сочетающимися с медальоном герба РСФСР в окружении знамен и пальмовых ветвей. 


Фасады павильона насыщены тонко проработанными лепными деталями медальонов с развивающимися лентами; снопами, стилизованными под пучки стрел; гирляндами роз и другими элементами, характерными для архитектуры Ленинграда 1940-х годов. 

В 1959-м в связи с упразднением зональных экспозиций павильон № 64 получил новое название — «Образование в СССР» — и новое наполнение. Тематические разделы «Народное образование» и «Высшее и среднее специальное образование» отражали основные цели, задачи и успехи советской образовательной системы от начальной школы до высших учебных заведений. Значительное внимание в экспозиции уделялось и таким важным вопросам, как роль учителя, деятельность научных и технических сообществ, международные связи высших учебных заведений СССР. Также здесь были представлены результаты научно-исследовательских работ в области физики, радиоэлектроники, автомеханики и телемеханики, высокополимерной химии. Различные установки, приборы, модели, вспомогательная литература и многочисленные стенды дополняли мощную картину результатов и перспектив развития советского образования. 


И это — только некоторые центральные павильоны. На территории ВДНХ ещё много интересных мест и экспозиций как постоянных, так и выставочных, оставшихся со времён Советского Союза. Чуть позже расскажу и о других.

irinkate.blogspot.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *