Романский стиль в архитектуре: тогда и сейчас
Вкратце романское направление можно описать двумя словами: «эстетика лаконичности». Тут царят простые формы и монументальные конструкции. Расцвет романики в европейской архитектуре пришелся на XI−XII века. Замки, храмы и крепости, возведенные в этот период, отражают характерные черты стиля. Они впечатляют суровой мощью: толстые стены, высокие своды, широкие колонны. Все здания строились из камня. Дерево использовалось только для внутренней отделки.
От архитектурных памятников так и веет средневековой романтикой, но название связано не с этим. Романский стиль перенял многие особенности более раннего древнеримского. Рим на латыни звучит как Rome, так что никакой тайны в названии нет.
Характерные черты романской архитектуры
Романские замки нередко причисляют к античной архитектуре, но это мнение ошибочно. Они не скопировали древнеримский стиль, но переняли некоторые его черты:
- монументальные конструкции: толстые стены, высокие своды, широкие колонны, массивные двери;.
- доминирование прямоугольных и цилиндрических форм;
- минимум декора в отделке фасадов: декоративные элементы, если они есть, отражают военную тематику − щиты, мечи, доспехи, геральдические символы и т. д.
- узкие окна с полуциркульными арками;
- орнамент в виде листьев.
Колонны венчают полукруглые арки — один из характерных элементов романики
© Tokkoro.com, Pxhere.com
Использование романики в современной архитектуре
В детстве многие из нас мечтали жить в собственном замке. Современные технологии строительства и декора позволяют воплотить эту мечту. Дома в замковом стиле строят, как правило, из кирпича или камня. Эти материалы полностью отвечают современным требованиям к архитектуре, но не вписываются в романскую эстетику. С помощью архитектурного бетона можно воплотить стилистические решения, которые сделают внешний вид дома максимально похожим на настоящий средневековый замок .
Вариант отделки загородного дома с помощью архитектурного бетона. Не отличить от Средневекового замка!
© viimiracula.ru
Отделка фасада каменной кладкой
Чтобы у наблюдателя не осталось сомнений, что он находится в настоящем замке, обычной каменной кладки будет недостаточно. Из архитектурного бетона вручную вырезаются объемные блоки, копирующие поверхность натурального камня с характерными для него прожилками и трещинами. Блоки тщательно комбинируют по размеру и фактуре, ориентируясь на кладку, которую создавали средневековые строители. В романском стиле не бывает ровных, симметричных блоков, где каждый камень как новый. Эстетика средневековой кладки кроется именно в «следах» времени: трещинах и сколах, которые только украшают и придают величественности.
При имитации средневековой кладки все трещины и шероховатости воссоздаются вручную
©
Колонны в отделке фасада и интерьера
Их в романском стиле много не бывает. В средневековой архитектуре колонны одновременно выполняли несущую и декоративную функцию. Все составные части колонны (база, ствол, капитель) покрывались орнаментами. На базах широких несущих конструкций выкладывались целые барельефы. Эти черты декора древнеримских колонн прекрасно воспроизводятся в архитектурном бетоне.
Ствол этой колонны, целиком выполненной из архитектурного бетона, покрыт декоративными желобами – каннелюрами.
Надписи, гербы и орнамент
Декоративный бетон идеально подходит для воссоздания архитектурных элементов романской архитектуры: колонн, арок, барельефов, лестниц и т. д. Свойства бетона позволяют достоверно воспроизвести вид и фактуру материалов, использовавшихся при отделке средневековых зданий. Все выглядит настолько натурально, что неспециалистам ни за что не догадаться об искусственном происхождении камня.
В этих проектах воплощены сразу несколько характерных для романики элементов: орнаменты, колонны и полукруглый свод.
©
Многие мечтают жить в собственном замке. Отделка архитектурным бетоном превратит частный дом в величественную средневековую крепость, которая станет предметом восхищения ваших потомков.
Теги: Мировой опыт, Стили, Фасады
Романский стиль | Научно-технический портал «Технарь»
Преобладающие и модные цвета | Коричневый, красный, зеленый, белый |
Линии | Бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные |
Форма | Прямоугольная, цилиндрическая |
Характерные элементы интерьера | Полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру |
Конструкции | Каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом |
Окна | Прямоугольные, маленькие, в каменных домах — арочные |
Двери | Дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом |
Возникновение
Название это появилось только около 1820 г. , однако оно достаточно точно определяет, что до середины XIII в. сильно ощущались элементы римско — античной архитектуры.
Историческая характеристика
Романский период на территории Европы приходится на время господства феодального строя, основой которого было сельское хозяйство. Первоначально все земли принадлежали королю, он распределял их между своими вассалами, а те, в свою очередь, раздавали ее для обработки крестьянам. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. Привязанные к земле крестьяне содержали господ, которые в свою очередь служили в войсках короля. Таким образом возникли сложные взаимозависимые отношения между господами и крестьянами, причем крестьяне находились на нижней ступени общественной лестницы.
Поскольку каждый феодал стремился расширить свои владения, то конфликты и войны велись практически постоянно. В результате центральная королевская власть теряла свои позиции, что приводила к раздробленности государств.
Строительные особенности
В романской архитектуре используются различные строительные материалы. В ранний период не только жилые дома, но монастыри и церкви строят из дерева, но основным строительным материалом в средние века становится все же камень. Сначала он употреблялся лишь при строительстве храмов и крепостей, а позднее и для построек светского характера. Легко обрабатываемый известняк, залежи которого находились в областях вдоль Луары, давал благодаря своей относительной легкости возможность перекрывать сводами небольшие пролеты без устройства громоздких подмостей. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен.
В Италии было много мрамора который особенно часто использовался для облицовки стен. Разноцветный мрамор светлых и темных тонов, применяемый в различных эффектных комбинациях, становится характерной чертой итальянской романской архитектуры.
Камень был или отесанный в виде блоков, из которых делалась так называемая тесовая кладка, или бутовый, пригодный для кладки стен, когда требовалось усилить конструкции, снаружи облицованные плитами и блоками из тесаного камня. В отличие от античности, в средние века использовались камни меньшего размера, которые было проще добыть в каменоломне и доставить на стройку.
Там, где недоставало камня, использовался кирпич, который был несколько толще и короче употребляемого сегодня. Кирпич того времени был обычно очень твердый, сильно обожженный. Кирпичные постройки романского периода сохранились прежде всего в Италии, Франции, Германии и Англии.
Характерные черты
Важной задачей романского строительного искусства стало преобразование базилики с плоским деревянным перекрытием в сводчатую. Вначале сводом перекрывались небольшие пролеты боковых нефов и апсиды, позднее сводом стали перекрывать и главные нефы. Толщина свода иногда была довольно значительной, поэтому стены и пилоны проектировались толстыми с большим запасом прочности.
Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, который, не раздвигая стен, давит на них сверху огромной тяжестью, и потому требует особенно массивных стен. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе — во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр — Дам дю Пор в Клермоне). Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в.) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками.
Основой для новых типов сводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением, получаемый пересечением двух полуцилиндров. Нагрузки, возникающие от этого свода, распределяются по диагональным ребрам, а с них передаются на четыре опоры по углам перекрываемого пространства. Первоначально ребра, возникающие на пересечении полуцилиндров, играли роль арок — подкружал, что давало возможность облегчить всю конструкцию (собор св. Стефана в Кане, 1064 — 1077; монастырская церковь в Лорш — первая полностью перекрытая сводами базилика)
Если увеличить высоту свода настолько, чтобы диагональная кривая пересечения из эллиптической превратилась в полукруглую, можно получить так называемый повышенный крестовый свод.
Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что, как мы говорили, требовало возведения массивных пилонов. Поэтому большим шагом вперед стал романский составной пилон: к основному пилону добавлялись полуколонны, на которые опирались гуртовые арки, и в результате уменьшался распор свода. Значительным конструктивным достижением стало распределение нагрузки от свода на несколько определенных точек за счет жесткого соединения поперечных гуртовых арок, ребер и пилонов. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены.
В более позднее время сначала выкладывались торцевые (щековые) арки и ребра. Эта конструкция получила название ребристого крестового свода. В период расцвета романского стиля этот свод делался повышенным, а его диагональная арка приобретала остроконечную форму (церковь св. Троицы в Кане, 1062 — 1066).
Для перекрытия боковых нефов вместо крестового свода иногда применялись полуцилиндрические своды, очень часто используемые в гражданском строительстве. Романские конструкции — это прежде всего повышенный ребристый свод, остроконечная арка и погашение косых боковых распоров от сводов системой опор. Они создают основу для последующего готического стиля в архитектуре.
Типы сооружений
Значительную роль в возникновении, а особенно в распространении романского искусства сыграли монашеские ордена, в большом количестве возникавшие в то время, — особенно бенедиктинский орден, основанный в VI в. в Монте Кассино, и цистерцианский орден, возникший на 100 лет позднее. Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим, накапливая все больший опыт.
Монастыри вместе с романскими храмами, монастырскими или кафедральными, приходскими или крепостными церквами были важной составной частью общественной жизни в романский период. Они представляли собой могущественную политическую и хозяйственную организацию, которая влияла на развитие всех областей культуры. Примером может служить Клюнийский монастырь. В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. Петра в Риме построена новая монастырская церковь, представлявшая собой огромную пятинефную базилику длиной 130 м. Ее центральный неф был смело перекрыт 28 — метровым по высоте сводом, который, однако, после завершения строительства обвалился.
Планировочное решение монастырей основывалось на универсальных схемах, но приспособленных к местным условиям и специфическим требованиям разных монашеских орденов, что, несомненно вело к обогащению палитры строителей.
В романской архитектуре существовало два основных композиционных типа церковных сооружений. Это продольные в плане здания, иногда очень простые, прямоугольной формы с апсидой, приставленной с восточной стороны, или базилики; более редки центричные, круглые в плане здания с регулярно размещенными апсидами.
Развитие романской архитектуры характеризуется изменениями в организации внутреннего пространства и объема в целом, особенно у наиболее значительных сооружений того времени — базилик. Наряду с базиликальной организацией пространства используется и новый романский тип пространства с одинаковыми нефами или зальное пространство, особенно популярное в Германии, Испании и французских областях между реками Луарой и Гаронной.
В наиболее зрелых постройках того периода внутреннее пространство усложнено апсидами поперечных нефов, а хор имеет галерею с системой радиальных капелл, например во Франции и южной Англии (кафедральный собор в Норвиче, 1096 — 1150).
Внутреннее пространство храмов образуется соединением отдельных, в большинстве случаев квадратных в плане пространственных блоков. Такая система является важным знаком нового понимания организации внутреннего пространства.
Степень воздействия базиликальных пространств на посетителя в значительной степени зависела от характера решения стен и способа перекрытия. Использовались или плоское перекрытие, обычно балочное, или цилиндрические своды, иногда поперечные, а также купола на парусах. Однако больше всего тогдашнему пониманию организации внутреннего пространства соответствовал крестовый свод без ребер, который обогащал интерьер и упорядочивал его, не нарушая при этом продольный характер здания.
Романский план основывается на простых геометрических отношениях. Боковой неф имеет половину ширины главного нефа и потому на каждый квадрат плана главного нефа приходится два элемента боковых нефов. Между двумя пилонами, загруженными сводом главного нефа и сводами бокового нефа, должен располагаться пилон, воспринимающий нагрузку сводов только бокового нефа. Естественно, он может быть более стройным. Чередование массивных и более тонких пилонов могло бы создавать богатый ритм, но стремление исключить различие в размерах пилонов оказывалось сильнее: при использовании шестичастного свода, когда все пилоны загружены равномерно, их делали одинаковой толщины. Увеличение числа одинаковых опор создает впечатление большей длины внутреннего пространства.
Апсида имеет богатый декор, часто украшена «слепыми» арками, иногда расположенными в несколько ярусов. Горизонтальное членение главного нефа образуется аркой и поясом узких высоких окон. Интерьер украшен живописью и обогащен накладками на стенах, «лопатками», профилированными выступами, архитектурно обработанными колоннами и пилонами.
Колонна сохраняет классическое деление на три части. Поверхность ствола колоны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом. Капитель вначале очень простая по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба) постепенно обогащается различными растительными мотивами, изображениями животных и фигур.
Пилоны, так же как и колонны, имеют трехчастное деление на базу, ствол и капитель. В ранний период они еще очень массивны, а в дальнейшем облегчаются путем изменения пропорций и расчлененной обработки поверхности. Колонны используются там, где свод имеет небольшой пролет или маленькую высоту в подземных криптах или в окнах, когда несколько узких проемов объединились в группу.
Внешний вид романской церкви отвечает ее внутреннему решению. Это архитектура простых но форме блоков, иногда значительных размеров с небольшими окнами. Окна делались узкими не только по конструктивным соображениям, но потому, что застекляться они стали только в готический период.
В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Доминирующее положение занимает объем главного нефа с полукруглой апсидой, с одним или несколькими поперечными нефами. Различного типа башни размещают по — разному, Обычно дне из них устанавливаются на фасаде, а третья, четырех — или восьмигранная, — над пересечением главного и поперечного нефов. Наибольшее внимание уделяется западному фасаду, который украшается архитектурными деталями, а нередко и порталом со скульптурным рельефом. Так же как и окна, портал из — за большой толщины стен образован уступами, в углы которых устанавливаются колонны, а иногда и сложные скульптуры. Часть стены над дверной перемычкой и под аркой портала называется тимпаном и часто бывает украшена богатым рельефом. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Высота романских церквей увеличивается в процессе развития стиля так, что высота главного нефа от пола до пятки свода достигает обычно двукратной ширины нефа.
Развитие городских поселений. Первые города в южной и западной Европе возникают на месте бывших римских военных лагерей, которые были воинскими опорными пунктами и административными центрами. Они имели регулярную планировочную основу. Ряд их существовал еще в раннем средневековье, однако в тот период они превращались в торговые центры, что было предопределено их размещением на пересечении основных дорог.
Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. В стихийно возникших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными. Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения,— ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн. В основе его планировки лежал практический расчет. Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Живописная компактная группировка кристаллических объемов замка часто завершала отвесные скалы, срастаясь с ними. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы. Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастырские комплексы, представлявшие собой целые поселки и города-крепости. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались требования обороны, трезвый учет особенностей местности и т.д. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в.), замок Гайар на Сене (12 в.), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв.), аббатство Мон Сен Мишель д’Эгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. Типичный памятник периода коммунальной борьбы в городах 13 в. — грозные башни родовых замков в Сан-Джимипьяпо в Италии (конец 12—нач. 13 в.). Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов.
Замок Стерлинг, строители неизвестны, XI-XIIвв., Шотландия
Церковь св.Марии, 1093-1200, Лаах, Германия
Замок Лидс, строители неизвестны, XI-XIIвв., Англия
Франция. Памятники романского искусства рассеяны по всей Западной Европе. Больше всего их во Франции, которая в 11—12 вв. была не только центром философского и теологического движений, но и широкого распространения еретических учений, в известной мере преодолевавших догматизм официальной церкви. В архитектуре Центральной и Западной Франции встречаются наибольшее разнообразие в решении конструктивных проблем, богатство форм. В ней ярко выражены черты храма романского стиля. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Это зальный невысокий малоосвещенный храм, с простым планом, с маловыступающим трансептом, со слабо развитым хором, обрамленным лишь тремя капеллами. Почти равные по высоте, три нефа перекрыты полуцилипдрическими сводами и общей двускатной крышей. Центральный неф погружен в полумрак — свет проникает в него через редко расположенные окна боковых нефов. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Нижний ярус западного фасада расчленен порталом и двумя полуциркульными арками, уходящими в толщу степы. Движение вверх, выраженное небольшими островерхими башнями и ступенчатым фронтоном, останавливается горизонтальными фризами со скульптурами святых. Богатая орнаментальная резьба, типичная для школы Пуату, стелется по поверхности стены, смягчая суровость сооружения. В грандиозных храмах Бургундии, занявшей первое место среди других французских школ, были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма с высоким и широким средним нефом, с множеством алтарей, поперечных и боковых кораблей, обширным хором и развитым, радиально расположенным венцом капелл. Высокий, трехъярусный центральный неф был перекрыт коробовым сводом не с полуциркульной аркой, как в большинстве романских церквей, а с легкими стрельчатыми очертаниями. Классический образец такого сложного типа — грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 11—12 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы. Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач. 12 в.), Везеде (первая треть 12 в.) и Отене (первая треть 12 в.). Для них характерно наличие широкого зального помещения, расположенного перед нефами, применение высоких башен. Бургундские храмы отличаются совершенством форм, четкостью расчлененных объемов, размеренностью ритма, завершенностью частей, их подчиненностью целому. Монастырские романские церкви обычно невелики по размерам, своды невысоки, трансепты небольшие. При сходной планировке оформление фасадов было различно. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах, иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др.
Германия. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Воздвигнутые здесь соборы отличаются грандиозностью массивных четких кубических объемов, обилием тяжелых башен, более динамичными силуэтами. В Вормском соборе (1171—1234, ил. 76), построенном из желто-серого песчаника, членения объемов менее разработаны, чем во французских храмах, что создает ощущение монолитности форм. Не используется и такой прием, как постепенное нарастание объемов, плавных линейных ритмов. Приземистые башни средокрестия и четыре как бы врезающиеся в небо высокие круглые башни с конусообразными каменными шатрами по углам храма на западной и восточной сторонах придают ему характер суровой крепости. Повсюду доминируют гладкие поверхности непроницаемых стен с узкими окнами, лишь скупо оживленные фризом в виде арочек вдоль карниза. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Центральный неф перекрыт крестовым сводом и приведен в соответствие с крестовыми сводами боковых нефов. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания.
Церковь св.Марии, строители неизвестны, XIв., Англия, Кембридж
Пизанский собор, Бускет, Райнальдус Вильгельм из Инсбрука, 1063-1118, Италия
Мост Риальто, строители неизвестны, XIв., Венеция, Италия
Италия. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Это в значительной мере обусловлено раздробленностью Италии и тяготением ее отдельных областей к культуре Византии или романской — тех стран, с которыми их связывало длительное экономическое и культурное общение. Местная позднеантичная и раннехристианская традиции, воздействие искусства средневекового Запада и Востока определили своеобразие романской архитектуры передовых школ Средней Италии — городов Тосканы и Ломбардии, в 11—12 вв. освободившихся от феодальной зависимости и начавших обширное строительство городских соборов. Ломбардская архитектура сыграла важную роль в разработке сводчатой конструкции и скелета здания. В архитектуре Тосканы античная традиция проявилась в законченности и гармоничной ясности форм, в праздничности облика величественного ансамбля в Пизе. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г.— 14 в.), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв.) и кладбище Камио-Санто. Каждое здание выступает свободно, выделяясь простыми замкнутыми объемами куба и цилиндра и сверкающей белизной мрамора на покрытой зеленой травой площади у берега Тирренского моря. В разбивке масс достигнута соразмерность. Изящные беломраморные романские аркады с римско-коринфскими и композитными капителями членят фасад и наружные стены всех сооружений на ярусы, облегчая их массивность и подчеркивая конструкцию. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ.
Пизанская башня. Вот уже более восьми веков «падает» знаменитая башня на Площади чудес в итальянском городе Пиза. Ежегодно башня отклоняется от вертикали на один миллиметр. Сами жители города называют свою падающую кампаниллу «затянувшимся чудом». Архитектурный ансамбль на Площади чудес в Пизе включает в себя четыре сооружения: Дуомо (что по-итальянски означает «собор»), баптистерий (крещальню), кампаниллу (колокольню) и крытое кладбище Кампо-Санто. Оно было заложено в конце XII — начале XIII веков. По преданию, для этой цели сюда специально завозили землю, доставленную из Палестины, с горы Голгофы. Готические аркады кладбища украшены фресками, на которых запечатлены преисподняя и Страшный суд. Собор начали строить в 1063 году (после победного морского сражения против сарацин при Палермо) известные в то время архитекторы Бускетто и Райнольдо. Строили тогда медленно, и собор возводили 55 лет. Еще дольше сооружался баптистерий — целых 120 лет. Строительство этого круглого мраморного здания было начато в романском стиле, к которому позднее примешались элементы готики. Кафедра в часовне украшена рельефом, изображающим сцены из жизни Иисуса Христа. Но все рекорды по длительности строительства побила кампанилла, автором сооружения которой считают архитектора Бонанно. Но есть предположения, что проектировали кампаниллу те же зодчие, которые строили и собор, то есть Бускетто и Райнольдо. Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес. А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни
Замок Хёрбург, строители неизвестны, Ок.1090, Германия, Баден-Вюртемберг
Пизанская башня, Бонанно Диотисальви, 1153, достр XIVв., Италия, Пиза
Собор в Триере, строители неизвестны, XIв., Германия, Триер
И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Построив первый этаж высотой 11 метров и два колоннадных кольца, Бонанно обнаружил, что колокольня отклонилась от вертикали на четыре сантиметра. Мастер прекратил работу и… исчез из города. Одни историки полагают, что он сам бежал из города. Другие считают, что отцы города, взбешенные просчетом архитектора, не принявшего во внимание зыбкий грунт и в результате испортившего весь великолепный ансамбль, изгнали его. Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. Время от времени работу по строительству колокольни возобновляли, и к 1233 году было построено всего четыре этажа. Лишь через сто лет после начала строительства, в 1275 году, городские власти нашли смельчака, который рискнул продолжить возведение колокольни. Когда архитектор Джованни ди Симони возобновил работы, отклонение верхнего карниза башни от вертикали составляло 50 сантиметров. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. Точнейший математический расчет и великое мастерство зодчего позволили ему надстроить башню еще на пять этажей. Надстраивая ее, архитектор выкладывал следующие этажи, превышая их с наклонной стороны на пять, семь, десять сантиметров. Но кампанилла продолжала «падать». Увенчать все сооружение колокольней Дж. ди Симони не решился — слишком велик был риск. Поэтому, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. О дальнейшей судьбе его ничего не известно. В 1350 году, когда отклонение от вертикали составляло уже 92 сантиметра, за работу принялся архитектор Томазо ди Андреа. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону. Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. А по замыслу первый этаж ее должен был быть высоким, затем 10 этажей с балконами, 12-й этаж — звонница, а венчать кампаниллу должна была крыша. Общая высота башни предполагалась 98 метров.
Много раз предпринимались попытки спасти башню. В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. В 1961 году по проекту польского ученого Р.Цебертовича попытались уплотнить сыпучие и оседающие пласты почвы с помощью электрокинетических процессов. Но ни один из этих методов не остановил падения башни, которая продолжала накреняться с прежней своей скоростью — один миллиметр в год. Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. В апреле 1965 года старый звонарь Энчо Гиларди последний раз поднимался на колокольню по 294 ступеням. С тех пор его функции выполняет электрический прибор. Днем и ночью 100 автоматических фото- и киноаппаратов нацелены на башню, поджидая ее падения. Уже подсчитали, что если ничего не будет предпринято, то в ближайшие 50 лет башня потеряет стабильность и упадет. А ведь когда-то с ее балкона производил свои опыты, связанные с законом свободного падения тел, великий Галилео Галилей..
‹ Архитектурные стили Вверх Готика ›
Архитектура романского возрождения: характеристики дизайна
Рэйчел Браун | Опубликовано
Купить сейчас
Стиль романского возрождения прославляет архитектурные решения, которые были популярны в позднем средневековье. Стиль возрождения стал популярным в Англии в начале 19 века и пришел в Соединенные Штаты к 1840-м годам.
Здания в стиле романского возрождения большие и внушительные. Материалы, используемые для их изготовления, дорогие. Этот стиль наиболее заметен на крупных исторических сооружениях, таких как церкви, муниципальные здания и академические центры.
Корни архитектуры романского возрожденияСтиль романского возрождения представляет собой переосмысление романской архитектуры, популярной в 11-м и 12-м веках. В стиле представлены декоративные элементы, такие как арки, прочные колонны, бочкообразные своды и аркады для внутренних и внешних дорожек и украшения стен.
Археологи и историки 19-го века применяли термин «романский» к архитектурному стилю, который развивался между 5-м и 13-м веками из-за интенсивного использования римских архитектурных устройств, таких как арка. Большинство современных историков используют термин «романский» для обозначения архитектуры, построенной в более поздний период с 10 по 12 века.
Многие здания были спроектированы и построены в романском стиле, но большинство из них было разрушено или изменено, чтобы отразить новые стили в конце 12-го века.
Архитектурной формой, затмившей романский стиль, стал готический стиль. Ранние архитекторы адаптировали самые важные романские соборы в Европе, чтобы отразить готические черты. Есть несколько оставшихся, но разрозненных примеров романской архитектуры.
Ранние годы архитектуры романского возрожденияСтиль романского возрождения зародился в Англии и развивался на протяжении почти двух столетий. Историки задокументировали первое использование архитектуры романского возрождения, также известного как нормандское возрождение, в Великобритании в 1637 году. Это была реставрация Лондонского Тауэра архитектором Иниго Джонсом.
К началу 1800-х годов архитекторы и дизайнеры признали особый архитектурный стиль нормандского возрождения, наиболее популярный для церквей. Неоготическая архитектура была типична для церквей с англо-католическими наклонностями, но стили романского возрождения были популярны для нонконформистов или инакомыслящих.
Архитектура романского возрождения в Соединенных ШтатахСтиль романского возрождения проник в Соединенные Штаты к середине 1840-х годов. Его популярность возросла в 1880-х годах и просуществовала до конца 19-го века и даже позже в некоторых частях США. Среди этих иммигрантов были немецкие архитекторы под влиянием стиля Rundbogenstil. Рундбогенстиль сочетает в себе византийские, романские и ренессансные мотивы, которые были популярны среди немецкой диаспоры. Он отражал конструктивные особенности романского возрождения.
Еще одной причиной, по которой архитектура романского возрождения завоевала популярность, стала публикация статей с подробным описанием этого стиля. Роберт Дейл Оуэн похвалил романский стиль в одной важной статье, подготовленной для Строительного комитета Смитсоновского института. Он предположил, что эти конструкции были более гибкими и экономичными для зданий, чем преобладающий стиль греческого возрождения, используемый в Соединенных Штатах.
Первым заметным примером архитектуры романского возрождения в Соединенных Штатах является Маронитский собор Ливанской Богоматери в Бруклине, Нью-Йорк. Ричард Апджон спроектировал и построил этот собор в 1844-1846 годах.
Еще одним ранним известным примером архитектуры романского возрождения является здание Смитсоновского института, построенное в 1847–1851 годах по проекту Джеймса Ренвика-младшего. Его проекты 1870-х и 1880-х годов были настолько популярны, что их копировали по всей территории Соединенных Штатов и они стали известны как романский стиль Ричардсона.
Конструктивные особенности архитектуры романского возрожденияОсобенности дизайна в стиле романского возрождения создают вид, похожий на средневековый замок или церковь.
- Фасады из камня и кирпича
- Широкие закругленные арки как доминанта дизайна
- Короткие и толстые колонны
- Планы этажей соборов в форме креста
- Тяжелый и массивный внешний вид, напоминающий замок или крепость
- Асимметричные фасады
- Округлые или квадратные башни с остроконечной крышей
- Полихроматическая каменная или кирпичная кладка
- Полукруглые цилиндрические своды
Материалы, используемые для зданий в стиле романского возрождения, представляют собой огромное количество камня и кирпича. Поскольку этот материал был дороже дерева, большинство людей не могли позволить себе построить отдельный дом в стиле романского возрождения.
Сегодня большинство зданий этого стиля представляют собой церкви, здания университетов и муниципальные сооружения, такие как вокзалы, офисные здания и здания суда.
Дом Александра Брауна
Дом Александра Брауна является образцом романского стиля Ричардсона. Изобретатель и предприниматель Александр Браун построил дом в 1895 году.
Облицовка из красной кладки представляет собой сочетание песчаника и испанской плитки. Округлые арки, массивное присутствие и асимметричный фасад — все это отличительные черты архитектуры римского возрождения. Дом Александра Брауна внесен в Национальный реестр исторических мест с 19 года.88.
Музей ранних ремесел
Чарльз Бригам и Уиллард П. Адден завершили строительство здания, в котором находится Музей ранних ремесел, в 1900 году. Он имеет каменную кладку, башню и арочные проемы для дверные проемы и окна, придающие ему безошибочный романский вид.
Дом Сэмюэля Капплса
Томас Б. Аннан спроектировал Дом Сэмюэля Капплса в период расцвета романской архитектуры Возрождения в Соединенных Штатах. Он завершил строительство этого дома в 189 г.0 для богатого предпринимателя Сэмюэля Каплза.
Дом имеет короткие колонны, которые поддерживают арки у входа с круглыми выступами башни, напоминающими выступы замка.
Смитсоновский замок
Дизайн Смитсоновского замка представляет собой не чистый стиль, а скорее сочетание готической и романской архитектуры Возрождения. Джеймс Ренвик-младший разработал планы Смитсоновского замка и представил их на общенациональном конкурсе. Его планы получили единогласное голосование.
Архитекторы сначала спроектировали фасад здания с использованием мрамора, но высокая стоимость заставила дизайнеров искать альтернативы. Они остановились на красном песчанике Сенека, потому что он был дешевле и все же имел характерный вид.
Ройс-холл
Ройс-холл — поздний пример архитектуры романского возрождения. Он украшает кампус Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и определяет внешний вид этого университета. Лос-анджелесская архитектурная фирма Alison & Alison спроектировала это здание и завершила его в 1919 году.29.
Многоцветный фасад, многоуровневые арки и квадратные башни воплощают романский стиль.
Романская архитектура: Характеристики | StudySmarter
Фантастические крылатые звери смотрят вниз с разноцветных колонн, обрамляющих полукруглый фасад. Восемь императоров и королей навеки покоятся в прохладном темном склепе внизу. Это Императорский собор Успения и Святого Стефана, широко известный как Шпейерский собор , одно из самых известных романских зданий в Германии и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Шпейерский собор, Немецкая энциклопедия , 1891 г., Йозеф Кюршнер (редактор). Источник: Wikipedia Commons (общественное достояние).
Романская архитектура: определение
Романская архитектура — период средневекового европейского искусства и архитектуры, расцвет которого пришелся примерно между 1000 и 1150 годами. Термин «романский» относится к его римскому вдохновению. Однако этот стиль опирался и на другие традиции, в том числе каролингскую, оттонскую , а также византийский . В некоторых местах, таких как Сицилия, романский стиль даже включал в себя арабскую эстетику.
Романская архитектура, особенно соборы, обычно отличалась округлыми арками, колоннами, декоративными аркадами, скульптурами и другими видами орнамента. Несмотря на общие эстетические темы, романский стиль варьировался от страны к стране, причем наиболее известные примеры находились в Италии, где он возник, во Франции, Германии и Англии. Его распространение по Западной Европе сделало романский стиль поистине интернациональным.
Романская архитектура: предыстория
В период своего расцвета искусство и скульптура в Римской империи были реалистичными и натуралистичными. После того, как Римская империя пришла в упадок в 5 веке, искусство изменилось, и реализм на время ушел. Этот период первоначально был назван «Темными веками» в Европе 18-го века. В то время европейцы вообще восприняли весь тысячелетний период Средневековья как время упадка интеллектуальной строгости и качества искусства. К началу 20 века историки использовали термин «Темные века» для обозначения более короткого периода 5-10 веков. Сегодня этот термин больше не используется по многим причинам. Например, некоторые историки подчеркивают отсутствие интереса к реалистическому изображению в новом христианском контексте в отличие от языческого Рима, а не считают это потерей технических навыков.
Династия Меровингов
После распада Римской империи династия Меровингов (5-8 век) привнесла свои собственные германские влияния и смешала их с римскими источниками. Это германское племя предпочитало свои собственные традиционные узоры и геометрические узоры, а не реалистичные изображения людей римлян. Художники-меровинги также занимались мелкими изделиями из металла.
Южная сторона Ахенского собора, фото ок. 1900, репродукция Photoglob AG. Источник: Wikipedia Commons (общественное достояние). Собор включает в себя Палатинскую капеллу Карла Великого и представляет собой сплав стилей.
Каролингский ренессанс
Следующей крупной эстетикой, появившейся в Европе, был каролингский стиль. Этот стиль использовался при жизни императора Карла Великого (768-814) до конца IX века. Этот период стал известен как Каролингское Возрождение , потому что он возродил классическую римскую эстетику, смешанную с раннехристианским искусством, а также византийскими влияниями восточного христианства. Аахенский собор в Германии, где похоронен Карл Великий, начинался как каролингское сооружение, а затем был изменен, чтобы включить другие архитектурные стили.
Здесь термин «византийский» относится к искусству и культуре Византии со столицей Константинополем (современный Стамбул, Турция). В то время как Латинская церковь Рима и восточная церковь Константинополя формально не отделялись до 1054 года, они развивались отдельно.
Оттоновский ренессанс
Христос на троне с четырьмя евангелистами , Османский период, Трир, конец 10 века, слоновая кость. Источник: Музей Боде в Берлине, Wikipedia Commons (общественное достояние).
Следующий период (950–1050 гг.) назван в честь трех германских императоров по имени Оттон I-III. Оттонский период годов в средневековом европейском искусстве и архитектуре основан на каролингской традиции с дополнительным акцентом на возрождение раннехристианского искусства. Оттонские мастера специализировались на скульптуре, резьбе по слоновой кости и иллюминировании рукописей. Рукописи проявляли больший интерес к смелым цветам и выражениям, чем к натуралистическому изображению.
История романской архитектуры
Романская архитектура возникла после оттоновского периода в средневековом искусстве и архитектуре и стала популярной во всей Западной Европе. Первоначальное стилистическое вдохновение для романского стиля пришло из Ломбардия , Италия. Однако Италия отличалась от других романских вариантов по ряду причин. Как правило, романские постройки были каменными. В Италии, впрочем, тоже было изобилие мрамора в это время, который использовался для облицовки зданий. Другими словами, в Италии сохранилась непрерывная традиция каменной кладки, восходящая к римскому периоду. В этой части Европы также наблюдался экономический рост, в результате которого было построено много новых зданий.
Романская архитектура: стили
В Англии романский стиль был известен как норманнский стиль . Другие варианты романского стиля включали бургундский и цистерцианский стили Франции. Сицилия продемонстрировала, пожалуй, самую уникальную смесь романского стиля, сочетающую нормандский вариант с византийскими и арабскими влияниями.
Монашеские ордена
Ключевой причиной общей популярности романской архитектуры стал рост монашеских орденов , включая картезианцев, клюнийцев и цистерцианцев . Пришлось возводить более крупные церковные комплексы для размещения всех новых членов духовенства, монахов и мирян.
Романская архитектура: типы зданий
В то время религия доминировала во всех сферах жизни. Однако церкви были не единственным типом романских построек. Замки, частные дома и светские здания по всей Европе также имели романские элементы.
Скульптура и орнамент базилики Святого Серватия, Маастрихт, Нидерланды (11–12 века), Филипп ван Гульпен, 1844 г. Источник: Wikipedia Commons (общественное достояние).
Характеристики романской архитектуры
Романские соборы обычно имели план этажей, основанный на римской базилике . Алтарь церкви , расположенный в районе апсиды , обычно был обращен на восток в сторону Иерусалима, что символизировало источник христианства. 9Неф 0128 был длинным и сводчатым. Его пересекал под углом 90 градусов трансепт обычно около алтаря. Более крупные постройки имели меньшие проходы по бокам нефа. Некоторые церкви включали расходящихся часовен вокруг амбулаторных . В романских церквях также было много полукруглых элементов, таких как аркады, окна, двери , фасады , а также скульптура и орнамент. В некоторых соборах хранились святые мощей (части тела) и служил местом захоронения королей и императоров.
План собора Святого Остина, Кентербери, Кент, Англия, 1929 г. На плане показаны основные части средневековой церкви (неф, проходы, апсида, трансепт). Источник: Чарльз Коттон Саксонский собор в Кентербери и саксонские святые, похороненные в нем , Wikipedia Commons (общественное достояние).
Факты о романской архитектуре
Термин | Определение |
Амбулатория | Амбулатория церкви представляет собой полукруглый проход вокруг апсиды. |
Апсида | Апсида — полукруглая часть храма в алтарной части, обращенная на восток. Снаружи церковь обычно покрыта куполом. |
Аркада | В церкви аркада представляет собой ряд арок, каждая из которых находится на вершине колонны. |
Базилика | Базилика — это строительный стиль, возникший в Древнем Риме, с длинным центральным проходом (нефом). В Риме базилики обычно выполняли светскую функцию. Западные средневековые церкви обычно проектировались как базилики. |
Купол | купол — это крыша церкви в районе апсиды в форме полусферы. |
Фасад | Фасад – фасад здания с дверным проемом. Фасад собора обычно имеет множество стилистических элементов. |
Неф | Неф является самым большим центральным нефом церкви в западно-восточном направлении. |
Радиальные часовни | Лучевые часовни окружают амбулаторию в апсиде церкви. |
Трансепт | Трансепт представляет собой поперечную часть церкви, которая пересекает неф, обычно близко к алтарю. Трансепт придает церкви крестообразную форму. |
Барабанная полость | Барабанная полость представляет собой треугольную или полукруглую поверхность над входом, окном или дверью. Часто украшают барабанную перепонку. |
Хранилище | А свод является частью кровли церкви, состоящей из арок (ребер). Своды различаются по сложности. |
Отенский собор с частью свода, колоннами и полукруглыми арками, Отен, Франция (1120-1146 гг. ), 1913 г. Источник: Wikipedia Commons (нет известных ограничений авторского права).
Романская архитектура: примеры
Важно отметить, что многие романские постройки включали более ранние стилистические элементы, такие как 9 век Палатинская часовня в Аахене, Германия, и ее каролингский и оттоновский аспекты. В качестве альтернативы многие структуры были изменены, чтобы включить более поздние стилистические особенности. Например, собор Монреале на Сицилии представляет собой смесь нормандского романского, византийского и арабского стилей из его первоначальной постройки в 12-13 веках. Этот собор был изменен в 16 веке и в результате также имеет элементы эпохи Возрождения и барокко.
Известные романские здания
Санта -Мария в Космедах , Рим, Италия (8 -е место — начало 12 -го века)
ПАЛИАНСКАЯ ЧАСЕЛА ЧАРЛАМАНСКИ Германия (1001–1031)
Императорский собор Базилика Успения и Святого Стефана (Шпейерский собор), Шпейер, Германия (1030-1103)
Замок Конисбро, South Yorkshire, England (11th century)
Basilica of St. Servatius, Maastricht, Netherlands (11t-12th century)
Autun Cathedral, Autun, France (1120-1146)
Santiago de Compostela собор, Galicia, Испания (1075-1211)
Southwell Cathedral, England (1120)
Sénanque Abbey Church.
Krak des Chevaliers, Crusader Castle, Сирия (1140-1170)
Monreale Cathedral, Sicily, Italy (1172-1267)
65659595955959595959595959595959595959.list- 59595959595959595959595959.7059.lall. (1200)
Сантьяго-де-Компостела, фрагмент, фотография сделана в 1892 году. Источник: Константин Уде, Бауденкмелер в Испании и Португалии, Wikipedia Commons (общественное достояние).
Романская архитектура: историография
Искусствоведы начали изучать Романскую архитектуру в 17 веке. Однако подлинная оценка этого периода возникла только в 19-20 веках.
Первые исследования были посвящены тому, как строились романские здания, их формальным характеристикам и основным различиям между романским и готическим стилями. Историки искусства также изучали иконографию — значение и интерпретацию визуальных образов в системе — скульптуры и искусства этого периода.
Со временем историки искусства начали классифицировать романскую архитектуру по стилям, хронологическим периодам и влияниям. Они разработали методологию — систему методов — для изучения средневековой архитектуры.
Последствия
Готика Стиль постепенно вытеснял романский стиль, начиная с середины 12 века и до 15-16 веков. Готика создавала более богато украшенные, более высокие соборы, которые казались невесомыми благодаря большим витражи . Готика достигла этого невесомого вида, перенеся вес конструкции снаружи здания на контрфорсы — каменные опоры, отдельные от основного здания, в которых использовались арки.