Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Виктор Пивоваров
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВЫСТАВКУ
Виктор Пивоваров
Московский альбом
При поддержке: Mastеrcard, VOLVO CAR RUSSIA
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку выдающегося художника, одного из основателей «московского романтического концептуализма» — Виктора Пивоварова.
В экспозицию войдет новый живописный цикл художника «Москва, Москва!» (2017), а также его знаменитый альбом «Действующие лица» (1996) и малоизвестные альбомы «Если» (1995) и «Флоренция» (2005–2010), которые станут настоящим открытием для зрителя.
Выставка включает в себя саунд-инсталляцию из сохранившихся аудиозаписей выступлений Мераба Мамардашвили, Александра Пятигорского, Юрия Лотмана, Сергея Аверинцева, Юрия Мамлеева и Генриха Сапгира — великих философов, ученых, писателей, поэтов, чье творчество и тексты неразрывно связаны с творчеством самого художника.
Виктор Пивоваров, как и другие деятели московского концептуализма, удивительно соединяет в своем творчестве изобразительную и словесную ткань. Пронзительное сплетение фантастического и реалистического порождает новое метафизическое измерение в работах Пивоварова, которые всегда привязаны к конкретному времени, месту и предельно артикулированной психологической ситуации и в то же время всегда говорят о чем-то ином. Любая работа художника — сгусток экзистенциальной энергии и одновременно абсолютно свободная вовлеченность в полифонический дискурс мировой культуры и живое дружеское общение с теми, кто очень близок или случайно встречен.
В альбоме «Если» предметное изображение исчезает вообще. Остаются только гениально и просто эксплицированные внутренние диалоги. Кажется, что мы смотрим на научные таблицы, а в результате оказываемся втянуты в действо, точно срежиссированное художником, где воображение каждого из нас создает образы, слышит голоса, наполняет происходящее запахами и тактильными ощущениями.
..Пивоваров — художник легкого дыхания, который превращает самые серьезные вещи в веселый карнавал, доступный каждому, в зависимости от того регистра восприятия, который включает зритель.
Само название выставки «Московский альбом» объясняет основные принципы концептуалистского подхода. Форма альбома — подразумевает обязательную «атрибуцию» рисунков, а традиционная московская уютная камерность и какая-то особенная, пронизанная юмором родственная атмосфера угадываются во всех без исключения сериях, вошедших в экспозицию, будь то «Действующие лица» или «Флоренция».
«… Я попробовал передать ту всеобщую энергию, которая объединяла московских художников и поэтов, создававших послевоенный Московский миф, передать то, как пишет Мамлеев, „страстное желание выйти за пределы ординарного человеческого сознания, которое ощущалось как тюрьма“», — рассказывает Виктор Пивоваров.
Мультимедиа Арт Музей, Москва благодарит за помощь и поддержку Антона Белова и всю команду Музея современного искусства «Гараж», а также Данилу Стратовича — издателя и основателя Artguide Editions за подготовку чудесной книги, которая выходит к открытию выставки. Отдельное спасибо Павлу Пепперштейну — замечательному художнику и сыну Виктора Пивоварова за саму идею организовать эту выставку в МАММ и за его прекрасный текст к книге. Без Томаша Гланца этот проект не возник бы и не обрел осязаемую форму.
Виктор (Виталий) Дмитриевич Пивоваров родился 14 января 1937 года в Москве. По словам самого художника, первое художественное произведение он сделал в пять лет: «Мы были с мамой в эвакуации в глухой деревне в Татарии. Три дня на санях от железной дороги. Ни радио, ни электричества. На задворках я нашел несколько лоскутов, выстирал их и выгладил, скроил из них платьице и нарядил в него деревянную чурку. Смастерил себе куклу от одиночества. Я и сейчас такой же. Сущность моих занятий искусством не изменилась».
В 1957 году окончил Московское художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина, а в 1962 году — Московский полиграфический институт. В 1963 году Виктор Пивоваров познакомился со своей будущей женой Ириной Пивоваровой — автором стихов и сказок, которые он начал иллюстрировать. Вместе они подготовили и выпустили такие детские книги, как «Всех угостила», «Паучок и лунный свет», «Тихое и звонкое», «Тик и так», «Два очень смелых кролика», и другие. Также Пивоваров иллюстрировал и «взрослую» лирику Ирины Пивоваровой: «Слова», «Яблоко», «Разговоры и миниатюры».
В издательстве «Детская литература» Пивоваров познакомился с представителями Лианозовской группы — Игорем Холиным и Генрихом Сапгиром, а через них — с Овсеем Дризом и Ильей Кабаковым.
В 1966 году у Ирины и Виктора Пивоваровых родился сын Павел. В 1967 году Виктор Пивоваров получил через знакомого Ильи Кабакова — Давида Когана — собственную мастерскую. В это же время художник впервые обратился к живописи и создал серию монотипий «Искушение Св. Антония», которую считает началом своей творческой деятельности. К первым картинам художника относятся такие произведения, как «Синие очки безумного милиционера», «Ах!», «Гвозди и молоток», «Московская вечеринка», «Безумная Грета», и другие.
Пятилетие с 1972 по 1976 год стало знаковым для всего московского концептуализма. Эрик Булатов создает «Горизонт», Илья Кабаков работает над первым циклом «Десять персонажей»,
а Виктор Пивоваров пишет картины «Длинная-длинная рука», «Проекты для одинокого человека», альбомы «Лицо», «Сад» и другое.
В 1974 году Ирина и Виктор Пивоваровы развелись, а в 1978 году Виктор Пивоваров познакомился со своей второй женой, чешским искусствоведом Миленой Славицка, приехавшей в Москву из Праги.
В 1979 году состоялась первая выставка Виктора Пивоварова. В коллективной выставке «Цвет, форма, пространство» участвовало множество художников. Пивоваров показывает цикл «Семь разговоров». Это было единственное участие художника в публичной выставке до переезда в Прагу. В 1982 году Виктор Пивоваров эмигрировал в Чехословакию и поселился в Праге.
За полгода до Бархатной революции в Чехословакии в мае 1989 года открылась большая ретроспективная выставка Виктора Пивоварова в Высочанах. В 1991 году Союз художников объявил открытый конкурс на художественное руководство одного из пражских выставочных залов Союза. Виктор Пивоваров и Милена Славицка вместе с Андриеной Шимотовой и Вацлавом Стратилом выиграли этот конкурс. Галерея получила название «Пи-Пи-Арт» (Prague Project for the Art). Однако вскоре помещение было отобрано, и Пивоваров прекратил заниматься галереей.
Пивоваров был также связан с деятельностью журнала по современному искусству Výtvarné umění, главным редактором, а позже и издателем которого стала в 1990 году Милена Славицка. С 1990 по 1997 год Пивоваров неофициально являлся главным художником журнала.
В 2001 году вышла книга Виктора Пивоварова «Влюбленный агент». Публикация не осталась незамеченной — в 2004 году в Третьяковской галерее открылась выставка «Шаги механика». Одновременно с ней в Галерее XL прошла выставка «Темные комнаты».
В 2002 году вышла вторая книга Виктора Пивоварова «Серые тетради». В аннотации указано, что «Если жанр „Влюбленного агента“ близок к автобиографии, то жанр „Серых тетрадей“ определить гораздо трудней. Здесь и художественная проза, и стихи, и документы».
В 2004 году вышла в свет книга «О любви слова и изображения», которая представляет тексты художника, написанные в разные годы, либо не опубликованные вообще, либо опубликованные в разных малодоступных изданиях.
В 2006 году в Московском музее современного искусства прошла выставка «Едоки лимонов», для которой была создана серия из девяти больших картин «Атлас животных и растений».
В 2011 году в Московском музее современного искусства прошла выставка «ОНИ». В том же году выходит в свет проект «Философские тетради Ольги Серебряной». Работа над проектом велась через переписку Виктора Пивоварова и Ольги Серебряной. В 2014 году эта переписка вышла в свет в издательстве «НЛО» под названием «Утка, стоящая на одной ноге на берегу философии».
В 2015 году в Государственном музее Востока была показана выставка «Лисы и праздники». В 2016 году состоялись две выставки Виктора Пивоварова в Москве: «След улитки» в Музее современного искусства «Гараж» и «Потерянные ключи» в ГМИИ им.
Иллюстраторская деятельность
Помимо работ в среде неофициального искусства, Виктор Пивоваров создавал иллюстрации для детских книг, это был его способ существования, впрочем, популярный среди андерграундных художников того времени. Дебютировал в 1964 году в издательстве «Детская литература», с тех пор проиллюстрировал более 50 книг. С 1969 года иллюстрировал детский журнал «Веселые картинки», а в 1979 году создал знаменитый логотип журнала из букв-человечков, существующий с небольшими изменениями по сей день.
Знаковой стала работа с книгой «Необычный пешеход», выпущенной в 1965 году. Иллюстрации Пивоварова к этой книге вызвали широкий резонанс, многие обвиняли его в том, что за его простыми иллюстрациями кроются неоднозначные тайные символы. Позже сам Пивоваров признавался в том, что любил иллюстрировать детские стихи, потому что они дают свободу интерпретации текста.
Благодаря этой работе он получил признание как иллюстратор, его заметили. «… Художники и дети любят то, чего не бывает совсем — драконов, волшебников, деревянных мальчишек, гномов и говорящих животных, все, что рождается фантазией и мечтой, все, что как будто уж совсем не является необходимым для человека и без чего, оказывается, он не может прожить», — писал Пивоваров.После переезда в Прагу в 1982 году Пивоваров не бросил иллюстрацию, время от времени он рисует для детских и взрослых книг, поддерживает переиздание своих старых книг.
Виктор Пивоваров привез «Московский альбом» в Мультимедиа Арт Музей
ВыставкиМосква Россия№68
Материал из газеты
Один из основателей московского концептуализма уже почти 40 лет живет в Праге, но многое из того, что он делает, до сих пор связано с Москвой и ее неповторимой атмосферой 1960–1980-х годов
Елена Федотова
29.10.2018
Виктор Пивоваров. «Всю ночь напролет стояли мы на крышах…». Из альбома «Флоренция». 2005-2010. Бумага, карандаш, акварель.
Фото: Виктор Пивоваров
Во времена расцвета московского андерграунда молодые художники и поэты, которые поголовно стали классиками, жили «упоительной» жизнью, параллельной идеологии партии и правительства. Эта жизнь богемы и была отражена Пивоваровым в культовом уже альбоме «Действующие лица», созданном в 1996 году. Он стал и частью выставки «Московский альбом» (куратор — Анна Зайцева), подготовленной при поддержке Музея современного искусства «Гараж», вместе с новыми и раньше не выставлявшимися работами, посвященными Москве. Сегодня «Действующие лица» смотрятся уже как мифы и легенды Древней Греции. Там боги и богини подпольного художественного олимпа ходят друг к другу в гости, читают стихи, обсуждают искусство, пьют и закусывают в мастерских и на кухнях. По воспоминаниям Пивоварова, московская жизнь протекала в культе дружества. «Среди бутылок и стихов» Виктор и его жена Ирина Пивоварова познакомились с Игорем Холиным и Генрихом Сапгиром. Холин, одновременно «высокий мерин» и Дон Кихот, изображен с собакой, листом со стихами и статуэткой Будды на серванте. Сапгир, тот, который «разносит все, что попадет под руку», нарисован с кошкой и женой. Себя Пивоваров изобразил в окошке полуподвальной мастерской на Маросейке во дворе магазина с сюрреалистическим названием «Концентраты». Там был буфет, где молодые гении временами обедали блюдами из таинственных смесей. «Старичок, к тебе можно?» — вопрошает юная пара, заглянувшая на огонек. В святая святых, мастерской Ильи Кабакова — концентрат будущих легенд: сам Кабаков, Эрик Булатов, Оскар Рабин, Леонид Шварцман, философ Евгений Шифферс, которому на смену придет Борис Гройс. Поверх крыш старинных московских домов Пивоваров увидел другую, сюрреальную Москву, чей метафизический воздух он пытался вдохнуть в свои альбомы. Новую Москву Пивоварова можно будет увидеть на выставке в живописном цикле «Небесный город», созданном в 2017 году. Вот как художник описывает свои впечатления в книге воспоминаний «Влюбленный агент»: «Как Антей я возвращаюсь в свой город, чтобы увидеть неповторимый свет солнца на московских крышах и высокое небо, подобного которому нет нигде». В экспозицию включены также его альбомы «Если» (2005) и «Флоренция» (2005–2010), несколько лет пролежавшие «на полке».
Мультимедиа Арт Музей
Московский альбом
До 3 февраля 2019
Виктор Пивоваров
Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Пивоваров Виктор
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
ПРЕДСТАВЛЯЕМ ВЫСТАВКУ
Виктор Пивоваров
Москва Альбом
При поддержке: Mastercard, VOLVO CAR RUSSIA
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку выдающегося художника Виктора Пивоварова, одного из основоположников «московского романтического концептуализма».
На выставке представлен новый цикл картин художника «Москва, Москва!» (2017), а также нашумевший альбом «Dramatis Personae» (1996) и малоизвестные альбомы «Если» (1995) и «Флоренция». (2005–2010), которая станет настоящим открытием для зрителя.
На выставке представлена звуковая инсталляция из сохранившихся аудиозаписей лекций Мераба Мамардашвили, Александра Пятигорского, Юрия Лотмана, Сергея Аверинцева, Юрия Мамлеева и Генриха Сапгира, великих философов, ученых, писателей и поэтов, творчество и тексты которых неразрывно связаны с творческий путь художника.
Как и другие деятели движения московских концептуалистов, Виктор Пивоваров в своем творчестве проводит замечательную связь между визуальной и словесной тканью. Это острое переплетение фантастического и реалистического порождает новое метафизическое измерение в произведениях Пивоварова, которые всегда привязаны к конкретному времени, месту и предельно артикулированной психологической ситуации и в то же время всегда отсылают к чему-то другому. Каждое произведение художника — это сосредоточение экзистенциальной энергии и одновременно абсолютно свободное вовлечение в полифонический дискурс мировой культуры и живой, дружеский обмен с очень близкими или случайно встреченными.
В альбоме «Если» репрезентация субъекта вообще исчезает. Остаются только гениально и просто эксплицированные внутренние диалоги. Мы словно рассматриваем научные таблицы и в результате оказываемся вовлеченными в точно поставленный художником спектакль, где воображение каждого из нас создает образы, слышит голоса и наполняет происходящее запахами и тактильными ощущениями. ..
Легким движением руки художник Пивоваров превращает самые серьезные вещи в веселый карнавал, доступный каждому и зависящий от собственного зрительского регистра восприятия.
Название выставки «Московский альбом» объясняет основные принципы концептуального подхода. Форма этого альбома подразумевает обязательную «атрибуцию» рисунков, а традиционная, уютная интимность и особая, пронизанная юмором, семейная атмосфера прослеживаются во всех без исключения сериях, вошедших в выставку, от «Dramatis Personae» до «Dramatis Personae». Флоренция’.
»…Я стремился передать вселенскую энергию, объединявшую московских художников и поэтов, создавших послевоенный московский миф, передать то, что Мамлеев описывает как «страстное стремление выйти за пределы обыденного человеческого сознания, которое ощущалось как тюрьма», — говорит Виктор Пивоваров.
Мультимедиа Арт Музей, Москва благодарит всю команду Музея современного искусства «Гараж» и Антона Белова за помощь и поддержку, а также Данилу Стратовича, издателя и основателя Artguide Editions, за выпуск великолепной книги, выпущенной для открытие выставки. Отдельное спасибо замечательному художнику Павлу Пепперштейну, сыну Виктора Пивоварова, за идею организации этой выставки в МАММ и за прекрасный текст, который он написал для книги. Проект никогда бы не появился и не оформился без Томаша Гланца.
Виктор (Виталий) Дмитриевич Пивоваров родился в Москве 14 января 1937 года. По словам самого художника, первое произведение искусства он написал в пятилетнем возрасте: «Нас с мамой эвакуировали в глухую деревню в Татарстане. Три дня от железной дороги на санях. Ни радио, ни электричества. На заднем дворе я нашла какие-то клочки материи, постирала и погладила их, сшила платье и положила его на деревяшку. Я сделал себе чучело, чтобы мне не было одиноко. Я сейчас такой же. По сути, мой способ создания искусства не изменился».
В 1957 г. окончил Московский художественно-промышленный техникум имени М. И. Калинина, в 1962 г. — Московский полиграфический институт. В 1963 г. Виктор Пивоваров познакомился со своей будущей женой Ириной Пивоваровой, автором стихов и рассказов для детей, которые он продолжал иллюстрировать. Вместе они придумали и издали такие детские книги, как «Я угостила всех», «Паучок и лунный свет», «Тихо и громко», «Крестики и тактики», «Два очень смелых кролика» и др. Художник также иллюстрировал Ирину. «Взрослая» лирика Пивоваровой: «Слова», «Яблоко», «Разговоры и миниатюры».
В издательстве «Детская литература» Пивоваров познакомился с представителями лианозовской группы Игорем Холиным и Генрихом Сапгиром, а через них — с Овсеем Дризом и Ильей Кабаковым.
У Ирины и Виктора Пивоваровых в 1966 году родился сын Павел. В 1967 году Виктор Пивоваров получил собственную студию через знакомого Ильи Кабакова Давида Когана. В этот период художник впервые обратился к живописи и создал серию монотипий «Искушение святого Антония», которую считает началом своего творчества. Среди первых картин художника такие работы, как «Синие очки безумного милиционера», «Ах и ах!», «Гвозди и молоток», «Московская вечеринка», «Безумная Грета» и др.
Пять лет с 1972 по 1976 год были важными для московского концептуализма в целом. Эрик Булатов создал «Горизонт», Илья Кабаков работал над своим первым циклом «Десять персонажей», а Виктор Пивоваров написал картины «Длинная длинная рука» и «Проекты для одинокого человека», а также альбом «Лицо». , «Сад» и другие.
В 1974 году Ирина и Виктор Пивоваровы развелись, а в 1978 году познакомился со своей второй женой, чешским искусствоведом Миленой Славицкой, приехавшей в Москву из Праги.
Виктор Пивоваров впервые выставил свои работы в 1979 году. Многие художники приняли участие в коллективной выставке «Цвет, форма, пространство». Пивоваров представил свой цикл «Семь разговоров». Это было единственное участие художника в паблик-арт-шоу перед его переездом в Прагу. В 1982 году Виктор Пивоваров эмигрировал в Чехословакию и поселился в Праге.
За полгода до Бархатной революции в Чехословакии 19 мая в Высочанах открылась большая ретроспективная выставка Виктора Пивоварова.89. В 1991 году Союз художников объявил открытый конкурс на художественное оформление одного из пражских выставочных залов Союза. Виктор Пивоваров и Милена Славицкая выиграли этот конкурс вместе с Адрианой Шимотовой и Вацлавом Стратилом. Галерея называлась Пи-Пи-Арт (Пражский проект искусства). Однако помещение вскоре конфисковали, и работа Пивоварова в галерее подошла к концу.
Пивоваров также участвовал в выпуске журнала о современном искусстве Výtvarné Umění, редактором которого была Милена Славицка, а позже, в 1990, также издатель.
С 1990 по 1997 год Пивоваров неофициально исполнял обязанности главного художника журнала.
В 2001 году вышла книга Виктора Пивоварова «Влюбленный агент». Издание не осталось незамеченным, и в 2004 году в Третьяковской галерее открылась выставка «Следы механика». Параллельно в галерее XL проходила выставка «Проявочные комнаты».
В 2002 году вышла вторая книга Виктора Пивоварова «Серые тетради». В аннотации говорится, что «если жанр «Влюбленного агента» был близок к автобиографии, то жанр «Серых тетрадей» определить гораздо сложнее. Здесь у нас есть художественная проза, стихи и документы».
В книгу «О любви к слову и образу», вышедшую в 2004 году, вошли тексты художника разных лет, которые встречались только в малодоступных изданиях или ранее не публиковались.
В 2006 году в Московском музее современного искусства прошла выставка «Едоки лимонов», для которой создана серия из девяти больших картин «Атлас животных и растений».
Московский музей современного искусства также представил выставку «ОНИ» в 2011 году. В том же году появился проект «Философские тетради Ольги Серебряной». Работа над проектом велась по переписке между Виктором Пивоваровым и Ольгой Серебряной. В 2014 году эта переписка была выпущена издательством НЛО под названием «Утка, стоящая на одной ноге на берегу философии».
В 2015 году в Государственном музее Востока прошла выставка «Лисы и праздники».
В 2016 году в Москве состоялись две выставки работ Виктора Пивоварова: «След улитки» в Музее современного искусства «Гараж» и «Потерянные ключи» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. В том же году издательство «Артгид» переиздало книгу «Влюбленный агент» с новыми главами.
Работа иллюстратором
Помимо деятельности в сфере нонконформистского искусства, Виктор Пивоваров как средство выживания создавал иллюстрации к детским книгам, которые, кстати, приобрели популярность среди андеграундных художников того периода. Дебютировал в 1964 в издательстве «Детская литература» и с тех пор проиллюстрировал более 50 книг. С 1969 года он иллюстрировал детский журнал «Весёлые картинки», а в 1979 году разработал знаменитый логотип журнала в виде человечков-буквенщиков, который почти не изменился и по сей день.
Его работа над книгой «Необычный пешеход», опубликованной в 1965 году, стала знаковой. Иллюстрации Пивоварова к этой книге вызвали широкую реакцию со многими обвинениями в том, что он скрывает
двусмысленные секретные символы за простыми иллюстрациями. Позже сам Пивоваров признавался, что ему нравилось иллюстрировать детские книги, потому что они дают свободу интерпретации текста. Благодаря этому заказу он получил признание как иллюстратор, его заметили. «…Художники и дети любят то, чего в действительности никогда не бывает, — драконов, волшебников, деревянных мальчиков, гномов и говорящих животных, все, что рождено фантазией и мечтанием, все то, что кажется совершенно ненужным человеку, но без которого он, по-видимому, не может жить», — писал Пивоваров.
После переезда в Прагу в 1982 году Пивоваров не забросил иллюстрацию и время от времени продолжает иллюстрировать книги для детей и взрослых, поощряя переиздание своих старых книг.
Окунитесь в удивительный мир Виктора Пивоварова
«Мастерская Кабакова» Виктора Пивоварова, 1996 г. Предоставлено ММАМНа этой неделе последняя выставка Виктора Пивоварова «Московский альбом» в Мультимедиа Арт Музее. Пивоваров, наряду с художниками-первопроходцами, такими как Илья Кабаков и Эрик Булатов, был одним из лидеров московского концептуалистского движения XIX в.70-х и 1980-х годов.
Концептуалист стал
Пивоваров, которому в этом месяце исполнилось 82 года, родился в Москве в 1937 году. Мальчиком во время Великой Отечественной войны он был эвакуирован в Татарстан, где, по его словам, создал свое первое произведение искусства: кукла, сделанная из обрезков ткани и дерева.
«Я сделал себе куклу от одиночества, — пишет Пивоваров в своей автобиографии «Влюбленный агент». «И я сейчас такой же, как и тогда. Суть моего искусства не изменилась».
И нет — одиночество, сосредоточенность на внутреннем мире и черный юмор пронизывают работы Пивоварова, которые с конца XIX века все чаще выставляются в Москве, Петербурге и Праге.80-е годы.
Относительно позднее начало выставок Пивоварова своих работ можно частично объяснить тем, что он работал иллюстратором детских книг, карьера которого была популярна среди советских художников. Только в тридцатилетнем возрасте Пивоваров начал серьезно заниматься живописью в окружении самых талантливых московских художников того времени.
«В истории культуры, — пишет Пивоваров, — то и дело бывают периоды взрывов, революций, годы необычайной продуктивности и невероятной концентрации творческой энергии, за которую могут ухватиться художники. А в Москве это происходило между 19 годами72-1976».
Фокусом этой волны энергии был Сретенский бульвар, на котором располагались мастерские Пивоварова, Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Олега Васильева и Эрнста Неизвестного. Именно здесь зародился московский концептуализм, движение, которое отстаивало идею, а не форму.
По своей сути московский концептуализм был антисоветским по своей сути: он стремился через иронию и абсурд деконструировать язык советской власти. Однако работы Пивоварова были сосредоточены не столько на социальных комментариях, сколько на внутренней жизни, искусстве, художниках, с которыми он был связан, и его любимом родном городе Москве.
В разгар концептуализма Пивоваров и Кабаков начали создавать «альбомы» — новый жанр, объединяющий изображения и текст. Альбомы часто высмеивали тон советской рекламы, высмеивая власти. Один из самых известных альбомов Пивоварова «Проекты для одинокого человека» дает инструкции, как вести одинокую жизнь. Изображение стола с лампой, яблоком, стаканом воды и книгой сопровождается текстом, предполагающим, что одинокий человек может использовать яблоко как «украшение стола, способ утолить голод или подарок другому одинокому человеку. ”
«Воскресный рисунок» Виктора Пивоварова, 1996 г. Предоставлено ММАММосква Альбомы
На выставке в Мультимедиа Арт Музее представлены три альбома Пивоварова: нашумевший «Dramatis Personae» (1996) и малоизвестные альбомы «Если» (1995) и «Флоренс» (2005-2010). Центральным элементом выставки является цикл новых картин «Москва, Москва» (2019), который сопровождается звуковыми инсталляциями из аудиокассет философов, ученых, писателей и поэтов, оказавших влияние на Пивоварова.
Выставка открывается серией акварелей «Драматические персонажи», изображающих московскую андеграундную художественную сцену 70-х и 80-х годов. Альбом составляют вечеринки в мастерских художников, пикники в промзонах, взгляды в ночные московские окна и обнаженные женщины. В «Последнем экзистенциалисте» человек с одной гигантской ногой пересекает темное заснеженное поле, усеянное двумя крошечными домиками.
Самый концептуальный из альбомов — «Если». Здесь нет изображений. Вместо этого Пивоваров представляет серию графических диаграмм, в которых он прослеживает несколько ситуаций до ряда возможных выводов, удерживая при этом окончательный результат. В одной из таких ситуаций, озаглавленной «Если я пойду к Наташе, а ее мужа Юры нет дома», Пивоваров приводит следующие возможности: «Если мы начнем целоваться — Если мы разденемся — Если после того, как мы начнем тайно встречаться — Если Юра начинает подозревать — Если придется принимать решения — Если огонь страсти начнет угасать — Если останется только чувство прохладной нежности.
За кулисами, в сопровождении голосов великих мыслителей эпохи Пивоварова, экспозиция «Москва, Москва». Как и в его альбомах, картины этой серии также сочетают в себе серьезное и беззаботное, часто подчеркивая одиночество и абсурдность повседневной жизни. На картине под названием «Человек на крыше хотел высморкаться, но уронил носовой платок» изображен мужчина на крыше синего здания, правая рука которого вдвое больше его тела, и он наблюдает, как огромный носовой платок плывет к тротуару. На выставке также представлены интерпретации Пивоваровым городских пейзажей Москвы, в которых здания изображены почти примитивно в виде желтых треугольников, серебряных цилиндров и красных квадратов.