История женственности в украшениях. Ретроспектива BVLGARI в Кремле
Выставочный сезон Музеев Кремля открыла самая масштабная ретроспективная выставка итальянского ювелирного дома Bulgari. Представлено более 500 ювелирных изделий, некоторые из которых выставляется впервые. Например, тиара 1930-х гг. с бриллиантами и аквамаринами инфанты Беатрисы Испанской и украшения актрисы Анны Маньяни, купленные Bulgari у ее наследников только в этом году.
Выставка поделена на две части. Историческое наследие и уникальные драгоценности представлены в Успенской звоннице. Экспозиция поделена на тематические секции: «Начало истории дома Bulgari», «Атмосфера Dolce Vita», «Творчество без границ».
Самые ранние из представленных на выставке произведений выполнены Сатириосом Булгарисом в конце XIX века из серебра. Раковины в художественном стиле рокайль показывают насколько высок был уровень создания даже столь ранних произведений. Многие украшения — пряжки, браслеты, ожерелья схожи с предметами, украшавшими греческий национальный костюм. В произведениях Сатириоса Булгариса раннего периода присутствуют узнаваемые черты и орнаменты греческого искусства — круглые или овальные медальоны с изображениями мифологических сюжетов, с аллегориями на тему войны и мира. Даже добившись славы в Италии, семья Булгари никогда не забывала о своем греческом происхождении.
Основатель всемирно известного ювелирного дома Сатириос Булгарис родился в 1857 году в Греции в деревни Парамития в регионе Эпирус, куда его предки перебрались когда-то желая найти более спокойную жизнь, подальше от Османской империи. Он был единственным выжившим из 11 детей и все надежды были сосредоточены на нем — отец обучал Сатириоса ювелирному мастерству. В многовековой традиции ювелирного искусства секреты ремесла передаются от отца к сыну, от деда к внуку. Впоследствии мастерские, где проходили первые дни начинающего ювелира Сатириоса Булгариса будут уничтожены пожаром. Ища более более надежный приют, в 1877 году семья перебирается на остров Корфу, который никогда не был под османским владычеством, но испытал и французское влияние и влияние английского протектората, что заметно изменило художественный облик создаваемых в семье вещей. Вскоре они перебрались в Неаполь, а в 1881 году достигли Рима. Уже в конце ХIX века Рим был своеобразной меккой для представителей богемы, представители которой приезжали рисовать его живописные развалины, слушать итальянские песни, многие оставались здесь навсегда. С улиц, на которых находились ювелирные лавки, впоследствии ставшие ювелирными магазинами, разносилось пение на разных языках — конкурентная борьба становилась все более высокой. В 1884 году на знаменитой улице Виа Сестина, 185 открылся первый магазин Bulgari.
Сатириос Булгарис умер в 1932 году, а в 1934 его сыновья привели магазин в более современный вид, и благодаря своему умению, таланту и новаторским формам ювелирных произведений, сделали все, чтобы добиться признания и на территории Италии, и далеко за ее пределами, а впоследствии обрести мировую известность – их заказчиками станут венценосные персоны.
Ювелирные изделия, созданные после окончания первой мировой и накануне второй мировой войны — в стиле арт-деко.
К 30-м годам ХХ века ювелирный дом Bulgari обретает все большую славу и ему доверяют заказы венценосные заказчики. Центральным экспонатом этого раздела стала та самая впервые публично выставляемая тиара испанской инфанты. “Королева тиар”, изготовленная домом Bulgari, была поднесена королевой Викторией Евгенией Баттенбергской как подарок своей дочери Биатрисе на свадьбу.
Вес только аквамаринов в этой тиаре составляет более 300 карат.Bulgari придумывает новаторские идеи дизайна — украшений-трансформеров, которые можно носить как колье, браслеты или диадему, а также воссоздает “дражащую” брошь. Такой дизайн был известен еще с XVIII века, но история вновь заставила вернуться к подобным находкам. Часть конструкции броши устанавливалась на трясущуюся пружинку. При движении эта часть — ветка или цветок оживают и при свете приходит в движение.
1910-1930 годы были временем моды на платину и алмазы. Огромное влияние на ювелиров всех стран имела тогда французская школа Франсуа Картье. Дом Bulgari не хотел уступать и тоже начал работать с этим сложным металлом, погружая в платину алмазы, ограненные самым различным образом.
В начале 40-х изготовление ювелирных украшений было значительно сокращено. В Италии были введены ограничения к работе с драгоценным камнем и металлом. Допускалось лишь создание небольших произведений, как, например, нательных крестов или обручальных колец, весом не более 5 граммов. Но, тем не менее, дом Bulgari продолжал создавать произведения ювелирного искусства из золота — браслеты, маленькие театральные сумочки из золота — “жеманницы” и др. И хотя коллекция 40-х годов намного скромнее чем довоенные, она необыкновенно изыскана в дизайнерском решении.
50-60-е годы ХХ века — время высокого ювелирного искусства дома Bulgari. Основа для драгоценных камней — золото и платина, серебро уже не встречается. Это время называют “революцией цвета” — произведения того времени — настоящая роскошь, навеянная искусством многих стран, эпох — яркое сочетание цвета и отменное качество используемых минералов.
Эксцентричные украшения появляются у Bulgari с 70-х: игральные карты, броши в виде рожков мороженого, слоны и фараоны, разноцветные украшения с камнями всех возможных цветов, сотуар с огромным рубином весом в 300 карат, звенья которой украшены бриллиантами, рубинами и изумрудами.
Завершающая часть собрания в звоннице – это украшения кинозвезд. Со времени основания киностудии «Чинечитта» в Риме, поклонницами римского бутика Bulgari становятся звезды кинематографа. Самой большой коллекцией обладала Элизабет Тейлор. На выставке представлены колье с 17 колумбийскими изумрудами и бриллиантами, знаменитый сотуар с подвеской, украшенной сапфиром более 60 карат, подаренные актрисе ее мужем, актером Ричардом Бертоном, а также броши и серьги. Тейлор завещала продать коллекцию на благотворительном аукционе и часть украшений приобрел дом Bulgari. Рядом с украшениями Тейлор представлены украшения Анны Маньяни, Джины Лоллобриджиды и Аниты Экберг, пудреница Лорен Бэколл, портсигар Одри Хепбёрн.
Со временем женский образ менялся и соответственно менялись ювелирные украшения. В выставочных залах Одностолпной палаты Патриаршего дворца — знаковые для ювелирного дома Bulgari коллекции второй половины ХХ века — SERPENTI, TUBOGAS, MONETE, PARENTESI, CHANDRA.
Коллекция MONETE создавалась благодаря желанию и умению внука Сатириоса Булгариса — Никола Булгари — страстного коллекционера старинных монет, который развил эту тему в своих ювелирных произведениях. Появившись, эта коллекция произвела взрыв на мировом рынке. Датировки монет — от 565 года нашей эры. Трещины на монетах, следы патины — все это драгоценные следы времени. При этом, по своему дизайну эти произведения достаточно демократичные.
Первые произведения коллекции TUBOGAS (тубогаз – газовая трубка) появились в 20-е годы ХХ века. Представлены произведения разных времен, которые также дополнены старинными монетами. Эти ожерелья создавались по особой технологии — на ригель навивалась золотая нить и получалось украшение, созданное без помощи пайки. В сочетании с монетами — это яркие, демократичные украшения, напоминающие собой переливчатую змеиную шкуру.
В произведения 70-х годов представлен еще один образ змеи — впервые она превратилась в часы и теперь в ее пасти скрывался циферблат. Змеиная шкура менялась из поколения в поколения — ее украшали драгоценными эмалями, инкрустировали поделочным и драгоценным камнем, осыпали бриллиантами. В коллекции SERPENTI представлены также сумочки melon, что в переводе с итальянского означает “дыня”. Они выполнялись из драгоценных металлов и дополнялись минералами — как поделочными, так и драгоценными.
1980-е годы ознаменовались еще несколькими нововведениями: колье коллекции PARENTESI сочетают драгоценные материалы с шелковыми шнурами, что сделало их более демократичными. А орнаменты ожерелий и чекеров составляются из модулей, выполненных из драгоценного металла, разнообразных камней и сложены наподобие травертину на мостовых Рима.
Завершает экспозицию коллекция CHANDRA (“луна”) 90-х годов. Ее характеризует свобода формы, цвета, используемых материалов. В этот период дизайнеры обращают внимание на то, насколько важно тактильное ощущение от украшений и начинают использовать “белое золото” — фарфор, за секретом изготовления которого охотились в свое время европейцы. В красочных и сложных украшениях коллекции сочетаются драгоценный камень, драгоценный металл и фарфоровые бусины.
Выставка “Bvlgari. Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей” пройдет в Музеях Московского Кремля с 07 сентября 2018 – по 13 января 2019 года.
Ольга Степанова
В Музеях Кремля проходит выставка драгоценностей ювелирного дома Bvlgari
- ВСЕ
Один из главных ювелирных брендов современности показывает украшения стоимостью миллионы долларов
В Музеях Московского Кремля проходит выставка «BVLGARI. Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей». Ретроспективный проект рассказывает о самых важных вехах творчества итальянского дома BVLGARI, проследить изменения дизайна украшений от самых первых серебряных вещей, созданных в неогреческой традиции в конце XIX века до роскошных произведений эпохи dolce vita и последующих коллекций конца тысячелетия.
Итальянская компания с греческими корнями начала свою историю еще в XIX веке, когда ювелир Сотириос Булгарис открыл в 1884 году в Риме свой первый магазин рядом с церковью Тринита-деи-Монти на виа Систина, 85.
Магазин был замечен не только благодаря знакомому названию; богатый выбор ювелирных украшений в стилистике ар-деко, умение быть в тренде и быстро определять желания клиентов, создали необходимую известность и узнаваемость. Начиная с 1920х годов дом BVLGARI создавал украшения в стиле ар деко с линейными и геометрическими мотивами, экспериментировал с объемами, использовать крупные бриллианты круглой формы.
Сотириос умер в 1932 году оставив компанию сыновьям. Констанино и Джорджо Булгарис стали достойными продолжателями дела отца — при них бренд вышел на новый уровень. Прежде всего, как дань приютившему их древнему городу Bulgari в 1934 году заменили вторую букву на её латинский эквивалент — «V». Так, родился бренд и необычное написание бренда BVLGARI.
Братья быстро поняли, что эксперименты с дизайном и дружба со звёздами кинематографа — путь к успеху. И BVLGARI тут опередили даже парижских ювелиров, обычно задававших тенденции в ювелирной моде.
В Древнем Риме и Древнем Египете драгоценности в виде змеи носились как талисман и оберег. В конце 1940-х годов символ змея принёс удачу дому BVLGARI, который создал модель Serpenti — в последствии пережившую множество интерпретаций.
В драгоценной змеиной голове скрывается циферблат часов, поскольку настоящая женщина никогда не раскрывает всех своих тайн.
В основе изделий — гибкие спирали, выполненные в технике tubogas и напоминающие грациозное тело рептилии, изящно обвивают запястье. При этом вариантов декора чешуек великое множество: эмали, камни, матовое и полированное золото. Современный дизайн творений Serpenti мгновенно покорил сердца кинозвезд и представительниц светской элиты.
Переосмысление древней традиции вновь можно наблюдать в другой знаковой коллекции BVLGARI, создающейся с середины 1960-х гг. – MONETE. В ней используются старинные греческие, римские и персидские монеты исключительной исторической ценности. В свою очередь надписи на монетах, сопровождающие изображение императоров, в 1975 г. вдохновили художников на использование логотипа компании как элемента дизайна часов: сначала – BVLGARI ROMA, а затем – BVLGARI BVLGARI, что получило огромную популярность и востребованность в кругу почитателей бренда.
История BVLGARI неразрывно связана с именами таких легендарных актрис как Элизабет Тейлор, которая воспринималась как идейный лидер феминистского движения и идеал свободной женщины, Анна Маньяни, Одри Хепберн, Ингрид Бергман, Джина Лоллобриджида, София Лорен. По их заказу в разные годы были созданы великолепные украшения, в которых нашли отражение характер и отношение к жизни знаменитых заказчиц. Многие из них любили работать в кадре в собственных драгоценностях.
В конце 1950-х в 1960 годах объем и цвет стали фирменным знаком стиля BVLGARI. В это время были созданы ряд брошей под названием En Tremblant (от с франц. — «дрожь»). Цветочные соцветия как будто дрожали при каждом движении. Так же дизайнеры отказались от традиционного подбора камней: в украшение их стали добавлять исходя не из ценности, а по цветовой гамме. Они буквально объявили цвет – гимн драгоценному камню и женской красоте.
По центру — брошь «Tremblant». Bulgari, 1960 (Платина, изумруды, бриллианты). Принадлежала актрисе Элизабет Тейлор
И хотя сейчас бренд, отдавая дань моде, часто создает минималистичные модели, буйство цветов, уникальная огранка кабашонов, объемные яркие и крупные украшения — то, за что весь мир полюбил BVLGARI.
Музеи Московского Кремля.
До 13 января 2019 года
Ювелирные выставки – «визитная карточка» Музеев Кремля
Елена Юрьевна Гагарина — генеральный директор Музеев Московского Кремля. Окончила исторический факультет МГУ, отделение истории и теории искусства. Она российский искусствовед, имеет докторскую степень. по истории искусств. Она удостоена звания Заслуженного работника культуры России и является Почетным членом Российской Академии Художеств. Елена Гагарина рассказала Rough&Polished о ювелирных коллекциях Музеев Московского Кремля, вспомнила памятные, знаковые ювелирные выставки и поделилась ближайшими планами проведения мероприятий в главном музее страны.
В Музеях Московского Кремля большое внимание уделяется ювелирному искусству, которое в Вашем случае сочетает в себе историю, культуру и эстетику. Изделия ювелирного искусства экспонировались на различных выставках, в том числе и на последних (Рюриковичей, Франции и России). Какую роль они играют и как передают дух времени и места, атмосферу исторических событий и роль личностей в истории?
Вы правы, коллекция ювелирного искусства Музеев Московского Кремля известна во всем мире. В Оружейную палату, великокняжескую и царскую сокровищницу, пополнялись только лучшие произведения русских и зарубежных ювелиров, приглашенных к царскому двору со всего мира. Российские монархи получали роскошные подарки от многих иностранных правителей, и нынешняя коллекция посольских даров, включающая, конечно же, и ювелирные изделия, сегодня является одной из лучших в наших Музеях Кремля. Правители всегда гордились своими украшениями, ценили драгоценные камни, а самые великолепные и ценные камни украшали государственные регалии и были символом могущества и благополучия монарха.
Что касается выставок, то выбор экспонатов зависит от концепции, и в каждом случае их подбор — уникальный процесс. Проект «Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий» продолжил традицию выставок, на которых мы всегда рассказываем о русских монархах, начиная с Ивана III. Такой нарратив, конечно, не мог обойтись без демонстрации государственных регалий и символов власти. Например, мы выставили Казанскую шапку (корону), украшенную сапфирами, рубинами, жемчугом и созданную по приказу Ивана Грозного в честь присоединения Казанского ханства. Или мы выставили трон Бориса Годунова, подарок иранского хана Аббаса, украшенный великолепными драгоценными камнями, особо ценимыми на Ближнем Востоке, такими как рубины, турмалины, бирюза.
На выставке «Франция и Россия: десять веков вместе» посетители имели возможность увидеть работы лучших французских живописцев, ткачей, медальонистов, медальеров-портретистов, оружейников и, конечно же, ювелиров. Мы представили работы французских ювелирных домов 19 века: броши, браслеты, часы, изящные табакерки, украшенные миниатюрами – все, без чего невозможно составить представление о французском искусстве того периода.
Помимо упомянутых Вами выставок, в 2021 году у нас прошла замечательная выставка «Видение супрематизма: космические мотивы в графических работах и украшениях Нади Леже», посвященная годовщине первого полета в космос. Мы поставили перед собой цель раскрыть еще одну грань таланта Нади Леже, прекрасной художницы, яркой представительницы парижской художественной школы, и представили нашим посетителям украшения в стиле супрематизм, созданные по ее дизайну. Коллекция состоит из 37 украшений из золота, платины и бриллиантов и представляет собой «космические» композиции, выраженные в брошах, кольцах и часах. В 1976, Надя передала эти предметы Советскому государству, и с 1980 года они хранятся в Музеях Московского Кремля. Кстати, этот проект стал самым популярным в 2021 году, выставку посетили более 90 тысяч человек.
На фото: Музеи Московского Кремля
Как отбираются украшения для выставок, кто такие искусствоведы Музеев Московского Кремля?
Искусствоведы – это, прежде всего, наши кураторы, специалисты высочайшего класса, которые хранят ювелирную коллекцию Музея Московского Кремля. У нас есть замечательные коллекции ювелирных изделий, начиная от золотых и серебряных изделий 12-го века и заканчивая произведениями современного ювелирного искусства.
Какие выставки изобразительного ювелирного искусства, прошедшие в Московском Музее Кремля , особенно памятны и ценны для Вас?
Вы знаете, что мы провели много выставок произведений ювелирного искусства, и каждая из них была важным культурным событием. Наши посетители хорошо помнят проекты, посвященные крупнейшим европейским ювелирным домам ХХ века, до сих пор просят их каталоги в сувенирных лавках, что очень приятно.
Ювелирные выставки всегда были визитной карточкой Музеев Московского Кремля. Это международные проекты, которые очень сложно организовать, в них всегда участвуют и музеи, и частные коллекционеры, и мы стараемся отбирать самые яркие ювелирные работы.
На выставке «Буччеллати. Искусство вне времени», собрания Музея Польди Пеццоли в Милане, Музея серебра (Палаццо Питти) во Флоренции, Смитсоновского института и других известных коллекций. Позже была выставка «Искусство Рене Лалика», на которой были представлены крупнейшие мировые и частные коллекции с работами Рене Лалика, а также собрания Метрополитен-музея, Музея Галуста Гюльбенкяна, Датского музея искусства и дизайна и многие другие. Выставка «Индия. Драгоценности, очаровавшие мир», которая состоялась в 2014 году, произвела на наших посетителей незабываемое впечатление. Очередь на него началась в Александровском саду. Это был результат почти трехлетней интенсивной работы с партнерами из многих стран, и это был один из самых сложных проектов. Тем не менее нам удалось организовать действительно уникальную экспозицию, которая показала, как развивались ювелирные традиции от эпохи Великих Моголов до наших дней.
Выставка «Индия. Драгоценности, очаровавшие мир»
Конечно, нельзя не упомянуть о выставке «Bvlgari. Дань женственности», которая установила рекорд посещаемости – более 220 тысяч человек. Эта выставка демонстрировала не только развитие ювелирного искусства, но и развитие общества, речь шла о феминизме 20 века, о женщинах, заказавших и самостоятельно купивших украшения у Bvlgari, а также об американских и итальянских актрисах послевоенный период и об украшениях, использованных в фильмах.
Выставка «BVLGARI. Дань женственности. Великолепие римских драгоценностей»
Все помнят выставку «Алмаз в русском авангарде» и коллекцию бриллиантов и ювелирных изделий, которая сейчас принадлежит Московскому Музею Кремля (или Алмазному фонду?). Можно ли повторить эту практику?
Это был замечательный проект, о котором мы тоже вспоминаем с удовольствием. Для создания коллекции «Блестящие в стиле русского авангарда» АЛРОСА предоставила лучшие российские бриллианты, украшения изготовлены всемирно известным Ювелирным Домом «Ювелирный Театр» по эскизам выдающихся русских художников. Очень приятно, что АЛРОСА оказала помощь в создании коллекции и сохранила ее целостность, а также позаботилась об исторической судьбе коллекции. Эта коллекция была передана в дар Музеям Московского Кремля. Сейчас она хранится в наших фондах и пополняется коллекцией современного ювелирного искусства.
Коллекция «Блестящие в стиле русского авангарда», кольцо «Веер-1» (АЛРОСА — JT — Ювелирный театр)
У нас довольно ограниченные выставочные площади, и мы не можем постоянно показывать эту коллекцию, но планируем показать эти работы в новой музейной экспозиции на Красной площади.
Несколько лет назад Вы выступили инициатором выставки современного отечественного ювелирного искусства в Московском Музеях Кремля на выставке украшений Ильгиза Фазулзянова. Возможно ли продолжение этой темы в будущем?
Это был замечательный опыт сотрудничества с этим очень талантливым художником и ювелиром. Музеи Московского Кремля давно знакомы с творчеством Ильгиза Фазулзянова, его работы уже были в нашей коллекции. Ильгиза знают во всем мире, но в России, как это часто бывает, его знают меньше, и я рад, что мы смогли показать его талант русскому народу. Выставка была очень популярна, мы получили много восторженных отзывов. Надеюсь, что новое выставочное пространство поможет нам продолжить проекты, связанные с современным ювелирным искусством.
Ожерелье «Стрекоза на лопухе», Ильгиз Ф.
Какие ювелирные выставки вы планируете провести в ближайшем (или отдаленном) будущем в Музеях Московского Кремля? Если они не запланированы, то, может быть, уже существуют в ваших снах?
Крупных ювелирных проектов в Музеях Московского Кремля мы сейчас не готовим. Но в наших ближайших планах открытие выставки «Карл Фаберже и русские ювелиры XIXХХI века» в Челябинске в Государственном историческом музее Южного Урала этой осенью. Мы представим ювелирные изделия, многие из которых известны во всем мире. Надо сказать, что наша ювелирная коллекция этого периода значительно выросла за последние два десятилетия, к ней добавилось много драгоценных аксессуаров, предметов искусства, и это дало нам возможность провести выставку этих удивительных ювелирных изделий. Мы надеемся подарить челябинскому зрителю возможность насладиться уникальным миром российского ювелирного искусства, созданным мастерами, объединенными национальным творческим духом и современной культурой.
Теперь наши главные планы и вся наша работа связаны с будущим переносом Музея на Красную площадь. Будут большие экспозиционные площади, где хватит места для самых разных проектов, в том числе и ювелирных.
Галина Семенова, Rough&Polished
Все стр. фотографии предоставлены Музеями Московского Кремля
Богатые россияне инвестируют в люксовые бренды, чтобы сохранить свои сбережения во время вторжения в Украину
Из-за санкций в отношении России, которые вызывают резкое падение курса рубля и задерживают фондовые рынки, богатые люди обращаются к роскошным ювелирным изделиям и часам, чтобы сохранить ценность своих сбережений.
Продажи в российских магазинах Bulgari SpA выросли за последние несколько дней, заявил главный исполнительный директор итальянской ювелирной компании, после того как международная реакция на ее вторжение в Украину серьезно ограничила движение наличных денег.
«В краткосрочной перспективе это, вероятно, подстегнуло бизнес», — сказал Жан-Кристоф Бабен в интервью Bloomberg, назвав украшения Bulgari «надежной инвестицией».
«Сколько это продлится, трудно сказать, потому что действительно с учетом мер SWIFT, полностью реализованных, это может затруднить, если не сделать невозможным, экспорт в Россию», — сказал он, имея в виду ограничения на доступ России к SWIFT. система финансовых сообщений.
Несмотря на то, что потребительские бренды от Apple Inc до Nike Inc и энергетические гиганты BP Plc, Shell Plc и Exxon Mobil Corp. уходят из России, крупнейшие европейские бренды предметов роскоши пока пытаются продолжать работать в стране.
Bulgari, принадлежащий LVMH SE, далеко не одинок. Cartier от Richemont по-прежнему продает ювелирные изделия и часы, часы Omega от Swatch Group по-прежнему доступны, как и Rolex. Все продолжают делать продажи и пытаются занять аполитичную позицию.
«Мы здесь для русского народа, а не для политического мира», — сказал Бабин. «Мы работаем во многих разных странах, в которых бывают периоды неопределенности и напряженности».
Подобно золоту, которое может служить средством сбережения и страховкой от инфляции, роскошные часы и ювелирные изделия могут оставаться в цене или даже повышаться в цене в условиях экономических потрясений, вызванных войнами и конфликтами.
Популярные часы могут переходить из рук в руки на вторичном рынке по цене, в три-четыре раза превышающей их розничную цену. Тем не менее, влияние вторжения на стоимость предметов роскоши создает потенциальную проблему для связей с общественностью.
«Действительно, люксовые бренды могут решить не обслуживать российский рынок. С рациональной точки зрения это было бы для них затратами, которые, возможно, перевешиваются позитивным коммуникативным имиджем, который они получают на других рынках», — сказал по электронной почте аналитик Bernstein Лука Солка.
Кольца из коллекции «B.ZERO1» на выставке в магазине Bulgari SpA в Риме, Италия, в понедельник, 28 февраля 2022 г.Алессия Пьердоменико—Bloomberg/Getty Images
Продажи в России и русским за границей составляют менее 2% от общей выручки LVMH и Swatch Group и менее 3% в Richemont, что является «относительно несущественным» уровнем, согласно отчету. на этой неделе Эдуард Обен и его коллеги-аналитики из Morgan Stanley.
Частично это связано с неравенством в доходах и богатстве в России, когда небольшое число олигархов-миллиардеров живет намного дальше средств обычных людей. Среднемесячная заработная плата в Москве составляет около 113 000 рублей (1350 долларов США по обменному курсу до вторжения), а в сельской местности она намного ниже.
Представитель Swatch Group сказал, что компания очень внимательно следит за ситуацией в России и Украине, и отказался от дальнейших комментариев. Представители Richemont, Rolex, Hermes, LVMH и Kering отказались от комментариев.
Давление на крупные бренды растет. Торговое издание Business of Fashion, поддерживаемое LVMH, призвало ритейлеров закрыть российские магазины и не продавать товары онлайн. В широко распространенной редакционной статье главный редактор Имран Амед сказал, что этот шаг будет «в значительной степени символическим», но он продемонстрирует «приверженность твердой моральной позиции».
До сих пор реакция была минимальной. Balenciaga, бренд Kering SA, креативным директором которого Демна Гвасалия является грузином, удалил весь модный контент со своей страницы в Instagram за несколько дней до своего осенне-зимнего показа в Париже. На его месте украинский флаг и призыв пожертвовать Всемирной продовольственной программе.
Bulgari, основанная в 1884 году Сотирио Булгари и купленная в 2011 году LVMH, вероятно, в какой-то момент поднимет цены в России, по словам генерального директора.
«Если рубль потеряет половину своей стоимости, наши расходы останутся в евро, мы не можем потерять деньги на том, что мы продаем, поэтому придется адаптировать цены», — сказал он.