Венский модерн – Австрия, Вена, венский модерн,Отто Вагнер, Ам-Штайнхоф, Коломан Мозер, Сецессион,Иозеф Мария Ольбрих: elenajakovlevna — LiveJournal

Австрия, Вена, венский модерн,Отто Вагнер, Ам-Штайнхоф, Коломан Мозер, Сецессион,Иозеф Мария Ольбрих: elenajakovlevna — LiveJournal

С доходного дома Путиловой («Дом с совами») в Санкт-Петербурге (Большой проспект Петроградской стороны, д.№ 44, 1906—1907, арх. И. А. Претро.) началась моя заинтересованность стилем модерн. Я люблю с фотоаппаратом бродить по городу, разглядывать старые дома, фасады, декоративное их убранство — всё то, что именуется северным модерном. Как радостно было, обнаружить
на Малом проспекте Петроградки замечательного Ангела, широко раскрывшего свои крылья на фасаде и полюбоваться им:

С пылкой любознательностью во время путешествий я неутомимо разыскивала и рассматривала дома югендстиля в Мюнхене. Приехав в Вену (2010 г.), я не изменила своей привычке и предварительно основательно подготовившись в СПб, я по составленному списку адресов стала отыскивать дома в стиле модерн.

В помощь моей подруге, которой предстоит путешествие в красавицу Вену осенью, я решила опубликовать некоторые накопленные материалы.

Вагнер застал рождение модерна уже будучи известным, коммерчески успешным архитектором и застройщиком. Его ученики основали объединение сторонников нового стиля, Венский Сецессион, к которому он присоединился в 1899 году. Вагнер именно в эти годы решился на смелые эксперименты, сильно отличающиеся от всего того, что он сделал на пути поисков стиля практической полезности. Среди таких экспериментов Вагнера — три доходных дома на Линке, Винцайле и Кестлергассе в Вене. Зодчий использует керамическую облицовку фасадов. Дома по Линке, Винцайле поразили горожан. Вагнер, вызвавший восхищение венцев праздничными декорациями и инженерными постройками, позволил себе весь фасад дома украсить прихотливым ковром орнамента в красном и зеленом цвете, развесив огромную изгибающуюся гирлянду из нарисованных стеблей и цветов от одного конца фасада до другого. Это было неслыханно и воспринималось многими как вершина безобразия.

Венские дома (Венцайлехейзер) Отто Вагнера (Wienzeilenhäuser von Otto Wagner) – это ансамбль из трех зданий в стиле модерн, построенных в 1898-1899 гг. Расположены они на левом берегу закрытого канала реки Вены вдоль набережной Линке Винцайле (Linken Wienzeile) недалеко от рынка Нашмаркт (Naschmarkt) в 6-м районе Mariahilf. Это Майоликхаус (Majolikahaus) (Linke Wienzeile 40), Дом с глашатаями (Linke Wienzeile 38) и угловой дом на Кёстлергассе 3 (Köstlergasse 3), которые стали частью проектируемого бульвара между Карлсплац и Шенбрунном. http://venagid.ru/19950-dom-s-glashatayami

«Угловой дом» (проект Отто Вагнера). Фасад строится на сочетании гладкой оштукатуренной поверхности и позолоченных декоративных элементах, выполненных по рисункам Коломана Мозера. Скульптуры глашатаев на краях карнизов выполнены по эскизам Отмара Шимковица:



Декоративные узоры выполнены по рисункам Коломана Мозера:

Вена. Linke Wienzeile, 38 (дом с медальонами) и 40 (майоликовый). Проекты Отто Вагнера:


Вена. Майоликовый дом (№40):

Эти дома расположены на неширокой улице, поэтому детально их рассмотреть довольно сложно. А чтобы сфотографировать, приходится выходить на проезжую часть.

Далее мы запланировали посещение больничного храма Святого Леопольда – церковь Ам Штайнхоф. Расположена она на окраине Вены. Я не помню, как мы добирались. Но в путеводителе я нашла рекомендацию: ехать на метро линии U3 до станции Ottakring, затем автобусом №46 до остановки Feuerwache Am Steinhof.

Церковь Ам-Штайнхоф (kirche am Steinhof). Построена О Вагнером в 1904-1907 гг. на территории психиатрической больницы Вены. Один из главных памятников венского модерна.
Изначально Штайнхоф был только психиатрической лечебницей. На территории «дома скорби» для утешения больных возвели храм Святого Леопольда или Ам-Штайнхоф (Kirche am Steinhof). Эта красивая церковь не отвечала в полной мере классическим канонам, но стала выдающимся шедевром архитектуры, образцом стиля модерн. Вся территория больничного комплекса расположена в зелёном массиве.
Мы приехали сюда в пасмурный день. Идёт мельчайший дождь, марево. Бежим по огромному парку. И вдруг, как мираж, видим туманные очертания церкви…

Территория психиатрической больницы. Торопимся к церкви Ам-Штайнхоф:

Больница расположена на холме, поэтому все здания построены на террасах:

На самой вершине холма — красавица Ам-Штайнхоф в тумане:

По пути к церкви я снимаю парк и корпуса психиатрической больницы:

Церковь Ам-Штайнхоф посвящена покровителю Австрии — святому Леопольду. Башни при входе украшают статуи святого Леопольда и святого Северина. Дождик моросит. Народу не видно. Ощущение значительности момента — мы впервые видим шедевр Отто Вагнера:

Церковь построена на вершине холма, на высоте 310 метров над уровнем моря, при этом в нарушение канона ориентирована по оси север-юг. Это сделано специально — витражные фасады по сторонам позволяют солнечному свету проникать в интерьер круглогодично и круглоcуточно, делая его более светлым и чистым:

Фасад церкви. Она закрыта. Сегодня мы не попадём внутрь, жаль!

Мы кругами ходим вокруг церкви. Она необычна:

Вход:

Вокруг чудесный хвойный парк, он огромен:

Пора уходить, но так не хочется!
Тыльная сторона церкви. Видны витражи. Автором их является Коломан Мозер (один из членов венского Сецессиона):

Я попробовала снять витражи покрупнее. А дождь всё моросит. Где-то здесь я, поглощённая красотой, выронила свой фотоаппарат. К счастью, моя спутница нашла его на мокром гравии:

Замурованный вход?

Туман сгущается.

Последний взгляд. Но мы сюда ещё вернёмся!

Прошло несколько дней. Сегодня мы надеемся увидеть интерьер церкви Ам-Штайнхоф:

Сегодня дождя нет. Ам-Штайнхоф уже не напоминает мираж — ясная видимость:

В руках Святого Леопольда видна модель церкви Ам-Штайнхоф:

Ждём момент открытия церкви. Опять ходим кругами, любуемся, фотографируем.

Чем дольше смотришь, тем больше интересных деталей открывается. Например, эти симпатичные синие «заклёпки»:




Как блестят ангельские крылья на солнце:

Ждём, когда откроют церковь.

Церковь открыта. Авторами её художественного оформления являются Коломан Мозер, который исполнил эскизы витражей и мозаик, Рихард Лукша и Отмар Шимковиц (автор скульптур).

Витражи Коломана Мозера:


Купол церкви:

Церковь рассчитана на 800 молящихся. Интерьеры устроены с учётом того, что прихожане — психиатрические больные: все углы внутри церкви закруглены, алтарь физически отделён от главного зала.

Доступ в храм — раздельнный для мужчин и женщин, при этом предусмотрены особые служебные выходы для эвакуации больных; исповедальни, в отличие от обычных церквей, относительно открытые. Даже скамьи для верующих были первоначально спроектированы раздельно для различных категорий больных. Потолок под главным куполом украшен символами четырёх евангелистов, витражи — образами святых, над алтарём изображено восхождение души на небо.

Алтарь:

Мадонна с Младенцем. Скульптура Рихарда Лукша и Отмара Шимковица:

Правый боковой алтарь. https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Church_of_Steinhof_inside#/media/File:Steinhof_Kirche_Rechter_seitenaltar.jpg

Тесен мир! Неожиданная встреча. На переднем плане И.С.Б., искусствовед из Эрмитажа, к которой я ходила на занятия в течение многих лет:

Левый боковой алтарь. «БЛАГОВЕЩЕНИЕ». https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Church_of_Steinhof_inside#/media/File:Steinhof_Kirche_Linker_seitenaltar.jpg

Вход на территорию психиатрической больницы. Территория госпиталя занимает 144 гектара и на ней расположено более 60 зданий и павильонов, и все — в стиле арт-нуво — фонари, светильники, решетки, скамейки, дверные ручки и оконные переплеты. Профиль же госпиталя лет десять как уже не специфический: кроме психиатрического отделения, здесь теперь расположены и кардио-, и пульмонологический центр. На фасаде главного здания больницы увековечено имя архитектора:

В интернете я прочитала, что в этом многопрофильном лечебном центре большое значение придаётся культурным мероприятиям, которые регулярно проводятся. Больные их посещают бесплатно.

Сведения об OTTO WAGNER SPITAL скудные. В начале 20 века Отто Вагнер разработал проект, по которому была построена сверхсовременная психиатрическая клиника. Позже этот лечебный центр стал многопрофильным. Мне жаль, что мы не увидели на этой замечательной зелёной территории театр, построенный тоже по проекту Вагнера.

В интернете я нашла здание театра, которое спроектировал Отто Вагнер. Сейчас оно на ремонте. http://f.otzyv.ru/f/09/07/35682/19542/10071313114611.jpg

Через пару дней мы отправились на окраину Вены, чтобы увидеть виллы, спроектированные Отто Вагнером.

В районе на западе Вены – Хёттельдорфе — есть два здания, которые являются архитектурным наследием легендарного архитектора Отто Вагнера.

На улице Хёттельберг-штрассе находятся две виллы под названием «Villa Wagner I» и «Villa Wagner II».

Первая вилла (Villa Wagner I) – это «ранний» Вагнер. Здание построено в 1888 году для себя и своей семьи. Вилла расположена на большом земельном участке. План участка содержит подробную информацию о ландшафте, что свидетельствует о желании архитектора гармонично совместить архитектуру здания и ландшафтный пейзаж. Вилла выдержана традиционно в ренессансном стиле. Главный фасад оформлен композицией с лестничными маршами, ведущими к колонному портику, с которого можно попасть в большой зал. Парадная сторона и обеденный зал расположены так, чтобы быть на виду у зрителя. Чтобы оптически увеличить размеры виллы по сторонам главного здания Вагнер разместил открытые перголы. В 1895 году правую перголу архитектор переделал в бильярдную, а в 1899 левую в мастерскую. И оформил ее витражами в стиле арт нуво авторства Адольфа Бема (Adolf Böhm). На главном фасаде Вагнер разместил афоризмы: «Sine arte sine amore non ect vsta» — без искусства и любви нет жизни, «Artis sola domina necessitas» — единственной повелительницей искусства есть необходимость. Он планировал использовать строение как летний дом, но вскоре семья перебралась туда на постоянное место жительства.

Главный фасад виллы выстроен симметрично. Доминантой служит портик из четырёх ионических колонн. Входные лестницы ограждены перилами из ажурной ковки. Колонны, русты и лепной декор яркой белой окраской выделяются на фоне голубой фасадной штукатурки. В центре лоджии стоит стилизованная скульптура Эсфири (статуя была установлена при новом владельце – художнике Эрнсте Фуксе). В 1972 первая вилла Вагнера была продана Эрнсту Фуксу, австрийскому художнику, основателю «Венской школы фантастического реализма». В то время дом был практически в разрушенном со­стоянии.
Сохранив во многом стиль известней­шего архитектора конца 19 века Отто Вагнера, Фукс превратил виллу в личный музей, где экспонируются его картины, рисунки, скульптуры, мебель. В Вене Фукс не только занимался живописью, но также работал в театре и кино, занимался архитектурными и скульптурными проектами, писал стихи и философские эссе. Эрнст Фукс полностью реконструировал и переоформил виллу.

Вокруг виллы Вагнера-Фукса буйные заросли зелени:





Внутри дома со времен Вагнера неизменной осталась лишь комната с витражами, но в ней была расставлена уже другая мебель и развешаны картины Фукса. http://2.bp.blogspot.com/-sZvWxsl2aSY/VlsyrCgcxRI/AAAAAAAAIgI/bkGJtGF-la8/s1600/CF010139.jpg

Скульптуры из музея Фукса:


Святой Христофор?






Ажурная кованная решётка.

Я очень спокойно и без трепета отношусь к сюрреалистам, но некоторые графические работы Эрнста Фукса меня заинтересовали. Потому привожу пару его работ, взятых из интернета.
Эрнст Фукс (нем. Ernst Fuchs; род. 13 февраля 1930, Вена – 9 ноября 2015) — австрийский художник, работавший в стиле фантаст реализма. 1976 Портрет молодой дамы с розой. http://vechnost7.blogspot.ru/2016/03/ernst-fuchs-1930-2015.html

Эрнст Фукс. Давид и Вирсавия (David and Bathsheba)_цветная литография. http://vechnost7.blogspot.ru/2016/03/ernst-fuchs-1930-2015.html

Свою вторую виллу Вагнер спроектировал впервые в 1905 году, она должна была располагаться как раз напротив первой виллы. В 1911 году Вагнер продал первую виллу владельцу театра варьете Бену Тиберий. Построенная в 1912-1913 вторая вилла значительно меньше по размеру, чем первая и чем планировалось в рамках проекта. Это было обусловлено, как утверждал сам архитектор, желанием создать максимально светлые помещения.
Это простое кубическое сооружение. Внешние стены покрыты штукатуркой, на уровне первого этажа по всему периметру располагается декоративная полоса, выполненная из маленьких кусочков синего стекла. Удлиненные окна ритмично располагаются на стенах, выходящих на улицу и в сад. Комнаты для прислуги располагаются в цокольном этаже и имеют отдельные входы. На втором этаже располагается единственная большая комната «столовая» (4,3 метра высотой и 54 м²), к ней примыкает вестибюль и главная лестница. В вестибюле мебель из гнутой древесины фирмы «Тонет» Тонета Михаеля, созданной по проекту ученика и коллеги Вагнера Марселя Каммерера.
Проект Виллы-2 был выполнен архитектором в 1905 — Отто Вагнер собирался построить «witwensitz» — дом для своей второй жены, Луизы Штиффель, которая была на 20 лет его младше с тем, чтобы она продолжала жить там после того, как муж умрет. Однако, Луиза умерла раньше, чем Отто. Сразу же Отто Вагнер продал этот дом.





Адрес второй виллы Вагнера:

elenajakovlevna.livejournal.com

Венский модерн | Архитектура и Проектирование

Венский модерн — стилистическое течение в искусстве Австрии периода Модерна конца XIX — начала XX вв. Название возникло оттого, что в тот период искусство Вены, как и другого центра искусства — Мюнхена, воплощало в наилучшей форме самые передовые художественные идеи Юго-Восточной Европы.

Город жил в музыкальном ритме. Венская архитектура периода Историзма середины и второй половины XIX века в творчестве Г. Земпера и К. Э. фон Хазенауэра подошла к решению новых градостроительных задач. «Изделия прикладного искусства, создававшиеся в этом городе, не знающем суеты, свидетельствовали о присущей Вене культуре и непринужденном юморе. Их отличало богатое декорирование поверхностей, иногда даже чрезмерная, которая сочеталась с искусным выполнением деталей и нередко смелым, даже грубоватым подбором цветов…

Эпитет, который можно было бы применить к этим изделиям, относится и к самим венцам. Они были «очаровательны». Как и в эклектической архитектуре, эта пестрота, избыточность цвета и разностильность декора, насыщенность орнаментами в разных этнических традициях из составлявших Австро-Венгерскую империю стран: Богемии, Моравии, Хорватии, Далмации, Галиции, Боснии — стимулировали художников на резкий поворот от пережитков Бидермайера и «стиля Рингштрассе» к строгому и рациональному «новому английскому стилю». Великий герцог Райнер в 1858 г. поручил 

Р. фон Айтельбергеру разработать план учреждений для Вены, первых на территории континентальной Европы, по образцу Южно-Кенсингтонского музея и художественно-промышленной школы, созданных в Англии Г. Земпером. Уже в следующем году открылась первая выставка Императорского и Королевского музея искусства и промышленности («Виктории и Альберта музей» в Лондоне). В 1867 г. в Вене создано Училище художественных ремесел, которое возглавил архитектор Отто Вагнер (1841-1918), после чего оно стало ведущим в Европе.

Вагнер был выдающимся архитектором, создателем новой венской архитектурной школы, теоретиком и педагогом. В 1894-1914 гг. он преподавал в Венской Академии изящных искусств, где, развивая идеи рационализма, воспитал целое поколение художников венского модерна, среди них: 

Я. Котера, Йозеф Хоффманн (Josef Hoffmann) , М. Фабиани, И. Плечник, П. Янак. В 1898 г. в знак протеста против академической рутины основано венское отделение общества «Сецессион». В следующем году к нему примкнул О. Вагнер. «Стиль практической полезности» (нем. Nutzstil), разработанный Вагнером и его учениками, сочетал простые геометрические формы с минимумом декора. Этот стиль отличался от извилистых линий «удара бича», придуманных А. Ван де Велде и В. Орта в Брюсселе и X. Обристом в Париже. Венские художники дали миру свой региональный вариант искусства Модерна, мало похожий на стилистику французско-бельгийского Ар Нуво. Венский модерн складывался под влиянием как английского, так и восточного искусства. В 1898 г. в Вене проходила выставка английской мебели XVIII в., изделий мастерских Т. Чиппендейла, Дж. Хэпплуайта и Т. Шератона. В 1901 г.- выставка шотландского художника
 Чарльза Рени Макинтоша
 и продукции возглавляемой им «школы Глазго».

Влияние вагнеровской школы сказалось на сложении стиля петербургского и московского Модерна, оно заметно во многих работах Ф. Шехтеля в Москве. Стиль прямых линий, квадратов, окружностей и «шахматной клетки» характерен для творчества Йозефа Хоффманна (1870-1956), лучшего ученика Отто Вагнера и организатора «Венских Мастерских». За пристрастие к геометрическим формам этого художника прозвали «дощатым», «квадратным Хоффманном» («Quadratl Hoffmann»), В 1912 г. Хоффманн основал по типу германского австрийский Веркбунд — союз промышленников и художников. Лучшее и самое характерное произведение Хоффманна-архитектора — дом банкира и собирателя произведений искусства 

А. Стоклё в Брюсселе (1905-1911). Используя многообразие сочетаний чистых плоскостей, облицованных мрамором, квадратов и прямых линий, выступов и ритмических «сдвигов», архитектор создал выразительный образ в стиле геометрического течения Модерна. Дом Стоклё называют «музеем Сецессионизма». В оформлении его интерьеров принимали участие многие художники «Венских Мастерских»: Г. Климт, К. Мозер, М. Повольни, Ф. Метцнер, Р. Лукш, Е. Маковская.

Если О. Вагнер и Й. Хоффманн не отрицали возможность традиционных форм декора и орнамента, то австрийский архитектор А. Лоос (1870-1933) вообще отказался от всяких «орнаментов как детского лепета живописи» и «искусства дикаря». Лоос изучал архитектуру в Дрездене, Париже, Нью-Йорке и Чикаго и своими дерзкими «американскими проектами» еще до Первой мировой войны заложил основы нового течения. И. Ольбрих (1867-1908) официально не был учеником О. Вагнера, но работал в его архитектурном бюро в Вене. В 1898-1899 гг. 

И. Ольбрих выстроил в центре Вены новое выставочное здание Сецессиона, поразившее венцев своим необычным видом. Оно состоит из нескольких массивных кубических объемов, над которыми вознесен изумительный ажурный купол, сверкающий на солнце тысячами золоченых лавровых листьев. Членения здания экономно подчеркнуты лаконичным «вагнерианским» орнаментом. Формальная изысканность и сила контрастов как нельзя лучше выражали творческие устремления венских «сецессионистов». На фасаде здания, над входом золотыми буквами начертаны слова: «Каждому времени — свое искусство, каждому искусству — своя свобода» («Der Zeit Ihre Kunst — Der Kunst Ihre Freiheit»).

С 1899 г. Ольбрих работал для Дармштадтской колонии художников, проектировал здания, мебель, оборудование интерьеров. В 1906 г. И. Ольбрих разработал модель корпуса нового автомобиля фирмы «Опель» в стиле плавно изогнутых линий и ясных, чистых поверхностей и таким образом оказал существенное влияние на формирование европейского дизайна. В 1908 г. в венском Императорском музее искусства и промышленности состоялась выставка, убедительно доказавшая, что венский модерн не только успешно миновал витиеватые формы Ар Нуво, но также избежал деструктивных крайностей германского югендштиля. Не случайно в то время стали чаще говорить не о «венском модерне», а о «венском дизайне». Характерны для венцев и «приятные исключения».

Снова вошла в моду венская гнутая мебель фирмы «Тонет», причем не самые рациональные, а дорогие образцы — с инкрустацией перламутром по черному дереву. В этой мебели заметны не столько английские, сколько восточные влияния. В ювелирном искусстве, одежде, изделиях из металла продолжали использоваться драгоценные камни, цветные эмали, кораллы, бисер, жемчуг, кружева, многоцветные вышивки. Самым ярким воплощением нового венского стиля стал живописец Густав Климт

 (Gustav Klimt, 1862-1918). Этот художник казался не столько живописцем, сколько «монументалистом-ювелиром». В живопись он вводил золотой фон, мозаику, эмали, прочеканенную латунь и медь и даже инкрустацию кораллами и перламутром. Для картин-панно Климта характерны яркие цвета: красный, синий, зеленый, фон из мелких квадратов и прямоугольников. На таком фоне он размещал по-декадентски изогнутые и манерные фигуры. В 1903 г. для актового зала Венского университета Гюстав Климт создал панно «Философия» и «Медицина». Они вызвали такой взрыв негодования, что художник вынужден был их убрать. Обнаженные женские фигуры, которые любил изображать Климт на своих «византийско-японских» мозаичных фонах, были не только декадентскими, но и вызывающе, откровенно эротичными — в позах и движениях, нечастых в истории изобразительного искусства.

Необычность сочетания смелости, изысканности формы с явными издержками вкуса, особенно в цвете, существенно дополняет расхожие представления о сдержанном и рациональном, геометрическом стиле венского модерна.

arx.novosibdom.ru

Венский Сецессион — История искусств — LiveJournal



/>


Город Вена. Выставочный павильон Сецессион
(1897-1898 гг., арх. Йозеф Хоффман, Йозеф Мария Ольбрих),


Сецессион (от нем. Sezession, от лат. secessio — отход, отделение, обособление) — название ряда немецких и австрийских художественных обществ конца XIX — начала XX вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших на почве оппозиции официально признанному академизму.
 

Венский Сецессион, получивший название «сецессионстиль» (Sezessionsstil), возник в 1897 г. и сгруппировал ярких представителей австрийского «модерна». Ядром «Венского Сецесииона» стал журнал «Вер сакрум» («Ver Sacrum»), ставший органом австрийского литературного символизма, главой и ведущим мастером в области живописи которого стал Густав Климт.

Представителем «Венского Сецессиона» в архитектуре стал выдающийся архитектор, создатель новой венской архитектурной школы, теоретик и педагог — Отто Вагнер. В 1894-1914 гг. он преподавал в Венской Академии изящных искусств, где, развивая идеи рационализма, воспитал целое поколение зодчих венского модерна. Среди них: Ян Котера, Йозеф Хоффманн, Макс Фабиани, Йоже Плечник, Павел Янак. «Стиль практической полезности» (нем. Nutzstil), разработанный Отто Вагнером и его учениками, сочетал простые геометрические формы и прямолинейную орнаментику, сохранявшую геометрическую жесткость даже в самых сложных комбинациях. Отсюда «Сецессион» иногда называют «стилем квадрата» (Quadratstil): квадратиш, практиш, гут

Проект отеля «Вена». Вена I, Коловратринг (1910 г., арх. Отто Вагнер),

Этот стиль отличался от извилистых линий «удара бича», придуманных Анри Ван де Вельде и Виктором Орта в Брюсселе и Хансом Ульрихом Обристом в Париже. Венские художники дали миру свой региональный вариант искусства «модерна», мало похожий на стилистику франко-бельгийского Ар Нуво. Венский модерн складывался под влиянием как английского, так и восточного искусства. В 1898 г. в Вене проходила выставка английской мебели XVIII в., изделий мастерских Томаса Чиппендейла, Джорджа Хэпплуайта и Томаса Шератона. В 1901 г. — выставка шотландского художника Чарльза Рене Макинтоша и продукции возглавляемой им «школы Глазго».

Влияние вагнеровской школы сказалось на сложении стиля петербургского и московского «модерна», оно заметно во многих работах Иллариона Иванова-Шица и Федора Шехтеля в Москве.

В 1898-1899 гг. Йозеф Хоффман и Йозеф Мария Ольбрих выстраивают в центре Вены новое здание для первой выставки Сецессиона. Эта смелая для своего времени постройка поразила венцев своим необычным видом:

Здание состоит из нескольких массивных параллелепипедов, центральный из которых завершен позолоченным ажурным куполом, украшенным 3000 позолоченными лавровыми листьями и 700 ягодами:

Членения фасада здания подчеркнуты лаконичным «вагнеровским» орнаментом, главной темой которого является все тот же лавровый лист. Формальная изысканность и сила контрастов как нельзя лучше выражали творческие устремления венских «сецессионистов»:

Фронтон здания украшает позолоченная надпись со словами «Каждому времени — свое искусство, каждому искусству — своя свобода» (Der Zeit Ihre Kunst — Der Kunst Ihre Freiheit). В 1908 году ее убрали с фасада здания, но при последующей реконструкции она была восстановлена. Портал здания украшен позолоченными листьями и маскаронами, символизирующими живопись, архитектуру и пластику (Malerei, Architektur, Plastik):

Здание павильона серьезно пострадало во время бомбардировок Вены в 1945 году:

Разрушенное здание «Сецессиона» в 1945 г. (фото с сайта www.secession.at)

А в 1984-1985 гг. была проведена реставрация здания под руководством Адольфа Кришанитца, результатом которой стало возвращение зданию первоначального облика. Ныне в здании «Сецессиона» размещаются выставочные залы.

Здесь же хранится знаменитый «Бетховенский фриз» Густава Климта. Сейчас рядом со зданием ведется строительство подземных подсобных и выставочных помещений.

Сам павильон расположен близи рынка Naschmarkt, который находится над перекрытой долиной реки Вены. В 1898-1899 гг. параллельно долине была проложена линия городской железной пассажирской дороги, архитектором которой был уже известный нам Отто Вагнер. Он предполагал превратить долину реки Вены в стильный ансамбль:

На первой фотографии -проект застройки Нашмаркта, разработанный арх. Отто Вагнером в 1890-х гг. (справа виднеется фрагмент павильона «Сецессион»).
На второй — попытка сделать фотографию с того же ракурса (ноябрь 2005 г.).

Однако проект был реализован лишь частично — из всего ансамбля в 1899 г. на Линке Винцайле (Linke Wienzeile) были построены лишь два жилых здания: №38 и №40

«Майоликовый дом» / Majolikahaus:

Самый известный дом №40, выстроенный в 1899 году. Фасад здания отделан глазурованной керамической плиткой (выполнена фирмой Винербергер (Wienerberger AG)). Такая поверхность легко очищается от грязи и обладает высокими эстетическими свойствами — Отто Вагнер придавал огромное значение гигиене, как важной составляющей современного быта. Декор выполнен по эскизам Алоиза Людвига

«Угловой дом» / Eckhaus:

Фасад соседнего углового дома-ровесника строится на сочетании гладкой оштукатуренной поверхности и позолоченных декоративных элементов, выполненных по рисункам Коломана Мозера. Скульптуры глашатаев на краях карнизов выполнены по эскизам Отмара Шимковица:


  Конечно, на этих трех постройках Cецессион не заканчивается, их в Вене много…
http://www.nashi-progulki.ru/ru/articles/2

643/
 



 

history-of-art.livejournal.com

с чего начинался венский модерн :: Впечатления :: РБК.Стиль

Бунт своего времени: с чего начинался венский модерн

Автор Анастасия Новикова

09 августа 2018

Ровно 100 лет назад, в один год, из жизни ушли главные представители венского сецессиона: Густав Климт, Эгон Шиле, Отто Вагнер и Коломан Мозер. «РБК Стиль» вспоминает, с чего начинался венский модерн и что для него сделали «бунтари» рубежа веков.

Вену начала XX века называли местом, где случился «всплеск гениальности». Здесь писал картины Густав Климт, проектировал дома Отто Вагнер, создавал мебель Коломан Мозер, а в доме № 19 по улице Берггассе жил и принимал пациентов Зигмунд Фрейд. Австрийская столица стала местом, где рождались новые идеи и течения, а главным стал венский модерн, связавший между собой все виды искусства.

 

Живопись

У истоков венского модерна в живописи стоял Густав Климт. Художник получил академическое образование и поначалу выполнял государственные заказы. При этом австрийскую живопись он называл местечковой и говорил, что в ней преобладают либо пейзажи, либо работы на мифологические сюжеты. В последнее десятилетие XIX века Климт стал все дальше уходить от академизма и отказался от госзаказов, а чтобы заработать, начал писать портреты жительниц Вены, которые ему заказывали их обеспеченные мужья.

В 1897 году Климт вышел из Академии художеств, чтобы окончательно утвердить право на существование неофициального искусства. И 3 апреля этого же года основал художественное движение, получившее название сецессион. Именно эту дату принято считать моментом рождения модернизма в австрийском искусстве. К сецессиону присоединились молодые художники, архитекторы и дизайнеры — все те, кто хотел уйти от консерватизма. А спустя год у движения появилась и своя выставочная площадка. Сооружение на предоставленном городом земельном участке было построено по проекту Йозефа Ольбриха — его украшал большой позолоченный купол с лавровыми листьями, а над главным входом появилась надпись: «Каждому времени — свое искусство, каждому искусству — своя свобода». Здание выполняло сразу две функции: оно стало «храмом искусства» раннего модернизма и одновременно самым значительным архитектурным творением венского сецессиона.

Художник Густав Климт; «Поцелуй», 1907–1908 годы

Что касается самого Климта, то темой его живописи стали женские образы. Новаторские приемы художника заключались в отказе от пропорций и в размытости фона. Говорят, сначала художник писал своих моделей обнаженными, а уже после «одевал» на холсте. На рубеже веков в творчестве Климта начался «золотой период» — он стал использовать различные оттенки золотого и применять сусальное золото. А в 1907 году создал картину, которую сегодня называют «визитной карточкой» Австрии. Речь идет о знаменитом «Поцелуе», гиды венской галереи Бельведер считают его самым репродуцируемым полотном в мире.

Эгон Шиле был самым молодым представителем венского модерна в живописи. Ученик Климта, он прожил очень короткую жизнь — всего 28 лет. При этом именно его называют ярчайшим представителем австрийского экспрессионизма — чего только стоят обнаженные, как будто «изломанные» автопортреты художника. Причиной их создания стала бедность Шиле. У него не было денег, чтобы заплатить моделям, и тогда он начал писать самого себя в стиле ню. После смерти Климта в феврале 1918 года именно Шиле прочили роль крупнейшего художника Австрии, но ученик пережил наставника всего на восемь месяцев. Незадолго до смерти он написал одну из своих самых печальных картин — «Семью». На ней Шиле изобразил себя, жену Эдит Хармс и их нерожденного ребенка. Младенец так и не появился на свет: эпидемия испанки унесла жизнь Эдит, а спустя три дня скончался и сам художник.

Эгон Шиле, «Автопортрет с физалисом», 1912 год

Архитектура

К модернизму Отто Вагнер пришел к середине 1890-х годов. К тому времени у него сложилось представление о том, каким должен быть современный крупный город. Именно Вагнер стал одним из главных создателей обновленного облика Вены. В стиле, отличном от того, какой был представлен на центральном бульваре города Рингштрассе, архитектор строил жилые дома и ведомственные учреждения. Вдоль набережной Линке-Винцайле по проекту Вагнера в 1898 году был возведен знаменитый Майолик-хауз. Его фасад украсили барельефы львиных голов и глазурованная майолика, расписанная цветочными узорами. Для архитектора было важно объединить эстетику с функциональностью. Фасад здания не только получился красивым, но и легко очищался от грязи, что соответствовало свойственной тому времени «моде на гигиену».

Совершенно по-другому выглядит здание Австрийского почтового сберегательного банка, построенное в 1906 году. Несмотря на то что оно возводилось по госзаказу, архитектору удалось создать образец чистого модерна. Железобетонные фасады Вагнер оставил без какого-либо украшения, отказался от портика над главным входом и лепнины. А лаконичный интерьер ничем не отвлекал посетителей от решения тех задач, ради которых они пришли.

Павильон венского сецессиона; Доходный дом Майолик-хауз Отто Вагнера

Дизайн

Сегодня Коломана Мозера, одного из тех, благодаря кому венский стиль стал международным брендом, назвали бы дизайнером и оформителем интерьеров. Он придумывал все: мебель, витражи, посуду, обои и почтовую бумагу. Ранние работы Мозера изобиловали орнаментальными и растительными узорами, но затем он перешел к более строгому геометричному стилю. В 1903 году он основал «Венские мастерские», где создавались предметы прикладного искусства для особо требовательных клиентов. Кстати, многие изделия, созданные художниками мастерской, изготавливаются и сегодня. А образцы 100-летней давности можно рассмотреть в венском музее прикладного искусства MAK.

Об австрийской столице рубежа веков писатель Герман Бар говорил: «В Вене тогда, очевидно, было небезынтересно…» И это верно — именно тогда были созданы многие шедевры живописи, архитектуры и дизайна, которые спустя век во всем мире признаны как художественное достояние Австрии. Сегодня венский модерн превратился и в успешный бренд, образцы которого привлекают туристов не меньше, чем Зальцбург Моцарта, дома Хундертвассера или просто шоколадный торт «Захер».

Орнамент Коломана Мозера, 1899 год; Художник Коломан Мозер

 

style.rbc.ru

Венский модерн — Калянец aka Николай Эдельман — LiveJournal

Раз уж пошла такая пьянка сложилась такая традиция, сделаю подборку некоторых архитектурных сооружений Вены в стиле модерн. Он же — ар-нуво, он же — югендштиль, он же — сецессион, как, собственно, это направление и называлось в Вене, которая считается одним из его главных центров и мест его зарождения. Не то что бы модерн встречается в Вене на каждом шагу, но все же его там достаточно много, есть на что поглядеть.

Главное здание венского сецессиона — это тот самый «Сецессион» и есть, то есть здание, построенное в 1898 г. для выставок нового художественного объединения, отколовшегося от основного мэйнстримного течения (отсюда и название «Сецессион» — отделение, раскол), и поначалу возглавлявшегося небезызвестным Густавом Климтом. К сожалению, собственноручного снимка Сецессиона у меня нет — мы оказывались около него только в темное время суток. Поэтому для репрезентативности выложу снимок, утащенный из «Википедии».


Ироничные венцы тут же обозвали здание «Золотой капустой». Сейчас там проводятся временные выставки, и лишь в подвале постоянно экспонируется странноватый «Бетховенский фриз» работы того же Климта.

(Кстати сказать, я еще не видел города, который в сувенирной и прочих сферах был бы так узко зациклен всего на трех персонажах из своей богатой истории. Куда ни пойдешь, в какую сторону ни бросишь взор, всюду только трое — Моцарт, императрица Сисси и Климт. Как будто больше никого у них не было. Хоть бы Штрауса какого вспомнили, или того же Фрейда…)

Дальше идут уже мои фотографии.


Модерн на центральной торговой улице Вены — Грабен (что означает «ров»).


То же, покрупнее.


То же, еще крупнее.


Соседний дом.


Дом с гусаром на коне на углу Грабен и другой крупной улицы — Кольмаркт.


На Кольмаркт.


Кольмаркт выходит на площадь Михаэлерплатц, на которой стоит это здание, одна из главных архитектурных достопримечательностей Вены — радикальный «дом без бровей», построенный в 1909 г. архитектором Адольфом Лоосом. Дом, возведенный прямо напротив дворца Хофбург — резиденции императора Франца-Иосифа — настолько шокировал престарелого кайзера, что тот отказывался выглядывать в окна, выходящие в ту сторону. Пойдя навстречу императору и общественному вкусу, к фасаду дома приделали ящики с цветами — изначально он выглядел еще радикальнее.


А вот это что за украшательство, на соседней Кертнерштрассе, я даже не берусь сказать…


Самое большое в Вене витринное окно.


Где-то в центре города.


Красивый дом на углу Ронтентурмштрассе.


Неоготика на улице Богнергассе.


Рядом — вот такая аптека.


Одна из главных достопримечательностей венского модерна — часы Ankeruhr на площади Хоэр-Маркт. Фигуры, выдвигающиеся каждый час, изображают разных персонажей венской истории. А в полдень, говорят, выезжают все 12 разом.


Потолок арки под этими часами.


Там же.


Это, пожалуй, уже ар-деко…


Станция метро «Шенбрунн». Станции венского метро на рубеже XIX-XX вв. строил главный венский архитектор того времени Отто Вагнер (а может, не только он).


Симпатичный дом на площади Шварценбергерплатц.


Рядом, в начале улицы Реннвег — еще два дома постройки Отто Вагнера. А напротив них — воздвигнутый в 1945 г. памятник солдатам Красной армии.


Станция метро Kettenbruckengasse. Тоже Отто Вагнер.


Рядом — еще два его творения. Это…


…и вот это, так называемый «майоликовый дом».


По соседству — здание страховой компании австрийских железных дорог, которым я и завершу эту подборку.

nicolya.livejournal.com

Венский Cецессион — Wiener Seсession:

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

velannikova.livejournal.com

Сецессион — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь

Сецессион — это стилистическое течение в искусстве Австрии периода Модерна конца XIX — начала XX вв.  Название возникло от того, что в тот период искусство Вены, как и другого центра искусства — Мюнхена, воплощало в наилучшей форме самые передовые художественные идеи Юго-Восточной Европы. Город жил в музыкальном ритме. Венская архитектура периода Историзма середины и второй половины XIX в. в творчестве Г. Земпера и К. Э. фон Хазенауэра подошла к решению новых градостроительных задач. «Изделия прикладного искусства, создававшиеся в этом городе, не знающем суеты, свидетельствовали о присущей Вене культуре и непринужденном юморе. Их отличала богатая декорировка поверхностей, иногда даже чрезмерная, которая сочеталась с искусным выполнением деталей и нередко смелым, даже грубоватым подбором цветов. Эпитет, который можно было бы применить к этим изделиям, относится и к самим венцам. Они были очаровательны». Как и в эклектической архитектуре, эта пестрота, избыточность цвета и разностильность декора, насыщенность орнаментами в разных этнических традициях из составлявших Австро-Венгерскую империю стран — Богемии, Моравии, Хорватии, Далмации, Галиции, Боснии — стимулировали художников на резкий поворот от пережитков Бидермайера и «стиля Рингштрассе» к строгому и рациональному «новому английскому стилю».  Великий герцог Райнер в 1858 г. поручил Р. фон Айтельбергеру разработать план учреждений для Вены, первых на территории континентальной Европы, по образцу Южно-Кенсингтонского музея и художественно-промышленной школы, созданных в Англии Г. Земпером. Уже в следующем году открылась первая выставка Императорского и Королевского музея искусства и промышленности. В 1867 г. в Вене создано Училище художественных ремесел, которое возглавил архитектор Отто Вагнер (1841-1918), после чего оно стало ведущим в Европе.

Снова вошла в моду венская гнутая мебель фирмы «Тонет», причем не самые рациональные, а дорогие образцы — с инкрустацией перламутром по черному дереву. В этой мебели заметны не столько английские, сколько восточные влияния. В ювелирном искусстве, одежде, изделиях из металла продолжали использоваться драгоценные камни, цветные эмали, кораллы, бисер, жемчуг, кружева, многоцветные вышивки. Самым ярким воплощением нового венского стиля стал живописец Г. Климт (1862-1918). Этот художник казался не столько живописцем, сколько «монументалистом-ювелиром». В живопись он вводил золотой фон, мозаику, эмали, прочеканенную латунь и медь и даже инкрустацию кораллами и перламутром. Для картин-панно Климта характерны яркие цвета: красный, синий, зеленый, фон из мелких квадратов и прямоугольников. На таком фоне он размещал по-декадентски изогнутые и манерные фигуры. В 1903 г. для актового зала Венского университета Г. Климт создал панно «Философия» и «Медицина».  Они вызвали такой взрыв негодования, что художник вынужден был их убрать. Обнаженные женские фигуры, которые любил изображать Климт на своих «византийско-японских» мозаичных фонах, были не только декадентскими, но и вызывающе, откровенно эротичными — в позах и движениях, нечастых в истории изобразительного искусства.

Необычность сочетания смелости, изысканности формы с явными издержками вкуса, особенно в цвете, существенно дополняет расхожие представления о сдержанном и рациональном, геометрическом стиле венского модерна. 

artishock.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *