Самые ожидаемые выставки 2018 года
Выставки
Ретроспективы Кузьмы Петрова-Водкина и Михаила Ларионова, реконструкция легендарного аукциона Sotheby’s в Москве, Илья и Эмилия Кабаковы, династия Мин и другие выставки, которые мы увидим в наступающем году в Москве и Петербурге
Дарья Палаткина
27.12.2017
Предаукционная выставка Sotheby’s «Русский авангард и советское современное искусство» в Совинцентре, Москва. 2–7 июля 1988 г.
Фото: Александр Лаврентьев
Ставки на гласность. Аукцион «Сотбис» в Москве, 1988
Музей современного искусства «Гараж»
23 января – 28 февраля
Первый в Москве аукцион Sotheby’s 1988 года иначе как легендарным не называют, и этот титул вполне заслужен. Благодаря торгам, которые прошли в Центре международной торговли, советские неофициальные художники были представлены зарубежному покупателю вместе с русским авангардом. «Гараж» намерен реконструировать события 30-летней давности. Зрители смогут заглянуть на аукцион, правда виртуально: на выставке будет работать VR-инсталляция. Помимо современных форматов, будут и вполне традиционные исследовательские материалы (проект позиционируется именно как исследование): интервью с участниками и организаторами и архивные документы. Топ-лот того аукциона «Фундаментальный лексикон» (1986) Гриши Брускина, проданный в 1988 году неназванному коллекционеру из Мюнхена за £242 тыс. ($500 тыс.), также выставят в «Гараже» наряду с работой «Все о нем» (1971) Ильи Кабакова, которую тогдашний председатель совета директоров Sotheby’s Альфред Таубман купил в подарок советскому Министерству культуры для создания музея современного искусства СССР. Сопровождать их будет русский авангард, среди которого рисунок Варвары Степановой (около 1924) и «Клоун. Сцена в цирке» (1935) Александра Родченко.
Шпилька–«фэньсинь». Династия Мин (1368–1644), Китай. Золото, штамп. Шанхайский художественный музей.
Фото: Музеи Московского Кремля
Династия Мин: сияние учености
Музеи Московского Кремля, выставочный зал Патриаршего дворца, выставочный зал Успенской звонницы
17 апреля – 25 июля
Эпоха правления династии Мин (1368–1644) стала в Китае временем подъема образования и одновременно ностальгии по старине — мыслители того периода старались наполнить свой быт древними предметами, художники нередко подражали лучшим образцам произведений предшествующих Танской и Сунской династий, а в литературе появилось даже целое направление «приверженцев древней литературы». На выставке в Музеях Кремля покажут около 150 памятников эпохи: фарфор, живопись, резьбу по камню и мебель. Богатой коллекцией последней особенно славится Шанхайский художественный музей, который предоставит все экспонаты. В выставочных залах появится воображаемый «кабинет интеллектуала» эпохи Мин вместе со своими «сокровищами» — так в Китае называли предметы для каллиграфии: тушечницы, сосуды для разведения туши, резные подставки под кисти. В Музеях Кремля также выставят живописные свитки, в том числе работу «Пион, листья банана и камни» одного из самых известных художников эпохи — Сюй Вэя, и драгоценный фарфор, другой обязательный атрибут жизни интеллектуала. Специальный раздел выставки будет посвящен археологическим находкам: там можно будет увидеть ювелирные изделия и набор фарфоровых статуэток почетного эскорта из гробницы родственников императорской династии.
Илья Кабаков. «Футболист». 1964.
Фото: ILYA AND EMILIA KABAKOV archive
Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех
Государственный Эрмитаж, Главный штаб
20 апреля – 29 июля
Ретроспектива самой знаменитой четы концептуалистов этой весной из Тейт Модерн переедет в Россию. Расширенную и дополненную версию выставки покажут в Санкт-Петербурге, а в сентябре ее примет Третьяковская галерея. В интервью TANR Эмилия Кабакова рассказывала, что для экспозиции отобрали картины, рисунки, инсталляции и модели с конца 1960-х годов, с первой концептуальной картины Ильи Кабакова «Футболист» (1964), долгое время считавшейся утраченной, до совсем недавних вещей. По мнению Кабаковых, это самый полный показ их творчества. Название выставки позаимствовано из открытого письма Ильи Кабакова, вышедшего в № 5 журнала «А — Я», и одноименной инсталляции, показанной на Венецианской биеннале в 2001 году и впервые реконструированной в Тейт Модерн.
Экспозиция «Наследие будущего / Futures Histories» Арсения Жиляева и Марка Диона в Casa dei Tre Oci. Венеция, 2015 г.
Фото: Алекс Магуайр / Фонд V-A-C
Генеральная репетиция
Московский музей современного искусства, Петровка, 25
25 апреля – 16 сентября
Для создания большого театрализованного проекта усилия и коллекции объединили сразу три институции: Московский музей современного искусства, фонд V-A-C и некоммерческая художественная организация KADIST, базирующаяся в Сан-Франциско и Париже. Куратором выставки выступил новый художественный директор фонда V-A-C и бывший арт-директор Тейт в Ливерпуле Франческо Манакорда. С российской стороны в выставке участвуют работы Арсения Жиляева, Михаила Толмачева и Владислава Мамышева-Монро, среди зарубежных участников — британский художник и режиссер Фил Коллинз, его соотечественница Люси Маккензи, итальянская перформансистка Кьяра Фумай и другие. Проект покажет, как произведения искусства живут в хранилищах и выставочных пространствах и что роднит их с посетителям музеев. «Верхний этаж здания выступит в качестве хранилища, где собранные в группы работы будут ждать своего часа, — рассказывают в музее. — Каждой из них предстоит исполнить множество разных ролей во времени и пространстве парадных залов старинного московского особняка».
Кузьма Петров-Водкин. «Рабочие». 1926.
Фото: Государственный Русский музей
Кузьма Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения
Государственный Русский музей, Корпус Бенуа
Весна
Год назад Русский музей уже показывал Кузьму Петрова-Водкина вместе с учениками и последователями, но тогда акцент был сделан на преподавательскую деятельность и круг художника — теперь же дату отметят полноценной ретроспективой одного из самых важных русских и советских мастеров XX века. С помощью эскизов и рисунков кураторы восстановят процесс создания известнейших полотен художника, украшающих собой собрания Русского музея и Третьяковской галереи (вещи из ее коллекции тоже примут участие в выставке). Кроме прославленных шедевров наподобие «Купания красного коня» (1912), без которого не может обойтись ни одна ретроспектива, зрителям откроют малоизвестные и почти забытые вещи из региональных музеев: произведения дадут Саратовский художественный музей им. А.Н.Радищева, Художественный музей Хвалынска в родном городе художника и другие. Работы Петрова-Водкина для театра предоставят Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства, Музей Большого драматического театра и Театральный музей им. А.А.Бахрушина в Москве.
ГМИИ им. А.С.Пушкина. Выставка «Изобразительное искусство эпохи Эдо». Карта эпохи Эдо. 1840-е.
Фото: University of Texas Librarie
Изобразительное искусство эпохи Эдо
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
3 сентября – 28 октября
«Такие выставки из Японии у нас случаются раз в 10–20 лет», — рассказывает об экспозиции ее куратор Айнура Юсупова, ведущий научный сотрудник отдела графики ГМИИ. Центральное событие перекрестного Года России и Японии, выставка «Изобразительное искусство эпохи Эдо» обещает быть беспрецедентной по размаху и наполнению. Большая часть из 120 работ, охватывающих период с 1603 по 1868 год, приедет в Москву из Японии, что само по себе редкость: на родине некоторые из экспонатов имеют статус «национального сокровища». Это также уникальная возможность увидеть практически отсутствующую в российских собраниях японскую живопись.
Михаил Ларионов. «Весна». Из цикла «Времена года». 1912.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
Михаил Ларионов
Государственная Третьяковская галерея, Новая Третьяковка
18 сентября 2018 – 20 января 2019
О планах объединиться с Центром Помпиду, чтобы хоть на время собрать в одном месте наследие Михаила Ларионова, Третьяковка объявляла еще в 2015 году. Тогда исполнилось ровно 100 лет с тех пор, как Ларионов вместе со своей единомышленницей и женой Наталией Гончаровой покинул Россию — на родину они больше не возвращались. Собрание Гончаровой и Ларионова оказалось разделено после смерти второй супруги художника, Александры Томилиной: большая часть по завещанию была передана советскому правительству, но какая-то доля осталась во Франции, причем разделение, по словам директора Третьяковки Зельфиры Трегуловой, касалось и отдельных серий. Помимо Центра Помпиду, произведения на выставку — всего около 250 вещей — предоставят отечественные и зарубежные институции, среди которых Русский музей, Музей Людвига, Тейт Модерн, Музей Виктории и Альберта и другие. На Крымском Валу будут выставлены работы, связанные с дягилевскими «Русскими сезонами», живопись и графика, созданная в России и Франции. Зрители увидят и другую ипостась Ларионова — коллекционера. Широко известно, что художник интересовался народным и наивным искусством, и гораздо меньше, что он собирал русский и восточный лубок и детский рисунок. У Ларионова также был обширный архив, связанный с историей русского балета — его тоже можно будет увидеть осенью.
Георгий Нисский. «В пути». 1958–1964.
Фото: Институт русского реалистического искусства
Ретроспектива Георгия Нисского
Институт русского реалистического искусства
Сентябрь
Большую ретроспективу певца индустриализации и социалистической стройки Георгия Нисского планирует показать Институт русского реалистического искусства. Любовь к индустриальному пейзажу художник пронес через всю жизнь — сын станционного фельдшера, Нисский не раз рассказывал, какое глубокое впечатление в детском сердце оставили пересеченные рельсами белорусские поля и леса. Именно железной дороге посвящено одно из самых примечательных произведений Нисского в собрании ИРРИ, большое полотно «В пути» (конец 1950-х), которое он писал целых пять лет, постоянно исправляя композицию. Несмотря на то что в частном музее есть немало достойных вещей Нисского, ими дело не ограничится: экспонаты собирают по самым разным коллекциям, от Третьяковской галереи до Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Аккомпанировать работам Нисского будут произведения его друзей, в число которых входил Александр Дейнека, и вдохновителей, включая постимпрессиониста Альбера Марке. Во время поездки в Москву в 1934 году он высоко оценил картину молодого тогда Нисского «Осень. Семафоры» (1932) — так родился каламбур о том, что у французского художника «вкус нисский».
Исаак Левитан. «Осенний пейзаж с церковью».
Фото: Государственный Русский музей
Пейзажи Исаака Левитана и кино
Еврейский музей и центр толерантности
Осень
Провести параллель между «пейзажем настроения» Исаака Левитана (1860–1900) и кино решили в Еврейском музее и центре толерантности. Лиричные и обычно безлюдные картины Левитана куратор Екатерина Крылова сопоставит с кадрами хрестоматийных образцов киноавангарда. На выставке появятся фантастические перспективы на разумный океан планеты Солярис из одноименного фильма Андрея Тарковского, привычные глазу виды средней полосы из кинокартины Станислава Ростоцкого «Белый Бим Черное ухо» и «Ста дней после детства» Сергея Соловьева и другие образцы отечественного артхауса.
Подписаться на новости
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28. 02.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22. 02.2023
Новое рождение «Рождества» Пьеро делла Франческа
Картине итальянского мастера XV века из собрания лондонской Национальной галереи вернули былое великолепие, устранив последствия неудачных вмешательств. Ряд деталей этого изображения вновь обрел первоначальный вид и смысл, некогда приданный автором
20.02.2023
Выставка «Ставки на гласность. Аукцион «Сотбис» в Москве, 1988»
Куда сходить в Москве. Афиша Москвы
Помощник и путеводитель
по интересным местам
и лучшим событиям
Куда пойти сегодня завтра в выходные в этом месяце
С 23 января по 28 февраля в Музее современного искусства «Гараж» пройдет выставка «Ставки на гласность. Аукцион «Сотбис» в Москве, 1988», которая продолжит серию выставок-исследований Музея, посвященных различным явлениям и событиям в истории советского и российского искусства.
Выставка «Ставки на гласность. Аукцион «Сотбис» в Москве, 1988»7 июля 1988 года в Москве, в «Совинцентре» (Центре международной торговли), прошел аукцион «Сотбис», ставший самым неоднозначным событием в художественной жизни позднего СССР. По инициативе талантливого аукциониста Sotheby’s Симона де Пюри на продажу было выставлено более сотни произведений русского авангарда и работ признанных и неофициальных советских художников. Аукцион привлек коллекционеров из разных стран и стал предметом обсуждения среди интеллигенции и скептически настроенных художников, чьи работы не были выставлены на торги.
На выставке представлены видеозапись торгов; выдержки из интервью с организаторами и художниками-участниками аукциона; VR-инсталляция, которая позволит посетителям стать свидетелями торгов; архивные материалы, демонстрирующие противоречивое отношение к аукциону, сохраняющееся по сей день.
Также на выставке экспонируются некоторые произведения, участвовавшие в торгах, в том числе рисунок Варвары Степановой (около 1924), «Клоун. Сцена в цирке» (1935) Александра Родченко, «Фундаментальный лексикон» (1986) Гриши Брускина (проданный за рекордные £242 000) и «Все о нем» (1971) Ильи Кабакова. Последняя работа была приобретена Альфредом Таубманом — в то время председателем совета директоров Sotheby’s — и подарена советскому Министерству культуры как первое произведение для будущего музея современного искусства СССР.
Выставка «Ставки на гласность. Аукцион «Сотбис» в Москве, 1988»Аукцион Sotheby’s ознаменовал изменение советского политического ландшафта и стал последней международной культурной инициативой эпохи перестройки, которая потребовала одобрения советского правительства. Он также оказался одним из самых успешных торговых обменов в советской культуре, изменившим позицию Союза художников и других официальных институтов, подведомственных Министерству культуры, которые быстро осознали выгоды, которые сулит интерес Запада к неофициальному искусству — интерес, способный стать одним из источников притока иностранной валюты.
Однако рекордные цены, установленные на аукционе и заставшие советский и западный арт-мир врасплох, не выдержали распада Советского Союза и рухнули вместе с ним. Вместе с тем «Русский «Сотбис» привел к устранению жесткого разделения на официальную и неофициальную культуры, привнес в искусство дух конкуренции и вызвал новую волну эмиграции среди художников, стремившихся воспользоваться активным международным вниманием, которое было порождено аукционом.
Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://garagemca.org/ru/exhibition/bidding-for-glasnost-sotheby-s-1988-auction-in-moscow/
Поделиться ссылкой
Фотографии события
Отзывы про событие выставка «Ставки на гласность. Аукцион «Сотбис» в Москве, 1988»
Смотрите также события
На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие выставка «Ставки на гласность. Аукцион «Сотбис» в Москве, 1988».
Кудамоскоу — это интерактивная афиша самых интересных событий Москвы.
Кудамоскоу в курсе всех событий, которые пройдут в Москве.
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!
Русское Искусство Уходит, Уходит, Уходит
«Дети пасут телят», Сергей Виноградов, 1895 г. Предоставлено Southeby’s EuropeНа прошлой неделе Sotheby’s организовал традиционный превью в преддверии ноябрьских и декабрьских аукционов русского искусства, которые пройдут в Лондоне. Превью Sotheby’s уже третий год проходит в выставочном пространстве «Руины» Музея архитектуры.
Среди выставленных работ редкая картина грузинского художника-примитивиста Нико Пиросмани, которая раньше находилась в коллекции австрийского писателя Стефана Цвейга, и картина Николая Фешина, портрет его дочери, сделанный до его иммиграции в США. Были также работы таких выдающихся художников, как Иван Айвазовский и Александр Куприн, а также музыкальные инструменты из коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, которые будут проданы на аукционе позднее.
The Moscow Times поговорила с лордом Марком Полтимором, заместителем председателя Sotheby’s Europe, который работает в аукционном бизнесе 30 лет, о том, что русское искусство продается на международном уровне и кто его покупает.
В: Что покупают российские олигархи?
О: У нас покупают не только олигархи; у нас огромный круг клиентов. Я думаю, в первую очередь русские любят покупать свое, но за последние десять лет мы увидели гораздо больше разнообразия. Российские клиенты в основном покупают громкие имена среди импрессионистов и старых мастеров — очень много старых мастеров! Думаю, это влияние Пушкинского музея и Эрмитажа, великих музеев России. Итак, русское искусство, импрессионисты и старые мастера, именно в таком порядке. Также россияне покупают украшения.
В: Кто покупает русское искусство?
О: С западной точки зрения, традиционное русское искусство покупают, я бы сказал, на 95% русскими.
Когда вы добираетесь до художников, уехавших в Париж после революции, таких как Шагал и Кандинский, это гораздо более интернационально и продается по всему миру.
Единственное, что действительно интернационально, — это Фаберже, потому что это такая необычная торговая марка. Итак, Фаберже покупают азиаты, арабы, американцы и, конечно же, русские. На данный момент трудно найти великого Фаберже, но он появляется. Его много покупали англичане в 1900-х, а у Королевы, конечно же, большая коллекция Фаберже. Фаберже знают и любят во всем мире. Так что это, наверное, большое исключение.
В: Какие художники хорошо продаются, кроме Шагала и Кандинского?
А: Работы Малевича, если найдем, а это не всегда просто. Я думаю, традиционные русские картины XIX века Ильи Репина, Ивана Айвазовского, Валентина Серова — все эти громкие традиционные имена покупаются в основном русской клиентурой. Они очень востребованы. Но найти великие работы становится все труднее.
В: А как насчет авангарда?
А: Как вы знаете, с подделками очень много проблем, поэтому люди могут очень нервничать, особенно после выставки в Генте, которая была неоднозначной [искусствоведы доказали большинство работ на авангардной выставке в Музее изящных искусств в Генте в начале 2018 года были подделки. Мы стараемся убедиться, что все на 100 процентов аутентично, и тратим много времени на анализ работы в собственной лаборатории, например, на анализ краски. Редко можно найти хороший авангард, но мы иногда находим их, и они хорошо продаются на международном уровне, если у них отличный провенанс. В то же время в России очень жесткое экспортное законодательство, и нельзя вывозить [работы] определенных художников из страны.
В: А нонконформистское искусство? Например, хорошо ли продаются работы Ильи Кабакова?
A: О да, если вы можете, опять же, найти их. Добраться до первых становится все труднее. Но даже в этом случае есть и другие действительно международные имена, такие как Булатов, который также преуспевает. Мы экспериментируем с продажами современных работ из Украины и, например, из Грузии. Продать не всегда легко, и работы этого периода обычно покупают местные жители.
Картон, жевательная резинка, призраки знаменитостей: искусство аутсайдеров на Sotheby’s | Искусство и дизайн
Первая выставка аутсайдерского искусства, которая пройдет на Sotheby’s, откроется в лондонском аукционном доме на следующей неделе.
На выставке будут представлены работы художников, работающих за пределами традиционного мира искусства, в том числе самоучек и тех, у кого есть проблемы с социальным, физическим или психическим здоровьем. Все они поддерживаются благотворительной организацией Outside In.
Фрэнсис Кристи, глава отдела современного и послевоенного британского искусства Sotheby’s, сказала, что находит работы «чрезвычайно вдохновляющими».
Exhaust Dog от Джейкоба Рока. Фотография: Марк Хиткот/Sotheby’s«Я думаю, что работа этой благотворительной организации очень важна – и, возможно, показ этого искусства в месте в центре Лондона, куда многие художники иначе бы не пришли», – сказала она. «Мир искусства может быть довольно пугающим, и это тоже является препятствием для принятия.
«Надеюсь, люди придут и просто посмотрят на это искусство как на искусство и будут в восторге».
Среди художников-экспонентов есть Джеймс Лейк, который делает крупномасштабные скульптуры полностью из картона — материала, который, по его мнению, стирает границу между высоким и низким искусством. Он проявил интерес к искусству, когда в подростковом возрасте проходил лечение от рака костей, которое включало ампутацию правой ноги.
Gold Run от Джеймса Лейка. Фотография: Sotheby’sНекоторые художники получили международное признание, например, музыкант и писатель Ник Блинко за свои рисунки пером и тушью. Как и некоторые другие артисты, солист группы 19Панк-группа 80-х Rudimentary Peni некоторое время лечилась от психического заболевания и говорила о трудности совмещения творчества с прописанными ему лекарствами.
Выставка собак Крафтс, Мишель Робертс.