Выставка босха в вене – Две башни. Крупнейшая в истории выставка Брейгеля откроется в Вене осенью 2018 года

Босх с вами – Weekend – Коммерсантъ

500 лет со дня смерти Иеронима Босха исполнится только в августе, но юбилейные выставки, открытия и скандалы уже начались — годовщину смерти весь просвещенный мир, и особенно Нидерланды, отмечает годом Босха. Никита Солдатов изучил программу мероприятий и выбрал лучшие способы приобщиться к празднику, а Анна Толстова рассказала о том, почему высокая культура смотрела на Босха свысока, а массовая сделала своим идолом

День, месяц и год рождения Босха неизвестны. О нем вообще мало что известно. Более или менее достоверно следующее. Родился в середине XV века в брабантском городке Хертогенбосе, в захолустье, далеком от основных художественных центров и ничем в истории искусства, кроме Босха, не прославившемся. Там же и умер в 1516 году. Принадлежал к семье потомственных живописцев ван Акен — фамилия говорит о том, что семья была немецкая, происходила из города Ахена. Сменил имя на Босх — в честь родного города, в просторечии Бос (Bosch). Выгодно женился, добился признания среди городских элит и вошел в руководство влиятельного Братства Богоматери, работая по его заказам. Работал и на оккупационные власти: среди заказчиков были испанский король Филипп I Красивый и наместница Нидерландов Маргарита Австрийская. Все.

Тут можно было бы произнести какую-нибудь банальность, дескать, главные исторические свидетельства о Босхе — его картины. Если бы нидерландский «Проект по исследованию и реставрации работ Босха» (Bosch Research And Conservation Project, BRCP), запущенный за несколько лет до юбилея, не наделал такого же шуму в мире искусства, что и аналогичный исследовательский проект по Рембрандту десятилетиями ранее, критически пересмотрев босховский oeuvre. Одни произведения, еще недавно числившиеся в канонических, скажем, «Извлечение камня глупости» из Прадо, лишились авторства Босха, другие, приписывавшиеся мастерской, его, наоборот, обрели, музеи разобиделись и перессорились, издатели каталогов и альбомов в недоумении.

«Поклонение волхвов», 1470–1480 годы. Из коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке

Фото: Rik Klein Gotink / Robert G. Erdmann for the Bosch Research and Conservation Project

Карел ван Мандер, писавший свою «Книгу о художниках» спустя 90 лет после смерти того, ко

www.kommersant.ru

выставка Иеронима Босха скоро переедет из Нидерландов в Испанию • ARTANDHOUSES

Музей Прадо в предвкушении открытия «выставки столетия» уже начал продажу билетов. Именно так в Мадриде анонсируется проект, посвященный 500-летию со дня смерти Иеронима Босха, «сюрреалиста» Средневековья и самого загадочного голландского художника.

Однако в родном городе художника, Хертогенбосе или, как его называют местные, Ден-Босе, что в провинции Северный Брабант, чуть менее двух недель еще будет работать выставка «Иероним Босх. Видения гения». Причем ежедневно с восьми утра до одиннадцати вечера, ибо не ожидавший подобного ажиотажа

музей Северного Брабанта вынужден был продлить часы работы.

Жак Ле Бук
«Портрет Иеронима Босха»
1550-е
Муниципальная библиотека, Аррас

Идея выставки-«блокбастера» родилась в 2001 году, когда мэр Ден-Боса Тон Ромбаутс посетил вернисаж в Роттердаме. В музее Бойманса – Ван Бёнингена тогда показывали восемнадцать полотен Босха из двадцати четырех, признанных специалистами подлинниками, и семь его рисунков. Кстати, одним из шедевров коллекции музея является «Блудный сын» 1503 года, по традиции считающийся автопортретом Босха.

Тем временем в Хертогенбосе, городе, где художник родился предположительно в 1450 году, жил, работал и покинул этот мир 9 августа 1516 года, нет ни его музея, ни одной его работы. Правда, функционирует Центр творчества Босха с копиями его произведений.

Иероним Босх

«Святая Анкамбер (Вильгефортис)», триптих
1495–1505
Музей Академии в Венеции

Зато архитектура кафедрального собора Святого Иоанна, шедевра брабантской готики, строившегося здесь как раз при жизни Босха, «населена» самыми фантастическими существами, полулюдьми-полуживотными, теми аллегориями и прочей чертовщиной, что никак не поддается расшифровке и в живописи художника.

Между прочим, на самом деле звали его Еруном ван Акеном. И это говорит о том, что семейство происходило из немецкого города Ахена. Псевдоним же был взят по сокращенному названию Хертогенбоса при возникшей необходимости каким-то образом обособиться от семейной мастерской — дед, отец по имени Антоний и трое дядей Иеронима профессионально занимались живописью. В 1480 году художник уже упоминается как Босх. Примерно в том же году он женится на купеческой дочке Алейт Гойартс ван дер Мервене. Наследников у них не осталось.

Было решено исправить досадную несправедливость и отметить 500-летие со дня смерти знаменитого земляка большим ретроспективным проектом, заодно сфокусировав внимание широкой публики на Хертогенбоcе.

Музей Северного Брабанта, Хертогенбос
Фото: Joep Jacobs

Для подготовки был учрежден BRCP, Bosch Research and Conservation Project (Проект по исследованию и сохранению наследия Босха). В 2007 году авторитетный «босховед», эксперт по творчеству художника Йос Колдевей и Шарль де Мой, директор музея Северного Брабанта, представили мэрии проектную программу. Куратором выставки был назначен Маттейс Илсинк.

В результате девяти лет кропотливой работы было собрано по музеям (Лувр, Метрополитен, Галерея старых мастеров в Берлине, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, Галерея Йельского университета, Музей Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити, Галерея Академии и Палаццо Гримани в Венеции, Музей изящных искусств в Генте, музей Прадо, Художественно-исторический музей в Вене и др.) почти все наследие Босха: из двадцати четырех работ на выставке представлено двадцать полотен и столько же рисунков. Многие работы были отреставрированы, многие части триптихов, хранящиеся в разных местах, воссоединились. Также был сделан ряд открытий и новых атрибуций.

Выставка «Иероним Босх. Видения гения»
Фото: Mike Brink

Творения Босха представлены в окружении произведений его учеников и последователей, предметов, относящихся к его эпохе: серебряной церковной утвари, манускриптов, изданий Библии, деревянной скульптуры, монастырской вышивки.

Дизайном выставки занималось бюро OPERA Amsterdam, погрузившее зрителя в мистический полумрак.

Перетекающее пространство залов разбито на темы: «Странствие жизни», «Жизнь Христа», «Святые», «Босх в Хертогенбосе», «Босх рисовальщик», «Конец света».

Выставка «Иероним Босх. Видения гения»

Фото: Mike Brink

Седьмого мая, в последний день работы выставки «Иероним Босх. Видения гения», музей будет работать для посетителей всю ночь. Кураторы дали название мероприятию «Ночь сов». Хорошо известно, как Босх любил изображать эту ночную птицу на своих полотнах, тем самым символически зашифровывая духовную слепоту и безжалостность всего сущего.

Иероним Босх
«Видение загробного мира»
1505–1515
Палаццо Гримани, Венеция

Восьмого мая, в воскресенье, на площади Хертогенбоса обещано грандиозное ночное видеошоу. Фигуры и сцены триптиха «Сад земных наслаждений» (работа из музея Прадо) будут проецироваться на фасад дома, где когда-то находилась мастерская семьи Босха, и на четыре здания справа от него.

На этом празднование Года Босха не закончится. Одним из многих событий станет выставка «Босх в Конго» (11 июня – 18 сентября). Знаменитый бельгийский художник Ян Фабр покажет монументальное мозаичное панно, посвященное Босху.

«Я часто задаю себе и зрителям вопрос о красоте жестокости и жестокости красоты. У Босха очень ярко показана взаимосвязь этих явлений, в его полотнах уродство и агрессия соседствуют с высокой эстетичностью, красотой. Прекрасное и ужасное в его творчестве — вещи, невозможные друг без друга, как мышцы-антагонисты», — пишет Фабр.

Иероним Босх
«Поклонение волхвов»
1470–1480
Музей Метрополитен в Нью-Йорке, фонд Джона Стюарта Кеннеди, 1913

Иероним Босх
«Чревоугодие»
Фрагмент триптиха «Корабль дураков»
1500–1510
Художественная галерея Йельского университета

Иероним Босх
«Иоанн Креститель (в пустыне)»
1490–1495
Музей Ласаро Гальдиано, Мадрид

Иероним Босх
«Слышащий лес и зрячее поле»
Берлинский гравюрный кабинет

Иероним Босх
«Искушение святого Антония»
1500–1510
Художественный музей Нельсона — Аткинса, Канзас-Сити, фонд Уильяма Рокхилла Нельсона

Иероним Босх
«Святой Иоанн на Патмосе»
1490–1495
Берлинская картинная галерея

Иероним Босх
«Сцены страстей Христовых и пеликан с птенцами» (оборотная часть доски)
ок. 1490-95
Берлинская картинная галерея

Иероним Босх
«Страшный суд» (триптих)
ок. 1495-1505
Музей Грунинге в Брюгге

Иероним Босх
«Святой Иероним за молитвой»
ок. 1485—95
Музей изящных искусств в Генте

art-and-houses.ru

ТОП-20 главных музеев Вены • ARTANDHOUSES

Великие сокровища Габсбургов стали основой многих музеев Вены, каждый из которых поражает воображение не только выдающимися коллекциями, но и архитектурой зданий, в которых они находятся. В год культурного туризма Россия–Австрия ARTANDHOUSES составил свой гид по самым значительным художественным собраниям австрийской столицы.

Kunsthistorisches Museum

www.khm.at

Великая коллекция искусства, собранная Габсбургами, представлена здесь во всем своем многообразии. Музей условно делится на три части. В правом крыле второго этажа выставлены римские, греческие и египетские древности и скульптура; в левом, в так называемой Кунсткамере, — предметы декоративно-прикладного искусства XIII–XIX веков со всего света (самый знаменитый среди них — золотая «Сальера» Бенвенуто Челлини). Самый просторный третий этаж музейного здания занимает собрание старых мастеров, делающее музей, наряду с Лувром и Эрмитажем, одним из главных в мире. Гордость этой части коллекции — крупнейшие подборки произведений Питера Брейгеля Старшего, Тициана, Рубенса, Дюрера, Рембрандта и других художников.


Albertina

www.albertina.at

Крупнейшее в мире собрание графики старых мастеров, импрессионистов и модернистов, было основано в XVIII веке Альбертом Саксен-Тешенским, зятем Марии Терезии. Благодаря его превосходному вкусу здесь собрана коллекция рисунков Леонардо и Микеланджело, Дюрера и Рафаэля, Рубенса и Рембрандта, Брейгеля и Босха. Собрание пополняется и сейчас, причем не только графическими работами, но и живописными произведениями современных художников, которые регулярно выставляются. С момента открытия после глобальной реконструкции в 2003 году Albertina прославилась еще и сборными выставками-блокбастерами, продюсером которых выступает сам музей. В последние годы здесь проходили мощные ретроспективы Шиле и Тициана, Рафаэля и Ренуара, Брейгеля и Дюрера.


Leopold Museum

www.leopoldmuseum.org

Музей, созданный на основе коллекции врача-офтальмолога Рудольфа Леопольда, расположен в знаменитом музейном кластере MuseumsQuartier в бывших королевских конюшнях в самом центре Вены. Его можно считать музеем австрийского искусства XX века — именно на нем был фокус коллекционера. И именно это искусство, как и его первые имена — Густав Климт и Эгон Шиле, составляют основное ядро собрания. В постоянной экспозиции, которая ротируется два раза в год, также выставлены шедевры Оскара Кокошки, Коломана Мозера и других местных художников. Здесь также регулярно устраивают разнообразные выставки актуального искусства, как австрийского, так и международного.


MUMOK

www.mumok.at

Вторая по значимости (и по посещаемости) институция в музейном кластере MuseumsQuartier. Этот музей современного искусства известен и под вторым своим названием — Музей Людвига. Петер Людвиг, знаменитый шоколадный магнат из Кельна, рассеял свою легендарную коллекцию по всему миру (часть ее он подарил и Русскому музею в Петербурге), но, кажется, Вене досталось больше всех. Здесь не держат постоянной экспозиции, а каждые полгода придумывают новую выставочную концепцию для огромного собрания мирового искусства XX–XXI веков, от Пикассо и Дали до Уорхола, Марии Лассниг и венских акционистов. Наряду с собственной коллекцией, MUMOK показывает одновременно и две-три временные выставки актуальных художников.


Kunsthalle Wien

www.kunsthallewien.at

Этот огромный выставочный зал — третья экспозиционная площадка в MuseumsQuartier и, пожалуй, самая радикальная. Здесь проводят экспериментальные выставки современных художников из разных стран, исследуют субкультуры мировых столиц, устраивают фестивали перформанса и концерты альтернативной музыки. В Kunsthalle состоялись, например, монографические показы таких художников, как Камиль Энро, Натали дю Паскье, Изы Генцкен, Ли Бауэри и других.


Belvedere

www.belvedere.at

Этот дворцовый комплекс называют венским Версалем или венским Петергофом. Он, как и его французский и русский собратья, был построен во времена барокко в качестве летней резиденции, обладает фантастическим парком с фонтанами и связан с королевскими историями, от принца Евгения Савойского до императрицы Марии Терезии. Сегодня это главное хранилище исторического искусства Австрии, от Средневековья до сецессиона. Со всего света сюда стекаются туристы, чтобы полюбоваться «Поцелуем» и «Юдифью» Густава Климта, «Объятиями» Эгона Шиле и смешными бюстами работы Франца Ксавера Мессершмидта. Ансамбль комплекса поделен на Верхний Бельведер и Нижний. В торжественном Верхнем как раз и демонстрируются сокровища австрийского искусства, а в Нижнем проходят временные выставки. В последние годы классический музей стал уделять внимание и современному искусству, так что не удивляйтесь, если в холле, экспозиции или парке увидите работы Джеффа Кунса, Ай Вэйвэя или Эрвина Вурма.


21er Haus

www.21erhaus.at

Этот музей современного искусства входит в объединение «Бельведер» — вот почему масштабные проекты 21er Haus могут находить продолжение в парках дворца, а иногда и внутри барочных стен. Здание музея — бывший павильон Австрии, построенный архитектором Карлом Шванцером для Всемирной выставки в Брюсселе в 1958 году. Авангардное строение с отсылками к конструктивизму уничтожить было бы преступно, и австрийцы перенесли его по окончании выставки в район железнодорожного вокзала, тогда бывшего почти окраиной Вены. Сегодня в этом фантастической красоты пространстве проводят масштабные выставки и ретроспективы современных художников, а также экспозиции стрит-арта в прилегающем саду.


MAK

www.mak.at

Музей прикладного искусства в Вене — один из лучших в мире в своей категории. Здесь знают, как нескучно подать публике такие невеселые экспонаты, как столы, стулья и посуду. Во многом это заслуга его бывшего многолетнего директора Петера Ноевера, больше помешанного не на дизайне, а, скорее, на современном искусстве. Для оформления музейных залов он пригласил актуальных художников, буквально сложивших многочисленные экспонаты декоративно-прикладного искусства и мебели XIX–XX веков в захватывающие тотальные инсталляции. По ним, бесспорно, изучать историю мирового дизайна этого периода куда как интереснее.


Academy of Fine Arts Vienna

www.akbild.ac.at

Венская академия изящных искусств — так же, как и венецианская, собрание старых мастеров. В ее основе — коллекция графа Ламберга-Шпринзенштайна: в 1822 году он пожертвовал более 800 картин этой учебной институции. В течение последующих двухсот лет собрание расширялось за счет других даров и сегодня увеличилось почти вдвое. Поднявшись на несколько этажей действующего учебного заведения, вы лицом к лицу столкнетесь с шедеврами Рубенса, Босха, Лукаса Кранаха Старшего, Тициана, малых голландцев и других авторов.


Palais Liechtenstein, Garden Palace

www.palaisliechtenstein.com

Роскошный барочный дворец на рубеже XVII–XVIII веков числился лишь летней резиденцией князей Лихтенштейнских на окраине Вены, а сегодня находится практически в ее центре — всего в нескольких остановках трамвая от Музея истории искусств. До недавнего времени он работал как музей, но сегодня попасть туда можно по предварительной записи, и есть ради чего. Во дворце с гигантским бальным залом, расписанным фресками Иоганна Михаэля Ротмайера, выставлены шедевры княжеской коллекции, которая пополняется и сегодня: от Боттичелли и Квентина Массейса до крупнейшего собрания Рубенса и европейского декоративно-прикладного искусства.


Palais Liechtenstein, City Palace

www.palaisliechtenstein.com

В 2013 году для публики был открыт и второй княжеский дворец в Вене — Городской, в котором большое семейство останавливается и сегодня. Зрителям (также по предварительной записи) доступны самые пышные залы здания, спроектированного Доменико Мартинелли в сотрудничестве со швейцарцем Габриэлем де Габриэли в начале XVIII века. Интерьеры оформлены мощными драпировками, огромными бронзовыми люстрами с подвесками из горного хрусталя, мягкими диванами с ткаными подушками с узорами эпохи рококо, повторяющимися в позолоченных элементах зеркальных и картинных рам, потолочной и настенной лепнины, покрытых тройным слоем сусального золота. На двух доступных этажах выставлена богатая коллекция бидермейера с работами главных представителей стиля — Фердинанда Вальдмюллера, Карла Шпицвега, Морица фон Швинда и других художников, а также мебель, посуда и графика той эпохи.


Hofburg

www.hofburg-wien.at

Один из крупнейших дворцовых комплексов мира, строительство которого продолжалось с XIII по XX век, до 1918 года был жилищем Габсбургов, а сегодня раздроблен на несколько музейных институций и резиденцию президента Австрии. Самые известные музеи в составе Хофбурга — Музей Сисси, Императорские апартаменты и Сокровищница привлекают туристов прежде всего собраниями артефактов из жизни легендарной династии и коллекцией декоративно-прикладного искусства разных веков и стран. Среди хайлайтс — корона, копье и меч правителей Священной Римской империи, один из самых крупных изумрудов в мире, мебель и декор XVI–XIX веков.


Schönbrunn

www.schoenbrunn.at

Летняя императорская резиденция много раз перестраивалась, пока Мария Терезия не решила обосноваться в ней основательно и не приказала перекроить ее в пышном барочном стиле с отсылками к парижскому Версалю. Собственно, мастерство немецких, итальянских, французских и английских краснодеревщиков, стекольщиков и других придворных ремесленников XVIII века сегодня можно видеть во всем великолепии в сорока комнатах дворца, открытых для посетителей. Плюс огромный парк с садовой итальянской скульптурой и самый первый в мире зоопарк, по аллеям которого гулял еще юный Моцарт.


Wien Museum Karlsplatz

www.wienmuseum.at

Как и любой музей города, это музей всего. Тысячи исторических экспонатов включают топографические карты и модели города, домашнюю утварь и мебель, живопись и скульптуру и многие другие вещи, характеризующих быт и нравы горожан, начиная с первых поселений здесь в период неолита. Особая гордость музея — собственная коллекция великих имен австрийской и немецкой живописи — Густава Климта, Эгона Шиле, Фердинанда Вальдмюллера и других.


Bank Austria Kunstforum

www.kunstforumwien.at

Этот крупнейший выставочный зал расположен в здании архитектора-постмодерниста Густава Пайхля в центре Вены и, как следует из названия, принадлежит главному австрийскому банку. Последний использует его вовсе не для демонстрации собственных коллекций искусства, а для показа ретроспектив мировых классиков XIX–XX веков. Среди масштабных выставок последних лет здесь экспозиции Ван Гога, Айвазовского, Пикассо и многих других.


Weltmuseum

www.weltmuseumwien.at

Открывшийся в конце октября Музей мира занимает целое крыло в императорской резиденции Хофбург в центре Вены. Он — новая реинкарнация этнографического музея, известного своими коллекциями археологических древностей и минералов со всего света, включая, например, находки экспедиций Джеймса Кука. Здесь хранятся уникальные вещи ацтеков, прикладное искусство — дерево, бронза, слоновая кость — разных веков и континентов.


Secession

www.secession.at

Невероятной красоты белый дом с золотистым куполом, будто сплетенным из ветвей деревьев, — квинтэссенция венского модерна, выставочный павильон, получивший название Дом сецессиона. Он был воздвигнут в 1897–1898 годах по инициативе художников известным архитектором Йозефом Ольбрихом и с момента создания использовался для показа работ художников ар-нуво. Главная достопримечательность внутри — «Бетховенский фриз» Густава Климта, написанный в самом начале XX века. Сегодня здесь также проходят выставки, в основном современных художников из разных стран.


Ernst Fuchs Museum

www.ernstfuchsmuseum.at

Если вам не по душе творения Эрнста Фукса, одного из родоначальников Венской школы фантастического реализма, арт-движения в послевоенной Австрии, то в его музее нужно побывать хотя бы потому, что он расположен в знаменитом доме, построенном Отто Вагнером. Архитектурная жемчужина ар-нуво, или югендстиля, была воздвигнута прославленным зодчим для своей семьи в 1888 году и декорирована по всем канонам стиля известными мастерами эпохи.


KUNST HAUS WIEN — Museum Hundertwasser

www.kunsthauswien.com

«Венский дом искусств» был открыт в 1991 году австрийским художником и архитектором Фриденсрайхом Хундертвассером. По сути, основатель посвятил пространство самому себе: на двух этажах выставлены его многочисленные причудливые работы, замешанные на экспрессионизме, сюрреализме и фантастических строениях Гауди. Также здесь проходят временные выставки современных художников, а неподалеку находится и знаменитый — асимметричный и цветастый — жилой дом, спроектированный Хундертвассером и ставший одним из символов Вены.


Hofmobilendepot

www.hofmobiliendepot.at

Музей мебели работает с 1924 года и представляет выдающиеся образцы едва ли не всех стилей и направлений, от готики до модерна. В его основе — императорская коллекция, представленная здесь и отдельными вещами, и целыми комнатами, как, например, апартаменты любимой австрийцами принцессы Сисси или так называемый Египетский кабинет, ампирный шедевр, принадлежавший императрице Марии Людовике.

art-and-houses.ru

В Вене начались страсти по Брейгелю • ARTANDHOUSES

Венское собрание графики мировых мастеров Albertina открыло выставку «Брейгель. Рисуя мир» с рисунками и офортами художника. Вскоре к марафону памяти нидерландского гения присоединится и главное австрийское собрание старых мастеров — Музей истории искусства.

У венских музеев есть все основания претендовать на звания коллекций Питера Брейгеля Старшего номер один в мире. Здесь считают, что именно Габсбурги первыми оценили дар живописца и успели приобрести для своих великих собраний лучшие работы художника. Так же и герцог Альберт Саксонский смог собрать большое количество его рисунков и гравюр, многие из которых легли в основу коллекции музея Albertina. На выставке в последнем показывают около восьмидесяти работ Брейгеля из собственного собрания, от ранних рисунков, сделанных в мастерской придворного художника ван Альста, до поздних зарисовок к ветхозаветным сюжетам, наравне с рисунками Дюрера и Босха — художников, оказавших на него влияние.

А 2 октября в Музее истории искусства откроется первая масштабная монографическая экспозиция живописных шедевров Брейгеля, приуроченная к 450-летней годовщине со дня смерти художника. Институция владеет двенадцатью (в том числе «Охотники на снегу» и «Вавилонская башня») полотнами мастера из сорока, которые уверенно ему приписываются исследователями, а для выставки в Вену прибудут еще пятнадцать из музейных и частных собраний со всего мира.

Hieronymus Bosch
«The Tree Man»
ca. 1500
© The Albertina Museum, Vienna

Pieter Bruegel the Elder
Engravers: Jan and Lucas van Duetecum
«Large Alpine Landscape»
1555-1556
© The Albertina Museum, Vienna

Pieter Bruegel the Elder
«The Ass at School»
1556
Berlin, Kupferstichkabinett

Pieter Bruegel the Elder
«Big Fish eat little Fish»
1556
© The Albertina Museum, Vienna

Pieter Bruegel the Elder
«Sloth»
1557
© The Albertina Museum, Vienna

Pieter Bruegel
Engraver: Pieter van der Heyden
«Elck»
ca. 1558
© The Albertina Museum, Vienna

Pieter Bruegel the Elder
«The Alchemist»
1558
bpk / Kupferstichkabinett, SMB / Jörg P. Anders

Pieter Bruegel the Elder
Engravers: Jan and Lucas van Duetecum
«The Kermis of Saint George»
ca. 1559
© The Albertina Museum, Vienna

Pieter Bruegel the Elder
«The Rabbit Hunt»
1560
© The Albertina Museum, Vienna

Pieter Bruegel the Elder
«The Descent of Christ into Limbo»
1561
© The Albertina Museum, Vienna

Pieter Bruegel the Elder
«The Painter and the Buyer»
ca. 1565
© The Albertina Museum, Vienna

Pieter Bruegel the Elder
«Spring»
1565
© The Albertina Museum, Vienna

Pieter Bruegel the Elder
«Summer»
1568
© Hamburger Kunsthalle / bpk
Photo: Christoph Irrgang

art-and-houses.ru

10 выставок, которые стоит посетить этим летом

Шедевры Иеронима Босха и Караваджо, Жана Тэнгли и Веласкеса, Эль Греко и Мурильо, Мастера Теодорика и Жоржа Девалье, Анри Руссо и Пауля Клее, Хоакина Сорольи и Льва Бакста на главных художественных выставках этого лета в европейских музеях.


Иероним Босх
Мадрид, Испания
Museo del Prado
31 мая — 11 сентября 2016 года
www.museodelprado.es

Крупнейшая выставка Босха в истории человечества. По случаю 500-летия со дня смерти художника впервые удалось собрать вместе сразу три десятка его работ. Это невероятно много — три четверти всего, что сохранилось от Босха. Шесть шедевров Босха из собственного собрания Прадо дополняют ключевые произведения из других музеев, в том числе триптих «Искушение святого Антония» из Лиссабона и триптих «Страшный суд» из Брюгге. Триптих «Дорога жизни» вообще заново составлен воедино из четырех частей, хранящихся ныне в четырех разных музеях, причем одной из створок триптиха стал знаменитый «Корабль дураков» из собрания Лувра. Всего на выставке представлены 24 живописные работы Босха, в том числе шесть триптихов, восемь рисунков Босха и два десятка работ последователей и подражателей. Еще две работы Босха — вторая версия «Увенчания терновым венцом» и вторая версия триптиха «Воз сена» — одновременно экспонируются на отдельной выставке в монастыре Эскориал под Мадридом.


Иероним Босх «Сады земных наслаждений», 1500–1510, Прадо, Мадрид.


Иероним Босх «Искушение святого Антония», 1500–1505, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон.


Иероним Босх «Воз сена», 1510–1516, Музей Прадо, Мадрид.


Иероним Босх «Иоанн Богослов на острове Патмос», 1504–1505, Берлинская картинная галерея, Берлин.


Иероним Босх «Увенчание терновым венцом», около 1510 года, Национальная галерея, Лондон.


Иероним Босх «Корабль дурков», 1500–1510, Лувр, Париж.


Иероним Босх «Иоанн Креститель», 1490–1495, Музей Ласаро Гальдиано, Мадрид.


Иероним Босх «Страшный суд», 1495–1505, Музей Грунинге, Брюгге.

Караваджо и художники севера
Мадрид, Испания
Museo Thyssen-Bornemisza
21 июня — 18 сентября 2016 года
www.museothyssen.org

Большая выставка, исследующая влияние Караваджо на голландское, фламандское и французское искусство, откроется в Мадриде почти одновременно с выставкой Босха. Среди прочего здесь покажут сразу 12 полотен самого Караваджо. Для художника такого масштаба это тоже очень много — примерно пятая часть всего творческого наследия. Причем привезут такие шедевры как, например, «Жертвоприношение Авраама» из Галереи Уффици или «Музыканты» из Музея Метрополитен, где изображены, как принято считать, юные любовники Караваджо, имевшего при жизни весьма скандальную репутацию.


Караваджо «Жертвоприношение Авраама», 1603, Галерея Уффици, Флоренция.


Караваджо «Иоанн Креститель в пустыне», 1602, Nelson-Atkins Museum, Канзас.


Караваджо «Давид с головой Голиафа», 1510–1516, Музей Прадо, Мадрид.


Караваджо «Святая Екатерина», 1498–1499, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.


Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей», 1493–1495, Фонд Роберто Лонги, Флоренция.


Караваджо «Музыканты», 1596-1597, Музей Метрополитен, Нью-Йорк.


Маттиас Стом «Бичевание Христа», около 1640 года, частное собрание.

Жан Тэнгли
Дюссельдорф, Германия
Museum Kunstpalast
23 апреля — 14 августа 2016 года
www.smkp.de

Крупнейшая за последние десятилетия ретроспектива основоположника кинетического искусства и вообще одного из важнейших скульпторов XX столетия. Больше сотни скульптур от ранних кинетических опытов до гигантских механических инсталляций последних лет жизни мастера. Разумеется, все скульптуры движутся. После Дюссельдорфа выставка Жана Тэнгли переедет в Амстердам, где ее можно будет посмотреть с 1 октября 2016 года по 5 марта 2017 года.


Жан Тэнгли. Le cyclograveur, 1960, Кунстхаус, Цюрих.


Жан Тэнгли. Elément détaché III, 1954, Музей Стеделийк, Амстердам.


Жан Тэнгли. Große Méta-Maxi-Maxi-Utopia, 1987, Музей Жана Тэнгли, Базель.

Император Карл IV
Прага, Чехия
Valdštejnská jízdárna
15 мая — 25 сентября 2016 года
www.ngprague.cz

По случаю 700-летия со дня рождения чешского короля и императора Священной Римской Империи пражская Национальная галерея собрала по всему миру артефакты, связанные с легендарным правителем. Вообще впервые в истории в Прагу вернулась корона, которой Карл IV короновался императором Священной Римской Империи. Корону изготовили пражские мастера специально для коронации, с тех пор она почти семь столетий украшала реликварий Карла Великого в сокровищнице Ахенского собора. Одновременно из Генуи привезли мраморное надгробие бабушки Карла IV императрицы Маргариты Люксембургской работы Джованни Пизано, одного из ключевых скульпторов итальянского Возрождения. Разумеется, привозные реликвии обильно дополнены шедеврами средневекового искусства из чешских собраний. После Праги выставка переедет в Нюрнберг, где ее можно будет посмотреть с 20 октября 2016 года по 5 марта 2017 года.


Корона императора Священной Римской Империи Карла IV, Прага, около 1349 года, сокровищница Ахенского собора, Германия.


Вотивный образ архиепископа Яна Очко, около 1371 года, Национальная галерея, Прага.


Збраславская мадонна, 1345–1350, костел святого Иакова в Збраславе, Прага.


Мастер Теодорик «Святая Екатерина», 1360–1364, Часовня святого Креста, Карлштейн.


Перчатка Карла IV, Прага, середина XIV века, Нойштадт-ан-дер-Вальднаб, Бавария.


Чаша, Константинополь, конец X века — начало XI века, сокровищница собора святого Марка, Венеция.

Жорж Девалье
Париж, Франция
Petit Palais
15 марта — 17 июля 2016 года.
www.petitpalais.paris.fr

Вообще первая большая выставка совершенно забытого ныне французского художника первой половины XX века. Несмотря на потрясающую живописную манеру, Жорж Девалье надежно затерялся среди своих более именитых современников. В постоянной экспозиции парижского Орсэ, например, выставлена всего одна его работа, остальное обычно хранится в запасниках. Редкий шанс обстоятельно познакомиться с творчеством весьма и весьма примечательного живописца.


Жорж Девалье «Греция», 1910, Музей Орсэ, Париж.


Жорж Девалье «Христос у колонны», 1910, Музей Орсэ, Париж.


Жорж Девалье «Геракл в саду Гесперид», 1913, Музей Орсэ, Париж.


Жорж Девалье «Лучники», 1895, Музей Орсэ, Париж.

Анри Руссо
Париж, Франция
Musée d’Orsay
22 марта — 17 июля 2016 года
www.musee-orsay.fr

Большая ретроспектива одного из основоположников примитивизма и наивного искусства. Среди прочего из Нью-Йорка привезли последнюю большую картину Анри Руссо «Сон», которая была впервые выставлена на Салоне независимых всего за несколько месяцев до смерти художника. После Парижа выставка в несколько урезанном виде перебазируется в Прагу, где ее можно будет посмотреть с 16 сентября 2016 года по 15 января 2017 года.


Анри Руссо «Сон», 1910, Музей современного искусства, Нью-Йорк.


Анри Руссо «Автопортрет с палитрой», 1890, Национальная галерея, Прага.


Анри Руссо «Заклинательница змей», 1907, Музей Орсэ, Париж.

Пауль Клее
Париж, Франция
Centre Pompidou
6 апреля — 1 августа 2016 года
www.centrepompidou.fr

Крупнейшая за последние почти полвека ретроспектива одного из ключевых художников XX столетия. В общей сложности более 250 работ, главным образом, из собрания Центра Пауля Клее в швейцарском Бёрне. Этой выставкой Центр Помпиду пытается заново переосмыслить творчество Пауля Клее и его место в истории искусств.


Пауль Клее «Будуар», 1922, Центр Пауля Клее, Бёрн.


Пауль Клее «Изобилие», 1939, Центр Пауля Клее, Бёрн.


Пауль Клее «Создатель», 1934, Центр Пауля Клее, Бёрн.

Хоакин Соролья
Живерни, Франция
Musée des impressionnismes Giverny
14 июля — 6 ноября 2016 года
www.mdig.fr

Сразу 120 полотен главного представителя импрессионизма в испанском искусстве и, пожалуй, вообще самого выдающегося испанского художника в промежутке между Гойей и Пикассо. Кто не успеет посмотреть ретроспективу Хоакина Сорольи в Мюнхене, где она работает до 3 июля, может наверстать упущенное в Музее импрессионизма в Живерни. Если вы никогда раньше не слышали это имя, вас ждет совершенно невероятное открытие.


Хоакин Соролья «Маленькие амфибии», 1903, Художественный музей Филадельфии.


Хоакин Соролья «Возвращение с рыбалки», 1894, Музей Орсэ, Париж.


Хоакин Соролья «Мать», 1895-1900, Музей Хоакина Сорольи, Мадрид.


Хоакин Соролья «Несчастное наследство», 1899, собрание Bancaja Foundation.


Хоакин Соролья «Рыбаки из Валенсии», 1895, собрание Broere Charitable Foundation.

Золотой век испанского искусства
Берлин, Германия
Gemäldegalerie
1 июля — 30 октября 2016 года
www.smb.museum

Довольно обстоятельный, судя по всему, разбор важнейшего периода в истории испанского искусства. Много Веласкеса из собрания Прадо и «Святой Мартин и нищий» кисти Эль Греко из Вашингтона. Плюс Франсиско де Сурбаран, Бартоломе Эстебан Мурильо и не очень известный за пределами Испании скульптор Грегорио Фернандес. В общей сложности более 150 произведений. После Берлина выставка переедет в Мюнхен, где ее можно будет посмотреть с 25 ноября 2016 года по 26 марта 2017 года.


Диего Веласкес «Музыканты», 1616–1620, Берлинская картинная галерея, Берлин.


Диего Веласкес «Придворный карлик с книгой», 1635, Музей Прадо, Мадрид.


Диего Веласкес «Марс», около 1641 года, Музей Прадо, Мадрид.


Эль Греко «Святой Мартин и нищий», 1597-1599, Национальная галерея, Вашингтон.


Бартоломе Эстебан Мурильо «Ecce Homo», 1670, Музей изобразительных искусств, Мурсия.

Лев Бакст
Москва, Россия
Музей изобразительных искусств имени Пушкина
7 июня — 4 сентября 2016 года
www.arts-museum.ru

По случаю 150-летия со дня рождения выдающегося русского художника Пушкинский музей попытался собрать вместе вообще всего Бакста. Как минимум, театральные эскизы Льва Бакста точно никогда прежде не демонстрировались в таком количестве. Хотя именно костюмы и декорации для «Русских сезонов» Сергея Дягилева принесли художнику мировую известность. Хрестоматийные шедевры из собрания Русского музея, разумеется, тоже присутствуют.


Лев Бакст «Древний ужас», 1908, Русский музей, Санкт-Петербург.


Лев Бакст «Ужин», 1902, Русский музей, Санкт-Петербург.


Лев Бакст «Элизиум», 1906, Русский музей, Санкт-Петербург.


Лев Бакст. Эскиз костюма Фавна для Вацлава Нижинского к балету «Послеполуденный отдых фавна». 1912 год.


Лев Бакст. Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету «Клеопатра» («Египетские ночи»). 1909 год.


Лев Бакст. Эскиз костюма Беотийца к балету «Нарцисс» Николая Черепнина. Около 1911 года.


Лев Бакст. Эскиз костюмов двух Беотиек к балету «Нарцисс» Николая Черепнина. Около 1911 года.

Перечень выставок отражает мои личные предпочтения и не претендует на объективность. То есть это выставки, на которые я сам либо точно собираюсь поехать посмотреть, либо очень хотел бы поехать. Текст проиллюстрирован исключительно произведениями, которые представлены на упомянутых выставках (хотя ошибки, разумеется, возможны).

ffeztromop.livejournal.com

Мультимедийная выставка Босха и Брейгеля в СПб в 2019

Мультимедийные выставки – новый жанр, набирающий все большую популярность. Благодаря современным технологиям зрители могут познакомиться с лучшими произведениями известных художников, под разным углом и по-новому, словно под микроскопом, взглянуть на хорошо известные и любимые картины.
С первых чисел января по 25 августа креативное пространство «Люмьер-Холла» на набережной Обводного канала заполняют живые полотна нидерландских живописцев Питера Брейгеля и Иеронима Босха.

О выставке: Босха и Брейгеля – живые полотна

Мультимедийный проект в Петербурге объединяет две выставки: «Брейгель. Перевернутый мир» и «Босх. Ожившие видения». В проекте задействованы видеопроекции, анимация, графика, объемный звук, огромные экраны. Зритель не только детально рассматривает отдельные фрагменты картин, но и наблюдает, как оживают, начинают двигаться люди и диковинные существа. Птицы взлетают, а пламя факелов тревожно колышется. Все это сопровождается музыкой и различными звуками: журчанием воды, щебетанием пичуг.

В создание мультимедийной выставки живых картин Босха и Брейгеля внесла свою лепту туристическая компания Фландрии VISITFLANDERS. Благодаря ее помощи был налажен контакт с бельгийскими музеями, где экспонируются многие работы нидерландского художника Питера Брейгеля. Часть этих полотен представлены в оживающих изображениях на экранах зала «Люмеьр-Холла».
Зрители могут удобно устроиться на стульях, пуфиках или свободно передвигаться в пространстве «Люмеьр-Холла», чтобы найти идеальное место для просмотра шедевров искусства Северного Возрождения на удивительной выставке Босха и Брейгеля в СПб.

Знакомство с творчеством Босха и Брейгеля в формате мультемедиа-выставки

Иероним Босх – художник позднего Средневековья, эпохи Северного Возрождения. Его своеобразные картины и причудливые образы до сих пор будоражат воображение и остаются неразгаданной загадкой. Босх был популярен при жизни, его боготворили представители сюрреализма, восхищаясь воображением и фантазиями художника. И даже нарекли его «почетным профессором кошмаров». Огромен интерес к работам мастера и сегодня.
Полотна художника экспонируются в лучших музеях мира: Лувре, Королевском дворце Мадрида, в Академии искусств в Вене. Но самой богатой коллекцией «кошмаров» располагает музей искусства Прадо. Картины сохранилась благодаря королю Испании Филиппу II, который покровительствовал живописцу. В российских музейных собраниях полотен художника нет.
Выставка Босха в СПб 2019 под названием «Ожившие видения» позволяет лицезреть нереальный фантастичный мир нидерландского мастера. В канву его творений вплетены таинственность, ужас, сверхъестественность. Монстры и безобразные твари словно вылезли из геенны огненной и нашли приют на художественных полотнах. Или родились в его подсознании. Картины многогранны и неоднозначны.
Посмотрев произведения мастера в современном формате мультимедийной выставки Босха, невольно возникает мысль: может быть именно он, голландский художник Средневековья стал предтечей для создания современных фильмов ужасов.

Загадочные и пугающие существа, страшные картины присутствуют и на полотнах Питера Брейгеля. Творчество Босха оказало серьезное влияние на молодого художника и это читается во многих его картинах. В «Триумфе смерти» пустынная земля усеяна скелетами и умирающими, изображениями ужасающих орудий пыток. И среди этих кошмарных изображений – фигура играющего на лютне человека.
Чтобы понять художественные образы Брейгеля, живые полотна в мультимедиа зале СПБ сопровождаются сторителлингом – повествованием о картинах, изображение которых появляется на экранах.
Билеты на выставку страшных сказок Босха и Брейгеля, воплощенных на полотне кистью и красками, можно приобрести на нашем сайте, воспользовавшись услугой онлайн.
Добраться до площадки «Люмьер-Холла» несложно, это займет несколько минут пешей ходьбы от станции метро «Фрунзенская» или «Технологический иснтитут».

Купить билет

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

cityguide-spb.ru

Европа отмечает 500 лет со дня смерти Иеронима Босха • Арт • Дизайн • Интерьер+Дизайн

Иероним Босх стал важнейшей фигурой 2016 года. Культурное сообщество Европы отмечает 500 лет со дня смерти художника. В голландском городе Хертогенбосе проходит выставка«Иероним Босх.Видения гения», посвященная творчеству выдающегося мастера.

Несколько лет назад директор маленького музея в столице Северного Брабанта Het Noordbrabants Museum поставил себе грандиозную задачу — собрать все сохранившиеся работы в родном городе художника. Интрига состояла и в том, что в самом музее не было ни одной работы мастера. В результате Шарлю де Мою удалось получить 20 из 24 картин Босха, включая несколько триптихов, а также 19 из 25 рисунков. За дорогостоящее путешествие некоторых досок заплатил фонд Гетти (Getty Foundation), за счет финансирования фонда проведены и реставрационные работы.

Ж. Ле Бок. Портрет Иеронима Босха. Муниципальная библиотека, Аррас.

Что мог предложить директор маленького музея взамен? Распространение информации и отшлифованное научное знание. Город запустил грандиозную международную программу по изучению жизни и творчества Босха. В научных изысканиях участвовали сотрудники самого музея и специалисты научно-исследовательского университета Ратбуат в Неймегене (Radboud University Nijmegen), а также Фонд Jheronimus Bosch 500. Каждый музей, отдавший работу на экспозицию, в том числе такие солидные институции, как парижский Лувр, мадридский Прадо, венецианская Академия, нью-йоркский Метрополитен, вашингтонская Национальная галерея, получили возможность узнать гораздо больше о работах, хранящихся в их собраниях. Результаты многолетнего исследовательского труда составили два тома. Какие-то произведения историки больше не рекомендуют считать босховскими, в других, напротив, доказано его авторство. Две работы оказались в очень плохом состоянии: специалисты решили, что им транспортировка может навредить. Прадо прислал «Стог сена» (картина покинула Мадрид впервые за 450 лет).

Еще при жизни Босх был знаменит среди современников. В течение 30 лет после смерти держалась его слава «живописца демонов»: его мастерство ценили художники, его образы, подсмотренные глазом, блуждающим по демоническим мирам, цепляли многие поколения студентов. Чем подпитывал свое воображение художник? На этот вопрос грандиозная исследовательская программа ответа не дала, и Де Мой говорит, что до сих пор это большой вопрос.    

И. Босх. Видения загробного мира, 1505–1515, Музей Палаццо Гримани, Венеция.

На первый взгляд Босх был добропорядочным католиком, жителем маленького, но преуспевающего города, в котором он предположительно родился в 1450, а умер точно в 1516 году. Он был женат, прожил большую часть жизни в доме на рыночной площади, откуда каждый день отправлялся в свою мастерскую. Его дед, отец, дяди и племянники все были художниками. Босх умел себя подать и продать. Например, его семья происходила из Аахена, поэтому его подлинное имя звучало Ерун ван Акен. Он же взял себе имя города. Иеронимус Босх. И это сработало.  Среди клиентов мастера фигурируют высокие церковные иерархи и аристократия, в том числе граф Нассау, повесивший «Сад земных наслаждений» прямо у себя в спальне во дворце в Брюсселе. Эта картина с XVI века находилась в Испании.
В 1939 году переехала из королевской коллекции в Музей Прадо.

Благодаря эпохальной выставке тихий городок полностью преобразился. Хертогенбос (герцогский лес) — бывшие охотничьи угодья герцогов Брабантских, административный центр провинции Северный Брабант и одновременно порт на канале Зейд-Виллемсварт, славится собором Св. Иоанна, построенным в 1419—1530 гг. на месте романской базилики XIII века, а также большой, по меркам Голландии, тюрьмой. В 2007 году здесь открыли центр Иеронима Босха, где были представлены копии его работ. В этом году напоминания о знаменитом соотечественнике повсюду. Трехмерные проекции картин Босха на рыночной площади. Витрины бутиков украшены фантастическими плодами, овощами и фигурками с полотен визионера — ангелы, демоны, русалки, скачащие на рыбах, и монстры, монстры, монстры, один чуднее другого. Несколько эффектных проекций украшают берега каналов, мосты и подземные галереи Биннендизе (так называется система сообщающихся рек и каналов Хертогенбоса). Для туристов-любителей организованы водные туры «Лодочное путешествие по Раю и Аду».

И. Босх. В аду. Частная коллекция. И. Босх. Искушение Св. Антония. 1500–1510 Художественный музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити. Признано авторство художника. И. Босх. Поклонение волхвов. 1470–1480. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. И. Босх. Триптих Распятие Св. Вильгефортис. 1495–1505. Галерея Академии, Венеция. И. Босх. Несение креста. 1490–1500. Музей истории искусств. Вена. Св. Блаженный Иероним в пустыне. Доска, масло. 1485-95. Музей изящных искусств Гента. Св. Иоанн на Патмосе. 1485. Картинная галерея, Государственные музеи Берлина. И. Босх. Сцены страстей. 1490–95. Картинная галерея, Государственные музеи Берлина.

Выставка «Иероним Босх.Видения гения» в Het Noordbrabants Museum  открыта до 8 мая 2016 года. Поскольку экспозиция вызвала ажиотаж европейского масштаба, последние две недели музей работает без выходных и открыт до 11 часов вечера.

С 31 мая  по 11 сентября выставка будет экспонироваться в музее Прадо в Мадриде.

www.interior.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *