Выставка истории московского метро: Музей метро в Москве на «Выставочной» — бесплатно ежедневно.

Московский метрополитен имени Л.М.Кагановича (1931-1941)

В мае 2015 г. Московскому метрополитену им. В.И.Ленина исполняется 80 лет. К этой дате отдел периодических изданий ГПИБ представляет выставку, рассказывающую об истории метрополитена с 1931 по 1941 года, о том, как проходило строительство, кто участвовал в этой грандиозной стройке, почему Московский метрополитен стал самым красивым в мире.

Экспозиция состоит из трех разделов: История Московского метрополитена 1931-1941 гг.; На строительстве московской подземки; Архитектура и архитекторы станций метро.

В первом разделе представлены журналы («Огонек», «Архитектура и строительство Москвы», «Московское наследие», «Строительство Москвы» и пр.) и книги, рассказывающие об истории Московского метрополитена от возникновения самой идеи строительства метро и первых дореволюционных проектов до реализации замысла советскими архитекторами. Особый интерес представляют журналы о проектировании метро с 1902 года и книга, посвященная анализу одного из таких проектов 1913 года инженера Руина — «Несколько слов по поводу Московского метрополитена.

М., 1913».

С приходом советской власти столица страны была перенесена в Москву. Одновременно она стала и центром международного революционного движения, поэтому строительству и архитектуре новой советской столицы придавалось особое значение. Из-за увеличения населения и неспособности наземного городского транспорта справляться с пассажирскими перевозками, перед советским правительством встал вопрос о необходимости строительства в Москве метрополитена.

17 июня 1931 г. газета «Правда» напечатала: «Пленум ЦК считает, что необходимо немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метрополитена в Москве, как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешевых людских перевозок, с тем, чтобы в 1932 году уже начать строительство метрополитена», — так страна узнала о решении ЦК ВКП (б) от 15 июня 1931 г.  

Строительство проходило под личным контролем И.В.Сталина и первая линия метро была построена с опережением графика. Работы, запланированные на 5 лет, были выполнены за три года. Первый пробный поезд был пущен еще в октябре 1934 года. 13 мая 1935 года по просьбе строителей метро московскому метрополитену было присвоено имя Л.М.Кагановича, а с 15 мая 1935 года метрополитен был открыт для общего пользования. С тех пор строительство метрополитена не прекращалось.

Второй раздел выставки посвящен строительству Московского метрополитена. Здесь представлены воспоминания строителей, инженеров, проходчиков; статьи из журналов о том, как было организовано строительство («Строительство Москвы», «Городское хозяйство Москвы» и др.), фотографии стахановцев на обложках периодики и книг («Огонек»), плакаты, посвященные стройке метрополитена, стихотворения и художественная литература для детей и взрослых 1934 – 1935 гг.

Строительство метрополитена в Москве было объявлено комсомольской ударной стройкой. Советские люди горячо откликнулись на этот призыв Московского комитета партии и горкома комсомола: «Метрополитен столицы должна строить вся страна!».

К открытию метрополитена в 1935 году на экраны кинотеатров вышел документальный фильм «Есть метро» режиссера Лидии Степановой, посвященный строительству метро. На фабриках и заводах Москвы прошли митинги, посвященные пуску первой очереди метрополитена; фабрика «Большевик» выпустила новый сорт печенья «Метро»; в театрах Москвы прошли спектакли для метростроевцев; была организована эстафета на приз газеты «Вечерняя Москва» по бульварному кольцу.

 

В третьем разделе, посвященном архитектуре станций Московского метрополитена, представлены статьи из журналов и книги непосредственных участников: архитекторов, инженеров, первые впечатления от архитектурного оформления станций 30-х гг. ХХ века («Новое время», «Архитектура и строительство Москвы», «Огонек», «Русское искусство» и др.).

Архитектурному оформлению каждой станции старались придать индивидуальной облик, отвечающий её названию, месторасположению и определенной теме. В газете «Правда» от 14 мая 1935 г. искусствовед и историк архитектуры Д. Аркин писал: «В отличие от европейского и американского метро каждая станция в Москве наделена своим архитектурным лицом. И в то же время все подземные вестибюли и залы говорят об одном и том же архитектурном взрыве, несут на себе яркую печать одного стиля. Да, можно говорить о своеобразном стиле московского метрополитена, о единстве его архитектурного облика. В архитектуре метро дан как бы эскиз архитектурного облика новой Москвы».

В 1934 году был объявлен конкурс на архитектурное оформление станций метро «с таким распределением заказов по мастерским, чтобы по каждой станции получить несколько вариантов в различных архитектурных трактовках, с различным архитектурным подходом» («Строительство Москвы», 1935 г.). В течение месяца были подготовлены и представлены проекты архитектурного оформления станций метрополитена. 

Одним из таких проектов стал вариант оформления станции «Библиотека имени Ленина», разработанный архитектором К. И. Джусом (1934 г.), где он предложил выкрасить потолок в черный цвет, исходя их того, что потолок, окрашенный в такой цвет, лишает зрителя возможности определить степень его высоты. У зрителя создается впечатление, что потолок находится над самой его головой. При этом должен был быть ярко освещен перрон с целью создать впечатление, что человек осенней ночью вышел к поезду под черное небо. Л. М. Кагановичем проект был отклонен.

Даты проведения

Место проведения Читальный зал периодики

«Всегда в движении»: Политехнический музей открыл выставку плакатов в московском метро

Политехнический музей приглашает посетителей Московского метрополитена на бесплатную выставку «Всегда в движении». На ней можно увидеть редкие фото и плакаты прошлого века, посвящённые устройству транспорта и эволюции средств передвижения. Экспозиция открылась в галерее «Метро» на станции «Выставочная» и продлится до 31 января.

«Политехнический музей впервые организовывает выставку в одном из самых общедоступных пространств Москвы — метрополитене. Название «Всегда в движении» сразу отсылает посетителей к теме транспорта. Выставка рассказывает о важных событиях, которые изменили транспортную сеть столицы России — от появления первых машин на электротяге в конце XIX века до строительства метро и конструирования авиалайнеров», — рассказала заместитель генерального директора Политехнического музея по операционной деятельности Екатерина Мочалина.

Посетители подземной галереи смогут увидеть документы, фотографии и 30 редких плакатов из коллекции Политехнического музея.

«Многие жители и туристы интересуются Московским транспортом — это важная часть истории города. Благодаря выставке «Всегда в движении» о самых важных событиях в жизни городского транспорта столицы можно узнать прямо в пути, не выходя из метро», — отметил заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

Выставка поделена на три раздела. Первый — «Из точки А — в точку Б» — рассказывает о ключевых событиях, повлиявших на развитие транспортной инфраструктуры, ускоривших и облегчивших перемещение человека в пространстве. На фотографиях начала XX века — электрокэбы Ипполита Романова, подвесная электрическая дорога в Гатчине, а также конка и первые вагоны московского метро.

Раздел «Прорыв в движении» знакомит зрителя с технологическим и визуальным разнообразием средств передвижения. Благодаря историческим плакатам можно увидеть эволюцию автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта. Например, ознакомиться с внутренним устройством первых паровозов, автомобилей «Победа» и самолетов ЯК-18.

Красочные и подробные плакаты датируются 1930–1970 годами. Ранее их использовали в качестве обучающего материала как в училищах, так и на предприятиях. Коллекция Политехнического музея позволяет проследить за становлением культуры производства в СССР. Также плакаты демонстрируют приёмы репрезентации сложных и точных данных — то, что позднее будет называться инфографикой.

Редактором двух представленных на выставке плакатов выступил Андрей Липгарт — главный конструктор ГАЗа и ключевая личность в истории автомобильной промышленности СССР в 1930–1950-х годах. Его также можно назвать основателем советской научно-педагогической школы в области конструирования и массового производства автомобилей. Липгарт знал все тонкости технологических процессов и отличался особым вниманием к деталям. Всё это можно заметить, изучая плакаты. Конструктор говорил: «Понять устройство машины просто, но сделать её — необходимо колоссальное искусство».

Благодаря разделу выставки «Человек в потоке жизни» можно познакомиться с технологиями, которые влияют на развитие транспортной сферы. Речь идёт о кибернетике, атомной энергетике, а также исследовании космоса. На плакатах и рисунках хорошо видно, как передовые изобретения прошлого интегрировались в повседневную жизнь человека.

В этом разделе представлены и работы авторства известного плакатиста Виктора Добровольского. Художник рисовал для большого количества газет и журналов, иллюстрировал и оформлял книги, работал как промышленный график и создавал информационные и рекламные материалы. В коллекции Политехнического есть учебные плакаты Добровольского «Мозг человека и кибернетика», «Атомная энергия в народном хозяйстве», «Радиоастрономия», «Ориентация на местности по приборам».

Больше об истории транспорта можно узнать из видеоэкскурсии по Открытой коллекции Политехнического музея. Посмотреть её посетители выставки «Всегда в движении» смогут, отсканировав QR-код. Видео позволит зрителям детально изучить несколько ключевых экспонатов из музейной коллекции транспортных средств, в том числе единственный в мире русский автомобиль дореволюционной постройки «Руссо-Балт». Экскурсия сопровождается переводом на русский жестовый язык.

Фото – Московский метрополитен

Источник – сайт сетевого СМИ artmoskovia.ru.

editor

Вы можете оказать поддержку нашему СМИ, пожертвовав произвольную сумму денежных средств по предложенной ссылке или воспользоваться QR-кодом. Оператор пожертвований – сервис CloudTips (от Тинькофф и CloudPayments).
С уважением и благодарностью, главный редактор Ольга Неснова.

Публичный музей Московского метрополитена · Открывая заново обыденное в московских музеях «В глуши» · Городское воображение

Это фотография части Национального музея Московского метрополитена.

Это изображение кабины водителя настоящего вагона метро, ​​выставленное в музее и открытое для взаимодействия. Посетители могут нажимать кнопки и переключать рычаги на панели. Дизайн кабины и панели относительно прост и груб.

Экспонат Государственного музея Московского метрополитена. На нем показаны миниатюры трех разных типов вагонов метро.

Московский метрополитен, одна из крупнейших в мире систем городского транспорта, открыла свою первую линию в 1935 году по приказу Иосифа Сталина[1]. Как и многие другие амбициозные строительные проекты, осуществленные в СССР, он был задуман не только как великий подвиг инженерного и архитектурного мастерства, но и как защита коммунизма и Родины после Великой депрессии[2]. Многие станции московского метро до сих пор известны своей изысканной красотой, часто украшенной мраморными колоннами, красиво расписанными ротондами, общественными произведениями искусства и экстравагантными осветительными приборами. Московский метрополитен сегодня является пятой по протяженности системой метро и третьей по загруженности транспортной системой в мире[3]. Он включает в себя еще больше богато украшенных дизайнов и украшений, которые были добавлены с годами, что делает его не только средством передвижения, но и ценной культурной реликвией. Просто прогуливаясь по этим станциям, посетители могут познакомиться с частями советской истории через ее атмосферу, мозаику сцен русской жизни и ключевых исторических личностей, дань уважения таким деятелям, как Достоевский, скульптуры русской мессы, мраморные рельефы, пересказывающие этапы русской истории и уникальные художественные стили.

Национальный музей Московского метрополитена, расположенный на станции метро «Спортивная», посвящен именно этой истории Московского метрополитена, а также рассказывает историю этого важного пространства и реликвии с помощью фотографий и фактического оборудования системы метрополитена на протяжении всей истории город. Фотографии показывают метро в различные исторические моменты, включая процесс строительства станций и железных дорог, празднование открытия метро и использование станций в военное время для сна, встреч и укрытия[4]. Московский метрополитен, как и этот музей, является местом, где сталкиваются история, культура и повседневная жизнь, знакомя современного посетителя с той уникальной ролью, которую универсальное понятие – транспортная система – сыграло в городе Москве. . Изучая одно из самых «невидимых», но посещаемых, обычных, но исторически богатых мест в Москве, музей позволяет взглянуть на физическое и историческое развитие Москвы через неожиданно знакомую призму.



[1] Энгельс, Джонатон. «Художественный музей Московского метрополитена: 10 станций, которые нужно посетить». BootsnAll Статьи о путешествиях RSS . BootsnAll Travel Network, 17 июля 2012 г. Интернет.

[2] «Общественный музей Московского метрополитена». Атлас Обскура . Атлас Обскура, nd Веб.

[3] Там же.

[4] Там же.

Это панорамный снимок станции Комсомольская, самой популярной станции Москвы. Построенный в 50-х годах, это дворец в стиле барокко с арочными желтыми потолками, гигантскими люстрами и большими мозаиками.

Фотография станции Московского метро Киевская-Кольцевая. Станция открыта в 1954 году в рамках четвертой очереди строительства метрополитена, начатого после Великой Отечественной войны в 1945 году.

15 мая 1935 года открылось самое красивое метро в мире. И сегодня, почти 81 год спустя, Музей архитектуры имени Щусева отмечает великолепную систему московского метрополитена выставкой под названием «Московское метро. Подземный монумент». До середины июля посетители могут проследить историю этого символа Москвы в выставочных залах Музея архитектуры и еще раз убедиться, что метрополитен — это не просто общественный транспорт, а живой музей под землей.

Московское метро было одной из самых грандиозных строек советского времени. Сегодня это уникальное достижение архитектуры и инженерии, ежегодно привлекающее миллионы туристов, желающих открыть для себя красоту каждой станции.

Мария Костюк, один из кураторов выставки, рассказала The Moscow Times, что проект начался в прошлом году, к 80-летию метро, ​​поскольку в Музее архитектуры хранится огромная коллекция чертежей и чертежей первых станций. «Выставка стала результатом нашего исследования», — сказала она. И поскольку это появилось на основе исследований в их архивах, «Московский метрополитен. Подземный памятник» фокусируется на первых четырех этапах строительства метро, ​​между 1935 и 1954.

Рисунки известных архитекторов Ивана Фомина, Алексея Душкина, Дмитрия Чечулина, Алексея Щусева и Владимира Гельфрейха экспонируются наряду с фотохроникой информационного агентства ТАСС, фотографиями и документами из Музея Щусева и Музея Московского метрополитена. , тексты кураторов, исследователей, архитекторов и некоторые другие графические и архивные экспонаты, переданные наследником архитектора И. Г. Тарановым. Здесь можно увидеть эскизы знаменитых тюльпановидных колонн, резной мрамор, изящные люстры и все те необыкновенные украшения, которые превращают московское метро в подземный музей. Остальные эскизы и чертежи, выставленные на всеобщее обозрение, остались лишь прекрасными идеями, которые так и не были воплощены в жизнь.

«Главной целью этой выставки было показать архитектурную значимость Московского метрополитена, оригинальность процесса планирования и уникальность воплощения планов», — рассказала Мария Костюк. «Мы хотим привлечь внимание людей к нереализованным планам и множеству вариаций архитектурного решения, и надеемся, что москвичи и гости города оценят нашу выставку и увидят ее ценность».

Станции «Сокольники», «Театральная», «Маяковская», «Кропоткинская» и «Комсомольская» представлены в своих первых бумажных воплощениях, и вы можете сравнить первоначальные идеи с тем, что в итоге было построено. Вы также можете увидеть конструкции и детали, которые были снесены и утеряны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *