Выставка Михаил Шемякин. Метафизическая мастерская, Москва – Афиша-Музеи
- Абакан,
- Азов,
- Альметьевск,
- Анапа,
- Ангарск,
- Арзамас,
- Армавир,
- Артем,
- Архангельск,
- Астрахань,
- Ачинск,
- Балаково,
- Балашиха,
- Балашов,
- Барнаул,
- Батайск,
- Белгород,
- Белорецк,
- Белореченск,
- Бердск,
- Березники,
- Бийск,
- Благовещенск,
- Братск,
- Брянск,
- Бугульма,
- Бугуруслан,
- Бузулук,
- Великий Новгород,
- Верхняя Пышма,
- Видное,
- Владивосток,
- Владикавказ,
- Владимир,
- Волгоград,
- Волгодонск,
- Волжский,
- Вологда,
- Вольск,
- Воронеж,
- Воскресенск,
- Всеволожск,
- Выборг,
- Гатчина,
- Геленджик,
- Горно-Алтайск,
- Грозный,
- Губкин,
- Гудермес,
- Дербент,
- Дзержинск,
- Димитровград,
- Дмитров,
- Долгопрудный,
- Домодедово,
- Дубна,
- Евпатория,
- Екатеринбург,
- Елец,
- Ессентуки,
- Железногорск (Красноярск),
- Жуковский,
- Зарайск,
- Заречный,
- Звенигород,
- Зеленогорск,
- Зеленоград,
- Златоуст,
- Иваново,
- Ивантеевка,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Искитим,
- Истра,
- Йошкар-Ола,
- Казань,
- Калининград,
- Калуга,
- Каменск-Уральский,
- Камышин,
- Каспийск,
- Кемерово,
- Кингисепп,
- Кириши,
- Киров,
- Кисловодск,
- Клин,
- Клинцы,
- Ковров,
- Коломна,
- Колпино,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Копейск,
- Королев,
- Коряжма,
- Кострома,
- Красногорск,
- Краснодар,
- Краснознаменск,
- Красноярск,
- Кронштадт,
- Кстово,
- Кубинка,
- Кузнецк,
- Курган,
- Курганинск,
- Курск,
- Лесной,
- Лесной Городок,
- Липецк,
- Лобня,
- Лодейное Поле,
- Ломоносов,
- Луховицы,
- Лысьва,
- Лыткарино,
- Люберцы,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Майкоп,
- Махачкала,
- Миасс,
- Можайск,
- Московский,
- Мурманск,
- Муром,
- Мценск,
- Мытищи,
- Набережные Челны,
- Назрань,
- Нальчик,
- Наро-Фоминск,
- Находка,
- Невинномысск,
- Нефтекамск,
- Нефтеюганск,
- Нижневартовск,
- Нижнекамск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новоалтайск,
- Новокузнецк,
- Новокуйбышевск,
- Новомосковск,
- Новороссийск,
- Новосибирск,
- Новоуральск,
- Новочебоксарск,
- Новошахтинск,
- Новый Уренгой,
- Ногинск,
- Норильск,
- Ноябрьск,
- Нягань,
- Обнинск,
- Одинцово,
- Озерск,
- Озеры,
- Октябрьский,
- Омск,
- Орел,
- Оренбург,
- Орехово-Зуево,
- Орск,
- Павлово,
- Павловский Посад,
- Пенза,
- Первоуральск,
- Пермь,
- Петергоф,
- Петрозаводск,
- Петропавловск-Камчатский,
- Подольск,
- Прокопьевск,
- Псков,
- Пушкин,
- Пушкино,
- Пятигорск,
- Раменское,
- Ревда,
- Реутов,
- Ростов-на-Дону,
- Рубцовск,
- Руза,
- Рыбинск,
- Рязань,
- Салават,
- Салехард,
- Самара,
- Саранск,
- Саратов,
- Саров,
- Севастополь,
- Северодвинск,
- Североморск,
- Северск,
- Сергиев Посад,
- Серпухов,
- Сестрорецк,
- Симферополь,
- Смоленск,
- Сокол,
- Солнечногорск,
- Сосновый Бор,
- Сочи,
- Спасск-Дальний,
- Ставрополь,
- Старый Оскол,
- Стерлитамак,
- Ступино,
- Сургут,
- Сызрань,
- Сыктывкар,
- Таганрог,
- Тамбов,
- Тверь,
- Тихвин,
- Тольятти,
- Томск,
- Туапсе,
- Тула,
- Тюмень,
- Улан-Удэ,
- Ульяновск,
- Уссурийск,
- Усть-Илимск,
- Уфа,
- Феодосия,
- Фрязино,
- Хабаровск,
- Ханты-Мансийск,
- Химки,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Череповец,
- Черкесск,
- Чехов,
- Чита,
- Шахты,
- Щелково,
- Электросталь,
- Элиста,
- Энгельс,
- Южно-Сахалинск,
- Якутск,
- Ялта,
- Ярославль
дверь в миры, где нашлось место и страданиям, и опале, и мировой славе.
Новости. Первый каналИ правда, кажется, что слова эти выдуманные и понятны одному только Шемякину. На самом же деле они просто забыты. «Убивальница» — это рубаха, которую невеста надевала на девичник — убивалась, что жених из семьи забирает. «Тяжелко» — рабочий кафтан. «Охряпка», «ошмыга» и «оберюхта» — устаревшие синонимы слова «оборванец». Так уже очень давно не говорят.
Карандашом и акварелью Михаил Шемякин оживил утраченные слова. В 75 художник начинает немыслимых масштабов проект — Шемякинскую азбуку позабытого языка в 49 томах. Но этот цикл занимает всего пару залов на его первой за четверть века московской персональной ретроспективной выставке.
«25 лет я здесь не выставлялся, пора бы уже все-таки показать, чем я занимаюсь», — говорит художник.
Своих причудливых героев он ищет в лужах на мостовой и опавшей листве.
«Казалось бы, простые засохшие цветы, а это целые платья, шляпы, трости… Это гениально», — поражается посетительница.
Фантастических персонажей и даже целые сцены с их участием Михаил Шемякин замечает в свечных огарках и кляксах краски.
«Это начинают рождаться какие-то образы, картинки, темы. А вот уже переходит в эскизы, после этого — даже живопись», — рассказывает куратор выставки Алексей Трегубов.
Было время, на родине художника принудительно упекали в дурдом, конфисковывали работы, депортировали. Спустя полвека его признали классиком, но теперь уже сам Шемякин против.
«Не все меня, во-первых, считают классиком, прежде всего — я, это самое главное, потому что для меня основное мнение — это мое. Вообще я себя считаю вечным учеником, потому что я всегда что-то нахожу новое, и всегда понимаю, что мы идем вперед. Если ты стоишь на месте, то ты автоматически топаешь назад», — отмечает Михаил Шемякин.
Некоторые его работы, как эти вспоротые туши животных, могут шокировать. Один посетитель сегодня даже поделился избытком впечатлений со смотрителем.
«Он работал на мясокомбинате. И вот он говорит, что это тяжелое зрелище», — рассказала сотрудник Московского музея современного искусства Инна Шпорина.
Подобная реакция на Шемякина неподготовленного зрителя обыкновенное дело. Вот, например, герой портрета — советский физик-ядерщик Николай Перфилов. В свое время даже звонил Шемякину, чтобы рассказать, как не понравились его работы. А впоследствии стал одним из первых коллекционеров художника.
Михаил Шемякин наблюдал немало таких зрительских превращений.
«Приходили на выставку один или два фермера. И вдруг на второй день мы замечаем, что они привели с собой кучу детей, человек 10 у каждого, потом своих жен, видно, своих знакомых», — рассказывает художник.
Целая анфилада Музея современного искусства посвящена театральным и экранным героям Шемякина. В центре внимания, кончено, «Щелкунчик». А еще персонажи его первого полнометражного мультфильма «Гофманиада», который художник готовил на протяжении 17 лет.
«Фантазия, конечно, зашкаливает», — отмечает посетительница выставки.
«Такие все безобразные, но отталкивающе прекрасные», — заявляет девушка.
И таких работ Михаила Шемякина в Московском музее современного искусства — 250. Выставка продлится до 27 января.
«ЧЕМЯКИН И ВЫСОЦКИЙ. ИСТОРИЯ ЛЕГЕНДЫ»
Altmans Gallery Moscow представляет выставку в преддверии 75-летия Михаила Шемякина.
Выставка «История легенды. Шемякин и Высоцкий» открывается одновременно в Altmans Gallery, галерее первых имен, в Москве и в центре художника Михаила Шемякина в Санкт-Петербурге 26 января 2018 года. Выставка посвящена творческому тандему двух гениев: художника и поэта, и посвященная 80-летию со дня рождения Владимира Высоцкого.
В основную экспозицию Altmans Gallery войдут графические работы, скульптура и уникальные ювелирные миниатюры Михаила Шемякина, личные вещи Владимира Высоцкого. Посетителям также будут представлены фотографии Владимира Высоцкого.
До 25 марта 2018 года посетители выставки в Altmans Gallery смогут увидеть работы из цикла «Карнавалы Петербурга» – одной из главных художественных тем творчества Михаила Шемякина. На выставке также будут представлены работы из серия «Метафизические композиции».
Центральными экспонатами являются литографии из серии «Чрево Парижа», с которыми связана примечательная история: находясь в мастерской художника в Париже, Высоцкий видел эти работы, и истории с парижскими палачами настолько вдохновили поэта, что он позвонил Михаил Шемякин каждые полчаса, находившийся в этот момент в Нью-Йорке, читал очередную удачную строфу создаваемого стихотворения «Тосиноши» («Туши-носильщики»). При этом тема «туши» была знакома Высоцкому и по произведениям Шемякина, и по трагическим картинам Ц.Сутина. Их трагическое настроение он отметил в стихотворении «Тосиноши»: «суть Сутина – спаси наши трупы!» (имеется игра слов: фамилия «Сутин» образована от слова «суть»).
И Париж — знаковый для обоих: Михаил Шемякин — культовый петербургский художник, а Владимир Высоцкий — легендарный московский бард, познакомившиеся в Париже благодаря Михаилу Барышникову и навсегда оставшиеся друзьями. Париж объединил их, стал точкой притяжения для обоих. Здесь все началось, и произошла их последняя встреча.
Позднее Михаил Шемякин рассказывал о встрече с Владимиром Высоцким в Париже: «Наша дружба зародилась действительно внезапно, но было ясно, что она будет длиться вечно. Наши ангелы, творческие и любящие Свет, Красота и Справедливость, познакомились друг с другом, а также познакомились духи безрассудства, буйного отчаянного веселья и разгула, живущие в каждом из нас. Володя иногда приезжал ко мне прямо из аэропорта, чтобы показать мне свои новые песни. Нас объединило страстное желание найти красоту и справедливость бытия, пробудить это чувство в людях. Оба получили удары, и из-за этого нам особенно хотелось бы прорваться и найти свет истины».
С первых дней их дружбы Шемякин начал буквальное «просвещение» своего друга, став проводником Высоцкого в мир европейской культуры. Именно он познакомил Высоцкого с неизвестными (в Советском Союзе) произведениями мастеров живописи, скульптуры и графики, а Высоцкий «влюбился в властный мир картин Сутина, восхищался гармонией форм в скульптурах Генри Мур и Джакометти». Таким образом, двух неординарных людей объединило общее понимание искусства.
Владимир Высоцкий очень любил эту дружбу, он посвящал свои песни Шемякину, а тот, в свою очередь, рисовал иллюстрации к произведениям Владимира. Высоцкий писал Шемякину в декабре 1979 года: «Конец «Охоты на волков» посвящен Михаилу Шемякину. И я сочинил для него эту песню. «Купола» — это тоже я ему обязан. Это для него. И самая серьезная из моих песен «Я был слаб и уязвим!» Миша! Вы подали мне эту идею. Люблю тебя. Потому что я люблю настоящих друзей. Миша! Я хотел бы жить здесь из-за того, что ты здесь!»
Последняя их встреча произошла в Париже за три недели до смерти Высоцкого – тогда художник и поэт встретились в последний раз. Владимир написал прощальное стихотворение и спрятал его среди рисунков Шемякина, который обнаружил стихи только после смерти друга. Поэт даже описал, отчего умер. Однако Шемякин замечает, что смерть барда имела не только мистические, но и прозаические причины.
Время показало, что для них дружба не закончилась со смертью Высоцкого – никто из бывших друзей не сделал столько добра памяти Владимира Высоцкого, как Шемякин. При участии Михаила Шемякина вышел альбом Владимира Высоцкого ROBIN GOOD – «РОБИН ГУД». Об их дружбе Шемякин написал книгу «Две судьбы». В Самаре установлен памятник Высоцкому работы Михаила Шемякина.
16+
ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ
Генеральный информационный партнер
ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ
При участии: