На выставке Верещагина в Москве впервые собрали картины из 24 музеев
https://ria.ru/20180328/1517452362.html
На выставке Верещагина в Москве впервые собрали картины из 24 музеев
На выставке Верещагина в Москве впервые собрали картины из 24 музеев — РИА Новости, 28.03.2018
На выставке Верещагина в Москве впервые собрали картины из 24 музеев
В Третьяковской галерее на Крымском валу до 15 июля проходит выставочный проект «Верещагин», где впервые собраны почти 500 работ выдающегося художника из 24… РИА Новости, 28.03.2018
2018-03-28T14:30
2018-03-28T14:30
2018-03-28T14:30
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/1517452362.jpg?15174514471522236637
москва
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
интервью — авторы, аналитика, москва, третьяковская галерея
Интервью — Авторы, Аналитика, Москва, Третьяковская галерея
В Третьяковской галерее на Крымском валу до 15 июля проходит выставочный проект «Верещагин», где впервые собраны почти 500 работ выдающегося художника из 24 музеев и частных коллекций. О проекте «Верещагин» в интервью корреспонденту РИА Новости Юлии Чичериной рассказала куратор выставки Светлана Капырина:
— Светлана Леонидовна, какова главная цель проекта и в чем его уникальность?
— При разработке и воплощении идеи выставки мы, в первую очередь, ставили цель раскрыть многогранность и неповторимость личности Василия Верещагина. Для реалистичности восприятия произведений живописи мы использовали вкрапления артефактов декоративно-прикладного искусства — они располагаются в нишах между картинами.
Ходят чаще, чем на футбол: Мединский рассказал об интересе россиян к музеям
21 марта 2018, 11:35
Так, например, в экспозиции Новой Третьяковки выставлены картины «Двери Тамерлана» и полотно «У дверей мечети» из Русского музея. А между ними мы выставили подлинную дверь XV века из мавзолея Гур-Эмир — усыпальницы Тимура в Самарканде. Она хранится в Государственном Эрмитаже. Над нею — терракотовая панель из той же усыпальницы с надписью.
Напомню, что последняя персональная выставка Верещагина проходила в 1992 году. На 90% она была собрана из работ, находящихся в Третьяковской галерее. Неповторимость нынешнего проекта в том, что он состоит из 180 живописных, 120 графических работ, 97 произведений декоративно-прикладного искусства, в него входят архивные документы и фотографии. Участниками проекта стали 19 российских и один зарубежный музей, а также 4 частные коллекции. Картины приехали из Санкт-Петербурга, Серпухова, Великого Новгорода, Ярославля, Нижнего Новгорода и Баку.
— Все ли ваши замыслы и планы воплощены?
— Работа от формулирования идеи до открытия выставки заняла около двух лет. Были и вполне понятные организационные сложности, были и споры о том, как наилучшим образом представить картины зрителям. К примеру, мне казалось, что оформление выставки должно соответствовать тому времени — со старинной мебелью, бархатными стенами и развешанными на них предметами декоративно-прикладного искусства. Коллеги и дизайнеры убедили сделать ее более современной. Так появился темно-серый цвет стен — «тема войны». А тема мира в творчестве Верещагина представлена на более теплом сером фоне.
Особое внимание на выставке отведено световым решениям. Были заказаны специальные светильники, свет которых фокусирует глаза посетителя на картине.
— Есть ли на выставке произведения, которые представлены зрителю впервые?
— Впервые на выставке собран и представлен триптих «Перед атакой. Под Плевной», «Атака» и «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной».
Первый военкор: чем картины Верещагина пугали петербургскую публику
9 марта 2018, 08:00
Собрать их вместе оказалось делом не из легких. Полотна долгие годы находились в фондах музеев, а массивные рамы более 40 лет не подвергались реставрации и в разобранном виде хранились в запасниках. Реставрацией занималась мастерская Владимира Клепова, которая в сжатые сроки провела уникальные работы, восстановив их первозданную красоту.
Все картины имеют не только внушительные размеры, но и вес.
Полотно «Перед атакой. Под Плевной» весит около 400 килограммов.
— Оригинальная идея выставки — «Гостиная Верещагина»….
— Да, это еще одно новшество, которое мы используем впервые. Для удобства посетителей на втором этаже, на антресолях, мы сделали место для «уставшего зрителя» — гостиную Верещагина. Наши посетители могут посидеть на удобных банкетках и послушать фрагменты переписки Верещагина с женой, воспоминания о его путешествиях и поездках, переписку с Павлом Михайловичем Третьяковым.
Цель гостиной — раскрыть личность Верещагина и как литератора, показать его духовный мир, переживания, которые он отразил в своих картинах.
Генеральным спонсором экспозиции выступил банк ВТБ, давний друг и партнер Третьяковской галереи.
открылась одна из главных выставок в Москве 2018
Главная » Новости » Культура » Выставки
Автор Наталия Гопаненко Опубликовано
Выставка Василия Васильевича Верещагина (1842-1904) – одна из главных выставок Москвы 2018 года – открылась в Третьяковской галерее на Крымском валу. Это – самая масштабная выставка художника, когда-либо проходившая в мире, она объединяет более 500 его произведений из музейных и частных коллекций, а также личные экспонаты: фотографии, письма, ценные предметы.
Василий Верещагин – это художник знаменитый и до настоящего времени не достаточно известный, что становится ясно после посещения экспозиции. Его творчество начинается с графики, и это навсегда отразится на походе художника к композиции и пространству.
Профессиональный путь В.Верещагина, юного выпускника Санкт-Петербургской академии художеств, открывается графической Кавказской серией, хранящейся сегодня в основном в фондах Третьяковской галереи. Это совсем маленькие, размером с открытку, зарисовки. В 1863-1865 годах художник путешествует по Кавказу и запечатлевает всё, что видит на своём пути –грузин, татар, румын и их быт, всё любопытное и необычное.
В.В. Верещагин, карандашные наброски, Румын в тулупе и меховой шапке. Галичанин с сигаройУже на этой стадии обозначено всё, что станет визитной карточкой знаменитого Василия Верещагина. Он мгновенно схватывает и выражает дух народа в каждом его представителе, и любая работа художника носит неповторимую эмоциональную окраску, благодаря которой она всегда сильно воздействует на зрителя.
В.В. Верещагин, карандашные наброски, Молодая татарка в национальном головном убореП.М. Третьяков тотчас разглядел недюжинные способности юноши и стал заказчиком его работ. В 1866-1870 годах Верещагин по его поручению едет в Среднюю Азию и создаёт для своего покровителя альбом – так появляется Туркестанская коллекция. В это время в графических произведениях Василия Васильевича уже виден дар многофигурных композиций и монументальных батальных сцен.
Всю жизнь Верещагин проведёт в странствиях, часто сопряженных с опасностью, и эти впечатления он зафиксирует в живописи, публицистике и художественном слове. Умелый рассказчик, он напишет 12 книг о своих путешествиях и жизни. Быстрый и отважный наблюдатель станет прекрасным военным корреспондентом и проведёт реформу батального жанра, освободив образ войны от излишней её романтизации.
В.В. Верещагин, Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде, 1869Мы знаем Верещагина прежде всего как художника-баталиста и помним о том, что он был боевым офицером, отважно сражавшимся в русско-турецкой войне и отдавшим свою жизнь вместе с адмиралом Макаровым в русско-японской войне 1904 года. Но одновременно он считал войну «страшным чудовищем», боролся против смертной казни и выразил свой пацифизм в известном на весь мир «Апофеозе войны». Войскам не рекомендовали смотреть на некоторые из его работ, чтобы их боевой дух не упал.
Поразительно, как стремление к миру и жизнь в военных условиях могли уживаться в одном человеке, постоянно искавшем приключений.
В.В. Верещагин, Мавзолей Тадж-МахалТак, во время двухлетнего путешествия Верещагина в Индию, предпринятого в 1874 году с будущей женой Елизаветой Фишер, художник подвергся нападению диких обезьян, переболел малярией, чуть не утонул, но сегодня мы можем насладиться его изображениями культовых и архитектурных сооружений, молящихся индусов и факиров, сектантов и чиновников традиционной Индии XIX века.
В.В. Верещагин, Распятие на кресте у римлян, 1887Эмоциональное воздействие живописи было крайне важным для Василия Верещагина. Неслучайно, когда он лично устраивал свои выставки (их при жизни автора было 70), он делал всё, чтобы добиться у зрителей максимальной вовлеченности, добавляя к картинам курение восточных благовоний, этническую музыку или фортепианные произведения. Во время одной из выставок художник познакомился с пианисткой Лидией Васильевной Андреевской, сопровождавшей его нью-йоркскую экспозицию. Она станет второй женой Василия Верещагина и матерью четырёх из его пяти детей.
Насколько нынешняя московская выставка, подготовленная куратором С.Л. Капыриной, вызывает эмоции у зрителей – покажут отзывы. Выставка на Крымской валу продлится до 15 июля 2018 года. Но то, что мы вслед за Василием Верещагиным сегодня отправляемся в насыщенное путешествие длиною во всю его жизнь и получаем абсолютно полное представление о творчестве художника – это совершенно очевидно.
В.В. Верещагин, Колоннада в Джаинском храме на горе Абу вечером, 1874-1876Поддержать журнал
выставка в Москве Третьяковская Галерея
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку
«Самое театрализованное развлечение в Нью-Йорке» ВЕРЕЩАГИН И ВЫСТАВКА РУССКОГО ИСКУССТВА В АМЕРИКЕ
27 августа 1888 года несколько нью-йоркских газет сообщили о прибытии накануне корабля «Этрурия», отправлявшегося из Ливерпуля. с корабля сошла довольно любопытная фигура: «мужчина крепкого телосложения, с массивными плечами, с окладистой черной бородой и усами», по словам одного журналиста[1]. в густой черной бороде и волосах, — заметил другой.[2]
Это был русский художник, Василий Верещагин. Он пытался попасть в Америку примерно десять лет, в течение этого времени он время от времени упоминал в своих письмах о возможности проведения американской выставки, обычно с предположением, что можно заработать огромные суммы денег. Однако турне по Америке было не только сложным с точки зрения логистики, Верещагин также, казалось, беспокоился о том, что его картины могут никогда не вернуться. В письме 1887 г. к Павлу Третьякову Верещагин даже признавался: «Я с ужасом думаю о том, что лучшие мои произведения окажутся не в России, а где-нибудь в Америке»[4] 9.0005
Несмотря на эти опасения, Верещагин пересек Атлантический океан в 1888 году по приглашению Джеймса Саттона и Томаса Кирби из Американской художественной ассоциации. В октябре того же года прибыло 59 огромных ящиков с картинами и предметами под присмотром «двух бородатых и свирепых на вид русских», которые, как нам говорят, «с тех пор предпринимают отчаянные попытки овладеть английским языком. «[5] План состоял в том, чтобы запустить выставку-блокбастер в Нью-Йорке, познакомить американскую аудиторию с художественной сенсацией, которая уже прокатилась по крупным городам Европы.[6]
Действительно, к этому времени Верещагин был всемирно известен своими острыми, а иногда и шокирующими картинами зверств войны. Очарованная его известностью, американская пресса всю осень 1888 года внимательно следила за этим знаменитым иностранным художником, неоднократно упоминая о его приключениях в путешествиях и битвах, оригинальности и напряженности его творчества, а также о его движении в кругах высшего общества Нью-Йорка. . Но и они, почти все без исключения, отмечали яркую внешность русского живописца.
Для репортеров и искусствоведов, следивших за гастролями Верещагина, сам русский художник вместе со своим окружением стал едва ли не самым убедительным экспонатом обширной коллекции, включавшей картины Средней Азии, Балкан, Индии, Палестины и Сирии, а также а также украшения, ковры и другие предметы, которые художник собрал во время своих путешествий. Они, как и густо нарисованные сцены и великолепно украшенные предметы коллекции, заслуживали внимания. И что еще более важно, на них смотрели с идеологической точки зрения Запада, воспринимая их визуально как экзотических людей и вещи Востока. «Мистер. Верещагин лицом восточный, — заметил один критик, — и сам мог бы сесть за арабского шейха или еврейского раввина, и никто не был бы мудрее»[7].0005
Другой критик пошел еще дальше, используя расистские и уничижительные выражения, чтобы изобразить Верещагина как нецивилизованного этнического «Другого»: «Г-н Верещагин представил своей аудитории вид татарина во фраке. Его длинная, черная, раздвоенная борода, его острые глаза, его крючковатый нос, его грубо причесанные волосы, его костюм, отнюдь не подходящий, его порывистые слова, его нервные жесты, его беспокойная походка взад и вперед, когда он говорил, имели в себе намек, может быть, слабый, но все же есть какая-то дикость в обычной клетке».[8]
Эти физические описания превращают Верещагина в этнографический тип, мало чем отличающийся от тех, что он сам часто рисовал. Можно даже сказать, что востоковед, которого часто называют «русским Жеромом», стал для своей американской публики восточным субъектом[9]. Американская аудитория. Для нации, которая сама находилась за пределами западноевропейского мира, ориенталистское искусство предлагало американским зрителям возможность обитать в западной имперской перспективе, которая связывала их с колониальными империями Европы. зрители могли рассматривать Восток как «Другого» по отношению к его якобы цивилизованному «я». И, взглянув на самого Верещагина, мир американского искусства, все еще пытающийся определить себя как крупную культурную традицию, мог обрести легитимность в противовес «дикому» русскому искусству[10] 9.0005
Но Верещагин наверняка знал об этом. На самом деле он уже заработал репутацию опытного бизнесмена, тщательно культивируя свой публичный имидж для международных выставок. В духе П.Т. Барнума и Баффало Билла, Верещагин был типичным шоуменом 19-го века и создал экзотическую по-русски постановку, которая была встречена американской публикой с большим воодушевлением.
Двадцать восемь человек круглосуточно работали над преобразованием галерей Американской художественной ассоциации; Всего 16 человек потребовалось, чтобы перетащить массивный персидский ковер с улицы в выставочное пространство. Выставка открылась 9 ноября., дополненный иллюстрированным каталогом и двумя приложениями, написанными Верещагиным.[11] На выставке были проданы все три издания, а также фотографии некоторых работ Верещагина. В экспозицию вошли 107 картин, 24 фотографии произведений, не выставленных на обозрение, шесть наборов эскизов, 36 предметов и диковинок, собранных в путешествиях художника, 36 предметов русского прикладного искусства. Пользуясь значительной популярностью, тур в конечном итоге будет продлен: сначала он отправится в Чикаго, а затем в Филадельфию, Бостон, Питтсбург и Сент-Луис.
Критик «Вечерней звезды» назвал выставку Верещагина «самым театральным развлечением в Нью-Йорке сейчас»: странные эффекты и мускусные запахи здания с прославленными картинами — все равно, что шагнуть в другой мир, так странен интерьер Верещагинской [sic] галереи в своем контрасте с только что покинутыми сценами».0005
Выставка началась с небольшой комнаты, превращенной в татарский шатер, освещенной лишь каплевидным оконным стеклом и утопающей в «почти удушающем запахе». Мультисенсорный спектакль усиливали ассистенты Верещагина, угощавшие посетителей ароматным чаем. , а также музыку профессионально подготовленной пианистки Лидии Андреевской, привезенной в Нью-Йорк из Москвы (на которой Верещагин впоследствии женится, но только после развода с первой женой). Критик вспоминает опьяняющую сцену: « В мягком полумраке за портьерами сидит одна женщина и наигрывает особенно жалобные мелодии, умоляющие, задумчивые народные песни, которые поют полудикие казаки и крестьяне русских степей.Идет русский мужик в туземном костюме. который подает туземно-русский чай из самоварина [ sic ], а дальше, через драпированный проход, видны своды мечети Дели, изображенные в сиянии солнца на полотне просто и величественно необъятном. Эффект — персонифицированный реализм, и если, как говорят некоторые критики, он скорее театральный, чем художественный, то, безусловно, впечатляет и интересен».0005
На критика производит впечатление обобщенный востоковедный восторг, вызывающий образы не только «полудиких казаков» и «крестьян степей русских», но и, посредством картин Верещагина, Индию, архитектуру Дели. В совокупности выставка предлагала американскому зрителю образ смутного Востока, который сам представлял собой эклектичную смесь русских, татарских, казачьих и индийских элементов.
И все же, несмотря на такое «фантастическое» видение Востока, критик отмечает «эффект реализма» выставки. Это сочетание реализма и ориентализма уже давно отмечено искусствоведами. Рассказывая об этнографической предпосылке большинства ориенталистских картин, Линда Ночлин пришла к выводу, что «стратегии «реалистической»… мистификации идут рука об руку со стратегиями ориенталистской мистификации». Востока зритель предполагает, что репрезентация объективна и документальна, а значит, лишена всякого художественного присутствия и эстетической ценности, эти произведения представляют собой точные изображения Востока, а не художественно или идеологически опосредованные интерпретации.0005
Когда Верещагин привез свою выставку в Америку, и он сам, и его искусство воспринимались именно так: как аутентичные, но в конечном счете безыскусные изображения Востока. В статье с подзаголовком «Реализм на квадратном дворе» критик «Нью-Йорк Геральд» утверждал, что «художественная ценность картин Василия Верещагина [так в оригинале] обратно пропорциональна их размеру».[15] И действительно. , крупные размеры полотен Верещагина, как и внушительный рост художника и его неуклюжих, «бородатых» помощников, стали признаком неуклюжей экзотики.
Большие масштабы картин Верещагина потребовали даже специализированного транспорта. Более того, их было сложно повесить; в галереях Американской художественной ассоциации их нужно было поддерживать с пола, чтобы они оставались в правильном положении. Зрителям тоже было трудно их воспринимать, настолько, что каталог выставки открывался примечанием: «Из-за большого размера некоторых картин Художник предлагает рассматривать их с возможно большего расстояния. [16] Таким образом, общее впечатление было скорее зрелищем, чем демонстрацией высокого искусства. В своих рецензиях критики часто отмечали сходство выставки с панорамами, с галереями восковых развлечения
Наряду с забавным спектаклем, это также унижало искусство Верещагина в глазах многих посетителей, которые признавали его обаяние, но тем не менее считали его бесхитростным. Возражения часто сводились к шаблонам, предсказуемым для ориенталистского способа мышления. Цвета были богаты, но прорисовка бедна. Проработка персонажей была превосходной, но композиция и перспектива были ошибочными. Эти оценки имели тот же эффект, что и описания внешности Верещагина, признавая его диковинкой, но твердо причисляя к «дикарям», еще не овладевшим высшим искусством живописи. Или, по выражению одного критика, он просто «второсортный военный корреспондент», но «репортер не самого высокого класса… ему не хватает того досконального владения языком»[17] 9.0005
В свете этих жалоб критик из Чикаго напишет особенно проницательную защиту Верещагина: «Русский гений был отнесен [sic] к парижскому шоумену. Его обвинили в стремлении заработать на жестоких ощущениях, производимых кистью. Его полотна были большими; поэтому они не были художественными. Им требовался сильный свет; поэтому его пигменты были ложными. Некоторые из его картин требовали литературного разъяснения; поэтому они не были чистым искусством. Против всего этого пылкий живописец, солдат, познавший войну, участвуя в ней, гуманист, пытавшийся уменьшить сумму человеческих страданий, изображая ее ужасы, и техник высочайшего мастерства, взорвались судорогой возмущенного протеста». [18]
Эта статья должна была сработать, потому что Верещагин особенно хорошо себя чувствовал в Чикаго. Первая крупная монографическая выставка, организованная Художественным институтом Чикаго, выставка Верещагина привлекла более 100 000 посетителей, принесла прибыль в размере 14 000 долларов и привлекла к музею 700 новых подписчиков. Это было признано художественным и экономическим успехом.
К сожалению, успех в музее не привел к успеху на рынке. После трех лет странствий, и хотя Верещагин не собирался продавать свои произведения в Соединенных Штатах (на самом деле он опасался именно такого исхода), вся коллекция была разделена и распродана с аукциона в ноябре 189 г.1.
Это была катастрофа. Верещагин надеялся заработать полмиллиона долларов, но все картины и предметы были проданы всего за 81 789 долларов. Некоторые винили в этом размер картинок; в конце концов, кто мог уместить в своем доме картину размером 16 на 24 фута? [20] Например, «Будущий император Индии» Верещагина был признан одним из самых больших картин в мире. Было предположение, что сама королева Виктория приобретет его, огромная картина в конечном итоге досталась Эдварду Малли из Нью-Хейвена, штат Коннектикут, который купил ее за неутешительную сумму в 4125 долларов.После продажи вместо того, чтобы подарить «Будущему императору Индии» в музей, Мэлли установил его в Ост-Индском зале своего большого универмага Malley’s.
В течение многих лет универмаг Мэлли размещал рекламу в местных газетах, утверждая, что «каждый ученый из Йеля должен… полюбоваться одной из лучших и крупнейших картин маслом в стране». В смысле, это была естественная среда обитания картины: востоковедный шедевр в центре имперской фантазии западного капитализма. Индийский сюжет и его русский художник оба в результате американского взгляда превратились в этнического «Другого», которого можно было купить. и проданы, куплены в качестве развлекательного аттракциона для увеличения экономической выгоды.
На нью-йоркском аукционе большая часть картин и предметов из коллекции Верещагина была продана таким образом, исчезнув в частных квартирах богатых американцев, купленных в качестве безделушек или блестящих безделушек для украшения дома или тела. Обесцененная как предмет художественной ценности, коллекция Верещагина воспринималась рынком как кладезь сувениров и безделушек. Особое возбуждение востоковедов от этих сделок стало очевидным в одном из наиболее забавных сообщений с аукциона: «Набедренное кольцо для танцовщицы было куплено молодым человеком, который в конце концов получил его за 26 долларов, после чего сразу же ушел». место яростно покраснело, когда он обнаружил, что большинство присутствующих женщин обернулись, чтобы посмотреть на него».[23]
Подобно тому, как Верещагин собирал эти предметы с Востока и незападных окраин Российской империи, так и американские покупатели приобретали их много лет спустя как эмблемы Востока. Но для американцев коллекция Верещагина представляла собой своего рода двойной ориентализм: она состояла из предметов с Востока, но также была создана и курирована художником, которого американская публика считала незападным.
В то время как западные зрители могли наслаждаться этими ориенталистскими фантазиями в течение сезона или двух, они также требовали, чтобы граница между Востоком и Западом была восстановлена. В конце концов, западный человек всего лишь турист на Востоке. И вот, распродав коллекцию Верещагина, публика и пресса обратились к Верещагину-человеку, жалея его за плохой показ на аукционе, но и спекулируя на его душевном здоровье: черных глаз из этой страны, несомненно, бедный Верещагин [ sic ] — человек. Неудивительно, что его лично неправильно поняли из-за его несчастного темперамента и подвергли критике резню, потому что это считалось правильным, и его остроумие пошло наперекосяк. Его американский опыт войдет в историю как трагедия истории искусства»[24] 9.0005
Этот критик интуитивно догадывается, что история Верещагина может иметь большое значение для истории искусства. Правда, образ экзотического «иностранного художника» вдохновил на успешное многогородское турне, но, к сожалению, он же и привел к тому, что творчество Верещагина в значительной степени было отвергнуто как фривольная этнография или модный домашний декор. путь в каноническую историю западного искусства.Некогда самый известный русский художник в мире, сегодня Верещагин почти неизвестен американским любителям искусства.
—
ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН. Жемчужная мечеть в Агре. Конец 1870-х — начало 1880-х
Холст, масло. 150 × 200,7 см
Частная коллекция (ранее Центр искусств Фрэнсис Леман Леб, Колледж Вассар). Фото предоставлено: HIP/Art Resource NY
Исключение Верещагина из западного художественно-исторического канона продолжает влиять на мир американского искусства. Хотя Верещагин, пожалуй, самый представленный русский художник в американских коллекциях (именно из-за 19аукционы его работ в начале 20 века), уже в начале 20 века его картины стали распродавать. В 1905 году Эдвард Малли продал «Будущего императора Индии» махарадже Джайпура. В то время Малли заметил, что, хотя многие люди видели его на протяжении многих лет, он сомневался, признает ли кто-нибудь его великим произведением искусства. [25] Сейчас картина висит в Мемориальном зале Виктории в Калькутте.
Совсем недавно ряд американских музеев решили отказаться от своих картин Верещагина. В октябре 2011 года Бостонский музей изящных искусств объявил, что Sotheby’s будет продавать одна из двух его картин Верещагина «Жемчужная мечеть в Дели» (1876-79), чтобы профинансировать приобретение картины Гюстава Кайботта «Мужчина в бане». Через месяц Бруклинский художественный музей объявил, что продаст одну из трех своих работ Верещагина: «Распятие римлянами» (1887) . А в 2014 году Вассар-колледж выставил на аукцион обе свои работы Верещагина — «Жемчужную мечеть в Агре» (конец 1870-х — начало 1880-х) и «Портик церкви XVII века в Ярославле» (ок. 1894). . В объяснении продажи они утверждали, что «преобразование картин в средства для приобретения будущих работ, более полезных для преподавания истории искусства, является важным аспектом естественного органического роста и управления коллекцией произведений искусства». [26]
—
ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН. Распятие римлянами. 1887
Холст, масло. 294,6 × 396,2 см. Частная коллекция (бывший Бруклинский художественный музей, Бруклин, Нью-Йорк)
Эти изъятия раскрывают проблемы, которые ориенталистские картины и «иностранные художники» бросают институтам истории западного искусства. для таких художников, как Верещагин в собраниях мировой культуры.Музеи в лучшем случае хранят одну работу Верещагина как образец «русского Жерома». Но больше, чем один, кажется ненужным; эти картинки занимают слишком много места и требуют слишком много времени для объяснения. И как понять такую необычную фигуру? Как мы должны понимать искусство, которое бросает вызов категориям Востока и Запада и требует истории за пределами ориенталистских рамок?
Как оказалось, один из возможных ответов на эти вопросы дал сам Бруклинский музей искусств. Несмотря на то, что в 2011 году музей принял решение изъять из коллекции Верещагина «Распятие римлянами», он также решил переустановить две его картины о русско-турецкой войне — «Приют пленных» и «Дорога военнопленных» (обе 187879 г. ). ) — в своих европейских художественных галереях. Верещагин, увиденный в новом контексте, уже не подвергаемый остракизму как русское или ориенталистское искусство, предстает современному американскому зрителю как глубоко современный и глубоко актуальный. Особое упоминание об этих двух картинах: «Из пейзажей наименее знакомым и наиболее запоминающимся является сделанный Василием Верещагиным около 1877 г. вид очевидца замерзающих пленных на засыпанной снегом дороге во время русско-турецкой войны. С его едва видимыми трупами это выбеленная сцена ужаса, как фотографии, сделанные с мертвыми лакота на поле битвы при Вундед-Ни чуть более десяти лет спустя».0005
Ссылаясь на резню конца XIX века в Вундед-Ни, Коттер связывает военные сцены Верещагина с одним из самых травмирующих эпизодов американской истории. При этом он стирает «инаковость» Верещагина. Он соединяет американскую и российскую истории таким образом, что отказывается проводить различие между цивилизованным Западом и варварским Востоком, а вместо этого задает наводящие вопросы об универсальном опыте человечества и несправедливости.
Этот универсализм тоже был, конечно, частью оригинальной рецепции Верещагина в XIX веке.век. Тот же критик, утверждавший, что художник был «восточным лицом», также отмечал, что его русско-турецкие картины «насильно напоминают нашу собственную гражданскую войну»[28]. — резонанс российского и американского опыта — был заменен на упрощенную и искажающую экзотизацию иностранного. Поэтому нельзя не задаться вопросом, что произойдет, если ученые будут сопротивляться этой тенденции разделить искусство между Востоком и Западом. Что могло бы произойти, если бы вместо того, чтобы продавать Верещагина, он — и русская традиция в более широком смысле — более полно интегрировался в западные нарративы 19 века?искусство века?
Благодарю участников конференции 2017 года «Русское искусство за рубежом», организованной SHERA (Общество историков искусства и архитектуры Восточной Европы, Евразии и России), CCRAC (Кембриджский центр русского искусства Курто) и CSAR (Centro Studi sulle Arti della Russia) за комментарии к ранней версии этой статьи. Особая благодарность Лиане Батцалиговой за неоценимую помощь в поиске Верещагина.
- «Звезда зарубежного искусства» // «Нью-Йорк Геральд». 27 августа 1888 г. С. 4.
- «Художник и путешественник» // «Нью-Йорк Таймс». 27 августа 1888 г. С. 8.
- См., например, письмо Верещагина к жене, цитируемое у А.И. Кудря, «Верещагин». Москва: Молодая Гвардия, 2010. С. 236. .
- Н.Г. Галкина, изд. «Переписка Василия Верещагина с Павлом Третьяковым, 1874-1898». Москва: Искусство, 1963. С. 69. .
- «Картины Верещагина прибывают» // «Нью-Йорк Таймс». 14 октября 1888 г. С. 12.
- О двух выставочных поездках Верещагина в США — первом в 1889–1891 и втором в 1901–1902 годах — см. Джозеф О. Байлен и Джейн Г. Вейант, «Василий Верещагин в Соединенных Штатах» в «Русском обозрении». 30, нет. 3 июля 1971 г. Стр. 250-259.
- «Картины Верещагина» // «Нью-Йорк Таймс». 9 ноября 1888 г. С. 5.
- «Школы под открытым небом» // «Нью-Йорк Дейли Трибьюн». 27 ноября 1888 г. С. 3.
- Верещагин учился у известного художника-востоковеда Жана-Леона Жерома в Париже. Подробнее о Верещагине как «русском Жероме» см. Мария Чернышева, «Русский Жером»? Верещагин как художник Туркестана // «Журнал Международной ассоциации научно-исследовательских институтов истории искусства». 0096, сентябрь 2014 г. https://www.riha-journal.org/articles/2014/2014-jul-sep/chernysheva-vereshchagin. По состоянию на 15 ноября 2018 г.
- Что касается оппозиции между Востоком и Западом, Востоком и Западом, я во многом опираюсь на оригинальное исследование Эдварда Саида «Ориентализм» (1978). Альтернативную интерпретацию Верещагина через теоретическую перспективу ориентализма см. в статье Дэвида Шиммельпеннинка ван дер Ойе «Русский ориентализм: Азия в русском сознании от Петра Великого до эмиграции». Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2010. Стр. 76-91.
- «Выставка произведений Василия Верещагина. Иллюстрированный описательный каталог». Нью-Йорк: Американская художественная ассоциация, 1888 г. Приложения были изданы как: Верещагин, «Прогресс в искусстве» (первое приложение к каталогу выставки Верещагина) и Верещагин, «Реализм» (второе приложение к каталогу выставки Верещагина).
- «Нью-Йоркские заметки» // «Вечерняя звезда». 24 ноября 1888 г. С. 6.
- Там же.
- Линда Ночлин, «Воображаемый Восток», в Ночлин, «Политика видения: очерки искусства и общества девятнадцатого века». Нью-Йорк: Harper and Row, 19.89. С. 37.
- «Шоу Верещагина» // «Нью-Йорк Геральд». 9 ноября 1888 г. С. 7.
- «Выставка произведений Василия Верещагина», н.п.
- Миссис Скайлер Ван Ренсселер, «Выставка Верещагина» // «Индепендент». 22 ноября 1888 г. С. 7.
- «Чикаго увидит их» // «Чикаго Дейли Трибьюн». 23 декабря 1888 г. С. 24.
- «Чикагское художественное образование» // «Нью-Йорк Таймс». 1 апреля 1889 г. С. 1.
- «Верещагинская распродажа» // «Коллекционер». III, № 3. 1 декабря 189 г.1. С. 41.
- «Распродажа Верещагина» // «Нью-Йорк Трибьюн». 19 ноября 1891 г. С. 7.
- «New Haven Morning Journal and Courier». 26 сентября 1895 г. С. 8.
- «На Верещагинской распродаже» // «Нью-Йорк Трибьюн». 21 ноября 1891. С. 12.
- «Подведение итогов» // «Собиратель», III, № 14. 15 мая 1892 г. С. 213.
- «Картина Верещагина продана лорду Керзону» // «Хартфордский курант». 14 апреля 1905 г. С. 2.
- Пресс-релиз: На аукционе Christie’s в Лондоне были представлены две исключительные картины русского мастера из коллекции Центра искусств имени Фрэнсис Леман Леб, Колледж Вассар. https://www.christies.com/about-us/press-archive/details?Press-ReleaseID=7168&lid=1. По состоянию на 15 ноября 2018 г.
- Холланд Коттер, «Размещение — это политика в переустановке Бруклинского музея» в The New York Times, 19 мая 2016 г. https://www.nytimes.com/2016/05/20/arts/design/placement-is-poli- tics-in-brooklyn-museum-reinstallation. html, по состоянию на 15 ноября 2018 г.
- «Картины Верещагина» // «Нью-Йорк таймс». 9 ноября 1888 г. С. 5.
Иллюстрации
ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН. Продажа ребенка-раба. 1872
Холст, масло. 123 × 92,4 см. Третьяковская галерея
ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН. Монахи у дверей мечети. 1870-е
Холст, масло. 61 × 41,2 см. © Музей изящных искусств, Бостон
ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН. Вручение трофеев. 1872
Холст, масло. 240,8 × 171,5 см. Третьяковская галерея
Визитная карточка Василия Верещагина
Фотография Везенберга и Ко., Санкт-Петербург, между 1880 и 1886 гг. Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия
«Портрет еврейского раввина» Василия Верещагина произведений Василия Верещагина: Иллюстрированный описательный каталог». Американские художественные галереи, Нью-Йорк. 1888
ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН. Слуга-мусульманин. 1882-1883
Холст, масло. 36 × 28 см. Третьяковская галерея
ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН. Поле боя на Шипкинском перевале. 1878
Холст, масло. 147 × 299 см. Третьяковская галерея
Фотогравюра Василия Верещагина «Выдувание из пушек в Британской Индии»
Отпечатано и продано Американской художественной ассоциацией на Американских выставках Верещагина, c. 1890. Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия
Обложка «Выставки произведений Василия Верещагина: иллюстрированный описательный каталог»
Американские художественные галереи, Нью-Йорк, 1888
ВАЛЕРИАН ГРИБОЕДОВ. Иллюстрация пианистки Лидии Андреевской на американских выставках Верещагина , The Cosmopolitan, 1889
Реклама выставки Верещагина в Бостоне, The Boston Herald, 1890
другие полотна в Карнеги-холле». The Pittsburgh Dispatch, 1891
ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН. Врата Тамерлана. 1872
Холст, масло. 213 × 168 см. Третьяковская галерея
AРеклама универмага Edward Malley & Co. с изображением Верещагина «Будущий император Индии» в The New Haven Morning Journal and Courier, 1901
ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН. Будущий император Индии. 1876
Теперь под названием: Принц Уэльский в Джайпуре, 4 февраля 1876 года. Холст, масло. 498 × 698,5 см
© Victoria Memorial Hall, Калькутта
ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН. Жемчужная мечеть (Моти Масджид) в Дели. Конец 1880-х
Холст, масло. 395 × 500 см. Частная коллекция (бывший Музей изящных искусств, Бостон, Массачусетс). Фото: HIP/Art Resource NY
ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН. Место упокоения заключенных. 1878-1879
Холст, масло. 182,6 × 302,6 см.
© Бруклинский музей искусств, Бруклин, Нью-Йорк, Дар Лиллы Браун в память о ее муже, Джоне У. Брауне
ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН. Дорога военнопленных. 1878-1879
Холст, масло. 181 × 298,9 см
© Бруклинский музей искусств, Бруклин, Нью-Йорк, Подарок Лиллы Браун в память о ее муже, Джоне У. Брауне
Не пропустите «Московскую ночь в музее»
Агентство новостей «Москва»Вечером в субботу (19 мая) более 200 музеев и галерей Москвы не закроют свои двери значительно позже запланированного времени закрытия. Ежегодный общегородской фестиваль «Ночь Москвы в музее», который проводится уже в 12-й раз, обещает стать хитом весеннего сезона. Вот пять событий вечера, которые нельзя пропустить, которые мы выбрали для вас.
Новая Третьяковская галерея
Новая Третьяковская галерея представит специальный проект «Ночь в нолях», приуроченный к нынешней выставке «Искусство 2000-х». Некоторые другие выставки также будут открыты в этот вечер бесплатно, например, «Новые молодые художники в Новой Третьяковке» и «Игорь Шелковский. Город дорог», а также сказочная постоянная коллекция. В субботу вечером галерея откроет второй вход с набережной и представит новый паблик-арт уличного художника PokrasLampas, посвященный творчеству Василия Верещагина, чья выставка-блокбастер сейчас идет (правда, ночью закрыта). Программа начинается в 18:00, а с 20:00. во дворе будет диджейский сет популярных музыкантов Deep Fried Friends.
10 Крымский вал. Метро Октябрьская. +7 (495) 957 0727. www.tretyakovgallery.ru
Музей Москвы
Музей Москвы бесплатно откроет все свои текущие выставки, в том числе не требующие пояснений «История Москвы для детей и взрослых», «Войти в историю» — работы молодых московских уличных художников — и « Трагедия на углу: художественный путеводитель по России», где представлены современные работы 34 самых ярких молодых художников из 14 регионов. Местный продовольственный рынок будет работать во дворе до полуночи и примерно с 20:00. на музыкальной сцене выступят несколько музыкантов, в том числе популярные пост-панк-рокеры Пасоши. Любители классической музыки смогут послушать Симфонический оркестр и Академический хор Российской академии музыки имени Гнесиных в исполнении Сергея Рахманинова.
Зубовский бульвар, 2 Метро Парк Культуры. +7 (495) 739 0008. http://mosmuseum.ru
ММОМА
Все пять площадок Московского музея современного искусства будут открыты для проведения «Ночи в музее». В филиале «Гоголевский бульвар» будет самая насыщенная программа: три выставки, музыкальная программа, фуд-корт и кинопоказы. Среди экспозиций — недавно открывшаяся персональная выставка Сергея Сапожникова «Танец» о красочном мире хип-хопа, брейк-данса и уличной культуры; и «Сертификат» — новый проект Хаима Сокола с инсталляциями, видео и «перформативными» рисунками. Также есть групповая выставка «Моя прелесть. Волосы» со скульптурой, видеоработами и картинами современных художников, посвященными волосам и их значению в современной культуре. В 20:30 состоится специальное представление. Во дворе всю ночь будет работать фуд-корт, а в 9 в прямом эфире выступит электронно-акустический проект SLOMOO.вечера.
Гоголевский бульвар, дом 10. Метро Кропоткинская. +7 (495) 231 3660. www.mmoma.ru
Солянка ВПА
Солянка ВПА организует совместную вечеринку с баром «Без названия». Под названием «Безумное чаепитие» он будет включать в себя публичные выступления, ночные экскурсии по текущей выставке «Новая Япония» и вечеринку с постоянными ди-джеями «Без названия». Организаторы также обещают много чая!
ул. Солянка, 1/2. Метро Китай-город. +7 (495) 621 5572. solyanka.org
Музей русского импрессионизма
Вы когда-нибудь были в пустом музее? Вы знаете, что происходит внутри, когда появляется табличка с надписью «закрыто для установки»? 19 мая вы сможете увидеть то, что обычно скрыто. Хореограф Ира Ха и популярный современный театральный режиссер Юрий Квятковский вместе с актерами «Мастерской Брусникина» представят постановку, сочетающую в себе документальный и пластический театр. Это интерактивная постановка, в которой зрители становятся участниками.