Архитектура барокко. Характерные черты архитектуры барокко
Архитектура барокко Характерные черты архитектуры барокко… Но перед красотой и зданья и фасада Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда,… В орнаменте витом увидишь тут и там Победоносный шлем и вазы фимиам, Колонны, капитель, пилястры и аркады Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды, Амуры, вензеля, вплетенные тайком, И головы ягнят, увитые шнурком, И статую найдешь в великолепной нише, В узорах и резьбе карниз под самой крышей… Перевод Е.
Тархановской Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в.
Жорж де Сюдери.
Обилие пышных декоративных украшений, подчеркнутая театральность, искажение классических пропорций, оптический обман, преобладание сложных криволинейных форм действительно создавали особый неповторимый облик архитектурных строений барокко.
БАРОККО ( итал.
Barocco, буквально — причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве.
Самые значительные перемены коснулись оформления фасадов зданий.
На смену согласованности и пропорциональности приходят диссонанс и асимметрия.
Глядя на фасад, перестаешь понимать, где же находится стена – главная опора здания.
Плоские пилястры уступают место колоннам и полуколоннам.
Установленные на высокие пьедесталы, они то собираются в группы, образуя пучки, то «разбегаются» вдоль фасада, вознося к небу замершие в беспокойном движении статуи на балюстраде крыши.
Размеры порталов, дверей и окон стали превышать всякие разумные границы.
Фронтоны и наличники приобрели богатые украшения в виде причудливых завитков, картушей, гирлянд из листьев, трав и человеческих фигур.
От спокойной ясности ренессанса, казалось, не осталось и следа.
« Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и пространственных построений.
Если в Ренессансе планы помещений имеют четкую геометрическую форму – круг, квадрат, прямоугольник, то излюбленная форма барокко – овал, дающий некоторую неопределенность общей форме пространственного объема.
Часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных объемов… В архитектуре барокко возобладали неумеренная декоративность, тяжеловесная роскошь.
Причудливые формы, обилие скульптуры, использование насыщенного цвета и позолоты должны были усиливать выразительность архитектуры, производить впечатление богатства и парадности»( А.Ф.Гольдштейн).
Пилястры – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба.
Пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна;
служит для членения плоскости стены.
Картуши – украшение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором изображены герб, эмблема, надпись Фронтон — завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Шедевры итальянского барокко.
Лоренцо Бернини Характерные черты итальяноского барокко нашли наиболее яркое воплощение в творчестве двух зодчих, создавших целую эпоху в развитии архитектуры, — Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.
В создании криволинейных, изгибающихся поверхностей и прихотливых геометрических сочетаний Франческо Борромини не знал равных.
Церковь Сант Аньезе на площади Навона в Риме – одно из лучших творений архитектора.
Плавно изгибающийся фасад церкви украшает величественный купол, помещенный на высоком барабане.
Стены церкви как будто растворяются в игре светотени, в выступах и проемах.
Франческо Барромини.
Церковь Сант Аньезе.
1653 г.
Рим.
Борромини по возможности избегает прямых линий — вертикальных или горизонтальных, а также прямых углов.
Предпочтение отдается сложным изогнутым планам Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634-67, Сант-Иво, 1642-60, в Риме).
Не менее эффективен и интерьер собора, отличающийся изощренностью лепных украшений, многокрасочностью декоративных росписей, цветных мраморных колонн.
• Франческо Борромини.
Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634-1667, Сант-Иво, 1642-1660, в Риме).
Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634- 1667, Сант-Иво, 1642-1660, в Риме).
Фрагмент, фасад.
Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра.
Архитектору предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора.
Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей.
Первая — в форме трапеции, а вторая в излюбленной форме барокко – овале.
Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой, которая легко и изящно охватывала площадь.
Лоренцо Бернини.
Рим.
Фонтан Нептуна на площади Навона.
Лоренцо Бернини.
Фонтан Четырех рек на площади Навона.
1648-1651.
Аллегорические фигуры изображают самые большие реки континентов — Нил, Дунай, Ганг и Рио-де-ла-Плата (Амазонка тогда была неизвестна).
Покрывало на голове Нила символизирует таинственность его истока, который в то время еще не открыли.
Расположение фигур фонтана породило легенду о поединке между гениями эпохи барокко — Бернини и Борромини: будто бы Ла Плата Бернини загораживается рукой, чтобы не видеть церковь — «ужасное» творение Борромини.
На самом деле фонтан построен гораздо раньше, чем церковный фасад.
По проекту Бернини создан и фонтан Мавра, один из двух фонтанов, расположенных по краям площади.
Другой фонтан в оригинале состоял лишь из одного бассейна, к которому в конце 19 в.
добавили скульптуру — так возник фонтан Нептуна.
Со 2-й половины 1650-х гг.
Бернини вновь работает в соборе Святого Петра, создает здесь бронзовую «кафедру св.
Петра» (1656- 1665), украшенную статуями отцов Церкви и ангелов,« Дивное узорочье» московского барокко Стремление к парадности и богатству внешнего убранства архитектурных сооружений было чрезвычайно характерно для России.
«Дивное узорочье» стало лейтмотивом русского зодчества конца XVII – началаXVIII в.
Для архитектуры этого времени характерно сочетание национальных традиций, в особенности деревянного зодчества, с лучшими достижениями западноевропейского барокко.
Наиболее ярко и самобытно черты русского барокко проявились в так называемом нарышкинском , или московском, стиле.
Свое название он получил благодаря заказчикам строительства, в числе которых были Нарышкины – родственники Петра I.
По их инициативе в Москве было возведено немало красивых и нарядных зданий – дворцов, церквей, беседок и парковых павильонов.
Церковь Покрова в Филях.
1693-1694.
Москва.
Блестящим образцом нарышкинского барокко является церковь Покрова в Филях.
Она стоит на невысоком холме, над речным берегом, повторяя себя причудливым отражением в воде.
Храм имеет высокий и просторный подклет( ПОДКЛЕТ, в русской каменной и деревянной архитектуре нижний этаж жилого дома или храма, обычно имеющий служебно-хозяйственное назначение), на арках которого расположена терраса с тремя плавными лестничными маршами.
Главный объем здания окружен полукруглыми пределами, каждый из которых увенчан золотой главой.
Переход от четверика к восьмерику выполнен настолько плавно и умело, что зритель не сразу замечает смену архитектурных членений.
Карниз и резные белокаменные украшения естественно продолжают тройные капители угловых колонок.
К уникальным сооружениям московского барокко следует отнести и церковь Троицы в Никитниках, построенную по заказу купца Григория Никитникова – выходца из Ярославля.
Храм, поставленный на высоком холме в центре города, господствовал над окружающей застройкой, выделяясь сложностью силуэта.
Яркая раскраска фасадов, сочная пластика белокаменного и кирпичного декора, многоцветные изразцы вместе с живописной асимметрией композиции привлекли к себе внимание горожан.
Церковь Троицы в Никитниках.
1631-1634 гг.
Москва.
Церковь Троицы в Никитниках.
1631-1634 гг.
Москва.
Плоскость стены почти исчезла за обилием карнизов, пилястр, полуколонн, наличников и порталов.
Храм венчали декоративное пятиглавие и три ряда кокошников, придающих особую праздничную торжественность.
Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах считается вершиной московского барокко.
Полукружия стен завершаются треугольным резным фронтоном, украшенным колонками и волютами.
Восьмигранная трехъярусная башня превращена в каменное кружево.
Церковь увенчана куполом с ажурной позолоченной короной и сквозным крестом.
Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах.
1690-1704.
Москва.
Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах.
1690-1704.
Москва.
Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах.
1690-1704.
Москва.
Церковь Николы в Хамовниках.
XVII в.
Москва.
Церковь во имя святителя Николая, возведена в одном из истинно московских старинных местностей: здесь в XVII в.
на заливных лугах поселили хамовников – дворцовых ткачей, которые и дали название округе.
Они и построили этот необычный по покраске храм.
Для усиления колокольного звона она прорезана рядами проемов, так называемых слухов.
Здание церкви – характерный тип посадского храма, один из ярких и превосходно сохранившихся образцов «нарышкинского барокко» Церковь Николы в Хамовниках.
XVII в.
Москва.
Церковь Николы в Хамовниках.
XVII в.
Москва.
Архитектурные творения В.В.Растрелли В середине XVIII столетия искусство барокко в России достигло наивысшего расцвета.
Развивая лучшие национальные традиции, архитекторы все чаще обращались к европейскому художественному наследию.
Пышная архитектура барокко распространялась по всей России.
Самые яркие творения зодчества были сосредоточены в новой столице Российского государства – в Санкт-Петербурге.
Значительный вклад в развитие национальной архитектуры внес Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) Растрелли (1700-1771) – сын скульптора Б.К.Растрелли, итальянец по происхождению, родившийся во Франции.
Получив образование за границей, он затем работал только в России, ставшей его второй родиной.
Все что было им построено в России, вызывало восхищение и восторженные оценки современников.
Поэт А.Д.Кантемир (1708-1744) писал о творениях выдающегося зодчего: «Граф Растрелли… искусный архитектор.
Инвенции его в украшении великолепны, вид здания его казист, одним словом, может увеселиться око в том, что он построил».
В.В.
Растрелли.
Портрет.
Творчество Растрелли составило целую эпоху русской архитектуры — «елизаветинское барокко».
Лучшие произведения Растрелли – Андреевская церковь в Киеве, дворцы в пригородах Санкт- Петербурга – Петергофе и Царском Селе, дворцы Строганова и Воронцова, собор Смольного монастыря и Зимний дворец в Санкт-Петербурге.
В.В.Растрелли.
Андреевская церковь.
1749-1759 гг.
Киев.
Собор Смольного монастыря был заказан мастеру императрицей Елизаветой Петровной.
Традиционное русское пятиглавие, воплощенное в вычурных формах барокко, здесь органично сливалось с основным объемом здания.
Средняя глава собора представляет собой высокий двусветный купол, увенчанный луковичной главкой на световом барабане.
Четыре угла в виде высоких двухэтажных башен, почти вплотную прижатые к центральному куполу, придают пятиглавию удивительную монолитность и мощь.
Уже после смерти Растрелли другой выдающийся архитектор – представитель раннего классицизма Джакомо Кваренги – всякий раз проходя мимо Смольного собора почтительно снимал шляпу и восклицал: «Вот это церковь!» В.В.Растрелли.
Собор Смольного монастыря.
1748-1760 гг.
Санкт – Петербург.
Самое блестящее творение Растрелли, украшающее центр города на Неве, — Зимний дворец, в котором в наше время расположен всемирно известный художественный музей Эрмитаж.
Архитектура Зимнего дворца – это настоящий гимн эпохе русского барокко.
Фасад, выходящий на набережную Невы, был рассчитан на обозрение издали.
Фасад, выходящий к Адмиралтейству, ориентирован на парадную Дворцовую площадь, обращенную к городу.
Дворец имел более 1050 помещений и комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц.
Общая протяженность фасадов дворца составляет 210 м! В.В.Растрелли.
Посольская лестница в Зимнем дворце.
1754 – 1762 гг.
Санкт- Петербург.
Главный подъезд был расположен в северном корпусе: к нему торжественно подъезжали кареты императрицы и ее гостей.
Через огромную галерею они поднимались по ослепительно прекрасной Посольской лестнице с верхней площадки которой открывался вход в парадные залы дворца.
В.В.Растрелли.
Екатерининский дворец.
ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ РУССКОГО БАРОККО
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Трегулова М.А. 1
1МОУ «Гимназия №19» г. Саранск
Гречишкин И.А. 1
1МОУ «Гимназия №19» г. Саранск
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Диплом школьникаСвидетельство руководителя
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ
Строительство является одной из древнейших форм человеческой деятельности. Знание истории архитектуры дает возможность лучше понять роль строительства зданий и различных сооружений на разных этапах развития человеческого общества.
Искусство архитектуры зародилось много веков назад и имеет такую же длинную историю, как и само человечество.
Архитектура (лат. architectura: – старший, главный и – строитель, плотник) – это искусство создавать проекты и по ним строить различные сооружения, которые создают материально упорядоченную территорию, необходимую людям для полноценной жизни и трудовой деятельности [4].
Архитектуру часто называют застывшей музыкой, т. к. она подчиняется тем же математическим законам, что и ноты.
Известно, что в истории культуры, каждая эпоха представляет собой переплетение различных процессов по-разному отражающих ее сущность и действительность. Ярким примером этому служит эпоха барокко.
Стиль барокко рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Стиль барокко в архитектуре – это текучесть и плавность, где сложные неправильные формы вытесняют друг друга, сливаются, образуя единое целое с окружающим пространством. Архитектура этого стиля отличается большим количеством скульптур, колонн и пилястр. Яркие выразительные элементы барокко, в том числе криволинейные волюты, башни с куполами, обрамляющими главный фасад, иногда вогнутые или выпуклые стены присутствуют в архитектуре многих памятников этого стиля.
Актуальность моей исследовательской работы состоит в повышении интереса к изучению архитектуры. А также влияние процессов глобализации, во многом нивелирующих значимость архитектуры барокко. И в стремление сохранить уникальные образцы архитектуры барокко.
Объект исследования: архитектура барокко.
Предмет исследования: шедевры архитектуры стиля барокко
Цель исследовательской работы можно сформулировать следующим образом: выявление особенностей архитектуры русского барокко.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
– узнать историю происхождения термина «барокко»;
– изучить особенности архитектуры русского барокко;
– исследовать творчество Франческо Бартоломео Растрелли;
– проанализировать научный материал архитектуры церквей в стилистике барокко на территории Приволжского федерального округа;
– рассмотреть старейшее здание на территории Мордовии и архитектурный памятник федерального значения – Церковь Иоанна Богослова г. Саранска.
Для достижения цели использовался следующие методы:
– общенаучный метод: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение и систематизация теоретических данных.
Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для привлечения внимания моих одноклассников к архитектуре барокко.
Научная новизна исследования состоит в том, что архитектурное наследие рассматривается в историко-культурном единстве, выявлен, изучен значительный массив новых материалов.
Объем исследовательской работы составляет 18 страниц, использованы 17 источников и литературы. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
При написании исследовательской работы использовались научные статьи, словари-справочники, а также статьи из «Википедии», где давалась общая характеристика термину «барокко».
ГЛАВА 1ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ РУССКОГО БАРОККО
1.1 ПОНЯТИЕ «БАРОККО». ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ТЕРМИНА
Барокко – один из самых многозначных терминов в истории и теории художественной культуры. Словом «барокко» обозначают художественное направление, также, слово «барокко» используют в качестве метафоры в смелых историко-культурных обобщениях: «эпоха барокко, мир барокко, человек барокко, жизнь барокко (итал. – la vita barocca)».
Происхождение слова барокко вызывает больше споров, чем объяснение названий других художественных стилей. Существует несколько основных версий. Португальское словечко barroco – использовалось моряками и торговцами для обозначения жемчужин неправильной, искаженной формы. Отсюда, в частности, «perla barocca» (испорченная жемчужина) – слуховое окно в форме изогнутого овала, часто встречающееся в барочной архитектуре. В середине XVI века это слово отмечено в разговорном итальянском языке как синоним всего грубого, фальшивого, неуклюжего. Во французских словарях оно появляется с 1718 года и трактуется как бранное. Однако у французских ювелиров глагол baroquer означает «смягчать контур, делать форму мягкой, живописной» [2].
Лишь много позднее это слово стали использовать для обозначения конкретного исторического художественного стиля. Одна из спорных теорий предполагает происхождение всех этих европейских слов от латинского bis-roca, скрученный камень. Другая теория – от латинского verruca, крутое высокое место, дефект в драгоценном камне. Наконец, ещё одна теория предполагает, что это слово во всех упомянутых языках является пародийным с точки зрения лингвистики, и его словообразование может объясняться его значением: необычностью, неестественностью, неоднозначностью и обманчивостью. Неоднозначность стиля барокко объясняется его происхождением. Как считают некоторые исследователи, он был заимствован из архитектуры турок-сельджуков.
На смену отрицанию постепенно приходило научное осмысление. В разных контекстах слово барокко могло означать «вычурность», «неестественность», «неискренность», «элитность», «деформированность», «преувеличенную эмоциональность». Все эти оттенки слова барокко в большинстве случаев не воспринимались как негативные, а использовались для обозначения характерных свойств художественного стиля.
1.2 СПЕЦИФИКА АРХИТЕКТУРЫ РУССКОГО БАРОККО
Как ни странно, но сам термин «барокко» в России долго не употреблялся и слово «барокко» старательно обходили. Ситуация изменилась только в конце XIX века, когда Султанов (исследователь русской архитектуры) ввёл в оборот термин «русский барокко». Под этим термином понималась архитектура России XVII века (допетровский период). С этого времени принято считать, что в 40-х годах XVII века зародился стиль русское барокко, после чего он непрерывно развивался и завершился в конце XVIII века с последними работами архитектора В. И. Баженова.
Русское барокко – общее название разновидностей стиля барокко, которые сформировались в Московском государстве и в Российской империи в конце XVII–XVIII веках: ·
– Московское барокко (с 1680 по 1700 годы, ранее неточно называлось «нарышкинское барокко») – переходный период от узорочья к полноценному барокко с удержанием многих конструктивных элементов древнерусской архитектуры, переработанных под влиянием украинского барокко. ·
– Строгановское барокко – консервативно-провинциальный извод московского барокко, в котором выполнены четыре храма в Нижнем Новгороде и на Севере. ·
– Голицынское барокко – наиболее радикальное направление в недрах московского барокко, состоявшее в полном отрицании связи с древнерусской традицией. ·
– Петровское барокко (с 1700-х по 1720-е годы) – совокупность индивидуальных манер западноевропейских архитекторов, приглашённых Петром I для застройки новой столицы, Санкт-Петербурга. ·
– Елизаветинское барокко (c 1730-х по 1760-е годы) – гибрид петровского и московского барокко с североитальянскими привнесениями.
Исследователи также хронологически выделяют:
1) ранний период русского барокко – московское барокко, также известное как нарышкинское барокко;
2) средний период – петровское барокко;
3) поздний период русского барокко – растреллиевское барокко. Этот стиль наиболее ярко проявился в архитектурных сооружениях одного из крупнейших зодчих этого направления – Ф. Б. Растрелли.
Русскому барокко, в отличие от западно-европейского, свойственны:
– большая простота и структурность композиций;
– материалы отделки – гипс и штукатурка, что позволяло использовать окраску;
– яркий контрастный колер – сочетания красного, голубого или желтого с белым, а также синий цвет, применение белой жести и позолоченных материалов в качестве кровельных покрытий;
– декоративные элементы фасадов зданий – орнаментная лепка, в которой прослеживается традиционный русский колорит;
– отсутствует такой характерный признак барокко как мистицизм.
Наиболее ярко и величественно барокко проявило себя в объектах дворцовой архитектуры Петербурга, а также Петергофа и Царского Села. С помощью особенностей этого стиля подчеркивалось могущество и процветание России того периода. Впечатление усиливалось за счет внутреннего декоративного оформления в этом же стиле интерьеров, по роскоши которым не было равных в Европе.
Стиль барокко в современной культуре отражён не только в архитектуре зданий, сооружений, но и в интерьере помещений и конструкции мебели. Орнамент барокко отличается от других стилей разнообразием и выразительностью.
Многие исследователи считают, что благодаря этому в России переход к классицизму был лёгким и естественным.
1.3 ТВОРЧЕСТВО ФРАНЧЕСКО БАРТОЛОМЕО РАСТРЕЛЛИ
Неоценимую роль в становлении барокко в России сыграли не только русские, но и многие известные иностранные архитекторы. Одним из представителей западной школы, работавших в нашей стране, является Франческо Бартоломео Растрелли.
Граф Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео) Растре́лли; также Франческо Растрелли, Варфоломе́й Варфоломе́евич Растрелли (родился в 1700, в Париже и умер 29 апреля 1771) – российский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Сын обрусевшего итальянского скульптора, служившего при дворе короля Людовика XIV Бартоломео Карло Растрелли (1675–1744). В 1715 г. Бартоломео Карло Растрелли вместе с семьёй был приглашён Петром I в Россию, где для важности стал именовать себя графом. Первоначальное профессиональное образование Франческо получил под руководством своего отца, привлекался к достройке дворцов А. Д. Меншикова. Во второй половине 1720 гг. несколько раз выезжал на обучение в Европу, предположительно в Италию и во Францию.
Наиболее ранняя задокументированная работа Растрелли – каменный трёхэтажный дворец Дмитрия Кантемира вблизи Потешного поля в Петербурге (1721–1727). Эта постройка вписывалась в основное русло петровского барокко и мало отличалась от подобных сооружений.
Растрелли – автор Воронцовского (1749–1758) и Строгановского (1753) дворцов в Санкт-Петербурге. Как писал сам зодчий, их фасады «украшены прекраснейшей архитектурой в итальянской манере».
Уникальность индивидуального стиля Растрелли проявляется в ритмическом многообразии композиции фасадов, что хорошо видно на примере здания Зимнего дворца.
С воцарением в 1762 г. Екатерины II и изменением вкусов великий зодчий уехал в Италию, а затем по возвращении в 1763 году подал в отставку. С уходом Растрелли из российской архитектурной жизни композиционная сложность зданий и, в частности, многообразие ритмической организации фасадов не были ни повторены, ни превзойдены.
В Петербурге и Москве в эти же годы трудилась плеяда замечательных русских зодчих – крепостной архитектор Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский,
А. В. Квасов и др. Они оставили после себя такие памятники русской барочной архитектуры, как Федорова церковь в Петербурге, возведенная среди прочих пятиглавых петербуржских храмов по проекту Трезини, дворец Шереметьевых, проект которого разрабатывал Чевакинский.
Таким образом царствование барокко в России оказалось не долгим.
ГЛАВА 2 АРХИТЕКТУРА ЦЕРКВЕЙ В СТИЛИСТИКЕ БАРОККО НА ТЕРРИТОРИИ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
2.1 ГОРОДСКИЕ И СЕЛЬСКИЕ ЦЕРКВИ XVIII ВЕКА НА ТЕРРИТОРИИ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
В настоящее время культовое архитектурное наследие Приволжского федерального округа вовлечено в процесс формирования представлений самых широких слоев населения о культуре края, ее роли в отечественной и мировой культуре.
Городские и сельские церкви XVIII века на территории Приволжского федерального округа были решены в стилистике барокко. Подавляющее большинство зданий имело планировочный тип «кораблем».
В XVII веке на территории Сызранского кремля существовала деревянная «соборная церковь во имя Живоначального Источника» [10]. В 1717 году на ее месте в стилистике барокко был сооружен Христорождественский собор. Основной объем храма выстроен по распространенной в то время композиционной схеме — восьмерик на четверике, к которому с противоположных сторон примыкают алтарная часть с тремя слабо выступающими апсидами и большая трапезная с главным входом. Колокольня отсутствует, потому что использовались колокола соседней надвратной церкви Спасской башни. Восьмерик завершен слегка приплюснутым куполом с граненой луковичной главой на восьмигранной шее. В интерьере пространство разделено арочными проемами. Поперечная ось здания подчеркнута северным и южным входами. Декор здания достаточно скромный – ордерные наличники и декоративные пояса из ступенчатых сосулек под карнизами. Все углы здания декорированы лопатками. Центральный четверик имеет ассиметрично расположенные проемы, что не соответствует стилистике барокко и является рудиментом более ранних сооружений
Храм Ильи Пророка был возведен во второй половине 1770-х годов на берегу реки Крымзы в Сызрани. До этого на данном месте существовала «деревянная, от времени обветшавшая» церковь». Основной объем Ильинской церкви, построенной из кирпича и побеленной по обмазке представляет собой восьмерик на четверике, к которому с одной стороны примыкает алтарная часть с тремя апсидами, а с противоположной – трапезная [10]. Первоначально по обеим сторонам от трапезной были пристроены два придела, и ярусная колокольня. Стены основных объемов прорезаны высокими арочными окнами, которые в четверике имеют обрамления из парных полуколонн с четырьмя перехватами на стволах и пирамидками над капителями, и трехлопастных сандриков. Углы четверика подчеркнуты пучками из трех полуколонн (две большего диаметра и одна тонкая) с перехватами у основания и на высоте одной трети ствола. По верхней части стен основных объемов проходил профилированный карниз. Восьмерик, углы которого фиксированы тонкими полуколоннами, прорезан арочными окнами и завершен слегка приплюснутой кровлей с небольшой луковичной главкой на шее.
Церковь Николая Чудотворца в селе Осиновка была построена в 1714 году графом Меньщиковым. По легенде, церковь стоит на фундаменте булгарского здания, построенного в тринадцатом веке. В описании 1900 года сказано, храм каменный, теплый, построен прихожанами в 1714 г. Престолов в нем два: главный во имя Святителя и Чудотворца Николая и в придел во имя святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В настоящее время церковь заброшена, очень сильно разрушена, сломана колокольня и своды трапезной. В интерьере Фрески практически не сохранились. Это характерный для Самарской области пример сельского храма в стилистике барокко. Церковь типа восьмерик на четверике с большой полукруглой апсидой и трапезной с северным Предтеченским приделом. Перекрыт был небольшим утраченным куполом. Барочная стилистика явно читается в ярусности композиции центрального объема сохранившихся элементах декора. Например, на остатках карниза и наличниках окон с фигурными колонками.
Церковь Николая Чудотворца в селе Страхово была построена в стилистике барокко из кирпича на средства помещицы Анны Ивановны Страховой. В 1856 году Г.С. Аксакову было разрешено сделать внутри церкви перестройку, появился Архангельский придел. Церковь одноглавая с колокольней. По оси развиваются входной придел с колокольней, трапезная, основной четверик и алтарь. Четверик более широкий, чем остальные части церкви. Три входа: с запада, севера и юга. Фасад был украшен лопатками и развитыми фигурными наличниками с сандриками.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Троицкое в стилистике барокко была сооружена в 1720 и достроена в 1736 годах. Церковь кирпичная. Это бесстолпный двусветный четверик с одной апсидой, завершенный пятиглавием, с трапезной с северным Сергиевским приделом и трехъярусной колокольней, завершавшейся четырехгранным шатром. Декоративное решение типично для барокко. Завершение украшено поясом кокошников под карнизом, окна имеют перспективные наличники с фигурным завершением
Таким образом, особенности архитектурного решения храмов региона состояли: в ярко выраженной цокольной части зданий, которая трактовалась как мощное основание; кубовидном основном объеме; малом количестве небольших по размеру оконных поемов, сосредоточенных в верхней части здания; либо очень мощном завершении центральной части церкви с полноценной ротондой-барабаном относительно плоским куполом и маленькой главкой на высокой шее на нем, либо небольшое, в сравнении с основным объемом здания, завершение покрытия. Характерно большое количество граненых куполов.
В стилистическом отношении культовая архитектура XVIII века была довольно однородна. В регионе сохранилось значительное количество храмов в стилистике барокко. Характерно присутствие в некоторых памятниках архаичных элементов архитектуры предшествующего века. В памятниках раннего барокко были объединены черты архитектуры XVII века и нового стиля, в результате чего, в общественном сознании раннее барокко оказалось, как бы освященным древней традицией, «разрешенным» к использованию [10].
В области объемного решения наиболее интересными представляются бесстолпные, центричные церкви, часто с очень большим подкупольным барабаном, который по сути является ротондой. Для многих храмов периода барокко характерна ярусность силуэта центральной части. Хотя преобладающим планировочным типом церкви является «корабль», основным четвериком и алтарем, встречаются перестройки центральной части таких церквей в крестообразный план за счет дополнительных приделов.
2.2 ИОАННО-БОГОСЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ – ГЛАВНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ САРАНСКА
По мнению специалистов, церковь апостола Иоанна Богослова возникла на заре 17 века, еще до основания Саранска, и изначально была деревянной. Каменное здание возвели в 1693 году – спустя полвека после появления крепости Саранский Острожек. Храм построили в стиле московского барокко (альтернативное и устаревшее название – Нарышкинское барокко). Для этого архитектурного стиля, имевшего актуальность в последние десятилетия 17 века и первые годы 18 века, свойственны широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре. Стиль затронул не только московский регион, но и весьма отдаленную периферию, – примером как раз служит Иоанно-Богословский храм.
За трехвековое существование Иоанно-Богословская церковь многокракратно подвергалась переделкам и реконструкциям, но в целом композиция облика сохранилась в первоначальном виде. Иоанно-Богословский храм богато украшен килевидными кокошниками и декоративным поребриком. Здание церкви представляет собой куб, на котором установлены пять декоративных главок – основная и четыре меньших. Наличники окон, карниз, кокошники, перспективный портал выложены из фигурного кирпича. Интерьер церкви украшает сохранившаяся монументальная живопись в академическом стиле, а также главная достопримечательность – барочный иконостас.
В 18 веке храм расширялся, в результате чего у церкви появились приделы. В начале 19 века к церкви были пристроены колокольня и трапезная. На территории храма Иоанна Богослова также расположена небольшая церковь Богоявления Господня, но это уже современная постройка (появилась в 2003 году).
Закрытый в начале 1930-х годов Иоанно-Богословский храм вновь начал действовать во время Великой Отечественной войны (c 1944 года). В период закрытия в здании церкви располагался архив НКВД – достаточно распространенное явление для советского времени. После «второго открытия» церковь апостола Иоанна Богослова долгие годы оставалась единственным действующим православным храмом Саранска.
Иоанно-Богословская церковь в период с 1991 по 2006 годы была кафедральным собором Саранской и Мордовской епархии. Затем эту роль принял Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова.
Иоанно-Богословская церковь является старинным памятником православной архитектуры и достопримечательностью всей Мордовии. Увидеть храм собственными глазами можно по адресу: г. Саранск, ул. Демократическая, 28.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Культура барокко занимает огромное историческое пространство: рубеж XVI-сер. XVIII вв. Его появление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры: церковный догматизм, приведший к усилению религиозности; увеличение роли государства, светскости, борьба двух начал; повышенная эмоциональность, театральность, преувеличенность всего; динамика, импульсивность; декоративность, живописность, излишество элементов.
2. Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектными зрелищам, совмещение иллюзорного и реального, сильные контрасты масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Стиль барокко прекрасно прижился не только на западноевропейской, но и на российской почве. Воспроизведенный в дереве и камне, он сделался символом роскоши и пышности, избыточности и чрезмерности.
3. В ходе исследования выявлены следующие особенности архитектуры русского барокко:
– большая простота и структурность композиций;
– материалы отделки – гипс и штукатурка, что позволяло использовать окраску;
– яркий контрастный колер – сочетания красного, голубого или желтого с белым, а также синий цвет, применение белой жести и позолоченных материалов в качестве кровельных покрытий;
– декоративные элементы фасадов зданий – орнаментная лепка, в которой прослеживается традиционный русский колорит;
– отсутствует такой характерный признак барокко как мистицизм.
В настоящее время в обществе заметно возрос интерес к искусству прошлого. Этот интерес выражается в теоретическом и практическом значении, поскольку очень сложно понять сущность новаторства в искусстве и объяснить характер инновации вне связи с пониманием развития традиций. Эстетика современности всё чаще обращается к стилям прошлых столетий.
Поэтому культуру барокко можно определить не только как стиль эпохи, но и как открытую в отношении канонов и правил программу деятельности общества, содержащую в себе цель и бесконечное многообразие средств и форм ее достижения.
И, несмотря на появление новых современных архитектурных течений, никогда не потеряют свое очарование старинные особняки, соборы и дворцы, которые являются своеобразным символом города или страны, где они расположены. Такие здания существуют вне времени и всегда вызывают восхищение и трепет у истинных ценителей архитектурного искусства.
Материалы данной работы могут быть использованы на уроках истории, обществознания для расширения кругозора и знаний учащихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись; Konemann – Москва, 2012. – 90 c.
2.Барокко // Википедия – версии энциклопедии на русском языке. – [Режим доступа] URL: // https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения 05.12.2020).
3. Барокко в славянских культурах: сборник статей; М.: Наука – Москва, 2012. – 52 c.
4. Бирюкова, Н. В. История архитектуры [Текст] : учеб. пособие. – Москва : ИНФРА-М, 2006. – 367 с.
5. Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко; Наука – Москва, 2009. – 61 c.
6. .Гуляницкий, Н. Ф. История архитектуры [Текст] : учебник для вузов. В 5 т. / Н. Ф. Гуляницкий. – Москва : Стройиздат, 1984. – Т. 1. – 334 с.
7. Жирмунская, Н.А. От барокко к романтизму. Статьи о французской и немецкой литературах; СПб: Филологический факультет СПбГУ – Москва, 2009. – 99 c.
8. Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение; Искусство — Москва, 2012. – 87 c.
9. Литвинова, О. А. Русские архитекторы [Текст] / О. А. Литвинова. – Москва : РОСМЭН, 2004. – 364 с.
10. Международный научно-исследовательский журнал. Вып. № 10 (100), ОКТЯБРЬ, Ч. 1 – Екатеринбург, 2020– с. 178
11. Михаловский, И. Б. Теория классических архитектурных форм [Текст] : репринт.изд. / И. Б. Михаловский. – Москва : Архитектура-С, 2006. – 288 с.
12. Орнамент барокко и рококо; Издательство В. Шевчук – Москва, 2013. – 66 c.
13. Русское искусство эпохи барокко. Искусство – Москва, 2013. – 51 c.
14. Русское искусство эпохи барокко. Сборник статей; Государственный Эрмитаж – Москва, 2010. – 52 c.
15. Сделано в Мордовии // Иоанно-Богословская церковь <…>. – [Режим доступа] URL: // https://madeinmordovia.ru/bogoslovskaya / (дата обращения 05.12.2020).
16. Тананаева Л. И. Карел Шкрета. Из истории чешской живописи эпохи барокко; Искусство – Москва,– 2013. – 76 c.
17. Шуази, О. История архитектуры [Текст]. Т. 1 / О. Шуази ; пер., доп. и коммент. В. Д. Блаватского, Б. П. Денике, В. В. Павлова, А. С. Стрелкова ; под общ. ред. А. А. Сидорова. – 3-е изд. – Москва : В. Шевчук, 2002. – 575 с.
Просмотров работы: 1637
Характеристики архитектуры барокко
✅ Тип бумаги: Бесплатное эссе | ✅ Тема: Архитектура |
✅ Количество слов: 1333 слова | ✅ Опубликовано: 30 апреля 2018 г. |
Ссылка на это
Поделись этим: Фейсбук Логотип Facebook Твиттер Логотип Твиттера Реддит Логотип Reddit LinkedIn Логотип LinkedIn WhatsApp Логотип WhatsApp
Введение
Период барокко воспринял гуманистический римский взгляд на архитектуру эпохи Возрождения и показал его в новой риторической, театральной и скульптурной манере, выражая триумф абсолютистской церкви и государства. Основной взгляд на архитектуру барокко больше касался цвета, света и тени, скульптурных значений и интенсивности, которые можно было увидеть в ее характеристиках. Барокко — это определенные периоды в литературе, а также в музыке; однако критики сочли его неструктурированным, чрезмерно орнаментированным, театральным и гротескным. Хотя многие вещи повлияли на период барокко, на него также повлияла религия и политика страны. Архитекторы интересовались пространством разворачивающейся вселенной, а также работой разума и пытались изобразить душевные страсти через мимику.
Получите помощь в написании эссе
Если вам нужна помощь в написании эссе, наша профессиональная служба написания эссе всегда готова помочь!
Служба написания эссе
Особенности
Черты эпохи барокко показали, что длинные узкие нефы были заменены более широкими, а иногда и круглыми. Он демонстрировал драматическое использование света, которое могло быть либо сильным светотеневым контрастом (известным как chiaroscuro ), либо эффектами; или они использовали равномерное освещение с помощью нескольких окон. Еще одной особенностью было богатое использование орнамента (путто из дерева (часто позолоченного), гипса или лепнины, мрамора или искусственной отделки), использовались масштабные потолочные фрески, а внешний фасад в стиле барокко часто характеризуется драматическим центральным выступом, однако интерьер часто является не более чем оболочкой для живописи и скульптуры, которую видели в период позднего барокко. Особенности барокко также включают иллюзорные эффекты, такие как trompe l’oeil и смешение живописи и архитектуры, а в других странах, таких как Бавария, Чехия, Польша и Украина, стиль барокко содержал грушевидные купола, которые были повсеместны.
Характеристики
Основными характеристиками эпохи барокко были энергия, огромное напряжение и ощущение движения от зданий. Его живопись, скульптура и архитектура развились из маньеризма и оторвались от правил современной архитектуры, они требовали свободы планировать, проектировать и украшать свои здания тем, что они хотели. Колонны имели витые валы, которые располагались перед пилястрами, окруженными карнизами и прикрытыми изогнутыми и ломаными фронтонами. В них содержались «лишние» и часто неподходящие детали с резным декором. В интерьерах были позолоченные скульптуры, часто в неуклюжих позах; архитектура отличалась изогнутыми линиями. Многие дополнения в стиле барокко были отделаны бронзой, мрамором, золотом и серебром. Барокко имел динамичный внешний вид в своем дизайне; это была полезная классификация для выделения тенденций и продуктов стилистических изменений. Он представлялся просторным, блестящим, театральным, страстным, чувственным, восторженным, роскошным, экстравагантным, разносторонним и виртуозным. Это была эпоха расширения, следующая за эпохой открытий, ее расширение привело к дальнейшим открытиям в области архитектурного дизайна и декора.
Раздел A: Интерьеры
С.Мария Делла Салюте (1631-1682)
Интерьер S.Maria Della Salute является прекрасным примером архитектуры и дизайна в стиле барокко. Он каким-то образом отображает суть барокко, но не полностью орнаментирован и не содержит неподходящих деталей. Мрамор в основном используется в колоннах, а основание кажется позолоченным из бронзы. Скульптуры вырезаны из мрамора и стоят высоко в круглом куполе. Виден алтарь, и можно предположить, что он тоже позолочен из бронзы. Это в некотором роде произведение искусства, но оно никоим образом не является «чрезмерным», что можно увидеть с этой точки зрения.
С.Пьетро (1656 – 1667)
S.Pietro — еще один прекрасный пример архитектуры и дизайна в стиле барокко. На этой фотографии мы видим бронзовый алтарь, стоящий прямо перед апсидой, картины, украшенные золотыми бордюрами, мраморные колонны и высокие стены, купола с золотыми потолками. Стены украшают свободно стоящие скульптуры, стены также выполнены из мрамора. Свет подается через высокие окна и главный купол сверху через световой люк.
Версаль (1660 – 1685)
Версальский дворец является наиболее известным произведением архитектуры и дизайна в стиле барокко, известным на сегодняшний день. Он определяет, чем был период барокко. Это было экстравагантно, чувственно, динамично, страстно (картины), многогранно и богато. Украшения были не из серебра, а из чистого золота. Мягкие ткани, яркие цвета и красивая скульптура украшали интерьеры Дворца. В Зеркальном зале, как видно на рисунке 8, сами скульптуры были отлиты в золотых высоких окнах, из которых давали свет, а стеклянные люстры свисали с потолка, украшенного росписью и позолоченными золотыми панелями. В камерах Царицы, как видно на рисунке 7, можно сказать, что даже спальни не были простыми. Золото также использовалось, и в некоторой степени оно использовалось чрезмерно. В центре внимания находится золотой декор, а не архитектурные ценности здания. Внешний вид, как видно на рисунке 6, можно увидеть, что перила балкона были позолочены золотым декором, так как солнце делает это хорошо заметным. Мрамор также используется на фасаде здания, но в основном он украшен золотом. Богатые яркие цвета можно увидеть по всему дворцу, как показано на рисунке 7 Палат Королевы.
Раздел B: Дизайн интерьера
Несмотря на то, что эпоха барокко способствовала появлению великолепных зданий, которые мы видим сегодня, нельзя забывать и об интерьерах. Несмотря на богатое оформление, интерьеры очень хорошо спроектированы с учетом определенных аспектов. Архитекторы должны думать подобным образом, чтобы получить хорошее представление о том, что работает, а что нет. Я считаю, что дизайн интерьера действительно намекает на это. Мы разрабатываем то, что, по нашему мнению, хотел бы клиент, а затем получаем представление, нравится ли это клиенту или нет, если нет, мы просто вносим несколько изменений, чтобы лучше почувствовать и лучше понять, что они хотят. Это то же самое сейчас, что и тогда. Дизайнеры интерьеров проектируют пространство, в котором клиент будет находиться каждый день. Это требует большой проницательности и знаний о человеке, можно подумать о том, чтобы читать своего клиента, разговаривая с ним, когда вы это делаете, вы можете получить лучшие идеи. В наши дни простой дизайн часто делает дизайн лучше, однако в прошлом, если он был большим, просторным и содержал роскошные украшения, он классифицировался как хороший.
Заключение
Глядя на архитектуру барокко, можно сказать, что она сыграла большую роль в современном дизайне зданий. У многих людей, которые получают сверхзарплату, иногда есть одна или две комнаты, напоминающие стиль барокко. Это было, безусловно, роскошное, динамичное и «чрезмерное» украшение, которое определенно было чересчур для современного современного общества.
Библиография
- Тэнси Р.Г. и Кляйнер Ф.С. 1954. Глава 24. Искусство садовника сквозь века: десятое издание . Соединенные Штаты Америки: Тед Бучхлоз. Страницы 816 – 904.
- Садовник, Л. Глава 10. Искусство садовника сквозь века: четвертое издание. Соединенные Штаты Америки: G.Bell and Son Ltd, Лондон. Страница 397 и далее.
- Хонор, Х. и Флеминг, Дж. 1982. Часть 3: Глава 13. Всемирная история искусства. Соединенное Королевство: RB Macmillion. Страница 426 и далее.
- Википедия. 2008. Барокко. [онлайн]. [По состоянию на 20 августа 2008 г.]. Доступно во всемирной паутине:
- Версаль. [онлайн]. [По состоянию на 20 августа 2008 г.]. Доступно во всемирной паутине:
- История архитектуры барокко. [онлайн]. [По состоянию на 20 августа 2008 г.]. Доступно во всемирной паутине:
- Эпоха барокко. [онлайн]. [По состоянию на 20 августа 2008 г.]. Доступно во всемирной паутине:
Поделись этим: Фейсбук Логотип Facebook Твиттер Логотип Твиттера Реддит Логотип Reddit LinkedIn Логотип LinkedIn WhatsApp Логотип WhatsApp
Процитировать эту работу
Чтобы экспортировать ссылку на эту статью, выберите стиль ссылки ниже:
- АПА
- ГНД
- МЛА-7
- Гарвард
- Ванкувер
- Википедия
- ОСКОЛА
UKEssays. (ноябрь 2018 г.). Особенности архитектуры барокко. Получено с https://www.ukessays.com/essays/architecture/baroque-architecture-characteristics.php?vref=1. Ссылка скопирована в буфер обмена.
«Характеристики архитектуры барокко». ukessays.com. 11 2018. UKEssays. 03 2023 г.
«Характеристики архитектуры барокко». UKEssays. ukessays.com, ноябрь 2018 г. Интернет. 9 марта 2023 г.
UKEssays. Ноябрь 2018. Особенности архитектуры барокко. [В сети]. Доступно по адресу: https://www.ukessays.com/essays/architecture/baroque-architecture-characteristics.php?vref=1 [Доступ 9март 2023]. Ссылка скопирована в буфер обмена.
UKEssays. Особенности архитектуры барокко [Интернет]. Ноябрь 2018 г. [По состоянию на 9 марта 2023 г. ]; Доступно по адресу: https://www.ukessays.com/essays/architecture/baroque-architecture-characteristics.php?vref=1. Ссылка скопирована в буфер обмена.
{{цитировать веб-сайт|последний=ответы |первый=все |url=https://www.ukessays.com/essays/architecture/baroque-architecture-characteristics.php?vref=1 |title=характеристики архитектуры барокко |издатель =UKEssays.com |date=ноябрь 2018 |accessdate=9март 2023 г. |location=Ноттингем, Великобритания}} Ссылка скопирована в буфер обмена.
All Answers ltd, «Характеристики архитектуры барокко» (UKEssays.com, март 2023 г.)
Сопутствующие услуги
Посмотреть всеСлужба написания эссе
От 124 фунтов стерлингов
Служба написания диссертаций
От 124 фунтов стерлингов
Служба написания заданий
От 124 фунтов стерлингов
Закон о защите авторских прав в цифровую эпоху / Запрос на удаление
Если вы являетесь автором этого эссе и больше не хотите, чтобы ваша работа публиковалась на UKEssays. com, пожалуйста:
Архитектура итальянского барокко — Обзор Италии
Дион Протани | Последнее обновление: 27 декабря 2021 г. |
Когда эпоха Возрождения в Италии подошла к концу, на смену ей пришло новое художественное течение, известное как барокко. Название стиля весьма показательно с точки зрения его этимологии: барокко происходит от французского слова, означающего «неправильная форма», и это сама суть художественного стиля, которому он дал свое название. С конца 16-го века, когда Ренессанс ненадолго превратился в стиль, известный как маньеризм, мы начали видеть первые шаги в направлении Архитектура итальянского барокко . Фасад церкви Кьеза-дель-Джезу в Риме по большей части выглядит так, как будто он принадлежит к эпохе Возрождения, но широко известен как первый фасад в стиле барокко с некоторыми значительными поворотами. | Собор Ното, Сицилия |
Ссылки по теме
Итальянские архитектурные стили | Культура |
Период времени: 1584 — 1750 г. н.э. Предшествовало: итальянская эренасанс. формы, разрезные фронтоны, чувство театра | Famous buildings in Italy: Syracuse Cathedral, San Carlo alle Quattro Fontane Related styles: Lecce Baroque, Sicilian Baroque, Rococo (late Baroque) Building types: Церкви, сады, дворцы, театры Известные архитекторы: Джанлоренцо Бернини, Франческо Борромини, Филиппо Юварра |
Возникновение периода барокко
Искусство, архитектура и музыка барокко зародились в 16 веке, в то время, когда Западная Европа переживала период смятения, вступая вокруг Реформации и учения Мартин Лютер. Поскольку церковь находилась под пристальным вниманием, как никогда раньше, и большое количество верующих ставило под сомнение ее мотивы, было несколько реакций на Реформацию, одной из которых была Контрреформация.
В основе этого движения лежало желание восстановить церковь как голос морального авторитета, и для этого использовались различные методы. Они включали отвратительные процессы над ересью и инквизицию, а войну, раскол и международное недоверие — среди самых негативных результатов движения. Были, однако, некоторые более тонкие методы, используемые церковью, чтобы донести свое послание до людей.
Происхождение слова «барокко» дает коннотации неправильной или неопределенной формы и использовалось специально для описания жемчуга, который обычно не был круглым, но тем не менее каким-то образом был красивым. Барочная жемчужина и ее неправильная форма лежат в основе архитектурного стиля. Широко использовавшееся в течение ряда лет в живописи и скульптуре, движение барокко начало просачиваться в архитектуру в то время, когда церковь искала способы вернуть некоторых последователей, которых они потеряли в результате Реформации.
Таким образом, барочная архитектура стала инструментом, с помощью которого католическая церковь могла трогать души красотой своих зданий. Такие слова, как «театральный», «буйный», «драматический» и «роскошный», никогда не бывают далекими, когда описывают стиль, который был разработан, чтобы захватывать дух и наполнять верующих чувством благоговения. Своевременно ослабив некоторые из более строгих и догматических аспектов своей религии, церковь ухватилась за возможность в некотором роде идти в ногу со временем и говорить с душами своих верующих более гуманным образом.
Особенности, характеристики и инновации архитектуры итальянского барокко
- Кривые и неправильные формы введены
- Классические греческие и римские элементы
- Витые колонны
- Вогнутые или выпуклые формы
- Раздельные фронтоны
- Большие декоративные завитки, называемые завитками
- Более трехмерный внешний вид
- Игривый/творческий
- Изогнутый портик
- Использование цвета
- Больше движения, меньше статики. Преобразование правильных форм, таких как круг, в эллипс
Церковь Сан-Джованни-Евангелиста, Шикли
Церковь Сан-Карлино алле-Кватро-Фонтане, Рим
Список известных итальянских зданий в стиле барокко, за которыми следуют смешанные категории, где барокко особенности в сочетании с другими стилями.
Baroque
Basilica di Santa Croce Lecce
Basilica di Santa Maria della Salute
Bernini’s Baldacchino at the Basilica di San Pietro
Bressanone Cathedral
Caltanissetta Cathedral
Castello del Valentino
Castello della Mandria
Castello di Agliè
Кастелло-ди-Говоне
Чертоза-ди-Кальчи
Чертоза-ди-Падула
Чертоза-ди-Сан-Мартино
Кьеза-ди-Сан-Лоренцо — Турин
Кьеза-ди-Сант-Аньезе-ин-Агоне
Chiesa di Sant’Andrea al Quirinale
Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza
Palazzina di Caccia di Stupinigi
Palazzo Carignano
Palazzo Madama (Turin)
Piazza San Pietro
Pinacoteca Ambrosiana Real Racconigi 3000 Racconigi Королевский 3000 Racconigi Туринский дворец
Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане (Борромини)
Сантуарио-делла-Консолата
Сиракузский собор
Фонтан Треви
Древний романский барокко-романский стиль
Basilica di Santa Maria Maggiore
Baroque-Gothic
Santuario di San Francesco di Paola
Baroque-Gothic-Renaissance
Naples Cathedral
Baroque-Neoclassical
Archbasilica of Saint John Lateran
Королевский дворец Каподимонте
Королевский дворец Казерты
Королевский дворец Неаполя
Барокко-неоклассицизм-ренессанс
Базилика Суперга
Baroque-Oraissance
Buonconsiglio Castle
Chiesa del Gesù Rome (первый в мире фасад Baroque)
Chiesa Di San Maurizio Maggiore Al Monastero
Doria Pamphili Gallery
Saint Petercaise Petrica Peterca.