Венский модерн | Архитектура и Проектирование
Венский модерн – стилистическое течение в искусстве Австрии периода Модерна конца XIX — начала XX вв. Название возникло оттого, что в тот период искусство Вены, как и другого центра искусства — Мюнхена, воплощало в наилучшей форме самые передовые художественные идеи Юго-Восточной Европы.
Город жил в музыкальном ритме. Венская архитектура периода Историзма середины и второй половины XIX века в творчестве Г. Земпера и К. Э. фон Хазенауэра подошла к решению новых градостроительных задач. «Изделия прикладного искусства, создававшиеся в этом городе, не знающем суеты, свидетельствовали о присущей Вене культуре и непринужденном юморе. Их отличало богатое декорирование поверхностей, иногда даже чрезмерная, которая сочеталась с искусным выполнением деталей и нередко смелым, даже грубоватым подбором цветов…
Эпитет, который можно было бы применить к этим изделиям, относится и к самим венцам. Они были «очаровательны». Как и в эклектической архитектуре, эта пестрота, избыточность цвета и разностильность декора, насыщенность орнаментами в разных этнических традициях из составлявших Австро-Венгерскую империю стран: Богемии, Моравии, Хорватии, Далмации, Галиции, Боснии — стимулировали художников на резкий поворот от пережитков Бидермайера и «стиля Рингштрассе» к строгому и рациональному «новому английскому стилю».
Вагнер был выдающимся архитектором, создателем новой венской архитектурной школы, теоретиком и педагогом. В 1894-1914 гг. он преподавал в Венской Академии изящных искусств, где, развивая идеи рационализма, воспитал целое поколение художников венского модерна, среди них: Я. Котера, Йозеф Хоффманн (Josef Hoffmann) , М. Фабиани, И. Плечник, П. Янак. В 1898 г. в знак протеста против академической рутины основано венское отделение общества «Сецессион». В следующем году к нему примкнул О. Вагнер. «Стиль практической полезности» (нем. Nutzstil), разработанный Вагнером и его учениками, сочетал простые геометрические формы с минимумом декора. Этот стиль отличался от извилистых линий «удара бича», придуманных А. Ван де Велде и В. Орта в Брюсселе и X. Обристом в Париже. Венские художники дали миру свой региональный вариант искусства Модерна, мало похожий на стилистику французско-бельгийского
Влияние вагнеровской школы сказалось на сложении стиля петербургского и московского Модерна, оно заметно во многих работах Ф. Шехтеля в Москве. Стиль прямых линий, квадратов, окружностей и «шахматной клетки» характерен для творчества Йозефа Хоффманна (1870-1956), лучшего ученика Отто Вагнера и организатора «Венских Мастерских». За пристрастие к геометрическим формам этого художника прозвали «дощатым», «квадратным Хоффманном» (« Quadratl Hoffmann»), В 1912 г. Хоффманн основал по типу германского австрийский Веркбунд — союз промышленников и художников. Лучшее и самое характерное произведение Хоффманна-архитектора – дом банкира и собирателя произведений искусства А. Стоклё в Брюсселе (1905-1911). Используя многообразие сочетаний чистых плоскостей, облицованных мрамором, квадратов и прямых линий, выступов и ритмических «сдвигов», архитектор создал выразительный образ в стиле геометрического течения Модерна. Дом Стоклё называют «музеем Сецессионизма». В оформлении его интерьеров принимали участие многие художники «Венских Мастерских»: Г. Климт, К. Мозер, М. Повольни, Ф. Метцнер, Р. Лукш, Е. Маковская.
Если О. Вагнер и Й. Хоффманн не отрицали возможность традиционных форм декора и орнамента, то австрийский архитектор
С 1899 г. Ольбрих работал для Дармштадтской колонии художников, проектировал здания, мебель, оборудование интерьеров. В 1906 г. И. Ольбрих разработал модель корпуса нового автомобиля фирмы «Опель» в стиле плавно изогнутых линий и ясных, чистых поверхностей и таким образом оказал существенное влияние на формирование европейского дизайна. В 1908 г. в венском Императорском музее искусства и промышленности состоялась выставка, убедительно доказавшая, что венский модерн не только успешно миновал витиеватые формы Ар Нуво, но также избежал деструктивных крайностей германского югендштиля. Не случайно в то время стали чаще говорить не о «венском модерне», а о «венском дизайне». Характерны для венцев и «приятные исключения».
Снова вошла в моду венская гнутая мебель фирмы «
Необычность сочетания смелости, изысканности формы с явными издержками вкуса, особенно в цвете, существенно дополняет расхожие представления о сдержанном и рациональном, геометрическом стиле венского модерна.
Дом Стоклё, Брюссель. Архитектор Йозеф Хоффманн. Palácio Stoclet «Volkswohnhaus» | |
Здание Сецессиона, Вена. Архитектор И. Ольбрих | |
Софа. Йозеф Хоффманн | |
Густав Климт. Gustav Klimt. Malcesine sul Garda-1913 |
Бунт своего времени: с чего начинался венский модерн
Впечатления
Автор Анастасия Новикова
09 августа 2018
Ровно 100 лет назад, в один год, из жизни ушли главные представители венского сецессиона: Густав Климт, Эгон Шиле, Отто Вагнер и Коломан Мозер. «РБК Стиль» вспоминает, с чего начинался венский модерн и что для него сделали «бунтари» рубежа веков.
Вену начала XX века называли местом, где случился «всплеск гениальности». Здесь писал картины Густав Климт, проектировал дома Отто Вагнер, создавал мебель Коломан Мозер, а в доме № 19 по улице Берггассе жил и принимал пациентов Зигмунд Фрейд. Австрийская столица стала местом, где рождались новые идеи и течения, а главным стал венский модерн, связавший между собой все виды искусства.
Живопись
У истоков венского модерна в живописи стоял Густав Климт. Художник получил академическое образование и поначалу выполнял государственные заказы. При этом австрийскую живопись он называл местечковой и говорил, что в ней преобладают либо пейзажи, либо работы на мифологические сюжеты. В последнее десятилетие XIX века Климт стал все дальше уходить от академизма и отказался от госзаказов, а чтобы заработать, начал писать портреты жительниц Вены, которые ему заказывали их обеспеченные мужья.
В 1897 году Климт вышел из Академии художеств, чтобы окончательно утвердить право на существование неофициального искусства. И 3 апреля этого же года основал художественное движение, получившее название сецессион. Именно эту дату принято считать моментом рождения модернизма в австрийском искусстве. К сецессиону присоединились молодые художники, архитекторы и дизайнеры — все те, кто хотел уйти от консерватизма. А спустя год у движения появилась и своя выставочная площадка. Сооружение на предоставленном городом земельном участке было построено по проекту Йозефа Ольбриха — его украшал большой позолоченный купол с лавровыми листьями, а над главным входом появилась надпись: «Каждому времени — свое искусство, каждому искусству — своя свобода». Здание выполняло сразу две функции: оно стало «храмом искусства» раннего модернизма и одновременно самым значительным архитектурным творением венского сецессиона.
Художник Густав Климт; «Поцелуй», 1907–1908 годы
Что касается самого Климта, то темой его живописи стали женские образы. Новаторские приемы художника заключались в отказе от пропорций и в размытости фона. Говорят, сначала художник писал своих моделей обнаженными, а уже после «одевал» на холсте. На рубеже веков в творчестве Климта начался «золотой период» — он стал использовать различные оттенки золотого и применять сусальное золото. А в 1907 году создал картину, которую сегодня называют «визитной карточкой» Австрии. Речь идет о знаменитом «Поцелуе», гиды венской галереи Бельведер считают его самым репродуцируемым полотном в мире.
Эгон Шиле был самым молодым представителем венского модерна в живописи. Ученик Климта, он прожил очень короткую жизнь — всего 28 лет. При этом именно его называют ярчайшим представителем австрийского экспрессионизма — чего только стоят обнаженные, как будто «изломанные» автопортреты художника. Причиной их создания стала бедность Шиле. У него не было денег, чтобы заплатить моделям, и тогда он начал писать самого себя в стиле ню. После смерти Климта в феврале 1918 года именно Шиле прочили роль крупнейшего художника Австрии, но ученик пережил наставника всего на восемь месяцев. Незадолго до смерти он написал одну из своих самых печальных картин — «Семью». На ней Шиле изобразил себя, жену Эдит Хармс и их нерожденного ребенка. Младенец так и не появился на свет: эпидемия испанки унесла жизнь Эдит, а спустя три дня скончался и сам художник.
Эгон Шиле, «Автопортрет с физалисом», 1912 год
Архитектура
К модернизму Отто Вагнер пришел к середине 1890-х годов. К тому времени у него сложилось представление о том, каким должен быть современный крупный город. Именно Вагнер стал одним из главных создателей обновленного облика Вены. В стиле, отличном от того, какой был представлен на центральном бульваре города Рингштрассе, архитектор строил жилые дома и ведомственные учреждения. Вдоль набережной Линке-Винцайле по проекту Вагнера в 1898 году был возведен знаменитый Майолик-хауз. Его фасад украсили барельефы львиных голов и глазурованная майолика, расписанная цветочными узорами. Для архитектора было важно объединить эстетику с функциональностью. Фасад здания не только получился красивым, но и легко очищался от грязи, что соответствовало свойственной тому времени «моде на гигиену».
Совершенно по-другому выглядит здание Австрийского почтового сберегательного банка, построенное в 1906 году. Несмотря на то что оно возводилось по госзаказу, архитектору удалось создать образец чистого модерна. Железобетонные фасады Вагнер оставил без какого-либо украшения, отказался от портика над главным входом и лепнины. А лаконичный интерьер ничем не отвлекал посетителей от решения тех задач, ради которых они пришли.
Павильон венского сецессиона; Доходный дом Майолик-хауз Отто Вагнера
Дизайн
Сегодня Коломана Мозера, одного из тех, благодаря кому венский стиль стал международным брендом, назвали бы дизайнером и оформителем интерьеров. Он придумывал все: мебель, витражи, посуду, обои и почтовую бумагу. Ранние работы Мозера изобиловали орнаментальными и растительными узорами, но затем он перешел к более строгому геометричному стилю. В 1903 году он основал «Венские мастерские», где создавались предметы прикладного искусства для особо требовательных клиентов. Кстати, многие изделия, созданные художниками мастерской, изготавливаются и сегодня. А образцы 100-летней давности можно рассмотреть в венском музее прикладного искусства MAK.
Об австрийской столице рубежа веков писатель Герман Бар говорил: «В Вене тогда, очевидно, было небезынтересно…» И это верно — именно тогда были созданы многие шедевры живописи, архитектуры и дизайна, которые спустя век во всем мире признаны как художественное достояние Австрии. Сегодня венский модерн превратился и в успешный бренд, образцы которого привлекают туристов не меньше, чем Зальцбург Моцарта, дома Хундертвассера или просто шоколадный торт «Захер».
Орнамент Коломана Мозера, 1899 год; Художник Коломан Мозер
Теги: Австрия , Вена
The Wiener Moderne: введение для посетителей
Выражение Wiener Moderne , кажется, встречается в Вене повсюду, особенно в музеях. Но к чему это относится?
- Короткая культурная эпоха конца 19 — начала 20 веков.
- Период удивительного творчества в искусстве, дизайне, архитектуре и других областях
- Родились такие имена, как Климт, Шиле, Лоос, Вагнер, Гофман и многие другие
- Практики и период регулярно представлены на выставках по всему городу
- См. также:
- Выставки искусства и дизайна
- Югендстиль
- Венская мастерская
Венский модернизм
(Музей Леопольда, где находится постоянная экспозиция Венского модерна; © Музей Леопольда, Вена; Фото: Уриэль Моргенштерн)
Период между 1890 и 1910 годами (а часто и несколько лет в обе стороны) осенний под культурным термином Винер Модерн .
Прогуливаясь по историческим и современным достопримечательностям Вены, вы можете встретить эпоху, имеющую ряд других названий: Вена около 1900 года , Венский модернизм , Венская современность или подобные. Например, постоянная экспозиция Музея Леопольда, посвященная тем временам, носит название Wien 1900 / Wien 1900 .
У Moderne даже есть собственная остановка в VR-туре Time Travel (где, например, вы можете заглянуть в студии Густава Климта и Эгона Шиле).
Но почему этот относительно короткий период времени так важен для города с такой длинной и богатой историей? Вот краткий обзор того, что вам нужно знать…
(Плакат, разработанный Густавом Климтом для художественной выставки 1898 года; инв. № 129001/2 Музея Вены; воспроизводится с разрешения в соответствии с условиями лицензии CC0)
In В конце 1800-х и начале 1900-х Вена обладала различными качествами, которые способствовали расцвету новых идей и творчества.
Город находился в центре огромной империи, которая охватывала большую часть Центральной Европы: тогда в Вене проживало около двух миллионов человек (пост-имперский размер достиг только в 2023 году), все они принадлежали к разным культурам, национальностям, религиям. , и убеждения.
Этот резерв потенциального творческого таланта жил в период перехода и контраста, когда разные философии и обстоятельства сталкивались друг с другом.
С одной стороны, например, у вас была многовековая монархия и богатая аристократия, пропитанная традициями.
Пожилой император только что руководил строительством многочисленных престижных зданий в стиле историзма (прославляя прежние исторические стили, а не пробуя что-то новое).
(Ратуша в неоготическом стиле была построена как раз перед Венским модерном; фото предоставлено Государственным музеем)
С другой стороны, например, растущий национализм, нищета рабочего класса, политические движения, такие как марксизм, индустриализация, пытливые умы, стремящиеся будущее (а не прошлое) и более широкое международное путешествие и общение, которые позволили новым идеям и влияниям распространяться быстрее, чем когда-либо прежде.
И у вас были кофейни, где могли собираться все эти пытливые умы.
Такой плавильный котел создал среду, в которой могли расцвести такие личности, как Зигмунд Фрейд, Арнольд Шенберг и Густав Малер.
Рассмотрим Wiener Moderne золотой век, который привел к многочисленным вспышкам инновационного интеллектуального творчества.
Почему Wiener Moderne важен?
Этот период оставил свой след во всех областях, от литературы до философии и психологии.
Для посетителей Вены значение этого периода связано с его ассоциацией с некоторыми всемирно известными именами и произведениями, например, в области архитектуры, искусства и дизайна.
(Павильон вокзала, спроектированный Отто Вагнером в 1898 году)
В архитектуре вы отошли от зданий, пытающихся подражать прошлому, к модерну (в форме югендстиля), а затем к более утилитарному дизайну.
Важными именами здесь являются, например, Отто Вагнер (1841–1918) и Адольф Лоос (1870–1933), которые оказали большое влияние на современную архитектуру.
В и у вас были такие группы, как Сецессион, которые отошли от традиционных подходов.
Такие люди, как Густав Климт (1862–1918) и Эгон Шиле (1890–1918), создали в этот период выдающиеся произведения (в том числе Климта Поцелуй ).
(Здание Сецессиона и дом одноименной отколовшейся группы художников)
В дизайне у вас была, например, Wiener Werkstätte, ремесленная мастерская, считающаяся пионером современного дизайна во многих категориях (мебель, керамика и др.). Это была эпоха таких гениев, как Йозеф Гофман (1870–1819 гг.).56) и Коломан Мозер (1868–1918).
Многие из тех, кто процветал во времена Венского модерна, работали в других дисциплинах, помимо тех, которыми они прославились.
Отто Вагнер также проектировал, например, мебель. Хоффман также проектировал дома. Шенберг тоже рисовал. Коломан Мозер делал практически все и вся (насколько я могу судить).
Где узнать больше
(Вход в музей МАК)
Работы, люди и места Венского модерна всплывают по всему городу, но вот четыре полезных совета для особо интересующихся:
- Музей Леопольда – упомянутая выше постоянная выставка Вена 1900 занимает три этажа и знакомит с работами различных выдающихся личностей (включая самую престижную в мире коллекцию Шиле)
- Музей МАК – собственная постоянная экспозиция МАК Вена 1900 проходит немного дальше по ходу истории (до 1938 года) и фокусируется на продукции ремесленников и дизайнеров. В одной галерее есть специальная выставка Wiener Werkstätte 9.0008
- Музей Бельведера – в постоянной экспозиции Верхнего Бельведера представлены работы некоторых выдающихся художников венского модерна. В музее хранится самая важная в мире коллекция Климта и, конечно же, «Поцелуй» (вероятно, самое важное произведение искусства Австрии и, возможно, вошедшее в десятку лучших за все время) .
- Möbelmuseum Wien – Венский музей мебели имеет коллекцию Wiener Moderne, в которой представлены различные работы Лооса, Гофмана, Вагнера и других художников.
Прогулка по эпохе модернизма в Вене, 100 лет спустя | Праздники в Вене
Если вам нужен толчок, чтобы посетить Вену, вот он: в 2018 году исполняется столетие с момента окончания эпохи модернизма в городе. В честь творчества Густава Климта, Эгона Шиле, Густава Малера, Арнольда Шенберга и многих других в этом году в столице Австрии пройдет огромное количество выставок.
Венская культура конца века была предметом зависти либерального мира. В этом году исполняется 100 лет со дня смерти четырех корифеев движения: художников Климта и Шиле, архитектора Отто Вагнера и графика Коломана Мозера, хотя были и многие другие. Между 1890 и 1914 Австрия была великолепным плавильным котлом идей. Город держался на богатстве империи Габсбургов — этим парням нравились дворцы в стиле барокко, такие есть практически на каждом углу. Рядом с ними жили еврейские иммигранты, имевшие новые деньги и полные гражданские права. Это равенство означало, что они могли строить авангардные дома, нанимать интересных художников и содержать салоны, где прогрессивные политики и истеблишменты встречались и общались с психоаналитиками, писателями и художниками.
Prost: американский бар, спроектированный Адольфом Лоосом в 1908 году. Фото: Alamy Stock PhotoЭтот уникальный период заслуживает того, чтобы его праздновали, так что идите и посмотрите на реконструкцию здания Сецессион в стиле ар-нуво, где живут художники-модернисты и первая европейская выставочное пространство, посвященное движению. Отправляйтесь на «Мост Климта» в Музее истории искусств — смотровую площадку, впервые созданную к 150-летию со дня рождения Климта, с которой открывается прекрасный вид на цикл из 13 картин художника, украшающих арки и колонны музея. В Музее Леопольда будет великолепная выставка Эгона Шиле, которая впервые включает его стихи и сочинения наряду с картинами. Малеру, Шенбергу, Вагнеру и многим другим будет воздано должное в творчестве. В Музейном квартале — умном развитии зданий в стиле барокко и модерна, расположенных в бывших придворных конюшнях Габсбургов, — находятся девять крупнейших музеев города, так что вам нужно быть очень ленивым, чтобы не попасть на некоторые из этих экспозиций во время посещения.
Но самым большим экспонатом является сам город. Прогуляйтесь по внутренним районам, и вы увидите строгую архитектуру австрийского почтового сберегательного банка в стиле модерн, нежные цветы, украшающие изразцовый майоликовый дом на Линке Винцайле, а также белые и позолоченные купола и фасады станций метро на Карлсплац и Кеттенбрюкенгассе. все памятники мастерству Вагнера. (Если вы посетите Дом Майолики, прогуляйтесь по Нашмаркту, продуктовому и блошиному рынку, который существует с 16 века. Не уходите, не съев немного местного сыра или не пролистав винил.)
Венская мастерская была основанной в 1903 году коммуной художников-прикладников, которые создавали модернистскую мебель, украшения и керамику. Если вы отправитесь в магазины города, вы все еще можете найти в продаже редкое сочетание традиционных ремесел и модернистских сокровищ. Лобмейр славится люстрами, но стаканы Йозефа Хоффманна и Адольфа Лооса являются бестселлерами в их магазине на Кернтнерштрассе. Точно так же Wiener Silber Manufactur предлагает коробки Koloman Moser наряду с современными изделиями из серебра в своем бутике, а фарфор дизайнера Валли Визельтье можно приобрести в магазине фарфоровой посуды Augarten.
Завершите свой витринный шоппинг коктейлем в баре American. Интерьер с зеркалами и плиткой — работа модернистского архитектора Адольфа Лооса, и это место было любимым местом для питья всех, от Жана Кокто до Квентина Тарантино. Вы все еще можете курить здесь и во многих других барах Австрии, но поторопитесь — парламент обсуждает запрет.
Чтобы полностью погрузиться в модерн, остановитесь в бутик-отеле Topazz. Фрески в его комнатах отдают дань уважения художникам Венской мастерской, а необычные овальные окна на фасаде обыгрывают дизайн Коломана Мозера. Он также уютный, а вид из бара на крыше, который он разделяет с дочерним заведением Hotel Lamée, — это нечто другое.
Окно в Вену: отель Topazz. Фотография: Анна БлауО, и если вы наслаждаетесь идеей искусства в повседневной городской жизни, тогда отправляйтесь на площадь Ам Хоф в старом городе. Олафур Элиассон, возможно, не является частью модернистского движения, но его световая инсталляция «Желтый туман» каждую ночь дрейфует над фасадом здания Verbund-Gebäudes. Это напоминает мне режиссера Джона Карпентера больше всего на свете, но в городе статуй и памятников это отличная смена темпа.
К счастью, эти модернисты были разумной компанией. Возможно, они переосмыслили искусство, каким мы его знаем, но они не нарушили традиции, когда дело касалось местной еды. Если вы предпочитаете причудливую чистую пищу, вам нужно переосмыслить свою жизнь на многих уровнях, но пока давайте сосредоточимся на том факте, что еда в Вене вызовет у вас стресс. Это мясистый, картофельный, маслянистый, потроха, пирожные город, и тем лучше для него. Если вы действительно заботитесь о происхождении и приготовлении своей еды, вам здесь понравится. Большая часть вина и пива исключительно местного производства — производится в городских стенах — мясо органическое, и это единственный город, в котором я когда-либо был, где официант хвастается чистотой воды из-под крана, когда ставит ее на стол. . Только что с гор, видимо.
Эксгибиционист: недавно отремонтированное здание Сецессиона. Фотография: Кристиан Стемпер/Питер РигоЕсть много удивительных традиционных ресторанов. Я не могу рекомендовать Лугек с его плиткой для бассейнов и люстрами из пивных бокалов достаточно высоко.