Музей Фаберже в Санкт Петербурге
29 июня 2022 года в Музее Фаберже открылась выставка «Русский эпос в камне», на которой представлены произведения современных уральских камнерезов. Выставка организована Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже в Санкт-Петербурге в партнерстве с Фондом семьи Шмотьевых (Екатеринбург).
Подробнее
Культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже в Санкт-Петербурге представляют выставку «САЛЬВАДОР ДАЛИ. Атомная Леда и другие образы ГАЛА». Выставка организована в партнерстве с Фондом «Гала – Сальвадор Дали» (Фигерас). Генеральный спонсор выставки – ПАО «Газпром». Куратор выставки: Монсе Агер, директор Музеев Дали фонда «Гала – Сальвадор Дали».
Подробнее
Музей Фаберже, партнер оргкомитета конкурса GPHG (Гран-при высокого часового искусства Женевы), впервые предоставил возможность жителям и гостям Петербурга увидеть лучшие современные часы по версии экспертного сообщества часовой индустрии мира. Выставка часов, номинированных на «Золотую стрелку», престижнейшее событие, которое из года в год проходит в разных мировых столицах. В этот раз выбор организаторов пал на Санкт-Петербург, Музей Фаберже.
Подробнее
Культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже в Санкт-Петербурге представляют выставку «Фаберже. Сокровища императорской России», которая откроется в рамках празднования Дня города Сочи и начала летнего курортного сезона 2021 года. Выставка пройдет с 29 мая по 31 августа 2021 года на территории исторического Морского вокзала г. Сочи, где будут представлены ювелирные шедевры прославленной фирмы Карла Фаберже из собрания Музея Фаберже в Санкт-Петербурге.
Подробнее
С 28 января до 25 марта 2020 года у российского зрителя появится уникальная возможность познакомиться с творчеством гениального художника. В Центральном выставочном зале «Манеж» откроется выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство», организованная Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже в партнерстве с фондом «Гала – Сальвадор Дали» (Фигерас) и Национальным музеем «Центр искусств королевы Софии» (Мадрид). На выставке будет представлено более 180 произведений Дали: живопись, рисунки, акварели и гравюры.
Подробнее
3 февраля 2016 года в Музее Фаберже открылась для посетителей первая в России масштабная выставка-ретроспектива знаменитой мексиканской художницы Фриды Кало. В рамках обширной экспозиции были представлены 35 работы Фриды – живопись, рисунки, литография – как ранние работы, так и произведения более позднего периода, что позволило проследить стилистическую эволюцию мастера. Сопровождением выставки стали более ста фотографий, освещающих разные периоды жизни Фриды Кало, и мексиканские народные костюмы, подобные тем, что любила носить сама художница.
Подробнее
1 апреля 2017 года в Музее Фаберже открылась выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик». Впервые в Санкт-Петербурге демонстрировалась столь масштабная экспозиция, включающая более 150 живописных и графических работ Дали, предоставленных Фондом «Гала – Сальвадор Дали» в Фигерасе (Каталония, Испания), а также другими музейными и частными собраниями. Выставка позволила проследить творческий путь художника, начиная со сделавших его знаменитым сюрреалистических работ 1930-х годов и заканчивая его обращениями к сюжетам классического европейского искусства в 1980-х. Особый акцент был сделан на осмыслении Сальвадором Дали наследия гениев итальянского Ренессанса – Микеланджело и Челлини, а также «Божественной комедии» Данте.
Подробнее
25 ноября 2017 года в Музее Фаберже открылась выставка «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса». Впервые для российской публики была представлена уникальная коллекция живописи ведущих художников Парижской школы первой трети XX века, собранная их современником и покровителем Йонасом Неттером. На выставке были представлены самые громкие имена и показаны главные жемчужины коллекции Неттера: живопись Амедео Модильяни, Хаима Сутина, Мориса Утрилло, а также работы Моисея Кислинга, Мориса Вламинка, Андре Дерена, Сюзанны Валадон и других легендарных мастеров Монпарнаса.
Подробнее
С 21 декабря 2018 года по 12 марта 2019 года Культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже (Санкт-Петербург) впервые представили в Москве масштабный выставочный проект «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний», который показал шедевры, созданные Фридой Кало и Диего Риверой, и рассказал историю супружеской пары, ставшей самой знаменитой в искусстве ХХ века.
Подробнее
С 20 марта по 19 мая 2019 года Культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже (Санкт-Петербург) представили в Санкт-Петербурге масштабный выставочный проект «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний». Он включал в себя более 90 произведений обоих художников, от ранних до поздних. Дополнили экспозицию многочисленные фотографии и документальные фильмы о жизни и творчестве Фриды Кало и Диего Риверы.
Подробнее
Сайт Музея Фаберже в Санкт-Петербурге.
Купить билет
Главные новости
Уважаемые посетители!
Музей Фаберже стал участником «Пушкинской карты» — программы популяризации культурных мероприятий среди молодежи.
По карте можно приобрести входной билет в музей, а также билеты на экскурсии по основной экспозиции. Приобрести билеты можно онлайн, на сайте Музея Фаберже и в кассе.
Оформить Пушкинскую карту можно на сайте «Госуслуги» или в приложении «Госуслуги. Культура». Карта может быть как виртуальной, так и пластиковой.
Билеты по Пушкинской карте
Главные новости
Хотите создавать авторские украшения в стиле Фаберже? Музей Фаберже приглашает на новую программу «Ювелирные шедевры Фаберже», которая состоит из экскурсии по основной экспозиции музея и мастер-класса в технике горячей эмали. Под руководством профессионального ювелира гости смогут создать собственные украшения в стиле Карла Фаберже, обжечь их в муфельной печи и познакомиться с палитрой эмалей.
Продолжительность — 3 часа.
Билеты уже в продаже! Количество мест в группе ограничено.
Купить билет
Главные новости
С 29 ноября по 2 декабря в Музее Фаберже будет работать лекторий, посвященный выставке «Русский эпос в камне». Лекции о традициях русского камнерезного искусства можно посетить по отдельности или прослушать полный цикл по абонементу.
Выставка открыта для посетителей до 15 января 2023 года.
Расписание лектория
Главные новости
С 23 по 27 ноября в Музее Фаберже пройдёт эксклюзивная серия экскурсий «Новая история Шуваловского дворца» в рамках культурной программы VIII биеннале «Архитектура Петербурга».
Шуваловский дворец, архитектурная жемчужина Петербурга, в котором сегодня располагается Музей Фаберже, был возведен в конце правления Екатерины II на берегу реки Фонтанки. Перейдя через несколько лет во владение могущественной семьи Нарышкиных, дворец быстро завоевал репутацию популярного светского места, где бывали А.Пушкин, П.Вяземский, И.Крылов, Н.Карамзин, К.Брюллов и сам император Александр I.
В 1920-х годах в Шуваловском дворце работал Дом печати — одна из опорных точек ленинградского авангарда. Здесь выступали В.Маяковский, Д.Хармс, выставлялись работы П.Филонова и его учеников.
Один из красивейших дворцов Петербурга вновь распахнул свои двери в 2013 году, после масштабной реставрации, осуществленной Культурно-историческим фондом «Связь времен». Сегодня его бережно воссозданные исторические интерьеры позволяют окунуться в атмосферу блистательного Петербурга эпохи Карла Фаберже.
Сеансы будут проходить ежедневно в 16.00 и 19.00.
Купить билет
Главные новости
До 15 января 2023 года в Музее Фаберже продлена работа выставки «Русский эпос в камне», на которой представлены произведения современных уральских камнерезов. Выставка организована Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже в Санкт-Петербурге в партнерстве с Фондом семьи Шмотьевых (Екатеринбург).
В экспозицию включены произведения мастеров двух крупнейших предприятий Екатеринбурга, работающих над созданием художественных произведений из цветного камня: «Камнерезного дома Алексея Антонова» и студии камнерезного искусства «Святогор».
Большая часть из них создана в технике объемной мозаики. Сюжеты, вдохновляющие мастеров-камнерезов в наши дни, связаны с русской историей и преданиями, воплощенными в былинах и сказках. Герои камнерезных композиций – русские князья и богатыри, персонажи сказок и народные типы. Собранные вместе, они рассказывают о традиционной русской культуре и ее простых и вечных ценностях: добре и красоте, мужестве и любви.
Выставка открыта ежедневно с 10.00 до 20.45.
Сайт выставки
Главные новости
В преддверии нового учебного года Музей Фаберже запускает абонемент «Азбука хороших манер» для школьников 1–4 классов. Абонемент состоит из четырех новых экскурсий и мастер-классов:
Занятия абонемента будут проходить один раз в месяц субботним утром в 10.00. Дети могут принять участие как самостоятельно, так и в сопровождении взрослого, выбрав семейный абонемент. Возможно посещение школьными группами 1−4 класса.
Первое занятие состоится 24 сентября. Билеты уже в продаже!
Купить абонемент
Главные новости
Музей Фаберже выходит за порог Шуваловского дворца и приглашает на прогулку по городу! «Бриллиантовая улица: истории ювелирных домов Петербурга конца XIX – начала ХХ века» — первая пешеходная аудиоэкскурсия, разработанная сотрудниками Музея Фаберже. Участники экскурсии смогут перенестись в светский Петербург эпохи Фаберже и узнать истории успеха всемирно известных ювелиров. Именно на Большой Морской располагались самые дорогие магазины, а также дома, где жили и работали Карл Фаберже, его мастера и конкуренты.
Скачать приложение
Главные новости
Каждые выходные в Музее Фаберже проходят образовательные детские программы для детей в возрасте от 5 до 12 лет. Программы состоят из экскурсий и творческих мастер-классов, где ребята знакомятся со всеми направлениями деятельности фирмы Карла Фаберже: пасхальные шедевры, драгоценный зоопарк, изящные украшения и аксессуары, а также русские эмали.
Расписание детских программ на ноябрь.
Купить билет
Главные новости
Семь российских музеев вошли в сотню самых посещаемых музеев мира в рейтинге The Art Newspaper в 2020 году. Музей Фаберже дебютировал на 22-м месте (728,7 тыс. посетителей, был закрыт 110 дней), заняв четвертое место среди музеев России.
Подробнее
Магазин Музея Фаберже
В Магазине Музея представлены оригинальные сувениры, произведения русских дизайнеров, реплики музейной экспозиции, которые будут напоминать о посещении Музея Фаберже.
В магазин
Магазин Музея Фаберже
В Магазине Музея Фаберже также можно приобрести эксклюзивные украшения и аксессуары, которые создали известные, современные российские ювелиры по мотивам главных произведений мастеров фирмы Карла Фаберже.
В магазин
Кафе Музея Фаберже
Кафе Музея Фаберже является одновременно местом отдыха для посетителей экспозиции и популярным местом встреч для петербуржцев и гостей города. Меню кафе содержит преимущественно блюда русской и европейской кухни.
В кафе
В Санкт-Петербурге назревает скандал с Фаберже
Зимний дворец в Санкт-Петербурге, который сегодня является частью Эрмитажа (Wikimedia Commons) |
Изящные, богато украшенные работы, сделанные в мастерской Фаберже, являются одними из самых востребованных предметов искусства в мире, а это значит, что существует и здоровый рынок подделок Фаберже. Недавно в России возникли вопросы о подлинности некоторых произведений Фаберже в связи с нарастающим скандалом с участием известного музея, олигарха и скептически настроенного арт-дилера.
Эрмитаж (Wikimedia Commons) |
Эрмитаж в Санкт-Петербурге, второй по величине художественный музей в мире, в настоящее время представляет выставку произведений Фаберже. Коллекция Фаберже, принадлежащая Эрмитажу, относительно невелика, поэтому большая часть экспонатов предоставлена другими учреждениями. Среди них частный музей Фаберже, принадлежащий богатому российскому бизнесмену Александру Иванову. Он основал музей в Баден-Бадене, Германия, в 2009 году.для хранения личной коллекции Фаберже. Одиннадцать лет назад Иванов сказал прессе, что коллекция стоит около 2 миллиардов долларов.
Иванов, крупный коллекционер и брокер произведений Фаберже, стал известен более десяти лет назад, когда купил яйцо Фаберже Ротшильда на аукционе Christie’s в Лондоне. Яйцо, изготовленное для Эдуарда и Жермен де Ротшильд в 1902 году, было продано на аукционе в ноябре 2007 года. Иванов заплатил за это изделие более 12 миллионов долларов США (позже его преследовало британское правительство по вопросам уплаты НДС).
Яйцо Ротшильда Фаберже выставлено на аукционе Christie’s в Лондоне в преддверии аукциона, октябрь 2007 г. (ШОН КАРРИ/AFP через Getty Images) |
Яйцо Ротшильда, возможно, стало для многих знакомством с Ивановым, но он не оставил его в своей личной коллекции после продажи. Вместо этого он подарил его российскому правительству в 2014 году. Впоследствии Владимир Путин подарил яйцо Эрмитажу в декабре 2014 года в рамках празднования 250-летия музея.
Связи Иванова с Эрмитажем продолжаются, и он является одним из коллекционеров, причастных к нынешней выставке Фаберже в музее. Выставка Фаберже: Ювелир при императорском дворе открылась в Эрмитаже в ноябре 2020 года и продлится до следующего месяца. Согласно интервью, которое Иванов дал ArtNet, предметы для выставки были выбраны специалистом Фаберже Мариной Лопато незадолго до ее смерти в июле 2020 года.
Яйцо Иванова на годовщину свадьбы в каталоге Эрмитажа выставки |
Одно из этих произведений Иванова, Яйцо «Годовщина свадьбы», недавно стало объектом критики искусствоведов. The Guardian сообщает, что яйцо было «предположительно подарено царем Николаем II императрице Александре на 10-ю годовщину их свадьбы в 1904 году». Но в 2020 году американский ученый поставил под сомнение подлинность яйца. DeeAnn Hoff, опубликовавшая статью, в которой отмечались проблемы с яйцом. Хофф отметил, что некоторые портреты на яйце, похоже, были основаны на недавно раскрашенных изображениях, в том числе портрет великой княгини Анастасии, раскрашенный бразильской художницей Мариной Амарал. Оригинальная черно-белая фотография Анастасии была сделана в 1906, через два года после заявленной даты создания яйца.
Хофф также отметил проблемы с изображением Николая II на яйце, включая количество и цвет его медалей и наград. Иванов предоставил ArtNet документы, которые, как он утверждал, доказывают подлинность яйца, но издание обнаружило расхождения и в этих документах.
Еще один вид Яйца на годовщину свадьбы Иванова |
Андре Ружников, арт-дилер из Лондона, специализирующийся на предметах Фаберже, написал многолетнему генеральному директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому письмо с просьбой закрыть выставку в связи с вопросами о подлинности некоторых экспонатов. . Он сказал Хранителю : «Я хочу, чтобы позор закончился. Я хочу, чтобы это шоу было закрыто и забыто, вот и все. Нельзя подвергать Эрмитаж такому позору».
Ни Пиотровский, ни какой-либо другой официальный представитель Эрмитажа не ответили на вопросы прессы с просьбой прокомментировать этот вопрос. Вместо этого музей опубликовал на своем сайте предисловие Пиотровского к каталогу выставки. В этом эссе он отмечает: «Подлинность каждого свежего предмета, который появляется на рынке, всегда может быть оспорена и будет оспорена. Документы, чеки, наличие клейма изготовителя — не более чем частичная помощь. Консенсуса экспертного сообщества добиться нелегко, и его часто не хватает. Поэтому любая новая публикация сопровождается обсуждением», добавив, что «каждая новая выставка приносит с собой круглые столы, на которых обсуждаются общие и частные вопросы».
Музей также воспроизвел текст статьи с российского новостного сайта, в которой, по сути, утверждается, что Ружников необъективен в своих утверждениях, отчасти из-за его прежних связей с другим российским олигархом Виктором Вексельбергом. Владелец крупнейшей в мире частной коллекции яиц Фаберже, Вексельберг теперь владеет коллекцией яиц, которая когда-то принадлежала семье Форбс. Он также руководит еще одним частным музеем — музеем Фаберже в Санкт-Петербурге. В статье также приводится цитата Пиотровского, который, по-видимому, ссылается на полномочия Ружникова, когда отмечает: «Необходимо иметь в виду огромную разницу между искусствоведами-дилерами и музейными искусствоведами. Занятие первого — покупать и продавать, второго — сохранять, изучать и представлять. Для первого произведение искусства — товар; для последнего это часть сложного культурного процесса. В настоящее время существует хорошее взаимодействие, но оно имеет свои пределы, обусловленные заботой о прибыли для одной группы и стремлением к знаниям для другой». В статье не упоминается научная работа, проделанная ДиЭнн Хофф над яйцом на годовщину свадьбы Иванова.
Кристис |
Яйцо «Годовщина свадьбы» — не единственный предмет, представленный на выставке, который подвергался сомнению со стороны других дилеров и исследователей Фаберже. Другие яйца, декоративные предметы и украшения также были отмечены как возможные подделки. Интересно, что в экспозицию входит тиара из сапфиров и бриллиантов, которая, как отмечает ArtNet, «представлена в Эрмитаже как работа Фаберже». Когда та же самая тиара была продана на аукционе Christie’s в ноябре 2014 года, не было установлено никакой связи между украшением и мастерской Фаберже. Вместо этого в примечаниях к лоту с аукциона изделие просто описывается как «старинная тиара/ожерелье из сапфиров и бриллиантов», изготовленное около 189 г.0 с цветочными элементами и элементами геральдической лилии в дизайне. Аукционный дом не высказал мнение о производителе тиары.
Тиара, за которую было продано более 100 000 долларов, была предложена неназванным «титулованным джентльменом» в подходящем футляре от S.J. Phillips Ltd., лондонская антикварная фирма. ArtNet связался с «известным лондонским дилером Фаберже» для оценки тиары. Торговец, которому издание предоставило анонимность, отметил: «Немыслимо, чтобы русские императрицы, имея в своем распоряжении непревзойденные драгоценности русской короны, унижали себя композитными низкокачественными тиарами такого типа».
Эрмитаж (Wikimedia Commons) |
На момент написания статьи выставка в Эрмитаже продолжает работать для публики, и никакого дополнительного ответа музея по поводу обвинений в неаутентичности некоторых экспонатов не поступало. Поскольку жажда приобрести предметы Фаберже сохраняется, особенно в России, вопросы подлинности каждого изделия Фаберже, вероятно, будут возникать снова и снова. Ведь, как заметил Ружников, пока цены на подлинные изделия Фаберже остаются высокими, мы также будем продолжать видеть на рынке много «фокберже».
Арт-дилер заявляет, что экспозиция Фаберже в Эрмитаже полна «безвкусных подделок» из коллекции одного олигарха более 20 «безвкусных подделок» из коллекции Александра Иванова, российского олигарха, связанного с Владимиром Путиным и Кремлем.
Заявление о взрыве было сделано в открытом письме главе Эрмитажа Михаилу Пиотровскому Андреем Ружниковым, который уже 40 лет покупает и продает Фаберже. В нем он обвиняет Пиотровского в «оскорблении доброго имени Фаберже, предательстве доверия ваших посетителей, действии под ложным предлогом и подрыве авторитета музея, которым вы назначены руководить».
«Эрмитаж — гордость России и принадлежит к мировому культурному наследию», — написал Ружников. «Ваша выставка «Фаберже» тащит его по канаве».
Эта фигурка солдата, выставленная в Эрмитаже как подлинная работа Фаберже, была отвергнута директором Минералогического музея им. Ферсмана в Москве как «низкокачественная современная копия» фабержеевской «Солдата запаса» (1915 г.) в его музей.
Обвинения касаются предметов из Музея Фаберже в Баден-Бадене, Германия, частного учреждения, принадлежащего Иванову, которые, по словам Ружникова, являются подделками. Предметы находятся на эрмитажной выставке «Фаберже: Ювелир при императорском дворе» (25 ноября — 14 марта 2021 г.).
Иванов сообщил Artnet News, что все экспонаты выставки были «отобраны лично [куратором] Мариной Лопато совместно с реставраторами Эрмитажа и другими сотрудниками». Лопато, специалист по Фаберже, которому посвящена выставка, умерла в июле прошлого года.
Пиотровский, директор Эрмитажа с 1992 года, отказался отвечать на обвинения. 13 января он направил средствам массовой информации общее заявление со ссылкой на запросы к предисловию к своему каталогу, в котором говорится, что «подлинность каждого свежего предмета, появляющегося на рынке, всегда можно оспорить и оспорить… консенсус экспертного сообщества дается нелегко». чтобы получить.»
Когда 26 января Artnet News связались с Пиотровским и предложили дать дополнительные комментарии, сотрудник пресс-службы музея сослался на статью на местном веб-сайте Fontanka.ru, в которой восхвалялась «характерная мудрость» Пиотовского в «предвидении конфликта».
Недавно раскрашенная фотография великой княгини Анастасии 1906 года, которая якобы послужила основой для портрета на яйце «Годовщина свадьбы».
Анахронизмы накапливаются…В центре споров находится яйцо на годовщину свадьбы, приписываемое Фаберже и якобы подаренное царем Николаем II императрице Александре на Пасху 1904 в честь 10-летия свадьбы.
По крайней мере, прошлой весной, когда ДиЭнн Хофф, независимый исследователь Фаберже из Орегона, опубликовала критическую оценку объекта в Информационном бюллетене исследований Фаберже , его подлинность стала предметом споров.
В своей статье Хофф утверждала, что четыре миниатюрных портрета Яйца, изображающих российскую царскую семью, основаны на недавно раскрашенных архивных фотографиях, сделанных после 1904 года. белое платье с цветными лентами и бантами. Но, судя по нескольким одновременным портретам придворного миниатюриста Василия Зуева (1870–191941), Анастасия была одета в чистое белое платье с лентами и бантами. Ее изображение на медальоне «Яйцо на годовщину свадьбы», кажется, взято из раскрашенной версии черно-белой фотографии, сделанной в 1906 году. Это изображение находится в свободном доступе в Интернете.
Еще один анахронизм, пишет Хофф, касается портрета Николая II в Яйце. На царе изображены только четыре из пяти медалей, украшавших его мундир с 1896 года. Хофф считает, что изображение основано на устаревшей фотографии 1894 года, до добавления его пятой медали. Миниатюрный портрет на Яйце также ошибочно показывает одну из царских медалей — орден Даннеброга — с голубой лентой, а не с красно-белыми цветами датского флага.
Портрет Великой княгини Марии на Яйце к годовщине свадьбы 1904 года. Судя по всему, он основан на фотографии Марии 1910 года, которая вдохновила придворного миниатюриста Валерия Зуева на медальон Марии для Яйца Фаберже к Пятнадцатой годовщине 1911 года (ниже).
Теневое происхождение?Иванов, получивший известность в 2007 году после того, как предложил рекордные 9 миллионов фунтов стерлингов за яйцо Фаберже Ротшильдов, подаренное Эрмитажу в 2014 году Владимиром Путиным, предоставил Artnet News 13 документов, предположительно подтверждающих происхождение годовщины свадьбы. Яйцо и еще три предмета эрмитажной выставки, которые Ружников отвергает как современные подделки: куриное яйцо, датированное в каталоге 189 г. 8; яйцо Александра Невского 1904 года; и фигурку солдата, датированную 1917 годом.
Один из документов представляет собой машинописный список ценностей для вывоза, составленный советскими властями в октябре 1932 года, который включает предмет, который, по словам Иванова, представляет собой яйцо на годовщину свадьбы, описываемое как «белое эмалированное яйцо с букет цветов». Тем не менее, этот предмет указан под инвентарным номером 17555, который ученые Фаберже давно цитируют как относящийся к яйцу «Корзина цветов» 1901 года, приобретенному королевой Марией, женой британского короля Георга V, в 1919 году.33. Это яйцо сейчас находится в Королевской коллекции.
Медальон Марии придворного миниатюриста Валерия Зуева для Яйца Фаберже «15-летие 1911 года». Предоставлено Музеем Фаберже, Санкт-Петербург.
Описание, соответствующее номеру 17555 в описи Оружейной палаты Кремля в Москве — ведущего хранилища материалов Фаберже — «настолько подробно, что нет ни малейшего шанса идентифицировать его как так называемое яйцо к годовщине свадьбы 1904 года». — рассказывает архивариус Оружейной палаты Кремля Татьяна Тутова.
Иванов также утверждает, что его яйцо, посвященное годовщине свадьбы, было продано Морисом Реймсом на аукционе в Париже 19 марта 1951 года. Однако копия записи в каталоге, которую Иванов представил в качестве доказательства, написана на английском, а не на французском языке. И ни о какой такой продаже не было сообщено в еженедельнике Gazette de l’Hôtel Drouot , еженедельном журнале, в котором публикуются обязательные официальные записи о каждом аукционе, проводимом во французской столице. (Отель Друо является центральным парижским аукционным залом, где до 2000 года по закону требовалось проводить практически все парижские аукционы.)
Запись Gazette de l’Hôtel Drouot, указывающая на продажу Hôtel Drouot 19 марта 1951 года, была посвящена восточным коврам.
Когда Ружников сообщил, что он установил из архивов Друо, что распродажа, устроенная Морисом Реймсом 19 марта 1951 года, была посвящена восточным коврам, Иванов заявил, что Яйцо было продано с аукциона на другом парижском аукционе. Он не сказал, где, а также не предоставил копию обложки или содержания каталога.
Вызывают недоумение и учреждения, предоставляющие экспонаты для экспозиции Эрмитажа.
Собственные фонды Фаберже Эрмитажа относительно скромны, и, наряду с пригородными петербургскими дворцами Павловск и Петергоф, единственными кредиторами выставки являются Музей Фаберже в Баден-Бадене, Русский национальный музей в Москве — еще один частный музей Иванова — и Музей христианской культуры в Санкт-Петербурге, принадлежащий Константину Голощапову, близкому союзнику Путина. Цель этих частных музеев, утверждает Ружников, — «узаконить подделки и повысить их рыночную стоимость, выставляя их в Эрмитаже».
Ружников и Хофф не единственные, кто критикует содержание шоу. В письме, направленном Пиотровскому Павлом Плеховым, директором Минералогического музея Ферсмана в Москве, Плехов говорит, что предполагаемая фигурка солдата Фаберже на выставке является «низкокачественной современной копией» солдата запаса Фаберже (1915 г. ) в его музее.
Среди партнеров выставки заметно отсутствует Музей Фаберже, созданный Виктором Вексельбергом в 2013 году всего в полутора километрах от Эрмитажа для демонстрации 19В 2004 году он приобрел коллекцию Forbes Fabergé, состоящую из 0 экземпляров, за 100 миллионов долларов (Ружников сыграл важную роль в переговорах об этой продаже). Никто из старших сотрудников Музея Фаберже даже не посетил выставку, когда мы отправились в печать, через два месяца после ее открытия.
Эта тиара XIX века, проданная на Christie’s 26 ноября 2014 года всего за 74 500 фунтов стерлингов, теперь представлена в Эрмитаже как работа Фаберже.
Темный рынокОбвинения в адрес выставки и коллекции Иванова выдвигаются на фоне активного темного рынка поддельных изделий Фаберже.
«Фоксберге на рынке всегда было много, — говорит Ружников. «Но борьба с ним набирает обороты». Недавний каталог Christie’s, например, включал серебряные настольные часы, принадлежащие Фаберже, и оценивал их в 30 000–50 000 фунтов стерлингов. Ружников в превью аукциона, размещенном на его личном сайте, назвал его «мусором». Christie’s отозвал товар перед продажей, сославшись на «проблемы с подлинностью».
Ружников говорит, что было несколько случаев, когда предметы были проставлены клеймами Фаберже и переупакованы как подлинные. Одна из четырех бриллиантовых диадем на выставке в Эрмитаже, принадлежащая Иванову и снова приписываемая Фаберже, прошла через руки лондонского торговца ювелирными изделиями Хамфри Батлера, который рассказал Artnet News, что купил ее у арт-консультанта в декабре 2012 года. Затем он ее продал. одному из ведущих лондонских оптовиков Энтони Ландсбергу в начале 2013 г.
«Ничто в то время не указывало на то, что украшения были российского происхождения», — говорит Батлер, добавляя, что его «позабавило» тиара, проданная Christie’s за 74 500 фунтов стерлингов в ноябре 2014 года, вновь появившаяся в качестве предмета «Фаберже» в Эрмитаже. выставка. В каталоге аукционного дома она мягко описана как «старинная тиара с сапфирами и бриллиантами, около 1900 года, с элементами начала 19 века».