Выставка пивоварова в москве 2018: Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Виктор Пивоваров

Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Виктор Пивоваров

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА

ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВЫСТАВКУ

Виктор Пивоваров
Московский альбом

При поддержке: Mastеrcard, VOLVO CAR RUSSIA

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку выдающегося художника, одного из основателей «московского романтического концептуализма» — Виктора Пивоварова.

В экспозицию войдет новый живописный цикл художника «Москва, Москва!» (2017), а также его знаменитый альбом «Действующие лица» (1996) и малоизвестные альбомы «Если» (1995) и «Флоренция» (2005–2010), которые станут настоящим открытием для зрителя.

Выставка включает в себя саунд-инсталляцию из сохранившихся аудиозаписей выступлений Мераба Мамардашвили, Александра Пятигорского, Юрия Лотмана, Сергея Аверинцева, Юрия Мамлеева и Генриха Сапгира — великих философов, ученых, писателей, поэтов, чье творчество и тексты неразрывно связаны с творчеством самого художника.

Виктор Пивоваров, как и другие деятели московского концептуализма, удивительно соединяет в своем творчестве изобразительную и словесную ткань. Пронзительное сплетение фантастического и реалистического порождает новое метафизическое измерение в работах Пивоварова, которые всегда привязаны к конкретному времени, месту и предельно артикулированной психологической ситуации и в то же время всегда говорят о чем-то ином. Любая работа художника — сгусток экзистенциальной энергии и одновременно абсолютно свободная вовлеченность в полифонический дискурс мировой культуры и живое дружеское общение с теми, кто очень близок или случайно встречен.

В альбоме «Если» предметное изображение исчезает вообще. Остаются только гениально и просто эксплицированные внутренние диалоги. Кажется, что мы смотрим на научные таблицы, а в результате оказываемся втянуты в действо, точно срежиссированное художником, где воображение каждого из нас создает образы, слышит голоса, наполняет происходящее запахами и тактильными ощущениями.

..

Пивоваров — художник легкого дыхания, который превращает самые серьезные вещи в веселый карнавал, доступный каждому, в зависимости от того регистра восприятия, который включает зритель.

Само название выставки «Московский альбом» объясняет основные принципы концептуалистского подхода. Форма альбома — подразумевает обязательную «атрибуцию» рисунков, а традиционная московская уютная камерность и какая-то особенная, пронизанная юмором родственная атмосфера угадываются во всех без исключения сериях, вошедших в экспозицию, будь то «Действующие лица» или «Флоренция».

«… Я попробовал передать ту всеобщую энергию, которая объединяла московских художников и поэтов, создававших послевоенный Московский миф, передать то, как пишет Мамлеев, „страстное желание выйти за пределы ординарного человеческого сознания, которое ощущалось как тюрьма“», — рассказывает Виктор Пивоваров.

Мультимедиа Арт Музей, Москва благодарит за помощь и поддержку Антона Белова и всю команду Музея современного искусства «Гараж», а также Данилу Стратовича — издателя и основателя Artguide Editions за подготовку чудесной книги, которая выходит к открытию выставки. Отдельное спасибо Павлу Пепперштейну — замечательному художнику и сыну Виктора Пивоварова за саму идею организовать эту выставку в МАММ и за его прекрасный текст к книге. Без Томаша Гланца этот проект не возник бы и не обрел осязаемую форму.

Виктор (Виталий) Дмитриевич Пивоваров родился 14 января 1937 года в Москве. По словам самого художника, первое художественное произведение он сделал в пять лет: «Мы были с мамой в эвакуации в глухой деревне в Татарии. Три дня на санях от железной дороги. Ни радио, ни электричества. На задворках я нашел несколько лоскутов, выстирал их и выгладил, скроил из них платьице и нарядил в него деревянную чурку. Смастерил себе куклу от одиночества. Я и сейчас такой же. Сущность моих занятий искусством не изменилась».

В 1957 году окончил Московское художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина, а в 1962 году — Московский полиграфический институт. В 1963 году Виктор Пивоваров познакомился со своей будущей женой Ириной Пивоваровой — автором стихов и сказок, которые он начал иллюстрировать. Вместе они подготовили и выпустили такие детские книги, как «Всех угостила», «Паучок и лунный свет», «Тихое и звонкое», «Тик и так», «Два очень смелых кролика», и другие. Также Пивоваров иллюстрировал и «взрослую» лирику Ирины Пивоваровой: «Слова», «Яблоко», «Разговоры и миниатюры».

В издательстве «Детская литература» Пивоваров познакомился с представителями Лианозовской группы — Игорем Холиным и Генрихом Сапгиром, а через них — с Овсеем Дризом и Ильей Кабаковым.

В 1966 году у Ирины и Виктора Пивоваровых родился сын Павел. В 1967 году Виктор Пивоваров получил через знакомого Ильи Кабакова — Давида Когана — собственную мастерскую. В это же время художник впервые обратился к живописи и создал серию монотипий «Искушение Св. Антония», которую считает началом своей творческой деятельности. К первым картинам художника относятся такие произведения, как «Синие очки безумного милиционера», «Ах!», «Гвозди и молоток», «Московская вечеринка», «Безумная Грета», и другие.

Пятилетие с 1972 по 1976 год стало знаковым для всего московского концептуализма. Эрик Булатов создает «Горизонт», Илья Кабаков работает над первым циклом «Десять персонажей»,

а Виктор Пивоваров пишет картины «Длинная-длинная рука», «Проекты для одинокого человека», альбомы «Лицо», «Сад» и другое.

В 1974 году Ирина и Виктор Пивоваровы развелись, а в 1978 году Виктор Пивоваров познакомился со своей второй женой, чешским искусствоведом Миленой Славицка, приехавшей в Москву из Праги.

В 1979 году состоялась первая выставка Виктора Пивоварова. В коллективной выставке «Цвет, форма, пространство» участвовало множество художников. Пивоваров показывает цикл «Семь разговоров». Это было единственное участие художника в публичной выставке до переезда в Прагу. В 1982 году Виктор Пивоваров эмигрировал в Чехословакию и поселился в Праге.

За полгода до Бархатной революции в Чехословакии в мае 1989 года открылась большая ретроспективная выставка Виктора Пивоварова в Высочанах. В 1991 году Союз художников объявил открытый конкурс на художественное руководство одного из пражских выставочных залов Союза. Виктор Пивоваров и Милена Славицка вместе с Андриеной Шимотовой и Вацлавом Стратилом выиграли этот конкурс. Галерея получила название «Пи-Пи-Арт» (Prague Project for the Art). Однако вскоре помещение было отобрано, и Пивоваров прекратил заниматься галереей.

Пивоваров был также связан с деятельностью журнала по современному искусству Výtvarné umění, главным редактором, а позже и издателем которого стала в 1990 году Милена Славицка. С 1990 по 1997 год Пивоваров неофициально являлся главным художником журнала.

В 2001 году вышла книга Виктора Пивоварова «Влюбленный агент». Публикация не осталась незамеченной — в 2004 году в Третьяковской галерее открылась выставка «Шаги механика». Одновременно с ней в Галерее XL прошла выставка «Темные комнаты».

В 2002 году вышла вторая книга Виктора Пивоварова «Серые тетради». В аннотации указано, что «Если жанр „Влюбленного агента“ близок к автобиографии, то жанр „Серых тетрадей“ определить гораздо трудней. Здесь и художественная проза, и стихи, и документы».

В 2004 году вышла в свет книга «О любви слова и изображения», которая представляет тексты художника, написанные в разные годы, либо не опубликованные вообще, либо опубликованные в разных малодоступных изданиях.

В 2006 году в Московском музее современного искусства прошла выставка «Едоки лимонов», для которой была создана серия из девяти больших картин «Атлас животных и растений».

В 2011 году в Московском музее современного искусства прошла выставка «ОНИ». В том же году выходит в свет проект «Философские тетради Ольги Серебряной». Работа над проектом велась через переписку Виктора Пивоварова и Ольги Серебряной. В 2014 году эта переписка вышла в свет в издательстве «НЛО» под названием «Утка, стоящая на одной ноге на берегу философии».

В 2015 году в Государственном музее Востока была показана выставка «Лисы и праздники». В 2016 году состоялись две выставки Виктора Пивоварова в Москве: «След улитки» в Музее современного искусства «Гараж» и «Потерянные ключи» в ГМИИ им. А. С. Пушкина. В том же году в издательстве «АртГид» была переиздана книга «Влюбленный агент» с новыми главами.

Иллюстраторская деятельность
Помимо работ в среде неофициального искусства, Виктор Пивоваров создавал иллюстрации для детских книг, это был его способ существования, впрочем, популярный среди андерграундных художников того времени. Дебютировал в 1964 году в издательстве «Детская литература», с тех пор проиллюстрировал более 50 книг. С 1969 года иллюстрировал детский журнал «Веселые картинки», а в 1979 году создал знаменитый логотип журнала из букв-человечков, существующий с небольшими изменениями по сей день.

Знаковой стала работа с книгой «Необычный пешеход», выпущенной в 1965 году. Иллюстрации Пивоварова к этой книге вызвали широкий резонанс, многие обвиняли его в том, что за его простыми иллюстрациями кроются неоднозначные тайные символы. Позже сам Пивоваров признавался в том, что любил иллюстрировать детские стихи, потому что они дают свободу интерпретации текста.

Благодаря этой работе он получил признание как иллюстратор, его заметили. «… Художники и дети любят то, чего не бывает совсем — драконов, волшебников, деревянных мальчишек, гномов и говорящих животных, все, что рождается фантазией и мечтой, все, что как будто уж совсем не является необходимым для человека и без чего, оказывается, он не может прожить», — писал Пивоваров.

После переезда в Прагу в 1982 году Пивоваров не бросил иллюстрацию, время от времени он рисует для детских и взрослых книг, поддерживает переиздание своих старых книг.

выставки ноября — Российская газета

«Старичок, к тебе можно?» Из альбома «Действующие лица». 1996. Фото: Мультимедиа Арт Музей

В МАММ открылась выставка Виктора Пивоварова — выдающегося художника нашего времени, одного из основателей «московского романтического концептуализма». В работах художников этого направления удивительным образом сочетаются изображение и слово, реалистичность и абстракция, конкретность времени и места и вовлеченность в мировой культурный контекст.

Название выставки, «Московский альбом», отсылает к основным принципам концептуалистского подхода: таким как законченная форма и обязательная атрибуция работ, камерность и уютная атмосфера. Центром экспозиции стала новая живописная серия «Москва! Москва!». Ее органично дополняют знаменитый альбом «Действующие лица» 1996 года, а также менее известные альбомы «Если» и «Флоренция», представляющие разные грани творчества художника. Произведения Виктора Пивоварова пронизаны личной интонацией, позволяющей видеть высокое — в обыденном, и мягким юмором, с которым автор весело и непринужденно говорит о самых серьезных вещах.

Фото: Пресс-служба Российской государственной библиотеки

В Ивановском зале Российской государственной библиотеки открылась выставка, одинаково интересная и взрослым, и детям: это своего рода увлекательное путешествие по миру детства XIX — начала XX веков, построенное из обширной коллекции детских изданий, хранящихся в фондах библиотеки, картин и предметов быта. Своеобразным проводником по экспозиции стала «Азбука в картинках» художника Александра Бенуа, придуманная им для своего сына Коли и изданная в 1904 году. Соответственно, выставка переносит зрителя на 100 с лишним лет назад: в усадьбу, где живут три поколения большой семьи. Прототипом «здания», по которому из комнаты в комнату перемещаются посетители, стал рисунок дома из азбуки Бенуа — на букву «Д». А экспонаты — книги, портреты и игрушки той эпохи, рассказывают и показывают не только историю развития детской литературы, но и дореволюционного уклада жизни в целом.

На выставке есть действительно уникальные экспонаты. Первый детский «ужастик» «Стёпка-Растрёпка» Генриха Гофмана и роскошные издания эпохи модерн. Рукописный «Наш журнал», созданный детьми и изданный их родителями-художниками и книга-гротеск «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета», написанная Владимиром Далем под псевдонимом Казак Луганский. Книги детей последнего российского императора, сопровождавшие их до последних дней жизни и чудом пережившие время детские журналы: «Светлячок», «Тропинка», «Подснежник», «Задушевное слово», «Галчёнок» (да-да, это не опечатка!) и не только. А еще — настольные игры, открытки и обучающие материалы по рукоделию и ремеслу, которыми было бы интересно пользоваться и сегодня.

До 27 января 2019. Адрес: ул. Воздвиженка, 3/5, стр.7

 

Центр фотографии имени братьев Люмьер, «Неестественный отбор»

Фото: Пресс-служба Центра фотографии имени братьев Люмьер

Выпускник Центрального колледжа искусства и дизайна имени Святого Мартина Тим Флэк начинал свою карьеру как успешный коммерческий фотограф, сотрудничая с такими брендами, как Adidas, Cirque du Soleil, Jaguar и Sony. Параллельно он работал над художественными проектами, используя для них приемы, больше характерные для рекламных съемок: впоследствии это и стало характерной особенностью его оригинального стиля.
Флэк исследует отношения человека с окружающей средой и ставит перед зрителями актуальные вопросы о сохранении исчезающих видов животных и бережном отношении к природе.

Он снимает животных как в их естественной среде обитания — и для этого путешествует в самые отдаленные уголки планеты, так и в студиях, где помещает их в чуждую для них, зато привычную человеку обстановку. И тем самым подчеркивает сходство между представителями мира фауны и Homo sapiens.
На выставке можно увидеть фотографии из проектов разных лет, в том числе, альбом «Endangered”, работа над которым продолжается до сих пор. Один из экспонатов —  портрет панды Ya Yun — был продан на аукционе Christie’s в мае этого года за 40 000 фунтов.

До 6 января 2019. Адрес: Болотная наб.,3,стр.1


 

Ретроспектива Виктора Пивоварова открылась на Гоголевском бульваре — Российская газета

Московский музей современного искусства и галерея XL показывают выставку Виктора Пивоварова «Они». За последние семь лет это третий проект знаменитого художника, одного из отцов московского концептуализма, который он сделал в России. «Они» пришли вслед за «Шагами механика» (2004) в ГТГ и «Едоками лимонов» (2006) в ММСИ.

Может показаться, что «Они» — все старые знакомцы, любимые герои, образы, мотивы, кочующие по жизни вместе с Пивоваровым. Грациозные «эйдосы», составленные из конусов, овалов и дисков, которые держат что-нибудь очень конкретное, будь то керосиновая лампа, теннисная ракетка или земной шар.

.. «Красавцы», похожие на кентавров, словно сошедшие со страниц овидиевских «Метаморфоз», но с узнаваемыми лицами поэтов московской андеграундной жизни 1970-х… Маски, сбежавшие, кажется, то ли с картин де Кирико, то ли из античных трагедий, но попавшие в мир вагончика старьевщика… Странные сближения — излюбленный сюжет Пивоварова — на выставке обретает черты драматические и комические.

Комичными иногда кажутся даже персонажи из серии «Совершенные», которые местами уже приобрели прекрасную строгость геометрических форм, но их дрейфу в сторону «эйдосов» мешают столь же восхитительно совершенные вещи, которыми они обладают. Что уж говорить о бедных красавцах-кентаврах, которые, конечно, держатся элегантно, стараясь быть, «как люди», но животная основа вдруг выдает их в самый неподходящий момент. Комизм этот рождается, разумеется, из встречи возвышенного и низкого миров.

Но проблема в том, что сюжета этого не избежать даже самым возвышенным персонажам. Герои серии «Отшельники», созданной пером и тушью на какой-то невероятно прекрасной, ручной выделки бумаге, тому лучший пример. Уж им-то вроде удалось избавиться от двойственной, «кентаврической» природы человека. Равно, как и от соблазнов внешнего мира. Одиноко сидящие на бережке рядом с аккуратными бутербродами или тяжко ворочающиеся в бочке, как Диоген, обращающие отчаянный вопль в небо или ушедшие в нирвану медитации, они — беглецы, мыслители, провидцы. Но они остаются людьми. Причем несовершенными людьми. Пивоваров рисует их измученные тела, страдающую плоть, отчаяние и боль… Но их драма не только в страданиях плоти, но и в том, что они никогда не могут быть до конца уверены, что их порыв к идеальному миру, жажда встречи и диалога с ним находят отклик.

Так возникает тема срединного пути, пролегающего между нижним и горним мирами. И тема проводников между ними. Почему-то кажется, что серия «Философы» — именно об этом. Признаться, это очень странная серия. И совершенно неожиданная для Пивоварова. Он написал портреты поэтов, философов, писателей, художников по черно-белым фотографиям. Среди них — Мамардашвили и Налимов, Дугин и Лимонов, Сорокин и Мамлеев, Бродский и Кабаков. ..

Но кроме отшельников, философов и поэтов, есть еще герои, которые способны помнить дорогу, которую все позабыли. Это дети. О них — давняя серия «Время Розы», которая впервые показывается в Москве, и, на мой взгляд, серия «Стеклянные». Насколько я в курсе, это первые скульптуры, сделанные Пивоваровым. Хотя вообще-то он когда-то учился на скульптора. Впрочем, эти прозрачные бюсты, внутри которых затаился мир ушедшего детства, больше похожи на коллажи, ассамбляжи… «Внутренний мир» их состоит из всякой чепухи: брелочков и игрушек, обломков букв и старого шарфика, обрезка меха и вырезанного на бумаге окна… Тема двойственности и здесь пробивается. Но в этих героях все еще прозрачно, открыто взору зрителя, простодушно-беззащитно… И они открыты для любой встречи с будущим.

Собственно, момент встречи прошлого с будущим, наверное, из главных сюжетов этой выставки. Самое странное, что он возникает не только в отдельных сериях, как, например, «Они вернулись», «Милена и духи», но в самом пространстве залов. .. Особенно в конце дня, когда служительница выключает свет, торопя последних посетителей. Стихи, написанные на стене, почти неразличимы. Но я знала, что они остались. Уходить не хотелось, потому что возникло четкое ощущение, что именно сейчас в опустевших полутемных залах начинается настоящая жизнь.

Выставка. Виктор Пивоваров. «След улитки» / / Независимая газета

Виктор Пивоваров. Умиление. 2003. Предоставлено пресс-службой музеея современного искусства «Гараж»

Музей современного искусства «Гараж».

С 17 марта 

В преддверии 80-летия Виктора Пивоварова в «Гараже» развернется масштабная выставка художника – одного из главных героев московского концептуализма, ключевой фигуры российского послевоенного неофициального искусства наряду с Ильей Кабаковым и Андреем Монастырским. Спустя неделю, 22 марта, в ГМИИ им. А.С. Пушкина откроется другая выставка Виктора Пивоварова, организованная при участии Музея современного искусства «Гараж». В зале Микеланджело будет показан его новейший живописный цикл «Потерянные ключи», вдохновленный искусством XV–XVI веков.

Выставка «След улитки» в Музее «Гараж», устроенная как романтическое путешествие, делится на 11 глав и показывает весь диапазон творческих ипостасей Пивоварова: от станкового художника, книжного графика, иллюстратора, изобретателя и автора жанра концептуального альбома до теоретика, мемуариста и писателя.

Как следует из названия выставки, ключевой образ, связывающий фрагменты выставки, – это улитка, которая стала для Виктора Пивоварова воплощением того, как можно отгородиться от внешнего мира.

В отличие от друзей-концептуалистов Пивоваров всегда проявлял искренний интерес к «тайной жизни» человеческой души. Принципиальная сосредоточенность художника на внутренней, сокровенной жизни человека открывает путь для романтической интерпретации его искусства, а вся выставка становится странствием романтического героя, который переживает опыт экстремального одиночества (как в циклах «Проекты для одинокого человека», 1975; «Сады монаха Рабиновича», 2012–2013), возвышенной любви (цикл «Июнь–Июнь», 1978–1988), мистического откровения (серия «Эйдосы», 2000–2009), ужаса и смерти («Сутра страхов и сомнений», 2006) и т. д. 

Комментарии для элемента не найдены.

Виктор Пивоваров. Московский альбом  — журнал «Искусство»

Где: Мультимедиа Арт Музей, Москва
Когда: 24 октября 2018 — 3 февраля 2019 года

«Московский альбом» Виктора Пивоварова — монографическая выставка, открывшаяся в Мультимедиа Арт Музее, — посвящена столице, в которой художник когда‑то жил: «Город, о котором я рассказываю и который̆ как бы изображаю, я никогда не рисовал с натуры. Я не пользуюсь реалистическим типом изображения. То, что я рисую, — это изображение даже не по памяти и не по воображению, это попытка, при этом очень личная, передать или создать образ этого города». Эта цитата взята из беседы давно живущего в Праге Пивоварова с чешским искусствоведом и славистом Томашем Гланцем, опубликованной в выставочном каталоге, но экспозиция, впрочем, и так понятна любому зрителю, пусть и каждому на своём уровне. Кому‑то в живописном цикле 2017 года «Москва, Москва!» достаточно будет радости узнавания «действующих лиц» — героев старого альбома Пивоварова 1996 года, обитателей мастерских, которые в конце 1960‑х стали множиться вокруг Сретенского бульвара (мастерская самого автора тоже была в двух шагах, на Маросейке — тогда улице Богдана Хмельницкого). Другие увидят тут типажи московских интеллектуалов-неформалов позднесоветской эпохи — от «Ночного сторожа» и «Философа из курилки» до носатой «Библиотекарши» и трагического «Последнего экзистенциалиста».

Просвещённым зрителям будет, возможно, не лень вслушиваться в звучащие на выставке нон-стоп лекции великих философов и культурологов Сергея Аверинцева, Григория Пятигорского и Мераба Мамардашвили, в выступления писателя Юрия Мамлеева и поэта Генриха Сапгира, записанные когда‑то на магнитофонную ленту, а теперь скрупулёзно собранные специально для «Московского дневника». Включив эти раритеты в экспозицию, куратор выставки Анна Зайцева создала полноценную тотальную инсталляцию, погружающую нас в неформальную обстановку мастерских тех лет.

Виктор Пивоваров. Мастерская Кабакова. Из альбома «Действующие лица», 1996

Бумага, акварель, тушь, белила. Частное собрание

© Виктор Пивоваров

Однако и этим не исчерпываются уровни восприятия выставки. Самые внимательные из тех, кто придёт в МАММ, прочтут биографию художника и обнаружат, что рассыпанные по залу супрематические фигуры — это не просто намёк на пристрастия Пивоварова в искусстве, но прямое указание, например, на персону Ивана Клюна, ближайшего друга и ученика Малевича: Клюн был бухгалтером на той же замоскворецкой обувной фабрике «Парижская коммуна», где работала мама Пивоварова. И здесь же, на фабрике, представленной на отдельном холсте, произошла инициация Пивоварова как художника: в 10 лет он по просьбе маминых сослуживцев сделал стенгазету «Закройщик» и снискал первый успех.

Всё это и есть составные части того московского мифа, который, строго говоря, не является отражением столичного статуса этого города и не имеет отношения, например, к петербургскому мифу, куда более старому и цельному. Московский миф эклектичен и растянут во времени, он состоит, по Пивоварову, в «радикальном отрицании и садистском уничтожении всех предшествующих мифов», в уничтожении самого города, который ещё недавно вроде был — и вот его уже нет. Это город, где родился авангард, всегда вырастающий на обломках. «Я сам застал авангардный московский миф в развалинах, — рассуждает Пивоваров. — Я хорошо помню то ощущение от города, когда в начале 1945 года мы с мамой вернулись в Москву из эвакуации. Город выглядел тёмным и мрачным, как будто в нём постоянно была ночь. Обветшалые конструктивистские сооружения, трава, прорастающая сквозь булыжник улиц, полуразвалившиеся церкви, дворы, застроенные сараями, в которых шла какая‑то загадочная параллельная жизнь. С оглушительной̆ скоростью мещанская Москва конца XIX века, вытесненная конструктивистской̆ утопией̆, на моих глазах стала вытесняться высотками, новой̆ сталинской̆ утопией̆ сияющего коммунизма на крови».

Эта разрушительная московская инерция — один источник мифа. Другой же — тексты. Датой рождения литературного московского мифа Виктор Пивоваров считает 1937 год, что ожидаемо, ибо это год его рождения. Но не только: в том же году, уточняет он сам, Андрей Платонов закончил свой роман «Счастливая Москва» (хотя в его открытом финале Пивоваров, художник абсолютно литературоцентричный, видит сознательную незавершённость), и примерно тогда же Булгаков оставил незавершённым, пусть не по своей воле, «Мастера и Маргариту». Роман Булгакова вынырнул на поверхность в 1966‑м в журнале «Москва», роман Платонова — в 1991‑м. Именно этими двумя датами Виктор Пивоваров ограничил собственный московский миф.

Виктор Пивоваров. «Старичок, к тебе можно?» Из альбома «Действующие лица», 1996

Бумага, акварель, тушь, белила. Частное собрание

© Виктор Пивоваров

Помимо живописи, его тут представляют три альбома. Первый — это вовсе не рисунки, а скорее таблицы, перечисляющие разные вероятности и повороты судьбы: что было бы, если… «Представьте себе, что вы сидите дома, у стола на кухне. И в зависимости от того, какой шаг вы сделаете — позовёте приятеля, или позвоните своей любовнице, или поедете в книжный магазин на Кировскую, — возникнет целая цепочка событий». Они могут и не произойти, но в этих предположениях, в этих поставленных в сослагательное наклонение действиях спрессовано огромное количество потенции. Альбом так и называется — «Если», и создан он был в 1995‑м. Годом позже появился второй, «Действующие лица». Он уже неоднократно показывался в Москве и напоминает о временах, когда автор зарабатывал как книжный график, рисуя свои теперь уже знаменитые иллюстрации к «Дюймовочке», «Оле-Лукойе» и «Чёрной курице», а для себя — в стол — делая первые концептуальные вещи. На этих 17 листах, объединённых подзаголовком «Сценки из московской жизни», присутствуют все его старые друзья и единомышленники: чудесный поэт Овсей Дриз, мэтр Юрий Нолев-Соболев с трубкой в углу рта, читающий новый текст Юрий Мамлеев, «Иван Чуйков на допросе в КГБ» (так называется лист), сын Пивоварова, а теперь тоже известный художник Павел Пепперштейн («Паша, пёс и блуждающие огоньки»). Светящееся окно, выходящее на крышу («Старичок, к тебе можно?»), — это, понятно, окно мастерской Ильи Кабакова на чердаке дома страхового общества «Россия». И сама мастерская присутствует, и её обитатели Эрик Булатов, Михаил Шварцман, Оскар Рабин и философ Евгений Шифферс, а хозяин — Кабаков — даже в двух версиях: обладающий портретным сходством Кабаков № 1 и плачущий мальчик Кабаков № 2.

Эти графические листы сегодня — достовернейший документ, свидетельство мрачной, но плодотворной эпохи, рассказ о городе, которому посвящён и третий альбом, 2005—2010 годов. Его название «Флоренция», противопоставляющее город искусств имперской столице, никого не должно вводить в заблуждение — только здесь у Пивоварова Москва его и нашей мечты. «Всю ночь напролёт стояли мы на крышах флорентийских, напряжённо вглядываясь в темноту в ожидании чуда» — это подпись под изображением Данте, взирающего из окна на московские многоэтажки. Автор нехотя признаёт, что вымечтанной Флоренцией Москва так и не стала, но не теряет надежды, что он просто не заметил чуда, которое всё‑таки произошло.

«Московский альбом» — новая выставка Виктора Пивоварова

В Мультимедиа Арт Музее проходит выставка одного из основателей московского романтического концептуализма, Виктора Пивоварова. Выставка называется «Московский альбом».

Новая экспозиция «Московский альбом» является собранием сразу нескольких альбомов выдающегося российского художника Виктора Пивоварова. Здесь представлены: знаменитый альбом «Действующие лица» (1996), малоизвестные — «Если» (1995) и «Флоренция» (2005–2010), а также новый — «Москва, Москва!» (2017).

Альбомы «Действующие лица» и «Флоренция» в стилистическом и идейном отношении наиболее близки друг другу: лёгкие, не лишённые комизма, сценки из жизни, выполненные в традиционном для художника духе концептуализма. Каждая из картин — любопытное взаимодействие иррационально-мистического и рационально-реалистического, что подразумевает восприятие скорее не на эмоциональном, а на интеллектуальном уровне.

Пивоваров, вступая в коммуникацию со зрителем, к предметно-изобразительному плану выражения своей мысли подключает план вербальный. Здесь каждая подпись, слово, название — всё имеет значение.

В альбоме «Если» художник и вовсе отказывается от предметно-изобразительного плана. Всё, что нам остается — эксплицированные внутренние диалоги автора. Внешне они напоминают научные таблицы, набранные на печатной машинке. Они, в сущности, наполнены тонкой внутренней драматургией, не лишённой толики комизма и иронии.

Отказываясь от изобразительного плана в одном своём альбоме, он добавляет дополнительный, слуховой, в другом. Новый цикл художника («Москва, Москва!», 2017) представляет собой звуковую инсталляцию. Помимо самих картин и их названий, важно ещё то, что звучит вокруг. А вокруг звучат голоса Мераба Мамардашвили, Александра Пятигорского, Генриха Сапгира, Юрия Лотмана и других великих философов, писателей и поэтов, оказавших заметное влияние на творчество художника.

Сейчас Виктору 81 год. Он живёт и работает в Праге, куда эмигрировал со своей второй супругой в 1982 году. Несмотря на столь долгое пребывание за границей, он продолжает считать себя художником истинно московским. Вся его выставка пропитана столичным духом и носит соответствующее название. По словам самого автора, «Московский альбом» — это попытка «передать ту всеобщую энергию, которая объединяла московских художников и поэтов, создававших послевоенный Московский миф», передать «страстное желание выйти за пределы ординарного человеческого сознания, которое ощущалось как тюрьма».

Выставка проходит в МАММ и открыта для посещений до 3 февраля 2019 года.

 

Автор: Виктория Буявых
Редактор: Кира Федосова
Фото: Алёна Силантьева

Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Виктор Пивоваров

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ, МОСКВА

ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВЫСТАВКУ

Виктор Пивоваров
Москва Альбом

При поддержке: Mastеrcard, VOLVO CAR RUSSIA

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку выдающегося художника Виктора Пивоварова, одного из основоположников «московского романтического концептуализма».

В экспозицию включены новый цикл картин художника «Москва, Москва!» (2017), а также его нашумевший альбом «Dramatis Personae» (1996) и малоизвестные альбомы «Если» (1995) и «Флоренция». (2005–2010), который станет настоящим открытием для зрителя.

На выставке представлена ​​звуковая инсталляция из сохранившихся аудиозаписей лекций Мераба Мамардашвили, Александра Пятигорского, Юрия Лотмана, Сергея Аверинцева, Юрия Мамлеева и Генриха Сапгира, великих философов, ученых, писателей и поэтов, творчество и тексты которых неразрывно связаны с творческий путь художника.

Как и другие деятели движения московских концептуалистов, Виктор Пивоваров устанавливает замечательную связь между визуальной и вербальной тканью в своем искусстве.Это острое переплетение фантастического и реалистического порождает новое метафизическое измерение в работах Пивоварова, которые всегда привязаны к определенному времени, месту и чрезвычайно четко сформулированной психологической ситуации, но в то же время всегда относятся к чему-то другому. Каждая работа художника — это концентрация экзистенциальной энергии и одновременно абсолютно свободное участие в полифоническом дискурсе мировой культуры и живой, дружеский обмен с теми, кто ему очень близок, или с теми, кого он случайно встретил.

В альбоме «Если» вообще пропадает представление предмета. Остается остроумно и просто объясненные внутренние диалоги. Как будто мы смотрим на научные таблицы и в результате попадаем в точно поставленный художником спектакль, где воображение каждого из нас создает образы, слышит голоса и наполняет происходящее запахами и тактильными ощущениями …

Художник Пивоваров легкой ловкостью рук превращает самое серьезное в веселый карнавал, доступный каждому и зависящий от собственного регистра восприятия зрителя.

Название выставки «Московский альбом» объясняет основные принципы концептуального подхода. Форма этого альбома предполагает обязательную «атрибуцию» рисунков, а традиционная уютная интимность и особая, семейная атмосфера, пронизанная юмором, прослеживается во всех без исключения сериях, представленных на выставке, от «Dramatis Personae» до » Флоренция’.

» … Я попытался передать универсальную энергию, которая объединила московских художников и поэтов, создавших послевоенный московский миф, передать то, что Мамлеев описывает как « страстное желание выйти за пределы обычного человеческого сознания, которое ощущалось как тюрьма », — говорит Виктор Пивоваров.

Мультимедиа Арт Музей, Москва благодарит всю команду Музея современного искусства «Гараж» и Антона Белова за помощь и поддержку, а также Данилу Стратович, издателя и основателя Artguide Editions, за выпуск великолепной книги, выпущенной для открытие выставки. Особая благодарность замечательному художнику Павлу Пепперштейну, сыну Виктора Пивоварова, за идею проведения выставки в МАММ и за отличный текст, который он написал для книги. Без Томаша Гланца проект никогда бы не возник и не сформировался.

Виктор (Виталий) Дмитриевич Пивоваров родился в Москве 14 января 1937 года. По словам художника, свое первое произведение искусства он создал в пятилетнем возрасте: «Нас с мамой эвакуировали в глухую деревню в Татарстане. Три дня от ж / д на санях. Ни радио, ни электричества. На заднем дворе я нашла обрывки ткани, постирала и погладила их, сшила платье и надела его на деревянный пень. Я сделал себе чучело, чтобы не было одиноко. Я сейчас такой же. По сути, то, как я занимаюсь искусством, не изменилось.»

В 1957 году окончил Московское художественно-промышленное училище им. М.И. Калинина, в 1962 году — Московский полиграфический институт. В 1963 году Виктор Пивоваров познакомился со своей будущей женой Ириной Пивоваровой, автором стихов и рассказов для детей, на которые он пошел. чтобы проиллюстрировать. Вместе они разработали и издали детские книги «Я лечил всех», «Паук и лунный свет», «Тихо и громко», «Тик и так», «Два очень храбрых кролика» и др. Художник также иллюстрировал Ирину. «Взрослая» лирика Пивоваровой — «Слова», «Яблоко», «Беседы и миниатюры».

В издательстве «Детская литература» Пивоваров встретился с представителями лианозовской группы Игорем Холином и Генрихом Сапгиром, а через них — Овсеем Дризом и Ильей Кабаковым.

Сын Ирины и Виктора Пивоваров Павел родился в 1966 году. В 1967 году Виктор Пивоваров приобрел собственную студию через Давида Когана, знакомого Ильи Кабакова. В этот период художник впервые обратился к живописи и создал серию монотипий «Искушение св.Антония, в котором он видит начало своей творческой деятельности. Среди первых картин художника такие работы, как «Голубые очки безумного милиционера», «Ах, ах!», «Гвозди и молоток», «Московская вечеринка», «Безумная Грета» и др.

Пять лет с 1972 по 1976 год были важными для московского концептуализма в целом. Эрик Булатов создал «Горизонт», Илья Кабаков работал над своим первым циклом «Десять персонажей», Виктор Пивоваров написал картины «Длинная рука» и «Проекты для одинокого человека», а также альбомы «Лицо». , «Сад» и другие.

В 1974 году Ирина и Виктор Пивоваровы развелись, а в 1978 году он познакомился со своей второй женой, чешским искусствоведом Миленой Славицкой, приехавшей в Москву из Праги.

Виктор Пивоваров впервые выставил свои работы в 1979 году. Многие художники приняли участие в коллективной выставке «Цвет, форма, пространство». Пивоваров представил свой цикл «Семь бесед». Это было единственное участие художника в публичной арт-выставке до его переезда в Прагу. В 1982 году Виктор Пивоваров эмигрировал в Чехословакию и поселился в Праге.

За шесть месяцев до бархатной революции в Чехословакии в мае 1989 года в Высочанах открылась большая ретроспективная выставка работ Виктора Пивоварова. В 1991 году Союз художников объявил открытый конкурс на художественное руководство одним из пражских выставочных залов Союза. Виктор Пивоваров и Милена Славицкая выиграли этот конкурс вместе с Адриеной Шимотовой и Вацлавом Стратилом. Галерея называлась Pi-Pi-Art (Пражский проект искусства). Однако вскоре помещение было конфисковано, и работа Пивоварова для галереи подошла к концу.

Пивоваров также участвовал в создании журнала о современном искусстве Výtvarné Umění, редактором которого была Милена Славицкая, а позже, в 1990 году, также издатель.
С 1990 по 1997 год Пивоваров неофициально исполнял обязанности главного художника журнала.

Книга Виктора Пивоварова «Влюбленный агент» вышла в свет в 2001 году. Публикация не осталась незамеченной, а в 2004 году в Третьяковской галерее открылась выставка «По следам механика». Тогда же в галерее XL проходила выставка «Темные комнаты».

В 2002 году вышла вторая книга Виктора Пивоварова «Серые тетради». В аннотации говорится, что «если жанр« Влюбленного агента »был близок к автобиографии, то жанр« Серых записных книжек »определить гораздо труднее. Здесь прозаическая литература, стихи и документы ».

В книге «О любви к слову и образу», изданной в 2004 году, представлены тексты художника разных лет, которые фигурировали только в труднодоступных публикациях или ранее не публиковались.

В 2006 году в Московском музее современного искусства прошла выставка «Едоки лимона», для которой была создана серия из девяти больших картин «Атлас животных и растений».

Московский музей современного искусства также представил в 2011 году выставку «ИХ». В том же году появился проект «Философские тетради Ольги Серебряной». Работа над проектом велась путем переписки Виктора Пивоварова и Ольги Серебряной. В 2014 году эта переписка была выпущена издательским домом NLO под названием «Утка, стоящая на одной ноге на берегу философии».

В Государственном музее искусств народов Востока в 2015 году прошла выставка «Лисы и праздники».
В 2016 году в Москве прошли две выставки работ Виктора Пивоварова: «Улитка тропа» в Музее современного искусства «Гараж» и «Потерянные ключи» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. В том же году издательство «Артгайд» переиздало книгу «Влюбленный агент» с новыми главами.

Работаю иллюстратором
Помимо деятельности в сфере нонконформистского искусства, Виктор Пивоваров создавал иллюстрации к детским книгам как средство выживания, которое, кстати, приобрело популярность среди андеграундных художников того периода. Дебютировал в 1964 году в издательстве «Детская литература», с тех пор проиллюстрировал более 50 книг. С 1969 года он иллюстрировал детский журнал «Веселые картинки», а в 1979 году разработал знаменитый логотип журнала, состоящий из букв-человечков, который остается практически неизменным по сей день.

Его работа над книгой «Необычный пешеход», опубликованной в 1965 году, оказалась знаковой. Иллюстрации Пивоварова к этой книге вызвали широкий резонанс, и многие обвинения он скрыл

.

неоднозначных секретных символов за простыми иллюстрациями.Позже сам Пивоваров признался, что любил иллюстрировать детские книги, потому что они позволяют свободно интерпретировать текст. Благодаря этой комиссии он получил признание как иллюстратор, его заметили. «… Художникам и детям нравится то, что никогда не бывает на самом деле — драконы, волшебники, деревянные мальчики, гномы и говорящие животные, все, что рождено из фантазий и сновидений, все, что кажется совершенно ненужным для человека, но без чего он, очевидно, не может жить», — писал Пивоваров.

Переехав в Прагу в 1982 году, Пивоваров не отказался от иллюстрации и иногда по-прежнему иллюстрирует книги для детей и взрослых, поощряя переиздание своих старых книг.

Окунитесь в любопытный мир Виктора Пивоварова

Это последняя неделя, где можно увидеть выставку Виктора Пивоварова «Московский альбом» в Мультимедиа Арт Музее. Пивоваров, наряду с художниками-первопроходцами, такими как Илья Кабаков и Эрик Булатов, был одним из лидеров московского концептуалистического движения 1970-х и 1980-х годов.

Сделан концептуалист

Пивоваров, которому в этом месяце исполнилось 82 года, родился в Москве в 1937 году. Мальчиком, во время Второй мировой войны, он был эвакуирован в Татарстан, где, как он утверждает, создал свое первое произведение искусства: куклу, сделанную из обрывков ткань и дерево.

«Я сделал себе куклу из-за одиночества», — пишет Пивоваров в автобиографии «Влюбленный агент». «И теперь я такой же, как был тогда. Суть моего искусства не изменилась ».

И это не так — одиночество, сосредоточенность на внутренней жизни и мрачное чувство юмора пронизывают работы Пивоварова, которые с конца 1980-х все чаще демонстрируются в Москве, Санкт-Петербурге и Праге.

Относительно позднее начало экспонирования Пивоварова своих работ можно отчасти объяснить его корнями в качестве иллюстратора детских книг, карьерного роста, который был популярен среди советских художников.Только после тридцати пяти лет Пивоваров начал серьезно заниматься живописью в окружении самых талантливых московских художников того времени.

«В истории культуры, — пишет Пивоваров, — нередко бывают периоды взрывов, революций, годы необычайной продуктивности и невероятной концентрации творческой энергии, за которую художники могут ухватиться. А в Москве это произошло в период с 1972 по 1976 год ».

Центром этой энергетической волны стал Сретенский бульвар, на котором располагались студии Пивоварова, Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Олега Васильева и Эрнста Неизвестного. Именно здесь зародился московский концептуализм, движение, отстаивавшее выражение идей над формой.

Московский концептуализм по своей сути был антисоветским: он стремился деконструировать язык советской власти с помощью иронии и абсурда. Однако работа Пивоварова была сосредоточена не столько на социальных комментариях, сколько на внутренней жизни, искусстве, художниках, с которыми он был связан, и его любимом родном городе, Москве.

На пике концептуализма Пивоваров и Кабаков начали создавать «альбомы» — новый жанр, сочетающий в себе изображение и текст.Альбомы часто высмеивали тон советской рекламы, высмеивая власть. Один из самых известных альбомов Пивоварова «Проекты для одинокого человека» дает инструкции о том, как вести одинокую жизнь. Картина стола с лампой, яблоком, стаканом воды и книгой сопровождается текстом, предполагающим, что одинокий человек может использовать яблоко как «украшение стола, способ утолить голод или подарок другому одинокому человеку. ”

Москва Альбомы

На выставке в Мультимедиа Арт Музее представлены три альбома Пивоварова: нашумевший «Dramatis Personae» (1996) и менее известные альбомы «Если» (1995) и «Флоренция» (2005-2010). Центральным элементом выставки является цикл новых картин «Москва, Москва» (2019), который сопровождается звуковыми инсталляциями из аудиозаписей философов, ученых, писателей и поэтов, оказавших влияние на Пивоварова.

Выставка открывается серией акварелей «Dramatis Personae», изображающей московский андерграунд 70-80-х годов. Вечеринки в мастерских художников, пикники в промышленных зонах, заглядывание в ночные окна Москвы и обнаженные женщины составляют альбом. В «Последнем экзистенциалисте» человек с одной гигантской ногой пересекает темное заснеженное поле, усеянное двумя крошечными домиками.

Самым концептуальным из альбомов является «Если». Здесь нет изображений. Вместо этого Пивоваров представляет серию графических диаграмм, в которых он прослеживает несколько ситуаций, делая ряд возможных выводов, но не дает окончательного результата. В одной из таких ситуаций, озаглавленной «Если я пойду к Наташе и ее мужу Юре нет дома», Пивоваров предлагает следующие возможности: «Если мы начнем целоваться — Если мы раздеваемся — Если после того, как мы начнем тайную встречу — Если Юра начинает подозревать — Если надо принимать решения — Если огонь страсти начинает угасать — Если остается только чувство прохладной нежности.

За занавесками, в сопровождении голосов великих мыслителей времен Пивоварова, находится экспозиция «Москва, Москва». Как и в его альбомах, картины этой серии также сочетают в себе серьезное и беззаботное, часто подчеркивая одиночество и абсурдность повседневной жизни. На картине под названием «Человек на крыше хотел высморкаться, но уронил носовой платок» изображен человек на синем здании, его правая рука в два раза больше его тела, и он смотрит, как огромный носовой платок плывет к тротуару.На выставке также представлены интерпретации Пивоварова московских пейзажа, в которых здания изображены почти примитивно в виде желтых треугольников, серебряных цилиндров и красных квадратов.

«Здесь есть штампы сюрреализма, — сказал один посетитель, — но это необычно, в отличие от всего, что я видел».

«За каждой картинкой скрывается личная история», — прокомментировал другой посетитель. «Выставка мне нравится, потому что вы можете сказать, что это художник, который жил в этой стране, который знает эту страну и имеет глубокую связь с ней.

Выставка продлится до 3 февраля.

ул. Остоженка, 16. Метро Кропоткинская. mamm-mdf.r

Двойные выставки в Москве, посвященные творчеству Виктора Пивоварова

Виктору Пивоварову в следующем году исполнится восемьдесят, и в ознаменование этой годовщины ГМИИ им. А.С. Пушкина и Музей современного искусства «Гараж» одновременно проводят дополнительные показы его работ в Москве, родном городе художника.

Виктор Пивоваров родился в Москве в 1937 году, но переехал в Прагу в 1982 году и с тех пор живет и работает там. Его считают одним из ключевых участников концептуалистского движения наряду с Эриком Булатовым, Ильей Кабаковым и Андреем Монастырским.

Самая крупная выставка в Музее современного искусства «Гараж». Он называется «След улитки» и это больше инсталляция, чем обычная ретроспектива. Когда его спросили о названии выставки, Пивоваров сказал: «Для меня образ улитки со свернутой внутрь раковиной — это метафора для всей выставки и для ума интроверта, все глубже и глубже уходящего в космос, который есть у человека. быть.«

В музее «Гараж» зритель погружается в этот внутренний космос, путешествуя из одной комнаты в другую, каждая из которых посвящена отдельной теме в творчестве Пивоварова с середины 1970-х до 2015 года. Художник сам написал путеводитель по выставке, который помогает зритель в этом путешествии.

В одиннадцати комнатах размещены такие разные работы, как серия «Проекты для одинокого человека» (1975), которая включает диаграммы по всем аспектам жизни одинокого человека; «Сутра сомнений и страхов» (2006), размышления художника о страхах перед смертью и жизнью; и серия «Эйдос» (2000–2009), исследование мира идей Платона.

Courtesy Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

«Собака философии», написанная в 2015 году, является своего рода данью Пивоварова мастерам Северного Возрождения.

Параллельная выставка Пивоварова «Утерянные ключи» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина мала по сравнению с выставкой в ​​музее «Гараж», но продолжается там, где закончилась первая. Картину, в честь которой названа выставка «Гараж», «След улитки» можно посмотреть здесь вместе с одиннадцатью другими картинами

«Утерянные ключи», вдохновленные голландскими мастерами 16-17 веков, так называемого Северного Возрождения, пытаются установить диалог между классикой и современностью.Знаменательно, что выставка Пивоварова проходит одновременно с выставкой работ Лукаса Кранаха Старшего и нескольких последующих поколений его семьи.

Пивоваров отмечает, что «это свободные ассоциации о старых мастерах. Сериал получился очень мощным, и я думаю, если не ошибаюсь, это мои лучшие работы после« Проектов для одинокого человека ».

Музей современного искусства «Гараж». Крымский Вал, 9. Метро Парк Культуры, Октябрьская. Открыто ежедневно 11 а.м. до 22:00 Билеты 400 руб. Выставка продлится до 18 июня.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Улица Волхонка, 16. Метро Кропоткинская. Открыто вт. к вс. С 11:00 до 20:00 (Чт. И пт. До 21:00) Билеты 550 руб. Выставка продлится до 16 мая.


Связаться с автором по адресу [email protected]

Публичная программа к выставке Виктора Пивоварова «След улитки»

Выставка Виктора Пивоварова «След улитки » сопровождается образовательной программой, включающей лекции, литературные чтения в выставочном пространстве и мастер-классы по иллюстрации для детей и взрослых.

Исследуя различные периоды и темы в творчестве Пивоварова, программа сочетает в себе основные элементы работ художника — изображение и текст — добавляя к ним звук и позволяя посетителям найти лучший способ познакомиться с выставкой .

Серия лекций и дискуссий местных и зарубежных специалистов, в том числе философа Томаша Гланца, историка искусства Михаила Алленова и художника Павла Пепперштейна, объяснит термин «московский романтический концептуализм» и представит искусство Пивоварова в его широком культурном контексте.

По выходным посетители музея смогут пройти интенсивный курс иллюстрации, участники узнают о жанре концептуального альбома, созданного Пивоваровым. У них также будет возможность попрактиковаться в рисовании эскизов и создании коллажей.

Семьи с детьми смогут послушать радиодраматические записи русской сказки Черная курица и Ганса Христиана Андерсена Песочный человек . Есть специальные открытые мастерские по иллюстрации и рисованию, созданные специально для детей, а также детская выставка-карта.

Garage Publishing впервые выпустит аудиокнигу для слабовидящих людей, которая станет известным текстом Пивоварова « Влюбленный агент». Текст также будет доступен в книжной форме, со специальным дополнительным разделом.

Подробная карта творчества Виктора Пивоварова будет установлена ​​в Ресурсной комнате на втором этаже. Настоящий путеводитель от Москвы до Праги отметит самые важные и значимые для художника места.

Посетители могут запросить индивидуальные или групповые туры в любое время.Есть также специальные туры для посетителей с нарушениями слуха или зрения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *