Виды гжельской росписи | Обучонок
Виды гжельской росписи
Из литературы мы узнали, что Гжельская роспись делится на 3 вида:
- растительная роспись (травка, злаки, ягоды, веточки, гирлянды цветов и т.д.). Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры — форма, конечно же, условная;
- орнаментальная роспись — это «шашечки» (несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика), «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики»;
- cюжетная роспись (природа и времена года, сценки городской жизни и деревенский быт, персонажи русских сказок и былин).
Изделие без росписи именуются «белье», а синяя роспись по белому — крытье.
Использование гжельской росписи в разных материалах
Среди традиционных русских ремесел Гжельская роспись является, пожалуй, самой красивой и поэтичной. Так считает и наша семья.
Нами были опрошены 15 знакомых семей. Результаты опроса свидетельствуют, что 81% считают гжельскую роспись произведением искусства. А в каждом втором доме есть изделия, расписанные этой великолепной росписью.
Гжель прекрасно смотрится в любых материалах. Это вышивка на валенках, вышивка лентами, роспись по дереву, аппликация, витраж, квилинг.
Музеи «Гжель»
Компания «Гжель» остается одной из самых древних и солидных по производству изделий из фарфора, известных на весь мир. На территории завода компании «
Вся история становления уникального промысла проходит в музее, расположенного на территории фабрики. В нем – свыше двух тысяч наименований предметов посуды. Здесь и самые ранние образцы посуды средних веков, обнаруженные при раскопках, 18 столетия, а также более поздние его варианты. Различные фаянсовые, полуфаянсовые предметы с росписью цветом или синью. История хранит знаменитый кузнецовский фарфор, получивший истоки в этих краях.
До сих пор известен был только музей Объединения «Гжель», но в январе 2015 года во Владимире (ул. Большая Московская, д. 67) открылся первый в России частный музей гжели. Семья хозяйки музея, Надежды Дмитриевой, собирает гжель уже третье поколение; сейчас собрание насчитывает 1,5 тыс. предметов.
Интересные факты о Гжель
1. Гжель — не только село и промысел, а целый гончарный край- 27 деревень, так называемый «Гжельский куст». Первое упоминание — во времена Ивана Калиты.
2. Гжельская глина — стратегический ресурс. В ХVII веке по указу Алексея Михайловича ее использовали для аптекарских и алхимических сосудов.
3. Даже во времена крепостного права гжельские художники считались свободными и занимались
только керамическим ремеслом.
4. Изначально гжель была разноцветная. Мода на кобальт пришла из Европы и Азии в ХIХ веке. Задавали тон голландские бело-синие изразцы и китайский фарфор.
5. Все секреты росписи — в «Азбуке мазков» под одной обложкой собрал опыт поколений Александр Салтыков.
5. Любимый узор гжельских мастеров — роза. Прозвана в ремесленной среде Агашкой. На фарфоровых заводах ХIХ века среди художниц-крестьянок много было Агафий. Вот и прижилось название.
Производители гжельской росписи
Мы решили узнать, есть ли товары из Гжели в нашем городе? Пройдя по магазинам мы увидели различные товары из Гжели. Побеседовав с Анной Юрьевной Васильевой, хозяйкой сувенирного отдела в торговом центре № 15, мы выяснили, что у нас большой ассортимент от многих производителей.
Можно приобрести изделия Гжельского фарфорового завода «Синь России», Речицкого завода, ООО «Галактика», Мастерских: Свистунова, Чернова, Тарыгина, Лабунского, Сидорова и т.д..
Перейти к разделу: 4. Мастер – класс по гжельской росписи
Какая бывает гжель – Путеводитель по русским ремёслам
На самом деле, гжельская майолика очень разнообразна
ОТЛИЧИЕ ГЖЕЛИ
Главное отличие гжельского фарфора совсем не в том, что он «бело-синий». Роспись в гжели является подглазурной. Это значит, что рисунок наносят непосредственно на изделие, а потом покрывают глазурью и обжигают.
Весь остальной фарфор расписывают — по глазури.
Дело в том, что далеко не все краски выдерживают обжиг 1300 градусов. А вот, типичный для гжели кобальт, выдерживает.
Так же, используется настоящее золото и даже платина для обводки.
История
Рассказывая о разнообразии видов гжельских изделий, не возможно не обратиться к истории, ведь внешний вид их много раз менялся именно под влиянием изменений, происходящих в истории страны и промысла.
Подарочная флягаСамо ремесло возникло на берегах реки Гжелки уже в IV в. Первые упоминания о местности встречаются в духовной грамоте Ивана Калиты. Позднее во всех духовных грамотах великих князей Гжель описывается как центр керамического производства страны, поставщик Царева Двора богатый сырьем отменного качества.
Чайник с пейзажемСначала это были лишь кирпичи и простая гончарная посуда. С XVIII в. гжельцы прославились выпуском разноцветной майолики, окрашенной в разные яркие цвета, с обводкой золотом по белой эмали.
Разновидности
Лубочная гжель
Этот вид гжельской росписи распространённый в XVIII в. появился когда много мастеров стали проходить обучение на заводе Гребенщикова в Москве. Вся посуда расписывалась орнаментами, выполненными зелеными, желтыми, синими и фиолетово-коричневыми красками по белому фону. Обыкновенно изображали картинки в стиле модного тогда лубка. Часто это была птица в центре рисунка, домик, позже — люди и животные. Теперь такая роспись утрачена.
Кувшины, лубочная гжельНадглазурная гжель
Самый красивый вид гжельской росписи, он же и самый древний. Это роспись цветными красками, которые наносятся по глазури. Это техника особой сложности и очень трудоемка. Такие изделия проходят три, а иногда и четыре обжига.
Блюдо«Если изделие содержит детали темно-синего цвета, после утильного обжига на него наносится подглазурная кобальтовая краска. После глазурования и высокотемпературного обжига изделие расписывается цветными красками и снова обжигается в печи, уже при более низкой температуре. Расписанное изделие декорируется золотом и снова ставится в печь, для окончательного закрепления рисунка».
С сайта Гжельского фарфорового завода
Чайная параТакая гжельская посуда стоит довольно дорого, но азто и выглядит она как будто «из дворца».
Глухой кобальт
Удивительный эффект, когда смотришь на такую гжельскую роспись. Кажется, что это «зеркальное отражение» привычной, белой с голубым гжели. Кобальт покрывает всю поверхность изделия, затем наносится глазурь. После обжига наносится рисунок белой краской и золотом.
Вазочки, кобальтБелый и костяной фарфор
Фарфор гжели очень высокого качества. Ещё ПётрI и Ломоносов восхищались его белизной. Поэтому на Гжельском заводе выпускают чисто белую посуду или наносят на неё нежный золотой узор. От этого она, кажется, выглядит ещё более белой.
Сервиз «Пион»Традиционная роспись
И всё же, традиционной признана бело-голубая гжель. Не даром её прозвали «Синь России». Рисунок выполняется специальным красочным составом на основе оксида кобальта кистевым мазком.
Чайник с золотомРасписанное изделие окунают в белую глазурь и обжигают в печи при температуре около 1400оC. После обжига глазурь становится прозрачной, изделие приобретает глянцевый блеск и твердость, а рисунок проявляется во всей своей красе, играя оттенками цвета от нежно голубого до глубокого синего.
Сервиз, гжельский фарфоровый заводИногда, поверх уже обожженной глазури, на кобальтовый рисунок наносят тонкий декор золотом или платиной и снова обжигают изделие в печи.
Что ещё бывает
Помимо перечисленных в статье видов гжели, бывает ещё «пейзажная» гжель. Когда на изделии художник рисует пейзаж или архитектуру кобальтом.
Ещё конечно много сувенирной продукции, скульптуры, самовары и самоварчики, штофы и ещё много разновидностей сувениров.
Одно время в Гжели выпускали малую скульптуру. Такие фигурки советских времён ценятся в антиквариате.
И сейчас есть свободные художники Гжели, занимающиеся изготовлением скульптуры малых форм в гжельской технике.
Связанные статьи
Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.
Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.
Изучите наши предложения
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
жел, недалеко от города Москвы, издавна славится за его богатые залежи глин, пригодных для изготовления гончарного дела, а, следовательно, и для керамической промышленности, выросшей вокруг них. Фактически практически все население около тридцати деревень в этом районе уже давно занимаются в производстве гончарных изделий, тем более, что учитывая густые раскидистые леса вокруг никогда не было любая нехватка дров. Можно сказать, что это было символично. чтобы гжель понимали уже в 19век как синонимом, в значительной степени, русской народной керамики. Правда, это было несколько раньше, в предыдущем, 18 веке, что Гжель прославилась как крупный керамический центр, производил не только глиняную посуду для чисто утилитарных целей, но и художественные и декоративные предметы.
Эта разработка
совпало с появлением майолики. В то время майолика
изделия назывались на Руси ценина . Происхождение
слова точно неизвестно. Изделия из майолики называли
в Европе фаянс. Изделие обычно изготавливалось из тонированного
глины, имел массивную пористую оболочку и был украшен
эмалевые цвета в полихроматике, типично крестьянском стиле
конструкции. Правда, ценана была впервые изготовлена в
Москва при заведении купца Афанасия Гребенщикова,
который нанял несколько гончаров из Гжели. Возвращаясь домой
и познав секреты изготовления майолики,
они начали свои собственные гончарные мастерские. Хотя мы понятия не имеем
кем они были — их имена утеряны — они сделали так
прекрасное начало, которое в течение нескольких лет,
Гжельская майолика уже успешно конкурировала с гребенщиковской.
производить.
Ассортимент гжельской майолики включал практически весь ассортимент домашней утвари, такой как тарелки для завтрака и супа, обеденные сервизы, кружки, кружки и кувшины. Чаще это была только бело-глазурная глиняная посуда, лишенная украшений; однако он ценился именно из-за его гигиеничности. белизна. Тем не менее, всегда было — и всегда будет быть — популярный спрос на привлекательные, красочные, художественные объекты. Каждый гончар, достойный этого имени, стремился создать нечто индивидуальное, имеющее любопытную или забавную деталь и красочный дизайн, привлекательный для покупателя. Тематический материал делает не обладали большим тематическим разнообразием, это было не заимствованы из современной живописи или литературы, а было изобретением самого гончара, который, хотя и часто неграмотный, проявлял художественную интуицию, позволявшую ему интегрировать в свои декоративные конструкции свои наблюдения природы и деревенской и городской жизни с впечатлениями, полученными от увиденных зданий и значков, и подправить результат со своим воображением. Дизайн представляет собой нарисованный вручную рисунок, очерченный каким-то темным пигментом на светлом глазурованном поверхность, а затем украшены зеленым, желтым, коричневым и синие пигменты.
Есть В живописной Гжели нет ничего особенно выдающегося. окрестности. Кроме, конечно, полей для растяжки, голубая опушка леса вдалеке и прозрачная голубоватая дымка, окутывающая небольшие деревни по соседству. Возможно, именно эта мерцающая синева была передана на белоснежное поле гжельского фарфора? Возможно, это несет ответственность за все привлекательные дизайны, которые мы находим на какая-нибудь тонкая ваза, пузатый кувшин или крепкая кружка вызывая это восхитительное чувство удивления и радости при обнаружение первых групп весенних цветов на грядках оставленный талым снегом? По правде говоря, умелое моделирование и виртуозная манера письма преобразила то, что казалось бы быть простой обычной домашней утварью в настоящие произведения искусства.
В на самом деле, ассортимент производимых изделий настолько разнообразен, что можно было бы сложно все перечислить. Более типичные предметы-верх любимцы гжельских гончаров — чайники, кувшины, кружки, масленки, сахарницы, горшочки для меда и подставки для сладостей. Что поражает много разных форм, придаваемых одному и тому же тип предмета. Таким образом, если мы возьмем чайник, мы обнаружим, что он имеет форму в виде диска, бочки, сферы или продолговатой формы. Гжельские дизайнеры стремятся создавать модели массового производства относительно недорогие товары и уникальные экспонаты, предназначенные для выставок и музеи. Но прежде чем идти дальше, следует подчеркнуть что то, что сегодня производят в Гжели, не похоже на изделия которые были созданы в предыдущие века. Это новое искусство, вобравшее в себя в то же время художественное и технологический опыт, накопленный не одним поколения гончаров.
Но новый
Советское правительство не обошло вниманием народные промыслы и ремесла.
Хотя были заложены новые экономические и социальные основы для продвижения
народных промыслов и ремесел, все внимание уделялось одновременно
время сохранить свои традиционные принципы. К 1920-е годы
некоторые из гончарных мастерских Гжели снова были на ногах.
Были организованы кооперативы, первым среди которых был Период,
Керамика (Вперед, Керамика) началась в 1929 году. После
растущих организационных проблем, гжельская промышленность приобрела
прочную экономическую основу, и собирался решить проблему
создания высокохудожественных произведений в годы Великой Отечественной
Вмешалась война. Хотя работа была приостановлена на пару
лет, к 1943 гончары снова работали, теперь поворачивая
из, как вспоминает Татьяна Ерёмина, «Одна невзрачная, обыкновенная
кружка. Хоть было тяжело и пришлось дрова рубить
себя, поддерживать горение печей и производить количество
посуды, тем не менее мы постарались как можно лучше разукрасить кружки
мы могли бы. »
|
Всемирно известное русское ремесло – AjtcShop
Гжель название традиционного русского ремесла изготовления посуды, изразцов,
и другие декоративные изделия из фарфора и гончарные изделия бесшовные шедевральные. Более буквально, Гжель — это название области к юго-востоку от Москвы, которая включает в себя около 27 деревень и небольших городов, образующих так называемую «Гжельскую заросль», где сосредоточено производство гончарных изделий и фарфора.
Наличие глины, идеально подходящей для таких ремесел, и 1800 ремесленников позволили открыть скрытые секреты фаянса из белого фарфора, и с тех пор регион никогда не был прежним. 1800 г. мастера братья Куликовы старались держать в тайне свой рецепт и технологию, но долго скрывать информацию не могли; вскоре традиция изготовления фарфора распространилась по всему району.
Владелец известного фарфорового завода имени Кузнецова точно был с Гжели. Он основал небольшую мастерскую и начал производство фарфора в 1812 году. Примечательно, что к 1917 году мануфактуры Кузнецова производили две трети всех фарфоровых изделий в России, а его фирма имела крупнейший фарфоровый завод в Европе.
После большевистской революции 1917 года, когда власть в России взяли на себя коммунисты, огромное предприятие было национализировано.Мы представляем себе белые фарфоровые изделия с ярко-синей росписью, когда слышим сегодня термин «гжель»;
это клейма продукции Гжель. Широкий ассортимент посуды и предметов декора изготавливается мастерами
района: фарфоровые скульптуры и статуэтки, шкатулки, вазы, подсвечники, пепельницы
и даже часы.
Широкий ассортимент посуды и предметов декора, изготовленных мастерами региона: фарфоровые скульптуры и статуэтки,
коробки, вазы, подсвечники, пепельницы и даже часы.
Специальная кобальтовая краска, которая наносится на необработанные неглазурованные изделия из фарфора, завершает окраску
. Затем в высокотемпературных печах обжигают окрашенные изделия
.
Фото: depositphotos.comХудожники-девелоперы фарфора получают яркие картины с несколькими оттенками синего, несмотря на то, что используют всего один кобальтовый пигмент.
Это достигается с помощью техники кисти, при которой разные мазки создают разную толщину краски и разную степень прозрачности.