Лукино Висконти. Как снимал Висконти: стиль режиссера
Висконти волновали темы семьи, культуры, тела, секса. Перелом эстетики случается только в 1954. Изучим особенности его режиссуры и проследим изменения.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, научный сотрудник библиотеки им. Тургенева
Кадр из фильма «Смерть в Венеции»
💀 Имя Лукино Висконти принято связывать с эстетикой декаданса. Он любит наблюдать разложение, эстетизирует его, но не натуралистично, а поэтически.
Кинокритик Андрей Плахов пишет 👇
🗣 «„Смерть в Венеции“ — красота в наиболее сгущенном виде: полная гармония изображения и сюжета, музыки и пластики, света и цвета, пейзажа и ритма, скрупулезно воссозданной атмосферы Венеции на закате бель-эпок. Это болезненная красота европейского декаданса, захваченная взглядом режиссера в тот момент, когда она еще не подернулась тлением: вскоре она совсем погибнет в пламени мировых войн».
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Кадр из фильма «Леопард»
Узнаем особенности фильмов Лукино Висконти.
Начнем с его любимых тем 👇
👨👩👦 Семья и культура. Это магистральная тема режиссера. Висконти происходит из аристократического рода, а 20 век — время гибели аристократии и эта тема волнует режиссера.
В киноведческих справочниках принято писать, что Висконти «воспел гибель большой семьи в 20 веке». Режиссер говорит об аристократических семьях в фильмах «Леопард», «Семейный портрет в интерьере», «Туманные звезды Большой Медведицы», «Людвиг». В «Гибели богов» показаны не аристократы, но крупные промышленники, и тоже затронута тема распада семьи.Висконти интересуется и бедными семьями в неореалистический период творчества в фильмах «Земля дрожит» и «Рокко и его братья».
Вырождение семьи он почти всегда рассматривает через призму культуры — литературы, мифологии или музыки. Например, фильм «Земля дрожит» основан на романе Джованни Верги «Семья Малаволья». «Гибель Богов» отсылает нас к одноименной опере Вагнера, сюжет фильма «Туманные звёзды Большой Медведицы» — к мифу об Оресте и трилогии Эсхила «Орестея».
🗞 История и политика.
💜 Сексуальность. Первый фильма мастера «Одержимость» рассказывает о страсти, которая приводит к убийству. В фильме «Туманные звезды Большой Медведицы» герои, брат и сестра, встретившись много лет спустя, вспоминают инцест, свою греховную любовь. Инцесту посвящен один из самых ярких эпизодов фильма «Гибель богов». Тема тела и запретного волнует автора еще и в силу нетрадиционной ориентации, в то время осуждаемой.
Кадр из фильма «Чувства»
Перелом эстетики Висконти происходит в фильме «Чувства» 1954 года.
Что меняется👇
🎭 Появляется условность. Висконти начинает работать в театре и переносит в кино театральную условность. Первые кадры фильма «Чувства» — это сцена оперы, где играют «Трубадура» Джузеппе Верди. Но в чем-то Висконти сохраняет неореалистический подход и остается перфекционистом: он с точностью воспроизводит костюмы и другие приметы эпохи.
🔴 Появляется цвет. В 50-е и 60-е годы черно-белое кино воспринималось как более реалистичное и более документальное. Цветом Висконти дистанцирует фильм от зрителя, подчеркивая, что он не повторяет реальность, а создает собственную.
📚 Режиссер экранизирует классику. Более ранний фильм Висконти «Земля дрожит» — это тоже экранизация классики, но там он грубо работает с первоисточником и сильно все переделывает. Теперь Висконти снимает «Белые ночи» по Достоевскому, действие переносит из России в Италию, из 19 века в 20 век, но придерживается первоисточника и подчеркивает литературность своих фильмов.
Кадр из фильма «Леопард»
Начиная с фильма «Леопард», Висконти уходит в эстетство. С этого момента рождается тот стиль, который называют висконтиевским.
Что это🔻
👀 Реализм, который помнит о своей условности
🙌 Перфекционизм, забота о том, чтобы не было анахронизмов — буквально фильмы-реконструкции. Например, сцена бала в фильме «Леопард» длится 45 минут, чтобы зрители прочувствовали атмосферу бала, танцы и бесконечные разговоры.
💃🏻 Близость к опере, пышность и роскошь: картины, платья, корсеты, зеркала в роскошных рамах. По фильмам видно, что их снимает аристократ.
Лукино Висконти, Роми Шнайдер и Ален Делон. Театр в Эпидавре, Греция. 1960
Висконти очень много работает в театре. Перечислим некоторые его постановки, чтобы вы смогли оценить его диапазон 👇
🎭 Его интерес в театре очень широк. Он ставит «Трудных детей» Жана Както и «Антигону» Жана Ануя, «Женитьбу Фигаро» Бомарше и «Трамвай „Желание“» Теннесси Уильямса, «Три сестры» Чехова, «Медею» Еврипида и «Эгмонт» Гёте.
🎬 Многое из театра и оперы он переносит в кино. Например, в фильме «Смерть в Венеции» он делает главного героя композитором и сопоставляет его с композитором Густавом Малером. Во многих фильмах звучит музыка Рихарда Вагнера. А о сценической условности фильмов Висконти и его интересе к костюмным фильмам, тоже связанным с оперой и театром, мы уже говорили.
Опера «Женитьба Фигаро», режиссер, костюмы Лукино Висконти, 1988–1989
Лукино Висконти и Пьеро Този
Костюмы в фильмах Висконти очень важны. Создавать их помогал великий Пьеро Този.
👗 Пьеро Този — это художник по костюмам, лауреат премии Британской академии, премии Давида ди Донателло, Серебряной ленты. Также в 2014 году он получил Оскар за выдающийся вклад в мировой кинематограф. Помимо Висконти он сотрудничал с Федерико Феллини и Мауро Болоньини.
👑 Пьеро было важно, чтобы костюмы получались исторически точными: для этого он использовал аутентичные ткани, старинную отделку, воспроизводил крой нужного времени, много работал с архивами и библиотеками.
Массимо Джиротти
Расскажем о любимых актерах Висконти🔻
🎭 Массимо Джиротти. Он символично сыграл в открывающем и закрывающем карьеру мастера фильмах — в его первой картине «Одержимость» и в последней «Невинность». И появился в переломной ленте «Чувство», которая ознаменовала переход Висконти от неореализма к новой эстетике.
🎭 Ален Делон. Был музой мастера. Он снялся в двух фильмах Лукино Висконти в главных ролях: «Рокки и его братья» и «Леопард». Несмотря на то, что актер много снимался у других крупных режиссеров, таких как Жан-Пьер Мельвиль, Микеланджело Антониони, Жан-Люк Годар и других, имя Ален Делона ассоциируется с Висконти, который создал ему амплуа красивого мальчика, ангела.
🎭 Хельмут Бергер. Актер сыграл в «Гибели Богов», «Людвиге», «Семейном портрете в интерьере». С Висконти его связывали любовные отношения, поэтому режиссер в фильмах делал акцент на его теле, сексуальности, и через камеру смотрел на него иначе, чем на других актеров. За роль в «Гибели богов» Бергер был номинирован на «Золотой глобус», роль в «Людвиге» принесла ему национальную кинопремию Италии «Давид ди Донателло».
курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино
Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽
2450₽
подробнее о курсе
Лукино Висконти (2 ноября 1906
Лукино Висконти (Фото: Marisa Rastellini / Mondadori Publisher, 1972, www.gettyimages.co.uk, )
Знаменитый режиссер, имя которого вошло в золотой фонд мировой культуры, один из основоположников неореализма – Лукино Висконти всю свою жизнь был убежденным марксистом и антифашистом. Большинство работ мастера посвящено проблемам человека и его времени, а главная тема – конфликт между анархическим индивидуализмом и гуманистическими нормами нравственности. В целом же творчество Висконти отличается масштабностью тем и социально-историческим подходом к изображаемому материалу, глубокой внутренней связью с традициями итальянской и мировой литературы.
Лукино Висконти ди Модроне (итал. Luchino Visconti di Modrone) родился 2 ноября 1906 года в Милане, в аристократической семье. Его отец носил титул герцога Висконти ди Модроне. Потомок знатного рода Лукино получил соответствующее воспитание. С детства он увлекался музыкой и театром, его любимым писателем был Шекспир.
В конце 1930-х годов Висконти уехал в Париж, где, познакомившись с Жаном Ренуаром, начал работать в кино – был его ассистентом на съемках фильмов «Загородная прогулка», «На дне» и «Тоска». В Италии входил в группу антифашистски настроенных молодых кинокритиков, а также выступал в киножурналах антифашистской направленности.
В годы Второй мировой войны он сблизился с итальянскими коммунистами, участвовал в Движении Сопротивления и даже был арестован гестаповцами по подозрению к организации антифашистского заговора в Риме и чудом избежал расстрела.
Первой самостоятельной режиссерской работой Висконти стал полнометражный фильм «Одержимость» (1942), снятый по роману Д. М. Кейна «Почтальон всегда звонит дважды», который считается предвестником неореализма. Тогда же режиссер входит в кружок передовых итальянских кинематографистов и литераторов, где окончательно сформировались его эстетические взгляды, а в журнале «Чинема» он печатает ставшие классикой теории кино статьи «Трупы» (1941) и «Антропоморфическое кино» (1943).
В 1945 году Висконти участвует в создании совместного (вместе с Джузеппе Де Сантисом и другими режиссерами) документального фильма «Дни славы» об освобождении Италии от режима Муссолини. Следующим же полнометражным фильмом режиссера стала картина «Земля дрожит» (1948), снятая на Сицилии в подлинных интерьерах, с участием непрофессиональных актеров. Фильм произвел настоящий фурор в Италии, а Висконти был признан одним из гуру итальянского неореализма.
Отойдя от пролетарской тематики, режиссер снял ряд фильмов на современные сюжеты, среди которых: «Самая красивая» (1951), «Рокко и его братья» (1960), «Туманных звезд Большой Медведицы» (1965), «Семейный портрет в интерьере» (1974). Среди других известных его работ: «Заметки о происшествии» (1951), «Белые ночи» (1957), «Посторонний» (1967), а первый цветной фильм Висконти – «Чувство» (1954) – опередил возникновение национального исторического кино.
Этапной в творчестве режиссера стала масштабная экранизация романа Лампедуза «Леопард» (1962). Этот фильм считается вершиной творчества Висконти, за который он в 1963 году был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. В числе же наиболее спорных работ режиссера – фильмы «германской трилогии»: «Гибель богов» (1969), «Смерть в Венеции» (1971) и «Людвиг» (1973). Во многих своих лентах он выступил и в качестве сценариста. Последний фильм Висконти «Невинный» (1976), вышел уже после его смерти.
Параллельно с работой в кино, Лукино был известен и как театральный режиссер. Еще в 1940-х годах он начинает ставить драматические и оперные спектакли на сценах разных театров. Среди наиболее заметных его постановок – спектакли: «Смерть коммивояжера» и «Вид с моста» А. Миллера, «Три сестры» и «Дядя Ваня» А.П. Чехова, «Трудные родители» Ж.Кокто, «Пятая колонна» Э.Хемингуэя, «Женитьба Фигаро» Бомарше, «Трамвай „Желание«» Т.Уильямса, «Хозяйка гостиницы» К.Гольдони, «Двое на качелях» У.Гибсона, а также оперы: «Травиата» и «Трубадур» Дж.Верди, «Ариальда» Тестори, «Весталка» Спонтини. Среди любимых опер режиссера – «Дон Карлос» и «Макбет».
Всего он поставил 66 театральных спектаклей, в том числе – 44 драматических, 2 балетных и 20 оперных, многие из которых вошли в золотой фонд итальянского театра. А несколько фильмов Висконти были отмечены призами различных МКФ. Также он является обладателем премии «Оскар» за фильм «Гибель богов».
Умер великий режиссер Лукино Висконти 17 марта 1976 года в Риме.
Статья «Дом Висконти: Лукино и его удивительные предки»
Лукино Висконти — IMDb
- Биография
- Награды
- Общая информация
IMDbPro 1976) воспитывался под покровительством аристократических привилегий, театра и католицизма. Эта триангуляция памятников создала столь же титанического режиссера, чья работа оставалась стилистически уникальной на протяжении, возможно, самых впечатляющих десятилетий кинопроизводства 20-го века. Тишина Ла Терра Трема (1948) исполнен с оперной виртуозностью, а пьесы эпохи барокко, благодаря которым он наиболее известен сегодня, ясно указывают на дворянское воспитание. Однако у Висконти есть и готический характер, воплощенный в соборе со шпилями, затмившем его детство, который остался в значительной степени невоспетым. Отношения между семьей Висконти и готической архитектурой восходят к Средневековью. В 1386 году герцог Джан Галеаццо Висконти задумал собор в самом сердце Милана, хотя ему суждено было строиться почти полтысячелетия, пока Наполеон не приказал завершить его в 19 веке.век. Подобно тому, как его предок принес в Италию архитектуру северной готики, в 1943 году Лукино представил на полуострове новаторский кинематографический жанр итальянского неореализма. Покончив с декорациями, неореалистическое кино было создано в сырой среде послевоенной Италии. В некотором смысле антиархитектурный в своем стремлении выйти за рамки внутреннего пространства, именно это стремление делает стиль идеальным кинематографическим аналогом готики. Готика — это архитектура экстерьера: подбрасывая потолки к небу и открывая стены снаружи большими окнами, готика представляет свет как проявление божественности в месте поклонения. Мистицизм света, восходящий к псевдодионисийскому богословию аббата Сугерия из собора Сен-Дени, хорошо переносится на среду света, которой является кино. В любой работе Висконти освещение тесно связано с сценографией: его часто можно увидеть в блеске занавесей, сиянии звездного света или свечении миланского тумана, где режиссер переносит религиозность готической архитектуры в свой реализм. Религия Висконти (или следует сказать религии? Ведь он тоже был марксистом) придает его работам этический вес, мощный и вызывающий. Термин декаданс, часто ассоциируемый с Висконти, обретает смысл только благодаря тому, что выходит за рамки современных нравов. Ни католическая церковь, ни итальянские коммунисты не могли смириться с гомосексуализмом Висконти, и вытекающая из этого смещенная тревога явно переносится его главными героями — монументальными личностями, которые несут на себе всю тяжесть своего социального окружения. В то время как неореализм стал упакован со своей собственной мифологией — новым кинематографом для освобожденной нации, идеей нового «итальянского» стиля — переориентация нашего исторического взгляда на готического Висконти позволяет воображению распространиться на гораздо более широкую плоскость. географии и времени. Начиная с его кинематографического ученичества у Жана Ренуара во Франции — самой колыбели готической архитектуры — до его немецкой трилогии, стиль Висконти всегда был одним из космополитических усилий. Этот интернациональный оттенок также соответствует более глубокому этимологическому референту готики — готам, тем варварам-завоевателям, которые свергли Римскую империю. Среди официальных подписей Висконти много заимствований у иностранных режиссеров, в том числе особенно выраженное влияние Жана Ренуара, Йозефа фон Штернберга и Элиа Казана. Глобальный по масштабу, вневременной по влиянию и архитектурный по духу: это наследие Лукино Висконти.
Bornnovember 2, 1906
Deadmarch 17, 1976 (69)
- номинации на 1 Оскар
- 36 побед и 30 номинаций. Венеция
Рокко и его братья
Le Notti Bianche
Кредиты
Сценарист
Директор
Второй отдел или помощник директора
Личные данные
Знаете ли вы,
Связанные новости
Внесли свой вклад в эту страницу
Предложите редактирование или добавление недостающего контента
.
Лукино Висконти — Тухлые помидоры
Фото
Просмотреть все фотографии
Перейти к цитатамФильмография
Фильмы
- 36 побед и 30 номинаций. Венеция