Выставка в музее архитектуры им щусева: Выставка Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон»

Фальконье. Архитектура света

Выставка посвящена истории изобретения и применения оригинального строительного материала – стеклянного кирпича Фальконье (Falconnier). Свое название кирпич получил по имени изобретателя – швейцарского архитектора и инженера Гюстава Фальконье (1845 – 1913 гг.).

Гюстав Фальконье, основываясь на многолетнем опыте стеклоделия, создал материал, занявший место в мировой строительной практике на полувековой период. Разработка форм и моделей пустотелых стеклянных кирпичей, которые изготавливались ручным способом выдувания, началась в 1880-х годах и продолжалась Фальконье на протяжении всей его дальнейшей жизни.

Принцип изготовления, а также технология укладки стеклянных кирпичей были запатентованы в Европе и США. Новый строительный материал прекрасно приглушал и рассеивал солнечный свет, отличался прочностью при малом весе, обладал как функциональными, так и эстетическими качествами. Фальконье применялись для остекления уличных и коридорных окон, куполов верхнего света, перекрытия зимних садов, оранжерей и парников, садово-парковых и торгово-выставочных павильонов и других сооружений.

В 1893 году изобретение было представлено на Всемирной выставке в Чикаго, после чего технология получила распространение по всей Европе и Российской империи. Пик популярности материала пришелся на 1900 – 1910-е годы. В Москве, Петербурге, Самаре, Саратове, Нижнем Новгороде и других городах сохранилось множество жилых и общественных зданий, в архитектуре которых были использованы стеклянные кирпичи. Например, Бутырское трамвайное депо, Саввинское подворье, усадьба Латышевых – Бахрушиных – Бардыгиных (ныне – Посольство Индии) в Москве, церковь при Кутайсовском детском приюте в Нижнем Новгороде, Крестовоздвиженская церковь в Хвалынске (Саратовская область), особняк Бурылина в Иваново, дом фирмы Фаберже на Большой Морской в Санкт-Петербурге и Николаевский морской госпиталь в Кронштадте.

К концу 1930-х годов линии по производству фальконье были остановлены, впоследствии было утрачено оборудование. На смену искусному, дорогостоящему и устаревшему в производстве стеклянному кирпичу пришли прессованные квадратные и прямоугольные стеклоблоки. До сегодняшнего дня они широко применяются при возведении внешних стен и обустройстве интерьеров различного типа построек.

В 2021 году благодаря сотрудничеству Музея архитектуры и экспериментального производства NWGlass.lab в Санкт-Петербурге была восстановлена технология изготовления стеклянного кирпича Фальконье. Инициировав масштабный выставочный проект и заказав для него более тысячи изделий разных моделей и цветов, Музей архитектуры стимулировал научные разработки и производственные опыты NWGlass.lab, специалисты которого добились максимального соответствия новых изделий историческим образцам. Именно этот успешный эксперимент сделал возможным последующую

реставрацию двух исторических зданий – дома Щелухиной в Нижнем Новгороде и дома Ерошенко в Басковом переулке в Санкт-Петербурге. В обоих случаях были полностью воссозданы кладки фальконье в оконных проемах.

Фальконье – уникальное изобретение, излюбленный материал эпохи модерна, символ эстетики рубежа XIX – XX веков. Музей архитектуры посвятил свою выставку не только истории стеклянных кирпичей, но и архитектурному наследию и его утратам. Мы хотим привлечь внимание к теме сохранения памятников архитектуры и их научной реставрации.

Анна Кистанова,
куратор выставки

На выставке «Фальконье. Архитектура света» будет представлено более 100 предметов: стеклянные кирпичи производителей Европы и Российской империи, советские стеклоблоки – все из коллекции Музея архитектуры и частных собраний, а также архивные документы и фотографии. Ключевыми экспонатами выставки станут современные стеклянные кирпичи системы Фальконье, собранные в разноцветные кладки в пространстве Флигеля «Руина». Они дополнят архитектурно-художественное решение экспозиции, разработанное

бюро Planet9.

Мы также покажем различные образцы строительного стекла, появившиеся во второй половине XIX и начале ХХ века: напольные иллюминаторы в чугунных решетках, оконные призмы системы Люксфер, прессованные стеклоблоки системы Кепплер, настенные плитки Марблит, стекло Монье с проволочной сеткой, стеклянные черепицы и узорчатое стекло. Эти строительные материалы стали приметами нового времени – бурного развития стекольной промышленности и металлургии, удовлетворявших потребности современной архитектуры.

Никита Андреев,
куратор выставки

Посетителям выставки будут представлены результаты новейших исследований, связанных с изобретением Гюстава Фальконье, раскрыты секреты производства стеклянных кирпичей, показаны сырье, формы, инструменты для выдувания различных моделей фальконье.

Этот проект важен для Музея не только как рассказ об одной из популярных строительных технологий прошлого, но и как пример возвращения забытых технологий в будущее. Мы расширяем палитру современной архитектуры и дизайна: одной из задач проекта является актуализация фальконье и стекла в архитектуре, возобновление многогранности методов использования этого материала.

Елизавета Лихачева,
 инициатор проекта,
директор Государственного музея архитектуры
имени А. В. Щусева (2017 – 2023 гг.)

Стекло, как и керамика, появилось в результате творчества самой природы, но именно человек, работая с этими материалами и применяя различные технологии их обработки, придает им изящество и законченность форм, закладывая в облик предмета культурные коды, свойственные его эпохе, а иногда и предвосхищающие будущее. Архитектура объединяет культурное наследие поколений и прокладывает дорогу к новому времени. Благодаря выставке Музея архитектуры современные архитекторы и дизайнеры могут вдохновиться наследием прошлого и заново открыть для себя стеклянные фальконье, «камни света», переосмыслить это удивительное изобретение и дать ему новую жизнь. Как производители, проводники инноваций и большие ценители искусства, дизайна и архитектуры, мы рады выступить партнерами и участниками этого проекта.

Игорь Левченков,
генеральный директор компаний-производителей
товаров для ванной комнаты
AQUATON и Santek – официальных партнеров выставки

Стеклянный кирпич фальконье стал вдохновением для ювелирного спецпроекта в рамках выставки. Музей архитектуры и его официальный ювелирный партнер – бренд Epic Jewellery – представят капсульную коллекцию подвесок и браслетов из серебра и позолоты с цветными камнями (аметистами, цитринами, топазами и другими), ограненными в стиле фальконье. Огранка разработана специально для проекта. Украшения поступят в продажу в магазин Музея архитектуры.

Выставку сопроводят экскурсионная, просветительская и инклюзивная программы.

В рамках проекта будет подготовлено и выпущено первое издание о стеклянных кирпичах Фальконье на русском языке.

Муарстерские

02.06.23 — 25.06.23

Воздвиженка, 5/25, Аптекарский приказ

Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева представляет выставку работ участников творческих занятий Музея архитектуры – «Муарстерские».


Муарстерские
– студии и курсы, на которых дети и взрослые изучают историю искусств, учатся создавать мозаики и изразцы, пробуют себя в роли художников и архитекторов. Традиционно финалом учебного года становится выставка работ участников мастерских. Эта выставка – возможность подвести итоги года. Ученики курсов показывают результаты своей работы в пространстве Аптекарского приказа. Уже второй год открытие выставки выпадает на День защиты детей – 1 июня.

Больше всего мы ценим сообщество, которое формируется вокруг Музея. Главное, чему мы хотим научить, –  любви к искусству. Участники Муарстерских погружаются в творческий процесс, а не стремятся к идеальному результату. Наши мастерские – пространство, где не страшно пробовать новое.

Варвара Алешина,
куратор выставки

Каждый из разделов выставки посвящен одной из студий Муарстерских.

Ученики студии мозаики на протяжении учебного года осваивают процесс создания мозаики и под руководством педагога воплощают собственные идеи. На выставке будут представлены как мозаики, вдохновленные знаменитыми произведениями искусства, традиционными сюжетами, так и работы на свободную тему, ведь каждый, проявляя творческое начало, самостоятельно выбирает рисунок, который станет основой для будущего произведения.

Участники студии архитектурной керамики изучают технологию создания изразцов. Для того чтобы создать изразец, они проходят несколько этапов: придумывают эскиз, лепят объемную пластилиновую модель будущей керамической плитки, отливают гипсовую форму и только после этого приступают к изготовлению керамического изразца.

Ученики курса «Макетная лаборатория»

работали над двумя большими проектами. Первое полугодие было посвящено исследованию опытов совместного ПЕРЕживания, результатом которого стали макеты общественных зданий. Во втором полугодии, посвященном опытам совместного ПРОживания, участники курса создали макеты жилых пространств и общественных зон из гипса, картона и пенопласта, осваивая работу с разными материалами.

На курсе «Видеть и рисовать» участники знакомились с возможностями графических материалов и выполняли творческие задания. Целый учебный год ученики работали карандашом и тушью, углём и соусом, пастелью, акварелью и гуашью. Подростки знакомились с произведениями известных художников, создавали многочисленные наброски, осваивали пространство, композицию и форму, экспериментировали с цветом.

Впервые в этом году на выставке появятся работы, созданные участниками не практического, а теоретического курса

«Мир сквозь века», – ребята представят макеты из пенопласта, которые они сделали, вдохновившись произведениями архитекторов ХХ века. Также в этом разделе можно будет познакомиться с зарисовками, созданными на прогулках по Москве, которыми завершился курс.

На выставке будет представлено более 100 работ, среди которых: макеты и рисунки, созданные юными архитекторами и художниками, мозаики, собранные детьми и взрослыми, керамические изразцы и рельефы. Авторами работ стали дети от 9 лет и взрослые всех возрастов.

Финальная выставка Муарстерских – это место встречи всех тех, кто на протяжении года занимается в небольших группах, возможность познакомиться и ощутить причастность к Музею архитектуры, а также увидеть результаты долгой и увлекательной работы.

Специальный партнёр:

Стратегический медиапартнёр:

Информационные партнёры:

ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АРХИТЕКТУРЫ

Виртуальный музей

Государственный музей архитектуры имени Щусева

Логин

Периоды

Древнерусское зодчество

988-е—1699-е

Барокко

1690-е—1770-е

Классицизм

1760-е—1830-е

Историзм

1840-е—1910-е

Модерн

1890-е—1910-е 9000 3

Авангард

1910-е—1930-е

Советская архитектура

1920-е—1980-е

Спецпроекты

из

Конкурс на проект Дворца Советов

Конкурс на строительство Дворца Советов в Москве стал ключевым событием в истории отечественной культуры . Дворец проектировался несколько десятков лет, здание так и не было построено, но история конкурсных предложений, их представления и обсуждения оказали решающее влияние на становление и развитие всей советской архитектуры…

Усадьба И. И. Барышникова

С XVIII века Мясницкая, одна из старейших улиц Москвы, застраивалась особняками богатых дворян и купцов. Сегодня лишь несколько построенных на улице зданий сохранили дух эпохи классицизма и свой архитектурный облик. Среди них усадьба Ивана Ивановича Барышникова.

Чудов монастырь и Вознесенский монастырь Московского Кремля

В ХХ веке Московскому Кремлю был нанесен непоправимый ущерб. Один из древнейших русских городов, гордившийся своими архитектурными шедеврами разных веков, лишился знаменитого Чудова монастыря и Вознесенского монастыря в Кремле. Это были чрезвычайно важные православные центры, где происходили ключевые события русской истории…

Проект Большого Кремлевского дворца

Проект Большого Кремлевского дворца (1767-1775 гг. ) поражал современников своей смелостью и небывалым размахом. Проект крупных размеров В. Баженова, несомненно, привлекал Екатерину Великую возможностью показать достижения национального зодчества. Обустройство ансамбля задумывалось как интеграция с городом…

Военно-исторический музей (нереализованный проект), им. В.А. Покровский, 1907–1908

Эта трехмерная модель Военно-исторического музея в Санкт-Петербурге создана по рисункам и эскизам Владимира Александровича Покровского, выдающегося русского архитектора и академика архитектуры, одного из зачинателей неорусского стиля на рубеже

Русаковский клуб Константина Мельникова

Русаковский клуб муниципальных рабочих архитектора Константина Мельникова, известный как «зубчатый дом», является одним из самых необычных сооружений в Москве. Признанное мировым шедевром архитектуры авангарда, здание относится к периоду, когда в первые три десятилетия ХХ века русское и советское искусство играло ведущую роль…

Нескучное Усадьба князя Никиты Трубецкого

В XVIII веке усадьба князя Никиты Юрьевича Трубецкого находилась на высоком берегу Москвы-реки, в местечке Нескучное, недалеко от Воробьевых гор. Усадьба была построена в начале 1750-х гг. Он был спроектирован Дмитрием Васильевичем Ухтомским, выдающимся московским архитектором эпохи барокко. Сегодня от П…

Павильоны Шехтеля на международной выставке в Глазго

Участие России в Международной выставке науки, искусства и промышленности в Глазго, торговой столице Шотландии, стало одним из важнейших культурных событий 1901 года, вызванным новой волной интереса к русской культуре за рубежом. Большую часть выставочной площади в городском парке Келвингроув занимала Великобритания.0079 .EXE

Увидеть потрясающие произведения архитектуры, которых уже нет или остались нереализованными идеи художников, не на листе бумаги, а так, как вы бы смотрели на любое другое обычное здание. Путешествовать во времени, воссоздавать разрушенные памятники, летать над городом… Для этого вовсе не обязательно обладать сверхспособностями, которые часто приписывают вымышленным персонажам. Приложение «Виртуальный музей архитектуры» для смартфонов и планшетов — это все, что вам нужно. И невозможное становится возможным: раскрывается красота архитектурных решений, реальная и зримая.

Основная идея постоянной мультимедийной экспозиции музея «Коридор времени» заключается в использовании новых форм демонстрации истории русской архитектуры, которые могли бы, с одной стороны, дополнять постоянную экспозицию, а с другой являться ее неотъемлемой частью . АРХИпроекты России были отобраны из оригинальных работ, имеющих решающее значение для дальнейшего развития архитектуры.

Посетители музея имеют возможность не только пройти Коридором Времени с экскурсоводом, но и самостоятельно познакомиться с историей русской архитектуры в форме индивидуальной или групповой презентации, узнать об архитектурных стилях. Затем мультимедийный комплекс предоставляет возможность прямого подключения к виртуальному музею через сенсорные экраны, в котором представлена ​​подробная информация и биржевые материалы по нескольким тысячам выдающихся архитектурных сооружений и проектов. Посетители музея, а также любые пользователи сети Интернет из любого города России и мира могут не только ознакомиться с основными этапами развития русской архитектуры, но и выбрать способ знакомства с музейным собранием, рассортировав предметы и картины по нескольким параметры: стиль, время, архитектор (автор), место постройки, узнать значение незнакомых архитектурных терминов.

О проекте

Виртуальный музей архитектуры — проект Института им. А.В. Государственный музей архитектуры имени Щусева инициирован и поддержан Министерством культуры Российской Федерации.

Архитектура как особый вид искусства требует особых и современных методов изображения. Веб-портал и 3D-экскурсии — новая, высокотехнологичная и адекватная форма презентации архитектуры. История создания избранных зданий в чертежах, планах и макетах, а также проектная документация недостроенных сооружений, фотографии и обмерные планы утраченных зданий позволяют зрителям представить себе эволюцию отечественной архитектуры.

Кроме того, виртуальный режим существования музейных экспонатов (графика, исторические фотографии) и современных архитектурных съемок сохранившихся зданий может помочь неспециалисту увидеть и оценить основные памятники и достижения русской архитектура. Таким образом, каждый пользователь сети, которому затруднен доступ к уникальному собранию Музея архитектуры, будь то пользователь из российского города или из-за рубежа, может не только ознакомиться с основными этапами эволюции отечественной архитектуры, но и самостоятельно отбирать объекты и картины, сортируя их по нескольким параметрам – стилю, времени, архитектору и месту постройки.

Виртуальный музей архитектуры, снабженный научными текстами, описаниями и аннотациями, становится уникальным ресурсом для изучения истории отечественной архитектуры. Он прогрессивный, мобильный и легкодоступный.

Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева

Муар (так привычно в Москве называют Музей архитектуры им. Щусева) вряд ли можно назвать музеем в обычном понимании этого слова. Можно ли в стенах одного здания собрать и сохранить улицы и фасады домов? На чертежах наверное. В этом уникальность МУАР: это не только музей истории архитектуры, хотя исторических документов в его архивах (планы, обмеры, чертежи) десятки тысяч, а не просто хранитель древностей, размещенный в историческом особняке. Ни в одном другом музее экспозиция не менялась так часто, как здесь. Причин такой динамики несколько.

 

Во-первых, музей настолько большой и разнообразный, что экспонатов в нем немного, частями и не во всех залах, создавая о каждом показе отдельную информацию о нем. В один сезон все конкурсы на Мавзолей Ленина, в другой на донаполеоновскую модель Кремлевского дворца. Всю зиму могут выставляться работы студентов ВХУТЕМАСа, а затем — современное австрийское искусство. Казалось бы, такая политика не может быть долгой, но Музей придерживается ее более пятидесяти лет и до сих пор ни разу не повторил.

 

А. В. Щусев (1873 – 1949) – известный русский архитектор, основатель Музея русской архитектуры. Среди его творений мирового значения мавзолей Ленина, Казанский вокзал, гостиница «Москва».

 

Во-вторых, поскольку архитектура стремится идти в ногу со временем, за этим направлением должен следить и архитектурный музей. Играть роль исследовательского центра, устраивать диспуты, встречи, исторические лекции по архитектуре особенно важно в Москве, городе, где один архитектурный стиль наслаивался на другой и сменялся следующим. Архитектура довольна тем, что ее специализация не ограничивается встречами в лекционном зале, а вывозом их на прогулку по городу.

 

В-третьих, все больше зарекомендовав себя как центр сети специализированных музеев, объединенных общими культурными задачами, Муар активно путешествует с выставками, показывая, как легко он может приспособиться к любым пространствам, залам и галереям. Самое начало своей выставочной деятельности музей связывает с открытием выставки в Верхней галерее Большого собора Донского монастыря в 1936 году. Выставка была посвящена русскому классицизму в архитектуре и просуществовала до конца 30-х гг. да Музей организовал выставку под открытым небом в Донском монастыре, всю территорию которого заняли скульптуры и фрагменты разрушенных зданий и старинные барельефы. В послевоенные годы музей продолжал устраивать выставки под открытым небом, например, в московском парке «Сокольники», направляя средства на восстановление разрушенных во время войны городов. Реконструкторская деятельность стала основным направлением деятельности архитектурного музея в послевоенное время.

 

Выставочные залы музея: Анфилада, Флигель «Руина», Аптекарский приказ.

 

Муар продолжает проводить популярные выставки в разных городах и странах. Частные выставочные залы музея не ограничиваются возможностями хранилища. Каждый сезон в музее представлены российские и зарубежные художники и архитекторы, как легендарные, так и совсем молодые. Только недавно посетили работы Оскара Нимейера, Алессандро Папетти, Александра Бродского, Тонино Гуэрра. Недавно здесь, в зале «Руина», прошла знаменитая выставка Николая Левочкина, демонстрирующая политику музея архитектуры по сохранению и открытию новых и необычных явлений. Николай Левочкин, гениальный русский самоучка, большую часть жизни проработавший машинистом в московском метро, ​​прославился только после смерти, когда семья открыла миру его наследие. В квартире бывшего машиниста родственники, к его удивлению, обнаружили микросад, собранный из разных материалов. Стилизованные старинные храмы и дома собирались замечательным зодчим из предметов мебели, бутылок, досок или обрезков рельсов. Находку передали музею и тут же представили публике.

 

Genius loci

 

Особого внимания заслуживает место на улице Воздвиженка, где расположен музей. Дело не только в том, что из его торцевых окон открывается чудесный вид на Кремль, в частности, на Троицкую башню и колокольню Ивана Великого, хотя во многом близость к Кремлю и делала это место уникальным. История этой земли говорит сама за себя.

 

Аптекарский заказ

 

В начале XVII века здесь было подворье Псково-Печерского монастыря, но к середине века земли перешли во владение боярина Милославского И. Д., ближнего родственника царя Алексея Михайловича. В подражание царю Милославскому разбили Ботанический сад и огород между Боровицкими воротами и берегом Москвы-реки – там, где сегодня начало Большого Каменного моста и правительственный вход в Кремль. Аптекарь у Милославского разорился и сильно обогатил царскую казну, так что к 1660 годам был построен комплекс хозяйственных построек Аптекарского двора, взамен тех, что жили у Троицкой башни. От тех времен сохранилась «камера для кормления» трапезная на трех подвалах, приспособленная под выставочное пространство.

 

Усадьба Талызиных

 

В конце XVIII века аптекарские конторы были перенесены в другое место, а пустующий участок земли переходил от одного богатого владельца к другому. Известно, что одно время территория принадлежала князю В. Л. Долгорукому, затем грузинскому князю Вахтангу. С конца XVIII века селится дворянский род Талызиных, в составе которого и образовался архитектурный ансамбль усадьбы, до сих пор носящей имя этого рода.

 

Кабинет Сталина и Молотова

 

Какой мы видим особняк сейчас, она была во второй половине девятнадцатого века, после того, как была продана казне. После революции все имущество казны было национализировано, в 1920 г. так удачно расположенная усадьба на четыре года заняла партийный аппарат – Секретариат ЦК РКП(б). Кабинет секретарей ЦК И. В. Сталина и В. М. Молотова находился в главном корпусе усадьбы. Там, на втором этаже, в зале с колоннами, хранились секретные документы.

 

Общежитие

 

В 1930 году особняк был передан под общежитие, в котором проживало более 800 человек. Просторные комнаты разделены фанерными стенами на жилые комнаты. Перепланировка под «Общежитие» и 15 лет ее существования нанесли усадьбе непоправимый ущерб. После войны, когда здание перешло во владение Музея, началась масштабная, занявшая почти 20 лет, реставрация.

 

Донской монастырь

 

В 1934 году по инициативе А. В. Щусева и его сторонников музей получил официальный статус: он стал одним из подразделений Академии архитектуры. Через год для нужд нового музея был передан Донской монастырь, фактически спасенный от сноса и сохранившийся до наших дней. В 1930-х годах на территории монастыря были собраны уцелевшие фрагменты разрушенных церквей Москвы: Успенский на Покровке, Никола в Столпах, рельефы храма Христа Спасителя, фрагмент Сухаревой башни, часть украшения триумфальной арки, стоящей на триумфальной площади.

 

В 1991 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, а Фонд Муара полностью переехал на Воздвиженку. Но знаменитая скульптура так и осталась в монастыре и выставлена ​​под открытым небом.

 

А. В. Щусев и создание Музея

 

Выдающийся архитектор на протяжении всей своей жизни боролся за возможность создания универсального Музея архитектуры. Первые попытки были предприняты в начале 1920-х годов, когда возникла необходимость сохранить и отреставрировать драгоценные уцелевшие фрагменты старой архитектуры. Щусев понимал более широкие задачи и вместе с коллегами разработал «Положение о музее», в соответствии с которым Музей архитектуры должен был выполнять просветительскую функцию и предоставлять помещение «для практики всем интересующимся архитектурой». Собственное здание было получено только в 1935.

 

После войны стала очевидной необходимость расширения деятельности Музея по сохранению и реставрации национального наследия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *