Уникальная коллекция голландской живописи представлена в Москве. Новости. Первый канал
В Пушкинском музее открылась уникальная выставка картин великого Рембрандта, его учеников и современников. Более 80 произведений из крупнейшего частного собрания. Все это в России впервые. Увидеть шедевры золотого века голландской живописи можно будет до середины лета.
Музей во власти «Минервы». Гордая богиня войны и мудрости окидывает гостей взглядом еще при входе. Но не бойтесь: она настроена мирно. Ее доспехи сверкают лишь на заднем плане. Ведь для Рембрандта Минерва, в первую очередь, покровительница искусств.
Психолог от живописи, он подмечал не только внешность, но и состояние человека. Присмотритесь к глазам. Кажется, эта девушка уже устала позировать. Спокойный с виду мужчина чем-то обеспокоен. А юноша утомился после долгой работы. Ведь это сам Рембрандт. Он написал около сотни автопортретов. И узнаваемый образ художника в берете родился как раз после этого.
«Его автопортреты были очень популярны. Он был звездой, и все знали, кто изображен на картинах. Иметь одну из них у себя дома было очень почетно и модно. Представьте, это то же самое, что сейчас повесить у себя Энди Уорхола», — говорит коллекционер Томас С. Каплан.
На выставке 12 работ художника, за которые Ван Гог прозвал его волшебником. И все они не из десятков музеев, а из одной частной коллекции, американца Томаса Каплана. Он влюбился в картины Рембрандта еще мальчишкой. И до сих пор показывает их с каким-то детским восторгом. За 15 лет собрал огромную коллекцию голландских мастеров золотого века: Яна Ливенса, друга Рембрандта (их, кстати, часто путали), его учителя Питера Ластмана и учеников. Самый известный из них — Герард Дау.
«Этих мастеров, скажем, собирал Юсупов или Шувалов, или та же самая Екатерина II. В наше время найти их очень трудно. Ведь большая часть уже нашла себе пристанище в разных музеях мира», — сказала президент ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова.
Голландцев интересовала жизнь обычных людей, когда в скромных интерьерах ведутся молчаливые диалоги. На их картинах и бытовые сцены, и шутливые — вот, например, курильщика будто застали врасплох, и целые притчи о нравах XVII века, как на холсте Яна Стена «Крестьянская пирушка».
«Это, с одной стороны, очень тщательная проработка деталей. С другой стороны, это не такой высушенный натурализм, как у художников XIX или XX века», — говорит куратор выставки, заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина Вадим Садков.
За это их прозвали мастерами тонкой живописи. Они как никто умели создать атмосферу сосредоточенности. Это хорошо чувствуется на выставке. Особенно рядом с картиной Яна Вермеера.
Он будто открывает шторы и заливает светом все вокруг. Даже одной работы достаточно, чтобы ощутить этот эффект. Вермеер — один из самых редких художников. Все его работы вполне могли бы поместиться в одном зале Пушкинского музея. Ведь нам известно всего 36 его картин. И, конечно, самая знаменитая — «Девушка с жемчужной сережкой». Она хранится в художественной галерее Гааги в Нидерландах. А вот в России нет ни одного холста Вермеера. Так что «Девушка за вирджиналом» — уникальная возможность увидеть магию художника вживую.
Из двух сотен работ Лейденской коллекции, названной так в честь родного города Рембрандта, в Москву привезли 82. И все они впервые в нашей стране. Хотя сам Томас Каплан давно посматривал в сторону России.
«Нам очень нравится русский стиль коллекционирования. Если ты чем-то увлечен, то не просто покупаешь какую-то вещь, а тратишь на это все», — сказал коллекционер.
Новое место для Рембрандта: как французский дизайнер снес стены Пушкинского музея
18 октября ГМИИ им. А. С. Пушкина открывает новую экспозицию своего собрания старых мастеров. Французский дизайнер и сценограф Патрик Уркад переделал шесть залов первого этажа главного здания — византийского искусства, искусства Германии и Нидерландов XV–XVI веков, Фландрии и Голландии XVII века, живописи Рембрандта и его школы
Патрик Уркад снес выгородки в галереях первого этажа, открыл вид на историческое пространство музея, перекрасив его в серый цвет, отказался от цветового зонирования по школам, приема, которым в музее пользовались едва ли не с 1924 года, когда была открыта картинная галерея, и перевесил работы.
За свою карьеру Парик Уркад совершил немало головокружительных кульбитов. Специалист по искусству Ренессанса, автор выставок в садах Долины Луары и Версаля, Уркад работал в парижском Vogue, сотрудничал с Хельмутом Ньютоном и Ги Бурденом, собирал старых мастеров в коллекцию Карлу Лагерфельду, а теперь придумал новую экспозицию и фирменный серый цвет для Пушкинского музея. Forbes Life выяснил зачем.
— Как вы оказались в Пушкинском музее в первый раз?
— В начале 2000-х. Мы с друзьями принимали участие в международной ярмарке в Манеже. Впервые в Пушкинский музей я попал вместе со знакомыми экспертами в области искусства. Помню, как увидел «Прогулку заключенных» Ван Гога. Тогда я смотрел на работу, а на меня — пожилая насупленная смотрительница.
И все это под аккомпанемент восторженных восклицаний экспертов. Они восхищались свежестью, сохранностью работы, которую не реставрировали и которая не путешествовала. Совсем недавно я опять увидел «Прогулку заключенных». В Париже, в Fondation Louis Vuitton она выставлена совершенно иным образом, чем в Пушкинском. Новое освещение подчеркивает качество живописи и сохранность работы.Хранители, конечно, были в легком ужасе, но музей был счастлив
— Как вы начали сотрудничать с Пушкинским музеем?
— В Пушкинском музее знали о моих работах. Осенью 2014 года в Версале шла моя выставка «У истоков дизайна», где мы познакомились с Мариной Лошак и Сурией Садековой. В 2019 году музей пригласил меня оформить выставку «Восточный джаз/East West Jazz», где были представлены восточные халаты из коллекции Александра Клячина.
— И Пушкинский на это согласился?
— Хранители, конечно, были в легком ужасе, но музей был счастлив. Пока эту идею отложили.
— В чем сейчас заключается ваша идея изменения выставочного пространства Пушкинского музея?
— Пушкинский музей — это неоклассическая архитектура, созданная Романом Клейном и Иваном Рербергом. Большие залы, монументальная парадная лестница. Пространство прямоугольное, тут вам не волнистые фантазии архитектора Фрэнка Гери в Fondation Louis Vuitton. Революционной находкой архитекторов был свет, большая часть крыши в Пушкинском стеклянная. Крышу, конечно, нужно переделать во время реконструкции.
Я пытаюсь вернуть заслуженное внимание старым мастерам, выставленным в залах первого этажа. Возродить логику, связывающую пространство и свет. Благодаря подчеркнутой простоте и ритмичности архитектуры работы будут легко читаться, тем самым подчеркивая логику стоящей за ними архитектуры света. Например, мы сделали открытие, что один из залов, в котором выставлено средневековое немецкое искусство и который расположен наполовину в подвале, на самом деле очень светлый. Стоило лишь освободить пространство зала от выгородок.
— Кем вы чувствуете себя в музее? Сценографом, художником, режиссером?
— Как говорят политики, хороший вопрос. Ответ простой — я и тот, и другой, и третий. Это у меня с детства, ребенком я постоянно менял мнение, чем немало огорчал своих родителей. В итоге я стал историком искусства, а потом ушел в Vogue. Надо сказать, что знакомство с Карлом Лагерфельдом пошло мне на пользу. Я наблюдал, как на своем пианино Лагерфельд наигрывал различные мелодии, одну для Fendi, другую для Chanel, еще одну для Lagerfeld. Так и у меня одна нога в производстве и технических деталях, а другая — в музеологии.
Мы решили утвердить единый серый цвет Пушкинского, как серый Dior
Периодически мне приходят письма из музея с описанием технических проблем здания, например, что-то не так с системой труб, и эти проблемы тоже надо решать. Что же касается музеологии, это другая история. Хранители выбирают работы. У нас, к примеру, есть варианты А, Б и В. В — это то, что мы бы не взяли в экспозицию, А — это то, что надо брать обязательно, и Б — если у нас хватит места, можно повесить. Правило простое, но облегчает выбор. Не стоит забывать, что выставленные работы часто представляют лишь малую долю коллекции. Например, в Лувре показаны лишь около 10-20%.
— Получается, выбор работ делали не вы?
— Я наблюдал, как хранители коллекций выбирали работы. Когда они соглашаются: «Этого Пуссена мы повесим, этого Рембрандта тоже» — то, как показать работу, решаю уже я. Посещая Пушкинский музей, я заметил: есть важные картины, мимо которых посетители проходят, даже не замечая их присутствия. Так бывает, когда работу размещают в зале без должного внимания. Я не предлагаю выделять каждой работе отдельный зал, как в случае с «Джокондой» в Лувре. Но я за то, чтобы продумать музейный маршрут, развесив картины в тихом, спокойном месте или же поместить их на видное место. Я это умею и люблю делать.
Я собирал коллекцию старых мастеров для Карла Лагерфельда (продана в 2000 году на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за $7 млн.
— Forbes Life). Изначально мы вешали работы на стену одна к другой, так как это было принято у коллекционеров прошлого. Но потом, когда я разрабатывал сценографию, задумался о том, как заострить внимание зрителя: вот, посмотрите, здесь есть что-то, вот на это стоит обратить внимание. То есть зрителя надо вовлечь в игру. Так появилась система модулей, архитектурных единиц. Ее задача — позволить увидеть работы малого и среднего формата. Когда мы находимся перед небольшой стенкой, где на выступающей поверхности в небольшой нише размещена работа, у нас создается впечатление, что мы можем взять эту картину в руки.Материал по теме
На днях на выставке коллекции Морозовых в Fondation Louis Vuitton я встречался с руководителями Пушкинского музея и сказал, что для новой развески надо будет поменять свет. На примере «Прогулки заключенных» я пытался объяснить, насколько музейный свет меняет восприятие картины.
Что касается взаимодействия с картиной, в эпоху Возрождения были большие коллекции и было два типа заказов, религиозные и частные. Для частных заказчиков писали портреты, которые их владельцы, конечно же, брали в руки. В различных студиоло картины были выставлены так, что их можно было взять в руки, ими манипулировали. Сегодня предложить публике взять картину в руки — это что-то немыслимое.
В процессе смены эспозиции (Фото: пресс-служба ГМИИ им. А. С. Пушкина) — Каким будет свет в Пушкинском музее?— Мы не можем направлять напрямую дневной свет в залы. Сейчас меняем шторы, потому что был сделан выбор в пользу серых, а я думаю, что нужны белые шторы, которые подчеркнут широту пространства.
То освещение, что есть сейчас, следует заменить. Нужен активный меценат, который взял бы в свои руки этот процесс в музее, предстоит большая фундаментальная работа.
— Какой идее подчинена экспозиция?
— Сохраняется хронология, и появляются эффекты. Чтобы посетитель не заскучал, надо поддерживать его присутствие духа. В большом зале, посвященном итальянской школе, где висят Гварди и великие классики, я хочу сохранить пространство большой галереи, отличительной черты великой итальянской живописи, а напротив создать собрание модулей. Для трех картин, несколько в отдалении, я придумал некое подобие пирамиды, которая подчеркнет грандиозность галереи и в то же время позволит создать иллюзию того, что картину можно взять в руки. Что же касается организации, то правил здесь нет. Модули в разных залах будут организованы по-разному, в зависимости от желаемого эффекта.
Ребенок видит то, что взрослые не увидят. Надо, чтобы музей стремился к тому же
— Сколько времени у вас ушло на проект?
— Мы работали начиная с весны. Некоторые залы, как и некоторые коллекции, я открыл для себя раньше других. Моей идеей было унифицировать пространство. А хранители коллекций хотели сохранить соответствие между цветами стен залов и выставленными в них школами. В августе мы все-таки пришли к согласию и решили утвердить единый серый цвет Пушкинского, как серый Dior. Серый визуально увеличит пространство музея, доведет его до бесконечности — в этом прелесть.
— Можно ли сказать, что новая сценография должна привлечь зрителя в музей? Заставить его прийти в то время, когда появляется все больше возможностей в музей не ходить, особенно с появлением GoogleArts?
— Музей — такая же прогулка, как и любая другая. Как прогулка в саду, только вместо цветов мы смотрим на картины, или скульптуры, или другие объекты. В музей приходит много разных посетителей. Есть много посетителей, которые любят Пушкинский, ходят туда с детства и чувствуют себя как дома. Я не хотел бы шокировать этого зрителя, но я хотел бы вернуть ему удовольствие новизны, заново показать ему пространства музея.
Фото: пресс-служба ГМИИ им. А. С. ПушкинаЕсть те, кто приходит в Пушкинский музей в первый раз. В трех из четырех случаев их внимание притягивают очень классические вещи. Например, парадная лестница с ее колоннами — не предмет искусства, а предмет архитектуры.
Есть множество молодежи и детей, которым нужно помочь создать представление о музее как о месте привлекательном, доставляющем удовольствие и на подсознательном уровне приучить взгляд. Не стоит забывать, что глаз современной молодежи сформирован цифровыми технологиями, всеми этими бесконечными играми с фотографией. И это надо учитывать. Понятно, что завтра цифровая форма не исчезнет.
Я француз до мозга костей. Мы любим Декарта и множество весьма классических вещей, но в то же время понимаем сумасшествие
Приведу пример. В маленькой деревне на западе Франции, где родился мой отец, я каждый год на 14 июля организую конкурс фотографии для всех жителей региона. Мы получаем порядка ста фотографий. В последний раз самому юному фотографу было семь лет, самому взрослому 87, чтобы сделать фотографию, он залез на крышу дома. Не было ни одной неудачной фотографии, по той простой причине, что сегодня, с доступными нам аппаратами, фотография не может не удасться, она снимает себя сама. Самое интересно в этом конкурсе — наблюдать, как работает взгляд. Я провожу этот конкурс последние шесть лет, и фотографии постоянных участников становятся лучше из года в год.
Дети снимают совсем не то, что снимают взрослые. Обычно ребенок интересуется деталями. У детей нет глобального видения мира, зато ребенок видит то, что взрослые не увидят. Надо, чтобы музей стремился к тому же. Прежде чем учить, что такое итальянская школа, испанская, английская, надо образовывать глаз, взгляд. Надо отдать должное дирекции Пушкинского музея, изменения, которые они проводят, помогут сделать шаг вперед, в сторону образования зрительского взгляда.
— Вы принимаете во внимание такую категорию, как инстаграмность?
— Есть знаменитая фотография с «Джокондой»: зал, наполненный людьми с телефонами в руках, и все взгляды направлены в телефоны. Все видят «Джоконду» на экранах, и для них она в этом и заключается. Конечно, это интересно, потому что мы видим разницу между взглядом, видением и изображением, действительностью, реальностью и изображением. Это неизбежно, не будем же мы запрещать все фотоаппараты, съемки, этот процесс не остановить, но из него мы можем извлечь пользу и для детей и для взрослых.
Фото: пресс-служба ГМИИ им. А. С. Пушкина— Как вы думаете, откуда у русских такая страсть ко всему французскому? К кухне, искусству, моде?
— Есть такие мостики между Россией и Францией, как и Россия — Италия, взять хотя бы Санкт-Петербург. Для французов Россия — место, где часто идет снег, можно сказать, она — синоним снега, что-то экзотическое. И конечно, литературная сторона, романтическая. «Евгения Онегина», например, французы хорошо понимают. Они представляют себе эпоху Бодлера, и для них все становится на свои места.
Материал по теме
Для меня русские — народ сильных страстей, во всяком случае я так его вижу. Я люблю русскую музыку. Стравинский, на мой взгляд, наиболее современный из всех композиторов. И я отлично понимаю великих русских коллекционеров, Морозова и Щукина. Они как Екатерина Великая. У русских очень рано появилось целостное видение искусства. Это было абсолютное видение, они захотели поглотить искусство. У американцев интерес к искусству был рассудочным, периодически даже снобским, а у русских — глубинный, безрассудный.
— И это же заметно в коллекции Пушкинского музея?
— Да. В ней, конечно, есть лакуны, но это неизбежно. Но в то же время в ней есть жизнь, а не только музейная экспозиция, демонстрация.
Фото: пресс-служба ГМИИ им. А. С. Пушкина— Как вам выставка коллекции Морозовых в Fondation Louis Vuitton?
— Коллекция великолепная, как, впрочем, и Щукинская, разница в настроении. Они были собраны по-разному. Коллекция Морозовых интимнее, камернее. Оба, Морозов и Щукин, стояли у истоков современности, они очень рано ее поняли. Выставка дает возможность увидеть коллекции, разбросанные сейчас по разным музеям России, воссоединенными. Если судить с точки зрения истории искусства, то есть моменты, с которыми можно поспорить. Например, мне показалось, что восстановленный зал Мориса Дени слишком велик в сравнении с оригинальным замыслом Морозова. Здесь же все непропорционально грандиозно, что странно для Мориса Дени, художника, чье искусство построено на глубокой искренности, которой противопоказана монументальность.
Материал по теме
Сюзан Паже, директору фонда Vuitton, согласие с архитектором Фрэнком Гери далось тяжело. Ведь он только и делал, что строил изогнутые стены. Она была возмущена, заявляла, что ей тоже надо как-то вешать картины и что будьте добры сделать хоть немного ровных поверхностей. В итоге Гери построил ей парочку. Думаю, что, когда речь заходит о сценографии, необходимо подстраиваться под работы на выставке, и в случае коллекции Морозова мне кажется, что этого было недостаточно.
Элемент декора музея во время смены экспозиции (Фото: пресс-служба ГМИИ им. А. С. Пушкина)— Как вы рассчитываете стоимость вашей работы?
— Ну, для начала замечу, что я не очень дорого беру. И я не хочу брать много. Для меня вознаграждение преследует две цели: я сам должен на что-то жить, и у меня должна быть возможность создавать, работать. А чтобы работать, надо платить мастерам, которые создают макеты, коллажи фотографий, рамы. Всем им надо платить честно и вовремя. Я стремлюсь к балансу между тем, что делаю, и сколько запрашиваю, и почему.
— Как вы определяете количество работы? Это количество предметов? Размер пространства?
— Все вместе. Вы можете разобраться с 400 работами как за четыре дня, так и за три месяца. Задача — знать, что же мы хотим получить под конец. И потом, есть простое правило: не просить денег там, где их нет. Деньги надо просить там, где они есть, и у тех, кто готов с ними расстаться. Я понимаю роль меценатов, она очень важна для музеев. Директор Версальского дворца Катрин Пегар рассказывала мне, что, когда она встречается с потенциальными спонсорами, они не сразу понимают, зачем Версалю деньги, им кажется, что раз дворец покрыт золотом, то и деньги ему не нужны. Я думаю, что меценаты сегодня действительно могут помочь музеям. У них есть возможность сыграть невероятную роль в истории цивилизации. Некоторые из них могут творить настоящие чудеса.
О выставке
Фотовыставка «Дважды спасенные» организована ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с Российский центр науки и культуры в Ченнаи. Выставка, посвященная 77-летию Великой Победы, будет открыт 3 сентября 2020 года в связи с ситуацией с коронавирусом. Это будет Художественные фотографии, показывающие результаты многолетней работы музейных реставраторов с предметами искусства, которые были повреждены во время Второй мировой войны.
По окончании войны в 1945 году в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина поступили произведения искусства, привезенные из Германии Советскому Союзу в качестве реституции. В первое послевоенное десятилетие усилия музейного специалисты – кураторы и реставраторы – были нацелены на спасение шедевров живописи из дрезденского галереи, многие из которых требовали немедленной консервации.
В начале 2000-х годов исследователи и реставраторы объектов приступили к изучению и реставрации памятников древности. искусства, в том числе большое количество обгоревших и деформированных фрагментов керамики, металла, кости и стекла. результаты многолетней работы коллектива реставраторов из нескольких музеев и специализированных мастерских в Москве, были представлены на выставках в ГМИИ им. А.С. Пушкина «Археология войны. Возвращение из небытия» (2005 г.) и «Искусство Древнего Кипра» (2014 г. ). В 10 лет консервировано и отреставрировано более 750 музейных предметов. В 2015 году проект по сохранению Бронзовые скульптуры Донателло, а также некоторые работы других мастеров западноевропейского Возрождения. скульптура, была запущена совместно с музеем Боде.
На выставке «Дважды спасенные» представлена лишь малая часть предметов из раздела «Перенесенное искусство». коллекция отреставрирована в ГМИИ им. Пушкина — 30 фотографий уникальных произведений античного и западноевропейского европейское искусство. Специально созданная страница на сайте отдела консервации ГМИИ им. А.С. Пушкина познакомит вас с историей музейных коллекций, судьбой отдельных предметов и замечательные результаты работы наших реставраторов, благодаря которым эти произведения обрели свою вторая жизнь.
Музей Кайзера Фридриха
Государственные музеи Берлина – одно из старейших и наиболее обширных музейных объединений в Западной Европе. История берлинских музеев началась с коллекции бранденбургских курфюрстов, т.н. Кунсткамера, которая образовалась в конце 16 века. В последующие века коллекция была постоянно расширялся, что привело к его разделению на несколько музейных коллекций. Образуется на основе Кунсткамера, коллекции предметов естествознания и античного искусства превратились в отдельные музеи, а наиболее ценными предметами декоративно-прикладного искусства были коллекции Берлинского замка. девятнадцатый столетие ознаменовалось открытием множества новых музеев, построенных знаменитым архитектором Карлом Фридрихом Шинкелем. (1781-1841) и его учеников. Для публики были открыты следующие музеи: Королевский музей (ныне Старый музей, 1830 г.), Новый музей (1855 г.), Национальная галерея (1861 г.), которая в ХХ веке называлась «Старая национальная галерея» после открытия «Новой». Возведение музея кайзера Фридриха на музее Остров продолжил эпоху бурного строительства.
Музей кайзера Фридриха с самого начала задумывался как музей итальянского Возрождения. искусство, потому что к этому времени в Берлине была самая большая коллекция итальянской скульптуры и живописи за пределами Италии. Вильгельм фон Боде (1845-1929) был инициатором и вдохновителем идеи создания музея с собственным строительство и сбор. Он был историком искусства и музейным работником, много лет вел беспрецедентная кампания по приобретению произведений искусства в Италии и за рубежом. Интерьеры недавно открывшегося Музей отразил вкус Боде как коллекционера: картины, скульптура и предметы декоративно-прикладного искусства были экспонировались вместе, что отличало музейную обстановку от традиционной. Отдельные залы, например Ротонда или базилика были попыткой воссоздать архитектуру и внутреннее убранство итальянского церкви. Другие, наполненные множеством мелких предметов, стали своего рода кабинетами редкостей, напоминающими интерьеры домов частных коллекционеров.
Несколько лет спустя очередь дошла до Берлинской антикварной коллекции – в 1910 г. на близлежащей территории началось строительство Пергамского музея. Помимо знаменитого Пергамского алтаря, в нем были представлены коллекции Западноазиатского музея и Музея исламского искусства. С 1930 по 1939 г. Рядом располагался Немецкий музей, где выставлялись шедевры немецкой скульптуры.
Бункер 9 в парке Фридрихсхайн0011
С началом Второй мировой войны руководство Государственных музеев Берлина обеспокоилось сохранение предметов из музейных коллекций. В 1939 году выставки на Музейном острове были закрыты для посещения. общественность, объекты были упакованы и подготовлены к транспортировке.
Большое количество различных произведений искусства — древнего, западноевропейского, азиатского и др. — было размещено в несколько хранилищ в Берлине и его пригородах, которые считались безопасными. Первоначальный план немца военное командование не предполагало, что город будет атакован с воздуха, но уже в августе 1940, первая бомбардировка Берлина британскими ВВС показала, что это не так.
Ответом на воздушную угрозу стало строительство массивных бетонных сооружений в трех основных районах Берлина. парки — в Зоологическом саду, Фридрихсхайн и Гумбольдтхайн — так называемые зенитные башни (Flaktürme) — из размером около 60 х 60 м и оснащенный зенитными орудиями. Расположение (вдали от таунхаусов) и высота башен диктовалась необходимостью широкого сектора обстрела. По прозвищу «огненные соборы» конструктора Фридриха Тамма, зенитные башни имели и немалое идеологическое значение — они должны были символизировать огромную военную мощь, нести мир и надежду в сердца горожан. Их архитектурным проектированием занималось бюро Альберта Шпеера, который лично обсуждал планы с Адольфом Гитлером.
Техническое устройство каждой зенитной батареи требовало, помимо главной артиллерийской башни, другое укрепленное сооружение на небольшом расстоянии от него — с которого велось наведение и радиолокация. Эти многоэтажные дома с железобетонными стенами толщиной около двух метров получили название «лейттурм» («диспетчерские вышки»). Их окна и двери имели стальные панели толщиной 5-10 см с массивными замками. механизмов, а объем здания составил около 40 тыс. м3. В диспетчерских вышках еще было много места осталось после размещения техники и личного состава люфтваффе. По этой причине в двух из них — в в Зоологическом саду и в парке Фридрихсхайн — в управление Берлинских музеев было отдано возможность укрытия коллекций.
В башне Фридрихсхайн в нижнем ярусе разместилось более 1600 картин из собрания Берлинская картинная галерея и, этажом выше скульптуры, коллекции Музея кайзера Фридриха, Античная коллекция, Музей декоративного искусства, Национальная галерея и Коллекция азиатского искусства.
Берлин, 1945 г.
Уже в конце 1944 г. берлинские укрепрайоны, надежно охранявшие произведения искусства в предыдущие годы войны, перестали внушать доверие немецкому командованию. В атмосфере строгих секретность и отсутствие транспорта, с 19 ноября44 по апрель 1945 г. несколько грузовых экспедиций эвакуировали более более 1200 картин от бункера во Фридрихсхайн до соляной шахты Кайсерода в Меркерсе, около 400 км к юго-западу от Берлина. Именно там вместе с другими ценными находками — золотым запасом Рейхсбанка и знаменитый бюст Нефертити — именно они были обнаружены в апреле 1945 года армией США, имевшей специальное подразделение настроить для поиска произведений искусства (MFA&A).
Судьба остальных коллекций в Берлине сложилась иначе. С момента взятия города советскими войска 2 мая 1945, усилиями трофейных бригад, выполнявших функцию, аналогичную функции Вооруженные силы США были сосредоточены на эвакуации произведений искусства из бункера Зоопарка. Согласно соглашение о четырехстороннем разделе Берлина, территория Зоологического сада должна была находиться в Британский сектор оккупации и музейные коллекции будут переданы союзникам. Все ценности из хранилище, в том числе знаменитый «Сокровище Приама», были спешно эвакуированы на советский плацдарм Берлин-Карлсхорст для отправки в СССР. Монументальные рельефы Пергамского алтаря были великим сложность в транспортировке.
К этому времени в бункере во Фридрихсхайн, формально находящемся под контролем советских войск, первый из уже произошло два разрушительных пожара. Сначала загорелся свод нижнего яруса, в котором размещались большие картины — их эвакуация была невозможна. Более 400 первоклассных произведений искусства, среди которых были семь крупных произведений Рубенса и мастерской, знаменитые «Святой Матфей» Караваджо и «Царство Пана» Синьорелли, были безвозвратно утеряны. За первым пожаром, произошедшим между 5 и 6 мая, последовал второй, произошедший между 14 и 18 мая и уничтоживший музейное хранилище в верхнем ярусе бункер. Среди множества хранившихся здесь коллекций были: античная и средневековая скульптура, византийская, китайская и Японское искусство, декоративная керамика, украшения, монеты и рамы. Причины и точные обстоятельства обоих первый и второй пожары не установлены, хотя есть веские основания полагать, что при по крайней мере один из них был результатом поджога.
Государственный музей А. С. Пушкина, 1945–1946 гг.
В отличие от картин; скульптуры, керамика и предметы декора в бункере во Фридрихсхайн были полностью не уничтожены огнем. Первый анализ показал, что часть коллекций можно спасти под слоем пепла и обломков, образовавшихся в результате пожара. Работы, начатые осенью 1945 г. под руководством археологом, профессором МГУ В. Блаватской, и продлилась до весны 1946, были полноценные археологические раскопки — важнейшей задачей была идентификация каждого найденного предмета. Несколько тысячи извлеченных фрагментов были отправлены двумя разными поездами в Москву и Ленинград, что привело к разделение коллекций.
Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина. Д. Меркурова, который настаивал на пополнении средств с трофейными коллекциями, несколько переоценил возможности музея, которому требовалось больше места и специалисты. О том, чтобы начать полную реставрацию произведений из берлинских коллекций, не могло быть и речи. в Государственном музее изобразительных искусств, где одновременно находилась коллекция из Дрезденской галереи и несколько других, привезенных из разных регионов Германии — сам московский музей, переживший эвакуации средств и испытав на себе все тяготы военного времени, имел много проблем. Тем не менее, значительный объем консервационных работ – выявление, склеивание фрагментов, расчистка – был проведен в начало 1950-х годов небольшим количеством консерваторов.
Амбициозным планам Меркурова по созданию музея мирового искусства не суждено было сбыться, и политика СССР в вопросе о трофейном искусстве в 1950-х годах пошла по другому пути. Отчасти по примеру правительство США, которое вернуло 200 шедевров живописи в музеи Западного Берлина после длительного турне по городам США, в СССР развернули масштабную кампанию по возвращению перемещенных собственность музеям Восточной Германии и Польши. Возвращение картин Дрезденской галереи, которое было предшествовавшей выставке в Москве, был ее самый известный эпизод. В результате трансферов 1955-1958 из 2,5 млн объектов, захваченных советскими войсками, 1,5 млн вернулось в ГДР Республика. До этого прошли выставки в Москве и Ленинграде, которые посетили более 1 млн. люди. После их завершения экспонаты были доставлены в Берлин, где незадолго до этого здание Музея кайзера Фридриха было открыто для публики под новым названием — Музей Боде. Большой часть экспозиции заняли скульптуры, извлеченные из бункера во Фридрихсхайн и отреставрированные в Советском Союзе.
Работа с переданной коллекцией произведений искусства в 2000 — 2016 гг.
Не все предметы, извлеченные из бункера Фридрихсхайн, были возвращены в ГДР. Многие фрагментированы объекты, утратившие первозданный вид и нуждавшиеся в масштабных реставрационных работах, остались на попечении музеи Москвы и Ленинграда. Можно с уверенностью сказать, что опасения испортить положительный политический эффект о возвращении вновь приобретенных и отреставрированных произведений искусства в Восточной Германии путем передачи предметов, которые слишком близко походил на инвалидов с войны сыграли решающую роль. Однако, оставаясь в Советском музеев на особом секретном положении и занимающих ограниченные складские ресурсы, эти произведения не могли быть экспонируется или используется каким-либо образом. Временным решением проблемы стала передача объектов в Архив произведений искусства при Министерстве культуры СССР, состоявшейся в 1963. Из этого хранилища, расположенных на территории Троице-Сергиевой Лавры в Загорске (ныне Сергиев Посад), объекты из специальной коллекции стали возвращаться в музей только после распада СССР, в конце 1990-е — начало 2000-х. В течение нескольких десятилетий произведения были покрыты завесой тайны: их видели только несколькими хранителями музеев, приехавшими с инспекциями, для исследователей и посетителей музеев они практически перестала существовать.
Только следующие поколения музейных хранителей и реставраторов смогли изучить и обработать все эти материалы. Часто у них не было никакой информации о работе их предшественников в 1950-х годах. специалисты ГМИИ им. А.С. Пушкина приступили к реставрации коллекции старинной керамики, который состоял из обгоревших и деформированных фрагментов, упакованных в газеты военного времени, в 2002 году. работы огромной команды реставраторов из нескольких музеев и специализированных мастерских стала выставка «Археология войны. Возвращение из небытия» открылась в апреле 2005 года. керамика, бронза и резная кость, находившиеся в бункере во Фридрихсхайн. Казалось, большая часть повреждений необратимы на первый взгляд, а трудности, с которыми столкнулись реставраторы, потребовали разработки новых методик. Выставка показала важность сотрудничества с немецкими коллегами, которые на то время только начиналось. В ноябре 2005 г. был проведен коллоквиум по консервации с реставраторами из Берлин работает над аналогичными задачами. Реставраторы ГМИИ им. Пушкина подошли к очередному проекту, посвященному к искусству Древнего Кипра с опытом, что позволило представить более 300 отреставрированных экспонаты – расписные вазы, терракоты и миниатюрные статуэтки от бронзового века до эпохи римской Империя — на выставке 2014 г.
Донателло и другие мастера эпохи Возрождения: исследование и реставрация
В 2015 году ГМИИ им. А.С. Пушкина начал новый проект, посвященный сохранению и реставрация скульптур итальянского Возрождения из бывшей берлинской коллекции. Проект, с самого начало, задуманное как взаимодействие двух музеев, проводится в сотрудничестве с Боде Музей в Берлине.
Работы известных мастеров эпохи Возрождения, таких как Донателло, Андреа дель Верроккьо, Лука Делла Роббиа и другие, до сих пор хранящиеся в фондах Московского музея, восстановить крайне сложно. Сделал из мрамора и известняка, скульптуры не выдерживают высоких температур, так как из-за этого теряют свой внешний вид. прочность конструкции. Реставрация многих из этих скульптур требует уникальных методов и специальных исследований.
С марта 2016 года российские и немецкие реставраторы обмениваются опытом и методами работы. Участие берлинских специалистов оказывает действенную помощь в том числе и российским реставраторам. вещи, потому что в Берлине сохранились оригинальные формы, снятые со скульптур для изготовления гипсовых слепков. Эти слепки дают представление о первоначальной форме предметов и служат для восполнения утрат. С 2018 года Российские специалисты проходят обучение в Берлине, где работают на объектах с подобными повреждениями.
С российской стороны специалисты Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», который сотрудничает с ГМИИ им. А. С. Пушкина по нескольким направлениям, присоединились к проекту. Длительное лечение не стал препятствием для возвращения публике этих значительных произведений скульптуры. Серии конференции московских и берлинских кураторов в Берлине (Музей Боде), Флоренции (Институт Макса Планка по истории искусств) и Тренто (Университет Тренто) представили научному сообществу предварительные результаты и объявил о существовании 57 скульптур, считавшихся утерянными после Второй мировой войны. Специальная страница был открыт для публики на сайте www.museumconservation.ru, содержащем фотографии, информацию и консервацию досье на объекты, входящие в проект. Информация переведена на четыре европейских языках и регулярно обновляется. В январе 2019 г.первая бронзовая статуя «Иоанн Креститель», считающаяся работа известного флорентийского скульптора Донателло, сохраненная в рамках проекта, была выставлена в Государственный музей Пушкина. Его консервация была завершена обнаружением оригинальных фрагментов, которые были ранее считался утерянным. Это одна из самых ценных работ, доступных для посетителей музеев со всего мира. по всему миру. На октябрь 2020 года запланирована выставка еще 15 отреставрированных бронзовых скульптур9.0003
О нас — Четыре музея
Перейти к основному содержанию
О
Четыре музея — новый культурный проект города Москвы, основанный четырьмя ведущими учреждениями: Государственной Третьяковской галереей, Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Музеем современного искусства «Гараж» и Домом культуры «ГЭС-2» фонда V-A-C.
Шедевры русского искусства в Третьяковской галерее, замечательная коллекция произведений старых мастеров, импрессионистов и модернистов в ГМИИ им. Пушкина, выставки современного искусства и искусствоведческий архив в «Гараже», открытая экспериментальная площадка по производству новой культуры на ГЭС-2 : Four Museums — это место, где прошлое и настоящее мировой культуры встречаются с богатой историей Москвы и динамичной современной реальностью.
Проект «Четыре музея» основан на оригинальных пешеходных маршрутах, которые включают в себя известные и необычные городские места, музейные коллекции и временные выставки, музыкальные и исполнительские, а также обучающие программы и мероприятия. Маршруты составлены с учетом всех интересов, возрастов и потребностей.
Музей Пушкина
Гараж
Третьяковская галерея
Дом культуры ГЭС-2
Одно из крупнейших собраний зарубежного искусства в России с древнейших времен до наших дней.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина — одно из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства с древнейших времен до наших дней. В главном здании музея можно увидеть важные произведения мировой живописи – произведения Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Особое место занимают произведения французского искусства 9 в. 0003 XIX-XX век
Века, собранные меценатами Сергеем Щукиным и Иваном Морозовым, собравшим одну из самых известных коллекций произведений искусства в мире.
Инвентарь музея продолжает активно пополняться и сегодня. С 2018 года ГМИИ в рамках программы «Пушкинский музей XXI» начал собирать первую в России коллекцию медиаискусства.
Первая в России благотворительная организация, создавшая комплексный общественный заказ на современное искусство.
Предоставляя возможности для диалога, а также производства новых работ и идей, обширная программа Музея, состоящая из выставок, мероприятий, образования, исследований и публикаций, отражает текущие события в российской и международной культуре. Центральное место в этой деятельности занимает коллекция Музея, который является единственным публичным архивом в стране, связанным с развитием современного российского искусства с 1950-х годов по настоящее время.
Один из самых популярных и посещаемых музеев страны; в нем хранятся и экспонируются 11 веков русского искусства.
Третьяковская галерея, основанная в 1856 году, обладает одной из крупнейших в России коллекций национального искусства. Произведения художников разных эпох отражают многообразие русского и советского искусства и его вклад в мировую культуру. Третьяковская галерея стремится сохранять, исследовать и популяризировать русское искусство, а также делать его более доступным для широкой аудитории. В огромном собрании стоит обратить особое внимание на выдающуюся коллекцию икон, полотен великих художников XIXХХ века, русского авангарда, а также современного искусства.
Учреждение, занимающееся созданием современной культуры и ее представлением как можно более широкой аудитории, а также целью продвижения знаний в этой области.
Объединяя под одной крышей театр, музыку, изобразительное искусство, поэзию, оперу, танец и кино, ГЭС-2 обеспечивает открытый доступ всех к своим произведениям искусства и способствует диалогу между авторами и публикой, предоставляя им возможность совместно формировать культурную сферу. Это пространство живой культуры, производимое не только профессионалами, но и посетителями, место встречи и содействующее общему творческому производству самых разных людей.
- Контакты
- ВК
@2ges2
@2ges2
@2ges2
@2ges2
@2ges2
@2ges2
@2ges2
@2ges2
Музей Пушкина
Одно из крупнейших собраний зарубежного искусства в России с древнейших времен до наших дней.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина — одно из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства с древнейших времен до наших дней. В главном здании музея можно увидеть важные произведения мировой живописи – произведения Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Особое место занимают произведения французского искусства 9 в.0003 XIX-XX век
Века, собранные меценатами Сергеем Щукиным и Иваном Морозовым, собравшим одну из самых известных коллекций произведений искусства в мире.
Инвентарь музея продолжает активно пополняться и сегодня. С 2018 года ГМИИ в рамках программы «Пушкинский музей XXI» начал собирать первую в России коллекцию медиаискусства.
- Контакты
- Инстаграм
- Фейсбук
- ВК
Гараж
Первая в России благотворительная организация, создавшая комплексный общественный заказ на современное искусство.
Предоставляя возможности для диалога, а также для создания новых работ и идей, обширная программа Музея, состоящая из выставок, мероприятий, образования, исследований и публикаций, отражает текущие события в российской и международной культуре. Центральное место в этой деятельности занимает коллекция Музея, который является единственным публичным архивом в стране, связанным с развитием российского современного искусства с XIX века.50-х годов до настоящего времени.
- Контакты
- Инстаграм
- Фейсбук
- ВК
Третьяковская галерея
Один из самых популярных и посещаемых музеев страны; в нем хранятся и экспонируются 11 веков русского искусства.
Третьяковская галерея, основанная в 1856 году, обладает одной из крупнейших в России коллекций национального искусства. Произведения художников разных эпох отражают многообразие русского и советского искусства и его вклад в мировую культуру. Третьяковская галерея стремится сохранять, исследовать и популяризировать русское искусство, а также делать его более доступным для широкой аудитории. В огромном собрании стоит обратить особое внимание на выдающуюся коллекцию икон, полотен великих художников XIXХХ века, русского авангарда, а также современного искусства.
- Контакты
- Инстаграм
- Фейсбук
- ВК
Дом культуры ГЭС-2
@2ges2
@2ges2
@2ges2
@2ges2
@2ges2
@2ges2
@2ges2
@2ges2
Учреждение, занимающееся созданием современной культуры и ее представлением как можно более широкой аудитории, а также направленное на продвижение знаний в этой области.